В старину по окончании сырной седмицы ещё кадили благовониями, изгоняли из домов разудалую масленицу, чтобы пахло в доме там не яствами и напитками, а ладаном. Многие теперь вернулись к этому доброму обычаю. Чем больше человек воцерковлён, тем меньше в нём тяга к бурному проведению сырной седмицы. Хочется поста, ждёшь его, как доброго друга, желающего тебе настоящего блага. Если есть возможность съездить на сырной седмице в Египет — побывайте у христиан-коптов, вы будете удивлены. Они не веселятся. Копты, в отличие от всех остальных христиан, масленицу и карнавал не празднуют, а сырную неделю они взяли и «приплюсовали» к Великому посту. Так что он у них начинается на неделю раньше. В коптских монастырях в последнюю неделю перед Четыредесятницей уже усердно молятся и даже никого к себе не пускают: ни гостей, ни туристов, ни паломников. Конечно, я не призываю к такой же строгости. Но умеренность во время масленицы доброму христианину не повредит. Кстати говоря, на то, что седмица перед Четыредесятницей — это уже лёгкий пост, указывает церковное воспрещение в это время заключать браки. В каноне среды этой седмицы, для примера и поощрения готовящихся к посту, Церковь прославляет ветхозаветных святых, пребывавших в подвигах аскетизма. В сырную пятницу вспоминаются крестные страдания Спасителя, а в субботу Церковь творит память всех святых преподобных и богоносных мужей и жен, просиявших постом, и синаксарь (собрание сведений о святых лицах и праздниках) в эту субботу начинается стихами: «Душам праведным, их же память присно пребывает: жертвы покаяния приношу словеса». Кроме того, в Неделю мясо¬пустную читаются слова апостола Павла из послания к римлянам: «Нощь убо прейде, а день приближися. Отложим убо дела темная, и облечемся в оружие света (13, 12). Ядый не ядущего да не укорят; и неядый ядущаго да не осуждает»(14, 3). Обычай прощать друг друга перед Великим постом — древнейший. Он оставлен нам первыми отцами-пустынниками Египта. А при Иване Грозном он так описывался: «Митрополиты, архиепископы, епископы, благословиша Царя и прощение подаша ему, а архимандриты, игумены и честные старцы также прощение подаша ему и от него прощение купно получиша; получив же благословение и прощение к подвигу постному, тщашеся духовный подвиг святыя Четыредесятницы совершити».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Одним из практических средств стала сплошная седмица после Недели о мытаре и фарисее (автор XVI в. Дамаскин Студит именовал ее также «исповедальной» ), другим – масленица, мясопуст или сырная седмица. 3. Из истории сырной седмицы или масленицы Первое упоминание о мясопустной седмице относится к 546 году: «…В этом году произошло разногласие относительно праздника св. Пасхи. Народ сделал мясопуст 4-го февраля, император же приказал продавать мясо еще одну неделю. Мясоторговцы заготовляли мясо и продавали, но никто его не покупал и не ел. Пасха же была, как повелел император, и таким образом народ пропостился одну неделю лишнюю» . Несмотря на распоряжение императора Юстиниана народ не понял его и не захотел нарушать установленного Церковью канона . Существует также версия, согласно которой сырная неделя или мясопуст была установлена императором Ираклием в Сирии – после успешного возвращения из персидского похода при посещении Иерусалима в 629 г. – как особое дополнительное покаянное время . В сочинении прп. Иоанна Дамаскина «О святых постах» (VIII в.) говорится о традиции мясопустной «предпостной» седмицы как дошедшей из устного предания – на ней не вкушали мяса и ничего не вкушали до 9-го часа . В начале X в. патриарх Николай Мистик в сочинении «О монашеской жизни» писал о том, что веком раньше его предшественник св. Никифор Константинопольский ввел сырную седмицу в противовес яковитам, которые всю масляную седмицу вкушали только хлеб и воду . Действительно, в 4-м правиле свт. Никифора сказано: «Что подобает поститься монахам в среду сырной седмицы и в пятницу и после отпуста литургии преждеосвященных даров есть сыр, где бы они ни находились. Это правило опровергает учение Иакова и ересь тетрадитов» . Таким образом, при свт. Никифоре Константинопольском в начале IX в. во время между 1-м и 2-м иконоборчеством появилась сырная седмица как таковая в противовес тем ересям, которые в ту эпоху были для Византии значительно менее актуальными, нежели в предшествующую эпоху. 4. Пост/разрешение поста как полемический прием

http://bogoslov.ru/article/4446196

Из этого видно, что патриарх в среду и пятницу сырной недели литургисал преждеосвященную. Вот почему св. Никифор, как сказано было в гл. 9, §14, упоминает о преждеосвященных в среду и пятницу на сырной седмице. §7. Литургия полная не бывает в Великий пяток В Великий пяток никогда не бывает обыкновенной литургии, да и быть не может. Симеон Солунский в том же ответе пишет: «во святый и Великий пяток не совершаем обыкновенной литургии, ибо Господь, предавший в четверток таинство в воспоминание страданий Своих, в пяток претерпел их, принес в жертву Самого Себя на кресте, волею предался Отцу – и не препятствовал тем, кои хотели убить Его. Посему, так как чрез страдание принесено уже в жертву Божественное тело, то нам в тот день, когда Христос Сам Себя принес в жертву, уже не нужно еще совершать таинства в воспоминание оной. Вот почему и не имеем обыкновения в Великий пяток совершать литургии и приносить обыкновенную жертву». §8. В Великий пяток не бывает преждеосвященной Хотя преждеосвященная литургия в Великий пяток некогда и совершалась, но теперь и она отменена. Симеон Солунский в том же ответе пишет: «хотя мы в Великий пяток и приняли предлагать Преждеосвященные Дары и совершать литургию, как написано в некоторых древних уставах; но теперь, после введения в употребление монашеского иерусалимского Устава, сего не бывает». §9. Посты, в которые преждеосвященные не бывают, не считаются меньшими Те посты, в которые не бывает преждеосвященной литургии, не должны почитаться меньшими. Симеон Солунский в том же ответе пишет: «если в некоторые посты не бывает преждеосвященной литургии, то их за то не должно не только пренебрегать, но еще и наипаче почитать. Ибо в Великий пост, в субботу и в воскресный день, совершаем даже полную литургию, как и в другие непреходящие посты, т.е. в навечерии Рождества Христова, Богоявления, и в Великий четверток; но поста в эти дни не разрешаем, хотя совершается и полная литургия». §10. Память Феодора Тирона совершается в субботу Память святого мученика Феодора Тирона совершается на первой седмице в субботу, а не в другой какой-нибудь день.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Вседневная вечерня бывает на праздник с бдением (например, 30-го января), если он случится на сырной седмице в четверток или субботу, равно на храмовой праздник, если этот праздник случится в седмичные дни Четыредесятницы: во вторник, среду, четверток, пяток и субботу (Тип., храм. гл. 35 и 36). На эти дни вечерня или совершается с Литургией Преждеосвященных даров, или бывает без литургии. Великая вечерня – праздничная, называемая полиелейной, разумея вечерню не на бдении (на коей бывает ектения «Рцем вси»), совершается на праздник и в самый праздник. Она совершается на следующие праздники: 1) На праздник с полиелеем; впрочем, в том только случае, если праздник с полиелеем случится от Недели апостола Фомы до Недели мясопустной 272 . 2) Великая вечерня не на бдении бывает на праздник с бдением 273 (напр., 30 янв.), если этот праздник случится в понедельник и во вторник сырной седмицы (Тип., послед. 30 янв.)• 3) Великая вечерня не на бдении бывает на воскресные и на все те дни, на которые положено бдение, но оно по какому-либо случаю не бывает (Тип., гл. 7). 4) Великая вечерня не на бдении совершается на день Преполовения, на 1-е и 13-е сентября, хотя в эти дни на утрени не положено петь полиелей. Великая вечерня не накануне, а в самые праздники совершается: 1) В первый день Пасхи. 2) Во все дни пасхальной седмицы и в Неделю апостола Фомы. 3) В вечер Владычных праздников: Рождества Христова. Богоявления, Преображения, Вознесения, Пятидесятницы, Воздвижения креста Господня. 4) В дни навечерий Рождества Христова и Богоявления и в Великий пяток. Вечерня великая на бдении бывает всегда, исключая тех дней, на которые положено начинать бдение всенощное великим повечерием. (О днях, в кои бдение начинается великим повечерием, увидим ниже.) Повечерие бывает великое и малое. Великое повечерие отправляется отдельно от утрени и в соединении с утренею, именно – на бдении всенощном. Отдельно от утрени великое повечерие отправляется на дни поста и притом такие дни, которые следуют тоже за днем поста, а не за праздником, именно: великое повечерие совершается: 1) На среду и пяток сырные.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Литургия может быть совершаема во все дни года, кроме среды и пятка сырной седмицы, будничных дней св. Четыредесятницы и Великого пятка. В течение одного дня на одном престоле и одним священнослужителем литургия может быть совершена только однажды. По примеру Тайной Вечери, в апостольское время литургия начиналась обыкновенно вечером и продолжалась иногда за полночь ( Деян. 20, 7 ), но со времени указа императора Траяна, запретившего ночные собрания всякого рода, христиане стали собираться для литургии перед рассветом. С 4 века было установлено совершать литургию днем, в предобеденное время, и, за исключением некоторых дней в году, не позже полудня. Место совершения Литургии Литургию не дозволяется совершать в часовнях, келиях, жилых домах, но она должна быть совершаема непременно в освященном храме (Лаодик. соб. пр. 58), где сооружен постоянный престол и где находится антиминс, освященный архиереем. Только в самых крайних случаях, когда нет освященного храма, и то лишь с особого разрешения архиерея, литургия может быть совершена в какомлибо ином помещении, но непременно на антиминсе, освященном архиереем. Без антиминса совершение литургии недопустимо. Лица, совершающие Литургию Совершать литургию может только правильно рукоположенный священнослужитель (то есть, имеет каноническое рукоположение, имеет правильное апостольское преемство) епископ или пресвитер. Диакон или другой клирик, а тем более мирянин, совершать литургию не имеет права. Для совершения литургии, как епископ, так и пресвитер, должен быть облачен в полное облачение, соответствующее его сану. Виды Литургии В настоящее время в Православной Церкви совершаются четыре вида литургии: 1. Литургия св. апостола Иакова, брата Господня, совершается на Востоке, а также и в некоторых наших приходах, в день его памяти 23 октября; 2. Литургия св. Василия Великого совершается десять раз в году: в день его памяти 1 января, в кануны или самые праздники Рождества Христова и Богоявления, в пять воскресных дней Великого поста, в Великий Четверток и Великую Субботу; 3. Литургия св. Иоанна Златоустог о совершается в течение всего года, кроме тех дней, когда положена литургия св. Василия Великого , среды и пятка сырной седмицы, будничных дней Великого поста и Великого пятка; 4. Литургия Преждеосвященных Даров совершается по средам и пяткам Великого поста, в четверток Великого Канона на пятой седмице Великого поста, в дни праздников Обретения главы св. Иоанна Предтечи 24 февраля, и 40 мучеников 9 марта, случившиеся в будничные дни Великого поста, и в первые три дня Страстной седмицы Великий понедельник, Великий вторник и Великую среду. Постоянные, неизменяемые молитвословия и песнопения литургии для священнослужителей помещаются в Служебнике, а для певцов в Ирмологионе; теперь иногда помещается текст литургии и в Часослове, а изменяемые части помещаются в Октоихе, Минее и Триодях. За литургией бывают чтения из Апостола и Евангелия. 2. Литургия Св. Иоанна Златоустого

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Очень мощно. Спаси Господи. Светлана 20 июля 2014, 10:33 Какая искренняя статья .Спасибо .Благодаря таким статьям легче понять какие могут быть духовные состояния на Пасху.И за не имением духовника не опускать руки. Максим 10 апреля 2014, 13:38 Спаси Господи, батюшка, за Ваши статьи! Татиана 28 марта 2014, 05:06 Спаси Господи, батюшка, помолитесь о нас, грешных из подлеска! Светлана Лозбина 17 марта 2014, 08:57 " Как часто мы с ревностью вступаем в пост и уже на второй неделе – изнемогаем от неспокойного начала " - это истинная правда, спасибо, отец! Первый раз в жизни Страстную неделю была в храме и на второй неделе - так позорно упала. Теперь понимаю, почему и спаси Вас Бог за вразумление. И великая милость Божия, что Он дал нам любящих пастырей, которые не обличают, а утешают и помогают измученной душе подняться с колен. Слава Богу за все! С Постом вас благоприятным! священник Сергий Бегиян 17 марта 2014, 01:11 Дорогой Родион! Представьте себе, что молитва прп. Ефрема Сирина читается по Уставу Православной Церкви не только в Великий пост и на сырной недели, как вы совершенно справедливо заметили, но еще и в Петров, Успенский и Рождественский посты, когда служится аллилуйная служба. И представьте себе, что я даже служил таким образом, как положено. И не смотря на это опытное знание, я все равно написал так, как написал. Потому что служба в Прощеное воскресенье совершенно особая, и ТАК молитва св. Ефрема читается на ней впервые. Жаль, что вы настолько глубоко ушли в понимание поста, что этого уже не видите. Родион 16 марта 2014, 13:36 Поверхностно как-то о посте написано. Наверное, священник еще неопытный. Да, к тому же, и молитва Ефрема Сирине первый раз читается на Сырной седмице, а не в Прощение воскресенье. Igor 14 марта 2014, 13:23 Budu staratsya batushka upav ne zalezhivatsya,a pobistree vstavat i kayatsya.Ochen horoshaya,rozumnaya statiya.Dai Bog vam terpeniya i sil,chtob prodolzhali nas nastavlyat na put istinnii.Nizkiy vam poklon.Pomolites za meny greshnogo Igorya.

http://pravoslavie.ru/69127.html

После канона поется «Достойно есть», а затем, после Трисвятого и «Отче наш», хор поет «Господи сил, с нами буди» со стихами. В субботние великие повечерия вместо «Господи сил, с нами буди» читаются: На первой седмице кондак великомученику Феодору Тирону. На 2, 3 и 4 седмицах кондак «Со святыми упокой». На 6 седмице кондак из Триоди святому Лазарю. Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время», «Честнейшую Херувим». После возгласа «Боже, ущедри ны» – молитва святого Ефрема Сирина . Чтец: Трисвятое по «Отче наш», «Господи, помилуй» (12), «Нескверная, неблазная», «И даждь нам, Владыко», «Преславная Приснодево», «Упование мое, Отец». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (3), «Благослови». Священник: «Владыко многомилостиве». В это время все молящиеся преклоняются до земли. Во вторник и четверг сырной седмицы и во все пятницы Великого Поста здесь бывает малый отпуст. Священник: «Благословите, отцы святии» и ектению: «Помолимся о Великом господине и отце нашем», и в конце: «Рцем и о них». Хор: «Господи, помилуй» (3). Священник: «Молитвами святых отец наших». Хор: «Аминь». ИЗМЕНЯЕМЫЕ ЧАСТИ ВЕЛИКОГО ПОВЕЧЕРИЯ В первой части великого повечерия 69 псалом читается в начале повечерия только тогда, когда читается канон святого Андрея Критского (первые 4 дня первой седмицы). В конце первой части, после первого Трисвятого дневные тропари на повечериях под субботы, в канун Благовещения, полиелейных и храмовых праздников заменяются особыми тропарями воспоминаемого святого. Во 2 части, после Трисвятого тропари «Помилуй нас, Господи, помилуй нас» накануне Благовещения и храмового праздника заменяются кондаками праздника. В третьей части, после великого славословия поется канон в зависимости от дня седмицы (в субботу канон покойный), за исключением дней чтения Великого канона. В той же третьей части после канона (после Трисвятого), в субботние великие повечерия вместо «Господи сил, с нами буди» читается кондак дня (воспоминаемого святого или «Со святыми упокой»). ОСОБЕННОСТИ ВЕЛИКОПОСТНОЙ УТРЕНИ

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

242] . До XX века Постная Триодь издавалась в одном томе, однако в прошлом столетии появился привычный и более распространенный в настоящее время двухтомный формат, в котором 1-й том охватывает подготовительный период и Святую Четыредесятницу, а 2-й том – период от Лазаревой субботы до Великой Субботы. Впрочем, некоторые современные издательства продолжают выпускать обе части Триоди Постной в одном томе (издание Сретенского монастыря), хотя официальное издание (выходящее в Издательском Совете Русской Православной Церкви) все-таки состоит из двух томов. Отметим, что двухтомные издания Триоди 70-х годов XX века имеют серьезный недостаток: приложения, содержащие Троичны, светильны, а также седальны по 1-й кафисме, помещены во 2-м томе, хотя используются они только в седмичные дни Святой Четыредесятницы, то есть в тот период, который относится к 1-му тому. К счастью, в современных двухтомных изданиях эта оплошность исправлена и указанные приложения включены в 1-й том Триоди Постной. Триодь Постная – сборник, в который входят песнопения, составленные различными церковными гимнографами в V–XIV веках; можно сказать, что Триодь формировалась на протяжении почти тысячелетия. Самые ранние молитвословия Триоди – тропари пророчеств, которые читаются (поются) на 6-м часе, предваряя чтение паремии (они восходят к V в.) 1 ; самые поздние – молитвословия 2-й Недели Великого поста, посвященные святителю Григорию Паламе (XIV в.). Однако, несмотря на такой впечатляющий разброс по времени, следует отметить, что основной корпус песнопений Триоди возник в VIII–IX веках. Кроме указанных двух песнописцев, труды которых стали основополагающими для формирования Триоди Постной, отметим еще нескольких выдающихся церковных писателей. Так, святитель Андрей, архиепископ Критский (VII в.) составил Великий канон (который поется на 1-й седмице и в четверг 5-й седмицы), полные каноны сырной среды и Лазаревой субботы (этот канон поется на великом повечерии), трипеснцы для Страстной седмицы (в современном Уставе они поются на повечериях от Великого Понедельника до Великой Пятницы).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В синодальную эпоху высшим учреждением духовной цензуры был Святейший Синод, именно ему подчинялась вся цензурная служба. Духовной цензуре подвергались не только предназначенные для печати сочинения религиозного содержания, но и светские книги и статьи, если светские цензоры находили в них места духовного содержания, относящиеся к догматам веры или Священному Писанию . Однако после реформы государственного строя России в 1905 г. светские сочинения практически перестали подвергаться предварительной Цензуре, в том числе и духовной. Сегодня в Русской Православной Церкви нет цензурного учреждения, а ответственность за православный характер периодических изданий и книг, печатаемых официально от имени Церкви, несут Священноначалие, возглавляемое Первоиерархом и Священным Синодом, а также действующий под его руководством Издательский Совет. В епархиях такой контроль осуществляет епархиальная власть. Согласно существующему порядку все подготовленные к печати издания должны получить благословение, как минимум, правящего архиерея. 2. Власть священнодействия Богослужение. Священнослужебная власть Церкви заключается в праве устанавливать порядок богослужения и совершать его. Формы богопочитания различны как и обряды, но последние должны строго и точно выражать догматическое учение, веру Церкви. Богослужение могут совершать лишь священные лица – епископы и пресвитеры. Им помогают диаконы и церковнослужители. Сосредоточением христианского богослужения является совершение Таинства Евхаристии 124 – Божественной литургии. Местом ее проведения может быть только освященный храм. Если же в виду исключительных обстоятельств литургия совершается вне Церкви, то в таком случае освящение храма и престола заменяется антиминсом, без которого литургия невозможна. В одном храме на одном престоле литургия может проводиться не более одного раза в день. Церковный календарь. Это таблица или книга, содержащая последовательный перечень церковных памятных дат, праздников, постов, пасхалий и соответствующих им богослужений. Богослужения совершаются в предусмотренное богослужебным уставом время: общественное богослужение включает особые последования, связанные с временем суток, днем недели, календарным днем. В пределах года есть праздники и посты. С годовым и недельным церковным кругом связано совершение треб. Так, браковенчание запрещается накануне среды, пятницы и воскресенья, а также великих храмовых праздников, в продолжении постов, Святок, на Сырной седмице, в течение Светлой седмицы, а также накануне Усекновения главы Иоанна Предтечи и Воздвижения Креста Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Вспоминаем статью доктора богословия, доцента Киевской духовной академии Сергея Михайловича Бортника, посвященную анализу «богословия общения», которое стало одним из наиболее заметных направлений православной богословской мысли ХХ в. Вспоминаем перевод статьи почетного профессора богословского факультета Фессалоникийского университета Георгия Мандзаридиса, который размышляет о двух крайностях в церковной жизни – консерватизме и секуляризме, а также о том, каким должно быть богословие сегодня. 28 февраля 2023 28 декабря 2022 14 ноября 2022 Макарий, архиепископ горы Синай (XIII в.), принадлежит к числу малоизвестных арабоязычных православных авторов. Фактически сохранилось только одно его полноценное произведение — «О посте на сырной седмице». Это историко-каноническое произведение интересно тем, что в его состав входит исповедание веры Макария. Таким образом, этот относительно небольшой текст позволяет представить достаточно целостный портрет его автора, оценить Синайского архиепископа и как церковного писателя в целом, и как богослова-догматиста в частности. Историко-каноническая часть трактата свидетельствует, что Макарий был высокообразованным иерархом, степень его знакомства со святоотеческой письменностью, историей Вселенских Соборов, источниками канонического права Православной Церкви значительно превосходит средний уровень православных апологетов, писавших на арабском языке. Исповедание веры Макария Синаита, отличающееся как совершенством формы, так и точностью догматических формулировок, по праву может считаться одним из лучших исповеданий православной веры, когда-либо составленных на арабском. Статья кандидата богословия, master de sciences humaines et sociales, старшего преподавателя и научного сотрудника кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии священника Максима Никулина посвящена рассмотрению богословских воззрений сирийской христианской литературы до V в. н.э. Для раннесирийского богословия характерно выражение концепций не в логико-философских терминах, но использование типологии и символически-образного языка. В статье дается исторический обзор основания и состояния раннесирийской Церкви, перечисляются основные произведения литературы указанного периода, кратко рассматривается проблематика установления авторства «Макариевского корпуса». Но основной акцент сделан на исследовании богословского учения «Проповедей» Иакова Афраата и «Гимнов о рае» прп. Ефрема Сирина. Делается вывод об индивидуально-аскетическом уклоне раннесирийского христианского богословия.

http://bogoslov.ru/topic/20255

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010