Мы же знаем, что все истинные христиане, всех веков, всегда побуждали себя к добродетельной жизни, именно  ужасаясь  мысли о предстоящем Суде Божием.  «Помышляю день страшный и плачуся деяний моих лукавых: како отвещаю безсмертному Царю? Коим же дерзновением воззрю на Судию блудный аз? Благоутробный Отче, Сыне Единородный, Душе Святый, помилуй мя! " - так молитвенно взывали они к Богу со всею Церковью (Седален Нед. Мясопустной). А святые отцы-подвижники наставляли христиан словами Премудрого Сираха:  «Поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши!»   (7, 39). Эти же современные еретики почему-то настойчиво внушают людям, что на Страшном Суде ничего страшного не будет и что, следовательно,  бояться Страшного Суда не нужно. Кажется, всем благоразумным людям должно быть ясно,  откуда  ведет свое начало  такое  учение,  кто вдохновляет его и  таких  «проповедников!» Это учение находится в полном контакте с тем характерным направлением современности, которое стремится  примирить людей с диаволом,  внушив им, что диавол совсем не страшен. Начав даже с идеализации диавола, теперь это направление старается представить диавола, как самое безобидное существо, с которым можно иметь самые добрые отношения; или – существо мифическое, над которым можно потешаться, шутить, но бояться которого не следует: его именем называют рестораны, торговые фирмы и даже учащихся в школах, повсюду притом изображая его мефистофельский лик, дабы всех приучить к его виду. Короче говоря, эта новая, «модерная» идеология «нео-христианства», или, что то же, «нео-хилиазма», сводится к лозунгам (конечно, так прямо и откровенно не высказываемым): «Живите в свое удовольствие! Грешите себе напропалую, сколько хотите и как хотите, и ничего не бойтесь! Бог есть любовь, и Он всем все и так простит! А какого-то страшного диавола и Страшный Суд выдумали фанатики-монахи, на бредни которых не стоит обращать внимания!» Отсюда же, конечно, все из того же самого источника (сознательно ли это или безсознательно) идет и усиленная пропаганда в нашей эмигрантской среде «балов-маскарадов», приурочиваемых к «маслянице», то есть как раз ко дням воспоминания Страшного Суда и затем изгнания Адамова из рая (Неделя Сыропустная). Это – якобы «праздничная традиция царской России», которую мы " особенно  должны беречь». А ведь как боролись в царской России наши прославленные святостью жизни архипастыри и пастыри с этой  антихристианской  традицией, унаследованной от мрачных времен язычества! Достаточно вспомнить хотя бы сильное и вдохновенное слово нашего «Российского Златоуста», святителя Тихона Задонского «о сырной седмице», в котором этот наш великий угодник Божий требует от русских людей «безчинное масляницы празднование  опровергать и искоренять»,  как  «обычай злой»,  установленный в честь языческих божеств пьянства и распутства. А христианская «масляница» – это «светлая предпразднства воздержания», «светлая предпутия поста», то есть постепенная подготовка себя к наступающему Великому посту.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

На сырной седмице в среду и пяток не воздерживаемся от сыра и яиц, но всю седмицу делаем сыроястною. И это установлено не для наступающего поста, но по другой причине, которая изображена в Триоди в среду на сырной, в следующих словах: «по повечерии же в среду и пяток сырныя недели ядим сыр и яйца, соблюдающе и правило во святых отца нашего Никифора, патриарха константинопольского, исповедника, и отвращая предание иаковитское и тетрадитскую ересь. Иаковиты, возникшие в шестом столетии, постились три дня на сырной седмице – вторник, среду и четверток», в воспоминание поста и покаяния ниневитян и учили тому же и других вопреки общему обычаю всей церкви; тетрадиты, то есть четыренадесятники (11 Всел. 7), в среду ядят мясо, а на сырной седмице во все дни постятся. Посему святый Никифор (в правиле 32), разрешая в те же среды и пятки на сыр и яйца, говорит: «монахи, в каком бы месте ни были, не должны поститься в среду и пяток сыропустной седмицы, и после преждеосвященной есть сыр и яйца, в противность ереси Иакова и тетрадитов». А потому епископ Иоанн (в правиле 21), объясняя ересь тетрадитов, говорит: «тетрадиты всю сырную неделю содержат Великий пост. В опровержение их, мы разрешаем и в постные дни на то же, на что и в скоромные». §15. Разрешается пост на Светлой седмице А особенно разрешаем на вся яства в среду и пяток на Светлой седмице, подобно как и в прочие ее дни. Хотя всякий может догадаться о причине этого и искать ее в настоящем празднике, в честь которого веселимся, разрешая на все; но обстоятельнее объясняет ее тот же епископ Иоанн, в правиле 18, так: «разрешаем же в среду и пяток новой, то есть Светлой седмицы – считая как бы всю эту седмицу за один день, и ни чем не меньше Воскресного дня; так как она вся есть седмица Светлая». Посему и служба на Светлой седмице во всякий день на вечернях и утренях совершается такая же, как и в первый день Светлого Воскресения. §16. Разрешается пост в неделю по Пятидесятнице На неделе по Пятидесятнице разрешается в среду и пяток на мясо, не для наступающего Петрова поста, чтобы нам вступить в него, насытившись мяса, но в честь Святого Духа, пришествие Которого праздновали в два дня пред тем, то есть в воскресный день и понедельник, и в честь Его седми даров, как тот же епископ Иоанн (в правиле 26) пишет: «разрешаем во всю седмицу по Пятидесятнице в честь Святого Духа, как разрешаем и новую неделю в честь Спаса нашего Иисуса Христа, ибо Дух Святой единочестен Отцу и Сыну и чрез благословение Их устроилось таинство воссоздания и воссияло нам просвещение богопознания». §17. Разрешается в среды и пятки праздничные

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

1-го февр., аще в субб. мясоп.). В 3-х, дней попразднства для праздника. Сретения бывает не всегда семь, и отдание не всегда бывает 9-го февраля 895 . Если праздник Сретения случится в седмицах: блудного сына, мясопустную и сырную, то дней попразднства, с днем отдания, бывает менее 7-ми, потому что отдания не бывает в субботу и Неделю (воскресение) мясопустные, в среду и пяток сырные. И в Неделю сырную только в том случае полагается праздновать отдание, когда праздник Сретения случится на седмице сырной – в четверток, пяток или субботу. Так, если праздник Сретения случится: а) в Неделю блудного, или в понедельник или во вторник на мясопустной седмице, то праздник отдается в пяток той же Недели; б) если праздник Сретения случится в среду, четверток, пяток, субботу пред Неделею мясопустной, – отдание празднуется во вторник на сырной седмице; в) если случится в Неделю мясопустную, в понедельник сырной седмицы, – отдание празднуется в четверток: г) если случится во вторник или среду на сырной седмице, – отдание бывает в сырную субботу; д) если случится в четверток, пяток или субботу сырной седмицы, – отдание – в Неделю сыропустную; е) если Сретение случится в Неделю сыропустную, – то праздник празднуется один день (Тип.. послед. 8-го февр. Указ о празднике Сретения Господня). В 4-х, если праздник Сретения Господня случится в понедельник первой седмицы Великого поста, то служба праздника бывает не 2-го февраля, а переносится на Неделю сыропустную (Тип., 2-го февр.). Март 25-го марта – великий праздник Благовещения Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. Пречистая Дева до своего совершеннолетия пребыла при храме Иерусалимском. По совершеннолетии Она объявила священникам обет – навсегда остаться девою. Для храпения Ея девства, под видом супружества, Она обручена была праведному Иосифу, восьмидесятилетнему старцу. Тогда Св. Дева, оставив Иерусалим, переселилась в Назарет, в дом Иосифов. Здесь в 6-й месяц после зачатия Иоанна Крестителя, явился Архангел Гавриил и так благовестил Ей о рождении от Нея Искупителя мира: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Кондак, гл. 1. Любве союзом связався Никифоре, разрушил еси яве злобу ненависти, и мечем во главу твою усечен был еси, мученик Божественный воплощшагося Спаса: егоже о нас моли поющих славную память твою. праздника Гдн. В этот день иногда (см. 2 февр. и ниже) отдается праздник Сретения. См. Если Сретение случится в неделю Блудного, или в понедельник, или во вторник Мясопустной недели, то отдание бывает в пяток той же недели. Если Сретение – в среду, четверток, пяток и субботу Мясопустной недели, отдание бывает во вторник Сырной недели. Если Сретение случится в неделю Мясопустную и в понедельник Сырной, то отдание бывает в четверток той же недели. Если Сретение – во вторник и среду Сыропустный, отдание бывает в субботу той же недели. Если Сретение случится в четверток, пяток и субботу Сырной, отдание – в неделю Сыропустную. Если Сретение – в неделю Сыропустную, или если на эту неделю переносится праздник с понед. 1-й седмицы Вел. поста (см. выше, 2 февр.), то отдания не бывает. Мр. Аще прилучится отдание Сретения Господня прежде недели Мытаря и Фарисея, в седмице в кий-либо день, кроме недели; аще – в неделю, прежде недели Мытаря и Фарисея; аще в неделю Фарисееву, или Блудного, или Сыропустную, или во вторник, четверток Сырной недели, или в субботу Сыропустную. – На утрени, «на 9-й песни, Честнейшую не поем, но поем припевы праздника, якоже и на самый праздник», если отдание случится «в седмице в кий-либо день, кроме недели» (воскресенья); но если отдание случится во вторн., четв. и субботу Сырной недели или в какую-либо неделю (т.е., воскресенье), то «поем Честнейшую». Священномучч. епископов: Маркелла Сикелийского (Сицилийского), Кипрского и Тавроменийского. Ученики апостола Петра и им же поставленные епископами в разные города, они приняли мученический венец за распространение веры Христовой между язычниками. См. 9 июл. и 30 окт. Препп. Никифора и Гehhaдiя Важеозерских, учеников св. Александра Свирского (см. 30 авг.). Пр. Геннадий был сын богатых родителей, но, раздав все свое имущество нищим, он явился к пр. Александру на реку Свирь в то время, когда, тот подвизался один, и сделался его учеником и постриженником. Спустя несколько лет, Геннадий пошел искать себе уединения в другом месте и построил себе келью на Важеозере (в 12 вер. от Свирского мон.), где проводил уединенную подвижническую жизнь до самой кончины своей, последовавший 8 янв. около 1516 г. Пр. Никифор явился в веригах к пр. Александру в то время, когда была уже основана обитель на реке Свири, и был с любовью принят пр. Александром в число братии. После семилетних подвигов в Свирской обители, пр. Никифор путешествовал в Киев, для поклонения св. местам, и, возвратившись оттуда, поселился на месте подвигов пр. Геннадия, на Важеозере. Здесь он устроил Задне-Никифоровскую пустынь, в которой и преставился февраля 1557 г. (См. Олонец. еп.). – Он. 26 нояб.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Таким образом, смысл сырной седмицы и творимых в течение нее молитв не в том, чтобы только посрамить и опровергнуть, а в том, чтобы с любовию вернуть отпавших в лоно Церкви. Не обходилось и в Византии без гуляний и языческих традиций. Так, на сырной седмице издревле практиковалось «переодевание». Недаром у Франциска Скуфа находим, в целом, характерное для Византии, а не только для Запада: «Образ, через который мужи и жены оказываются с масками, по обыкновению мясопустной седмицы» . Следует отметить и то, что в Византии – как и впоследствии в лучшие времена на Руси – настрой сырной седмицы был подлинно покаянным, а не шуточно-балагурским. Это подтверждают слова прп. Феодора из того же слова: «Но что? Ночью и днем мы воспеваем Господа согласно преданному нам святыми нашими отцами законодательству. Псалмопение сменяет псалмопение, чтение – чтение, молитва – молитву. В помышлении предстательство помыслов, в сердце изучение Божественных словес, благовременное безмолвие, приносящая пользу речь» . Но еще и ранее, в начале V в., свт. Иоанн Златоуст писал накануне Великой четыредесятницы, то есть тоже в период сырной седмицы: «Сегодня у нас яркий праздник и собрание ярче обычного. Но какова сему причина? Это достижение поста, я знаю, поста не настоящего, а ожидаемого… Если и ожидаемый он произвел в нас такое усердие, то явившись и осуществившись, какое он в нас вызовет благочестие?...» Таким образом, масляница – это не столько гуляние и веселие, сколько благочестивое преддверие поста или проекция поста на стремящуюся к подвигам и созерцанию жизнь. Таким образом, сырная седмица, вошедшая в церковный обиход при Ираклии (VII в.), получившая особый устав при свт. Никифоре (IX в.) и трансформировавшаяся на Руси в масляницу с бурными гуляниями, кулачными боями, маскарадами и прочее (а на западе одно из ее ярких проявлений – венецианский карнавал) означала не празднование или аскезу саму по себе, а некое действие, которое в крайне целомудренном исполнении стремилось подчеркнуть чистоту веры.

http://bogoslov.ru/article/4446196

Праздник Сретения Господня принадлежит к числу двунадесятых праздников, но двунадесятых не Господних, а Богородичных. Ибо, если праздник Сретения Господня случится в неделю (воскресение), то служба воскресная не отменяется для службы праздника Сретения, а поется с ней вместе (Типикон, 2 февраля, аще в недели), как бывает в двунадесятые Богородичные праздники. Праздник Сретения и называется иногда праздником Сретения Пресвятой Богородицы. Праздник Сретения имеет день предпразднества и семь дней попразднества (по 9 февраля), если не сократит сего времени Великий пост , ко времени которого он может случиться иногда. В этом случае празднуется Сретение столько дней, сколько остается до поста. Если предпразднество случится в субботу мясопустную, а праздник – в неделю мясопустную, то предпразднество празднуется не накануне праздника, не в субботу мясопустную, когда совершается служба за усопших, а предпразднество бывает в пяток мясопустный (Типикон, последование 1 февраля, аще в суб. мясоп.). Если праздник Сретения случится: 1) в неделю блудного или в понедельник или во вторник на мясопустной седмице, то праздник отдается в пяток той же недели; 2) если праздник Сретения случится в среду, четверток, пяток, субботу перед неделей мясопустною, – отдание празднуется во вторник на сырной седмице; 3) если случится в неделю мясопустную, в понедельник сырной седмицы, – отдание празднуется в четверток; 4) если случится во вторник или среду на сырной седмице, – отдание бывает в сырную субботу; 5) если случится в четверток, пяток или субботу сырной седмицы, – отдание в неделю сыропустную; 6) если Сретение случится в неделю сыропустную, то праздник празднуется один день (Типикон, последование 8 февраля. Указ о празднике Сретения Господня) 83 . На литургии: 1) антифоны изобразительны с блаженными, на малом входе – входной стих, после чего поется тропарь и кондак праздника; 2) задостойник; 3) после служб положен особый отпуст (см. Службник). Если праздник Сретения случится в недели (воскресения) мытаря и фарисея, блудного сына, мясопустную, сыропустную, то на утрени после Евангелия празднику, после пения «Воскресение Христово видевше...» и 50-го псалма не положено пения «Покаяния отверзи ми двери...», а следует стихира праздника. Но положенное в эти недели пение «На реках Вавилонских...» не отменяется (Типикон, 2 февраля, аще в неделю). В праздник Сретения в неделю (воскресение) обыкновенно произносится отпуст воскресный, подобно тому, как тогда и вместо припевов Сретения, по 9-й песни канона поется «Честнейшая». Песнопения воскресные предшествуют песнопениям Сретения (Типикон). На утрени катавасия «Сушу глубородительную землю...» (поется начиная со дня по отдании Богоявления, с 15 января, до отдания Сретения – 9 февраля (Типикон, гл. 19). С отдания Сретения до 1 августа поется (кроме недель Четыредесятницы и Пятидесятницы) катавасия «Отверзу уста моя...» (там же).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Это «Увещание жителям града Воронежа об уничтожении ежегодного празднества, называвшегося «Ярило» а также «Слово о сырной седмице» считаются образцами проповедничества искусства св. Тихона. 1. Слово о сырной седмице О сырной седмице, которую простые люди называют масляницею, любви вашей умыслил я предложить краткое слово, хотя то и не нужное бы дело быть казалося предлагать. Ибо святая церковь, что то она есть, и как должно оную провождать, в песнех своих, во всю тую седмицу поемых, ясно всем показует. Но понеже многие, или не внимая песням тем или слепою и застарелою привычкою влекоми, не так как христианская должность требует, в препровождении оныя оказуют себе, того ради словом сим яснейше о ней вознамерился представить. Понуждает меня к тому должность моя, которая в таковых случаях не велит мне молчать: но настоять благовременне и безвременне. Знаю я тое, что слово мое сие многим не понравится: ибо хощу тем бесчинное масляницы празднование опровергать и искоренять; праздновать бо масляницу обычай хотя злой, обаче застарелый и с любовию содержимый. Но притом объявляю, что хотя и неприятно предложение: однакож уповаю, что полезно. Лекари говорят, что горькая пища неприятна, да стомаху здорова. Соль горька: но черви выгоняет, и к гнилости не допущает. И лекарство хотя горькое, да принимаем к сохранению здравия нашего: так и обличительное слово страстной плоти нашей не любо, да душе полезно. Послушайте же, да со вниманием послушайте. Слово сие не касается тех, кои памятуя, что христиане они суть, и по сей должности поступают. Ибо они, яко благодатию Христовою здрави, не требуют врачевства: но их молю щедротами Божиими, чтобы немощнейшей братии советом и молитвами помогали, по примеру тому, как делают люди, когда хотят общий погасить пожар. Ибо какой больший может быть пожар, как на котором души человеческия беззаконием, аки пламенем, поядаются? Известно знаете, слышатели! Сами вы, и бесспорно признаете, что масляницы почти вси ожидают так, как какого знатного праздника.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

В песнопениях всей этой седмицы св. Церковь приглашает нас к особому воздержанию, напоминая нам о грехопадении прародителей, происшедшем от невоздержания. Во все дни сырной седмицы к песнопениям Октоиха в Минеи присоединяются песнопения Постной Триоди. В среду и пятницу сырной седмицы литургии по Уставу не бывает 85 , за исключением тех случаев, когда в эти дни случится Сретение Господне или храмовой праздник. В среду и пятницу на сырной седмице совершается служба, подобная великопостной, но с некоторыми отличиями, а именно: во вторник и четверг сырной седмицы вечером (не после литургии, а в свое время) первая половина вечерни совершается по обычному Уставу вседневной вечерни – без чтения (как это бывает в Великом посту) кафизмы, без особых прокимнов и паремий. Как обычно, после: «Сподоби, Господи» – ектения: «Исполним молитву». Но по «Ныне отпущаеши...», как и в Великом посту, полагается пение тропарей «Богородице Дево, радуйся...», «Слава» – «Крестителю Христов...», «И ныне» – «Молите за ны, святии Апостоли...» и три земных поклона. Далее «Под Твое благоутробие...» (без поклона). Далее, вместо ектений: «Помилуя мя, Боже...» произносится: «Господи, помилуй» (40 раз). После чего «Слава, и ныне», «Честнейшую херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Священник: «Сый благословен» и читается молитва «Небесный Царю...», после которой произносится молитва св. Ефрема Сирина (с 16-ю поклонами): «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». По «Отче наш» – «Господи, помилуй» (12 раз), священник: «Слава Тебе, Христе Боже...» и прочее, и бывает отпуст. Вечерня соединяется с Великим повечерием и утреней. Соединение следующее: сразу после вечерни (во вторник и четверг вечера) бывает великое повечерие с великими поклонами. Особенности великого повечерия в сравнении с великопостным следующие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

«Князь и вождь тамо вкупе, богатый и бесславный, великий купно и малый исправится равно: горе комуждо прочее неуготовленному» 501 . «Тамо вкупе князь и вождь, нищий и богатый, душе, ни отец возможет, ни мати помогающи, ни избавляй брат осуждения» 502 . Таким образом, мы видим, что ни власть, ни богатство, ни родные не смогут нам помочь на Страшном Суде Христовом, но только наши дела способны оправдать нас и сподобить десной участи 503 . Так какие же это дела? Те, которые указаны в евангельском чтении: дела любви и милосердия. «Царство Небесное праведники наследуют за дела любви и милосердия к ближним, – пишет архиепископ Аверкий (Таушев) . О вере здесь не упоминается, ибо она уже предполагается самими делами любви, которые суть плоды веры (см.: Ин.13:35 ; 1Кор.13:1 ). Равно и молитва и все прочие подвиги веры не упоминаются, потому что без них невозможна истинная любовь к ближнему и искренние, нелицемерные дела милосердия. Говорится только о делах милосердия потому, что они доказывают истинную веру и благочестие христианина» 504 . Итак, когда мы приблизились вплотную к Великому посту, ибо после Недели мясопустной уже не вкушается мясо, Церковь в своих молитвословиях указывает нам на то, какие плоды должен принести истинный пост – это дела любви и милосердия. Для того чтобы стяжать любовь и сделать сердце отзывчивым и деятельно сострадательным, мы и совершаем все наши духовные труды. Общий идейный смысл богослужения Сырной седмицы Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры ( Мф.6:16 ). Последняя подготовительная к Святой Четыредесятнице седмица называется сырной (в просторечии – Масленицей), так как церковный Устав разрешает во все дни этой седмицы (в том числе в среду и пятницу, то есть эта седмица сплошная) употреблять сырную пищу (сыр, масло и яйца и др., то есть любую скоромную пищу, кроме мяса). По этой же причине венчающая эту седмицу неделя называется сыропустной, так как в этот день перед началом Великого поста завершается вкушение сырной пищи. «О сырной же (седмице) некоторые говорят, что её установил император Ираклий, – а раньше она была мясоястной, – ибо он, шесть лет воюя с Хозроем и персами, дал обет Богу: если одолеет их, учредить такую (седмицу), по уставу среднюю между мясоедом и постом, – что и исполнил.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Потом Церковь облегчает нас от поста на сырной или по просторечию масляной седмице, постепенно приготовляя нас к св. Четыредесятнице и вместе обличая лжеучения яковитов и тетрадитов. Яковиты, возникшие в VI веке и рассевавшие в Сирии плевелы евтихианской ереси, вопреки правилу всей Вселенской Церкви, постились на сырной неделе три дня: во вторник, среду и четверток, по подобию Ниневийского поста и покаяния. Тетрадиты же, или, как называются они вторым Вселенским Собором, средницы – по средам ели мясо и постились всю сырную седмицу. Примечание. Тетрада, слово Греческое (Τετρς), означает четвертый. Тетрадитами называются потому, что они в четвертый день седмицы, т. е. по средам, не хранили поста, а в сырную неделю постились; в 14-й день марта праздновали Пасху 196 . Некоторые из них даже не разрешали поста в Пасху 197 . Тетрадиты называются также субботниками, манихеями 198 и четыренадесятидневниками 199 . Далее Церковь разрешает пост среды и пятка на светлой седмице, ради светлейшего торжества Пасхи, как бы за один воскресный день всю седмицу считая 200 . После Пасхи Церковь разрешает пост на седмице Пятидесятницы в честь двух высоких христианских праздников – св. Троицы и Сошествия Святого Духа, и считая эту седмицу подобно светлой, как бы за один воскресный день. На сплошную седмицу после Пятидесятницы указывается в древнейших письменных памятниках христианства – в постановлениях Апостольских, где говорится: «после Пятидесятницы празднуйте одну седьмицу» 201 . Наконец пост среды и пятка разрешается на двух седъмица святок – с первого дня праздника Рождества Христова, до навечерия Богоявления Господня. Это разрешение установлено Церковию в честь великих праздников Рождества Христова и Богоявления Господня. В Церковном уставе о святках сказано, «яко от Рождества Христова до св. Богоявления никакоже пост, ни коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях» 202 . Примечание. По древним правилам Церкви, пост в среду и пяток разрешался также в некоторых местах в течение семи недель Пятидесятницы, т. е. с Пасхи до дня Сошествия Св. Духа. Позднейшие монастырские уставы св. Саввы, Евфимия Великого, Феодора Студита , Афанасия Афонского разрешали пост в среду и пяток не только для Рождества Христова, но и для других великих праздников Господских, Богородичных и некоторых святых. Чтобы примирить разногласие поздних уставов с древними правилами, Константинопольские патриархи – в XI веке Николай Грамматик и в XII веке Лука Хрисоверг и другие святители писали послания и решили, что пост среды и пятницы должно прекращать только ради двух великих праздников Рождества Христова и Богоявления. Впрочем и после этого решения разногласия великими патриархами спор о разрешении поста в среду и пятницу возник в нашем отечестве 203 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010