Однако подлинную славу литургической науке в КДА принес Дмитриевский, к-рый был выпускником Астраханской семинарии и КазДА и продолжателем научной традиции, заложенной Н. Ф. Красносельцевым . В 1884/85 уч. г. он читал студентам 3-го и 4-го курса историю христ. архитектуры, иконографии и церковных облачений. Студенты 4-го курса кроме вводного курса по литургике прослушали курсы лекций по истории гимнографии и развитию богослужебных чинопоследований. В 1885/86 уч. г. в курс литургики Дмитриевский включил чтения «О Типиконе, его составе и значении в ряду других богослужебных книг, с обзором и характеристикой известных уставов церковных». В 1886/87 уч. г. в этот курс был добавлен разд. «О Служебнике и Требнике, Триоди Постной и Цветной». Помимо чтения лекций Дмитриевский занимался описанием церковных предметов, книг и рукописей, поступивших по его инициативе из Нежина в ЦАМ при КДА, где было собрано множество ценных экспонатов (в первую очередь рукописи на греч. и слав. языках и другие, напр.: Тураев Б. А. Ночное богослужение Эфиопской Церкви по ркп. 143 археол. музея при КДА//ТКДА. 1901. 3. С. 389-424). В 1896-1903 гг. Дмитриевский вместе с неск. преподавателями КДА предпринял 7 научных путешествий по греч. Востоку и Зап. Европе с целью изучения литургических рукописей. По материалам рукописных исследований Дмитриевского в Киеве были изданы первые 2 т. его монументального труда «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока». За эту работу он был удостоен степени д-ра церковной истории и избран ординарным профессором КДА. В 1907 г. в Киеве Дмитриевский издал монографию «Древнейшие патриаршие Типиконы - Святогробский иерусалимский и Великой Константинопольской Церкви: Критико-библиогр. исслед.». Помимо этих объемных томов в 2 киевских журналах - Трудах КДА и «Руководстве для сельских пастырей» - Дмитриевским были опубликованы десятки статей литургического содержания. В их числе: 1-я публикация Серапиона Евхология , ценнейшего литургического памятника IV в., обнаруженного Дмитриевским в одной из афонских рукописей (отд. отт. из Трудов КДА: К., 1894); серия статей о чинах рукоположений, впосл. объединенных в монографию «Ставленник: Руководство для священно-церковно-служителей и избранных в епископа, при их хиротониях, посвящениях и награждениях...» (К., 1904); публикации новонайденных памятников древнего савваитского богослужения и др.

http://pravenc.ru/text/1684525.html

В 1895 году вышел в свет главный труд А.А. Дмитриевского «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Том 1. Часть 1. Памятники патриарших Уставов и ктиторские монастырские Типиконы», представленный им в качестве докторской диссертации. Рецензенты признали большую научную ценность этого издания. В 1896 году Дмитриевский был удостоен степени доктора церковной истории. Алексей Афанасьевич находил время выступать с публичными докладами и лекциями, в которых виден огромный научный багаж. К этой серии его трудов следует отнести «Недостатки современного церковно-религиозного воспитания и причины, их породившие», «Служебник — книга таинственная (по поводу суждений о ней в новейшей художественной литературе)». Необычайно плодотворной была деятельность А. А. Дмитриевского в Киевской Духовной Академии, где он создал целую литургическую школу. В журнале «Труды Киевской Духовной Академии» за 1886—1907 годы напечатано 44 отзыва профессора Дмитриевского о сочинениях, представленных ему студентами. Н.Д. Успенский, ученик Дмитриевского, писал: «Это был не только выдающийся ученый, исследователь и талантливый лектор, но и прекрасный педагог, умевший пробудить у своих учеников любовь к труду и науке».  В 1906 году А.А. Дмитриевский уехал в Петербург работать в Предсоборном Присутствии. Находясь в Петербурге, Алексей Афанасьевич принимал деятельное участие в Православном Палестинском Обществе, исполняя обязанности секретаря, а после выхода в отставку он всецело занялся делами Общества. По поручению Св. Синода А.А. Дмитриевский также участвовал в Комиссии по исправлению славянского текста богослужебных книг. В 1914 году он был приглашен сверхштатным членом Училищного Совета, ему поручили рассмотреть работу директора Московского Синодального училища А.Д. Кастальского «Образцы распевного чтения молитв, тропарей и проч.» В 1918 году Палестинское Общество прекратило свою работу, и наступившие в Петрограде голод и разруха заставили Алексея Афанасьевича переехать в Астрахань, где он получил кафедру греческого языка в недавно открытом университете, а в 1919 году был избран на должность проректора. В 1922 году университет закрыли, и Алексей Афанасьевич вернулся в Петербург, где его пригласили к участию в работах Русско-византийской комиссии при Академии наук.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Декан факультета Б.П. Яблонко и А.А. Дмитриевский высказались с большим одобрением о докладе соискателя должности, посвященном А.П. Щапову , а Алексей Афанасьевич предложил напечатать его в очередном томе «Ученых записок Астраханского государственного университета». Ему же, после положительного рассмотрения вопроса, Совет факультета поручил эту статью подготовить к печати 85 . Административная деятельность В скором времени после начала занятий в Астраханском университете, 15 марта 1919 г. А.А. Дмитриевский был назначен временно исполняющим обязанности проректора, а с 25 мая по 11 июня того же года, по причине командировки ректора С.В. Паращука, Алексей Афанасьевич исполнял обязанности ректора университета 86 . Однако, судя по протоколам заседаний Хозяйственного комитета, его полномочия в качестве ректора простирались значительно далее указанных дат: на заседании 14 августа 1919 г. он вносит как ректор протест 87 ; 21 сентября 1919 г. Алексей Афанасьевич в качестве ректора участвует в заседании медицинского факультета 88 ; 13 октября 89 и 13 ноября 90 того же года он председательствует на заседании Хозяйственного комитета. 10 февраля 1920 г. А.А. Дмитриевский сам свидетельствует, что нес «в течение года трудную и ответственную работу при совмещении 2-х должностей (ректора и проректора)» 91 . 3 апреля того же года ректор С. В. Паращук вносит в президиум университета предложение о временном замещении его должности, и вновь избирается для этого Алексей Афанасьевич 92 . Должности ректора и проректора требовали от уже немолодого А.А. Дмитриевского напряжения всех душевных и физических сил. Так, в сентябре – октябре 1919 г. по запросу заместителя народного комиссара по просвещению М. Н. Покровского решался вопрос необходимости открытия в Астраханском университете общественно-исторического факультета и сохранения историко-филологического. После обсуждения вопроса на заседании совета объединенных ассоциаций от 16 сентября было решено сохранить имеющийся факультет и открыть новый, а также руководство в лице Алексея Афанасьевича сочло необходимым обратиться с письмом 93 в Астраханский губернский исполнительный комитет и попросить пригласить на обсуждение вопроса представителей университета А.А. Дмитриевского и И.И. Солосина. Как известно, все попытки остались тщетными, что позволило в том же году Алексею Афанасьевичу написать следующие строки: «Блаженной памяти историко-филологический факультет Астраханского государственного университета по разным причинам приковал к себе особое внимание не только среди обывателей нашего града, но и далеко за его пределами. Ныне, никем не гонимый, переименован в факультет общественно-исторический, грозит стать настоящею «притчею во языцех»» 94 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

А.А. Дмитриевского , – поручить ему чтение курса греческого языка при 1 недельном часе» 75 . Однако, поскольку с 20 декабря на месяц объявлялись зимние каникулы, Алексей Афанасьевич приступил к чтению курса во втором семестре. Спустя всего месяц преподавания греческого языка ученый приходит к выводу, что для эффективного его освоения одного часа занятий в неделю недостаточно. Поэтому он на заседании от 18 февраля 1921 г. просит Совет факультета, правда, не присутствуя на заседании лично, о предоставлении ему второго часа «для чтения лекций по греческому языку». Совет пошел ему навстречу, но с оговоркой: «предоставить проф. А.А. Дмитриевскому второй час для чтения лекций по греческому языку, установив этот час вне распределения, по соглашению со студентами» 76 . Кроме чтения лекций в аудиториях университета, его преподаватели, и А.А. Дмитриевский не исключение, были нагружены «общественно-полезной работой», ездили с лекциями в разные отдаленные от Астрахани населенные пункты. в одну из таких поездок, состоявшуюся в первой половине 1919 г., на станции Сайхин, «...когда они ехали читать лекции на курсах учителей казахских школ...» 77 , А.А. Дмитриевский вместе с группой других профессоров был арестован 78 . Однако повод для ареста был настолько странным, что их в скором времени отпустили. В июле того же года Алексей Афанасьевич вместе с профессорами И.И. Солосиным и К.Ф. Буткевичем отправляется в Ханскую ставку «для чтения лекций по истории искусств на курсах для народных учителей» 79 . А.А. Дмитриевский при кафедре русской истории руководил деятельностью научных сотрудников указанной кафедры. За время работы Алексея Афанасьевича в университете, он «опекал» наиболее серьезно трех лиц: Е.М. Галдинскую, Н.В. Коренева и Б.М. Макарова. С ними у него складывались в целом хорошие отношения, за исключением, пожалуй, первой сотрудницы. Е.М. Галдинская 15 января 1920 г. подала заявление на заседание общественно-исторического факультета с просьбой назначить ее научной сотрудницей по кафедре русской истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Н.И.Летницкий Новый член – корреспондент Императорской академии наук, ординаторный профессор Киевской Духовной академии Алексей Афанасьевич Дмитриевский Источник Данные для настоящей статьи заимствованы по большей части из «Исторической записки о состоянии Казанской Духовной Академии после её преобразования. 1870–1892». Проф. С.А, Терновского. Стр. 385–388. Казань. 1892 г. и из «Православной Богословской Энциклопедии», изд. Под ред. Проф. А.Е. Лопухина . Т. IV. Столб. 1105–1108. Петроград. 1903 г. Алексей Афанасьевич Дмитриевский родился в г. Астрахани в половине 50-х годов XIX столетия. Первоночальное образование получил в местном духовном училище, а среднее в Астраханской духовной семинарии в которой окончил курс в 1878 г. вторым студентом. В том же 1878 году поступил в казанскую духовную академию, где состоял на церковно-практическом отделении, на 4 курсе изучал гомилетику, и окончил курс в 1882 г. со степенью кандидата богословия и с правом при искании степени магистра не держать нового уставного испытания. В том же 1882 г. 13 ноября, по прочтении пробных лекций и защите диссертации pro venia legendi, он допущен был к чтению лекций в той же академии в звании приват-доцента при кафедре литургики. В том же году 2 сентября он представил в Совет академии своё магистерское сочинение, а в 1883 г., после публичной защиты 11 декабря сочинения, удостоен был степени магистра, в которой и утвержден был 14-го числа того же декабря. Кроме преподавания литургики в звании приват-доцента, А. А. Дмитриевский проходил с 25 апреля 1883 г. еще должность помощника библиотекаря Казанской Духовной Академии. В 1884 г. он перешел на службу в Киевскую Духовную Академию на должность доцента по кафедре церковной археологии и литургики. Согласно ходатайству Совета Киевской Духовной Академии, он командирован был, с разрешения Св. Синода, на восток с научной целью с 1 сентября 1887 г. по 1 сентября 1888 года. В 1896 г. Советом Киевской Духовной Академии удостоен степени доктора церковной истории и с того же года состоит ординарным профессором той же академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Б.И.Сове (Сокращенный вариант исследовательской статьи Б. И. Сове , известного библеиста, историка и литургиста Русского Зарубежья «Русский Гоар и его школа», опубликованной в 4-ом томе «Богословских трудов»,1968. СС. 39–84) В марте исполнилось 150 лет со дня рождения одного из крупнейших русских церковных ученых с мировым именем Алексея Афанасьевича Дмитриевского . Выдающийся литургист и византолог XIX-XX веков, он стал основоположником русской православной исторической литургики и воспитал целую плеяду ученых-литургистов в духовных академиях Русской Православной Церкви. За свой неутомимый, самоотверженный труд и крупномасштабные исследования, которые А.А.Дмитриевский вел на протяжении всей своей жизни во многих странах православного Востока, он получил наименование «русского Гоара», в честь величайшего западно-христианского ученого-монаха XVII века Иакова Гоара, положившего начало научному изучению литургического богатства Православия. Великим тружеником русской литургической науки был профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский (11 марта 1856–10 августа 1929). Он принимал деятельное участие в ее создании, и с вдохновением самоотверженно всю жизнь разрабатывал ее проблемы. За труды по собиранию и изданию греческих литургических текстов Типикона и Евхология он заслужил наименование «русского Гоара». Им была создана Киевская школа русских литургистов (Прилуцкий, Пальмов, Неселовский, Дьяковский, Лисицын, Кекелидзе, Скабалланович, Барвинок, еп. Гавриил (Чепур). 1 Дмитриевский , радуясь быстрому росту литургической науки в России в начале XX века, не переставал указывать литургистам, среди которых были ученики его школы, на огромные задачи, стоящие перед ними, и на ответственность перед православным миром. Он призывал русских литургистов к напряженному труду. Дмитриевский был уроженцем Астраханской губернии, чем объясняется вспыхивавший у него по временам интерес к церковной истории этого края. 2 . По окончании Астраханской духовной семинарии он в 1878 г. поступил в Казанскую духовную академию на церковно-практическое отделение. Здесь он на студенческой скамье вдохновляется тем интересом к древнерусским церковным памятникам, который вызвало соловецкое собрание рукописей, полученное академией. Дмитриевского вдохновляют свежестью и интересом содержания лекции проф. Н. Ф. Красносельцева . Он пишет ему кандидатское сочинение по рукописным первоисточникам – «Богослужение в Русской Церкви в XVI веке», пользуясь доброжелательностью и помощью Красносельцева. Он вспоминает, как его учитель тратил на беседы с ним «много времени в промежутках между лекциями и у себя на дому по вечерам, охотно снабжал источниками и пособиями и нередко из собственной библиотеки щедро и великодушно отдавал в руки неизданные материалы, почерпнутые из рукописей, и собранные им самим разного рода заметки». «Сердечные, истинно отеческие отношения» Красносельцева к Дмитриевскому продолжались до кончины Красносельцева (11 сентября 1898 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Фото: Getty «Этот абьюзер токсично обесценил мои границы!» Как люди подменяют понятия и чем это выгодно Психолог Петр Дмитриевский — о том, почему мы зациклены на своей ранимости 13 августа, 2020 Психолог Петр Дмитриевский — о том, почему мы зациклены на своей ранимости Фото: Getty Сегодня к месту и не к месту мы употребляем термины «границы», «обесценивание», «абьюз». Одни люди застревают в праведном гневе и любой свой дискомфорт описывают как преступление партнера. Бывает, человеку уже пошел четвертый десяток, а он все продолжает воевать с «токсичной» матерью. Другие же погружаются в отрицание: «Какое насилие? Никакого абьюза не было, это все сторонники новой этики выдумали».  Но «праведно гневающиеся» склонны не замечать силы человека, его способности справляться с трудностями, заживлять свои раны. А «отрицающим» важно напоминать себе, что, вероятно, они не заметили, проигнорировали какую-то свою или чужую боль. Психолог-консультант Петр Дмитриевский рассказал «Правмиру», в чем проявляется истинный абьюз, как остановить нарушение границ в соцсетях и почему сегодня люди зациклены на своей ранимости. «Вы обесценили мою работу!» — Сегодня мы столкнулись с активной подменой понятий, люди употребляют слова «обесценивание», «границы» и даже «абьюз» с выгодой для себя. Например, начальник просит подчиненного переделать работу, сотрудник встает в позу: «Вы обесцениваете мой труд». Начальник требует выполнения задачи, хорошего результата, а подчиненный вооружился модными словами и всячески защищается. Можем ли мы говорить о том, что он заигрался или, попросту говоря — обнаглел?  Петр Дмитриевский — Говорить «кто-то обнаглел» — действовать в логике людей, злоупотребляющих термином «абьюзер». Мы пытаемся понять, кто прав, кто виноват, и хотим исправить ситуацию через стыд и упрек.  На мой взгляд, есть более конструктивный путь: воспринимать столкновение как необходимость снова вернуться к договору о процедуре принятия работы, вспомнить, кто за что брался и кто на что соглашался. В вашем примере стороны про договор либо позабыли, либо он нуждается в переформулировке. 

http://pravmir.ru/etot-abyuzer-toksichno...

Помимо работы в должности секретаря ИППО, А.А. Дмитриевский был в течение 11 лет старостой Николо-Александровского храма в Санкт-Петербурге и членом попечительства при нем. В этом служении знаменитый ученый проявил себя как ревностный рачитель храма Божия: он заботился об иконах и росписях, украшающих храм, стремился к установлению в нем правильного знаменного пения, произносил проповеди за богослужением 42 . В этот период А.А. Дмитриевский не раз пытался вернуться на академическую службу, но неудачно: в 1910 г. он баллотировался и был избран на вакантную кафедру греческого языка киевской духовной академии, утвержден в должности синодом, но в 1911 г. кафедра была упразднена 43 ; осенью того же года он баллотировался на кафедру церковной археологии в связи с историей христианского искусства санкт-петербургской духовной академии, но был забаллотирован Советом 44 . одним из противников появления А.А. Дмитриевского в академии был прот. М.И. Орлов, на диссертацию которого в 1909 г. Алексей Афанасьевич написал резкий, разгромный и не во всем справедливый отзыв 45 . вероятно, в сердце прот. Орлова затаилась обида на несправедливую критику, и когда выдался случай, он высказал свое мнение относительно кандидатуры А.А. Дмитриевского . Несмотря на то, что ученому так и не удалось вернуться на академическую службу, он в разные годы был избран почетным членом всех четырех духовных академий Российской империи: Киевской (1907 г.), Казанской (1912), Петербургской и Московской (1914). В 1917 г. – страшном и трагичном году русской истории – Алексей Афанасьевич отозвался всем существом своей христианской души на происходящие в России политические события. Он произнес в Николо-Александровском храме проповедь , в которой со свойственной ему горячностью осудил свержение монархии и предельно емко высказался о достоинствах монархической формы правления 46 . В 1918 г. А.А. Дмитриевский принимал участие в деятельности комиссии «Константин Порфирородный», сделав на 5-м заседании комиссии 30 декабря 1918 г. доклад о рукописях Иерусалимской патриаршей и Дрезденской библиотек 47 . Пребывание в Астрахани (1919–1922 гг.)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Помимо научно-ученой деятельности 146 , Алексей Афанасьевич принимал активное участие в жизни Высших Богословских курсов. Как профессор и член Совета, он участвовал в заседаниях 147 , произносил речи на торжественных актах 148 , участвовал в мероприятиях, связанных с юбилеями коллег 149 и защитой магистерских диссертаций 150 , а после закрытия Высших Богословских курсов принимал участие в собраниях инициативной группы по поводу перспектив восстановления богословского образования в Ленинграде 151 . Подводя итог обозрению преподавательской деятельности профессора Алексея Афанасьевича Дмитриевского на Высших Богословских курсах Ленинграда, следует отметить, что характер этой деятельности был предельно интенсивным, требовавшим от ученого напряжения всех его и физических, и душевных сил. Рассмотрение его учебных программ по литургике и церковной археологии приводит к мысли, что выбранный им (не без влияния студентов) путь преподавания этих дисциплин в гармонии историко-теоретической и практической сторон был единственно правильным. 30 декабря 1927 г. на курсах устроили празднование в честь 45-летия научной деятельности Алексея Афанасьевича, хотя сам профессор и не желал этого. На вечере после молебна были прочитаны поздравительные адреса 152 и телеграммы, в том числе и от бывших сослуживцев и учеников по киевской духовной академии 153 . Этот акт был свидетельством любви и внимания к дорогому для всех профессору. В период с 1923 по 1929 гг. А.А. Дмитриевский принимал активное участие в работе русско-византийской историко-словарной комиссии 154 , где представил на обсуждение два доклада, посвященных западному литургисту и издателю богослужебных текстов Ж. Гоару 155 , три об Обряднике Константина Порфирородного 156 , один – о терминах Тαβλον или Тαβλος и γιος φορνος 157 как словарном материале 158 и один – на тему «Блюдо княгини Ольги в храме св. Софии» 159 . По всей видимости, у А.А. Дмитриевского были планы эмигрировать из Советского Союза. По крайней мере, об этом свидетельствует ряд документов, сохранившихся в архиве православного палестинского общества в Святой Земле (председатель – Н. А. Воронцов). Из этих документов следует, что в 1925 г. А.А. Дмитриевский обратился к находящемуся в Иерусалиме руководству общества с просьбой об оказании ему помощи в переселении в Палестину. Однако руководство общества на заседании от 7 июля 1925 г. сочло это совершенно невозможным 160 . Тем не менее, по распоряжению А.А. Ширинского-Шихматова, хотя и с перебоями, но вплоть до 1929 г. А.А. Дмитриевский получал от общества ежемесячную денежную помощь 161 . Кроме этого, занять кафедру литургики в софийском университете А.А. Дмитриевскому предлагал Н.Н. Глубоковский 162 , с которым ученый был знаком и состоял до революции в переписке 163 ; однако Алексей Афанасьевич, по-видимому, отказался.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В связи с кончиной секретаря Общества А. П. Беляева профессор Дмитриевский был приглашён Советом занять его место. Он оставался секретарём ИППО с 1907 по 1917 год. В последние свои годы, когда научная жизнь Общества, по независящим ни от кого обстоятельствам, была сведена к минимуму, Дмитриевский продолжил работу над подготовкой критического исследования «Евхологиона» Гоара. В Русско-византийской комиссии АН СССР им было сделано в этой связи два доклада: «О неудовлетворительности издания текстов в «Евхологии» Гоара (1924) и «Византинист XVII века Яков Гоар» (1926). Третий доклад Дмитриевского в Русско-византийской комиссии (21 октября 1926 г. и 9 июня 1927 г.) назывался «Объяснения к «Уставу» Константина Порфирородного». Это были его последние, оставшиеся неопубликованными, научные выступления… Он умер 10 августа 1929 года. На основе собственных историко-литургических исследований и 23-летнего опыта преподавания исторической литургики Дмитриевский сумел воспитать целую школу литургистов, включая епископа Гавриила (Чепура), профессора протоиерея Василия Прилуцкого , профессора протоиерея Корнилия Кекелидзе (впоследствии академика АН Грузинской ССР), профессора Н. Н. Пальмова, А. З. Неселовского, В. И. Барвинка и др. К сожалению, его работы по истории Русской Палестины не нашли достойных продолжателей. Монография об архимандрите Леониде (Кавелине) публикуется нами по рукописи РНБ (ф. 253, в авторской версии, с модернизацией орфографии. Рукопись имеет лакуны, объясняемые характером её происхождения (глава, вынутая автором из большой книги и приспособленная им – не вполне последовательно – для отдельной публикации в виде реферата в Совете ИППО). Эти лакуны (практически обрывы текста в начале и конце автоцитаты из большой книги) отмечены нами в публикации. Научный аппарат рукописи сохранён в том виде, в каком он был приведён профессором А. А. Дмитриевским . Глава 1. Архимандрит Леонид, в мире Лев Александрович Кавелин, происходил из дворян Калужской губернии и родился 19 февраля 1821 года 26 в наследственном имении своего отца в деревне Гриве Возельского уезда.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010