Скачать epub pdf Вторник сырной седмицы. Память трех святителей Когда человек входит в храм, он сразу, если у него, конечно, не мертва душа, ощущает, что попал в какое-то особенное место. И все верующие люди должны этому строю храмовой жизни подчиняться. Но так как мы люди в основном дикие и только учимся и благочестию, и правильному поведению в храме, то многое до нашего сознания не доходит. Например, входит взрослый человек с ребеночком, а ребеночек маленький, не осознает еще всего величия того, что здесь совершается. Поэтому он может начать что-то говорить или плакать – и тогда надо моментально его из храма унести, чтобы ему в тишине объяснить, что так вести себя нельзя. А если у него не получается сразу прийти в себя, значит, надо с ним погулять минут пять. Вот он успокоился, утих – и потом можно опять внести его в храм. Ничего в этом страшного нет. Конечно, каждому хочется побыть на службе, но ради своего дитя и ради того, чтобы оно не нарушало благоговения храма, чтобы не мешало остальным, надо приносить себя в жертву. И когда человек приносит себя таким образом в жертву, то, хотя он вроде бы уходит со службы, оказывается, этим-то он и совершает истинное христианское делание. Потому что он ущемляет себя ради всех остальных ближних. Что самое главное должен вынести человек из своего детства? Вот мы учим детей многому: учим читать, писать и так далее. Это все очень важно, но есть вещь еще гораздо более важная – послушание. Послушание – это начальная христианская добродетель. Кто не умеет слушаться, тот никогда ничему не научится. Это невозможно. Поэтому в монастырях начинают учиться христианской жизни только с послушания. Человеку дают какое-то задание, и он обязан безукоризненно его выполнять. А почему послушание так важно? Потому что от непослушания Адам отпал от Бога. Господь ему заповедал, что от дерева познания добра и зла вкушать плодов нельзя, а он не послушался. И из-за этого человечество, и мы в том числе, до сих пор, уже много тысяч лет, страдает: из-за непослушания всегда страдание.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Скачать epub pdf Суббота седмицы сырной В преддверии Великого поста читается Послание к Римлянам и Евангелие от Матфея, в которых говорится о том, как нужно молиться и творить милостыню и для чего это необходимо. Апостол пишет: «Будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию». То есть цель поста – мир души. «Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает. Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех». Мы живем среди безбожников и язычников, с людьми, ведущими часто совершенно непристойный образ жизни. И поневоле нам приходится общаться. Вот, например, постом случится у кого-то день рождения, торт принесут. Что делать? Апостол Павел нас назидает, что страшна не сама пища, она не оскверняет. Постом мы не едим мяса, молока, вина не пьем. Но сама пища не есть грех , а грех есть невоздержание. Поэтому чтобы человека не обидеть, не оскорбить, не послужить кому-то соблазном, иногда можно для вида и проглотить чего-то немножко. А то многие мяса не едят, вина не пьют – это хорошо, замечательно, – но своих домочадцев едят заживо. А это гораздо хуже: лучше не ругаться, чем не есть мяса и ругаться. Поэтому когда имеется выбор, что лучше, мир или пост, надо выбирать все-таки мир. Но это не значит, что нужно потакать своим слабостям: раз уж нарушил, давай есть все подряд и до отвала. Любому животному, кошке например, сколько ни объясняй, что не надо птичку ловить, – нет, ей мышей мало, ей надо и птичку, она, кошка, не понимает, почему не надо птичку есть. Так и человек неверующий, он как звереныш, ничего не понимает: зачем пост, почему пост? Все боится, что похудеет или ослабеет. И врачи часто говорят: «Вам надо есть побольше». Хотя знаменитый русский хирург Пирогов Великим постом даже тяжелобольным никогда пост не отменял, потому что от поста только польза. У больного и аппетит пропадает во время болезни. Почему? Потому что когда человек болеет, он не движется, ему надо, наоборот, поменьше пищи. Потому что и так сил нет, а еще надо курицу переваривать – это очень тяжелая работа для организма. Поэтому во время болезни есть и не хочется, это Богом устроено специально. Многие так и лечатся: во время болезни почти совсем есть перестают и быстрее выздоравливают. А у нас больному несут еду сумками. Я когда лежал в больнице, пришлось все отделение кормить. А если бы я это все сам съел? Подъемным краном пришлось бы потом доставать из палаты.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Сортировать по Исключить новости Масленица 2010 года начинается 8 февраля. Сырная, или масленичная, неделя — последняя перед великим постом, она посвящена в христианском смысле одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу. Масленица 2013 года начинается 11 марта по 17 марта. Сырная, или масленичная, неделя — последняя перед великим постом, она  посвящена в христианском смысле одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу. Масленая неделя, Масленица – просторечное название Сырной седмицы — последней перед Великим постом недели. В продолжение масленицы не едят мясо, но можно употреблять рыбу и молочные продукты. Неделя эта сплошная, отменяется пост в среду и пятницу. Празднование масленицы — это очень древняя русская традиция. Но, как отмечал священник Сергий Сидоров:  « Нам нельзя забывать, что эта традиция восходит к общеславянскому языческому празднику проводов зимы и встречи весны. Блины — это символ Ярила, славянского языческого бога солнца. Празднование масленицы давно и прочно соединено в нашей культуре с преддверием православного Великого поста, но многие именно об этой, православной, традиции в пылу народного гуляния, веселья и поедания блинов забывают. А необходимо помнить, что масленичная неделя — это последняя неделя подготовки к Великому посту, что ей предшествует воспоминание о Страшном суде. Во время масленицы в храмах уже поются постные покаянные песнопения, а воскресенье перед Великим постом, которое в народе зовут широкой масленицей, — это Прощёное воскресенье». Священник Сергий Звонарев подчеркивает: «Верующим людям начало Сырной седмицы, или Масленицы, напоминает о том, что уже прошло заговенье на мясо, однако впереди еще есть время, когда на трапезе дозволяется вкушать молоко, сметану, яйца, т.е. все, кроме мяса. Поскольку масленица – подготовительная перед Великим постом, хотелось бы напомнить о том, что обычно сопутствующее ей веселье не должно превышать допустимых пределов, и само празднование не должно превращаться в злоупотребление, служить поводом для греха.

http://pravmir.ru/maslenica-smysl-tradic...

Скачать epub pdf Общие положения 1. Всю седмицу – тройное соединение (Октоих, Триодь, Минея). 2. Дважды за седмицу структура службы почти полностью переходит в постовой режим: а. Со вторника вечера до среды вечера, б. С четверга вечера до пятницы вечера. Напевы в эти периоды по традиции заменяются на постовые. Моментом перехода на постовые напевы и возврат в непостовое пение является просительная ектения после прокимена вечерни. 3. От Недели вечера и всю седмицу стихиры на стиховне вечерни и утрени поются только из Триоди В неделю вечера Начало обычное. Кафисмы несть. На Господи воззвах: стихиры Осмогласника 3 и Минеи 3. Слава Минеи, аще есть. Аще же ни, Слава и ныне, Богородичен Минеи. Свете Тихий. Прокимен дне: Се ныне благословите Господа: И абие Сподоби Господи: Ектения просительная. На стиховне Октоих отменяется, поем стихиры Триоди самогласны, глас 8: Ласкосердствовавше первую подъяхом наготу: Стих: К Тебе воздвигох: Та же стихира. Стих: Помилуй нас Господи, помилуй нас: Мученичен: Мученицы Господни: Слава, и ныне, Богородичен: Небесная поют Тя, Благодатная: Посем, Ныне отпущаеши: Трисвятое, по Отче наш : тропарь святаго Минеи. Слава, и Ныне, Бого- родичен от менших [из 4-го приложения]. Ектения сугубая, и отпуст. В понедельник утра Обычное шестопсалмие и ектения великая. На Бог Господь: тропарь святаго Минеи дважды, Слава, и Ныне, Богородичен от менших. Кафисмы чтем обычная, 4-ю и 5-ю. Между кафисмами и седальнами малой ектении несть. По 1-м стихословии глаголем седальны Октоиха (писаны наряду в Ос- могласнике, по 1-м стихословии). По 2-м стихословии глаголем седальны Триоди 1 . Посем, Господи помилуй (3), Слава и ныне, и глаголем псалом 50-й. Канон В Каноне соединяются песни из Минеи и Триоди (песни 1-я, 8-я, 9-я) и Октоиха и Минеи (песни 3-я, 4-я, 5-я, 6-я, 7-я). Библейские стихи припеваем вседневнии: Господеви поем: [если по обычаю к тропарям канона полагаем припевы молебственные, то к промежуточным Богородичным тропарям стихи: Пресвятая Богородице, спаси нас, а последние два тропаря читаем на Славу и И ныне].

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Точное определение времени, когда выдана эта «память», в научном отношении, далеко не безразлично, (хотя бы, например, даже для определения годов существования раскола). Первоначальное, но довольно неопределённое известие для решения этого вопроса, мы находим в «житии» протопопа Аввакума, им самим составленном, где, между прочим, говорится: «а се и яд (Никон) отрыгнул: в пост великий (1653 г.) прислал память к Казанской к Неронову Иоанну». 1 Нужно думать, что Аввакум употребил это выражение в общем смысле и потому его можно понимать приблизительно таким образом: около великого поста, к посту, перед наступлением поста. К такому пониманию обозначенного выражения приводит известие самого же протопопа Аввакума о том, что Иван Неронов, после получения «памяти», целую первую седмицу поста молился в Чудове монастыре 2 , затем, то соображение, что распоряжение относительно поклонов, именно в великий пост, должно быть издано заблаговременно – до наступления поста, иначе, оно было бы запоздалым и наконец, то, что в Псалтири, вышедшей из печати 11 февраля 1653 года, т.е., до наступления великого поста, (как это увидим ниже), статьи о двуперстии и поклонах были опущены, а вслед за выходом Псалтири, была издана и «память». Поэтому, большинство исследователей по истории раскола, справедливо признают, что «память» издана в феврале месяце, перед великим постом 1653 года 3 ; впрочем, находятся и такие исследователи, которые придерживаются в этом отношении буквы выражения протопопа Аввакума, признавая, что «память» издана именно великим постом 4 . Принимая во внимание вышесказанное – особенно то, что протопоп Иван Неронов после издания «памяти», целую первую седмицу поста молился в Чудове, мы со своей стороны, признаём, почти за несомненное, что «память» издана до великого поста. Определяя ближе время издания «памяти», мы можем сказать, что она появилась между 11 и 20 числами февраля, потому что пост в 1653 году начинался с 21 февраля, – вероятнее всего, на сырной неделе, – потому к этим именно числам нужно приурочить и 250-летие существования раскола.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Масленица не предполагает разгульного поведения» Игумен Серапион (Митько) о праздновании сырной седмицы 07.03.2016 1063 Как сообщалось , сегодня, 7 марта, началась Сыропустная неделя, в народе именуемая Масленицей, – последняя неделя перед Великим постом. О том, что такое Масленица для православного человека, рассуждает в интервью «Русской народной линии» заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви, кандидат философских наук игумен Серапион (Митько) : Масленицу праздновали всегда, в том числе в советское время устраивали разнообразные народные гуляния с угощением и всяческими языческими или псевдоязыческими обрядами по сжиганию чучела. Для многих людей Масленица существует независимо от Великого поста и часто не сопровождается переходом к заговенью. Для таковых Масленица является очередным поводом для отдыха и развлечения, возможностью предаться греху чревоугодия и пьянства. Для православного христианина сегодня началась последняя приготовительная седмица перед Великим постом. В этот период уже не вкушается мясо, но разрешаются молочные продукты. Наступившая неделя предназначена для постепенного приготовления православного христианина к Великому посту. Конечно, нельзя отрицать и некоторых прагматических аспектов Масленицы. В прошлые времена, когда были иные способы хранения продуктов, люди имели в запасах скоропортящиеся скоромные продукты, которые старались употребить по назначению до Святой Четыредесятницы. Иван Шмелев замечательно описал масленичное празднование в произведении «Лето Господне». Но Масленица - это не повод для всякого рода излишеств. Сыропустная неделя, как и другие предшествовавшие седмицы, дает возможность подготовиться к Великому посту. Духовный смысл Масленицы не предполагает разгульного поведения православного христианина. Средства массовой информации широко освещают Масленицу, ибо у них в формате разнообразные развлечения. Подобное отношение к Сыропустной неделе имеет важный коммерческий аспект - магазины избавляются от продуктов, залежавшихся на складе. Не секрет, что во время подобных празднований на прилавки выбрасывают продукты с ограниченным сроком годности.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/03/07/ma...

Карнавал Карнавал – от итальянских однозначащих слов: «carnevale», «carnovale», «carnasciale» и «carnesciale». Различно объясняется этимология. Дюканж (в Glossarium mediae et infimae latinitatis) считает его составным из «carn-aval» (сагпе – мясо и avallare – жадно глотать) или из carn-a-val» – «мясо уходит», т. е. кончается мясоед; первое как бы подтверждается словами «carnescialé» в «carnasciale» (из «carn» и «scialare» – излишествовать, кутить), указывающими па объеденье мясом перед постом. Иные видят здесь искаженное средневековое «carne-levamen» – «отрешение от мяса», сходное по значению с другим старинным названием этого сезона – «carnis privium» (греч. πο’κρεως) – и напоминающее о существовавшей когда-то на Западе «Сырной седмице» (ср. испанское – «El Domengo ante carras tollendas» – «воскресенье пред оставлением мяса», соответствующее нашему «мясопусту»). Многие находят в нем «carne-vale» – «прощай, мясо!» Наконец, в «Dizionario della lingua Ital.» N. Tommaseo e B. BellinI (Torino 1865) отвергаются все подобные толкования и «carnevale» производится просто от «сагпе», как «manovale» – «ручной» от «тапо» – «рука» и т. п., в значении «мясной» (подразумевая «сезон») или «мясоед». В западной Европе карнавалом называется вообще все время от Рождества до четыредесятницы, когда население особенно увлекается балами, маскарадами и др. увеселениями; в собственном же смысле – лишь последние дни этого сезона, когда бывает самый разгар уличных маскарадов и всевозможных народных развлечений. Более точная продолжительность его в разных местностях определяется неодинаково. В Венеции, напр., он начинается 26 декабря, во многих городах – 6 января, в Испании – 20 января; в Риме длится лишь 8 дней, на берегах Рейна одну неделю; в Бельгии, Франции, Австрии. и Южной Германии – лишь три дня. Всюду он прекращается в «Среду Пепла», которою начинается западная четыредесятница и когда в храмах священники, омакнувши указательный палец в особый (окропленный святой водой после чтения покаянных псалмов) пепел, изображают им крест на челах молящихся, или просто посыпают его на головы их – со словами: «Memento, homo, quia pulvis es et in pulverem reverteris», т. е. «Помни, человек, яко земля еси и в землю отыдеши». В Италии этот день называется и также «carnevalino», потому что многие не сразу отстают от разгула. Только миланский карнавал, начинаясь 6 янв., кончается четырьмя днями позже обыкновенного, согласно «уставу св. Амвросия» («Rito Abrosiano»). На эти лишние 4 дня, называемые «carnevalone» или «carnevale di S. Ambrogio», в Милан съезжаются неугомонившиеся гуляки из соседних городов и даже государств.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Разделы портала «Азбука веры» протоиерей Сергий Стольников Бесплодная смоковница. О суеверной религиозности, её проявлениях в церковной жизни, а также о необходимости и возможности её преодоления " decoding=" async " data-lazy-srcset=" 300w, 150w " data-lazy-sizes=" (max-width: 150px) 100vw, 150px " title=" Бесплодная смоковница. О суеверной религиозности, её проявлениях в церковной жизни, а также о необходимости и возможности её преодоления " протоиерей Сергий Стольников Бесплодная смоковница. О суеверной религиозности, её проявлениях в церковной жизни, а также о необходимости и возможности её преодоления " loading=" lazy " decoding=" async " srcset=" 300w, 150w " sizes=" (max-width: 150px) 100vw, 150px " title=" Бесплодная смоковница. О суеверной религиозности, её проявлениях в церковной жизни, а также о необходимости и возможности её преодоления "/> ( 8  голосов:  5.0 из  5) Предисловие …Некоторые народные обычаи, обряды и традиции, воспринимаемые часто как Православные, имеют на самом деле языческое происхождение и подчас не совместимы с Христианством ни по форме, ни по духу. Дело представляется в необходимости как бы подчистить церковную жизнь от языческих пережитков и явить чистое Православие. Однако мне, на основании моего личного пастырского опыта, такая схема представляется чересчур упрощенной — на самом деле все гораздо сложнее. Дело обстоит вовсе не так, что некоторые Православные христиане, сами того не ведая, по невежеству приобщаются иногда обрядам, имеющим языческое происхождение. В этом не было бы такой уж большой беды, тем более, если таковые обряды наполняются новым христианским смыслом. Не думаю, что вкушение блинов на Сырной седмице является таким уж большим грехом в том случае, если это действие не осмысливается солнцепоклоннически, а воспринимается просто как сезонная гастрономическая традиция. Главная беда всегда коренится внутри человека: « всё это  зло извнутрь исходит и оскверняет человека» ( Мк .7:23 ). И для упомянутой темы эта истина также вполне актуальна.

http://sueverie.net/besplodnaya-smokovni...

Сортировать по Исключить новости Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 55, 2009 7 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 55, 2009 У Цветаевой есть проза (прозаические тексты Серебряного века так и принято величать прозами) под названием “Нездеш­ний вечер”, — о встрече друзей-поэтов. Честно говоря, событие, о котором я взялась писать, тоже очень хотелось поименовать именно так. Но заниматься плагиатом нехорошо, к тому же о сути этой нездешнести хочется подумать особо. Так что пусть будет просто “Вечер”, тем более что это правда 1 . Итак, 25 февраля, в среду Сырной седмицы, Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры организовало концерт, посвящённый 400-летию своего основания. Концерт проходил в атриуме музея Пушкина на Пречистенке. Сам этот скромный факт показывает, что мы недаром прожили предыдущие 20 лет: ведь до этого и Подворье лежало в руинах, и Пречистенки как таковой не было, и кто разрешил бы “церковни­кам” распевать в музее? Слушателей было много. Очень много. И среди них немало детей. В атриуме их встречала скромная, но выразительная выставка: рисунки учеников воскресной школы (хорошие детские пейзажи и натюрморты, среди которых особенно поражал воображение портрет двух котов, рыжего и зелёного) и стенд с фотографиями из жизни Подворья. Интересно, что среди этих фотографий дети прежде всего искали снимки Святейшего Алексия, и некоторые были огорчены (“только три”), а другие обрадованы (“целых три”). Почему хочется назвать этот концерт всё-таки вечером? Потому что кроме концертных номеров было и ещё немало: краткий и стилистически грамотный рассказ (без упрощений и без усложнений “лекционного” типа) и о Лавре, и о её Подворье, стихи Пушкина (музей-то его!). Что же касается самого концерта, то пели хоры. Их было целых пять. Про каждый из них у ведущей тоже нашлось что сказать, и это было не только уместно, но и интересно. Начали концерт, храбро вызвав на себя первый требовательный интерес слушателей, самые маленькие: младшая группа хора воскресной школы; кажется, вообще отчасти дошколята. Их юная руководительница Антонина Сапожникова была похожа скорее на добрую воспитательницу детского сада, чем на регента: чувствовалось, что она с ними возится самозабвенно. Никаких осложнений не было; детки явно не были в смятении: чинной цепочкой вышли на сцену, где стояли себе и пели спокойненько, а потом поклонились и так же чинно ушли. А пели они то, что в программе было справедливо названо старинными детскими песнями: “Дети, в школу собирайтесь”, “Утренняя молитва”, а напоследок — весёлую игровую белорусскую песенку, когда можно было и головками помахать, и пальчиками поиграть, и даже присесть на корточки. Удовольствие они при этом получили явно не меньшее, чем слушатели. Вопреки громко и упорно распространяемому мнению о том, что-де церковное воспитание сковывает детей, таких довольных жизнью детёнышей, как эти дети Церкви, редко когда увидишь: просто им нравится быть хорошими, что в общем-то естественно.

http://pravmir.ru/vecher/

Сортировать по Исключить новости Прощёное воскресенье Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 52, 2008 2 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 52, 2008 Сегодня последний день сырной седмицы, и завтра начинается Великий пост. В этот день мы за Божественной литургией получаем церковное напутствие к предстоящему подвигу поста, как дорожную карту, как ориентир — как нам пройти этот путь, ведущий к Пасхе, потому что пост сам по себе не имеет смысла, если он не приводит к Пасхе. Именно это мы должны помнить прежде всего, когда вступаем на тернистый и многотрудный путь Великого поста: смысл поста — путь к Пасхе. И не напрасно святые Отцы сравнивали этот путь с путешествием Израиля по пустыне, которое заняло 40 лет — и не все дошли; точнее будет сказать, дошли единицы. И хотя наш путь по пустыне поста длится только шесть недель, у нас тоже, как показывает опыт, будут потери: от уныния, от завышенных требований к себе и к другим и от прочих “радостей” пустыни. Нам даются некоторые ориентиры, чтобы мы могли правильно и без потерь преодолеть пустынную и пересечённую местность. Первое, что мы слышали из текстов Писания, читавшихся сегодня за литургией — это призыв к прощению. Следующий призыв — избавиться от лицемерия. Помните, что мы слышали из 4-й главы Евангелия от Матфея? Господь говорит, что когда постишься, не будь, как лицемер, который явно показывает свой внутренний духовный подвиг молитвы и поста, а умой лицо своё и помажь главу свою, то есть будь бодр и весел, но неси внутри свой подвиг, чтобы Господь, видя твоё тайное, воздал тебе явно. Из Послания к Римлянам, которое сегодня читалось, мы узнаём, что Господь призывает не осуждать тех, кто не постится, или тех, кто несёт свой подвиг иначе, чем мы, или тех, кто совершенно не видит нужды и не чувствует потребности в пощении. Человек в своей обыденной жизни слишком небрежен; наши силы, данные нам для жизни, мы расплёскиваем на вещи, недостойные того. Многие живут в ненависти, ещё больше людей живёт обидой — на своих близких, на страну, на своих бывших друзей, которые их предали, на детей и родителей. Мы слишком часто оживляем эти обиды, раскладываем по вечерам, как пасьянс на столе, снова и снова проигрываем мучительные воспоминания, и ради мучений тратим все силы жить, всё время и внимание на оживление прошлого, которого нет и никогда не будет, и я даже сказал бы — не было. Правда, иногда приходится иметь дело с очевидными злодеями, явными мерзавцами. Как на них не обижаться? Как не питать к ним ненависти и не желать им зла? Но жизнь человеческая слишком коротка, а силы человека исчерпаемы, поэтому глупо тратить их на ненависть.

http://pravmir.ru/proshhenoe-voskresene-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010