Первое заседание комиссии, происходившее в храме св. Франциска в Ферраре, было открыто речью кардинала Иулиана Цезарини, в которой тот возвеличивал Унию и пламенно призывал потрудиться для достижения ея. Ему ответил св. Марк Ефесский , но так вяло и так неуверенно в успехе Унии, до такой степени не в тон речи кардинала Цезарини, что не только латиняне, но и члены Православной Церкви в комиссии были ею недовольны. Между тем известно, что св. Марк был блестящим оратором. Об этом свидетельствуют и сохранившияся его творения, а также отзыв Георгия Схолария, который имел возможность собственными ушами слышать речи и увещания св. Марка, в то время как до нас его проповеди не дошли. Так, он говорит следущее, обращаясь к многочисленным современникам жизни святителя Марка: “Хотя у нас и нет недостатка в мужах мудрых, но он был выше их всех, – и в этом можно убедиться, сравнив труды древних писателей с его трудами, которые перед судом правды ни в чем им не уступят. Надобно быть весьма несведущим или совсем незнакомым с Еллинскими музами, чтобы сравнивать его красноречие с нынешним, и не видеть в его слове – слово самого Сократа или Платона” 68 . Этот “неуспех” ответной речи св. Марка на первом заседании комиссии надо приписывать, следовательно, не иному чему, как тому, что святитель имея ум облагодатствованный Св. Духом, уже прозрел не только неудачность и безполезность, но даже и прямой вред для Православной Церкви от тех переговоров, которые в этот день начались между православными и римо-католическими представителями. Интересно заметить, что Св. Марк Ефесский в своей речи заявил, что Император Иоанн запретил своим представителям касаться вопросов веры, которые являются причиной расхождения между Православной и Римо-Католической Церквами. По мнению Императора частные исследования богословов в комиссии могут привести к осложнениям и затруднениям в деле заключения Унии. Получался абсурд: богословская комиссия, долженствовавшая выяснить пункты расхождения между Церквами, не должна была касаться богословских вопросов! Но надо понять, как мы это уже и говорили, что Император смотрел на Унию только как на политический акт и желал, чтобы договор о соединении был достигнут на основании туманных, общего значения фраз, и боялся, что дискуссия опытных богословов, как Восточных, так и Западных, выяснит, что расхождения между Церквами до такой степени велики, что общими и туманными фразами нельзя будет отделаться. О несерьезности такой “икономии” Императора и говорить не приходится.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

Практическая осуществимость всего устава всенощной (примечание) Совершение всенощной по всем вышеизложенным требованиям Типикона – с пением, например, целого 103 псалма (с припевом к каждому стиху), всех 8 псалмов 1 кафизмы, протяжным пением двух больших полиелейных псалмов или громадного 118 псалма, особенно же с пением 120 ирмосов и тропарей канона, не говорим уже о множестве стихир, седальнов, тропарей и т. п., – совершение всенощной с такой массой пения, да еще с 7 чтениями, может показаться решительно неосуществимым. А применение многогласия в Русской Церкви XVI-XVII в., т. е. в эпоху, когда всенощная закончила свое развитие, по-видимому, и исторически подтверждает такое мнение. И вот как бы для фактического опровержения такого пагубного для Типикона мнения недавно в Киевской Духовной Академии был сделан опыт такой всенощной, вероятно, первый и единственный в России после XVII в. (известно, что ни в одном русском монастыре ныне не поется в цельном виде канон, а тропари его читаются, так же как не поются нигде вся 1-я кафизма, полиелей или Непорочны). Мысль о такой всенощной зародилась еще два года тому назад одновременно у двух профессоров Академии – проф. литургики свящ. В. Д. Прилуцкого и автора настоящей книги. Обсудив вопрос, они решили, что осуществление этого намерения потребует расхода minimum в 300 руб. на два хора (которые по идее антифонного пения, на коем построено все наше богослужение, должны быть совершенно одинакового достоинства) и не менее двух месяцев напряженной подготовки (спевок). Когда упомянутые профессора поделились этими мечтами со своим единомышленником по литургической области еп. Аккерманским Гавриилом (Чепуром), он упрекнул их в наивности и сказал, что это будет стоить 3000 руб. и 2 лет подготовки. Носившаяся таким образом в воздухе мысль об идеальной всенощной запала в душу двух благоговейных студентов IV курса: священника З. Т. Саплина (куряк) и И. А. Лаговского (костромич; вышеперечисленные лица: рязанец, литовец и херсонец). Они решили сделать из этой всенощной нечто обетное и нашли среди студентов-певцов около 20 лиц, выразивших готовность, с немалым риском для горла, петь хотя бы то всю ночь, с 6 ч. вечера до утра. Человек 7 из этих 20 были студенты IV курса, затем по количеству следовали студенты I курса, потом II и, наконец, III; в племенном отношении исполнители распределялись приблизительно поровну между великороссами и малороссами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Прямой эфирот 21.02.2015 21:00. Протоиерей Дмитрий Смирнов отвечает слушателям радио " Радонеж " . Ведущий - протоиерей Александр Березовский. 16.03.2015 11:30:50 Кульков Сергей Андреевич Видео: http://radonezh.ru/radio/2015/02/21/21-00.html Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, почему у нас в Церкви принято служить сорокоусты? Вы как-то своей прихожанке сказали: " Обещаю одну литургию отслужить " . А почему все-таки сорок у нас принято служить? - Сорок - большое число, причем оно выделяется из общей массы. Например, мы сорок раз читаем " Господи, помилуй " - это знак такой полноты, которая эквивалентна слову " много " и поэтому был такой обычай, просить помолиться в сорока церквах, либо сорок литургий подряд. Это обычно касалось деревенских храмов, где служба совершается только по воскресеньям. И тогда батюшка и псаломщик брали на себя большой труд служить сорок дней подряд и молились, в основном, об упокоении души. Это могли себе позволить только богатые помещики, которые батюшку щедро одаривали, чтобы все сорок дней, когда усопший проходит мытарства, чтобы за него совершалась божественная литургия. Вот какой смысл в служении сорока литургий подряд. Это вошло в церковный обычай. Хотя в городах и в больших поселках, где службы бывают ежедневно, там это, в некотором смысле, теряет свой смысл - просто просят взять записку и сорок дней поминать. А тогда, когда начинался этот обычай, служилась литургия полноценно, специально ради поминовения конкретного человека. Бывает ли так, что Бог оставляет все попытки спасти человека? И в каком случае это возможно? - Бывает, что Господь на время оставляет, но это бывает крайне редко. - Так, чтобы человеку уже не было надежды на спасение? - Обычно такой человек о спасении не помышляет. Это для того, чтобы человек увидел разрушительные последствия для своей жизни, чтобы он это почувствовал. Как бывает - вот человек забыл Бога... Сегодня ко мне приходил парень, пять лет он не причащался, попал в историю - грозит тюрьма, пришел в церковь на исповедь, плохо-бедно покаялся...

http://radonezh.ru/text/pryamoy-efirot-2...

Разделы портала «Азбука веры» архимандрит Симеон (Брюшвайлер) Некоторые из вас живут поблизости, другие приехали издалека. Приехать издалека, с точки зрения географической, не так уж трудно, благодаря скорости современного транспорта, но преодолеть духовную дистанцию — это уже гораздо сложнее. Однако не так важно, откуда мы прибыли, важно знать, куда мы идем и как нам достичь нашей цели. Для этого нам необходимы люди, которые, подобно проводникам в горах, смогут показать нам путь и собрать тех, кто заблудился или стоит на краю пропасти. Именно такова роль духовничества. Некоторые возражения Практика духовничества часто встречает возражения, особенно в наши дни. Приведу четыре критических замечания, которые наиболее часто можно услышать: Кто такой духовный отец? Подумаем над тем, какое место занимает духовничество в жизни Церкви. Соловьев в своем философском завещании “Три разговора”, составленном в последние месяцы жизни, излагает свои взгляды на конец времен. Он описывает, как антихрист созывает в Иерусалиме вселенский собор для объединения христиан. В большинстве своем они принимают объединение, как он его задумал, за исключением маленькой группы, противящейся ему. В ней — католики, возглавляемые папой Петром II, протестанты во главе с профессором Эрнстом Паули — известным немецким богословом. О православных сказано, что их действительным, хотя и неофициальным вождем был старец Иоанн, весьма известный среди русского народа. Избирая старца в качестве личности, представляющей Православие, Соловьев, конечно же, проявил очень глубокую интуицию, но в то же время не дал этой личности определения. И в самом деле, кто такой старец? Понять, кто такой папа или университетский профессор, относительно легко. Но кто есть старец? Его служение не учреждено канонами Церкви, но имеет пророческое измерение, к которому неприложимы внешние критерии. К старцу можно применить евангельские слова: Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа ( Ин. 3:8 ). К истинному старцу можно отнести слова преподобного Силуана Афонского : “Совершенные ничего не говорят от себя, но что Дух им внушает” 1 . И такие люди встречаются редко. В отличие от старчества существует таинство исповеди, установленное Церковью, которое определяется канонами и регулируется церковной дисциплиной.

http://azbyka.ru/slushanie-boga-i-poslus...

Разделы портала «Азбука веры» Самое популярное Сейчас в разделе 1881  чел. Всего просмотров 97 млн. Всего записей 1130 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Православное аудио к содержанию ( 14  голосов:  4.6 из  5) Беседа преподавателя Санкт-Петербургской Духовной Академии, кандидата богословия, секретаря кафедры библеистики СПбДАиС Дмитрия Георгиевича Добыкина. –:– 99:12 Стоп через Расшифровка лекции Зовут меня Дмитрий Георгиевич Добыкин, я преподаватель Санкт-Петербургской Духовной Академии, преподаю я такой предмет, который называется библеистика, то есть наука об изучении Священного Писания. Сфера моих интересов — это Ветхий Завет, поэтому я сюда приезжаю и читаю лекции по темам, которые касаются Ветхого Завета. Понятно, что есть христиане, которые даже не слышали, что написано в Новом Завете, а уж про Ветхий Завет говорить очень сложно, но и Ветхий и Новый Завет являются Словом Божиим. И светская психология говорит о том, что приятнее всего слышать собственное имя, а для христианина приятнее всего слушать слова Бога. По словам преподобного Ефрема Сирина, когда мы молимся, мы разговариваем с Богом; когда мы читаем Писание, Бог разговаривает с нами. Эту цитату очень любят говорить протестанты, но они ее содрали у Ефрема Сирина. Я нашёл это место. Конечно, у нас переведено так немножечко с церковнославянизмами, но смысл именно такой. Когда мы читаем и изучаем Священное Писание, слышим слова Самого Бога — конечно, в переводе, но всё-таки слова Бога. Сегодняшняя тема, о которой мы с вами поговорим — это учение о святости в Библии. Выйдем на улицу и спросим у человека: а кто такой святой? Ответы будут разные. Я так подумал, какие могут быть ответы. Ответы: хороший человек, «облико морале», ну вот хороший человек; либо это те, кого мы называем святыми, те, к кому мы обращаемся с молитвами; тем, кому мы пишем иконы; тем, к чьим мощам мы прикладываемся; тем, кому мы строим и посвящаем храмы. Ну, я думаю, вы поняли, о ком я говорю. Если мы откроем Священное Писание и начнем читать его, мы достаточно быстро столкнемся со словом «Святой» и «святость», плюс еще «освящение» или такое понятие, как «святить» или «освящаться» — и прилагательные, и существительные, и глаголы.

http://azbyka.ru/audio/svyatost-i-svyaty...

Святой Кутман из Стейнинга Святой Кутман-пастырь. Витраж Святой Кутман из Стейнинга (память 8/21 февраля) – почитаемый и любимый англичанами скромный и простой отшельник. Сегодня, как никогда, следует помнить о подобных святых, ибо современному миру так не хватает смирения, кротости, мягкости, тепла, доброты, любви и душевной красоты, которые имели святой Кутман и многие другие святые. Святой Кутман родился, вероятно, в 681 году в местечке Чидем, что близ современного города Бошам в районе Южный Сассекс и в 25 милях от городка Стейнинг. Некоторые предания называют местом его рождения Девон и Корнуолл. Кроме английских преданий, об этом святом также рассказывается в сборнике житий святых «Acta Sanctorum». В то время, когда родился святой Кутман, в королевстве Сассекс проповедовал святитель Вилфрид, будущий епископ Йоркский. Из всех англо-саксонских королевств Сассекс последним был обращен ко Христу, и в просвещении этого королевства немалая заслуга святого Вилфрида, проповедовавшего здесь примерно с 680 по 685 год. Святой Вилфрид заслуженно носит титул «апостол Сассекса». Вполне вероятно, что именно этот великий святитель и миссионер огласил и крестил родителей святого Кутмана и самого святого. С раннего детства святой Кутман почитал и во всем слушался своих родителей, проводил много времени в молитве. Он и работал много, поддерживая родителей. Известно, что в отрочестве Кутман пас овец. Отец Кутмана умер, когда подвижник Божий был еще юным. Его мать вскоре разбил паралич. Кутман не переставал заботиться о ней до конца ее дней. Когда они настолько обеднели, что им нечего стало есть, они вынуждены были просить милостыню у боголюбивых людей, переходя от дома к дому. Для своей парализованной матери святой смастерил ручную тележку, на которой и возил ее. Святой нисколько не роптал на свою судьбу, но всецело предал себя в руки Божии, полностью доверив себя и свою мать Создателю. Живя такой простой жизнью, полной тягот, и днем и ночью он возносил пылкие молитвы Христу. Вскоре святой Кутман и его мать решили совсем покинуть родной дом. Утром, лишь только забрезжил рассвет, они отправились на восток. Святой вез больную мать, как всегда, на тележке, которую перевязал веревкой из ивовых прутьев. При этом он решил, что как только веревка перетрется, он сочтет это знаком Божиим и остановится, чтобы построить в этом месте церковь – он уже давно мечтал об этом. Веревка перетерлась в местечке под названием Стейнинг. Кутман, тотчас же остановившись, обратился к Господу с такой молитвой: «Господь Вседержитель! Вот Ты положил конец моим скитаниям. Помоги же мне теперь начать мою работу. Ибо кто я такой, Господи, чтобы строить святой храм во имя Твое? Если я понадеюсь лишь на свои силы, будет ли от этого толк? Только на Твою помощь, о Господи, упование мое! Ты вложил в мое сердце желание возвести храм, возмести же мое неумение, Боже, и помоги довести строительство Твоего святого дома до конца».

http://pravoslavie.ru/34616.html

Слово VII, в котором повествуется о том, что христианам не подобает сквернословить, пересказывать языческие анекдоты, острословить и смеяться Вступление Человеческая жизнь, благословенные христиане, делится на две части: настоящую и будущую. Настоящая жизнь – это плач и слезы, а будущая – смех и радость. Настоящая преисполнена скорби и слез, а будущая, напротив, – веселья и радости. Нынешнее время 81 – пора сева, а будущее – жатвы. В настоящее время – пора брани и подвигов, в будущем придет время побед и венцов. Кто сейчас живет, исполняя заповеди Господни, тот потом будет жить, чтобы принять награду и воздаяние за свои подвиги. Таков естественный порядок, введенный Богом: сначала сеют, потом жнут; сперва воюют и побеждают, а после принимают венец; сначала рыдают и плачут, потом радуются и смеются. Именно такой порядок Бог узаконил изначально в раю сладости, повелев Адаму возделывать и хранить заповедь, которую Он дал ему, а затем в качестве награды за его труды и хранение Адам получил бы от Него то, что сделало бы его богом по благодати и он вкушал бы блаженство: «И взял Господь Бог человека, которого создал и поселил его в раю сладости, чтобы возделывать и хранить его» ( Быт. 2, 15 ). Желая показать людям именно такой порядок, Бог сказал устами Екклезиаста, что вовсе не сначала время смеяться, а потом плакать, но сначала пора плакать, а потом смеяться: «Всему свое время и срок всякой вещи: время плакать и время смеяться, ( Еккл. 3:1 ). Именно такой порядок узаконил своим гласом в [земной] жизни собственноручно Сам Сын Божий, когда пришел на землю и стал Человеком, в блаженствах, какие Он изрек: «Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь» ( Лк.6:21 ). И наконец, именно такому порядку научили божественные отцы и учителя нашей Церкви. Так, божественный Златоуст сказал: «Ныне время сеять, тогда – собирать и обогащаться» (Беседа 25 на Евангелие от Иоанна). Как говорит преподобный Ефрем, «настоящее есть подвиг, упражнение и поприще, будущее же – награды, венцы и почести». А Исидор Пелусиот добавляет: «Ибо не воздаяние за труды здесь, но здесь борьба, а награды – после сего; так что во время подвигов да не ищут отдохновения и да не смешивают времен» (Письмо 679.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

«Человек некий схождаше от Иерусалима в Иерихон, и в разбойники впаде, иже совлекше его и язвы возложше, отыдоша, оставльше еле жива суща».Кто такой человек некий? Почему именно из Иерусалима в Иерихон? Ведь дорога одна и та же, мог бы идти и в обратном направлении, из Иерихона в Иерусалим. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня мы слышали евангельское чтение о милосердном самарянине. Евангелие это положено читать также во время таинства соборования, и там оно читается первым, потому что в нем говорится о масле и вине, а именно масло и вино употребляются в этом таинстве. Притча Господня о милосердном самарянине признана святыми отцами настолько важной, что изъяснение ее они включили в Постную Триодь. Триодь — от слова «три», трипеснец, три песни — это сборник песнопений, которые прибавляются к обычным песням канонов на утрени Великим постом. В притче этой говорится: Человек некий схождаше от Иерусалима в Иерихон, и в разбойники впаде, иже совлекше его и язвы возложше, отыдоша, оставльше еле жива суща. Кто такой человек некий? Человек некий — это все человечество. Почему именно из Иерусалима в Иерихон? Ведь дорога одна и та же, мог бы идти и в обратном направлении, из Иерихона в Иерусалим. Потому что Иерусалим означает первозданное, нерастленное грехом состояние человека. А Иерихон — город греха. И человечество избрало именно этот путь: от святости ко греху, путь нравственного падения и разложения. И на пути этом человек в разбойники впаде. Разбойники — это бесы, которые лишили человечество его одежды добродетелей и, изранив грехами, оставили еле жива суща, то есть еле живым. Мимо впадшего в столь бедственное состояние человека прошли священник и левит. Здесь имеется в виду ветхозаветная церковь, которая ничем не могла помочь людям. Самарянин же некто грядый прииде над него, и видев его, милосердова. Кто этот самарянин некто? В Евангелии, мы знаем, есть такой момент, когда иудеи однажды назвали Господа самарянином: самарянин еси Ты и беса имаши. Господь кротко возразил: Аз беса не имам, но чту Отца Моего (Ин. VIII, 48-49). Вот видите, Он не отрекается называться самарянином.

http://pravmir.ru/o-miloserdnom-samaryan...

Иеромонах Василий (Бурков) – наместник Святогорского Свято-Успенского монастыря в Пушкинских горах. Святогорский монастырь широко известен как место погребения Александра Сергеевича Пушкина (похоронен в родовой усыпальнице Ганнибалов-Пушкиных в 1837 году). О своем пути к монашеству и духовных наставниках – старцах архимандрите Кенсорине (Федорове), схиархимандрите Илии (Ноздрине), протоиерее Николае Гурьянове… – его рассказ, подготовленный издательством Псково-Печерского монастыря «Вольный Странник» . О приходе к вере Для меня самого это некая тайна, потому что я родился в самый разгар советских атеистических времен и про Бога нам ничего не говорили. Родился я в Хабаровске. Хотя там и была одна церковь, я туда не ходил, конечно. Я даже помню: как-то в детстве или уже в отрочестве проходил мимо церкви – и увидел на окне вентиляторы; я тогда подумал: «Как они странно в Бога верят… И зачем им вентиляторы?» Потом я попал в Псков… Друг мой иногда заходил в церковь, но и то, думаю, не по религиозной необходимости, а так, перед делом свечку поставить, – и я у него раз спросил как и зачем. А он: «Ты-то сам крещенный?» А я даже не знаю, крещенный я или нет. Позвонили мы домой в Хабаровск маме, мама мне сказала: нет, тебя не крестили. И друг говорит: «Давай тебя покрестим». Я: «Давай покрестим, ничего такого страшного не произойдет». И вот меня в Пскове – мне было тогда 25 лет – покрестили на квартире. Каких-то особых эмоциональных впечатлений не было. Но помню чувство – и теперь я понимаю, что это Божие было чувство. Я его тогда не понимал. Когда мне крестик надели и у меня висел крестик, мне было радостно, какая-то была тихая радость, и мысль была такая, что вот, у меня появился такой друг, который меня никогда не предаст, не оставит. Я очень любил крестик. Хотя занимался тем, чем и до этого занимался, всё было в суете, но вот это чувство я помню, до сих пор вспоминаю с благодарностью. Понимаю, что Бог дал мне такое. Но потом Божиим Промыслом у меня была ситуация, где я остался совсем один. То есть я мог делать какие-то дела, мог не делать. И, опять же, я полагаю, Бог так устроил… Я тогда не понимал своего состояния. Умом я рвался, думал: время уходит, надо что-то сделать великое, гениальное, а я ничего не делаю. А на сердце было спокойно и мирно. Я помню это состояние хорошо. И как-то зашел в храм – в Пскове тогда восстанавливался храм Александра Невского. Отец Олег Тэор, настоятель, он такой колоритный был… Тогда для меня это было что-то необычное. Мне всё это стало интересно, я стал ходить в храм, тем более всё восстанавливалось – мы сами своими руками делали это. Службы были такие: если дождь идет, то ряд людей стоит, ряд чашек, в которые капает. Ряд людей – ряд чашек.

http://pravoslavie.ru/134496.html

Поучения и беседы старца Клеопы Беседы старца Клеопы О канонах церкви И в наш век скоростей отец Клеопа оставался как един от древних. Часто можно было услышать, как он говорит: – Чада, канон такой-то говорит вот так... такой-то так... – Отец Клеопа, а они немного не устарели? – Когда их принимали святые отцы, Дух Святой говорил их устами. Даже если бы они устарели, мы должны помнить следующее: если Церковь утратит свое каноническое основание, она погибнет как Церковь . Священные каноны были приняты святыми отцами не для того, чтобы быть попранными, а чтобы им следовали. И следовали не по букве, а по духу. Сегодня никто не сможет накладывать епитимии по канонам святого Василия Великого , или святого Иоанна Златоуста , или святого Иоанна Постника , но нельзя игнорировать их. Если мы и исполнять их не будем исполнять, и почитать их не будем почитать, тогда все вместе пойдем в ад. Мерило и кормило Церкви остается в руках Божиих, а не в руках человеческих. Мы разрешаем, а апостолам было сказано в Евангелии: Что вы свяжете, то будет связано, а что разрешите, то будет разрешено (ср.: Мф. 18:18 ). А в силу какой добродетели? В силу благодати Духа Святого. А если мы разрешаем помимо Духа Святого, тогда Дух Святой не действует. То есть мы обманываем себя. Когда слепой ведет слепого, оба упадут в яму ( Мф. 15:14 ). Если ты соблудил, то напрасно священник говорит тебе: «Причащайся», в то время как канон предписывает тебе пить святую воду или делать то, что тебе предписано. Или если канон говорит тебе: «Не делай так, ибо надо делать вот так», а ты поступаешь по-другому, тогда мы обманываем друг друга. Канонические правила не для того приняты, чтобы уморить мир, а для того, чтобы удержать мир от греха. Приходят юноши, девушки, разные люди на исповедь и говорят, чтобы я не накладывал на них очень большую епитимию, потому что они не смогут ее выполнить, но если я дам им маленькую епитимию, то погрешу, а когда даю большую, то не грешу никогда. Для того и существуют каноны, чтобы человек был обличаем ими, чтобы исправлял свою жизнь, а иначе мы превратили бы Церковь в какое-то развлечение. Делаем, что нам нравится, и берем, что нам подходит. Правая вера румынского народа

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/da...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010