ПАНТЕЛЕИМОН Иванович Богоявленский (1881 - сент. 1918), свящ., сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе Псковских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 471-472 ПАНТЕЛЕИМОН (Аржаных Павел Тимофеевич; 1868-1937), игум., прмч. (пам. 16 нояб., в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 472-473 473-474 474-477 ПАНТЕЛЕИМОН (Луговой Михаил Васильевич; род. 11.05.1967), митр. Уманский и Звенигородский Украинской Православной Церкви 477-478 478-479 479-481 ПАНТЕЛЕИМОН (Романовский Павел Михайлович; 1952-2019), архиеп. бывш. Кировоградский и Новомиргородский 482-485 ПАНТЕЛЕИМОН (Шатов Аркадий Викторович; род. 18.09.1950), епископ Верейский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси 485-486 486-487 487-488 488-489 ПАНТЕН († нач. III в.), св. (пам. зап. 7 июля; пам. копт. 22 июня), христ. богослов, миссионер, глава Александрийской богословской школы Богословские школы древней Церкви 489-490 490-491 491-500 ПАНТОКРАТОРА МОНАСТЫРЬ мужской, общежительный, в К-поле; усыпальница династий Комнинов и Палеологов; памятник средневизант. архитектуры 500-504 ПАНФИЛОВ [Памфилов] Иоанн Иоаннович (1720 - 19 или 20.06.1794), 1-й митрофорный протоиерей, духовник имп. Екатерины II Алексеевны 504-506 506-507 ПАНЧЕНКО Константин Александрович (род. 17.02.1968), российский историк-востоковед , специалист по истории и культуре христ. Востока в средние века и Новое время 507-509 ПАНЧУК Иван Дмитриевич (в монашестве Иаков;1931-2004), деятель церковного раскола на Украине кон. XX - нач. XXI в., «митрополит» Луцкий и Волынский неканонической Украинской православной церкви Киевского патриархата 509-510 ПАПА (кон. III - нач. IV в.), мч. Ларандский (Селевкийский) (пам. 16 марта, пам. греч. 16 марта, 14 сент.) 510-511 511-514 514-515 ПАПЕБРОХ [Папеброхий; наст. имя - Даниель ван Папенбрук)] Даниил (1628-1714), пресв., иезуит, член Общества болландистов, церковный историк, один из основоположников критического метода в агиографии 515-518 518-519 ПАПИЙ мч. Диррахийский (пам. 7 июля) - см. в ст. Перегрин, Лукиан, Помпей, Исихий, Папий, Саторин и Герман, мученики Диррахийские

http://pravenc.ru/vol/liv.html

1908. P. 89), затем в Мартиролог Флора Лионского и в более поздние «исторические» мартирологи эпохи Каролингов. К нач. IX в. при храме над гробницей К. действовал бенедиктинский мон-рь. Между 813 и 823 гг. по указанию аббата Фульрада была воздвигнута новая церковь (Annales S. Quintini Veromandensis//MGH. SS. T. 16. P. 507), освящение которой состоялось при аббате Гуго († 844), внебрачном сыне имп. Карла Великого . Согласно описанию чудес К., в 835 г. мощи К. были внесены в новый храм в присутствии епископов Ахарда Нуайонского, Симеона Ланского и Бадурада Падерборнского, а также 2 хорепископов. В гомилии на упокоение мощей святых К., Викторика и Кассиана упоминается, что церемония состоялась в 825 г. под рук. еп. Дрогона Мецского, но эти сведения, вероятно, ошибочны (ActaSS. Oct. T. 13. P. 742-745). В 840 г. по инициативе аббата Гуго в мон-рь К. были перенесены мощи св. Кассиана , еп. Отёнского (Annales S. Quintini Veromandensis//MGH. SS. T. 16. P. 507). Обитель неоднократно посещал кор. зап. франков Карл Лысый (840-877, император с 875). Предположительно в сер. IX в. был составлен сборник рассказов о чудесах К. (ActaSS. Oct. T. 13. P. 777-778, 801-812). В 80-х гг. IX в. аббатство Сен-Кантен подвергалось нападениям норманнов, по этой причине мощи святых К. и Кассиана были временно укрыты в Лане. В кон. IX в. в аббатстве построили крепостные стены, тогда же Отгар, еп. Амьенский, подарил мон-рю мощи мч. Викторика. В нач. X в. мощи К., Кассиана и Викторика поместили в крипте монастырской церкви. В этот период должность светского аббата занимал Герберт II, граф Вермандуа (902-943). Не позднее сер. X в. аббатство было преобразовано в капитул каноников. Вероятно, с этим связано основание в 963 г. бенедиктинского мон-ря К. (Сен-Кантен-ан-л " Иль), по преданию расположенного на месте, где матрона Евсевия обрела мощи К. На территории мон-ря были 2 св. колодца, в к-рых некогда покоились глава и тело мученика. В кон. X в. были собраны описания чудес, совершившихся в мон-ре (Ibid.

http://pravenc.ru/text/1684065.html

496. К критике свидетельства Иосифа Флавия о Христе. М.Д. Муретов. 1903, III, 9, 77–87. 497. Ветхозаветный профетизм, как основная, типическая черта библейской истории Израиля. Пробная лекция. А.И. Покровский. 1908, I, 4, 764–793. 498. Библейский профетизм и языческая мантика. А.И. Покровский. 1909, III, 9, 146–165; 10, 213–228. 499. Сокровища ветхозаветного храма. (Библейско-историческая справка). Д.И. Введенский. 1911, III, 11, 462–477. 500. Речь пред защитою магистерской диссертации: «История Иудейского народа по Археологии Иосифа Флавия. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903». Иером. Иосиф. 1903, III, 10, 298–304. 501. Магистерский диспут и.д. доцента Академии Иеромонаха Иосифа. (История Иудейского народа по Археологии Иосифа Флавия. Свито-Троицкая Сергиева Лавра, 1903). 1903, III, 10, 305–330. 502. Антиох Стратиг. Пленение Иерусалима Персами в 614 г. Грузинский текст исследовал, издал, перевел и арабское извлечение приложил Н. Марр. (Тексты и разыскания по Армяно-Грузинской филологии. Кимга IX. Спб., 1909). С.Л. Авалиани. 1909, III, 11, 498–502. 15. Общая Церковная История 503. О нашем символе веры . (Рассмотрение и решение ученым протестантом одного важного в истории православия вопроса, с присовокуплением нового пересмотра того же вопроса). (Prof. W. Schmidt. Zur Echtheitsfrage des Nicaeno-Constantinopolitanum. Neue Kirchliche Zeitschrift 1899, Heft 12). А.П. Лебедев. 1902, I, 1, 40–66; 2, 266–298. 504. Несправедливая укоризна. Письмо в редакцию (по поводу статьи проф. А.П. Лебедева . О нашем символе веры ). Еп. Аксайский Иоанн. 1902, I, 3, 638–640. —45— 505. Старокатолическое общество в Праге. (Письмо в редакцию). Диакон А. Вознесенский. 1902, I, 2, 348–365. 506. Страстная Седмица и Светлое Воскресение в Риме (Из «Поездки в Рим»). В.А. Соколов. 1902, I, 3, 458–507. 507. Поездка в Рим. В.А. Соколов. 1902, I, 4, 693–722; II, 5, 87–111. 508. Из церковной жизни православных славян. Г.А. Воскресенский : а) Болгария. 1902, I, 3, 562–595; 1903, II, 5, 151–177. б) Королевство Сербия. Старая Сербия и Македония. Черногория. Митрополия Карловицкая. 1902, II, 7–8, 535–566.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

476-477 КАЛИГАНОВ Игорь Иванович (род. 1.03.1946), российский историк лит-ры, специалист по средневек. лит-ре Болгарии и правосл. славян 477-479 479-480 480-486 486-488 488-489 489-491 КАЛИ-ПАНАГИЯ муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, действующий; принадлежит Веррийской, Наусской и Камбанийской митрополии Элладской Православной Церкви 491-492 492-493 КАЛИСА (Каллия), мц. Коринфская (пам. 16 апр.) - см. в ст. Кодрат, мч., и др. мученики Коринфские КАЛИШЕВСКИЙ Яков Степанович (1856-1923), регент, хоровой дирижер, певец, педагог, автор церковных песнопений 494-497 КАЛИШТА ставропигиальный жен. мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы Македонской Православной Церкви, непризнанной др. правосл. Церквами 497-499 499-501 501-504 504-505 505-506 506-507 507-508 508-509 509-510 512-513 510-511 511-512 513-514 КАЛЛИНИК ВОЛХВ мч. (пам. 24 мая) - см. в ст. Мелетий Стратилат, Стефан, Иоанн, Серапион Египтянин, Каллиник волхв, Феодор, Фавст и др. мученики 514-515 515-516 517-518 518-519 КАЛЛИСТ (Опарин Кузьма Мокеевич; 1864-1918), мон., прмч. (пам. 17 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 519-520 КАЛЛИСТ (Дорофеевич-Риторайский; † 1662 или 1663), еп. Полоцкий и Витебский Западнорусской митрополии 520-521 521-523 528-535 523-527 535-542 542-543 543-545 527-528 КАЛЛИСТА мц. Кесарие-Каппадокийская (пам. 6 февр.) - см. в ст. Дорофея, Христина, Каллиста и Феофил, мученики Кесарие-Каппадокийские 556-557 КАЛЛИСТ АНГЕЛИКУД (ок. 1325 - 2-я пол. XIV в.), подвижник-исихаст, правосл. богослов, основатель и игумен мон-ря Богородицы «Катафиги» 545-554 554-555 555-556 557-558 558-563 563-564 КАЛМЫК Михаил (Матфей Васильев; 1-я четв. XVIII в. - 1795), один из вождей старообрядцев-беглопоповцев 564-565 565-571 571-572 572-575 КАЛОДОТА мц. Александрийская (пам. 6 сент.) - см. в ст. Кириак, Фавст пресвитер, Авив диакон и др. мученики Александрийские КАЛОКЕР И ПАРФЕНИЙ († 250 или 304), мученики Римские (пам. зап. и греч. 19 мая; пам. только П.- в 3-е воскресенье по Пятидесятнице (в Соборе Галицких святых) и в 1-е воскресенье после Воздвижения Креста Господня (местный праздник Львовской и Галицкой митрополии УПЦ)

http://pravenc.ru/vol/xxix.html

Турки охридские, см. вардариоты Узы (торки), см. также скифы, геты, гунны 8, 22, 214, 484, 508, 509, 528, 529 Фессалийцы 145 Фивийпы 537 Фракийцы 63, 396, 473, 507 Франки (выходцы из стран Западной Европы), см. также кельты, латиняне 26, 67, 167, 275, 279, 292, 295, 305, 308, 310, 313, 316, 317, 319, 375, 376, 385, 447, 449, 507, 556, 561, 576 Халдеи 395 Хоматинцы 64 Эллины 140, 281, 285, 288, 395 Эфесяне 302 Южные славяне 20, 47 Примечания Примечания к книгам I-V К оглавлению 1 Софокл, Аякс, 647. 2 Порфира – особая, украшенная пурпуром палата Большого дворца, где рожали императрицы (см.: Janin, Constantinople byzantine..., р. 121 sq.; Treitinger, Die oströmische Kaiser- und Reichsidee..., S. 58). Анна подробнее говорит о ней ниже: VI, 8, стр. 188; VII, 2, стр. 205. Порфирородными назывались дети императоров, рожденные в Порфире. Феодор Продром в стихах, обращенных к Анне, именует ее порфирородной (Пападимитриу, Феодор Продром, стр. 89). 3 Аристотель всегда был почитаемым византийцами автором. Отношение к Платону было более настороженным. В XI в. византийская интеллигенция обратилась к изучению Платона: митрополит Евхаитский Иоанн Мавропод в одной из эпиграмм взывает к Христу с просьбой признать Платона и Плутарха «своими» (Iohannis Euchaitorum..., р. 24); Михаил Пселл называл себя учеником Платона (Psellos, Scripta minora, II, р. 252, 5–6) и защищал его от нападок Иоанна Ксифилина (Sathas, Bibl. gr., V, р. 444, 5–8). Феодор Продром в речи к Исааку Комнину хвалит последнего за то, что тот изучил Аристотеля и Платона (Praechter, Beziehungen zur Antike in Theodoras Prodromos Rede..., S. 317). Однако и среди современников Анны оставалось немало ортодоксально настроенных людей, которые, подобно Михаилу Глике, признавали авторитет лишь одного античного философа – Аристотеля (Krumbacher, Michael Glykas, S. 394 sq.). 4 Анна имеет в виду квадривиум наук, включавший в себя арифметику, геометрию, астрономию и музыку. 5 Природа (греч. φσις) и стремление к знанию ( η περι τας επιστμας σπουδ). Ниже писательница утверждает, что приступает к рассказу не с целью показать свое умение владеть слогом (греч. η περι λγους ασκησις). Все три термина, которыми в данном случае пользуется Анна [ φσις, επιστμη ( τχνη), ασκησις], восходят к античным теориям ораторского искусства (см. Isocr., XIII, 14–15; Dionys, De imitat., II, 27; Aristid, XLV, 114). По мнению древних авторов, совокупность этих качеств необходима истинному оратору. Анна обладает всеми достоинствами настоящего оратора, однако выступает против смешения жанров историографии и риторики (см. прим. 131).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

20 Записка по вопросу о смешанных браках (Подана в Особое Совещание членом онаго, товарищем обер-прокурора Святейшего Синода И. И. Остроумовым). Сборник о смешанных браках 1906. С. 507. 21 Записка по вопросу о смешанных браках (Подана в Особое Совещание членом онаго, товарищем обер-прокурора Святейшего Синода И. И. Остроумовым). Сборник о смешанных браках 1906. С. 507–508. 22 «На рассмотрение будущего Всероссийского Поместного Собора, нам кажется, следует внести вопрос о так называемых “смешанных браках”» ([Отзыв] 23, преосвященного Константина, еп. Самарского. Отзывы епархиальных архиереев 2004. Ч. 1. С. 565). «Вторым важным вопросом, по которому можно желать разъяснения Собора, является вопрос… о смешанных браках православных с иноверцами и особенно с теми из раскольников, которые к Православной Церкви и совершаемым в ней Таинствам относятся с самым крайним отрицанием» ([Отзыв] 69, преосвященного Аркадия, еп. Рязанского. Отзывы епархиальных архиереев 2004. Ч. 2. С. 745). 23 «Во время Петра I, под давлением светской власти, в русской Церкви введены смешанные браки православных с иноверцами» ([Отзыв] 8, преосвященного Стефана, еп. Могилевского. Отзывы епархиальных архиереев 2004. Ч. 1. С. 146; [Отзыв] 79, преосвященного Иакова, архиеп. Ярославского. Отзывы епархиальных архиереев 2004. Ч. 2. С. 1005). 24 [Отзыв] 30, преосвященного Флавиана, митр. Киевского. Отзывы епархиальных архиереев 2004. Ч. 1. С. 717. 25 [Отзыв] 79, преосвященного Иакова, архиеп. Ярославского. Отзывы епархиальных архиереев 2004. Ч. 2. С. 1005. 26 Журналы соединенных заседаний III, VI и VII Отделов Предсоборного Присутствия. Журналы и протоколы 1906–1907. Т. 4. С. 2. 31 «Если наше синодальное управление, в свое время находясь под давлением светской власти, допустило отклонение от строгости церковного правила, то лишь под непременным условием, что Православная Церковь не потерпит от этого никакого ущерба… Это был своего рода договор, в котором Церковь делала уступку государству, а это последнее обеспечивало Церковь от невыгодных для нее последствий этой уступки. Если теперь мы находимся накануне отказа со стороны государства от исполнения принятого им на себя перед Церковью обязательства то этим самым и Церковь вынуждает отказаться от сделанной ею уступки и возвратиться к соблюдению ее канонического учения во всей его строгости и чистоте» (Журналы соединенных заседаний III, VI и VII Отделов Предсоборного Присутствия. Журналы и протоколы 1906–1907. Т. 4. С. 27–28).

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/brak...

364-365 365-366 366-367 367-368 368-369 ВЕДОМСТВО ПРАВОСЛАВНОГО ИСПОВЕДАНИЯ адм. термин, употреблявшийся в России в синодальное время (в большей степени со 2-й четв. XIX в.) ВЕДЫ корпус древнеинд. сакральных текстов, почитаемый как божественное откровение и называемый шрути 369-370 370-371 ВЕИС Никос (1883 - 1958), греч. византинист, историк Церкви, специалист по греч. палеографии и лит-ре 371-373 ВЕЙЛЬ Раймон (1874 - 1950), франц. археолог-египтолог, соучредитель Французского египтологического об-ва 373-374 «ВЕК» общественно-политический и религиозно-философский еженедельный журнал, издавался в С.-Петербурге с 12 нояб. 1906 по 9 июля 1907 г. 374-375 ВЕЛАНИДИАС мон-рь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», жен., действующий; принадлежит Мессинийской митрополии Элладской Православной Церкви 375-376 376-378 ВЕЛЕС [Волос], в слав. мифологии божество земледелия и богатства, покровитель домашних животных («скотий бог») 378-379 379-380 380-404 404-407 407-415 415-416 ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА пятница Страстной седмицы, один из главных дней церковного календаря, посвященный воспоминанию дня искупительных страданий и Крестной смерти Господа Иисуса Христа 416-430 ВЕЛИКАЯ СУББОТА суббота накануне Пасхи, когда Церковь вспоминает телесное погребение и сошествие Христа во ад, начиная праздновать Его тридневное Воскресение 431-443 444-451 ВЕЛИКИЕ ПРОРОКИ название части Ветхого Завета, включающей Книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила 451-452 «ВЕЛИКИЙ ГОСПОДИН» в наст. время почетное именование Святейшего Патриарха Московского и всея Руси при возношении его имени за богослужением 453-454 454-463 ВЕЛИКИЙ ПРАЗДНИК в православном церковном календаре праздник, имеющий более высокий статус по сравнению с др. 463-464 464-471 471-507 «ВЕЛИКОЕ ЗЕРЦАЛО» сб. религиозно-назидательных рассказов, дважды переведенный с польск. на рус. язык в посл. четв. XVII в. 507-510 ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ многоэтническое и многоконфессиональное гос-во, существовавшее в XIII - 1-й пол. XVI в. в Вост. Европе

http://pravenc.ru/vol/vii.html

Как уже было сказано, Юстиниан стал богословом задолго до того, как стал императором. Но как задолго? В 507 г., возрасте 25 лет, он был привезен в Константинополь своим дядей Юстином, где и получил всестороннее образование, как шаг к будущей военной карьере. «Можно предположить, что он столкнулся с богословами и богословскими вопросами еще до перемен 518 г. 5 , но документально это невозможно подтвердить. Если он, находясь в столице с 507 г., смог проникнуться интересом к богословию, то почему не поддался влиянию Севира Антиохийского 6 и чтó для него значил Энотикон 7 Зинона? … Не учитывая факта, что Юстиниан был предназначен для военной карьеры, возможно, что его уберегли строгохалкидонская позиция его дяди Юстина и могущественного полководца Виталиана. 8 Позволительно также думать о влиянии монахов обители «неусыпающих» 9 ». 10 Невозможно в кратком очерке проследить весь путь становления императора Юстиниана, как богослова. Можно лишь кратко отметить те события, в свете которых легче понять развитие богословских взглядов Юстиниана, приведшее к появлению его сочинения «Против монофиситов». Впервые Юстиниан появляется на сцене международной политики почти сразу после воцарения своего дяди Юстина – сначала как дипломат, но уже скоро и как богослов. В 519 г. в Риме появляются скифские (или готские) монахи, ревностно стоявшие за формулу «Один от Троицы пострадал» 11 . Патриций Юстиниан, исполняя в то время должность письмоводителя, послал папе Гормизде грамоту от 29 июня 519 г., в которой написал, что эти монахи разжигают какие-то новые споры, являются противниками мира и требовал возвращения их в юрисдикцию Константинополя. Но постепенно его позиция изменилась, и в письме от 19 января 520 г. он уже стал спрашивать папу о позволительности выражения «Один от Троицы пострадал». Но папа медлил с ответом, не решаясь дать точное определение. 12 В письме от 9 июля 520 г. Юстиниан еще раз подтвердил свои просьбы к папе, но на этот раз он сам стал уже защищать формулу монахов, отчасти пользуясь выражениями св. Августина, хотя в несколько измененном виде. 13 «Сюда была помещена концепция Лица. Таким образом, он пытается избавить латинян от страха, будто через тринитарно-теопасхистскую формулу божественная природа по существу может сделаться орудием страдания» 14 . В другом письме он уже пытается убедить папу, опять обращаясь к своему понятию лица. «Один от Троицы» интерпретируется как «Лицо в Троице и из Троицы» (persona in trinitate et ex trinitate). «Гормизда не решил этого вопроса. Следующие за ним римские епископы стояли уже за выражение «Один от Святой Троицы распят«». 15

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/pe...

138 Actes de Zographou, no. 53, l. 6–9. See also Boilov, Blgarite vv Vizantijskata imperija, pp. 82–3; Pavlikianov, Ο Σλβοι στν θωνικ μον Ζωγρφου, pp. 115–16. 139 I. Sreznevskij, ‘Svedenija i zametki o maloizvestnyh i neizvestnyh pamjatnikah’, Zapiski Imperatorskoj akademii nauk (Appendix to vol. 34) (St Petersburg, 1879), pp. 24–8; Actes de Zographou, pp. 165–8, Slavic act no. 3; G. Ilinskij, Gramoty bolgarskih carej (Moscow, 1911; repr. London, 1970), pp. 21–33, no. 3; Ivanov, Blgarski starini, pp. 587–90; A. Daskalova-M. Rajkova, Gramoti na blgarskite care (Sofia, 2005), pp. 37–40. 140 Ilinskij, Gramoty bolgarskih carej, p. 22, no. 3, l. 18–21; Actes de Zographou, p. 166, Slavic act no. 3, l. 25–9; Daskalova-Rajkova, Gramoti na blgarskite care, pp. 37–8. 141 Ilinskij, Gramoty bolgarskih carej, pp. 22–3, no. 3, l. 38–48; Actes de Zographou, pp. 166–7, Slavic act no. 3, l. 50–65; Daskalova-Rajkova, Gramoti na blgarskite care, pp. 38–9. 142 Ilinskij, Gramoty bolgarskih carej, p. 23, no. 3, l. 48–60; Actes de Zographou, p. 167, Slavic act no. 3, l. 65–80; Daskalova-Rajkova, Gramoti na blgarskite care, pp. 39–40. 143 Cf. Actes de Zographou, no. 36, l. 12–16. Cf. also Ph. Malingoudis, Die mittelalterlichen Inschriften der Hämus-Halbinsel. I. Die bulgarischen Inschriften (Thessaloniki, 1979), p. 87; V. Gjuzelev, Bulgarien zwischen Orient und Okzident. Die Grundlagen seiner geistigen Kultur vom 13. bis zum 15. Jahnhundert (Vienna-Köln-Weimar, 1993), p. 107; K. Pavlikianov, The Medieval Aristocracy on Mount Athos (Sofia, 2001), p. 164; Prosopographisches Lexikon der Palaiologenzeit, I–XII, ed. E. Trapp (Vienna, 1976–95) (hereafter PLP), no. 26861. 144 For Philotheos, see PLP, no. 11917; Pavlikianov, The Medieval Aristocracy on Mount Athos, pp. 95–6. 145 Actes de Zographou, no. 46; H. Gelzer, ‘Sechs Urkunden des Georgsklosters Zografu’, Byzantinische Zeitschrift, 12 (1903), 499–500 and 507–8, no. 1. 147 Actes de Zographou, no. 46, l. 19–22; Gelzer, Sechs Urkunden des Georgsklosters Zografu, pp. 499–500, 507, no. 1, l. 14–16 (verses 21–4). Cf. also J. Darrouzès, Les regestes des actes du Patriarchat de Constantinople. I. Les actes des patriarches. Fascicle 5. Les regestes de 1310–1376 (Paris, 1977), pp. 546–7, no. 2653.

http://azbyka.ru/otechnik/world/mount-at...

МОЛИНОС Мигель де (1628 - 1696), католич. богослов, мистик - о жизни, сочинениях и учении см. в ст. Квиетизм МОЛИТВА способ общения с Богом и духовными существами, к-рый представлен в человеческой истории в большинстве религий 490-493 493-495 495-496 МОЛИТВЫ АПОКРИФИЧЕСКИЕ 1) молитвы и чинопоследования, не использующиеся в церковном богослужении, носящие магический характер и отражающие т. н. народные верования (суеверия) 2) принятое в научной лит-ре общее наименование псевдоэпиграфических молитв, сохранившихся в памятниках II в. до Р. Х - IV в. по Р. Х. 496-497 498-502 502-507 МОЛОХ в Библии, возможно, имя почитавшегося в Палестине, Финикии и Карфагене ханаанского божества, с которым были связаны человеческие жертвоприношения 507-508 508-513 513-517 517-519 519-521 МОМИНА Майя Андреевна (род. 29.01.1934), литургист, славист, специалист по древнеслав. гимнографии 521-522 522-524 524-529 МОНАРХИАНСТВО наименование, используемое для обозначения богословских течений раннехрист. периода, отстаивавших учение о едином Боге как об одном субъекте (Монаде) 529-532 532-537 МОНАСТЫРСКИЕ РАСПЕВЫ в рус. церковном пении особые муз. варианты церковных песнопений, атрибутированные в рукописях по принадлежности к тому или иному мон-рю 537-545 МОНАСТЫРСКИЙ ПРИКАЗ орган центрального государственного управления по церковным вопросам в 1649-1677 и в 1701-1725 гг. 545-546 МОНАСТЫРЬ форма организации монашеской общины (киновии), живущей по определенному уставу; также М. называется комплекс богослужебных, жилых и хозяйственных построек, служащих местом поселения монашеской братии 546-567 МОНАШЕСТВО в христ. традиции особый образ жизни, имеющий целью достижение спасения и наиболее полное воплощение в жизни евангельского идеала 567-651 652-663 663-664 МОНИКА (331/2-387), св. (пам. греч., пам. зап. 4 мая), мать блж. Августина Аврелия, еп. Гиппонского 664-667 667-669 МОНОДИЯ способ певч. или инструментального исполнения, характеристикой к-рого является одноголосный муз. склад 669-670 МОНОТЕИЗМ [единобожие], термин, обозначающий религ. веру в одного Бога, противопоставляется политеизму, (многобожию)

http://pravenc.ru/vol/xlvi.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010