Закрыть itemscope itemtype="" > Туда, где раньше возвышался крест 06.12.2017 782 Время на чтение 12 минут Воскресный день. Прохладно, пасмурно, чуть порошит снег - к прогулкам такая погода не очень располагает, разве что... Есть такие темы, погружаться в которые лучше всего как раз в такой неуютный ноябрь - тогда воображение, словно маслом по холсту, рисует на фоне серого, в дымке города удивительные картины прошлого... В роли проводника по прошедшим столетиям - сотрудник Зональной научной биб­лиотеки СГУ им. В.А. Артисевич, выпускница курсов «Утраченные храмы Саратова», организованных молодежным отделом епархии совместно с Культурным центром имени П.А.Столыпина, Светлана Викторовна Клейменова. Экскурсия, которую она готова провести, уникальна - точнее, уникален найденный для нее материал. То, о чем собирается рассказать Светлана Викторовна, собрано ею по крупицам в процессе работы в отделе редких книг, сотрудником которого она является. Дополнительная информация была взята из разных источников: это и краеведческая литература, и мемуары, что-то из Интернета, но в основном из тех дореволюционных саратовских изданий, которые хранятся в Зональной научной библиотеке. И вот все готовы, и наш экскурсовод ведет группу по местам, где до революции находились домовые храмы... Что же такое домовый храм? От приходских и монастырских храмов домовая церковь в первую очередь отличается тем, что устраивается при общественных - богоугодных, благотворительных, ис­правительных или образовательных - учреждениях. Такой храм может быть открыт или закрыт для «посторонних» лиц, в зависимости от режима работы заведения. Домовая церковь могла иметь и отдельно стоящее здание, и располагаться во внутреннем помещении. Такой храм не имел приписанных к нему по территориальному признаку прихожан. Иногда он устраивался на частной территории (например, в усадьбе), а не в общественном месте, но в таком случае не имел и собственного причта (подобного рода храмы были приписными к близлежащим приходским). При учебных заведениях настоятелем домового храма, как правило, был законоучитель, так как Закон Божий был обязательным предметом для всех учащихся.

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/6/tud...

Игуменья всея Руси Интервью с настоятельницей Пюхтицкого женского монастыря игуменией Варварой – Матушка Варвара, вы уже более тридцати лет настоятельница Пюхтицкого монастыря… – Тридцать пять, тридцать шестой. – Известно, что Святейший Патриарх Алексий очень любит ваш монастырь… – Да, монастырю много помогал будущий Патриарх Алексий. Его привозили сюда еще младенцем. А в 1952 году, когда я пришла в монастырь, он уже был настоятелем Йыхвинской церкви. Он только на год старше меня: я тридцатого, а он двадцать девятого года рождения. Значит, мне тогда было двадцать два года, а ему – двадцать три. И он всегда с родителями каждый год приезжал в Пюхтицу. Такой молоденький, стройненький, худенький. Строгий такой – как посмотрит… Настоятелем был, его очень любили. С Йыхвинского прихода к нам многие приезжали. И он всегда находил время куда-то с ними пойти. Приход был очень слаженный. Молодого настоятеля очень любили. Отец у него был священником Казанской церкви в Таллине. Мама, конечно, хорошо воспитала своего единственного сына. Вспоминаю, что когда они приезжали, все говорили: «Ой, отец Алексий с мамой и папой приехал!». Отца очень любили – он был очень добрым священником. Ему что-либо дают в правую руку – левой рукой он уже отдает. Вот такой отец был у него. Скончался он в 1961 году в Таллине, там его и похоронили. Я сама не видела, но рассказывали наши схимницы (скончавшаяся мать Фотина, мать Любовь, мать Елена) – они все помнят его еще мальчиком – вот он, бывало, приедет с родителями: помогает жать, колоски подбирает, картошку копает. Когда соберутся с поля назад, идут по дорожке все сестры и он впереди. Вдруг – нет Алеши! А по лесу можно идти всякими тут у нас перелесками. Нет Алеши! Где Алеша? А он вдруг через несколько минут появляется. – Алешенька, ты где был? – А я зашел в лес и вот грибы несу на общую трапезу, – торжественно передает корзину, – это на общую трапезу я грибы набрал. Все его любили, конечно, за то, что он везде помогал и везде успевал. – Говорят, что именно владыка Алексий, нынешний Патриарх, благословил вас на игуменство. Не могли бы вы рассказать, как это было?

http://pravoslavie.ru/4547.html

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 9, 2007 год Ora et labora О Соловецких островах я слышал много хороших слов. Что там, посреди студеного моря, удивительно мягкий микроклимат. Говорят, в старые времена там монахи даже выращивали ананасы. Что туда можно приехать помолиться, увидеть прекрасную архитектуру, посетить красивые места с нетронутой природой и поработать в охотку во славу Божию. И вот этим летом я, наконец-то, побывал на Соловках. Но моя жизнь на острове оказалась совсем не такой, какой представлялась из Питера. Александр Крупинин ведущий радио «Град Петров» Первая разрушенная иллюзия - это погода. Большую часть времени на Соловках идут дожди. Буквально за полчаса небо становится серым без единого просвета, и дождь льет сутками: мелкий, как будто моросящий, но настолько плотный, что промокаешь насквозь за несколько минут. По подсчетам метеорологов, на островах бывает двадцать восемь ясных дней в году. Но и ясные дни не очень радуют: температура воздуха держится от +7 до + 12, и при этом постоянно дуют холодные ветры. Вот такой фон создала погода моему паломничеству. А я был экипирован совсем не по погоде: ведь ехал туда, где ананасы растут. Взял белые рубашки без рукавов. Плавки купил. Хотел прихватить зонтик, но один добрый человек сказал, что паломник с зонтом выглядит смешно. И то правда, все время или обе руки были заняты, или дул такой ветер, что ни один зонт не выдержал бы. Теперь об экскурсиях и работе. Прибыл я на Соловки в компании двух паломниц и молодого человека-экскурсовода на утлом суденышке в сильный ливень. Добрались мы от причала до монастыря промокшие до нитки и после недолгих поисков нашли, где принимают паломников. Встретил нас отец благочинный, игумен Герман. У меня было письмо с радиостанции «Град Петров», которое, как я надеялся, могло улучшить отношение ко мне. Отец Герман письмо прочитал и с самой доброй улыбкой обратился ко мне: «Но вы и поработать хотите?» Я, конечно, ответил: «Да». Отец Герман поручил дежурному по имени Валентин поселить меня в келье. Я сразу представил себе, как буду в уютной монашеской келье предаваться молитве и размышлениям в перерывах между богослужениями и осмотром достопримечательностей.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/9/23...

Лекция протоиерея Александра Дягилева прошла в Казанском соборе марта 2016 Со вступительным словом к слушателям обратился руководитель культурно-просветительского центра Казанского собора протоиерей Михаил Шастин , который рассказал о ходе лекции и о профессиональном опыте руководителя епархиального православного центра " Супружеские встречи " протоиерея Александра Дягилева. Отец Александр начал свою лекцию с определения трех типов семьи: патриархальной (которая часто трансформируется в матриархальную), детоцентричной и супругоцентричной. Патриархальный тип семьи был свойственен русской, европейской и азиатской культурам на протяжении тысячелетий. Тем не менее, это не означает, что он будет работать в современности. Во главе патриархальной семьи стоит мужчина, который несет всю ответственность за семью и принимает решения. Если с ним что-то случается, то его место занимает следующий по старшинству мужчина в семье. Для данного типа семьи очень важны традиции уклада и быта, четкая иерархия и порядок взаимоотношений. Цель жизни такой семьи состоит в том, чтобы построить большой дом и вырастить много детей. Несколько поколений такой семьи часто проживают вместе, семьи женихов и невест живут в одной культуре, единый уклад жизни приводит к тому, что многое в таких семьях происходит по умолчанию. Невеста, уходя в дом мужа, уже заранее знает, что ее ждет и что ей делать в новом доме. И мужья, и жены, и дети, и старики четко знают свои права и обязанности, хотя они и не проговорены заранее. Муж в такой семье считает себя вправе наказывать жену и детей вплоть до применения мер физического воздействия, жена и дети полностью зависимы от мужа, который чаще всего является единственным добытчиком хлеба насущного для семьи, а жена, связанная многими детьми, не имеет возможности приобретать профессиональные навыки или получать образование. Муж при этом заинтересован в максимальной зависимости жены и детей от себя. В наши дни по патриархальной схеме часто живут семьи богатых мужчин, " новых русских " . Муж может даже сознательно идти на удовлетворение любых капризов жены, лишь бы она так и оставалась милой, глупенькой и зависящей от него красавицей: " Дорогая, вот тебе абонемент в фитнес-клуб, вот тебе поездка на Бали или Канары, вот тебе новая загородная вилла. Путешествуй, развлекайся, занимайся здоровьем... только не вздумай даже думать о том, чтобы начать работать, учиться и стать от меня независимой " .

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Но что потом пошло не так, почему общины, лишённые чуткого руководства апостолов, быстро сошли на нет? Какую важную тайну унесли с собой апостолы, оставив нас в том же сокрушённом состоянии – под властью Закона, земного кесаря, а не Царя Небесного? Когда человек только-только приобщается к Церкви, на него чудесным образом спускается благодать Божия, с которой легко и радостно переносить как житейские невзгоды, так и ежедневный молитвенный подвиг. Но очень скоро благодать оставляет неофита, становясь заветной целью и редкой гостьей в душе, плодом кропотливого духовного усердия. Благодать надо заслужить, душе надо стать достойной обителью Святого Духа. И потому последователи Христовы, взыскуя и скорбя об утерянной благодати, медленными шажками, не без остановок и падений поднимаются по лествице Иакова в Царство Небесное. Так не может ли история с апостольскими общинами быть точно такой же милостью новообращенному человечеству, чтобы оно, имея заветный образ благодатного общежития в памяти, упорно и последовательно воплощало его в жизнь? И как неофиту не дано в одночасье превратиться в святого, так и социуму не дано перескочить из царства Закона в царство Любви. Допустим, скажет читатель, что всё так и есть. Но где та лествица Иакова, по которой, изживая грехи и дурные нравы, восходило бы христианское общество? Заметим, что Христос имел силу всех уверовавших в него приглашать в Царство Небесное, разом прощая все грехи. И только когда Христос и апостолы оставили землю, христиане осознали, какой это тяжкий подвиг – стяжать Царство Небесное. Появившееся в VI веке сочинение «Лествица или Скрижали духовные» преп. Иоанна Лествичника указало на целых 30 ступеней, которые надо пройти подвижнику. Если человеку определён такой многотрудный и долгий путь к Богу, то почему у социума нет такой лествицы? Почему многие из нас пребывают в беспечной уверенности (или в опасной прелести?), что достаточно «захотеть» («вообразить», как пел Джон Леннон в своей прекраснодушной песне «Imagine») его членам возлюбить ближнего своего, то общество как по мановению волшебной палочки станет обществом Любви?

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/05/sk...

поиск:   разделы   рассылка Елена Жосул Небоскребы, небоскребы, а храм маленький такой Источник:  Интерфакс-Религия Поначалу, конечно, казалось, что все серьезно. Екатеринбургская епархия попирает интересы горожан, лишая их излюбленного и популярного места отдыха, и стремится закатать в асфальт фонтан " Каменный цветок " . Массовый митинг против строительства храма – беспрецедентное сейчас в России явление. Это надо же было до такой степени довести народ, чтобы люди за неделю до визита в регион патриарха и в канун Антипасхи вышли на улицу с воздушными шариками и транспарантами публично критиковать " методы работы церковников " . Так думалось накануне поездки в Екатеринбург по итогам знакомства с тезисами местных журналистов и известных блогеров. Однако даже неглубинный анализ медиа-поля вокруг виртуального пока еще Екатерининского собора вкупе с персональными впечатлениями пришлого очевидца заставляют все более утверждаться в несколько ином выводе. Гигантоманическое градостроительство – болезненная идея фикс для городской власти. Строительная отрасль – поле, во-первых, жесткой борьбы, во-вторых, реализации весьма претенциозных амбиций нынешнего екатеринбургского муниципалитета. И медийные разборки вокруг строительства храма просто-напросто подверстаны в этот контекст. Гонимые профессиональным любопытством, в первый же вечер пребывания в Екатеринбурге мы с коллегами добросовестно отправились осматривать пресловутую площадь. Честно говоря, оказались сбиты с толку. Толп гуляющих горожан, ностальгирующих интеллигентов и воркующих влюбленных на площади Труда не оказалось, хотя, по словам противников строительства храма, площадь – одно из самых популярных мест городской тусовки. Фонтан мирно соседствует с часовней, в скверике – пара-тройка человек, несмотря на непоздний и теплый пятничный вечер. Молодежные компании бродят по центральным проспектам и сидят в барах и кафе, но не на лавочках площади Труда. В то же время и препятствий к тому, чтобы передвинуть фонтан с его привычного места " метров на несколько " , немного в сторону от центра сквера, поближе к памятнику Татищеву и де Геннину, и уступить тем самым место для собора, мы своим профаническим неархитектурным взором не углядели. Фотография компьютерного макета будущего Екатерининского собора, вывешенная у входа в часовню, заставляет поверить в то, что фонтан передвинуть можно, место для него найдется (или епархиалы опять врут и пускают населению пыль в глаза, окаянные?) Останутся стоять Татищев с де Геннином, за их спинами будет цвести " Каменный цветок " , за ним для желающих будет открыт вход в собор. Пространство вроде позволяет разместиться всем желающим – при условии, если ты не относишься к своему оппоненту с аллергической классовой ненавистью и не желаешь извергнуть его как явление. В чем проблема?

http://religare.ru/2_74968.html

протоиерей Валентин Асмус Судьба России была именно такой Скачать epub pdf Беседа пресс-секретаря нижегородского Союза православных граждан Сергея Чеснокова с известным богословом протоиереем Валентином Асмусом , настоятелем Храма Покрова Пресвятой Богородицы, что в Красном Селе (г. Москва). – Отец Валентин, многие считают, что людей, в таких торжествах, как 100-летие канонизации преподобного Серафима, их организаторов объединяют самые разные, порой неприглядные мотивы. Как вы думаете, нужно ли вообще вспоминать такие даты как 100-летие со дня рождения Цесаревича Алексея, 60-летие Победы? – Думаю, что сама наша Церковь в принципе благословляет празднование таких торжеств. Скажем, когда при прославлении преподобного Серафима Саровского дата обретения мощей была соединена с днем его рождения, то это, конечно, было не случайно, а намеренно. Церковь празднует рождество не только Иоанна Предтечи, Божией Матери, но и некоторых других святых. Мы знаем, что в Царской России существовали так называемые Царские Дни – несколько дней в году, имеющие отношение к Самому Правящему Императору или к Его Семье, особенно к Наследнику Цесаревичу. Конечно, мы должны эти дни отмечать, тем более такой юбилей. Это прекрасный повод, чтобы задуматься об этом столетнем отрезке тысячелетней истории нашего государства. Теперь это уже величины сопоставимые. Через сто лет мы имеем возможность не только оценить, что мы потеряли – а потеряли мы безмерно много, но и оценить – что приобрели. Приобрели мы не только молитвенное заступничество всех наших новомучеников и исповедников, но также, я думаю, более ясное монархическое сознание, чем даже то, которое существовало до революции у самых благонамеренных и верных Династии людей. Именно испытания, лишения законной власти, благословленной всей Церковной традицией, заставляют нас особенно остро осознать все ее преимущества. Причем, теперь уже без всякой политической конъюнктуры. – На Ваш взгляд, следует ли называть этот 100-летний период отечественной истории советским, ведь это не только время без наследника, но, вместе с тем, и время Цесаревича Алексия? Каково Ваше отношение к этому периоду?

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Asmus...

Разделы портала «Азбука веры» Сейчас в разделе   чел. Всего просмотров Всего записей 116 поделиться: ©2024 Сайт священника Константина Пархоменко Вот моя деревня На улице грохот, скрежет, вой: с Измайловского проспекта с мясом сдирают трамвайные пути, а мы сидим в Свято-Троицком Измайловском соборе, в кабинете у протодиакона Сергия Шалберова, рассматриваем фотографии, на которых родная деревня отца Сергия, и такой тишиной, таким покоем веет от этих снимков… Вот деревенский крестный ход: идут бабушки гуськом по лесу, лица праздничные, просветленные… Вот молебен у святого источника: и батюшка, и прихожанки погружены в тихую молитву… — У нас в Шапках вообще-то три источника, — поясняет отец диакон. — Этот — самый дальний. Его и коренные шапкинцы очень любят, и приезжие… Целебный! Я сам был свидетелем исцелений, и не раз. Моему соседу врачи напророчили смерть через два-три года — мол, все, безнадежен… А он живет да живет, ничего не пьет, кроме шапкинской водички, и на здоровье не жалуется. И ездят к нам за этой водой, ездят, и конца-краю нет — и это хорошо, да только кто горожанам объяснит, что нужно следить за порядком? Столько мусора оставляют после себя эти, с позволения сказать, паломники, что один из источников уже почти загублен. Надо бы часовенку там поставить, чтобы хоть совесть в людях заговорила: все-таки место святое, Богом дарованное, вода дивная, целебная. Тут не мусорить надо, а Господа славить за такой дар! А вообще-то я очень доволен тем, что в Петербурге знают о наших источниках: пусть прикоснутся к нашей святыне. Православная вера — такой же живоносный источник, к ней тоже надо припадать в духовной жажде — и исцеления не замедлят. — А откуда такое название — Шапки? Как услышишь его, так улыбнешься невольно… — А это от местности. Холмистая такая местность: гряда холмов тянется от Мги до Любани — они у нас, как шапки, возвышаются. Вот, между прочим, любопытный факт: по документам мы одно время назывались селом Покровским — по главному нашему храму. Но не прижилось это название: Шапки — и только!

http://azbyka.ru/parkhomenko/vot-moya-de...

С. Милов Предисловие Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла... ( 1Кор.13:4 ). Все это про любовь. Любовь мужчины к женщине, родителей к детям своим, человека к человеку. Но многие ли любят мир, жизнь, ближнего своего именно так – самоотреченно и всей сутью своей? Согласитесь, не многие. Почему? Мир стал жестче? Возможно. Но кто сказал, что он был полон любви две, три тысячи лет назад? История говорит обратное. Да и вряд ли вершившие ее думали о том, что мир создан, прежде всего, как обитель любви. Такой любви. Вряд ли кто-то понимал, что он, мир этот, и существует-то до тех лишь пор, пока человек умеет любить именно так. Иисус Христос об этом напомнил – жизнью Своей, смертью и заповедями. Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга ( Ин.13:30 ) – одновременно и повеление человеку незамедлительно начать огромную работу души. Ведь любовь не умеет жить среди злобы, корысти, зависти, лжи. Иисус Христос дал заповеди в помощь решившим изжить в себе эти пороки, сделать душу такой, в которую любовь могла бы прийти и поселиться навек. Об этом же неустанно, на протяжении веков заботится христианская Церковь . И в дошедших до нас трудах ранних ее отцов о такой любви говорится очень много. В этой книге о необходимости стяжания, неустанного возгревания в себе чувства любви с читателями говорит один из первых православных монахов, святой Ефрем Сирин (IV век). Из жития святого известно, что в ранней юности был он весьма раздражителен и даже гневлив, но пороки эти в себе преодолел и прожил жизнь подвижническую, преисполненную духовных подвигов. Его литературные труды характерны неповторимым языком, стилем, особой поэтикой. И в них слово «любовь» выражает практически все грани бытия: любовь человека к ближнему своему, любовь человека к Богу и любовь Бога к человеку. Всё взаимопроникает и существовать по отдельности не может. И всё требует постоянной устремленности ввысь – от каждого из живущих.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/si...

Юрьевская обитель: девять столетий молитв и духовного просвещения Стены, купола, сама земля — все залито солнцем. Спят заботливо укутанные до весны юрьевские розы, в другое время привлекающие всякого ступившего за древние стены красотой и долгоцветием. И такой покой!.. 7 февраля, 2014 Стены, купола, сама земля — все залито солнцем. Спят заботливо укутанные до весны юрьевские розы, в другое время привлекающие всякого ступившего за древние стены красотой и долгоцветием. И такой покой!.. «Мороз и солнце; День чудесный!» — Господи, о чем это я у монастырских-то врат? Чем хорош школьный литературный минимум: чуть что — сразу Пушкин на ум. Но ведь он и впрямь чудесен, этот день. Стены, купола, сама земля — все залито солнцем. Спят заботливо укутанные до весны юрьевские розы, в другое время привлекающие всякого ступившего за древние стены красотой и долгоцветием. И такой покой!.. Зима — не сезон для туристов. Это летом сюда, к Юрьеву монастырю, автобус за автобусом. Братии пора частых визитов не в тягость. — Если у наших современников есть острая потребность припасть к духовному источнику, мы только рады, что можем этому послужить, — говорит мне иеромонах Арсений, наместник монастыря. — Приходящие из мира ведут себя подобающе. Поэтому у нас всегда тихо. Даже время течет по-другому: медленно и несуетно. Здесь и язык, на котором с тобою разговаривают, другой. Необычен тем, что он… правильный. Безо всех этих бесконечных «как бы», без попыток заменить жестом куда-то запропастившееся слово. Оно никуда не пропадает, не спешит и не опаздывает. Январский день, близко к полудню. Молчит колокол, созывающий к заутрене и к вечерне. И только в Архимандритском корпусе через каждый час раздаются не звоны, а звонки. Там уже десятый год располагается Новгородское духовное училище (НДУ), с открытием которого была возобновлена традиция духовного образования, прерванная на новгородской земле революцией. До 1917 года духовная семинария была в Антониевом монастыре, где сейчас университет, а училище располагалось в кремле — там ныне колледж искусств.

http://pravmir.ru/yurevskaya-obitel-devy...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010