Скачать epub pdf Беседа с Галиной Александровной Пыльневой Людские мудрецы великие В атомный ад ведут народы, А белые платочки тихие Собой скрепляют церкви своды , – сам облик моей собеседницы напомнил эти строки Александра Солодовникова, написанные в 60-е годы. К сожалению, Галина Александровна Пыльнева наотрез отказалась фотографироваться, мотивируя это, в частности, тем, что в ее жизни нет ничего особо примечательного. Как сказать! Многолетнее общение с ныне канонизированными Глинскими старцами, переписка с архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем (Хархаровым). Еще – около десятка книг, автором и составителем которых она является, множество журнальных публикаций. И – верность Церкви в самые трудные годы. Произведения Галины Александровны хорошо знакомы православным читателям: «В Лавре преподобного Сергия», «Глинская мозаика», «Никола милостивый», «Советы опытных духовников» и др. Галина Александровна родилась в 1936 году в Москве. В 1958 году окончила Московский текстильный институт. Работала художником-прикладником в отделе реставрации памятников при Моспроекте. С 1992 года – на пенсии. – Галина Александровна, Вы пришли к вере в годы гонений, когда такой выбор сделать было, наверное, очень непросто. Как люди сохраняли веру в ту эпоху? – Я к вере не приходила в том смысле, что с малолетства росла среди верующих. Я родилась в распавшейся семье, и меня воспитывала бабушка, а потом, со школьных лет – тетушки, сестры отца, Дарья Ильинична и Евдокия Ильинична. Они окончили медицинский техникум и работали медсестрами. Главное, что было в моей жизни, это встречи с хорошими людьми. Эти встречи определяли всё – и в воспитании, и в характере. Как хранили веру в те годы? Хранили. Именно хранили, дорожили верой. Мои тетушки жили с убеждением, что вера – это самое важное, главная ценность. Но очень трудно было наладить общение, создать то, что мы называем средой, потому что люди были очень замкнуты, боялись друг друга. И я помню первые свои годы у тетушек… Они разговаривали вполголоса, оберегая меня, чтобы я этого не слышала. Я делала вид, что сплю, но мне, конечно, было интересно, о чем они говорят – в детстве всё интересно. И они говорили: у такой-то мужа взяли, у такой-то брата, у кого-то сослуживца… Люди исчезали, чаще всего по ночам, и я чувствовала, какое напряжение было у тетушек, особенно ночью, если какие-то стуки, звук подъезжающей машины… Сразу напрягались так, в окно смотрели… Ждали всё. В такое время поумнеешь быстро и соображать будешь четко: что можно говорить, чего нельзя говорить, что можно спросить, чего лучше не спрашивать.

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Ураина, Митрополит Черновицкий Онуфрий и Афон Митрополит Черновицкий Онуфрий и Афон     На Афон приезжает много паломников, но одного из них монахи Русского на Афоне Монастыря ждут особенно. Это  митрополит Черновицкий Онуфрий. Он обычно приезжает каждую осень и привозит с собой целый трейлер подарков.   Каждый брат монастыря вмч. Пантелеимона получает две больших сумки,  в которых: свежая сметана, молоко, кефир, сыр, одежда. А братьев-то около 70 человек! Затем архипастырь объезжает русских келлиотов, одаривая и их молочными продуктами и душевным теплом.             Где еще увидишь архиерея, который стесняется одевать белый клобук? Где еще встретишь архипастыря, который за честь для себя считает быть чтецом Часов перед Литургией? Ему в радость сделать любую услугу для афонитов , монахов, подвижников, даже просто поздороваться с монахом, сказать:  - Благословите!  И услышать:   - Бог благословит.  С радостью мы узнали что митрополит Черновицкий Онуфрий стал главой Украинской Церкви. Это прекрасный архиерей и истинный монах. Именно он сможет стоять за Церковь до крови! Понятно, почему Господь поставил его в такой момент истории...   Точно в такой же ситуации был избран в России свт. Тихон (Белавин). Всем были очевидны предстоящие преследования и гражданская война. Тода многие неодумевали, как такой тихий и кроткий человек будет управлять огромным кораблем Церкви. О  нем говорили: «Тихон=тих +он», тихоня. Тем не менее, история показала, что только кроткий человек может быть совершенно непреклонным в гонениях.   Если у Цекви такая глава, то ей нечего бояться в предстоящей отечественной войне с евро и американской интервенцией на Украине. Как бы то ни было, отечественная война на Украине, а затем в России, становится неизбежной, и Бог укрепляет русских достойным архипастырем. Мы верим, что Господь попустил своим мудрым Промыслом эти испытания Украине. То, что происходит, является лишь отражением внутреннего состояния народа, его души.

http://isihazm.ru/?id=384&iid=1763

О канонизации Сталина в нашей стране может говорить только один человек. Чего он делать, конечно, не собирается О том, суждено ли сбыться мечтам тех, кто рассчитывает на канонизацию Сталина, «Правмир» расспросил протоиерея Дмитрия Смирнова. – Звучит все больше голосов, какой хороший был Сталин и как много он сделал. Хотя практически в каждой семье есть репрессированные. Сейчас и иконы со Сталиным рисуют, и о его канонизации говорят… О канонизации Иосифа Виссарионовича в нашей стране может говорить только один человек – патриарх Московский и всея Руси, потому что есть процедура канонизации. Сталин умер в Москве, точнее, в ближнем Подмосковье, поэтому подавать в комиссию по канонизации может только один человек – епископ града Москвы, и это Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Чего он делать, конечно, не собирается. Особенно потешают разговоры тех людей, которые к Церкви не имеют никакого отношения. Они даже не знают Символ веры, их никак нельзя назвать христианами. Поэтому мы-то тут причем? Причем тут Церковь, если кто-то хочет какой-то канонизации? Это очень странно и наивно. Это все равно, что некоторые ребята из Узбекистана, которые работают в жэке, задумают Гавайям объявить войну. И решат. Вот собирайтесь и решайте. Если кто скучает по Иосифу Виссарионовичу, то есть замечательная кандидатура – Мишико Саакашвили. Назначьте его, он все устроит, я думаю, не хуже, чем его соотечественник ныне усопший. Да, был такой почти тридцатилетний период нашего государства. Во-первых, в реку нельзя войти дважды. Во-вторых, те самые люди той жесткой государственной системы уже просто не выдержат, прежде всего по возрасту, по здоровью, по медицинскому обслуживанию – ни по чему. Поэтому это, скорее всего, такая мечта, как о Золотом веке. Такой миф. Ну, был миф о непобедимости немецкой армии. Этот миф под Москвой благополучно закончил свое существование. Был миф, что учение Маркса всесильно, потому что оно верно. Ну, был такой миф. Людям все это внушали, лозунги висели. Когда рассыпался Советский Союз, никто даже с пугачом не вышел на улицу, не выстрелил в воздух в его защиту, абсолютно никто даже не пошевелился. Хотя перед этим был референдум, который засвидетельствовал, что большинство народа хочет сохранить государство. Но все это защищать никто не стал.

http://pravmir.ru/protoierey-dmitriy-smi...

О святом кулаке, окаянной шее и христианской любви. Что должен делать православный христианин, когда сталкивается с проявлениями богохульства и кощунства? К сожалению, в наши дни такой вопрос давно уже перестал быть риторическим, поэтому все чаще можно услышать слова о целесообразности его силового решения. 9 декабря, 2010 Что должен делать православный христианин, когда сталкивается с проявлениями богохульства и кощунства? К сожалению, в наши дни такой вопрос давно уже перестал быть риторическим, поэтому все чаще можно услышать слова о целесообразности его силового решения. Что должен делать православный христианин, когда сталкивается с проявлениями богохульства и кощунства ? К сожалению, в наши дни такой вопрос давно уже перестал быть риторическим, поэтому все чаще можно услышать слова о целесообразности его силового решения. Или, как говорил один из Шукшинских персонажей – святым кулаком, да по окаянной шее. И все дела! Причем, не следует думать, будто это точка зрения каких-то там околоцерковных маргиналов. Формальные основания для нее существуют весьма и весьма серьезные. Вот что говорил по этому поводу святитель Иоанн Златоуст в своих знаменитых «Беседах о статуях»: «Но раз у нас зашла теперь речь о хуле, то я хочу просить всех вас об одной услуге, взамен этой речи и рассуждения, – именно, чтобы вы унимали в городе тех, кто богохульствует. Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом…» Жутко звучит? Шокирует? Подождите, дальше будет еще интереснее: «…И если судья пред судилищем потребует ответа, смело скажи, что он похулил Царя ангелов, ибо если следует наказывать хулящих земного царя, то гораздо больше оскорбляющих Того (Царя). Преступление – одного рода, публичное оскорбление, обвинителем может быть всякий, кто хочет. Пусть узнают и иудеи и эллины, что христиане – хранители, защитники, правители и учители города; и пусть то же самое узнают распутники и развратники, что именно им следует бояться рабов Божиих, дабы, если и захотят когда сказать что-либо подобное, оглядывались всюду кругом и трепетали даже теней, опасаясь, как бы христианин не подслушал, не напал и сильно не побил.»

http://pravmir.ru/o-svyatom-kulake-okaya...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Злословие — 1) согласно определению прп. Аввы Дорофея ,  – пристрастное высказывание о согрешении брата; 2) грубое высказывание в отношении кого-либо (не обязательно вызванное его прегрешением или грехом). В Синодальном переводе Библии как «злоречие» на русский переведено три греческих слова: Отличие от клеветы и сплетен Злословие (порицание), равно как клевета и сплетни, передает о ком-либо нечто негативное, но в отличие от клеветы (заведомо ложной) или сплетен (зачастую никак не проверенных) – нередко соответствующее действительности. Отличие от богоугодного обличения Особенность злословия – недобрая мотивация. Оно вызвано отнюдь не стремлением ко благу (в частности, вразумлению или исправлению) того, к кому обращена злая речь, или того, о ком она ведется (в том числе в его отсутствие), и следовательно является грехом против любви к ближнему. Поэтому важно подчеркнуть разницу: даже крайне суровые обличения согрешившего народа или фарисеев, исходящие из уст пророков, Предтечи, св. апостолов или самого Христа, не являются злословием, но делом любви, направленным на вразумление и предостережение творящих грех и свидетелей его совершения. «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте», — настаивает Апостол Павел ( Еф.5:11 ). Он же, обращаясь к Тимофею, ставит обличение как духовно-врачебное орудие в один ряд и с запрещением, и с умолением – очевидно потому что и то, и другое и третье служит делом пастырской любви: «Обличи, запрети, умоли» ( 2Тим.4:2 ). Вразумление и обличение должно, по слову прп. Иоанна Лествичника , быть растворено кротостью и долготерпением 1 , но приходится вслед за свт. Григорием Богословом признать, что нередко «Мы ловим грехи друг друга не для того, чтобы оплакивать их, но чтобы пересуживать, не для того чтобы уврачевать, но чтобы еще уязвить, чтобы раны ближнего были оправданием собственных наших недостатков» 2 . Отличие от осуждения Преподобный  Авва Дорофей подчеркивает существенное различие между злословием (порицанием) и осуждением:  «Порицать — значит сказать о ком-нибудь: такой-то солгал, или разгневался, или впал в блуд, или сделал что-либо подобное. Вот такой злословил брата, т. е. сказал пристрастно о его согрешении. А осуждать — значит сказать: такой-то лгун, гневлив, блудник. Вот сей осудил самое расположение души его, произнёс приговор о всей его жизни, говоря, что он таков-то, и осудил его, как такого — а это тяжкий грех» 3 . Злословие – серьезный грех. Опасность злословия

http://azbyka.ru/zloslovie

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance «Как ты можешь считаться верующим человеком, ведя такой образ жизни? Зачем тебе это нужно?»  — что мне не удалось объяснить 6 мин., 21.03.2023 Я давно это подозревала, но пыталась отмахнуться и сделать вид, что меня это не касается. Но вот не удалось… Как-то однажды сидели мы с А., человеком из ближнего круга, попивали каберне, обсуждали Анджея Вайду и Пазолини, и вдруг она ни с того ни с сего ляпнула: «Слушай, ну как ты можешь считаться верующим человеком, ведя такой образ жизни? Зачем тебе это нужно?» На самом деле я давно ждала чего-то подобного. Ждала, что кто-нибудь, скорее из приверженцев атеистических взглядов, не удержится и спросит: «Как ты можешь пить коньяк, мазать губы блеском, рожать ребенка вне брака — и быть верующим человеком?» Но спросит не для того, чтобы уязвить меня лично, а чтобы в сбивчивых моих оправданиях найти подтверждение тому, в чем давно убежден: «Православная Церковь — скопище лжецов и лицемеров»... Впрочем, такие вопросы неудивительно слышать от своих сограждан, которые, как и я сама, выросли в стране, где десятилетиями насаждалось безбожие. Да что говорить об атеистах, стремящихся к посрамлению Православия, когда и мы сами, воцерковленные люди, частенько завышаем планку, предпочитая действительности пребывание в приятных иллюзиях. «Я стопроцентно доверяю своему участковому педиатру, она православная», — с восторгом повествует мне подруга, не желая признавать, что и православный врач может ошибиться в диагнозе. Да и сама я не раз попадалась в эту ловушку, считая всех встреченных в храме людьми без недостатков… Если же вернуться к моей беседе с А., то услышать упрек и подозрение в лицемерии было для меня несколько неожиданно. И потому, похлопав глазами, я напомнила подруге, что верю потому, что Бог существует независимо от моего плохого поведения и даже независимо от того, верю я в Него или нет. Впрочем, моя собеседница давно была в курсе доказательств бытия Бога — от Ансельма Кентенберийского до Иммануила Канта. И даже знакома с моими собственными аргументами, полученными из реальности, данной мне в ощущениях. «Окей, — сказала А., — допустим. Но доказательства бытия Бога не указывают на какую-то определенную конфессию... Вот человек убедился, что Бог есть, и после этого он выбирает себе ту религию, в которой ему более комфортно. Так зачем выбирать Православие, если в нем так много ограничений? Посмотри, ведь существует достаточно куда более либеральных культов». — «Ситуация, когда человек верит в Бога, но не знает, где Он, — апеллирую я к собственному опыту, — не ситуация выбора, а ситуация поиска. Ищешь не ту религию, в которой тебе будет комфортней, а ту, где обретаешь истину. Ту, в которой меньше противоречий».

http://foma.ru/popyitka-opravdaniya.html

Вопр. Одинаким ли церковь во учении поступает образом? или, так сказать, один ли учения образец имеет церковь такой, по которому во обучении или наставлении всякого состояния людей поступать обыкла; или разные образцы? Отвечаю: не одним образом, да разными. Вопросишь: Для чего ж бы разными? Отвечаю: Смотря по разности состояния людей: не всем людям дано, чтоб равную имели к понятию учения способность; ( Мф.13:11 ), да к тому ж и не всем надобно, чтоб были богословами, 1Кор.12 , то есть, такими людьми, которые бы все просто богословские задачи умели разбирать: иным довольно знать некоторые самонужные ко спасению догматы ( 1Кор.2:20 ; Рим.10:9 ). Вопросишь: Какие ж бы те были разные учения образцы? Отвечаю: Первый такой и необходимо всякому нужный, есть Катехизис, или учение Катехизическое; а второй, учения образцы? Отвечаю: Первой такой и необходимо всякому нужной, есть Катехизис, или учение Катехизическое; а второй, учение богословское, или Богословия, чрез Богословие разумея то Христианское учение, коему пространно и подробно учат в школах. Вопросишь: Откуда сие можно доказать? Отвечаю: И резонами и от свидетельств С. Писания: 1) Учения Христианского не могут все догматы за равные почесться, но иные или самые высокие, или самые нужные, как рассуждение о С. Троице, воплощение, оправдание, призывание язык, и надежда о будущих: а иные и низшие, и меньше нужные, как например: где будет ад? с какими обрядами какая тайна совершается? Такое в учительстве различие делает, чтоб и разным учение Христианское преподаваемо было образом: иным бы, говорю, образом высокие и нужные догматы: а иным низшие и меньше нужные: высокие и самонужные составляют Катехизис, а оба вместе Богословию. 2) Христианское учение имеет некоторые, так сказать, возрасты: ( 1Кор.13:11 ), по которым всегда верный человек пока вси, как Павел ( Еф.4:13 ) говорит, достигнем в меру возраста Христова: как например не может человек в веру приходящий статься таким, который уже в христианстве через много лет в высоких богомыслиях себя углублял: но надлежит такому так расти, как растет младенец. 3) Сие разделение признает Священное Писание : ( 1Кор.3:1 ; Гал.6:6 ; Деян.18:25 ), а наипаче из посл. к Евреям гл. 5, 11, 12, 13, 14. где точно описывается Катехизическое учение, и Богословия, из которых сия называется твердая пища, а то млеко, не само по себе, но по рассуждению учащихся. А отсюда доводится Катехизическое учение, что оно есть в Христианском учении первое.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Закрыть itemscope itemtype="" > Время строить храмы м Владимир Ресин: Где быть каждой церкви в столице, решают в конечном счете москвичи 22.11.2013 501 Время на чтение 10 минут Когда Владимир Ресин возглавлял столичный стройкомплекс в должности первого заммэра Москвы, где журналисты " РГ " с ним только не встречались. На крыше делового центра в Воскресенском переулке, откуда открывается великолепный вид на строящуюся Москву - там мы обсуждали проблемы развития столицы. В только что открывшемся после реставрации музее-заповеднике " Коломенское " , где говорили о том, что еще в городе нуждается в сохранении и возрождении его исторического наследия. И вот новая встреча с Владимиром Иосифовичем, который уже три года, как депутат Госдумы РФ. На сей раз - в Храме Христа Спасителя. Кто не знает, напомню, одним из руководителей восстановления этой святыни был как раз Ресин. Не случайно в Верхнем Храме в списке людей, приложивших усилия для того, чтобы на месте открытого бассейна в центре Москвы вновь появился этот взорванный в 30-е годы храм, есть и его фамилия. Кроме того, и менно Ресин сейчас курирует еще и программу создания в столице 200 православных храмов. Храм на 40 тысяч прихожан Владимир Иосифович! В 19-м веке оригинал Храма Христа Спасителя строился 44 года - с 1839 по 1883. А вы восстановили на его месте новый храм всего за 5 лет: с 1995 по 2000-й. Впрочем, действовать он начал даже раньше - в 1999-м, а в 2000-м храм был уже освящен Архиерейским собором. Как вам удалось сделать это за такой короткий срок? Владимир Ресин: 100 лет назад такой техники не было, какая была у нас. Ну, а главное - у большинства москвичей появилось огромное желание вернуть Храм Христа Спасителя. Хотя чего греха таить, были и противники. Вспомните 90-е годы с их разрухой. Звучало и такое: разве сейчас время для храмов? Лучше дать деньги нуждающимся, обеспечить жильем ветеранов и инвалидов войны... Но мэр Москвы все-таки принял решение строить храм. И построили! Но один храм, даже такой знаковый, не может утолить потребности всех верующих москвичей. К 2010-му году Москва по обеспеченности храмами оказалась на самом последнем месте по России: если в среднем в стране приходился один храм на 11 тысяч населения, то в Москве - на 40 тысяч человек, в то время как в дореволюционном городе церковь была на каждые 1,5 тысячи верующих. Не случайно Москву называли сорок сороков. И это еще в старых границах столицы. Если же учесть жилые районы, построенные за последние годы не только в пределах, но и за МКАД, то в некоторых из них и на 200 тысяч человек не было храма. Потому и решили построить к имеющимся 300 еще 200 церквей, чтобы на каждую из них приходилось не более 20 тысяч прихожан.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Остров в Острове 27.02.2007 408 Время на чтение 7 минут Начало 21-го века подтверждает прогнозы, что в наступившем веке религиозная составляющая жизни мира приобретет значительно большую роль, чем в предыдущие века. Во всяком случае, такой прогноз зримо подтвердили события в мире кинематографа. Один за другим вышли в свет религиозные шедевры кинематографа: художественное осмысление чаяний талмудического иудейства - фильм «Матрица», соразмерное по силе воздействия с лучшими работами средневековых мастеров Западной Европы художественное видение внешней стороны евангельских событий - фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы», и наш, скромный по художественным приемам, но оказывающий на зрителя сильнейшее духовное воздействие, православный фильм-притча «Остров». О каждом из этих фильмов, и о явлении в целом, мы планируем поговорить в дальнейшем, но начать, наверное, следует со своего. Длительная полемика о фильме «Остров», развернувшаяся на нашем сайте в последние месяцы, продемонстрировала устойчивый интерес наших читателей к фильму. Мы ожидали такой интерес и с самого начала старались собрать на сайте всевозможные отзывы-статьи на фильм. И практически каждая из публикаций вызывала оживленное обсуждение на форуме. Все сотрудники нашей редакции посмотрели этот чудо-фильм, несколько раз он становился предметом наших внутренних редакционных дебатов. Свою точку зрения, согласную с отношением к фильму всех наших сотрудников, в редакционной статье представил заместитель главного редактора Сергей Григорьев. Фильм - образ (икона) Фильм «Остров» я посмотрел случайно и в то же время неслучайно. В середине сентября мы с женой отправились навестить сына, который живет в городе Острове Псковской области и служит в местном госпитале. Погостив в его гостеприимной семье и насытившись возней с внуками и внучками, на обратном пути домой мы решили немного передохнуть от шума и гама в Пскове. Остановились в гостинице в центре города и теплым вечером бабьего лета отправились на прогулку по городу, пока не остановились напротив кинотеатра. На афише был изображен старик в подряснике с веслом в руках, и значилось: новый фильм режиссера такого-то «Остров». В главной роли - такой-то. Ни того, ни другого, я, естественно, не знал и никогда о них не слышал. Последний раз в кинотеатре мы были пару лет назад, всей семьей посмотрев «Павла I ». А тут улыбнувшись случайному совпадению: только уехали из Острова, и вот, пожалуйста, к нему и приехали, решили сходить на фильм с таким, близким нашим сердцам названием. Это был последний сеанс, в зале оказалось полтора десятка зрителей.

http://ruskline.ru/colonka_redaktora/200...

Литургия и образование 1 В первые дни Церкви, когда «христианами не рождались, а становились» ( Тертуллиан ), оглашаемый до присоединения к Церкви должен был пройти длительный период катехизации, то есть приготовления к таинству Крещения. В начале II века в Риме, например, такой подготовительный период длился два года. В то время казалось очевидным, что человек может стать членом Церкви только тогда, когда узнает и усвоит Ее учение, вполне поймет Ее Законы и жизнь. Во времена миссионерской проповеди христианства крещение взрослых было общим правилом, но по окончании этой эпохи нормой стало крещение младенцев; тогда катехизация естественно становится формой послекрещальной подготовки членов Церкви. В Западных церквях катехизация остается необходимым условием для «конфирмации», то есть для таинства Миропомазания, совершаемого в раннем отрочестве. Православная Церковь сохранила традиционную связь между Крещением и Миропомазанием, рассматривая их как двуединое таинство, в котором верующий становится членом Церкви. Хотя различные Православные церкви не выработали обязательной формы катехизации после крещения, везде принято, что дети должны получить христианское воспитание и образование. Это всеобщее убеждение показывает, что преподавание правил христианской веры и жизни членам Церкви – органическая и существенная часть церковной традиции. Хотя необходимость христианского воспитания признана повсеместно, в отношении форм и методов христианского образования этого нельзя сказать. Мы должны откровенно признать, что здесь царит путаница. Положение тем более неясно, что трудности его не вполне осознаны и поэтому не делается усилий их преодолеть. Это относится не только к отдельным деталям, но и к основным проблемам. Хороший пример – всеобщее признание воскресных школ в Православной Церкви в Америке. Воскресные школы, конечно, пришли к нам из протестантской системы образования, и прежде чем вводить их в практику Православной Церкви, следовало бы их критически оценить в свете православной концепции христианского образования, ее целей и принципов. Тем не менее такой вопрос никогда не поднимался, и «воскресная школа», где занятия часто проходят во время Божественной литургии, стала общепринятой формой нашего церковного образования. Можно привести и другие подобные примеры. Я полагаю, что вопрос прежде всего должен быть сформулирован следующим образом: указывает ли нам наша собственная православная традиция пути и методы христианского воспитания? Мы, конечно, имеем в виду не механическое восстановление методов обучения, употреблявшихся в иную историческую эпоху, а попытку духовно чтить церковную традицию, открывая ее дух, ее вечное значение. Православный путь жизни состоит в такой творческой актуализации церковной традиции; отказываясь следовать по этому пути, мы, сознательно или бессознательно, отходим от Православия. 2

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010