792-й и 793-й уст. гражд. Судопр. (суд. уст. изд. 83 г.), предоставлено лишь право, когда он найдет возможным и удобным, независимо от участвующих в деле сторон, поддерживать поданные подлежащими лицами и учреждениями ведомства правосл. исповедания в установленном порядке кассационные жалобы представлениями со своей стороны об удовлетворении таковых жалоб. Следовательно, представление Об.-Прокурора не служит непременным условием обсуждения в Прав. Сенате вопроса об отмене решений судебных палат по делам правосл. дух. ведомства, а данное обсуждение стоит в зависимости от обжалования судебных решений самими участвующими в деле лицами и учреждениями. А так как, по силе ст. 1295-й уст. гражд. суд. и статей 792, 797, 1293, 801 и 744 того-же устава, ходатайства об отмене решений должны быть подаваемы в тот самый суд, которым постановлены эти решения, и притом в четырехмесячный срок, исчисляемый для казенных управлений со дня получения ими копий тех решений, то лица и учреждения ведомства правосл. исповедания, в случаях надобности в таковых ходатайствах пред Прав. Сенатом, означенные свои просьбы должны приносить непосредственно сами, в определенных законом случаях и с соблюдением установленных правил и сроков 73 . §7. Епархиальные съезды духовенства. К числу вопросов, подлежащих обсуждению на епарх. съездах духовенства, принадлежит – изыскание средств на удовлетворение епархиальных нужд, как то: на содержание церковных причтов, вознаграждение сверхштатн. чиновников консисторий и др. ... В виду того, что суммы, изыскиваемые для указанной цели, отправлялись в иных епархиях в консистории чрез правления дух. семинарий и училищ, Контроль при Св. Синоде разъяснил, что таковые суммы должны быть доставляемы в Консисторию благочинными непосредственно и что епарх. съезды духовенства не имеют права возлагать эту обязанность на правления дух. семинарий и училищ, которые в свою очередь, согласно своим уставам, не могут принять на себя исполнение этой обязанности 74 . §8. Епархиальные ревизионные комитеты.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/z...

Было ясно, что римский епископ нарушал закон не только тем, что рукополагал многоженцев в пресвитеры и диаконы, но и в епископы, а также и тем, что не смещал с должности женатых епископов. Отсюда видно, что римский епископ в это время имел право назначать и смещать не только пресвитеров и диаконов, но и а также и то, что назначение и смещение последних стало исходить исключительно из Рима. Поэтому другие общины стали или прямо получать епископов из Рима или посылать туда избранных ими лиц для посвящения 792 . Более ясно это выступает из последующих событий. В половине III века римский епископ Корнелий отлучил трех италианских епископов, которое принимали участие в избрании в посвящении его противника Новациана. Один из них принес покаяние и хотя, по просьбе римской общины, был допущен к церковному общению, но все же не получил обратно своей прежней должности 793 . Два же других епископа не только были лишены принадлежавшей им должности, но и продолжали оставаться под отлучением. При этом на места всех этих епископов для их общин римским епископом были поставлены преемники 794 . Таким образом здесь мы на деле видим то, что можно логически вывести из слов Ипполита,–именно то, что римский епископ назначает и смещает епископов италианских общин. Для последних наиболее важные акты исходят только из Рима. Римское отлучение имеет для них правовое эначение. Раз кто-либо из них лишен общения римским епископом, он тем самым лишается должности. Его община не имеет более епископа. Нужно новое избрание. Этого мало. Избрание и посвящеиие италианских епископов de jure возможно только в Риме. Италианские общины были как бы частями римской общины 795 . Облает такого правового действия римского епископа распространялась на всю христианскую Италию со включением трех островов 796 . Границы ее определялись благодаря римским соборам, на которые собирались епископы всей Италии. Это ясно видно из знаменитого рескрипта императора Аврелиана. По решению последнего та из антиохийских партий должна считаться за правомерную, с которою находятся в общении епископы Италии и города Рима 797 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Probatio est ad fidem facilis conpendio ueritatis; loquitur Dominus ad Petrum: «Ego tibi dico inquit quia tu es Petrus et super istam petram aedificabo Ecclesiam meam, et portae inferorum non uincent eam. Tibi dabo claues regni caelorum, et quae ligaueris super terram erunt ligata et in caelis, et quaecumque solueris super terram erunt soluta et in caelis». Et idem post resurrectionem suam dicit illi: «Pasce oves meas». Super illum aedificat Ecclesiam et illi pascendas oves mandat et, quamvis apostolis omnibus parem tribuat potes tatem, unam tamen cathedram constituit et unitatis originem atque rationem sua auctoritate disposuit. Hoc eram utique et ceteri quod fuit Petrus, sed primatus Petro datur et una Ecclesia et cathedra una monstratur; et pastores sunt omnes, sed grex unus ostenditur qui ab apostolis omnibus unianimi consensione pascatur. Hanc Petri unitatem qui non tenet, tenere se fidem credit? qui cathedram Petri, super quem fundata Ecclesia est, deserit, in Ecclesia se esse confidit? 793 episcopatus unus est cuius a singulis in solidum pars tenetur. Букв.: «Епископат един, часть которого держится в целости отдельными [епископами]». Или: «Епископат образует единство, в котором каждый держит свою часть в целости». См. также Seagraves. Op. cit. P. 49, 51–52. 795 Qui ergo nec unitatem spiritus nec conjunctionem pacis observat, et se ab Ecclesiae vinculo atque a sacerdotum collegio separat, episcopi nec potestatem potest habere nec honorem qui episcopatus nec unitatem voluit tenere nec pacem. 797 Unde scire debes episcopum in Ecclesia esse et Ecclesiam in episcopo, et si quis cum episcopo non sit, in Ecclesia non esse. Для обозначения должности епископа кроме термина episcopus (встречается 150 раз) свт. Киприан использует также термины: sacerdos «священник» (встречается 174 раза), pastor «пасгырь» (20 раз), praepositus «предстоятель», «начальствующий» (43 раза), antistes «начальник» (5 раз), judex «судья» (3 раза), gubernator «правитель» (3 раза). При этом основными терминами для обозначения епископского служения у свт. Киприана являются episcopus и sacerdos (см. Seagraves. Op. cit. P. 40–41).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Рукописи, написанные в 14–16 в., показывают, что он употреблялся до самого падения Византийской империи 793 . § 29. Каноническая синтагма и номоканон в 14-ти титулах 1. Фазисы в развитии сборника. – Спустя несколько десятилетий после появления «Свода церковных правил в 50-ти титулах», появилась «Каноническая синтагма» (Κανονικν σνταγμα), как называется она в некоторых рукописях 794 , или просто синтагма, как называется она в предисловии (первом). Обыкновенно она называется «Синтагмой в 14 титулах» 795 . Эта синтагма в своем развитии прошла целый ряд изменений. Некоторые из них принадлежат следующему периоду. Появившись вскоре после Свода И. Схоластика, она, по общепринятому в настоящее время мнению, в рассматриваемом периоде претерпела по крайней мере два изменения: во-первых, она была преобразована в номоканон, след. подверглась формальному изменению, во-вторых, была дополнена различными церковными и светскими постановлениями, след., подверглась изменению с материальной стороны. Полагают, что обе эти переработки были сделаны разными лицами и в разное время. Так как рукописей, представляющих рассматриваемый сборник в первоначальных стадиях его развития не сохранилось, то восстановление первоначального вида синтагмы и первоначального вида номоканона, из нее переработанного, а также и дополнений, какие сделаны к материальному содержанию сборника, возможно только на основании предположений и догадок, главнейшим фактическим подтверждением коих служат три предисловия к этому сборнику, дошедшие до нас от различных эпох его преобразования 796 , и кроме того некоторые данные в тексте номоканона. 2. Первоначальный состав синтагмы. – Основываясь на предисловиях, мы должны представить себе первоначальный состав рассматриваемой синтагмы в следующем виде. В начале было помещено предисловие (προλογος), первое из сохранившихся, за которым следовал перечень канонического содержания синтагмы, т. е. указание того, сколько канонов каких сборов или отцов собраны были в этой синтагме (κ ποιων συνδων τε κα προσπων κα ποσων καννων τ παρν ϑροσϑη συνταγμα). Иногда впрочем этот перечень помещался перед второй частью сборника, а не после предисловия. Самая синтагма состояла из трех частей: первую составляли титулы канонической синтагмы и приспособленных к каждому титулу глав (Ττλοι το κανονικο συντγματος κα τν ρμοζντων κστ ττλ καιφαλαιων: титлы правил сочтания и подобных коеяждо титлы глав); вторую – историко-хронологическое собрание самых правил в полном тексте, или то, что теперь принято называть синтагмой 797 , и третью – собрание извлечений из светского законодательства.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

В 721 г. правитель Мумана Катал, сын Фингуйне, в союзе с лагенами напал на И Нейлов. «Царь Темры» Фергал в знак подчинения был вынужден выдать заложников. Катал и правитель лагенов Мурхад, сын Брана, вторглись на территорию обл. Миде и опустошили Брегу. После ухода муманского войска Фергал напал на лагенов и заставил Мурхада выдать ему заложников, что в средневек. традиции интерпретировалось как возобновление дани «борома», якобы отмененной Финснехтой Фледахом. За этим событием последовало вторжение Фергала на земли лагенов и сражение 11 дек. 722 г. при Алмайне (ныне Аллен), в к-ром вместе с Фергалом погибли представители разных ветвей династии Южные И Нейл и подчиненные князья. Последовавшая борьба между 4 основными ветвями этой династии привела к ослаблению Сил н-Аэдо Слане. Титул «царь Темры» получил Флатбертах, глава рода Кенел Коналл (728–734). Однако в соперничестве с Аэдом Алланом, сыном Фергала, Флатбертах был вынужден отказаться от власти и стать клириком, что привело к отстранению рода Кенел Коналл от борьбы за титул «царь Темры». Ссора с лагенами (735) заставила Катала, правителя Мумана, заключить в 737 г. союз с Аэдом Алланом. В 738 г. их войска вторглись в Лаген и добились подчинения местных правителей. На правление Домналла Миди (743–763) и Ниалла Фроссаха (763–770) пришлось затишье политического соперничества. В средневек. традиции Ниалл представлен как благочестивый и справедливый правитель, покровительствовавший Церкви, при к-ром в И. царил мир. После отречения Ниалла и ухода в мон-рь Иона к власти пришел Доннхад, сын Домналла, правление к-рого совпало с засухами, неурожаями, эпидемиями, а также «кровавыми дождями». Аэд Ордниде, сын Ниалла Фроссаха (797–819), к-рый описывался в источниках как агрессивный правитель, участвовавший в междоусобицах, положил начало практике разделять подчиненные территории между ставленниками (в 802 обл. Миде была разделена между сыновьями Доннхада, в 818 на 2 части поделили Лаген). В 804 г. по настоянию Фотада, участника движения Кели Де, Аэд освободил духовенство в И. от военной службы. Правитель пользовался поддержкой церковных иерархов, о чем свидетельствует его прозвище Ордниде (Ordnide — помазанный (на царство)). О помазании правителей в И. известно с VI–VII вв., однако эта практика не имела широкого применения (в 793 состоялось помазание (ordinatio) Артри, правителя Мумана). Помазание Аэда следует, вероятно, рассматривать как подражание церковной политике Каролингов. Согласно более поздним источникам, обряд интронизации ирл. правителей включал элементы языческих верований (ритуал совершался на холме при участии клирика или поэта, использовались свящ. растения (напр., ветвь с т. н. орешника св. Маэдока в обл. Брефне) и животные (см., напр., описание жертвоприношения лошади у Гиральда Камбрийского (кон. XII в.)).

http://sedmitza.ru/text/2558585.html

О природной воле, или волении Они говорят, что природная воля (θλημα), или воление (θλησις) 787 , – это способность стремления 788 к тому, что соответствует природе 789 , и поддержания всех особенностей, сущностно природе присущих 790 . Ибо сущность, природно охваченная волей, стремится быть, жить и двигаться соответственно чувству и уму, влекомая к полноте бытия, соответствующей ее природе 791 . Природа ведь так устроена, что способна иметь предметом воления самое себя и все, что естественным образом ее составляет 792 . Стремление ее зависит от смысла 793 ее бытия, в соответствии с которым она существует и возникла. Поэтому другие 794 , определяя эту волю как природную, говорят, что она есть стремление осмысленное 795 и жизненно важное 796 , а преднамеренный выбор (προαρεσις) – стремление, прикидывающее, что в нашей власти (φ’ μν 797 ) 798 . Итак, воление не есть преднамеренный выбор. В самом деле, если воление – просто некое осмысленное и жизненно важное стремление, то преднамеренный выбор – сочетание стремления (ρεξις 799 ), прикидки (βουλ) и решения (κρσις). Ведь, стремясь, мы сперва прикидываем; прикинув – решаем; решив – выбираем, предпочитая худшему то, что решение признало лучшим. И первое 800 зависит только от того, что определяется природой; а второе 801 – только от того, что в нашей власти, то есть может произойти при нашем посредстве. Итак, преднамеренный выбор не есть воление. О хотении 802 Но преднамеренный выбор не есть и хотение (βολησις) 803 . Ведь хотение – это стремление, фантазирующее как о том, что в нашей, так и о том, что не в нашей власти; то есть формируемое только мыслью (διανο) 804 . Фантазирующее же стремление есть действие только способности мышления без участия расчета (λγου), прикидывающего, что в нашей власти; то есть то или иное природное воление 805 . А преднамеренный выбор – это стремление, прикидывающее, что в нашей власти (φ’ μν) сделать 806 . Довольно, конечно, было бы и одних этих определений, в общих чертах показавших различие тех вещей, чтобы остановить споры чрезмерно любящих ученые беседы и – как бы это сказать помягче… – бесспорно противоречащих тем, кто прекрасно сведущ.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Да будем мы все объединены друг с другом в одном согласии с чистым сердцем и совершенной любовью»; J. Vadakkel. East Syrian Anaphora of Mar Theodore of Mopsuestia. Critical Edition, English Translation and Study. Kottayam, 1989. P. 67—68. 775 II/15,28. 776 Ср. молитву анафоры Феодора Мопсуестийского: «И о всем человеческом роде, и о всех грешниках и заблудших, чтобы Твоею благодатью, Господи, Ты удостоил их познания истины»; J. Vadakkel. East Syrian Anaphora. P. 69. 777 II/15,29—30. 778 II/15,32. Ср. Мф. 6:10. 779 II/10,3. 780 Главы о знании II,84. 781 II/10,4—6. 782 Сир. d–agona w–taktosa. Термины являются синонимами. Первый из них — калька с греческого aWgvbn (борьба). 783 Еф. 3:18. 784 Еф. 1:8. 785 II/10,7—10. 786 II/10,11—13. 787 II/10,17. 788 II/10,29; 38—39. 789 Термин pehya означает как «блуждание», так и «рассеянность». В настоящем тексте Исаак противопоставляет положительное «блуждание» ума по божественным предметам отрицательной «рассеянности». 790 II/15,2. 791 Или «в духовных книгах» (ktabay ruha). 792 II/15,3—5. 793 II/15,6. 794 Букв. «пустоты». 795 Или «разумных». 796 II/1,72. 797 Главы о знании III,13. 798 Главы о знании III,42—44. 799 I/16 (61). 800 I/16 (62). 801 I/16 (62—64)=B22 (170). 802 II/32,4. 803 В нашем переводе 2–го тома писаний Исаака Сирина термин selya передается словом «безмолвие», setqa — «тишина», или «молчание», re " yana — «разум», а hawna — «ум». В русском переводе 1–го тома (Слова подвижнические) последовательность в передаче этих терминов не всегда соблюдается, поскольку перевод делался не с сирийского. 804 II/15,7. 805 I/16 (63)=B22 (168—169). Последняя фраза в сирийском оригинале является цитатой из Дионисия Ареопагита (О Божественных именах: PG 3,708 D). 806 В область молчания. 807 I/16 (64)=B22 (169—170). Ср. 2 Кор. 12:2. 808 I/16 (61)=B22 (165—166). 809 В рус. пер. «как сказал божественный и великий Григорий». 810 Ср. Евагрий. Рассуждения 27 (377). 811 В рус. пер. «и еще, тот же Григорий говорит». 812 I/16 (67)=B22 (174). Ср. Евагрий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2439...

(18) И 788 воссядет на Седмихолмии 789 , и обратит лицо своё на закат солнца. (19) Горе тебе, Седмихолмие, от такого наказания, когда окружат [тебя] полчища многие и завладеют тобою за малую вещь. (20) И прекрасные твои стены падут как σικυλατον 790 , (21) и на твое несчастье будешь покорен отроком 791 , (22) который поставит над тобой скипетр и будет пребывать в нём. (23) И наложит руку свою на святой жертвенник Бога (24) и на священную утварь, и отдаст их сыновьям погибели. (25) Тогда поднимется спящий змей и поразит отрока, (26) и овладеет диадемой его, и возвеличится имя его, прежде малое 792 . (27) Утвердятся тогда сыновья погибели и повернут лицо своё на закат солнца. (28) И дадут они спящему змею благочестивую смерть, (29) и станет править на Седмихолмии светлый род шесть или пять лет 793 . (30) И насадят в нём овощи, и многие будут есть из этого в воздаяние святым. (31) Затем утвердятся на востоке три правителя 794 , и на западе [воссядет четвертый] правитель. (32) Тогда внезапно восстанет самовластный [царь], и вместе с ним другой, видом подобный волку. (33) И они растерзают Измаильтян и будут преследовать их до Колонии 795 . (34) Тогда возмутятся народы, [обитающие] в северных краях, (35) и пройдут с яростью лютой даже до великих рек 796 , (36) и разделятся на четыре начальства. (37) Первое из них обоснуется в Эфесе, второе – в Мелагине, третье – в крепости Акре, то есть в Пергаме, а четвёртое – в Вифинии. (38) И, навалив много деревьев, отметят ими свои пределы. (39) Тогда возмутятся народы, обитающие в южной стране, (40) и восстанет великий Филипп 797 с восемнадцатью языками. (41) И соединятся в Седмихолмии, и начнут войну, какой ещё никогда не бывало. (42) И наводнят площади и улицы Седмихолмия, (43) и потекут как реки крови человеческой, (44) и помутится море от крови даже до теснин Абидосских 798 . (45) Тогда Вуз замычит и Ксиролоф закричит. (46) И если то […] 799 скажут: «Верни нам мир!» – [то вот] это наказание Мое по справедливости. (47) Идите на правую сторону Седмихолмия и найдите человека у двух столбов, стоящих вместе, – праведного, сострадательного, сурового видом, нрава же кроткого, исполненного возрастом, опирающегося на трость у правой ноги. (48) Возьмите его и венчайте царем 800 . (49) И возьмут его четыре ангела живоносных, и введут его в Святую Софию, и венчают его царем, (50) и вложат в правую руку его меч, говоря ему: (51) «Мужайся и побеждай врагов своих». (52) И тот примет меч от ангелов и поразит Измаильтян, Эфиопов, Франков, Татар и всякий род. (53) Измаильтян же разделит на три части (54) и первую часть поразит мечом, вторую окрестит, третью же с великой яростью перебьет до последнего дерева.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

О если бы и на нас открылась эта милость и могущество Божие (ст.4), если бы и мы – избранные сделались счастливыми и получили повод к радостному прославлению Господа (ст.5) 790 . Конечно, мы этого недостойны, так как подобно отцам нашим мы оскорбляли этого благого и всемогущего Бога (ст.6). Если мы обратимся к истории своего народа, то должны будем сознаться, что он больше заслужил отвержения, чем милости. Несмотря на поразительные чудеса, которые Бог сотворил в Египте, отцы колебались в вере в Него уже в то время, когда входили в Чермное море (ст.7) 791 . Бог, однако, так как Он действовал пред египтянами, ради Своего имени, чудесно провел их чрез Чермное море и таким образом навсегда освободил их от власти их притеснителей, которых погреб в морских волнах (ст.8–11) 792 . Народ с верою благодарил Бога за это избавление (ст.12), но скоро (ст.13) 793 снова вера их исчезла; они оскорбили Бога своими греховными нехотениями (ст.14–15) 794 , восстанием против своих предводителей и против установленных чрез них законов о священстве (ст.16–18), и также и постыдным идолопоклонством (ст.19–20); они совершенно забыли Бога и великие Его дела (ст.21–22); если бы Моисей не выступил с молитвенным ходатайством, Господь тогда совершенно истребил бы народ (ст.23–24) 795 . При возвращении соглядатаев они согрешили неблагодарностию и неверием, за что им было возвещено наказание (ст.24–27) 796 . Достигши восточной Иорданской долины, они предались моавитскому идолопоклонству, вследствие чего смерть постигла 24000 евреев; но ревность Финееса о славе Божией была величественно награждена (ст.28–31) 797 . Своим неверием при Мериве они на мгновение и в Моисее поколебали веру в помощь Божию, за что он был тяжко наказан (ст.32-ЗЗ) 798 . В период судей они вступали в сношение с язычниками хананея-ми вместо того, чтобы согласно повелению Божию предать их истреблению, приносили в жертву идолам детей своих и такими мерзостями осквернили святую землю (ст.34–39) 799 . В наказание за это Бог неоднократно предавал их угнетению язычников, с которыми они вступали в союзы (ст.40–43), но снова освобождал их, когда обращались к нему за помощию, вспоминал Свой завет и возбуждал к ним милость со стороны их угнетателей (ст.44–46) 800 .

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Окончание ст. 4 ϑεο; γρ δικονς στιν κδικος ες ργν τ τ κακν πρσσοντι понимают по-разному 792 : «ибо она [власть] Божий слуга, отмститель, карающий гневом делающего злое» (КП); «он [начальник] Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (СП); «они [власти] слуги Бога и исполняют Божий приговор над теми, кто творит дурное» (РБО); «bih бо Божий слуга, месник у rhibi злoчuhцebi!» (ОП); «вона – Божий слуга, що i того, хто чинить зло» (ХП); «bih Божим слугою, що покаранням тому, хто чинить зло» (УБТ); «ибо он есть Божий слуга, назначенный для осуществления гнева над делающим злое (charged with the execution of wrath upon the wrongdoer)» (Байри). Собственно выражение κδικος ες ργν можно понимать как «судебный пристав (a legal officer for a court)» 793 ; «отмститель, [направляющий] гнев (an avenger [bringing] wrath)» или «отмститель за гнев (an avenger for wrath)» (так Данн, Джуит и Котански). Смысл последнего варианта Джуит и Котански поясняют так: «исполнение государственного правосудия есть осуществление Божьего гнева против злодеев» 794 . Данн уверенно относит «гнев» к Богу, а не к властям, хотя и не к эсхатологическому Дню Гнева 795 . Каково значение συνεδησις в выражении ст. 5 ο μνον δι τν ργν λλ κα δι τν συνεδησιν? Обычно это слово переводят «совесть» (conscientia, conscience, Gewissen, coscienza): «не только ради гнева, но и ради совести» (КП). Однако надо помнить, что в древних языках понятие совести в нравственном смысле не отделялось так отчётливо, как в новых, от понятия знания, сознания. Исходное значение συνεδησις (συν + – «совместное знание». Словосочетание δι τν συνεδησιν может означать и нечто весьма близкое к нашему «сознательно», «по совести», где συνεδησις понимается в смысле нравственной ответственности 796 , умственной способности нравственного выбора 797 или даже как осознание богословского значения государственной власти 798 , хотя оно может означать совместное с общиной знание-сознание 799 . Джуит и Котански справедливо отмечают, что понимание συνεδησις в нравственном смысле предполагает, что это слово употреблено здесь точно также, как и в Рим.2:15 и 9:1, где, однако, контекст совершенно иной, и сближают его употребление здесь с 1Кор.10:25, 27 , соглашаясь с Пирсом, что в этих местах оно передаёт болезненное сознание вины, «угрызение совести» 800 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010