Единство души и тела остается таинственным. «С одной стороны, тело имеет плотское происхождение, с другой же стороны, душа смешена с ним непостижимым образом, входя извне в его состав, сотворенный из праха» 785 . Это странное соединение (κρσς, μξις, смешение двух разных природ 786 ) ставит бесконечные проблемы перед св. Григорием Богословом . «Почему душа связана с телом?» – спрашивает он себя. И отвечает, что одному Богу ведомы все причины этого «смешения», однако две причины могут быть указаны прежде всего: «Во-первых, чтобы мы насладились высшей славой, пройдя через борьбу и сражение, подобно тому, как золото испытывается огнем... Другая причина состоит в том, что душа должна привлечь низшую часть к себе, ввысь, к Божественному... чтобы душа стала для тела тем, чем является Бог для души...» 787 . Хотя теоретическое учение о человеческом теле остается сложным, на практике духовные писатели полностью осознают эти две обязанности, так ясно выделенные св. Григорием: необходимо постоянно сражаться с искушением, с демоном в теле, и в то же время необходимо одухотворять тело и через него весь видимый космос. Афоризмы о теле Духовные писатели чаще выражают свои мысли в максимах, чем прямым изложением. По происхождению часто нехристианские, эти максимы бывают односторонни, но дополняют друг друга и находят оправдание в общем контексте. Вот наиболее распространенные: Тело – темница, могила души. Это древняя орфическая формула σμα – σμα 788 . Освободить душу от «оков плоти» 789 , от связи (δεσμς) с трупом 790 . Плоть как топь, в которой душа не может не пачкаться и не оскверняться 791 . Тело чуждо душе как «телесная одежда», как «гнусная маска» 792 , как «материальная кожа» 793 , как «кожаные ризы» 794 . Тело не есть я-сам, это мое первое «имущество» 795 . Заботиться только о душе и не интересоваться ничем остальным 796 . Освободиться от тела, «оставить это бремя» 797 , «не отягчать свою душу одеждами телесной и плотской жизни, но чистотою своей жизни сделать все свои поступки легкими, как паутинная сеть» 798 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Из этого толкования становится ясным, что нет необходимости в каких-либо водах над сводом, которые бы отдаляли экпиросис мира, ведь огонь не питается влажностью, а напротив, угашается ею. Кроме того, здесь также содержится ответ на вопрос, почему количество вод, постоянно проистекающих из источников, не увеличивается. Творение небесных тел Рассмотрев первостепенные вопросы – о водах над твердью и об экпиросисе – Григорий переходит к остальным указанным проблемам, до сих пор остававшимся в стороне. И первой в этом ряду стоит загадка небесных тел, созданных по истечении трех дней. Мы уже знаем, что Божественные творческие слова не являются каким-либо слышимым голосом, но они суть «художественная и премудрая сила каждого из творимых существ» 789 , закон, по которому развивается та или иная сущность. Вещам в самом начале был установлен мудрый порядок, которому они следуют 790 . Согласно этому порядку, как мы уже знаем, сначала выделился огонь 791 , который начал свое круговое движение вокруг смеси остальных элементов. Огонь, сначала собранный в одно целое, постепенно разделился на огненные тела различной легкости 792 . Именно это произошло за три дня, перед возникновением звезд. Огненный свет разделился на несколько частей, родственных друг другу 793 : по своему сродству некоторые частицы собрались 794 в Солнце, другие – в Луну, третьи – в планеты и кометы 795 . Параллельное движение родственных частиц, однако, требует определенного временного интервала, поскольку любое движение происходит во времени 796 , и вот этот интервал длился три дня. В итоге Григорий приходит примерно к такой картине космоса: сфера звезд от Земли «бесконечно удалена» 797 , ровно посредине (sic!) 798 этого расстояния находится Солнце, а Луна – ближе к Земле. Что касается материи (λικς 799 ), все было создано «в начале», но отдельные части окончательно сформировались только с течением времени согласно естественному порядку 800 . «Третье небо» Последний вопрос, которым занимается Григорий, – «третье небо» апостола Павла, о чем в космогоническом повествовании Моисея нет ни единого упоминания.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

775. Ван-дер-Берг. Краткая история Востока. Пер. с франц. СПб., 1880. 776. Вебер Г. Всеобщая история. Т. 1. История Востока. М., 1885. 777. Вебер М. Аграрная история древнего мира. Пер. с нем. Пг.,/1923/, с. 436. 778. ВИНКЛЕР Г. Передняя Азия в древние времена. Пер. с нем. — В кн.: «История человечества». Под ред. Г. Гельмольта. СПб., 1904, с. 3-225. 779. Виппер Р. Древний Восток и Эгейская культура. М., 1916, с. 152. 780. Воробьев– Десятовский В., Итс Р., Липин Л., Петровский Н. Очерки истории древнего Востока. Под ред. В. Струве. Л., 1956. 781. Восток. Под общей ред. А. Болотникова, В. Гордеевского и др. Сб. 1-11. М., 1935. 782. Всемирная история. Под ред. Е. Жукова и др.. Т. 1. М., 1956, с. 473-596. 783. Всеобщая история искусства. Под ред. А. Чегодаева. Т. 1. М., 1956, с. 51-128. 784. Древний Восток. Книга для чтения. Под ред. В. Струве. М., 1953, с. 224. 785. Дьяконов И. Народы древней Передней Азии. — «Труды Института этнографии», т. 39, 1958, с. 5-72. 786. Его же. Языки древней Передней Азии. М., 1969, с. 492. 787. Дюкурдэ Г. История цивилизации от древнего до настоящего времени. Т. 1. Пер. с франц. М., 1898, с. 354. 788. Гелъвальд. История культуры, т. 1. Пер. с нем. СПб., 1898. 789. Гоммель Ф. История древнего Востока. Пер. с нем. СПб., 1905, с. 152. 790. Колтб Ф. История человеческой культуры, т. 1. Пер. с нем. Киев, 1899. 791. Конрад Н. (ред.), Брагинский И., Позднеева Л. Литература древнего Востока. М., 1971, с. 411. 792. Карелии М. История древнего Востока. М., 1901, с. 371 + IV. 793. Ленорман Ф. Руководство к древней истории. Пер. с франц. Киев, 1876-1878. 794. Масперо Г. Древняя история народов Востока. Пер. с франц. М., 1911, с. 714. 795. Мейер Э. Экономическое развитие древнего мира. Пер. с нем. М., 1910, с. 108. 796. Нёльдке Т. Семитские языки и народы. М., 1903, с. XV + 164. 797. Платон (Рождественский), еп. Древний Восток при свете Божественного Откровения. Киев, 1898, с. 671 + VI. 798. Ренан Э. Место семитских народов в истории цивилизации. М., 1888, с. 32.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

792 Гагарин, Иван Сергеевич (1814–1882) — представитель русской знати, в ранние годы был знаком с Пушкиным, входил в «кружок шестнадцати», сблизился с Чаадаевым; впоследствии перешел на положение эмигранта, попал под влияние католицизма и стал иезуитом. Лесков симпатизировал Гагарину, защищал его от обвинений в авторстве анонимных писем Пушкину (см. статью Лескова «Иезуит Гагарин в деле Пушкина» в «Историческом вестнике», 1886, сохранились 4 письма Гагарина к Лескову, все они относятся к 1875 г. (ЦГАЛИ). О Гагарине см. также в «Литературном наследстве», т. 62, стр. 61–63. 793 Мартынов, Иван Михайлович (ум. в 1894 г.) — эмигрант, так же, как и Гагарин, стал иезуитом; много писал по церковным вопросам, вел во французских газетах хронику русской культурной жизни. 794 …русские читальни в Париже. — Имеются в виду читальни, вокруг которых группировались революционные и демократические круги русской эмиграции; Тургенев сочувствовал организации этих читален и помогал им; так, в феврале 1874 года состоялось литературно-музыкальное утро у Виардо в пользу русской читальни (см. Г. И. Успенский. Собрание сочинений, т. 9, М., 1957, стр. 254). 795 Курочкин — Н. С. Курочкин. 796 Нил Адмирари — Л. К. Панютин (см. примечание к письму 84). 797 Рикор, Филипп — французский врач. 798 М. П. Корибут — знакомая Лескова 799 …повесть… «Соколий перелет»…— Вместо повести Лесков решил написать роман «Соколий перелет», который начал печататься лишь в 1883 году в «Газете А. Гатцука», но не был окончен. 800 Биба — сын Милюкова. 801 Криворос — общий знакомый Милюкова и Лескова. 802 …подпись Усова…— П. С. Усов с 1875 года стал редактором «С.-Петербургских ведомостей». 803 «Деды» Крестовского — «Деды. Историческая повесть из времен императора Павла I»; печаталась в «Русском листке», 1875, с 804 Гришиному роману рад…— Речь идет о романе Г. П. Данилевского «Девятый вал». 805 Михаил Григорьевич — М. Г. Черняев. 806 Федор Николаевич — Ф. Н. Берг (1839–1909), писатель и переводчик. 807 Шамбор (1820–1883) — представитель династии Бурбонов, претендент на французский престол.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

789 Письма Елены Рерих 1932-1955. с. 36. 790 Письма Елены Рерих 1932-1955. с. 169. 791 Письма Елены Рерих 1932-1955. с. 170. 792 Рерих Е. И. Письма.//Рерих Е. И. У порога нового мира. – М., 1993, с. 163. Письмо от 1.11.1949. 793 Рерих Е. И. Письма.//Рерих Е. И. У порога нового мира. с. 154. Письмо весны 1949 г. 794 Рерих Е. И. Письма.//Рерих Е. И. У порога нового мира. с. 147. 795 Честертон Г. К. Преступление коммуниста.//Избранные произведения в 4-х томах. Т. 2. – М., 1994, с. 417. 797 «В специальном французском масонском журнале „Acacia“ от 6 января 1910 на стр. 77 напечатано, что 21 сентября 1909 года состоялось торжественное открытие ложи ритуала г. Чикаго. Ложа открыта А. Безант, которая состоит главным инспектором 33-й степени, Вице-Президентом высшего соединенного Масонского совета и делегатом масонства для Великобритании, Индии и других английских колоний». – Кудрявцев К. Д. Что такое теософия и Теософическое общество. – СПб., 1914, с. 41. 798 см. Carlson M. «No religion higher than truth»: A history of the theosophical movement in Russia, 1875-1922. – Princeton, 1993, p. 139. 799 Блаватская Е. П. Письма. с. 88. 800 Письма Елены Рерих 1932-1955. с. 43. 801 Письма Елены Рерих 1932-1955. с. 264. 802 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 1, с. 79. 803 О стремлении оккультистов к политической власти рассказывает книга Мэрилин Фергюсон «Заговор Водолея»: Marilyn Ferguson. The Aquarian Conspiracy: Personal and Social Transformation in the 1980s. – Los Angeles, 1980. 804 Письма Елены Рерих 1929-1938 Т. 1, с. 286. 805 Сидоров В. Время выбора.//Гласность. 5.9.1995. 806 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 1, с. 396. 807 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 2, сс. 362-363. 808 А вообще давно замечено, что «отважному Духу Космоса» все равно какие аргументы употреблять для борьбы с Церковью Христа. Фауста он подзуживал «слезинкой ребенка»: «Мне дела нет до Солнца и миров: Я вижу лишь страданья человека». Спустя век Рерихам он уже внушал нечто совершенно противоположное: «Необходимо направить человечество на путь к дальним мирам» (Агни Йога, 135). Кстати – «Где же ближайшие миры, куда мы могли бы направить наше сознание? – Юпитер и Венера» (Община, 32).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

787. Письма Максиму языческому философу, Афанасию Пресвитеру, Арпокре Софисту, Архонтию Пресвитеру, Евдемону Чтецу, Казию Схоластику, Арпокре Сефисту. 1828. XXX. 150. 788. Письма Аполлонию Епископу, Мартиниану Пресвитеру, Афродисию Пресвитеру, Урбану Диакону, Лампецию Епископу, Исидору Епископу, Зосиме, Исидору Диакону, Стратегию Схоластику, Исаии воину. 1828. XXXI. 43. 789. Письма Исидору Диакону, Офелию Грамматику, Лампецию Епископу, Дорофею, Мартиниану Пресвитеру, Нилу, Феоне Епископу, Афанасию Пресвитеру, Ему же, Евгению Диакону. 1828. XXXII. 44. 790. Письма Светлейшему Исихию, Маритиниану с другими, Схоластику Иоанну, Пресвитеру Ираклиту, Пресвитеру Феодосию, Диакону Исидору, Аммонию. 1830. XXXVIII. 243. 791. Письма Марку, Феофилу, Грамматику, Офелию, Епископу Лампецию, Антиоху, Чтецу Тимофею, Пресвитеру Феодосию, Александру, Дионисию, Аполлонию, Диакону Аполлонию, Епископу Аполлонию, Анисию, Пресвитеру Феодоту, Ему же, Схоластику Феодозию, Афродизию, Епископу Ираклиту. 1832. XXXIX. 17. 792. Письма Антиоху, Пресвитеру Дидиму. 1830. XL. 274. 793. Письма Епископу Феодосию, Марону, Принихию, воину Исаии, Трибуну Павлу, Схоластику Офелию, Диакону Иераку, Диакону Палладию, Чтецу Иакову, Киру монаху. 1832. XLVII. 174. 794. Письма Ориону монаху, Исидору Диакону, Петру, Лампецию монаху, Кириллу, Нилу монаху, Евсевию Епископу, Лукию Архидиакону Пелузии, Досифею, Серену Трибуну, Агафодемону, Цельсу Схоластику, Сирину, Доместию врачу, Асклепию, Евстафию Пресвитеру, Домецию, Феогносту Пресвитеру, Исидору Диакону, Ему же, Ему же, Евстафию Пресвитеру. 1834. III. 40. 795. Письма Павлу Пресвитеру, Палладию, Тимофею Чтецу, Драконту Пресвитеру, Алфию Пресвитеру, Евлогию, Петру, Герману сопутнику, Киру, Феодосию Епископу, Марону, Зосиме Пресвитеру, Епимаху Чтецу, Гераклиту Епископу, Феоне Епископу, Карпу Пресвитеру, Пампрецию Диакону. 1834. IV. 152. 796. Письма Лампецию Епископу, Агафу Пресвитеру, Феодосию Епископу. 1835. II. 41. 797. Письма Сириону, Пампрецию Диакону, Герону Схоластику, Мартирию Пресвитеру, Феоне Епископу, Марону и Евстафию, Петру, Евтофию Диакону, Палладию Диакону, Петру, Кассию Градоначальнику, Елисею монаху, Стратегию монаху, Лампецию Епископу. 1835. II. 44.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

792 См.: Ис. 2:4. 793 Т. е. согласно апостолам, спасение язычникам дает не обращение к закону Моисея, но к Христу. 794 См.: Ис. 52:7. 795 Конъектура Кройманна. В рукописи: «вторил». 796 См.: Пс. 19 18:5. 797 Ср.: Ис. 2:3. 798 См.: Ис. 46:12—13. Текст отличен от Септуагинты. 799 См.: Ис. 52:11. 800 Ср.: Ис. 52:10. В Септуагинте: «Откроет святую руку Свою». 801 См.: Пс. 2:3. 802 См.: Пс. 2:1—2. 803 См.: Ис. 57:1. Цитата по Септуагинте, где, однако, сказано иначе: «от лица несправедливости отнимется (т. е. спасется) праведный». 804 См.: Прем. 2:12. 805 Этих слов в Септуагинте нет. В оригинале и Вульгате: «посреди города». 806 См.: Иез. 9:4. ? Тау в Септуагинте слов нет, но thau появляется в Вульгате, в оригинале: ?? [taw] « знак». 807 Ср.: Мф. 12:49—50; Рим. 8:29. 808 Ср.: Еф. 1:5. 809 См.: Пс. 22 21:26. 810 См.: Мал. 1:10—11. 811 Ср.: Ис. 2:20. В Септуагинте сказано: «В тот день отбросит человек свои серебряные и золотые гнусности, которые сделали, чтобы поклоняться, пустым < вещам> и летучим мышам». В рукописи у Тертуллиана используется слово noctivus «вредный»; «сова» — noctua. В Вульгате: « чтобы поклоняться кротам и летучим мышам». 812 Ср.: Ис. 3:1—3. 813 Ср.: Ис. 5:6. Слово «Сорех» отсутствует и в Септуагинте, и Вульгате. В долине Сорек («виноградник») жила Далида, которую полюбил Самсон (Суд. 16:4). 814 Ср.: Ис. 5:7. 815 Ср.: Ис. 5:4. В Септуагинте: «он (виноградник) произвел терние (κνθας)». 816 Терновый венец сплели и возложили на Господа римские солдаты. Ср.: Мф. 27:29; Мк. 15:17; Ин. 19:2. 817 Ср.: Ис. 5:7. 818 Ср.: Мф. 27:23; Мк. 15:8,13—14; Лк. 23:18,21,23; Ин. 19:6,12,15. 819 Ср.: 2 Цар. 1:21; 3 Цар. 17:1; Агг. 1:10. 820 Ср.: Лк. 16:16. 821 См.: Ис. 52:5; ср.: Иез. 36:20—23. 822 По всей видимости, речь идет о распущенном иудейскими первосвященниками и старейшинами слухе о похищении учениками тела Господа (ср.: Мф. 28:11—15). Маловероятно, что Тертуллиан намекает на то, что иудеи становились виновниками дурной молвы о христианах в последующие времена. В Tert. Ad nat., 114,1 (ср.: Tert. Apol., 16,12), правда, упоминается некий предавший свою религию иудей, предложивший публике картину, на которой христианский Бог изображен в тоге с лошадиными (ослиными) ушами, с копытом на одной ноге и с книгой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

Ученик же Иустинов Татиан , хотя к мысли своей о начавшейся с самого Адама греховной порче людей привмешивает особенное личное мнение о трехчастном составе природы человеческой, но передает ее по самому существу предмета достаточно ясно и понятно. По его воззрению, первый человек, обладая до падения кроме тела и души еще и небесным духом, составляющим собой самый образ Божий и Его подобие, после падения остался только при одной душе и теле, утратив Богоподобный Дух, а вместе с сим и духовный свет и жизнь, которых нет в самой по себе взятой душе 793 . И все люди поэтому имеют только тело и душу, но не имеют духа Божественного, почему и находятся под господством духовного мрака и смерти, являясь во всем похожими на животных и отличаясь от них разве одним даром слова 794 . Впрочем, по Татиану, природа падшего человека не настолько повредилась, чтобы в ней не осталось никаких задатков добра. В его душе сохранились некоторые искры могущества оставившего ее Божественного Духа, а потому может искать Бога и познавать, при помощи Божественного Откровения 795 , может не только производить зло, но и отвергать его 796 , а также может или к себе привлекать, или отвергать того самого родственного себе Божественного духа, которого некогда утратила 797 . Впрочем, относительно Татиана, равно как и св. Иустина, нужно заметить, что у них больше предполагается, чем прямо высказывается мысль о внутренней зависимости греховной порчи всех людей от греха прародителей или, что то же, о переходе этой порчи ко всем людям единственно от них, а не от другого какого-либо источника. Ириней же высказывает ее совершенно прямо и без всякой неопределенности. «Ева, – говорит он, – оказав непослушание, сделалась причиною смерти и для себя, и для всего рода человеческого» 798 . А в другом месте свою мысль так пополняет: «Мы в первом Адаме оскорбили Бога неисполнением Его заповеди, а во втором Адаме примирились с Ним, быв послушны даже до смерти, потому что не другому кому мы были должниками, а Тому, Кого заповедь преступили вначале» 799 . Из приведенных мест совершенно ясно, что, по воззрению св. Иринея, все люди по тому самому, что происходят от Адама, уже небезучастны в том грехе, каким он оскорбил Бога, а потому все они повинны пред Богом, хотя в то же время все они могут найти для себя и примирение с Ним во Втором Адаме через свою в Него веру, вполне зависящую от их собственной, оставшейся в них нерушимой свободы 800 . Одно только здесь прямо не высказывается, каким именно образом греховность Адамова переходит от него ко всем его потомкам; но, судя по тому, что св. Ириней почитал безусловно необходимым искупление Христово для людей всех возрастов, не исключая и детского 801 , должно думать, что он переходной ступенью греховности от Адама ко всем его потомкам считал ничто иное, как самое их рождение.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

В Ефесе ( Деян. 19 ) апостол получил эти печальные известия, и, исполненный глубокой скорби и вместе самой нежной заботливости, написал теперь свое послание 789 к галатийским обществам. – В этом послании он оправдывает свое истинно-апостольское звание и затем поражает заблуждение Галатян в самом его корне, показывая, что в законе для грешника – только осуждение и что нет другого пути к оправданию пред Богом кроме веры во Христа 790 . Противники, с которыми Павлу пришлось здесь бороться, если говорили об оправдании чрез ργα νμου, то говорили прежде всего о соблюдении иудейского обрядового закона, особенно обрезания, не исключая конечно соблюдения десятословия. Поэтому Павлу нужно было бы говорить только о том, что чрез соблюдение внешних обрядовых постановлений невозможно оправдаться пред Богом, но вместо сего он нападает на заблуждение в самой внутренней его основе. Он понимает νμος во всей его совокупности, так что он обнимает у него весь положительный ветхозаветный закон, и затем апостол показывает, что вообще этот νμος (он всегда повелевает только делать, а не дает силы для делания) не может оправдать и освятить человека, – это может сделать только вера. Подлинность этого послания никогда не была подвергаема сомнению 791 . Глубокая, повсюду приметная, в нем печать Павлова духа во всей его характеристической особенности и силе способна разом разорить все сомнения в его подлинности. Эта подлинность определенно засвидетельствована не только Иринеем adv. haer. III, 7, 2 792 , Тертуллианом de praescript с. 6 793 , Климентом Алекс. Strom. III p. 468 794 , каноном Маркиона и Евсевиевым перечнем общепризнанных подлинными книг новозаветных (μολογμενα), но еще Иустином мучеником Orat. ad Graec. p. 40 795 , Игнатием Ep. ad Philadelph. с. I. 796 и даже Климентом Римским Ер. ad. Cor. с. 49 797 . III. К Коринфянам В Ефесе же ( 1Кор. 16:8 ) Павел написал первое послание к Коринфянам, и затем вскоре после того как оставил Ефес, второе послание к ним же 798 . В Коринф, богатый и цветущий торговый город, на границе между востоком и западом 799 , Павел прибыл во время своего второго великого апостольского путешествия ( Деян. 18 ) и встретился здесь с одним понтийским иудеем, изгнанным из Рима и занимавшимся одним с Павлов ремеслом, Акилою и его женою Прискиллою ( Деян. 18. 2.3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

К этой молитве приминали, вероятно, еще два моления, на которые указывается в 59 главе книги. А за ними уже должны следовать возглашения, следующие в VIII книге (в первом отрывке) за первою молитвою. Замечательная вещь, что удаление недостойных пред самым жертвоприношением и возглашение, подобное одному из следующих возглашений диакона, встречается в греко-римском культе. В Греции глашатай (керик) обращался к присутствующим с вопросом: кто здесь? они отвечали ему: добрые люди. Затем, он восклицал: удалитесь недостойные (procul este profani) и все сознававшиеся в тяжких преступлениях удалялись из храма. В Риме, когда жрец приступал к приношению, глашатай восклицал: помни что творишь! (hoc age!), напоминая ему о глубоком внимании. Случайное ли это совпадение, обусловливаемое совпадением самого понятия о жертве или намеренное противопоставление христианской жертвы жертвоприношению языческому – не беремся решать. Но нельзя не признать такой или иной связи между удалением недостойных, возгласом керика и между удалением не могущих присутствовать при евхаристии и последующим возглашением диакона. Диакон возбуждает внимание присутствующих к предстоящему священнодействию, возглашая: «вонмем»; епископ преподает приветствие или мир церкви словами: «мир Божий со всеми вами», а народ отвечает: «и со духом твоим 793 ». . Диакон приглашает к взаимному лобзанию, как выражению мира: «лобзайте друг друга лобзанием святим», «да никто на кого, да никто в лицемерии» 794 . Клирики лобзают епископа 795 , миряне мужчины мужчин, женщины женщин 796 . После лобзания, как доказательстве мира, диакон напоминает о предстоящем приношении: «прости ко Господу со страхом и трепетом стояще, станем приносити» 797 . За этим следует приношение даров, как приготовительный акт. Одни из диаконов приносит дары епископу к жертвеннику, а два диакона с той и другой стороны жертвенника держат рипиды из тонкой кожи, или из павлиновых перьев, или из полотна, и отгоняют летающих насекомых, чтобы не попали в чашу 798 , другие диаконы смотрят за народом и охраняют вход мужчин, а иподиаконы вход женщин, чтобы во время самого священнодействия никто не выходил н чтобы не отворялась дверь, хотя бы пришел кто верующей. Один иподиакон подает священникам омовение рук – знак чистоты душ, посвящённых Богу» 799 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010