773. Р.Б. 48, 53. 774. прим. 171. 775. Р.Б. 71, 214; о пр. Богородице выражения сильнее: Р.Б. 72, 281; прим. 200, 27. 55. 56. Жертва усиливается в ценности от непорочности жертвовательницы. 776. отчего жертва еще ценнее. 777. усиление «данную»; Р.Б. 80, 276. 778. соотв. «жертву» и «непорочная». 779. ценность жертвы. 780. Р.Б. 49, 59. 781. σεμννω – возвеличивать, превозносить. 782. Р.Б. 51, 99. 783. " προ ανων« – «прежде веков (существовавший)». 784. Изображается великое достоинство «Дочери» – «жертвы» с человеческой и Божеской точки зрения, временной и вечной. 746а) греческ.: приносится. 746б) Р.Б. 53, 120. 785. Иез. 44, 2; Дан. 2, 25; Быт. 28, 19. Сравнения связаны между собою и с идеей храма. 786. Развивается мысль предыд. тропаря о высоком достоинстве Богоматери в тех же целях и с тех же точек зрения. 787. как жертва. 788. прим. 614. 789. В.К. 74, 416. 790. γνς – примеч. 277. Усиление соотв. выражения пред. тропаря; «действительно – Деву». 791. Самим Богом, не только священниками, как в предыд. тропаре. 792. В.К. 91, 630. Усиление «Бога» предыд. тропаря. В этом тропаре т. о. развиваются еще далее мысли о достоинстве «Девы» – «жертвы» – измеряется это достоинство по широте (признание его всеми разрядами существ), как там – по глубине. 793. греч.: «храму». 794. προσφερω – приносить, приводить, предлагать; обычное выражение о жертвах. 795. прим 200. Усиление «Чистая» пред. и этого тропаря. 796. По обетованию Божию, по непосредственному действию Божию (чудесно), что обусловливает особенную чистоту и святость рождения. 797. καθαρς – прим. 200. 798. θμα прим. 479а, а в 1 тропаре θυσα; здесь точнее, ограничительно; др.-слав. здесь; «возложение», а там: «жертву». 799. прим. 453. 800. αλζομαι (от αλη – двор) – поместиться во дворе, стоять на бивуаках вообщ. – иметь стоянку. Выражение имеет в виду дворы храма, в которых и жили храмовые Девы. 801. κατοικα – поселение, колония, жилище; поздн. сл.; почти ­­ прим. 83. 802. Раскрытие «Матерь Божия» пред. тропарей. 803. Р.Б. 83, 298.

http://predanie.ru/book/220854-vvedenie-...

246). Более удачную характеристику эпохи дает Н. Котляревский в книге «Канун освобождения» (Петроград 1916). Очень патетична книга Джаншиева «Эпоха великих реформ», но в ней много интересного материала. 785 Об отношениях Чернышевского и Ир. Введенского, см. у Стеклова, Н. Г. Чернышевский. (Т. I, стр. 32–38), см. также специальную статью Ляцкого: «Чернышевский и Ир. Введенский» (Совр. Мир 1910 г., 786 Несмотря на самые суровые меры в Петербурге можно было иметь все «запрещенные» книги. При разгроме одного магазина было найдено, например, свыше 2500 запрещенных книг (Стеклов, Ор. cit., стр. 42. Примеч. 5). 787 См. Дневники Чернышевского, т. 1–11. Москва 1931 г. 788 Несколько позже (1850 г.), Чернышевский изучал работу Гельвеция De l " Esprit и нашел у него «много мыслей, до которых я дошел своим умом». 789 См. об этом у Стеклова. Ор. cit., стр. 142. 790 См. у того же Стеклова в 1–м издании, у Плеханова в его книге о Чернышевском, у Котляревского («Канун освобождения»). 791 Все философские работы Чернышевского (включая его диссертацию) собраны ныне в особый том под заглавием «Избранные философские сочинения», Москва 1938. 792 Драматические подробности о суде и впечатлениях вызванных цриговором, см. у Стеклова (т. II). 793 Этот тезис защищает Стеклов, Ор. cit., т 1, стр. 55; 226, Плеханов, (Соч, т. V, стр. 194), Котляревспий («Канун освобождения». стр 292, passim. Massaryk, Zur. Rus. Relig. — Geschichtsphilosophie), П, S. 39), С. Булгаков (в статье о Фейербахе, Два Града, т. 1, стр. 7), Jakovenko. Ор. cit., р. 186, Ляцкий (Севр. мир 1910, Решительно против этого восстает. — и с достаточным основанием — Шпет в своей статье о Лаврове (П. Л. Лавров. Сборник статей, Петербург 1922). Статья Шпета носит название «Антропологизм Лаврова в свете истории философии». О Чернышевском, см. стр. 91–95. См. также у Чижевского, Ор. cit., стр. 262. 794 См. Стеклов, т. 1, стр. 225. 795 Соч., т. X, стр. 196. 796 Massaryk. Op. cit. B. II, S. 40. 797 См. справедливые замечания о «материализме» Фейербаха у Шпета в указанной выше его статье.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

781 Т.е., упомянутых процессов питания и роста. Вм. μη αγυοουμεν в Ant., у Gall, и некторых других стоит просто αγνοομεν , без отрицания. Но мысль от этого почти не изменяется. Matth. замечает, что физические процессы как не зависящие от нашей власти (воли) не могут быть названы ни добровольными, ни невольными, независимо от того, знаем мы или не знаем все частности или подробности этих процессов (Var. lectiones, p. 275). 782 Т.е. указанные процессы. 783 В лат. Ant.: «то нельзя сказать, что мы поступаем добровольно или непроизвольно ». 784 Иначе: ошибочны. 785 Т.е., производящая причина. 786 См. Aristotle, Op. cit. III, 3. 787 Т.е. не по неведению (второй вид непроизвольных действий: см. начало главы). 788 Т.е., к ней они стремятся как к чему-то известному. 789 Греч.: ς π πραγμα γνριμον — буквально: «как К предмету известному». 790 Буквально: «что они имеют (т. е. вызывают) добровольно " … и т. д. 791 Иначе: «даже во время удовольствия возможен (бывает) гнев». Латинский перевод этого места неточен. 792 Т.е., под влиянием гнева и вожделения (чувственного пожелания). 793 Ср. Aristotle Ethic. Nicomach. II, cap. 5 и 6; ср. Stob. Eel. II, 6: ηθικ δ εστν αρετ μεσατης παδν (по Domanski, Op. cit., S. 139), По Клименту Александрийскому, содержание добродетели с отрицательной стороны полагается как и у стоиков, в апатии ( απαθεια ), бесстрастии, или «состоянии бесстрастного тождества» (Stromata IV, 6; ср. VI, 14). 794 Буквально: «действия по ( κατα ) добродетели», соответствующие (лат. congruentes) добродетели. 795 Буквально: «когда известно все в отдельности». 796 Лат. Ant. — «что в нас положено» (in nobis est situm). 797 Общее заглавие. « Περ προαιρσεως » — De electione. У Con. начинается. 4-я глава 5-й книги: «De electione, quid fit, et quorum». В M. 1 эта глава приписывается Марку Ефесскому. 798 У пер.: наперед — ред. 799 Ср. то же у Дамаскина, ibid. стр. 104—105. Начало этой главы, как и все вообще основные мысли ее, заимствованы Немесием у Aristotle Ethic. Nicomach. III, 4 (pag. 37 по изд. 1597 г. Guil. Laemar. Operum Aristotelis tom. II).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3687...

788. Мирослав Вольф по этому поводу сказал: «Начиная с XVII века и далее, однако, именно Маммона стал многим казаться более привлекательным господином» (Volf M. In the Cage of Vanities. Р. 170). 789. См.: Lewis C. S. Evolutionary Hymn. Р. 55–56. 790. Перифраза афоризма остроумного польского автора Станислава Ежи Леца: «Хотя мы и знаем, что едем в обратном направлении, но компенсируем этот недостаток ускорением». 791. Нисбет Р. Прогресс: история идеи. С. 49. 792. См. также: Nussbaum M. C. The Fragility of Goodness. Р. 91. Более подробный антропологический разбор — в книге Мирчи Элиаде «Миф о вечном возвращении». 793. Volf M. In the Cage of Vanities. Р. 175. 794. Nisbet R. Idea of Progress: A Bibliographical Essay. Раздел «Greek Poets, Sophists, and Historians on Progress». 795. Цит. по: Нисбет Р. Прогресс: история идеи. С. 58. 796. Нисбет Р. Прогресс: история идеи. С. 56–57. Также Нисбет пишет в своей статье: «В своей истории Пелопонесской войны Фукидид в нескольких первых абзацах отмечает, что в древности греки жили так же, как тогдашние варвары и дикари, но за достаточно длительное время благодаря своим собственным усилиям смогли выйти на высокий уровень развития» (Nisbet R. Idea of Progress: A Bibliographical Essay. Раздел «Greek Poets, Sophists, and Historians on Progress»). 797. Nelson R. H. Economics as Religion. Р. xix. Подробнее об этом см.: Nelson R. H. Reaching for Heaven on Earth. 798. Цит. по: Nelson R. H. Economics as Religion. Р. 81. 799. Knight F. H. Freedom and Reform. Р. 46. 800. Nelson R. H. Economics as Religion. Р. XXIV. 801. Произведение Милля «Основания политической экономии» первый раз было напечатано в 1848 году и быстро стало библией английской экономики XIX века. 802. «Сознаюсь, меня вовсе не прельщает идеал жизни, который питают люди, считающие, что естественное состояние человека есть борьба за существование: что положение, при котором каждый топчет, теснит, расталкивает и преследует других по пятам, — представляющее современный тип социальной жизни, — есть самая желательная участь человечества, а не печальный симптом одного из фазисов экономического развития. Оно может быть неизбежной стадией в прогрессе цивилизации; тем европейским нациям, которые были настолько счастливы, что избежали его до сих пор, все же, может, придется испытать его» (Милль Дж. С. Основания политической экономии. 4.6.2).

http://predanie.ru/book/218870-ekonomika...

Что же требовалось для спасения рода человеческого, для уничтожения в нем смерти и тления? Для этого нужно было перерождение всей природы человека чрез соединение с ней высшего Божественного принципа. Для спасения людей Логос Божий соединился с человеческим телом. Божественная, бессмертная природа вступила в тесную связь с человеческим смертным существом, освободила его от тления и соделала бессмертным. Весь процесс понимается чисто физическим образом и прежде всего совершается в теле. «Если бы Логос был вне тела, а не в самом теле, то хотя смерть естественным образом была бы уничтожена. Логосом (потому что смерть не в силах противиться жизни), то тем не менее оставалось бы в теле начавшееся в нем тление; происшедшее растление было не вне тела, а началом в нем, и нужно было вместо тления привить ему жизнь, чтобы как смерть произошла в теле, так в нем же и произошла жизнь» 793 . Логос во Христа вошел в самое тесное соприкосновение с телом человеческим, как бы проник Собой все его члены и составы. Он, подобно огню, охватившему собой солому, ставшею несгораемой, благодаря большому присутствию в ней «каменного льна», облек собой все тело человека Иисуса, так что оно не боится ни смерти, ни тления 794 . Мощная Божественная природа возобладала во Христе над слабой человеческой и отпечатлела на ней свой собственный характер. «Облекся Спаситель в тело, чтобы по привитии тела к жизни, не оставалось оно долее в смерти, но как облекшаяся в бессмертие, по воскресении пребыло уже бессмертным» 795 . Преобразование человеческого тела началось с акта соединения Логоса с телом, продолжается в течение всей Его земной жизни, на мгновение прерываясь во время смерти 796 и восполняется в бессмертии. Оно не ограничивается только освобождением от смерти, но сопровождается также устранением слабого в человеческой природе. «Когда рождала Дева, Логос не страдал и, пребывая в теле, не осквернялся, но напротив того, еще более ( μλλον) освящал тело 797 . «Логос соделался человеком и усвоил Себе все свойственное плоти, и теперь все это уже не касается тления по причине бывшего в теле Логоса» 798 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

788 Так понимает дело Prof. Charles Carroll Ecerett в своей интересной, но и довольно странной книге «The Gospel of Paul», Boston and New York 1893, p. 296. 789 По этой причине обращение Савла, будучи глубоко жизненным и всецело отвечая запросам благочестивой души, оказывается способным обращать и других, как свидетельствует Dean С. J. Vaughan (The Church of the First Days: Lectures on the Acts of the Apostles, London 1890, p 198). Здесь разумеется известный в политике и литературе лорд GeorgeLymmelmon , который размышлением об этом чудесном факте был приведен от неверия к вере и по сему предмету написал свои замечательные Observations on the Conversion and Apostelship of St. Paul, переизданные в подлиннике Religions Tract Society с предисловием HenryRogers ’а и своевременно выпущенных по-немецки Hahn ’ом [Hannover 1751) под заглавием: Anmerkungen über die Bekehrung und das Apostelamt Pauli. 790 В этом только смысле видение было для Савла «сокрушающим и посрамляющим» своею благостью взамен заслуженного гнева. См. Das apostolische und nachapostolische Zeitalter. Mit Rucksicht auf Unterschied und Einheit in Lehre und Leben dargestellt von Gotth. V. Lechler. Zweite Auflage, Stuttgart 1857. S. 42. 793 Такое применение находим у блаж. Августина в Sermo CCLXXIX de Paulo Apostolo I, 1 ap. Migne, lat. ser. t. XXXVIII, col. 1275. 794 Некоторые указания по этому предмету см. у late bishop J. В. Lightfoot в статье St. Paul’s Preparation for the Ministry его посмертного сборника «The Biblical Essays», London 1893, p. 201–211, хотя вопрос раскрыт здесь неполно и недостаточно отчетливо. 795 По изложенному ясно, что будет несколько мало сказать вместе с Friedr. Bethge (Die Paulinischen Reden der Apostelgeschichte, S. 191) и Prof F. Godet (Introduction au Nouveau Testament. Introduction particalière. 1: Les Épîtres des Saint Paul. Neuchatel 1893. P. 97), будто все предуготовление Павла было «чисто отрицательного характера». 797 Wilhelm Schens, [Historisch-exegetische Abhandlung über das Erste allgemeine Concil in Jerusalem (52 nach Chr.), nebst einer gedrängten Wurdigung der neuern Kritik der Gegner aus Tubinger Schule, Regensburg 1869, S. 12], довольно удачно замечает, что теперь св. Павел bedurfte einer Sammlnng des Gemuthes .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

793 Св. Епифаний сравнивает в этом отношении тело ваше, опускаемое в могилу, с куском материи, отдаваемой для чистки белильнику. Как из куска материи, по выходе из станка белильника, исчезают все прежние, грязнившие его пятна и другие несовершенства, так точно и в теле, по выходе из могилы, как из станка белильника не останется ничего, ныне возмущающего и унижающего его. Ер. LXIV, 67. 794 В книге Деяний ап. указывается выразительный пример изменения внешнего вида человека под влиянием возвышенного настроения духа в первомученике Стефане. Когда он был представлен в синедрион за свою проповедь о Христе, все сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице ангела (6, Ь5). Можно понимать это замечание дееписателя в том смысле, что религиозное воодушевление, которое выразилось в приведенной далее речи Стефана, давало лицу его то чудное, неземное выражение, которое нельзя вполне ни передать словами, ни изобразить кистью художника. Если столь сильно могло отразиться настроение духа на теле земном, грубом, то неизмеримо сильнее будет проявляться нравственная чистота праведников на теле совершенном, которое по своей тесной гармонии с духом даже называется духовным. 795 В евангельских повествованиях о явлениях Господа по воскресении нет указаний на светоносность Его. Но в виду того, что слава Господа во время Его явления Савлу на пути в Дамаск и Иоанну Богослову на о Патмосе явилась взору человеческому, как необыкновенный свет, блаж. Августин приходил к тому заключению, что тело Христово по воскресении хотя и было светоносно, но это свойство было сокрыто от учеников, земные взоры которых не были способны созерцать небесную славу Христа О граде Бож. XXII, 19. 797 «Тела праведных, говорить он, будут сиять в седьмькрат паче света солнечного, а тела грешников окажутся темными и исполнены зловония». «Одни уподобятся свету, другие – тьме». Сл. о суде и воскрес. (III ч. 144 стр.). Сл. о страхе Бож. и о посл, суде ( IV ч. 105 стр.). 798 Литература. – Розанова И. О конце мира (Чт. люб. дух. пр. 1881 г. II т) Светлова П. Что будет с землею? (Прав. Обозр. 1889 г. окт.). Глаголева С. С. Конец земли (Бог. Вестн. 1894 г. апр. и ноябрь). Миловидова А. И. Конец мира по учению слова Божия и современных гипотез естественных наук (Вера и Церк. 1899 г. март). Г-ва С. Учение св. Писания о кончине мира и предположения новейших ученых о запустении или же разрушении земли и окружающих ее небесных тел (Душ. Чт. 1908 г. окт.–дек.). Клейна. Прошедшее, настоящее и будущее вселенной. Перев. Пятницкой. 1893 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

О сотворении человека по образу Божию говорится в Священном Писании (см.: Быт.1:26–27, 9:6 ). О том, как следует понимать богообразность, в святоотеческих текстах содержится широкий спектр мнений 792 . Свв. отцы согласны в том, что, в общем, образ Божий есть способность человека отображать Божественные совершенства. Например, Бог есть абсолютный разум – человек тоже есть существо разумное 793 . Бог есть Существо духовное – человек также имеет в себе духовную составляющую – душу 794 . Бог вечен – отражением вечности в человеке является бессмертие 795 . Бог является Творцом – человек также обладает творческими способностями 796 , хотя в отличие от Бога творит не из ничего, а из подручного материала. Бог царствует над всем миром – и человек также наделен царским достоинством, призван владычествовать над Вселенной 797 . Некоторые из свв. отцов усматривали богообразность человека в том, что он отображает в своей духовной структуре внутритроичную жизнь Бога 798 . Кроме того, древнехристианские писатели не всегда ограничивали богообразность человека только его душой, распространяя это понятие и на телесный состав человека 799 . 3.2. Подобие Божие, соотношение между образом и подобием В Священном Писании говорится, что человек сотворен не только по образу, но также и по подобию Божию (см.: Быт.1:26 ; Иак.3:9 ). Некоторые свв. отцы не делали различия между образом и подобием. В частности, на тождественности этих терминов настаивали святители Афанасий и Кирилл Александрийские 800 . В русской богословской традиции такого мнения придерживался свят. Филарет Московский , который, ссылаясь на еврейский текст Библии, показывал, что понятия образа и подобия нередко являются в Священном Писании взаимозаменяемыми 801 . Большинство древних христианских писателей начиная со времени Оригена и современных православных богословов проводят достаточно четкое различие между понятиями образа и подобия. Например, свят. Василий Великий обращает внимание на тот факт, что в Быт.1 сказано о намерении Бога сотворить человека по образу Нашему и по подобию Нашему, а в следующем стихе говорится: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его, т. е. о подобии 27-й стих умалчивает 802 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Весь нижеследующий абзац отсутствует в Августанском, Фризингенском и других кодексах, но имеется в Веронском кодексе и в издания Момбриция, П.-И. де Прато и Гизелина. 792 В данном случае мы имеем дело с довольно древней и популярной легендой, согласно которой чудесным образом воскресший император Нерон, становится одним из предвестников Антихриста (иногда эти образы совмещались). См. подробнее: Мифы народов мира. М., 1994. Т. 1. С. 86. 793 Этот параграф полностью отсутствует в издании Момбриция. 794 В тексте in annis puerilibus, что означает возраст до 16-17 лет. 795  В тексте aetate legitima, что означает возраст совершеннолетия (с 25 лет). 796 В Веронском кодексе окончание этого предложения, от двоеточия, выглядит немного иначе: “вы же представьте в какой опасности находятся те, у кого такое будущее”. 797 Далее в разных кодексах содержатся следующие приписки: в Августанском: “Окончена книга третья”; во Фризингенском - “Закончена книга третья о жизни святого Мартина, Диалог [же окончен] второй” (отсюда становится понятным, что в указанных кодексах “Диалоги” прибавлялись к “Житию Мартина”, отчего и возникала цифра “три”. - А.Д.); в Веронском - “Закончен первый трактат, начинается следующим днем о том же самом предмете”. 798 Почти дословно эту фразу (lucescit hoc jam) можно встретить у античных комедиографов (см.: Плавт. Амфитрион. 546; Теренций. Самоистязатель. 410). 799 Викарий - в эпоху поздней Римской империи - глава администрации диоцеза (т.е. нескольких провинций). 800 Консуляр - бывший консул. В эпоху поздней Империи обычно наместник провинции. 801 См. прим. 784. 802 Преторий - в данном случае имеется в виду резиденция наместника провинции. 803 Имеется в виду Мармутье. Подробнее см.: “Житие Мартина”, X. 3-8. 804 Этот оборот, похоже, позаимствован у Цицерона. См.: Об ораторе. III. 13. 50.   805 1 Кор. 6:2-3. 806 Сеноны - кельтское племя в Лугдунской Галлии, проживавшее по обоим берегам верхнего течения Секваны. Главный город - Агединк (ныне г. Санс). 807 Он упоминается в " Житии " (XXIII). 808

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

28. А король Хильперик приказал установить во всем своем королевстве новые обременительные налоги. Поэтому многие, оставив те города 793 и свои владения, устремились в другие королевства, считая, что лучше жить на чужбине, чем подвергаться такому притеснению [на родине]. В самом деле, было установлено, чтобы землевладелец отдавал со своей земли одну амфору вина с арипенна 794 . Кроме того, облагались и другими налогами, как с остальной земли, так и с рабов 795 , так что их невозможно было выплатить. Когда народ Лиможа увидел, что ему невыносимо под таким бременем, он собрался в мартовские календы 796 и хотел убить референдария Марка 797 , которому было приказано выполнить это распоряжение, и он непременно сделал бы это, если бы епископ Ферреол 798 не спас Марка от неминуемой опасности. Вырвав налоговые книги, собравшаяся толпа сожгла их 799 . Вот почему король, сильно обеспокоенный этим, отправил туда людей из своей свиты, утеснил народ большими штрафами, сломил наказаниями и покарал смертными казнями. Говорят даже, что тогда привязывали к деревьям аббатов и пресвитеров и подвергали их другим различным пыткам, так как королевские посланники оклеветали их, сказав, что они во время восстания народа якобы принимали участие в сожжении налоговых книг. И народ снова обложили более тяжелыми налогами. 29. Бретоны также сильно опустошили область Ренна пожарами, грабежом и пленением людей. Опустошая, они дошли до деревни Кор-Ню. А епископ Евний был возвращен из изгнания 800 и отослан на жительство в область Анжера; возвратиться же в свой город Ванн ему не разрешили. Против бретонов отправили герцога Бепполена 801 , и он покорил отдельные местности Бретани огнем и мечом. Это вызвало у бретонов еще большую ярость. 30. Во время этих событий в Галлии скончался после восемнадцатилетнего правления империей Юстин 802 , и смерть положила конец его сумасшествию, которому он был подвержен. После его погребения кесарь Тиберий 803 захватил власть, которой он уже давно на деле владел. Народ, замышляя против него козни в защиту Юстиниана, считавшегося тогда племянником Юстина, ожидал его появления по местному обычаю на представлении в цирке, но Тиберий отправился к святым местам города. После совершения там молитвы он вызвал к себе патриарха 804 города и с консулами и префектами вошел во дворец. После того как на него надели порфиру, увенчали диадемой и посадили на императорский трон под громкие крики одобрения 805 , он утвердился во власти. Когда заговорщики, ожидавшие Тиберия в цирке, узнали о том, что произошло, они, посрамленные, в смущении разошлись, не достигнув цели, так как они ничего не могли предпринять против человека, который положился на Бога 806 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010