Масленица: добрые традиции и языческие суеверия Масленица — период веселой подготовки к Великому посту, напоминающий европейские карнавалы. Происхождение его дохристианское — исторически это был праздник проводов зимы, включавший в себя поминание усопших. 20 февраля, 2012 Масленица — период веселой подготовки к Великому посту, напоминающий европейские карнавалы. Происхождение его дохристианское — исторически это был праздник проводов зимы, включавший в себя поминание усопших. Масленица — период веселой подготовки к Великому посту, напоминающий европейские карнавалы. Происхождение его дохристианское — исторически это был праздник проводов зимы, включавший в себя поминание усопших, а непременный атрибут — блины — был частью поминальной трапезы. Как провести Масленицу, не впадая в язычество? Блины Во дни Масленой или Сырной недели уже не едят мяса, но седмица сплошная — в среду и пятницу можно есть молочные продукты, яйца и рыбу. Таким образом люди переходят к «голодному» постному периоду постепенно. Масленичное заговенье на Великий пост благословлено Церковью. Итак, блины на Масленицу есть можно. В то же время, когда мы говорим о Масленице как о сплошной седмице, мы не учитываем некоторых особенностей устава. В среду и пятницу, согласно Постной Триоди, трапеза, правда, скоромная, должна поставляться только один раз — вечером. Конечно, призывать человека, живущего и работающего в современных условиях, питаться один раз в день было бы верхом безответственности. Но важно понять: Церковь с древности жестко противопоставляла устав народному обычаю. А обычай требовал не просто гуляний, но откровенного обжорства. Чревоугодие — грех. Вне зависимости от календаря. Скромность украшает С чем у древних славян не было проблем, так это с семейной политикой. Кажется, большая часть обычаев была направлена на то, чтобы молодые люди могли познакомиться и в дальнейшем вступить в брак. Так, вторник Масленицы был днем семейных ценностей: на санках катались не только молодые супруги, но и еще неженатые пары — отличный повод познакомиться.

http://pravmir.ru/maslenica-dobrye-tradi...

Помню, как на Сырной седмице в гостях у одного московского батюшки отец Роман (Тамберг) вышел в прихожую и вернулся с гуслями и листочками текстов и очень утешил всех своим замечательным пением. Впрочем, он часто по просьбе пел в гостях. А кто-то умеет рассказывать тонкие по юмору истории. Благочестивую и спасительную традицию гостеприимства дополняет не менее благочестивая традиция посещать близких, то есть ходить в гости. Хорошо живется православному человеку! Ну какие могут быть у него дела и планы в Троицу или в праздник Преображения Господняя Вряд ли кто станет в этот день копать или сеять, стирать или строить. Праздник есть праздник. Праздник свободен от работы, это день церковной молитвы, день благочестивых занятий, день милосердия. «Но разве неблагочестивое занятие — вскопать грядку под огурцы?»— спросит кто-то. Самое благочестивое. Но в другой день. Праздничный день отдан Богу, он вмещает в себя гораздо более, чем огурцы, крыша, водопровод. Он на земле, но принадлежит будущему Царству, Царству Небесному. Как ходить в гости Еженедельный праздник — воскресенье — прежде называли неделей, от «не делать»: это день, когда не делают, не работают. Отсюда получил свое название понедельник, то есть день, идущий за (по-славянски «по») неделей. Воскресный день всегда посвящен церковной службе. Четвертая заповедь гласит: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу Богу твоему» (Исх. 20, 8 — 10). Так же стараемся мы освободить от обыденных дел великие и двунадесятые праздники, особо чтимые дни. Когда в советский период для многих наших сограждан невозможно было не выходить на работу в дни церковных праздников, некоторые православные христиане свой заработок праздничного дня выделяли на милостыню и таким образом работали в этот день как бы не на себя, а на ближнего, на Церковь, в конечном итоге на будущую жизнь. В праздник, посвятив часть дня молитве, церковной службе, общению с Богом, остаток его посвятим общению с ближними. Откликнемся на приглашение и пойдем в гости, Даже если вы и устали и трудна дорога, все равно не стоит отказываться от этой возможности оказать свою любовь. Не пустое это занятие — ходить в гости, и плодов оно принесет не меньше, чем самая длинная огуречная грядка.

http://pravmir.ru/kak-xodit-v-gosti/

Постимся постом… отвратным? Вы получаете удовольствие от поста? Однако наше настроение вовсе не является критерием «приятности» поста 30 июня, 2015 Вы получаете удовольствие от поста? Однако наше настроение вовсе не является критерием «приятности» поста Летние посты обычно протекают легче зимне-весенних. И думается о качестве поста меньше. Протоиерей Игорь Прекуп предлагает все же подумать – о практике поста и нашем отношении к нему. Широко известно выражение «постимся постом приятным». Это из стихиры на стиховне вечерни понедельника первой седмицы Великого поста: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть и благоприятный». Т.е. пост должен быть приятен Господу . Протоиерей Игорь Прекуп Хорошо, конечно, если постящемуся тоже приятно поститься в обыденном смысле этого слова, когда пост ему дается без внутренней ломки и раздражения. Однако не его настроение является критерием «приятности» поста, но замысел Того, Кто установил пост еще в раю. Часто приходится это выражение слышать, когда православные поздравляют друг друга с наступившим постом и желают его душеполезного прохождения. Кто-то просто и серьезно, кто-то с иронией произносит, как бы подразумевая, что должен-то он быть приятным, это да, но… немощные мы! По правде сказать, меня всегда удивлял этот ажиотаж перед многодневными постами, особенно перед Великим: «Ну, с Божией помощью! – из года в год вздыхает на сырной седмице один знакомый батюшка. – Надо, что ж, надо, так надо. Понесем. Ничего, все преодолеем, Богу содействующу». И все, вроде бы, правильно, да как-то очень уж трагично. Можно подумать, Великий пост – это блокадные нормы хлеба и сон голышом в спальном мешке из власяницы! Что тут выдерживать?!! Чего вздыхать?! Что преодолевать? Неужто минет Прощеное воскресенье, и ка-а-ак сгустятся тучи, да ка-а-а-ак налетят демонския полчища, да ка-а-а-ак начнут они терзать православный народ, соблазняя его яствами заморскими, мяс а ми да телес а ми, зеленым вином да похабствами, так, что не вздохнуть и не устоять супротив тех искушений душе православной – душе немощной, одебелевшей от приверженности плотским страстям и похотям? ..

http://pravmir.ru/postimsya-postom-otvra...

Разделы портала «Азбука веры» 18 Мар 2024 Фото: uchkom.info 14 марта 2024 года завершилась третья Общецерковная Олимпиада по богословию среди студентов выпускного курса высших духовных учебных заведений и теологических подразделений вузов России, организованная и проведенная Учебным комитетом Русской Православной Церкви совместно с Патриаршим Советом по культуре. Первый тур Олимпиады, на который было представлено около 100 работ, прошел на региональном уровне. Победители данного этапа прибыли со всей страны в Сергиев Посад для участия в финальном туре, который прошел на Сырной Седмице 12 – 14 марта в стенах Московской духовной академии. Общее число участников финального этапа составило 48 человек. Студенты представляли Московскую, Санкт-Петербургскую и Сретенскую духовные академии, Белгородскую, Воронежскую, Донскую, Екатеринбургскую, Екатеринодарскую, Казанскую, Калужскую, Коломенскую, Костромскую, Кузбасскую, Нижегородскую, Новосибирскую, Омскую, Оренбургскую, Перервинскую, Псково-Печерскую, Саранскую, Саратовскую, Тамбовскую, Томскую, Хабаровскую, Ярославскую духовные семинарии, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет и Свято-Филаретовский институт. Перед началом Олимпиады был отслужен торжественный молебен, который возглавил Заместитель Председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Валентин Васечко. Общецерковный тур состоял из двух частей: написания творческой работы (эссе) и выполнения тестовых заданий. В первой части тура, прошедшей 12 марта, участникам были предложены на выбор следующие темы творческого задания: · Каноническая норма: вечный догмат или актуальное правило? · Проблематика и история паламитских споров. · Расхождение между нормами Типикона и богослужебной практикой: заданность или данность. Во второй день Олимпиады в ходе тестирования участники ответили на 80 вопросов, касающихся основных областей богословского знания: Догматики, Истории Церкви, Канонического Права, Библеистики и Литургики. Работы были оценены экспертами из числа преподавателей ведущих духовных школ Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/news/zavershilas-iii-ob...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство ( 5  голосов:  4.2 из  5) Масленица — период веселой подготовки к Великому посту, напоминающий европейские карнавалы. Происхождение его дохристианское — исторически это был праздник проводов зимы, включавший в себя поминание усопших, а непременный атрибут — блины — был частью поминальной трапезы. Блины Во дни Масленой или Сырной недели уже не едят мяса, но седмица сплошная — в среду и пятницу можно есть молочные продукты, яйца и рыбу. Таким образом люди переходят к «голодному» постному периоду постепенно. Масленичное заговенье на Великий пост благословлено Церковью. Итак, блины на Масленицу есть можно. В то же время, когда мы говорим о Масленице как о сплошной седмице, мы не учитываем некоторых особенностей устава. В среду и пятницу, согласно Постной Триоди, трапеза, правда, скоромная, должна поставляться только один раз — вечером. Конечно, призывать человека, живущего и работающего в современных условиях, питаться один раз в день было бы верхом безответственности. Но важно понять: Церковь с древности жестко противопоставляла устав народному обычаю. А обычай требовал не просто гуляний, но откровенного обжорства. Чревоугодие — грех. Вне зависимости от календаря. Скромность украшает С чем у древних славян не было проблем, так это с семейной политикой. Кажется, большая часть обычаев была направлена на то, чтобы молодые люди могли познакомиться и в дальнейшем вступить в брак. Так, вторник Масленицы был днем семейных ценностей: на санках катались не только молодые супруги, но и еще неженатые пары — отличный повод познакомиться. И не стоит впадать в ханжество: нет никакого греха в том, чтобы парень покатал девушку с горки. И вполне очевидно, что: Юношам и девушкам знакомиться и общаться на Масленицу не запрещается. Судя по дошедшим до нас источникам и косвенным свидетельствам, древние славяне были народом веселым и зачастую достаточно свободным в нравах. В частности, на Масленицу снимался ряд ограничений в поведении: парни и девицы могли прилюдно целоваться, не вызывая осуждения и нареканий. И вот этот-то аспект масленичных гуляний для наших дней более чем актуален.

http://sueverie.net/maslenica-dobrye-tra...

Триодь постная: Первые триодные сборники и их генезис. Часть 1 Т риодь святого Феодора Студита Преподобный Феодор Студит В IX веке центр песнотворческой деятельности перемещается в столицу Византии. И, разумеется, число константинопольских песнописцев начинает все более и более увеличиваться, тогда как объем иерусалимской гимнографии стремительно сокращается. Однако нужно подчеркнуть, что между двумя школами существовала явная преемственность. Константинопольские авторы являются подражателями и продолжателями работы своих иерусалимских предшественников. Последние сосредотачивали внимание преимущественно на Страстной седмице. Константинопольцы же, заметно увеличив количество произведений, составляли песнопения для будничного богослужения Четыредесятницы, а также для приготовительных к ней недель, ибо иерусалимские поэты написали для этого периода ограниченное количество самогласных стихир. Итак, перед гимнографами насущно встала следующая задача: нужно было создать для седмичных дней по возможности полный подбор разнообразных песнопений, требуемый обычаями и Уставом. Кроме того, возникла острая функционально-практическая необходимость в том, чтобы представить цельный хронологический цикл от недели мытаря и фарисея до Страстной седмицы не в виде отдельных сегментов, а в виде богослужебного сборника. Плодотворно на этом поприще потрудились братья Студиты: святой Феодор († 826) и Иосиф, впоследствии архиепископ Солунский († 835). Из находящихся в современной Постной триоди песнопений Феодору приписываются, прежде всего, полные каноны на субботу и неделю мясопустной седмицы, на сырную субботу и на неделю Крестопоклонную, а также 30 трипеснцев, четыре четверопеснца (в субботы – за исключением первой и шестой), 30 подобных стихир и 30 таких же седальнов на будничные дни Четыредесятницы. Из самогласнов рассматриваемой богослужебной книги ему атрибутируется стихира сырной субботы «Еже по образу соблюдше невредимо». Из стихир Страстной седмицы Феодору принадлежит самогласен Великого пятка «Кийждо уд святыя Твоея плоти». С ним сходен по содержанию и форме третий тропарь восьмой песни трипеснца святого Феодора на пяток пятой седмицы.

http://pravoslavie.ru/34101.html

Разделы портала «Азбука веры» 21 Фев 2023 Масленицу в 2023 году празднуют 66% россиян, при этом 76% планируют печь блины, ещё 36% будут принимать гостей или ходить в гости, есть мясо и мясные продукты на Масленицу планируют 13%, передаёт «РИА Новости» со ссылкой на результаты опроса ВЦИОМ. «20 февраля в России отмечают начало Масленичной недели. Это один из самых массовых традиционных праздников — две трети россиян празднуют Масленицу (66%), среди них больше женщин (72%), чем мужчин (59%). Каждый третий признался, что не празднует Масленицу (31%)», — отмечается в исследовании. Из результатов опроса следует, что среди православных граждан отмечают Масленицу 77%, не отмечают 20%. При этом среди исповедующих ислам каждый пятый россиянин сообщил, что празднует Масленицу (20%), 79% этого не делают. На вопрос о том, почему россияне празднуют Масленицу, больше половины респондентов (62%) ответили, что это традиции, унаследованные от предков, ещё 17% ответили, что это проводы зимы и встреча весны, 8% — отдых и возможность отвлечься, 7% — веселье. При этом, как следует из исследования, 8% продемонстрировали религиозное понимание Масленицы, о языческих корнях праздника вспомнили всего 2%. Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник» был проведён 11 февраля 2023 года. В нём приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет. Напомним, Масленица — народное название Сырной седмицы. Масленица не исключает умеренного веселья, и в то же время она уже озарена приближением Великого Поста. Церковь иногда замещала языческие праздники христианскими, исключая языческий смысл и заменяя его новым, христианским содержанием. Так было и с Масленицей. Церковь приурочила её к последней подготовительной седмице (неделе) перед Великим Постом. Для православных Сырная седмица, Масленица — неделя постепенной подготовки к Посту. Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 7  чел. Всего просмотров 426 тыс. Всего записей 3132 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/dve-treti-rossijan...

Разделы портала «Азбука веры» Сайт о здоровье и медицине 15.02.2018 18.04.2023 ( 4  голоса:  5.0 из  5) Первые недели поста потребуют от всех нас больших физических и духовных нагрузок, а в мегаполисе еще много сил и времени уйдет и на перемещение в транспорте. Чтобы сэкономить свои силы и время в первые недели поста, предлагаем сделать небольшой запас необходимых продуктов на Сырной седмице. Наиболее востребованы в Великий пост:  Великий пост. Кухня Великий пост составляет сорок дней, так называемую Великую четыредесятницу. Он является образом сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне. Следующие восемь дней — Лазарева суббота, Вербное воскресенье и шесть дней Страстной седмицы — посвящены воспоминанию Страстей Спасителя и событий, которые им предшествовали.  По церковному уставу запрещается употребление в пищу продуктов животного происхождения — мяса, молока, яиц, рыбы. С  понедельник а по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. Рыба обычно разрешается всего два раза: на Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) и на Вербное Воскресенье. Однако в 2018 году Воскресение Христово празднуется 8 апреля, поэтому в Благовещение уставом установлен запрет на рыбу. В Лазареву субботу разрешается икра. В остальные субботы и воскресенья поста, Великий Четверток (Страстной Четверг) и в дни некоторых особо чтимых святых (например, сорока Севастийских мучеников — 22 марта, святителя Григория Двоеслова — 25 марта) разрешается растительное масло. Первый день поста —  Чистый   понедельник  — и предпоследний — Великий Пяток (Страстную Пятницу) — уставом рекомендуется проводить без пищи.  Разумное воздержание полезно. Наоборот, неумеренность — причина болезней. Церковь облегчает тяготы поста для беременных женщин, больных, престарелых, людей, занятых тяжелым трудом. Чтобы пост служил укреплению, мало лишь отказа от «тяжелой» для пищеварения пищи — мяса, жиров. Нужно исключить любые злоупотребления — пряностями, острой, соленой, кислой, сладкой, жареной пищей.  Рекомендуем также Постные рецепты… Источник: сообщество Постная трапеза Обращаем ваше внимание, что информация, представленная на сайте, носит ознакомительный и просветительский характер и не предназначена для самодиагностики и самолечения. Выбор и назначение лекарственных препаратов, методов лечения, а также контроль за их применением может осуществлять только лечащий врач. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом. Ещё статьи о здоровье Самое популярное Сейчас в разделе 167  чел. Всего просмотров 58 млн. Всего записей 1519 Подписка на рассылку ©2024 Азбука здоровья к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/zdorovie/zagotavlivaem-...

Ибо кто усомнится, что быть всегда причастником жизни значит поддерживать постоянно жизнь? Посему мы в каждую неделю приобщаемся четырежды, в воскресенье, среду, пятницу и субботу, и даже в другие дни, когда совершается память какого-нибудь святого». Следовательно и преждеосвященные литургии совершались для такого же приобщения только по средам и пятницам. §6. В среду и в пяток на сырной седмице не бывает ни совершенной, ни преждеосвященной литургии В среду и пяток на сырной неделе никогда не совершались полные литургии, а преждеосвященные хотя в некоторых местах и совершались, но и они впоследствии отменены. Симеон Солунский в 56 ответе пишет: «не положено, чтобы в какой-нибудь день не совершать бескровной и живой жертвы, кроме среды и пятка сырной недели и Великого пятка. Два эти дня сырной недели суть как бы начало освященного поста. Ибо сырная седмица установлена для нашего очищения и приготовления к святому посту; дабы мы, очистившись, начали поститься и, мало-помалу воздерживаясь от пищи тучной и мясной, приступили к посту, как чистые к чистейшему, как святые к святому. А потому, как говорит Устав великой церкви: патриарх в среду и пяток сырной седмицы совершал преждеосвященную литургию, хотя и с постом, потому что есть сыр в эти дни установлено для уничтожения некоего еретического мнения. Таким образом в эти дни сырной недели совершалась изначала преждеосвященная, как она положена древними уставами, с чтением пророческих Писаний, хотя и с отменою Евангелия, как и в пять дней каждой недели в Четыредесятницу. Ибо отцы не терпели, чтобы прошел какой-нибудь день, в который бы мы не созерцали Господа в таком таинстве, через которое Он, как сказал, с нами едино есть. Но не знаю, как уничтожился тогдашний обычай совершать на сырной неделе преждеосвященные литургии. Я думаю, что так как в это время положен пост, хотя и несовершенный, то обыкновенной литургии нельзя совершать, а потому вознерадели и о преждеосвященной. Но это положено и в Уставе иерусалимском, который есть Устав монашеской и великой церкви, и который соблюдали все церкви, но который впоследствии совершенно уничтожили частые нашествия язычников, так что он остался только в соборной церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Если Сретение случится в Сырную Неделю, т.е. в канун Великого Поста, то праздник не имеет попразднства и отдания. Если праздник случится в понедельник первой седмицы Великого Поста (самая поздняя дата празднования), то служба праздника переносится на Неделю сыропустную 117 . Праздник Сретения, как правило, имеет один день предпразднства и семь дней попразднства, всего празднования – 9 дней (если это время не будет сокращено Великим Постом. В этом случае Сретение празднуется столько дней, сколько остается до начала Великого Поста). Предпразднство обычно бывает 1/14 февраля; если оно случится в мясопустную субботу, то служба его переносится на мясопустную пятницу. Попразднство имеет обычно отдание 9/22 февраля, но иногда день отдания смещается ближе к празднику. Как правило, отдание не бывает в субботу и Неделю мясопустные, среду и пятницу сыропустные – оно переносится на другой день. Поэтому, если праздник случится на седмицах блудного сына, мясопустной и сыропустной, – попразднство (с днем отдания) бывает менее 7дней. В воскресенье сыропустное полагается праздновать отдание только в том случае, если праздник Сретения случится на сыропустной седмице близко к сыропустному воскресенью, а именно: в четверг, пятницу или субботу. Если праздник Сретения случится: в Неделю о блудном сыне, понедельник или вторник мясопустной седмицы, – отдание бывает в пятницу той же мясопустной седмицы (а все попразднство: 5,4, 3 дня); в среду, четверг, пятницу и субботу перед Неделей мясопустной, – отдание бывает во вторник сырной седмицы, то есть не переступает за сырную среду; в Неделю мясопустную или в понедельник сырной седмицы, – отдание празднуется в сырный четверг; во вторник или среду на сырной седмице, – отдание празднуется в сырную субботу; в четверг, пятницу или субботу сырной седмицы, – отдание празднуется в сыропустную Неделю. Праздник, случившийся в сыропустную Неделю, празднуется один день и попразднства не имеет. Второй день праздника (3/16 февраля) Церковь посвящает памяти участников события: святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (служба шестиричная).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010