(Послание Евр. 2:12,18 ) Сущностью новозаветного благовестия является откровение людям их сыновства Богу. Это откровение связано самым тесным образом со всею новозаветною сотериологиею, а потому каждый библейский памятник, касаясь учения об искуплении, о σωτηρα κατ ’ εξοχν, неизбежно привносить нечто и в освещение этой новой таинственной стороны в жизни человечества. Послание к евреям, если не считать немногих нравоучительных отделов, – памятник догматического содержания, причем решительный перевес имеет сотериология. Христология в этом послании, будучи скована с логологическими данными, является лишь служебною частью, как введение в сотериологию. Особенностью богословской аргументации здесь выступает обильное внесение библейско-исторических данных, ветхозаветные Писания составляют основную канву для всего послания, что, разумеется, обусловлено иудейскими адресатами. На основании сказанного каждая мысль, каждое отдельное движение мысли Апостола ищут для себя библейско-исторической опоры; Богопросвещенный взор писателя окидывает самый далекий горизонт прошлого Израиля, и в этом ретроспективном созерцании почерпается та удивительная пластичность, наглядность выводов Апостола, какая побеждает ум и сердце читателя. Мы остановимся на небольшом отделе во второй главе послания, где Апостол соединяет несколько ветхозаветных цитат, подтверждающих Апостольское учение о Божественном совете касательно Боговоплощения. Священный писатель чужд стремления к аккомодации библейских мест, но его Богоукрепленный дух мощным полетом проносится над Писаниями иудеев и извлекает голоса из доселе немотствовавших свидетелей. Facta reloquuntur. 3 цитаты из ветхозаветной Библии , объединенные в 12 и 13 стихах 2 главы послания к евреям, принадлежат Псалтири и книге пророка Исайи, причем для второй из подлежащих нашему разбору цитат в русской Библии указан, как источник, 17 стих 8 главы Исайи, а в русском переводе истолковательных творений Феодорита – 2Цар. 22:3 . Помимо того, что вопрос о месте нахождения цитированных Апостолом речений в ветхозаветной Библии sub judice est, еще более недоуменных вопросов возникает касательно Мессианского характера приведенных Апостолом цитат в контексте ветхозаветного подлинника.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Voronc...

Приидите возлюбленные; приидите отцы и братия мои, избранное стадо Отца, запечатленные воины Христовы. Приидите дети, выслушайте слово спасительное для душ ваших. Приидите, займемся куплей, пока еще день купли. Приидите, приобретем вечную жизнь, купим спасение душ своих. Наполните глаза свои слезами, и вскоре отверзутся очи ума вашего. Приидите все единодушно, богатые и бедные, начальники и подчиненные, старцы и юные, сыны и дщери, и всякий возраст, все желающие избавиться вечного наказания и стать наследниками небесного царствия. Вместе с святым Давидом воззовем к милостивому и человеколюбивому Господу, говоря: открой очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Пс.118:18). Просвети очи мои, да не когда усну в смерть (Пс.12:4). Возопием, как возопил слепец: помилуй мя, Господи, Сыне Бога Вышняго (Мк.10:47; 5:7). И если иные будут останавливать, или претить, чтоб мы умолкли, сильнее возопием, и неутомимо будем вопиять, пока не отверзет очи сердец наших Светодавец Иисус. Приступите ко Христу, приступите к Нему, и просветитеся, и лица ваша не постыдятся (Пс.33:5). Возьмемся за прекрасную мысль, возжелаем себе царства и рая; и вскоре станете вы пренебрегать делами века сего. Подвизайтесь в этот единонадесятый час, спешите, чтоб не остаться вне затворенных дверей. Вечер близко, и Мздовоздаятель идет с великою славою воздать каждому по делам его. Покаемся, братия, пока есть время. Послушайте, что говорит Господь: радость бывает на небесах о едином грешнице кающемся (Лк.15:10). Для чего предаешься нерадению, грешник? Для чего отчаиваешься? Если на небе бывает радость, когда каешься; то чего тебе страшиться? Ангелы радуются, а ты предаешься нерадению! Архангел - проповедником покаяния, а ты будешь бояться? Пречистая и нераздельная достопокланяемая Троица призывает тебя, а ты воздыхаешь! Да не будет для нас сладостным мирское попечение, чтоб не испытать нам горечи вечного огня и червя неусыпающего! Поэтому поплачем немного здесь, чтоб не плакать там, мучась вечно. Смотрите, никто да не будет нерадив, потому что пришествие Христово внезапно, как страшная молния. Ужели не страшитесь сего? В оный час каждый восприимет по делам своим; каждый понесет свое бремя, каждый пожнет, что посеял. Все непокровенными предстанем судилищу Христову, и каждый из нас даст Судии ответ за себя. В тот час никто никому не в состоянии помочь, ни брат брату, ни родители детям, ни дети родителям, ни друзья друзьям, ни муж супруге, но каждый со страхом и трепетом будет стоять в ожидании услышать Божий приговор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/878/...

Проповеди Рождество Христово Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Я хочу еще раз прочитать вам отрывок из апостольского послания, которое мы только что слышали на церковнославянском языке: но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа ( Гал.4:4–7 ). Христос, родившись в этом мире, даровал человеку такое удивительное родство, сделал Бога настолько близким, что сердце человека оказывается способным, взывая к Богу, называть Его своим Отцом. И называть не формально, не просто следуя заданной молитвенной форме. Когда мы произносим «Отче наш», читая эту молитву по несколько раз в день, это совсем не значит, что наше отношение к Богу определяется тем, что Он – наш Отец. Мы часто этого не ощущаем, более того, очень часто мы этого от Бога и не хотим. Очень многих верующих людей устраивает не отечество, а господство, не любовь, а сила и власть. Они ищут не родства, а защиты. И тогда отношения между Богом и человеком не просто выстраиваются по-другому, а никак не выстраиваются, потому что других отношений между человеком и Богом в принципе быть не может. Ведь Бог в этот мир пришел не для того, чтобы даровать нам силу, власть, успех и здоровье, не для того, чтобы решать наши семейные проблемы, не для того, чтобы сделать нас счастливыми, а чтобы по-настоящему сродниться с нами, чтобы сердце наше стучало вот этими словами: «Авва, Отче! Авва, Отче! Авва, Отче!» – чтобы этот сердечный звук отражал нашу жажду Бога и такую близость, когда человек без Бога не дышит, без Бога не видит, ничего без Бога делать не может. Вот что пришел Христос даровать нам сегодня! Вот что мы сегодня празднуем! Бог нам дарует родство! Бог дарует нам возможность быть Ему такими родными, такими близкими, что в этом мире нам может быть ничего не страшно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

прот. Николай Соколов Скачать epub pdf Лекция 7. Потоп. Вавилонская башня Мы говорили о грехе, за который Господь покарал допотопное человечество (это грех полного отторжения от истинного Богопочитания) и одновременном мистическом грехопадении, когда сыны Божии входили к дочерям человеческим и от них рождались исполины. И «всякая плоть извратила путь свой на земле» ( Быт. 6:12 ). Перед нами раскрывается картина падения нравов на земле. История исполинов – это история искажения религиозного сознания, богоборчества человека, подпавшего под власть демонов. Это измена Богу истины. Замечательной чертой сказания об исполинах является то, что люди здесь действуют совершенно независимо от Бога. Если мы вспомним первые строки, повествующие о времени Каина, о первых людях, то увидим, что Каин обращается к Богу, он общается с Ним. И Господь говорит ему: «Почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? У дверей грех лежит, и он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» ( Быт. 4:6–7 ). То есть между человеком и Богом еще идет некий диалог, который полностью исчезает ко временам, когда на земле появились исполины. То, что связь сынов Божиих с женщинами нечестива и преступна, подтверждается самой их жизнью, далекой от истинного Богопочитания. Эта связь показывает, что люди действуют совершенно независимо от Бога, как будто Бога не существует. Растление и зло охватывают весь человеческий род, и зло торжествует. Приходит потоп, и мы видим новое избрание, некий остаток – отдельный человек и его семья обретают благодать в очах Божиих, потому что «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» ( Быт. 6:9 ). Нравственные достоинства и праведность являются здесь непременными условиями спасения избранников. Ной избран как единственный праведник среди развратившегося людского рода. Ной спасает все человечество и все земное творение. Но он не возрождает человека, как возрождает его Христос; он только Его прообраз, он обеспечивает продолжение жизни на земле. Сама история потопа вкратце такова: был голос Божий к Ною, и Ной не скрывал ни от кого своего замысла. Построение ковчега являлось проповедью о том, что Господь ему открыл грядущее наказание за грех. Если мы посмотрим фильм о Ноевом потопе, то увидим, как режиссер решил эту проблему: Ной строит ковчег далеко от моря, что вызывает насмешки и издевательства. Это все равно что посреди Москвы строить линкор для плавания по Тихому океану. Естественно, это может вызвать только недоумение. Тем не менее Ной продолжал строить ковчег, и строительство это продолжалось много лет. Ною было 600 лет, когда потоп водный пришел на землю ( Быт. 7:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

прот. Пётр Терновский Предварительные понятия Определение Богословия Догматического §1. Богословие Догматическое есть основанное на слове Божием систематическое изложение учения о Триипостасном Боге, Его существенных свойствах и действиях. Необходимость учения о Боге §2. Знание учения о Боге необходимо для каждого; сие видно I Из отношений человека к Богу Бог , Творец и Высочайший Владыка мира, в особенности есть Высочайший Благодетель человека. Следовательно, тот должен быть весьма неблагодарен, кто познание Его не почитает предметом, достойнейшим своего внимания Сам Господь ( Ис.1:2 3.) осуждает Израиля, который не хотел познать Его, – своего Творца и Избавителя, и поставляет его ниже бессловесных животных, которые знают и помнят своих господ. Слыши, небо, и внуши земле, яко Господь возглагола сыны родих и возвысих, тии же отвергошася мене. Позна вол стяжавшаго u, и осел ясли, господина своего. Израиль же мене не позна, и людие мои не разумеша. II Из тесного союза Богопознания а) с деятельностию умственною; b) с деятельностию нравственною; и с) спасением и блаженством человека. а) Предмет умственной деятельности человека составляет познание начала, природы существ и законов бытия их; но все существующее и начало, и продолжение, и законы своего бытия имеет от Бога; следовательно, познание о сотворенном неразлучно с познанием о Боге. Разуму человеческому в изысканиях касательно начала и бытия вещей многое представляется неразрешимым, доколе он не обращается к первоначальной Причине бытия их. От сего-то люди, которые рассуждали о мире, не имея правильного понятия о Существе Высочайшем, впали в грубые заблуждения, иные веществу приписывали бытие вечное; другие устройство и порядок мира приписывали слепому случаю и механическому движению вещества. b) Нравственная доброта деяний человеческих находится в весьма тесном союзе с Богопознанием. Только тот может назваться истинно добродетельным, кто одушевляется любовию к Богу и страхом Божиим. Добродетели, не проистекающие из сего источника, а основывающиеся на побуждениях самолюбия и своекорыстия, не тверды и не чисты. Но любовь к Богу, и страх Божий, составляющие единственный источник нравственного добра, основываются на познании и ясном представлении Божественных совершенств.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Разделы портала «Азбука веры» Предисловие Апостол Павел, объясняя достоинство молитвы, говорит: Стану молиться духом, стану молиться и умом ( 1Кор.14:15 ). Он Сам (т. е. Спаситель), во дни плоти Своей, с сильным воплем и слезами, принёс молитвы и моления ( Евр.5:1 ) . А поелику вы Сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва Отче! ( Гал.4:6 ). Будем чрез Него приносить жертвы и хвалы, — то есть плоды уст, прославляющих Имя Его ( Евр.13:15 ). Поелику сердцем веруют к оправданию, и устами исповедуют ко спасению ( Рим.10:10 ). Всегда в молитве и прошении, с благодарностью открывайте желанья свои пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдёт сердца ваши и мысли ваши в Иисусе Христе. ( Флп.4:6–8 ). Какое высокое, святое достоинство молитвы! Какая всемощная сила её! Но, тот же Апостол говорит, что: одна сухая, неодушевлённая Буква  — убивает, а Дух  — животворит! ( 2Кор.3:6 ): значит, совершение молений посредством лишь изустных молитв, механически затверженных на память с малолетства, и произносимых без участия ума и понимания точного смысла их, а потому и без согретия ими сердца и без увлечения души к мысленному Престолу Божию, не только бесполезно и ведёт к заслуженному упрёку: Люди сии чтут Меня устами, а сердце их далеко отстоит от Меня ( Мк.7:6 ); но и преступно, и подвергает молящегося подобным образом, страшному осуждению: Да будет проклят всяк, творяй с небрежением дело Божие! ( Иер. 48:10 ). Писание (Священное) Богодухновенно , — продолжает Апостол, — и полезно для научения, для обличения, для исправления и для наставления в праведности, чтобы человек был совершен и ко всякому доброму делу приуготовлен ( 2Тим.3:16–17 ); и добавляет, в другом месте, что Для слова Божия нет уз ( 2Тим.2:10 ); но так как не разумеющий значения слов поучения находится в отношении к нему, как бы чужестранец, то в отвращение этого: и вы, с ревностью желая даров духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию других (членов Христовой Церкви). И потому, говорящий на незнакомом языке, молись и истолковывай! Хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтоб и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке! ( 1Кор.14:11–14, 19 ). Это можно применить к положению большинства молящихся затверженными молитвами, в отношении смысла которых они становятся чужестранцами. Отсутствие знания славянского языка, на котором изложены все молитвословия, недостаток толкований их на языке общем, и разбросанность сих последних по современным изданиям, недоступным для большинства Православных, — оставляют доселе, ещё многих из них в невозможности применить к себе убеждение, того же Первоверховного Апостола, что: Слово Божие живо и действенно, и острие меча обоюдоострого: оно проницает до разделения души и духа, составов и мозгов, — и судит чувствования и помышления сердечные ( Евр.4:12 ).

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

Слово 12. Сказанное отцу, когда сей поручил ему попечение о Назианзской Церкви 1. Уста моя отверзох, и привлекох Дух ( Пс. 118:131 ). Духу предаю все свое и себя самого, и дело и слово, и бездействие и молчание, только да обладает Он мной, да водит меня, да направляет руку, ум и язык, к чему должно и к чему хочет; а также и да отводит, от чего удаляться и должно, и для меня лучше. Я орган Божий, орган словесный, который настроил и в который ударяет добрый Художник – Дух. Вчера располагал Он к молчанию, и моим любомудрием было не говорить. Ныне ударяет в ум, и я изглашу слово, моим любомудрием будет говорить. Я не так многоречив, чтобы пожелал говорить, когда заставляют молчать, и не так молчалив и малоучен, чтобы во время, приличное для слова, стал полагать хранение устам; напротив того, и заключаю и отверзаю дверь мою ( Пс. 140:3 ) Уму, Слову и Духу, единому естеству и Божеству. 2. Итак, буду говорить, потому что имею на сие повеление. Говорить же буду сему доброму пастырю и вам, священная паства, что, по моему рассуждению, лучше и мне ныне сказать, и вам слышать. Для чего стал нужен сопастырь тебе, ибо с тебя начнется слово, любезная и почтенная для меня глава, равночестная главе Аароновой, с которой точится духовное и священное миро даже до брады и одежды ( Пс. 132:2 ). Для чего ты, когда сам еще в состоянии поддерживать и руководствовать многих и действительно руководствуешь силой Духа, – в духовных делах требуешь для себя жезла и подпоры? Потому ли, что и с великим Аароном, как знаем и слышим, помазаны были Елеазар и Ифамар, сыны Аароновы? Ибо о Надаве и Авиуде охотно умолчу, чтобы не произнести неприязненного слова. Потому ли, что и Моисей еще при жизни назначает Иисуса вместо себя законодателем и вождем поспешающих в Землю обетования? Об Аароне же и Оре, которые поддерживали руки Моисеевы на горе, чтобы Амалик побежден был Крестом, издалека преднаписуемым и прообразуемым, почитаю для себя удобным и не говорить, как о примере, для меня весьма несвойственном и неприличном; потому что Моисей избрал их не участниками в законодательстве, но помощниками в молитве и

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Слово 18. О том, что не одно и то же – творение и порождение; а также [не одно и то же] применительно к Богу – творить и рождать Апология дословно. Если бы Порождение было у Бога тождественно созданию, то не был бы обращен к Единородному глас [Божий]: «Сей есть Сынъ Мой возлюбленный» 725 ; так как даже и бездушные [творения] были бы по природе сынами Божиими, если только создание действительно тождественно порождению. ИНОЕ. Если как [термин] «создание» говорится применительно к нам в собственном смысле, так и «порождение», и таким же образом [и то, и другое в собственном смысле говорится] применительно к Сыну, то Он не будет обладать никаким преимуществом перед нами, будучи в собственном смысле слова созданием и порождением. ИНОЕ. Если создание и порождение суть одно и то же, а Дух Святой, по их мнению, является созданием, то очевидно, что и Он будет порождением. Если же и Дух – порождение, и Сын – порождение, и все – порождения, то как же Единородным будет Сын, когда у Него получается много братьев? ИНОЕ. Если что создание Божие, то и порождение, то ни одно из сотворенных не лишено усыновления. А если так, то всуе Бог обетовал нам усыновление, ибо даже и не имеющие души [создания] таковы по природе, если действительно всё, что ни является созданием, есть в собственном смысле слова и порождение. ИНОЕ. Если создание и порождение суть одно и то же, а возникающее [из небытия] (τ γενμενον) – Божие создание по [своей] природе, то очевидно, что Божие создание и Божие по природе порождение – одно и то же. Если же по природе, а не по усыновлению, рождаемое единосущно Богу, то всё возникающее [из небытия] окажется по природе [единосущным Ему], если создание действительно является также и порождением по природе, а не по причастию. ИНОЕ. Если бы что является созданием, то было бы и порождением в собственном смысле слова, то тем более прежде всех ангелы бы были в собственном смысле сынами [Божиими]. Если же гораздо лучшие [прочих созданий] не суть в собственном смысле слова сыны (ни единому бо рече когда отъ ангелъ: сынъ Мой еси ты 726 ), то не будет, значит, создание в собственном смысле и порождением.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Псалом 13 Крайнее нравственное развращение есть следствие безбожия. В конец, Псалом Давиду. 1. Рече безумен в сердце своем: несть Бог . Растлеша и омерзишася в начинаниях: несть творяй благостыню. Безумен тот, кто не признает Бога виновником бытия и судиею всего человечества, а потому и не имеет к Нему в сердце своем чувства благоговейного страха (ср. ст. 5). Такой человек всегда расположен совершить всякое зло и, как ему думается, безнаказанно. Такое зло и растлевает его жизнь и не только его, но и ближних его, для которых эта жизнь служит заразительным и гибельным примером. Всякое злое деяние таких людей тем опаснее, что оно коренится в их душе, ибо и начинания их дел, т. е. мысли, чувства и намерения, омерзительны в очах всеведущего «Бога правды». Такие люди постепенно приобретают привычку в злодействе и укореняются в ней, а потому делаются даже и неспособными делать благостыню – такое доброе дело, которое совершается по свойству благости и по чувству благородства, а не по расчету. 2–3. Господь с небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй, или взыскаяй Бога. Вси уклонишася, вкупе неключими Быша: несть творяй благостыню, несть до единаго. Сыны человеческие, это – именно люди, растленные в своих начинаниях (ст. 1). Они живут, однако, в мире Божием, как бы граждане царства Божия. И вот, Господь, как царь, приникает – как бы наклоняется с высоты Своего небесного чертога и взирает на землю, желая видети – узнать, есть-ли здесь знающие и ищущие Его умом и сердцем, разумением и любовью. И что же? – Нет: «все уклонились, все неключимы, нет творящего благостыню, нет ни одного!..» В то время, как на небе «сыны Божии» – ангелы, окружающие престол Божий, преданы Богу, пламенно – ревностно служат Ему, – здесь, на земле, сыны человеческие все до единого уклонились от исполнения Его закона, потому что помышляют в сердцах своих, что нет Бога (ст. 1). За то все они неключимы: как негодные рабы, непокорные своему господину, выгоняются им из дому, или как неисправимо порочные граждане, по суду царя, обыкновенно, изгоняются из города и исключаются из городских списков; так исключаются и Царем небесным из числа живых все уклонившиеся от Него – забывшие Его, думающие даже, что нет Его...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

архим. Кирилл (Павлов) О нашем времени. Сказано 10 января 2001 года Будем надеяться, что на будущее время Господь не оставит нас без Своей помощи. Время сейчас сложное и опасное. Надо бодрствовать и трезвиться. Враг тонко, хитро наступает, приближается.... Чувствуется приближение и дыхание антихриста, это скрывать нечего, да. Здесь не надо в панику вдаваться ни в коем случае. Сейчас именно идут сигналы, которые нас настраивают на то, что­бы быть ближе к Богу. Ближе к Богу – и ближе друг к другу. Стараться нерадение свое уже оставить, посерьезнее отнестись и к вопросу своего спасения, и своего исправления, испытания. А для того, чтобы одержать победу, надо облечься во всеоружие Божие, чтобы все козни эти преодолеть, устоять. Поэтому, как никогда сейчас, надо нам облечься в броню веры и любви христианской. Надо знать, как апостол говорит, что Господь предопределил нас не на гнев, а для получения спасения во Христе Иисусе, умершем за нас. Как Апостол пишет солунянам, «что о временах и сроках нет нужды вам знать, братья, вы сами достоверно знаете, что пришествие Христово будет как тать ночью, когда будут говорить мир и безопасность, тогда внезапно постигнет их пагуба... Но вы, братия, не во тьме, чтобы день вас застал как тать... вы сыны дня и света, а тьмы не сыны. Поэтому не будем спать, как спят прочие, но будем трезвиться и бодрствовать. Спящие спят ночью, упивающиеся упиваются ночью. Мы, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви, ждем надежды спасения». Поэтому – надо трезвиться. А самое главное, надо любовь хранить. Не нужно никакой вражды, никаких расколов, враг эту мысль дал. Надо любовь хранить. Не надо давать врагу никаких расколов учинять. Помните, как во время революции у нас в Церкви – обновлен­цы, из среды же Церкви вышли епископы-обновленцы. Знаете, вот так и... А это на руку им... Враг боится мира. Вражда – самое его испытанное средство. Поэтому, желаю вам, чтобы братство было единодушное. Снисходили бы друг к другу, прощали бы друг другу. И только. Как апостол Павел сказал: «Возлюбленные и избранные Божие, облекитеся в милосердие, в благость, в смиренномудрие, в кротость, долготерпение, снисходя друг к другу, и прощая взаимно обиды, жалобы. Особенно облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. Мир Божий да владычествует, господствует во всех сердцах. Мы призва­ны в одном теле, и будьте дружелюбны...»

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blizhe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010