Глава одиннадцатая. Образ седьмой: остаток Израиля Пророческое чаяние Израиля обращено к его остатку. (шерит Исраэль). Шерит Исраэль, или остаток Израиля, – очень важный мессианский образ, проходящий, практически, через весь Ветхий Завет и переходящий в Новый. Проследим исторически библейское раскрытие образа остатка Израиля и то сотериологическое 94 учение, которое заложено в этом образе. 11.1 Первая цивилизация Первая, исчезнувшая с лица земли, человеческая цивилизация не сгинула вовсе в водах всемирного потопа, но сохранилась в остатке своем – семействе праведного Ноя. Ной оказался совершенным, праведником; во время гнева он был умилостивлением; посему сделался остатком на земле, когда был потоп. С ним заключен был вечный завет, что никакая плоть не истребится более потопом ( Сир. 44:16–18 ). Так пишет Иисус, сын Сирахов. Сам термин остаток пришел к нам, конечно, не из Ноевых времен, в данном случае это текст уже послепленных и послепророческих времен, когда писал Иисус, сын Сирахов, свою Книгу премудрости. Но само семейство Ноево, спасшееся от потопа в ковчеге, осмыслено Библией у Сираха, как некий остаток Божий, некий остаток на земле. Не всё Адамово потомство, не все чада Евы, матери всех живущих ( Быт. 3:20 ), остаются на земле, не вечно Духу Божию быть пренебрегаемым человеками ( Быт. 6:3 ), только малый остаток Ноева семейства спасается от губительных вод в ковчеге. Так изначально понятие «остатка» связывается со спасением, т.е. с сотериологией. Первый раз речь шла о физическом спасении от вод потопа. И вечный завет был заключен с остатком, что никакая плоть не истребится более потопом. Понятие остатка ставит нас перед непостижимым учением Библии, что спасутся не все. Это вечный догматический, философский и нравственный вопрос – почему спасается не все творение Божие, а только некий остаток?! Не все сыны Адама угодны Богу, Каин пошел прочь от лица Ягве ( Быт. 4:16 ). Как пар и дуновение исчез с лица земли Авель, жить на ней пред Богом остался только Сиф. Почему?!.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Двадцать второй день. Поучение 1-ое. Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. (О чем мы должны молиться к Божией Матери?) I. Россия видела над собою, в продолжение всего своего существования, непрестанное попечение Матери Божией. С самых первых времен озарения отечества нашего православною верою, Царице небесной угодно было избрать его в место селения славы Своей, – и с тех пор, по мере распространения веры Христовой в пределах нашего царства, распространялся и чудодейственный покров Владычицы, и наконец объял собою все лицо русской земли, так что ныне, можно сказать, нет ни одного, сколько-нибудь замечательного в летописях отечественных, града, где бы не было видимого знамения благодатной Ея помощи. Что значат многочисленные чудодейственные иконы Божией Матери, на всем необъятном пространстве земли русской, источающия спасительную благодать всем, с верою притекающим к ним, – как не явные знаки особенного благоволения Богоматери к нам, недостойным? И верные сыны России не напрасно во всех нуждах отечества, притекая в храмы с теплою молитвою, прославляют Царицу небесную усердною Заступницею своею. Ныне в приснопамятный день торжества веры и отечества нашего, не умолчим о заступлении Божией Матери, оказанном нашим предкам. 1612-й и предыдущие годы были самым бедственным временем нашей народной жизни. Пресекся у нас тогда царствовавший дом Рюрика; неповинно пала последняя царственная отрасль сего дома; престол русский стал колебаться. Настали самозванцы и страшное междуцарствие; мятеж распространился по земле русской. Самая столица скоро подпала власти врагов и, к довершению бедствий, к венцу царскому простиралась уже враждебная рука иноземца. И вот Россия, как тело без главы, государство без державы, царство без царя, отечество без сынов!.. В это время, когда, казалось, никакая земная сила не могла спасти погибавшей России, – явилась помощь небесной Заступницы рода христианского. Движимые чувством благочестия, предки наши заповедали трехдневный пост и слезно молились под стенами московского Кремля пред Казанскою иконою Богоматери об избавлении от врагов. От небесной Заступнйцы скоро явился вестник избавления преподобный Сергий. «Ваши и наши молитвы услышаны, сказал он в видении архиепископу Арсению, – предстательством Богоматери суд Божий об отечестве преложен на милость». Радостная весть о заступлении Преблагословенной распространилась среди православного воинства. Дерзая о имени взбранной Воеводы, народная рать побеждает врагов, освобождает царствующий град, а с ним и всю Россию.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Догмат о Святейшей Евхаристии, то есть Таинстве Тела и Крови Христовых Обращение к читателям и некое предисловие   Канул я в глубину морскую, и бурные воды потопили меня ( Пс. 68, 3 ), – говорит Псалмопевец. Может ли быть глубина большая, чем эта пречудное Таинство Евхаристии, человеческим умом неизмеримое и быстротой Ангельских умов непостижимое! Здесь будут уместны слова Апостола Павла, который говорит: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал суд Господень? Или кто был советником Ему ( Рим. 11, 33–34 )? Кто дерзнет переплыть такую глубину своим скудоумием, неизбежно утонет, подобно фараону, как камень в сильные воды ( Неем. 9, 11 ). Если же кто поплывет на корабле Святой Православной Церкви, наставляемый ветром Духа Святого, открывающего тайны, управляемый Самим Христом, штурвал этого корабля держащим, обладая якорем надежды и упования на Бога, располагающего бурями морскими, утверждаем: таковой неизмеримую глубину благополучно переплывет и достигнет Небесного пристанища. И таковы мы, сыны Православной Церкви, не дерзающие измерять глубину своим малоумием, держимся только одного корабля Святой Апостольской Кафолической Церкви, пленяя разум в послушание веры и полностью понимая, что корабль, Кормчий которого Сам Христос, Сын Божий, не может утонуть или заблудиться, отклонившись от пути, ведущего в пристанище небесное. Противники же, не держась за этот корабль, но плывя в новых своих ладьях, по своему разумению устроенных, наставляемые кормчим в лице собственного суемудрия, плывут очень неумело и, тщась измерить неизмеримую пучину веревкой любопытства, впадают в пучину неверия и тем самым жестоко погибают. Не так, нечестивые, не так. Вспомните прежние дни, когда ваши отцы держались этого благодатного корабля. О, сколь благополучно было тогда плавание, когда у веровавшего народа были одно сердце и душа. В чем причина того, что вы, родное племя праотцов, выскакиваете из этого корабля? ( Деян. 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Догмат о Святых Мощах Некое предисловие к излагаемому Раковины, в которых родится жемчуг, в чести не только когда в них пребывает жемчуг, и когда жемчуг отделяется от них. Если же посмотрим на животных, то у многих обнаружим, что их мертвая кожа намного больше ценится, чем живая. Но и выделанная кожа благоуханного дерева корицы приносит земнородным большую пользу и используется как лекарство при многих болезнях. Так и мы, Православные, говорим о мощах святых угодников Божиих, которые, как раковины дражайшего жемчуга, и по отделении от души высоко ценятся теми, кто умеет ценить вещи, и используются, как кожа благоуханной корицы, для помощи и исцеления приходящих. И только одни еретики, помраченные злобой, ослеплены, не видя и не умея оценить такое сокровище, но попирая драгоценный жемчуг, как мерзкие свиньи. Мы же, не подражая лукавым, возьмем это драгоценное золото и на камне веры покажем противникам его цену. Часть I. Камень православной веры Почитать мощи святых угодников и воздавать им подобающую честь есть дело Православного благочестия. Глава 1. Твердость камня веры по Божественному Писанию Книга Исхода, глава 13. Книга Иисуса Навина, глава 14. Моисей и сыны Израилевы настолько почитали мощи Иосифа Прекрасного, умершего в Египте, что, выйдя из Египта, взяли их с собой, как некое сокровище, и вынесли их оттуда в землю обетованную, и в селении Иаковлевом, именуемом Сихем (названном Сихемом позже), с почестями похоронили. Это дает возможность подумать о том, что много людей умерло в Египте, но вынесены были оттуда мощи одного только Иосифа, потому что он один был праведен, свят, и великий угодник Божий, как и сказано в его житии. Во Второзаконии, глава 34, мы видим, что Сам Господь Бог почтил тело умершего Моисея и Сам его похоронил, как говорится в Писании: И умер там Моисей. Раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню; и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня ( Втор. 34, 5–6 ). В славянском переводе Библии написано: И погребли его, то есть Ангелы Божии. В других же переводах Библии написано: И погребен он, то есть Самими Господом. Если бы тело Моисея погребли люди, то место его погребения было известно. Но поскольку оно неизвестно до сего дня, ясно, что он был погребен Ангелами или Богом, а не людьми. Видите, какая честь оказана мощам угодника Божия Моисея. Смотрите об этом ниже в пятой главе, в доказательстве втором.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Еврейские цари: Саул, Давид и Соломон Саул Измена Израиля теократическому принципу была наказана через посредство первого же его царя. Не отличаясь «душевными доблестями», «Саул (к тому же) был одержим демоном» 723 . И только игра Давида на гуслях заставляла демона на время покидать свою жертву» 724 . «Поскольку Давид приял благодать Божия Духа 725 , то, когда действовал Дух сей через Давида, дух лукавый оставался в бездействии» 726 . – Тот же дух лукавый, который «давляше» Саула, наводя на него тоску и беспокойство, «возмутил» 727 царя и против избранника Божия и любимца народа Давида. Видя в последнем своего врага, готового отнять у него царство, Саул начал гнать Помазанника 728 . Однажды он послал своих слуг взять Давида, но слуги, встретившись с сонмом пророков, и сами стали пророчествовать. С другими и третьими слугами, посланными Саулом, случилось то же, что и с их предшественниками 729 . «У Владыки различны способы уловления.... Сих... уловил пророчественною благодатью и тем воспрепятствовал убить Давида» 730 . «Разгневавшись, Саул сам пошёл в Раму.... (но) и на него сошёл Дух Божий, и он шёл и пророчествовал...» 731 . «Саул не имел в себе (отселе) постоянного пророческого дарования; пророчествовал же (только) в это время, – в доказательство и явление духовного дара, подобно 70-ти старцам, избранным Моисеем» 732 . – После того, как Бог оставил Саула за его ослушание воле Божией, выраженной через пророка 733 , царя всюду стали преследовать неудачи. Одна из таких неудач заставила Саула решиться даже на самоубийство. На Израильтян ополчились Филистимляне. Чтобы узнать исход этой войны, Саул обратился к Аэндорской волшебнице. Явившийся ему здесь пророк Самуил объявил, что предстоящее сражение будет для Израильтян неудачным. «Завтра ты и сыны твои, сказал ему пророк, будете со мною; и стан Израильский предаст Господь в руки Филистимлян» 734 . Явление Саулу тени Самуиловой, говорит Бл. Феодорит, не было делом искусства волшебницы, ни действием демона. «Сам Бог всяческих, как ему было угодно, представив образ Самуилов‚ произнёс определение» 735 . – Сражение, происшедшее на другой день, действительно было проиграно, и Саул, в порыве отчаяния, заколол себя собственным мечом 736 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Закрыть itemscope itemtype="" > Чтобы были старцы, нужны послушники 10.12.2020 746 Время на чтение 21 минут Вопрос о существовании в наши дни старцев как обладателей особого духовного опыта остается актуальным и занимает умы людей, вкладывающих в него подчас самый разный смысл, соответственно своим жизненным представлениям и чаяниям. В монашеской среде тоже нередко можно встретить разноречивое отношение к этой теме. Портал «Монастырский вестник» предложил побеседовать о традициях старчества и старцах иеромонаху Исаакию, насельнику Введенского ставропигиального монастыря Оптина пустынь. Отец Исаакий, что такое старчество, и есть ли, на Ваш взгляд, сегодня старцы? Старчество, как мне видится, подразумевает два аспекта. Первый – это наличие особенных людей, наделенных даром прозорливости. Еще в ветхозаветные времена жили такие люди – это пророки. Из Библии мы знаем, что, услышав Божий призыв, они посвящали себя Господу. Все свои силы они отдавали этому служению, и следствием такого стремления к Божественному было то, что они отрекались от всего земного, мирского и таким образом становились обладателями необычных духовных даров. Из ветхозаветной истории нам также известно, что они могли предсказывать будущее, возвещали о приходе Мессии – об Иисусе Христе, – совершали чудеса и исцеления. Вся их жизнь была посвящена тому, чтобы вера в Бога распространялась в древнем израильском народе. Человечество тогда пребывало в состоянии идолопоклонства. Вера во Единого Бога едва теплилась только у израильтян, но и они, к сожалению, под воздействием языческого окружения часто отступали от нее, возводили идолов, и порой дело даже доходило до человеческих жертвоприношений. Известно, например, что рядом с Иерусалимом была долина, называвшаяся «Геенной огненной», где приносили жертвы идолам. Пророки же, поскольку знали Бога, общались с Ним, распространяли это знание, и, во многом благодаря им, знание о Боге все-таки сохранялось до времени пришествия Христова. И еще важно то, что в среде пророков была преемственность, существовали даже пророческие школы. Упоминание о них содержится в книгах Ветхого Завета под названиями «сонмы пророческие» и «сыны пророческие». В повествованиях о жизни пророков мы видим, как вдохновляющим примером святой жизни, силой своего духа, поучениями, чудесами, они приобретали учеников. Так, например, известно, что пророк Елисей был учеником пророка Илии. Другими словами, это и было то, что мы называем сейчас старчеством. Ученики воспринимали это служение от своих учителей, и со временем сами становились пророками.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/10/chtoby...

Здравствуйте в мире, сыны и дщери во имени Господа нашего Иисуса Христа, возлюбившего нас. Зная, что вы изобилуете великими и прекрасными добродетелями Божиими, я необыкновенно радуюсь о блаженных и преславных душах ваших, - радуюсь, что вы получили благодать столь глубоко укоренившуюся в вас. Потому и сам весьма утешаюсь, ожидая своего освобождения, ибо по истине вижу, что на вас излит Дух от прекрасного источника божественного: я в том убежден и совершенно знаю, что с тех пор, как обращаюсь с вами, я приобрел многие блага на пути спасения Господня. По этой причине, думаю я и люблю вас, братья, более души своей, в этом состоять величие веры и любовь и надежда той жизни. И так как я обыкновенно старался делиться с вами тем, что сам получил, и в этом служении вам, столь одаренным духовно, нахожу и награду себе, то спешу к вам написать несколько слов, дабы вы вместе с верою имели и совершенное ведение. Божественных установлений три: чаяние жизни, её начало и совершение. Ибо Господь через пророков предвозвестил нам то, что теперь и исполнилось, а вместе показал и начало будущего. Итак, согласно с Его волею мы должны ревностнее и ближе приступать к Его жертвеннику. А я не как учитель, но как равный с вами, изъясню вам немногое, от чего много увеличится ваша радость. Глава 2 Так как ныне дни неприязненные, и противник имеет власть над этим веком, то мы со вниманием должны исследовать распоряжения Господни. Помощники веры нашей суть страх Божий и терпение, а наши споборники - великодушие и воздержание. С этими добродетелями, когда они бывают чисты пред Господом, вступают в радостный союз премудрость и ведение. Бог открыл нам чрез всех пророков, что Он не имеет нужды ни в наших всесожжениях, ни в наших жертвах и приношениях. " К чему мне множество жертв ваших, говорить Господь? Исполнен Я всесожжения овнов и тука агнцев, крови козлов и овнов не хочу. Неприятно, когда вы приходите являться пред Меня; ибо кто требовал этого от рук ваших? Перестаньте топтать двор Мой. Если приносите мне пшеничную муку, - напрасно; курение мерзость для Меня. Новомесячий ваших и дня великого не терплю, постов, дней покоя и праздников ваших ненавидит душа Моя " (Ис. 1:11-14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/66/f...

Искушение Бог никогда не попускает на истинных рабов своих искушения, превышающего их силы. «Верен Бог,» – говорит святой апостол Павел, – «Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» ( 1Кор. 10, 13 ). " " Диавол, будучи созданием и рабом Божиим, озлобляет душу не столько, сколько хочет, но сколько дозволено будет Богом. Если человекам не неизвестно, какую тяжесть может носить различный вьючный скот, то тем более бесконечная Божия премудрость ведает, какой меры искушение прилично каждой душе. Скудельник знает, сколько времени должно держать в огне глиняные сосуды, которые, будучи передержаны, расседаются, а будучи недодержаны, негодны к употреблению. Тем более знает Бог, какой силы и степени нужен огонь искушений для словесных сосудов Божиих – христиан, чтобы они сделались способными к наследованию Царства Небесного. Отрок неспособен к отправлению служений в мире: он неспособен к управлению домом, к возделыванию земли и к прочим житейским занятиям. Так часто и души, будучи уже причастницами Божественной благодати, но не искушенные скорбями, наносимыми от злых духов, не свидетельствованные этими скорбями, пребывают еще в младенчестве и, так сказать, неспособны к Царству Небесному. «Если же остаетесь без наказания,» – говорит апостол, – «которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны» ( Евр. 12, 8 ). " " Искушения и скорби ниспосылаются человеку для его пользы, образованная ими душа делается сильной, честной перед Господом своим. Если она претерпит все до конца в уповании на Бога, то невозможно ей лишиться благ, обещанных Святым Духом, и совершенного освобождения от страстей. Радуйтесь при нашествии искушений! Как здесь, на земле, вы делаетесь причастниками Христовых страданий, так в будущей жизни вы сделаетесь общниками славы Его и торжества (см. 1Пет. 6, 13 ). Дом Божий подлежит суду Божию, нуждается в этом суде (см. 1Пет. 4, 17 ). Домом Божиим называется и вся Церковь Христова, и каждый христианин.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Как-то разбойники приплыли на челнах к Красному острову на Новом озере. «Сыны беззакония, – грозно сказал отшельник, преподобный Кирилл Новоезерский, при встрече с ними, вы забыли, что есть грозный суд правды Божией и на пустой остров явились для грабежа, и у пустынника думаете найти корысть? Что вы делаете? Все мое серебро в моей келье...» Один из разбойников поспешил в келью преподобного, а на других вдруг напал мрак; скоро из кельи послышались жалобные вопли их товарища: он просил избавить его от двух юношей, которые нещадно его били... Ослепленные разбойники стали просить преподобного отпустить их с миром. Старец отпустил их со словами: «Вперед не злодействуйте, чтобы не быть в аду». В другой раз воры сняли колокола у бедного храма обители и спешили переправиться на другой берег, но заблудились и должны были вернуться в обитель. «Зачем вы пришли сюда?» – спросил их преподобный Кирилл. Те пали к ногам его и просили прощения. «Еще не бывало того, – сказал Угодник Божий, – чтобы кто был счастлив чужим добром. Алчешь чужого – потеряешь свое. Вор не бывает богат, а бывает горбат. И с умом воровать – беды не миновать... Заработанный ломоть лучше краденого каравая. Помните эту народную мудрость». Затем велел накормить их и отпустил с миром (116, 147). Авва Серапион рассказывал: «Когда я был молод... встав однажды от трапезы, по действию диавола, похитил я одну долю хлеба и съел ее тайно от моего аввы. И как я продолжал это делать некоторое время, то, преобладаемый уже страстью, не мог преодолеть себя, но только одна совесть меня осуждала, а сказать старцу я стыдился. Случилось же, по устроению человеколюбивого Бога, прийти некоторым людям к старцу ради душевной пользы. Старец сказал им: «Ничто столько не причиняет вреда монахам и радости демонам, как утаение помыслов от отцов духовных». Он говорил им и о воздержании. Я же, сокрушаясь о грехах, в страхе начал плакать, потом выбросил похищенный хлеб и, повергшись на землю, просил прощения. Старец сказал: «Чадо! Твоя исповедь освободила тебя от плена, и ты, произнося осуждение себе, убил в укрывательстве уязвляющего тебя демона». Вдруг нечистая сила, как огненное пламя, вышло из пазухи моей... и храмина наполнилась смрадом. Тогда старец сказал: «Знамение это свидетельствует о твоем освобождении» (98, 62–64).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Не чужды были этого предубеждения и св. апостолы. Господь Иисус Христос избрал Себе ближайшими учениками людей конечно способнейших принять, усвоить и другим преподать Его учение. Но предубеждение, на которое мы указали, было в ту пору в евреях так сильно, что не могли отрешиться от него даже эти лучшие ученики лучшего всех земных учителей, Учителя божественного, – не могли отрешиться во время трехлетнего беспрерывного обращения Его с ними, пред самым даже распятием Его и даже по воскресениии и даже перед самым вознесением Его на небо, несмотря, что и речами своими и всеми событиями своей жизни Он постоянно опровергал это предубеждение. Выразившись впервые в восклицании Нафанаила: Равви, ты ecu Сыне Божий, ты ecu царь Израилев ( Ин. 1:49 ),оно выражалось после между учениками Господними не один раз в их спорах о том, кто из них более в царствии небесном ( Мф. 18:1 ), – в последний год земной жизни Спасителя выразилось в просьбе матери сынов Зеведеевых, которой хотелось, чтоб сыны ее, апостолы Иаков и Иоанн, сели едине одесную Господа и едине ошуюю Его во царствии Его ( Мф. 20:20,21 ), – выразилось на самой тайной вечере в распре апостолов по тому же щекотливому вопросу: кий мнится их быти болий ( Лк.22: 24 ), – выразилось и по воскресении в тоскливой жалобе двух учеников, которые на пути в Еммаус самому воскресшему Господу объясняли: мы же надеялись, что сей Иисус Назорянин распятый хочет избавить Израиля ( Лк. 24:20–21 ). Воскресший Господь и теперь, как делал не раз и прежде, терпеливо объясняет этим двум ученикам, равно как после и всем апостолам, что их предубеждение есть предубеждение, что Он хочет избавить и избавил Израиля, как и весь человеческий род, от врагов невидимых, что царство Его не от мира сего. Об этом предмете – о царствии Божием Он толкует апостолам, являясь им по воскресении в продолжении четыредесяти дней. Об этом ведет Он с ними и последнюю свою беседу в последний день своего пребывания на земле, на пути к горе Елеонской, горе вознесения. Но и тут обступив, они вопрошают Его: Господи, не в это ль наконец лето устрояешь ты царство Израилево? И вещает им Господь в этот последний раз: не вам разуметь времена и лета, которыя положил Отец небесный в своей власти. Не суждено основаться земному царству, какого вы ожидаете; будет основано царство другое, духовное и основано при вашем же содействии: вы приимете силу, когда найдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями во Иерусалиме и во всей Иудеи, и Самарии и даже до последних краев земли. И сказав это, на глазах их, Он поднялся и облако скрыло Его от очей их ( Деян. 1:1–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010