Всю осень 1882 г. А.А. Дмитриевский был занят переработкой своего кандидатского сочинения в магистерскую диссертацию 13 , защитой сочинения-диссертации pro venia legendi 14 и подготовкой пробных лекций, которые должен был приготовить и прочесть каждый соискатель лекторской должности при учебном заведении. рукописные источники позволяют точно датировать время пробных лекций: 30 октября – на тему «о современном славяно-русском типике в его отношении к современным типикам греческому и болгарскому» и 3 ноября – «о генетическом методе и периодизации истории богослужения в русской Церкви». в результате на заседании совета академии от 9 ноября того же года А.А. Дмитриевский был зачислен приват-доцентом при кафедре литургики 15 и допущен к чтению лекций. На протяжении полуторагодовой преподавательской деятельности в КазДА А.А. Дмитриевский читал две дисциплины: в 1882/1883 уч. г. студентам I и II курсов «Историю богослужения в Русской Церкви», а студентам IV курса «Историю богослужебных книг» 16 . В отчете 17 за 1883/84 уч. г. слово в слово повторяется информация из предыдущего отчета; вероятнее всего, II-мy курсу Алексей Афанасьевич продолжал чтение своего предмета, а I-мy начинал читать заново. Уже 14 декабря 1882 г. церковно-практическое отделение доложило в совет академии о рассмотрении и высокой оценке Н.Ф. Красносельцевым магистерской диссертации А.А. Дмитриевского . Сочинение было признано достойным степени магистра богословия, его было решено напечатать за счет академии в количестве 300 экз., после чего должна была быть назначена дата публичной защиты 18 . В начале 1883 г. А.А. Дмитриевский решает баллотироваться на должность помощника библиотекаря академии 19 , и 8 апреля он получает эту должность 20 . Спустя год после одобрения церковно-практическим отделением, 11 декабря 1883 г. состоялась публичная защита А.А. Дмитриевским диссертации на тему «Богослужение в русской Церкви в XVI в. часть 1-я». Официальными оппонентами выступили ординарный профессор И.С. Бердников и доцент Н.Ф. Красносельцев . 14 декабря того же года архиепископ Казанский и Свияжский Палладий утвердил Алексея Афанасьевича в степени магистра 21 . Вероятно, в том же году А.А. Дмитриевский , возможно, не без участия своего учителя Н.Ф. Красносельцева , подает прошение на вакантную кафедру церковной археологии и литургики Киевской духовной академии, и 16 декабря 1883 г. совет названного учебного заведения избирает его штатным доцентом указанной кафедры 22 . Киевский период жизни А.А. Дмитриевского (1884–1907)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

А. В. Кузьмин, Е. В. Романенко Иконография Вел. кн. Всеволод Юрьевич с сыном (?). Фрагмент рельефа Дмитриевского собора во Владимире. 1198 г. Вел. кн. Всеволод Юрьевич с сыном (?). Фрагмент рельефа Дмитриевского собора во Владимире. 1198 г. Наиболее древним изображением В. Ю., по мнению ряда исследователей (В. В. Косаткин, Н. Н. Воронин, Г. К. Вагнер, Т. П. Тимофеева, Т. Я. Мокеев), является рельеф тимпана сев.-вост. закомары Дмитриевского собора во Владимире с восседающим на троне правителем с юным отроком на коленях, по сторонам - по 2 отрока более старшего возраста. Эти изображения были идентифицированы как образы В. Ю. и его сыновей. Согласно др. версии, композиция представляет библейский сюжет (Ф. Кемпфер - Иосиф и его братья, А. М. Лидов - Давид с Соломоном на коленях), в к-ром современники могли видеть прототипы известных исторических персонажей (дискуссию об этом см. в кн.: Гладкая М. С. Композиция сев.-вост. закомары Дмитриевского собора во Владимире с властителем на троне//Макариевские чтения. Можайск, 2003. Вып. 10. С. 266-278). По мнению М. С. Гладкой, заказчик храма, В. Ю., воздержался от размещения своего «портрета» на стенах Дмитриевского собора, ограничившись резным инициалом «В.», помещенным между изображенными в медальонах библейскими царями Давидом и Соломоном ( Она же. Каталог белокаменной резьбы Дмитриевского собора во Владимире: Центр. прясло сев. фасада. Владимир, 2003. С. 146-148). Миниатюры, иллюстрирующие события, связанные с княжением В. Ю., представлены в Радзивиловской летописи кон. XV в. (БАН. 34. 5. 30. Л. 212 об., 217 об., 220, 222, 223-228 об., 235, 236, 240 об., 242 об.-243, 244). В соответствии с текстом В. Ю. изображен верхом на коне как воин или как правитель восседающим на престоле. Княжеское облачение отражает западноевроп. реалии: В. Ю. либо в длинном платье с широкими рукавами, либо в коротком платье, чулках и остроносых туфлях; на голове - круглая шапка без меховой оторочки. Вел. кн. Всеволод Юрьевич. Фреска юго-вост. столпа Архангельского собора Московского Кремля. 1652–1666 гг.

http://pravenc.ru/text/155472.html

Если бы г-н Дмитриевский написал не только двадцать страниц в подтверждение своего мнения, но двести и больше, и тогда бы он не был убедительнее» (Христианское Чтение. 1892. Т. II. С. 215–216). Проф. Дмитриевский не оставил без надлежащего разбора главных оснований, приводимых анонимом в пользу своих воззрений по вопросу. Так, он, т. е. г-н Дмитриевский, пишет: «Что касается определения 1846 г. патриарха Анфима и его синода, возбраняющего архиерейство лицам, которые не были в совершенном девстве и безбрачии от юности, на что указывает наш аноним, то мы не только не сказали ничего противного сему определению в нашей книге (“Современное богослужение”), но еще раз готовы подтвердить, что это правило на Востоке практикуется во всей своей строгости. Безбрачными в клире состоят не только епископы, митрополиты, патриархи и архимандриты, но даже приходские городские священники и диаконы» (Труды Киевской Духовной академии. 1891. С. 143). Затем г-н Дмитриевский сильно нападает на выражение анонима, что будто первый считает восточных архиереев не монашествующими, а «мирянами». Он говорит: «Трудно представить, замечает наш аноним, чтобы в русском обществе нашлось много таких, которые бы поверили, что восточные архиереи – миряне. Совершенно согласны с анонимом, – заявляет г-н Дмитриевский, – что таких лиц немного, скажем более – даже нет ни одного человека, который бы мог утверждать такой абсурд, что митрополиты, архиепископы, епископы и самые патриархи на Востоке – миряне». «Митрополиты, архиепископы, епископы и самые патриархи на Востоке не монашествующие, – объясняет киевский профессор, – а только рясофоры...» (Труды Киевской Духовной академии. 1892. Т. III. С. 175). К сожалению, рассматриваемый автор ничего не говорит по поводу ссылки анонима на то, что сами члены Константинопольского синода заявляли ему, анониму, что будто все иерархи Востока суть монашествующие. Впрочем, нужно полагать, что г-н Дмитриевский считает такую ссылку не чем иным, как прямой фальшивкой... Держась противоположного взгляда на вопрос – монашествующие или не монашествующие греческие архиереи, двое рассматриваемых авторов неодинаково судят и относительно образа жизни и поведения тех же архиереев.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Прежде всего к этому разделу можно отнести два небольших фрагмента вводного характера из д. 196, л. 3–4 и 9–10 об. В них А.А. Дмитриевский говорит, что, тогда как большинство исследователей отводят богослужебным книгам скромную роль «богослужебных принадлежностей» 260 , он, Дмитриевский, относит их «к самым непосредственным и прямым источникам нашей науки» 261 . Следовательно, как и ко всякому источнику, к богослужебным книгам необходимо применить приемы «строгой научной критики» 262 в целях отделения зерен от плевел, что мы действительно будем наблюдать в дальнейших лекциях. Программа А.А. Дмитриевского по этому спецкурсу не сохранилась; кратко упоминает о преподанных молодым ученым разделах в своей программе по литургике Н. Ф. Красносельцев : «А приватдоцентом Дмитриевским: историческое обозрение богослужебных книг: Типикона, Служебника, Требника, Триоди Постной, Триоди Цветной и Октоиха» 263 . Однако до нас дошли лекции не по всем указанным в программе книгам, а лишь следующие: 1. Вводная лекция (д. 196, л. 3–4, 9–10). В лекции А.А. Дмитриевский говорит о богослужебных книгах, как источнике науки литургики, и обосновывает мысль, почему нужно изучать богослужебные книги. 2 . О церковном Уставе или Типике (д. 152, л. 1–24 об.; д. 196, л. 426–446 об., 258–281). В этом разделе, с которого, видимо, и был начат курс лекций, очень подробно рассматриваются Студийский и Иерусалимский типиконы со стороны как их содержания, так и истории. Здесь упоминается работа «Богослужение в Русской Церкви в первые пять веков», вышедшая в феврале – марте 1882 г. Но, с другой стороны, не упоминается монография И. Д. Мансветова «Митрополит Киприан в его литургической деятельности», которая также вышла в 1882 г. Исходя из этого, мы можем предположить, что эта лекция была написана в 1882 г., в промежутке между выходом работы «Богослужение в Русской Церкви в первые пять веков» и тем моментом, когда А.А. Дмитриевский ознакомился с монографией И. Д. Мансветова . В начале данной лекции А.А. Дмитриевский сравнивает Студийский и Иерусалимский богослужебные уставы, называет их сходства и различия. Заканчивается раздел словами: «Более частные отличия устава студийского от иерусалимского интересующиеся найдут в моей статье “Богослужение в Русской Церкви за первые пять веков” В общем, нужно вполне согласиться со словами Ф. Тоскани, что служба по Студийскому уставу была короче, чем по Иерусалимскому, менее торжественна, чем в настоящее время, со значительным преобладанием чтения, а не пения» 264 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

7 проблем современного подростка — беседа с психологом Раз! и послушные и примерные мальчики и девочки становятся грубыми, дерзкими, отрицают все, что прививали им дома. Что делать? О том, как понять подростка, ПРАВМИРу рассказал психолог Петр Дмитриевский. 30 августа, 2012 Раз! и послушные и примерные мальчики и девочки становятся грубыми, дерзкими, отрицают все, что прививали им дома. Что делать? О том, как понять подростка, ПРАВМИРу рассказал психолог Петр Дмитриевский. Содержание статьи Психология подростка Многие родители хватаются за голову, когда их детям исполняется 12-13 лет. Послушные и примерные мальчики и девочки становятся грубыми, дерзкими, зачастую отрицают все, что прививали им дома. Есть, конечно, дети, которые и в переходном возрасте только радуют родителей, но их меньшинство. О наиболее типичных проблемах современных подростков и причинах их конфликтов с родителями перед началом учебного года Правмиру рассказал психолог Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» при Московском городском психолого-педагогическом университете Петр Дмитриевский. Проблемы современных детей Петр Дмитриевский родился в 1975 году в Ленинграде. В 1999 окончил Институт стран Азии и Африки при МГУ. Работал переводчиком с японского в федерации каратэ. С 1999 года на общественных началах руководит подростковым приходским клубом при храме святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине (Москва). В 2009 получил второе высшее образование в Московском городском психолого-педагогическом университете и на факультете гештальт-терапии с детьми и семьей МГИ. С 2010 года работает в Центре социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» при МГППУ. Петр Дмитриевский — Петр, на какие проблемы своих детей-подростков чаще всего жалуются родители, обращающиеся в ваш центр? — Самая распространенная жалоба – он (она) «ничего не хочет». То есть родителям кажется, что их ребенок не интересуется ничем важным, слишком пассивен. Мы пытаемся разобраться, почему подросток стал менее любопытным к миру. Иногда после одной или нескольких бесед оказывается, что любопытство осталось, просто то, к чему лежит душа подростка, не вписывается в систему ценностей родителей.

http://pravmir.ru/kak-ponyat-podrostka/

Довольно информативна корреспонденция А.А. Дмитриевского с разными лицами, которая хранится в архиве ученого в РНБ и других рукописных собраниях нашей страны и Украины. В последнее время корреспонденция Алексея Афанасьевича привлекает к себе все большее внимание ученых: на ее основе создаются самостоятельные исследования 215 и публикуются целые комплекты писем 216 . Таким образом, рассмотрев биографию А.А. Дмитриевского, его научное наследие и наметив перспективы его изучения, подытожим наши рассуждения. Алексей Афанасьевич Дмитриевский – наиболее выдающийся из русских ученых-литургистов, биография которого еще имеет ряд «белых пятен», но в общем и целом достаточно хорошо изучена. С научным наследием А.А. Дмитриевского все обстоит гораздо сложнее. В его фонде имеются важные неопубликованные работы, созданные в послереволюционное время как своеобразный итог всей научной деятельности русского Гоара; изучение и издание их – первоочередная задача российской литургики, потому как создание чего-то нового возможно только при тщательной ревизии исследований классиков. 1 Дмитриевский А. А. Памяти заштатного диакона Афанасия Петровича Дмитриевского († 9 ноября 1912 г.) и его супруги Елены Феодоровны († 1 июля 1913 г.). Астрахань, С. 2. 3 Эта дата взята нами произвольно; руководствовались мы при этом соображениями о том, что в духовном училище дети из духовного сословия обучались в течение 4-х – 5-ти лет, в духовной семинарии – 6 лет, в духовной академии – 4 года. 4 Дмитриевский А. А. Открытое письмо в редакцию//Астраханские епархиальные ведомости. 1897. 14. С. 557–559. 6 ОР РНБ. Ф. 253. Д. 196 (Лекции по литургике). Л. 391. Далее А. А. Дмитриевский добавляет: «Это ненавистное имя мы прилагали нередко и к товарищам, которые так или иначе оказывали симпатии к этой ненавистной науке. По крайней мере здесь, даже в академии, я долго носил кличку.» (Там же). 14 Защита состоялась 24 октября 1882 г. В качестве диссертации pro venia legendi Алексей Афанасьевич представил фрагмент своей кандидатской работы, озаглавив его следующим образом: «Чинопоследования таинств Крещения и Миропомазания в Русской Церкви в XVI веке. (Историко-археологическое исследование)». Оппонентами на защите выступили И. С. Бердников и Н. Ф. Красносельцев .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В 1895 году вышел в свет главный труд А.А. Дмитриевского «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Том 1. Часть 1. Памятники патриарших Уставов и ктиторские монастырские Типиконы», представленные им в качестве докторской диссертации. Рецензенты признали большую научную ценность этого издания. В 1896 году Дмитриевский был удостоен степени доктора церковной истории. Необычайно плодотворной была деятельность А. А. Дмитриевского в Киевской Духовной Академии, где он создал целую литургическую школу. В журнале «Труды Киевской Духовной Академии» за 1886–1907 годы напечатано 44 отзыва профессора Дмитриевского о сочинениях, представленных ему студентами. Н.Д. Успенский, ученик Дмитриевского, писал: «Это был не только выдающийся ученый, исследователь и талантливый лектор, но и прекрасный педагог, умевший пробудить у своих учеников любовь к труду и науке». В 1906 году А.А. Дмитриевский уехал в Петербург работать в Предсоборном Присутствии. Находясь в Петербурге, Алексей Афанасьевич принимал деятельное участие в Православном Палестинском Обществе, исполняя обязанности секретаря, а после выхода в отставку он всецело занялся делами Общества. По поручению Священного Синода А.А. Дмитриевский также участвовал в Комиссии по исправлению славянского текста богослужебных книг. После октябрьского переворота участвовал в работе Русско-византийской комиссии при Академии наук и преподавал литургику на Богословских курсах в Петрограде. За свои капитальные труды и издания литургических текстов Дмитриевский был избран почетным членом всех четырех духовных академий. В 1903 году его избрали членом-корреспондентом Академии наук по Отделению русского языка и словесности, а в 1923 году – действительным членом Академии наук и членом Славянской комиссии Академии наук. Архив А.А. Дмитриевского хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге, фонд 253, другая часть материалов находится в Архиве Академии наук, фонд 214. Алексей Афанасьевич Дмитриевский скончался 10 августа 1929 года. Похоронен на братском кладбище Александро-Невской Лавры.

http://pravoslavie.ru/16764.html

Каждому из нас важно, когда нас слушают и слышат. И важно делиться чем-то кроме буднично-хозяйственных вещей. Почему это не всегда получается у супругов? Рассказывает психолог Петр Дмитриевский. Посмотрите пять своих последних смсок супруге/супругу. «Купи картошки», «кто заберет ребенка с кружка», «ты опять поставила машину не туда». Кажется, сказка, которую любят рассказывать о чудесном знакомстве принца и принцессы, действительно закончилась словами «пирком да за свадебку». А дальше началась серая, будничная жизнь, не обещающая ничего хорошего. Каждому из нас важно, когда нас слушают и слышат. И важно делиться чем-то кроме буднично-хозяйственных вещей. Слушание помогает поддерживать друг друга, но что-то всегда не дает поговорить по душам: нехватка времени, детские крики, неумение выстроить беседу, страх оказаться смешным, страх, что тебя ранят… В серии встреч с психологом Петром Дмитриевским мы будем разбираться, как сделать так, чтобы тебя услышали, как не входить в «воду» конфликта и как вынырнуть из нее, если уже вошел. Петр Дмитриевский — психолог-консультант, гештальт-терапевт, руководитель Приходского молодежно-подросткового клуба храма свв. Космы и Дамиана в Шубине Ведет беседу Анна Ершова, петербургский журналист, редактор блога «Предание». Группа Вконтакте Facebook группа «Нам нужно поговорить»: вечер испорчен? Как строить диалог, чтобы услышать друг друга Петр Дмитриевский: психология отношений. Как строить диалог супругам Страх, тоска и желание сбежать из дома охватывает взрослых людей, стоит жене или мужу произнести: «Нам нужно поговорить». Но ведь если мы поймем и услышим друг друга, все изменится, и мы заживем… Разве не так? Семейный психолог Петр Дмитриевский и редактор портала «Предание» Анна Ершова обсуждают, как и для чего строить диалог супругам. Что лучше: терпеть, молчать или проговорить? — Что происходит между любящими супругами, когда на предложение одного поговорить другой может распсиховаться или вообще уйти? — Речь — это один из способов прикосновения. Предпосылки к испугам при таком обращении могут быть разными, ведь и опыт речевого прикосновения у всех разный. Часто люди воспринимают желание «поговорить» как предостережение, что сейчас меня будут принуждать к чему-то, чего я не хочу, рассказывать мне, в чем я не прав. Такое отношение к речевому прикосновению у супругов, скорее, сформировалось раньше, чем они познакомились. Есть люди, у которых потребность все проговаривать выражена больше, и это тоже связано со сложностями в их биографии. Например, в семье многое умалчивалось, ничего не обсуждалось, и вдруг внезапно происходило что-то страшное. Для них тревожна любая недоговоренность. Если встретились два таких человека, им будет непросто: один к молчанию относится как к чему-то угрожающему, а другой, наоборот, так относится к речи. Бывает, человеку тревожно находиться в тишине, тогда он в беспокойстве начинает разговаривать о чем угодно.

http://predanie.ru/book/220889-nam-nuzhn...

Кроме преподавания в академии А.А. Дмитриевский принимал активное участие в работе церковно-археологических общества и музея при КДА, выполняя различные поручения: например, несколько раз Алексей Афанасьевич посещал Нежин, где изучал рукописи, церковную утварь и проч. Михайловского греческого монастыря; результаты этой деятельности были ученым частично опубликованы 30 . На заседаниях церковно-археологического общества в период с 1884 по 1898 гг. А.А. Дмитриевский сделал 26 докладов, посвященных греческим и славянским богослужебным памятникам. После того как в 1898 г. в музее случилась очередная кража, ученый вступил в открытую дискуссию со смотрителем музея Н. И. Петровым относительно задач, стоящих перед обществом и музеем. Музей при КДА хранил внушительное количество древних артефактов и памятников христианского искусства. Алексей Афанасьевич полагал, что музей должен подчиняться исключительно преподавателю церковной археологии и литургики, и функция его абсолютно вспомогательная – дать студентам, изучающим указанные дисциплины, наглядный материал для лучшего освоения предмета 31 . Не найдя в этих своих мыслях поддержки в лице профессоров академии, А.А. Дмитриевский вышел из состава действительных членов церковно-археологического общества. Личная жизнь Алексея Афанасьевича долгое время не складывалась. Церковное начальство, видя, что он все свободное время занимается наукой и не обзаводится семьей, решило склонить его к принятию монашества. Так, еще в 1894 г. архиепископ Казанский и Свияжский Владимир (Петров) «предложил А.А. Дмитриевскому послужить родной академии в монашеском чине, но он после нескольких часов волнений «почтительнейше» отказался» 32 . Тогда Алексей Афанасьевич не исключал для себя возможности принять монашество, однако планировал это сделать не ранее чем через 6 лет, после того, как побывает в Париже, Лондоне и Трапезунде и приобретет ученую степень доктора 33 . Степень доктора церковной истории Дмитриевский получил в 1896 г., и на это время падает начало его нежнейшей переписки с будущей женой – А.И. Никоновой. Анастасия Ивановна была дочерью сотрудника константинопольского посольства Ивана Никонова. Неизвестно, где они познакомились; возможно, это произошло во время одного из путешествий А.А. Дмитриевского по православному Востоку. В архиве Дмитриевского сохранилась их взаимная переписка 34 , охватывающая период с 1896 по 1912 гг. Из писем видно, насколько были серьезны чувства между будущими супругами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Но «принципиальным реформатором литургики» и «фактическим основоположником ее научного бытия» считают ученика Катанского, проф. И.Д.Мансветова , 23 который, по словам проф.Глубоковского, – «прочно аргументировал, что в литургических разысканиях надо выходить к первоначальному зерну, из которого постепенно развивалась вся дальнейшая богослужебная система то органическим возрастанием по внутренним импульсам, то механическим напластованием по случайным внешним причинам». 24 Его перу принадлежит капитальный научный труд «Церковный устав (Типик.). Его образование и судьба в Греческой и Русской Церквах», (М.1885, 448), в котором сочетается «детальный анализ с широким синтезом». 25 Проф. А.А.Дмитриевский в своей рецензии на эту работу отметил, что будущий исследователь устава обязан считаться с нею как с первой в истории последнего и «не лишенною весьма серьезных достоинств». 26 Работа Мансветова по изучению литургических источников и их систематической обработке нашла достойного продолжателя в лице другого специалиста в области литургики проф. Н.Ф.Красносельцева . оставившего после себя ценный научный вклад. 27 Особенно прославился своими трудами по исторической литуркике ученик Красносельцева А.А.Дмитриевский , который под руководством первого написал кандидатскую работу «Богослужение в Русской Церкви в XVI в.», а затем (в 1882г.) и магистерскую диссертацию на ту же тему. 28 Предприняв научные путешествия на Афон (1886 г.) и в другие места (1887–88гг.), Дмитриевский собрал богатейший рукописный материал, который лег в основу его громадного научного труда по описанию и изучению литургических манускриптов. 29 Подготавливая свой труд к изданию, А.Дмитриевский с неутомимой энергией продолжает научные поездки в каникулярное время для работы над рукописями в книгохранилищах Афона, Патмоса, Константинополя, Афин, Рима и др. Одновременно он знакомится со службами в храмах на св. местах, о чем пишет очерки, имеющие не только познавательную, но и научную ценность. 30 Неутомимый труженик на ниве исторической литургики, проф.Дмитриевский своим энтузиазмом вдохновлял многих своих последователей. У него было немало учеников, которые под его руководством писали кандидатские работы. 31 Среди них проф.прот. М.Лисицын , прот.М.Прилуцкий, который был и его преемником на кафедре литургики в Киевской Духовной Академии (1908–1912гг.) и др. 32

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010