10 минут духовного чтения. Сколько укоров, наветов и гонений терпит пост! Почему же пост такой строгий, – когда Господь Сам говорит, что не входящее в человека сквернит его? 23 марта, 2016 Почему же пост такой строгий, – когда Господь Сам говорит, что не входящее в человека сквернит его? Как много толков о посте, как восстают на него и говорят: «Почему же пост – и такой строгий, – когда Господь Сам говорит, что не входящее в человека сквернит, но исходящее из сердца (Мф. 15:11), и апостол учит: не ядый ядущаго да не осуждает» (Рим. 14:3), и святой Златоуст в день Святой Пасхи призывает к веселию всех, и постившихся, и не постившихся? Думаю, что после того, что писал прежде, настоящее мудрование не затрудняет уже вас. Бедный пост ! Сколько он терпит укоров, наветов, гонений! Но вот всё, по милости Божией, стоит. Да и как иначе-то? Подпора крепка! Господь постился, апостолы постились, и притом немало, но, как говорит о себе апостол Павел: «в пощениих многащи» (2 Кор. 11, 27), и все святые Божии держали строгий пост, так что если б дано было нам обозреть обители райские, мы не нашли бы там ни одного, кто бы чуждался поста. Так и следует. Нарушением поста потерян рай – подъятие строгого поста должно стоять в числе средств к возвращению потерянного рая. Мать наша, Святая Церковь, сердобольная, разве мачеха нам? Стала ли бы она налагать на нас такое бремя тяжкое и ненужное? А вот налагает! Верно, нельзя иначе. Покоримся же… Да и все, хотящие спастись, покоряются… Посмотрите вокруг. Мало-мальски у кого западет забота о душе – сейчас начинает поститься , и чем сильнее у него забота, тем строже он постится. Отчего бы это? Оттого, что при посте успешнее идет дело и легче совладать с душою. Кто же отговаривается от поста, верно, тому не дорого спасение. Уж где чрево пишет законы, там Бог – чрево. Кому Бог – чрево, тот враг Креста Христова. Кто враг Креста, тот враг Христа, Спасителя нашего и Бога. Вы вот как вперед поступайте. Когда кто станет восставать на какое-нибудь подвижническое установление Божие, начинайте его спрашивать: какое же принимает он кроме этого, отвергаемого? Например, кто пост отвергает, спросите: ну а в церковь нужно ли ходить? нужно ли домашнее держать молитвенное правило? нужно ли исповедоваться? и прочее… И уж наверно найдете, что он откажется от всего.

http://pravmir.ru/10-minut-duhovnogo-cht...

В новой видеоколонке протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Троицы Живоначальной в Хохлах размышляет о статье «Дырка от духа», белгородских запретах и том, что такое духовность. В своей видеоколонке протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Троицы Живоначальной в Хохлах размышляет о статье « Дырка от духа «, белгородских запретах и том, что такое духовность. [flowplayer urlmp4=» img=» width=’580′ height=’327′ ]Духовность как запрет?[/flowplayer] Скачать видео У меня в руках статья журналиста Андрея Архангельского « Дырка от духа ». И перед статьей жирным шрифтом написано: «В Белгороде запрещают тяжелый рок, День всех влюбленных и современный театр не потому, что злодеи, а потому, что именно так понимают духовность: как запрет. У духовности в России нет позитивной программы». Со многим, о чем автор статьи пишет, можно согласиться без всякого сомнения. Действительно, прежде всего слово «духовность» звучит направо и налево, и никто не знает смысла этого слова. Даже сам автор явно не совсем понимает, что он имеет в виду, например, он пишет такие интересные вещи, что «духовность – это именно светское, мирское состояние человека». Что это значит? Какое это мирское состояние человека – духовность? Что значит светское состояние человека? Когда мы, верующие люди, говорим о духовности, мы, как это ни странно, влагаем в слово «духовность» совсем разные смыслы. Что для нас быть духовным человеком? Что это значит – иметь некую духовность? Что такое духовная литература, духовное пение? Мы часто воспринимаем эти вещи как идиомы и для нас духовная литература, духовное пение, духовная жизнь – вещи совершенно однозначные. Хотя, духовное пение – религиозное пение, духовная литература – это литература святоотеческая, или житийная, или служебная, литература, связанная с осмыслением некой религиозности, определенной стороны этой религиозности. А, с другой стороны, мы понимаем, что духовность, в самом высоком значение этого слова (в нашем понимании, потому что мы до сих пор не определяем однозначно это слово), – это святость. Это соединение с Богом, это жизнь в духе Святом. Такой духовности мы не имеем в большинстве своем. Такой духовности мы даже почти не встречаем в своем реальном опыте общения с людьми. Такая духовность – это, скорее, наше ощущение и предощущение того, к чему призван человек, таким неограниченным простором свободы духа. Когда читаешь книгу про Силуана Афонского , которую написал архимандрит Софроний (Сахаров), там есть явление такой духовности в жизни этого человека, в его переживаниях, в его отношениях с Богом, в его переживаниях по отношению к миру и человеку. Это очень похоже на то, что мы могли бы назвать духовностью.

http://pravmir.ru/dyrka-ot-duxa/

Все так делают? Преподобный Викентий известен благодаря емкой фразе: «Крепко держитесь такой веры, которую исповедуют повсюду, всегда и все». Хотите верьте, хотите нет, но эта короткая фраза дает Церкви твердое, надежное руководство в толковании Библии. Она оказалась настолько полезной, что получила известность как Канон святого Викентия. 25 марта, 2010 Преподобный Викентий известен благодаря емкой фразе: «Крепко держитесь такой веры, которую исповедуют повсюду, всегда и все». Хотите верьте, хотите нет, но эта короткая фраза дает Церкви твердое, надежное руководство в толковании Библии. Она оказалась настолько полезной, что получила известность как Канон святого Викентия. Перевод статьи Everybody’s Doing It специально для портала «Правмир» выполнила Марина Леонтьева. Преподобный Викентий известен благодаря емкой фразе: «Крепко держитесь такой веры, которую исповедуют повсюду, всегда и все». Хотите верьте, хотите нет, но эта короткая фраза дает Церкви твердое, надежное руководство в толковании Библии. Она оказалась настолько полезной, что получила известность как Канон святого Викентия. Богословские споры у кулера Святой Викентий Леринский учил, что если вера исповедуется всегда, везде и всеми, то она истинна. Священник Питер Гиллквист Мы часто вступаем в бесконечные трудноразрешимые богословские дискуссии с представителями других ветвей христианства. Это может происходить в институте, на работе, в гостях у друга, когда кто-нибудь неожиданно делает подобное заявление: «А мой пастор не признает крещения в младенчестве» или «Литургия – это скучно, это всего лишь одно бесполезное повторение одного и того же, поэтому мы оставили только пение гимнов и проповедь». Вы можете спорить с этим круглые сутки и не придете с вашим коллегой или другом к общему мнению. Тем не менее, вы можете успешно выражать позицию Православной Церкви по этим нескончаемым богословским вопросам, ибо в отношении их Церковь имеет единое мнение. Но как узнать в чем заключается данная позиция? Куда обратиться за помощью?

http://pravmir.ru/vse-tak-delayut/

Закрыть itemscope itemtype="" > Таинство покаяния и «общая исповедь» 22.08.2010 752 Время на чтение 9 минут В дни Успенского поста портал «Богослов.Ru» знакомит читателей со словами известного дипломата РПЦ, активного делателя на ниве Церкви митрополита Григория (Чукова) об общей исповеди, покаянии и грехе, произнесенными еще в его бытность архиепископом Псковским и Порховским. Статья публикуется впервые. В последние десятилетия в церковно-богослужебную практику начала входить так называемая общая исповедь, вытесняющая, особенно в городах, исповедь частную. Между тем такой практики никогда не знала древняя Церковь. В конце прошлого века употребление общей исповеди было разрешено митрополитом Исидором покойному протоиерею Иоанну Сергиеву (Кронштадскому) в силу особенных обстоятельств его пастырской деятельности и во внимание к его исключительной личности, но и то - не как Таинство Покаяния, а как подготовление верующих к принятию святых Таин Тела и Крови Христовых. В настоящее время оправданием такой практики обыкновенно становится большое число говеющих (особенно в дни Великого Поста) и якобы физическая невозможность для священника исповедывать каждого в отдельности. Некоторыми из мирян такая практика даже одобряется: не занимает много времени, не задевает самолюбия и не вызывает естественного чувства смущения и стыда пред духовником из-за совершенного проступка... О таком «одобрении» этой практики, конечно, нельзя и говорить серьезно: высказывать это - значит совершенно не понимать смысла исповеди и уклоняться от того, что является одним из существеннейших ее элементов - сердечного сокрушения кающегося и именно болезненного для самолюбия, бьющего по чувству стыда выявления пред духовником тяготящего совесть греха, как показателя искренности раскаяния и желания исправления. «Оправдание» же такой практики совершенно недопустимо, потому что так называемая общая исповедь, употребляемая в замену частной исповеди, не только коренным образом извращает установленный чин исповеди, но и ни в какой степени не является Таинством, так как не заключает в себе основных элементов, обуславливающих Таинство Покаяния как таковое.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/a...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Шоу» продолжается? Итоги выборов в Болгарии и Церковь 14.07.2021 648 Время на чтение 7 минут Фото: Хризма Источник: Центр ХРИЗМА Состоявшиеся 11 июля 2021 г. досрочные парламентские выборы в Болгарии проигнорировали 70% проживающих в стране граждан. В то же время проявили высокую активность/«ответственность» болгарские избиратели за рубежом (в основном – в Великобритании), явно не связывающие ближайшее будущее со своей Motherland. Судьба Болгарии была решена во всех смыслах за её пределами – именно зарубежные соотечественники отдали предпочтение партии «Есть такой народ» (как не вспомнить В. И. Ленина с его «Есть такая партия»?!) 54-летнего шоумена Станислава Трифонова, известного более как Слави Трифонов, – автора и ведущего вечернего ток-шоу («Шоуто на Слави»), транслировавшегося в прайм-тайм каждый рабочий день по частному «Би ТВ» с ноября 2000 г. по июль 2019 г. Партия «Есть такой народ» победила на выборах, получив 24,08% голосов. Второе место заняла партия ГЕРБ («Граждане за европейское развитие Болгарии») бывшего премьер-министра Бойко Борисова с результатом 23,51% голосов. На третьем месте – Болгарская социалистическая партия (13,39%). Предыдущие выборы прошли в апреле, но сформировать правительство не удалось. «Есть такой народ» – новая партия, выступавшая за перемены, против существующей системы. Незадолго до выборов Слави Трифонов дал интервью французской газете «Монд», в котором заявил, что «путь Болгарии, безусловно, как члена НАТО и ЕС»; что «мы, может, и имели общее прошлое с Россией, но времена изменились. С этой страной мы не имеем и не хотим иметь общее будущее». Г-н Трифонов также выступил за «трансформацию ЕС в единое государство» («Будет намного лучше, чем союз разных государств»), призвал дать «твёрдый ответ Европы» Эрдогану за отказ от Стамбульской конвенции и Виктору Орбану из-за его эксцессов с «ЛГБТ»-сообществом в Венгрии. «Закон в Венгрии, запрещающий говорить малолетним о гомосексуальности, – продолжил политик-шоумен, – предупреждает нас о том, что ЕС должен трансформироваться в единое государство, которое не позволит другим государствам свободно решать, как в Венгрии».

http://ruskline.ru/opp/2021/07/14/shou_p...

Как же быть с Ветхим Заветом, как можно доказать, что события, описанные там - не выдумка? 25.11.2016 09:27:34 Протоиерей Олег Стеняев Слушать: http://radonezh.ru/radio/2016/11/06/21-00.html Прот. Олег Стеняев: - Радио «Радонеж» в прямом эфире, как обычно по воскресеньям у микрофона протоиерей Олег Стеняев. Прежде всего, хочу благодарить всех, кто поддерживал меня во время болезни. У меня были две операции под общим наркозом на левую стопу. Сейчас, слава Богу, я чувствую себя лучше, хотя какое-то время придется передвигаться на костылях. Нога заживает. Итак, мы возвращаемся к нашим передачам. Сегодня мы возобновили библейский лекторий на радио «Радонеж», который у нас проходит по воскресеньям с семи до восьми вечера. Теперь переходим к формату вопросы -  ответы. Раб Божий Олег спрашивает: - Мучает такой вопрос. В ответ на вопрошания о том, реальны ли явления и события, описанные в мифах, например, про лабиринт, кентавров, Змея Горыныча и прочее -  священники говорят, что это выдумки. Как же быть с Ветхим Заветом, как можно доказать, что события, описанные там -  не выдумка? По каким критериям можно это доказать?  Благодарю. - Я подготовил такой ответ -  высказывание святителя Иоанна Златоуста. Златоуст учит: чудеса предлагаются для неверных, а не для верующих. Неверный же при удобном случае с презрением отнесется к чудесам. Когда я учился в семинарии, у нас был в ходу такой семинарский анекдот: «Встречаются верующий и неверующий. Верующий говорит: есть чудеса. Неверующий  - нет чудес. Верующий: ну как же нет чудес, у нас дьякон полез на колокольню, поскользнулся, упал, остался жив. Разве это не чудо? Неверующий: нет, это случайность. Верующий: потом он опять полез на колокольню, поскользнулся, упал и остался жив. Это что? Неверующий:  это совпадение. Тогда верующий говорит: но сегодня он опять полез на колокольню, поскользнулся, упал и остался жив. А это что?! Неверующий: наверное, привычка». Т.е. люди относятся скептически, они могут всё отрицать. Так же Златоуст писал: когда душа находится в состоянии бесчувственности и развращения, одержима недугом зависти -  тогда она не убеждается никаким чудом.

http://radonezh.ru/text/kak-zhe-byt-s-ve...

Как не отвлекаться на богослужении? Часто даже на службе не удается отвлечься от житейских забот, переживаний, мечтаний. Порой спохватываешься, что за своими суетными мыслями прозевал Трисвятое, чтение Евангелия, евхаристический канон. . Можно ли справиться с такой рассеянностью? 30 сентября, 2009 Часто даже на службе не удается отвлечься от житейских забот, переживаний, мечтаний. Порой спохватываешься, что за своими суетными мыслями прозевал Трисвятое, чтение Евангелия, евхаристический канон. . Можно ли справиться с такой рассеянностью? Часто даже на службе не удается отвлечься от житейских забот, переживаний, мечтаний. Порой спохватываешься, что за своими суетными мыслями прозевал Трисвятое, чтение Евангелия, евхаристический канон. Естественно, после такого похода в храм возникает чувство неудовлетворенности, вины перед Богом. Можно ли справиться с такой рассеянностью? Об этом мы спросили настоятеля Успенского храма города Красногорска Московской области протоиерея Константина ОСТРОВСКОГО. СПРАВКА Протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ родился в 1951 году в Москве. В 1974 году окончил Московский институт электронного машиностроения. Работал в Вычислительном центре Мосгорсобеса, потом в Республиканском информационно-вычислительном центре Минздрава РСФСР. В 1978 году принял крещение и ушел работать алтарником в храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. В 1987 году рукоположен во диакона и в священника. Два года служил в Хабаровске. С 1990 года — настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области. С 1993 года — благочинный церквей Красногорского округа Московской епархии. Женат, имеет четверых сыновей. Трое из них священники. — Отец Константин, почему даже во время самой красивой и радостной службы ум нет-нет да и отвлекается на обычные житейские заботы? Можно ли приучить себя не отвлекаться? Существуют ли какие-то специальные приемы? — Не приемы, а опыт святых отцов, передававшийся и устно, от учителя ученикам, и письменно. Казалось бы — святые, вот уж кто был привязан к Богу всем сердцем! Но даже им приходилось бороться со своими страстями, стараться сосредоточиться на молитве.

http://pravmir.ru/kak-ne-otvlekatsya-na-...

Митрополит 25 октября, 2010 Кто такой митрополит? Какое место он занимает в церковной иерархии? Какую роль митрополиты сыграли в истории Русской Православной Церкви? Разобраться в Церковной иерархии непросто. Тем более, что многое в Церкви постоянно менялось. Изначально в христианстве, маленькой иудейской секте, не было никаких церковных званий. Когда-то существовал только Христос и Его ученики. Мы попробуем разобраться в том, чем занимаются в современной Церкви митрополиты. Кто такой митрополит Митрополит — это епископский титул в Русской Православной Церкви. Такой духовный сан относится к высшему рангу. Слово «митрополит» происходит от слова «метрополия», митрополит в переводе с греческого — столичный человек. Первое официальное упоминание этого звания относится к документа I Вселенского Собора (325 год). В конце 4-го правила написано: «Утверждати же таковыя действия в каждой области подобает ея митрополиту». Читайте также — Митрополит Иларион (Алфеев): Всем в своей жизни я обязан Церкви Митрополит не только имел право созывать поместные Соборы, но и оказался наделен другими важными церковными полномочиями. Митрополитами считали городских епископов, но возглавлять он мог и большую провинцию или целую область. Это — почетное звание. Главой митрополита в Русской Церкви считается только Патриарх. На митрополите лежит большая ответственность. Конечно, этот титул существовал не всегда. Церковная иерархия Вся Церковная иерархия появилась не сразу. Церковь — это живой организм, и все развивалось по своим законам. В «младенчестве» Церкви не было никаких званий. Это не удивительно. Все ждали скорого Пришествия Христа. О Нем говорили так, словно Он скоро явится снова, и это точно известно. В те далекие времена в христианской Церкви существовали только миряне и апостолы. Вопрос о Церковной иерархии не стоял остро, потому что христиан преследовали, их было мало, и все они подвергались гонениям. Апостолы были учениками Христа, но апостол — это не епископ и звание апостола не имеет отношения к иерархии в Церкви. Позже появились ученики учеников Христа, и.т.д. Это заняло некоторое время. Назрела необходимость изменений в устройстве Церкви. Число последователей Христа росло и множилось. Церковь тоже менялась.

http://pravmir.ru/mitropolit/

Митрополит Иларион: Нет такой притчи, которая не имела бы к нам отношения 3 ноября, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) После смерти человека уже не изменить его будущее. 2 ноября 2014 года, в неделю 21-ю по Пятидесятнице, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь образа Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. По окончании Литургии митрополит Иларион обратился к присутствующим со словом проповеди: «Сегодня, дорогие братья и сестры, мы слышали притчу Господа Иисуса Христа о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31). Каждый раз, когда мы слышим евангельские притчи о богатстве и богатых людях, первое, что приходит на ум, – это то, что, возможно, к нам они не имеют никакого отношения, ведь мы не являемся богатыми людьми. О богатых людях мы читаем или узнаем из новостей, и, может быть, сегодняшняя притча о богаче и Лазаре тоже относится больше к ним, нежели к нам? На самом деле, нет такой притчи, которая не имела бы к нам отношения. Нет такого слова Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, которое относилось бы не ко всем, а только к некоторым из нас. Все, что говорит Господь Иисус Христос богатым, относится также и к бедным, и наоборот. И всякий раз, когда мы слышим Его притчи, мы должны стараться не только внешне сопоставить свою жизнь с иллюстрациями и образами, но и попробовать проникнуть в духовное содержание, ведь за некоторыми фразами скрывается более глубокий смысл, чем может показаться первоначально. Притча о богаче и Лазаре напоминает, что нам в своей жизни нужно на практике исполнять заповедь: «Не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим» (Втор. 15:7). Но также сия притча говорит о двух совершенно разных реальностях: о реальности нашего земного мира, в котором мы сейчас с вами находимся, и о той реальности, что ожидает нас за порогом смерти. После смерти человека уже не изменить его будущее. Мы обычно думаем, что за порогом смерти все будет просто: все грешники будут наказаны за свои грехи, беззаконники ответят за свои беззакония, а праведники получат награду за добрые дела. Но мы забываем о том, что будущая жизнь для нас является тайной, ибо мы очень мало знаем о ней. Господь через сию притчу хотел предупредить всех людей о необходимости сегодня и сейчас изменять свою жизнь, расставаться с грехами, ведь потом будет поздно. Притчи Господни, которые все посвящены Царствию Небесному, приоткрывают завесу, за которой сокрыто наше будущее, это некое окно в Царствие Небесное.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-net...

Некоторые из вас живут поблизости, другие приехали издалека. Приехать издалека, с точки зрения географической, не так уж трудно, благодаря скорости современного транспорта, но преодолеть духовную дистанцию - это уже гораздо сложнее. Однако не так важно, откуда мы прибыли, важно знать, куда мы идем и как нам достичь нашей цели. Для этого нам необходимы люди, которые, подобно проводникам в горах, смогут показать нам путь и собрать тех, кто заблудился или стоит на краю пропасти. Именно такова роль духовничества. Некоторые возражения Практика духовничества часто встречает возражения, особенно в наши дни. Приведу четыре критических замечания, которые наиболее часто можно услышать: 1. Цитируется Евангелие от Матфея: И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах (Мф.23:9). 2. Идея духовничества шокирует наших современников, столь приверженных демократии и равенству. 3. Из того, что истинные духовные отцы встречаются редко, делается вывод, что можно обойтись и без них. 4. Опасности злоупотребления. Кто такой духовный отец? Подумаем над тем, какое место занимает духовничество в жизни Церкви. Соловьев в своем философском завещании " Три разговора " , составленном в последние месяцы жизни, излагает свои взгляды на конец времен. Он описывает, как антихрист созывает в Иерусалиме вселенский собор для объединения христиан. В большинстве своем они принимают объединение, как он его задумал, за исключением маленькой группы, противящейся ему. В ней - католики, возглавляемые папой Петром II, протестанты во главе с профессором Эрнстом Паули - известным немецким богословом. О православных сказано, что их действительным, хотя и неофициальным вождем был старец Иоанн, весьма известный среди русского народа. Избирая старца в качестве личности, представляющей Православие, Соловьев, конечно же, проявил очень глубокую интуицию, но в то же время не дал этой личности определения. И в самом деле, кто такой старец? Понять, кто такой папа или университетский профессор, относительно легко. Но кто есть старец? Его служение не учреждено канонами Церкви, но имеет пророческое измерение, к которому неприложимы внешние критерии. К старцу можно применить евангельские слова: Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа (Ин.3:8). К истинному старцу можно отнести слова преподобного Силуана Афонского: " Совершенные ничего не говорят от себя, но что Дух им внушает " И такие люди встречаются редко. В отличие от старчества существует таинство исповеди, установленное Церковью, которое определяется канонами и регулируется церковной дисциплиной.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/372/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010