" Сей же род   (то есть бесовский род)  не исходит, токмо молитвою и постом«  ( Матф. 17, 21 ) – сказал Он Своим ученикам, в объяснение почему они не смогли изгнать беса из жестоко бесновавшегося юноши, которого привел к ним с просьбой об исцелении несчастный отец. Вот почему так важно знать,  как  следует по-настоящему поститься и в чем заключается истинный пост, и всем неведущим и непонимающим разъяснять это, всячески разбивая нелепые представления о посте людей чуждых и враждебных Церкви. В чем же состоит сущность поста, по учению Церкви? Это так ясно и понятно разъяснено в целом ряде наших прекрасных церковных песнопений, из коих особенно выразительна стихира, которая поется в понедельник на первой седмице Великого поста. Вот эта стихира: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение – пост истинный есть и благоприятный». Итак, вот что такое  истинный  пост: не отказ только от скоромной пищи, но прежде всего – «злых отчуждение»,  то есть  отчуждение  себя, своей души  от всякого зла.  А далее в стихире идет яркое и понятное перечисление – от каких именно видов зла. Предостерегают наши церковные песнопения и от неправильного поста – тех, кто всю суть постного подвига видят в одном только телесном воздержании от скоромной пищи и решительно осуждают таких «постников». «От брашен постящися, душе моя, и страстей не очистившися, всуе радуешися неядением: аще бо не вина ти будет ко исправлению, яко ложная возненавидена будеши от Бога, и злым демоном уподобишися, николиже ядущим»...  так поется в стихире на подготовительной к Великому посту сырной седмице (в среду на утрени). Это значит: напрасно радуется своему посту тот, кто, хотя не ест скоромной пищи, однако, не заботится об очищении себя от греховных страстей. Такой лишь уподобляется злым демонам, которые совсем ничего не едят. Пост, который не служит внутреннему исправлению души, есть лицемерие, навлекающее гнев Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

«Сей же род (то есть бесовский род) не исходит, токмо молитвою и постом» (Мф 17, 21) — сказал Он Своим ученикам, в объяснение, почему они не смогли изгнать беса из жестоко бесновавшегося юноши, которого привел к ним с просьбой об исцелении несчастный отец. Вот почему так важно знать, как следует по-настоящему поститься и в чем заключается истинный пост, и всем неведущим и непонимающим разъяснять это, всячески разбивая нелепые представления о посте людей, чуждых и враждебных Церкви. В чем же состоит сущность поста по учению Церкви? Это так ясно и понятно разъяснено в целом ряде наших прекрасных церковных песнопений, из коих особенно выразительна стихира, которая поется в понедельник на первой седмице Великого поста. Вот эта стихира: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный». Итак, вот что такое истинный пост: не отказ только от скоромной пищи, но прежде всего — «злых отчуждение», то-есть отчуждение себя, своей души от всякого зла. А далее в стихире идет яркое и понятное перечисление — от каких именно видов зла. Предостерегают наши церковные песнопения и от неправильного поста — тех, кто всю суть постного подвига видят в одном только телесном воздержании от скоромной пищи, и решительно осуждают таких «постников». «От брашен постящися, душе моя, и страстей не очистившися, всуе радуешися неядением: аще бо не вина ти будет ко исправлению, яко ложная возненавидена будеши от Бога, и злым демоном уподобишися, николиже ядущим» — так поется в стихире на подготовительной к Великому посту сырной седмице (в среду на утрени). Это значит: напрасно радуется своему посту тот, кто хотя не ест скоромной пищи, однако не заботится об очищении себя от греховных страстей. Такой лишь уподобляется злым демонам, которые совсем ничего не едят. Пост, который не служит внутреннему исправлению души, есть лицемерие, навлекающее гнев Божий.

http://pravoslavie.ru/2951.html

Еще более существенно другое обстоятельство. В своем письме Мономах упоминает о младшем брате Мстислава, готовом принять участие в переговорах («то ти седить сынъ твои хрьстныи с малым братомъ своимь»). Ранее считалось, что речь идет о малолетнем Юрии (будущем Долгоруком), дату рождения которого – 1090 г. – называет В. Н. Татищев (История Российская. Т. 2. С. 96). Однако, как показали последние исследования (см.: Назаренко А. В. Неизвестный эпизод из жизни Мстислава Великого//Отечественная история. 1993. 2. С. 69), эта дата ошибочна: Юрий появился на свет от второй жены Мономаха (умершей в 1107 г.), причем брак с ней был заключен, во всяком случае, после 1096 г. (в письме к Олегу Мономах упоминает как о живой о матери Изяслава, т. е. о своей первой жене Гиде Гаральдовне). В таком случае, возникает вопрос: кто же был тем «малым братом» Мстислава, который упоминается в послании? Ясно, что речь идет об одном из трех младших сыновей Мономаха от его первого брака – Святославе, Ярополке или Вячеславе. О первых двух источники в связи с событиями междоусобной войны ничего не сообщают. Зато о Вячеславе известно, что он был послан отцом с половцами на помощь Мстиславу. Исходя из того, что Вячеслав во главе конного половецкого отряда появился у Суздаля в четверг 2-й недели Великого поста, можно предположить, что он выступил из Переяславля незадолго до начала поста , т. е. на сырной седмице (масленице) (9–14 февраля) 1097 г. В таком случае, кажется очень вероятным, что именно через Вячеслава и должно было быть передано послание Мономаха Олегу и именно Вячеслав (младший на тот момент из сыновей Мономаха) и имелся в виду как «малый брат» Мстислава, сидящий вместе с братом, «хлебъ едучи дедень». (Именно так полагал еще Н. М. Карамзин , мнение которого было поддержано В. А. Кучкиным: Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X–XIV вв. М., 1984. С. 69.) Предложенная датировка письма позволяет несколько уточнить позицию Мономаха в отношении Олега. Владимир Всеволодович, несомненно, искренне предлагал Олегу мир. Однако одновременно с исполненным христианского смирения и братолюбия письмом он посылал войско своему старшему сыну для возможного противодействия тому же Олегу. В этом нет и тени двоедушия, зато есть прозорливость умудренного опытом князя. В отличие от Мстислава, поверившего в искренность Олега и распустившего свои войска, Мономах допускал два варианта развития событий. Можно быть уверенным, что если бы Олег пошел на мир, Мономах сдержал бы те обещания, которые давал в письме. (Как он сдержал их после поражения Олега.) Случилось по-другому, и не он был в том повинен. Заметим, кстати, что именно посланное вместе с Вячеславом войско из союзных Мономаху половцев решило исход битвы на Кулачке и, в итоге, исход войны между Мономахом и Олегом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Monom...

И в каждой дневной службе (например, в вечерне) есть неизменяемые молитвословия двоякие, во-первых, такие неизменяемые, которые бывают в разных видах известной службы, которые молитвословия назначены в службе известного часа дня без отношения, без приноровления к службам кругов седмичного и годового. Например: «Господи воззвах» поется на вечерне: малой, вседневной и великой. И есть неизменяемые молитвословия такие, которые бывают неизменяемы только в известном виде божественной службы, которые молитвословия, будучи назначены в службе известного часа суток, с тем вместе относятся, имеют приноровление к службам кругов седмичного и годового. Например, не на всякой вечерне, а только на великой бывает после прокимна (и паремии) полная ектения: «Рцем вси». На вседневной же вечерне эта ектения начинается прошением: «Помилуй нас, Боже», и она бывает не после прокимна, а в конце вечерни. На малой вечерне ектения: «Помилуй нас, Боже» бывает в конце вечерни, но она имеет прошений менее, нежели на вседневной вечерне. Таким образом, каждый вид службы круга дневного, приноровительно к службам кругов седмичного и годового, совершается только в известные дни седмицы и дни года. Дни, в которые совершается тот и другой вид вседневных служб Вечерня, как видели, бывает малая, вседневная и великая. Малая вечерня отправляется накануне праздников пред всенощным бдением и притом только тем бдением, которое начинается великою вечернею. Пред бдением, начинающимся великим повечерием, не бывает малой вечерни. Вечерня вседневная (т. е. на которой не произносится ектения с прошением: «Рцем вси») совершается на те дни, в которые нет празднования (на утрени) с полиелеем, тем более – с бдением. Вседневная вечерня совершается иногда и на праздники с полиелеем и с бдением, но только тогда, когда они случатся в седмичные дни поста, когда празднество умаляется постом, и служба сходна бывает с будничной. Так, вседневная вечерня бывает на праздник с полиелеем (например, 24-го февраля), если он случится на сырной седмице – в понедельник, вторник, четверток и субботу или – в седмичные дни Четыредесятницы: понедельник, вторник, среду, четверток и пяток (Тип., 24-го февраля и 9-го марта) 271 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Статья Изучение богословско-апологетической литературы, созданной средневековыми арабохристианскими писателями, имеет значение, выходящее за границы собственно богословия. Арабоязычные христиане, проживавшие в мусульманском окружении, редко контактировавшие со своими греческими единоверцами, думавшие и писавшие на языке Корана и даже по внешнему виду и образу жизни мало отличавшиеся от мусульман , нередко воспринимаются сегодня как некая экзотика. Современному православному христианину чисто психологически нелегко увидеть в средневековых мелькитах — в отличие, например, от византийцев — своих единоверцев. Богословские сочинения большинства арабоязычных православных авторов для историка догматической науки имеют весьма ограниченное значение, они далеко не всегда отличаются высоким богословским уровнем, в них не так часто встречаются оригинальные идеи, аргументы и способы раскрытия вероучительных истин. Тем не менее эти тексты также имеют свою ценность, и не только, а порой и не столько, для догматики и патрологии, но и для истории христианской культуры. Каждое такое сочинение может рассматриваться как материал для создания, если можно так выразиться, интеллектуального портрета средневекового арабохристианского книжника. Создание даже небольшой галереи таких портретов могло бы помочь нашим современникам увидеть в этих писателях не отвлеченные фигуры, а живых людей и своих единоверцев, в течение столетий сохранявших православную веру в весьма неблагоприятных внешних условиях. Макарий Синаит и его сочинения XIII век не изобилует памятниками мелькитской письменности, поэтому каждое сохранившееся сочинение, относящееся к этому времени, представляет немалый интерес. К числу таких произведений относится и трактат «О посте на сырной седмице» (или «Ответ на послание одного из верующих»), автором которого был архиеп. горы Синай Макарий . Помимо этого произведения перу Макария принадлежит еще один совсем небольшой текст — «Устав о праздниках, в которые не полагается совершать земные поклоны» .

http://bogoslov.ru/article/6176017

Сложным, многомерным человеком был отец Алипий. Он умер 12 марта 1975 года на Сырной седмице, о чем в Псково-Печерском монастыре известили ударами большого колокола. Шестьдесят один год жития земного, из которых 25 лет составило житие монашеское, были удостоены и радостями духовными, и великими печалями. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 10 февраля, 2015 5 декабря, 2014 6 марта, 2020 28 октября, 2018 7 ноября, 2016 5 ноября, 2015 18 июля, 2015 12 мая, 2015 5 апреля, 2015 10 февраля, 2015 5 декабря, 2014 6 марта, 2020 28 октября, 2018 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции.

http://pravmir.ru/sovetskij-monax-alipij...

1 паремия – на сырной седмице в среду и пятницу 2 паремии – в седмичные дни Святой Четыредесятницы 3 паремии – на большинство праздников 4 паремии – если полиелей в четверг или субботу сырной, а также в день Благовещения в седмичный день поста. 5 паремий – накануне Благовещения (часто) 6 паремий – при совпадении праздника подвижного с неподвижным (например, вмч. Георгия Победоносца на Преполовение Пятидестяницы) 7 паремий – Благовещение в 3ю – 6ю субботы Великого поста 8 паремий – навечерие Рождества Христова, Благовещение в Неделю Ваий и в Великую Субботу 13 паремий – навечерие Богоявления 15 паремий – Великая Суббота 20 паремий – накануне Кириопасхи (Пасха в совпадении с Благовещением). Какие книги Библии используются в паремиях В современном богослужении в паремиях используются следующие книги Ветхого Завета: Бытие (36), Исход (12), Левит (1), Числа (2), Второзаконие (4), Иисуса Навина (3), Судей (3), 1 Царств, 3 и 4 Царств (9), Иудифь (1), Иова (5), Притчи (31), Премудрость Соломона (6), Премудрость Иисуса, сына Сирахова (2), Исаии (48), Иеремии (4), Варуха (1), Иезекииля (6), Даниила(2), Иоиля (3), Ионы (1), Михея (2), Софонии (2), Захарии (5), Малахии (1). Таким образом, из 50 книг славянского Ветхого Завета читается 26. Понятно, что Псалтирь стоит особняком, потому получается, что 23 книги не читаются в составе паремий и не используются в богослужении вообще Это следующие книги: Руфь, 2 Царств, 1 и 2 Паралипоменон, 1 Ездры, Неемии, Есфирь, 2 Ездры, Товита, Екклесиаст, Песнь Песней, Плач Иеремии, Послание Иеремии, Осии, Амоса. Авдия, Наума, Аввакума (эта книга не читается в виде паремии, но ее 3я глава поется как 4я библейская песнь), Аггея, 1, 2, 3 Маккавейские, 3 Ездры. Паремии праздников и святых: 186 ветхозаветных и 15 новозаветных. Паремии рядовых чтений Великого поста: 104 ветхозаветных (они не связаны с воспоминаниями тех дней, когда они читаются). Содержание паремий В паремиях должна быть прообразовательно раскрыта главная тема празднуемого события или, во всяком случае, указаны важнейшие ее аспекты. Например, в навечерие Рождества Христова среди паремий читается пророчество из книги пророка Исаии ( Ис.7:10-16 ; Ис.8:1-4 , Ис.8-10 ) о рождении от Девы Еммануила, т.е. Богочеловека; из книги пророка Михея – о рождении Христа в Вифлееме. На праздники Богородичные в одной из паремий говорится о лествице ( Быт.28:10-17 ), виденной Иаковом. Литература по теме Близкие понятия

http://azbyka.ru/paremiya

В начале 2022 года состоялся первый, региональный тур олимпиады в котором приняли участие около 100 представителей духовных академий, семинарий и теологических подразделений государственных вузов, имеющих церковную аккредитацию. Каждая из школ могла представить до 3 работ, прошедших внутренний отбор. Экспертная группа Учебного комитета отобрала 50 работ, авторы которых были приглашены на общецерковный этап. Для объективности оценки работы конкурсантов были разосланы экспертам обезличенными, с присвоенными номерами, каждую из них проверяли 3 эксперта. Итоговый общецерковный этап был проведен на Светлой седмице 27-29 апреля 2022 года в стенах Сретенской духовной академии. Программа тура состояла из двух частей: написания творческой работы (эссе) и выполнения тестовых заданий. По итогам олимпиады было получена резолюция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о необходимости предпринять усилия для организации общецерковной олимпиады по теологии среди студентов выпускного курса духовных школ и теологических подразделений вузов на регулярной основе. В 2023 году олимпиада прошла по отработанной и хорошо проявившей себя в предыдущем году схеме — первый тур олимпиады проходил на региональном уровне. Для оценки экспертной комиссией были представлены работы около 100 студентов. Победители первого тура из разных регионов страны были приглашены в Москву на финальный этап олимпиады, который прошел на Светлой седмице, 19-21 апреля, в стенах Общецерковной аспирантуры и докторантуры . Региональный этап олимпиады 2024 года начнется в декабре 2023 года, общецерковный этап планируется провести на базе Московской духовной академии в период Сырной седмицы (11-15 марта 2024 года). Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.) понедельник Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила. Сщмч. Иринея, еп. Сирмийского (Сремского) (304). Мчч. Вафусия и Верка пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской, и Дуклиды (ок. 375). Прп. Малха Сирийского (IV). Прп. Василия Нового (ок. 944).

http://patriarchia.ru/db/text/6081633.ht...

А) На вечерне на субботу и на утрени в субботу поются Богородичны воскресим настоящего гласа, т.е. того гласа, который был пет в оканчивающейся седмице. Так, на вечерне а) после стихир на «Господи воззвах» (Типикон, гл. 12), б) по «Ныне отпущаеши» (Типикон, гл. 12 и 52), на утрени по «Бог Господь» и в) по великом славословии – если в субботу случится святой с полиелеем или с бдением 55 (Типикон, гл. 52). Б) На утрени по кафизмах положены малые ектении, подобно тому как указано в предпразднства, попразднства и отдания праздников (см. Служебник, утреня). В субботы песнопения Минеи святым предваряют, поются прежде песнопений Октоиха, тогда как в другие дни седмицы, если не случится праздника святому на 6, то поются сперва песнопения Октоиха. Воскресная служба Октоиха сходна со службою тех праздников, в которые указано всенощное бдение, в воскресные дни, если только в них не случится дванадесятого праздника Господня, она состоит главным образом из молитвословий воскресных. Число же песнопений в честь святых, случившихся в воскресение, неодинаково, смотря по различию празднования им – то с великим славословием, то с полиелеем, то с бдением. Это указано в Типиконе в главах 2, 3, 4, 5 и 7 и в храмовых главах, при увеличении в службе песнопений Минеи, а также и Триоди, воскресные песнопения несколько сокращаются. В среду и пяток положен пост, так как это дни скорбей и страданий Господа за нас. В среду по причине составленного иудеями совета о предании Господа, а в пяток – потому что Он пострадал за нас. Есть немного седмиц в году, а именно шесть, в которые отменяется пост в среды и пятки. В одни из таковых седмиц пост отменяется ради празднования великих событий в продолжение их. Эти седмицы суть: пасхальная, седмица после дня Пятидесятницы и две седмицы после дня Рождества христова (до сочельника перед Богоявлением) – в честь сих праздников (Типикон, последование 25 декабря). Еще отменяется пост в среду и пяток в седмицу мытаря и фарисея, для того чтобы научить не величаться постом, как делал фарисей, а подражать смиренному мытарю. Затем в седмицу сырную не постимся в среду и пяток, чтобы не уподобляться еретикам иаковитам и другим, которые желали соблюдать тридневный пост в подражание ниневитянам и постились на сырной неделе во вторник, среду и четверток.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В Константинополе этот чин был введен в употребление, вероятно, между 531–536 годами, в правление императора Юстиниана. Это и была древнейшая Литургия Преждеосвященных Даров. Шестой Вселенский Собор (680–681) утвердил повсеместное совершение Литургия Преждеосвященных Даров в дни Великого поста, чтобы не лишать верных Причащения Тела и Крови Христовых и вместе с тем не нарушать поста и покаяния совершением торжественной полной Литургии. В это и более позднее время Литургию Преждеосвященных Даров служили во все постные дни – в среду и пятницу – в течение всего года (если в этот день не случится великий праздник и не отменяется пост) и в праздник Воздвижения Креста Господня. Великим постом ее совершали каждый день, она совершалась и в Великую пятницу. Согласно константинопольскому Студийскому уставу, действовавшему на Руси до начала XV века, эта Литургия совершалась в среду и пятницу Сырной седмицы, во все будние дни Великого поста, в первые три дня Страстной седмицы и в Великую пятницу. Еще в XIX веке в Киево-Печерской Лавре эту Литургию совершали каждый будний день Великого поста, кроме понедельника и вторника Первой седмицы. Сегодня она служится только в Великом посту, и то не каждый день, а в среду и пятницу. Еще: – в дни памяти особо почитаемых святых (например, Сорока Севастийских мучеников, в день Усекновения главы Иоанна Крестителя); – в четверг Пятой седмицы поста (в день стояния Марии Египетской); – на Страстной седмице: в понедельник, вторник и среду. На фотографии – почти пустой храм. Но справа вышел исповедающий священник, и к нему подтянулись люди, желающие исповедаться, а потом причаститься. Все фотографии галереи Самое популярное Сейчас в разделе 3  чел. Всего просмотров 2.7 млн. Всего записей 151 ©2024 Фоторассказы священника Константина Пархоменко к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/bogosl...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010