Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Проповедь в субботу 5й седмицы по Пятидесятнице.протоиерея Александра Глебова Июль 15-ое 2011 Проповедь в субботу 5й седмицы по Пятидесятнице.протоиерея Александра Глебова Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии», – говорит апостол Павел в Послании к Римлянам, отрывок из которого мы сегодня слышали. Апостол утверждает, что через воплощение Сына Божия, через Его искупительную жертву и Воскресение род человеческий был усыновлен Богу. Действительно, ведь Христос был Сыном Божиим и Сыном Человеческим, и в Его человечестве вся человеческая природа, все люди были усыновлены Богом. Он называет людей, нас с вами, Своими братьями. Но ведь братья – это дети одного Отца. И если Он – Сын Божий, а мы – Его братья, значит, и мы – дети Отца небесного. Откуда, собственно, и проистекает наше дерзновение, когда мы обращаемся к Богу, Творцу вселенной со словами: Отец наш. Степень нашего усыновления и близость человека к Богу апостол выражает следующими словами: «Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии». Еврейское слово «авва» означает не просто отец, и не сам факт отцовства, потому что, как известно, отцы-то бывают разные. Авва – это заботящийся и любящий отец, который является самым близким человеком для своих детей. Святитель Иоанн Златоуст , истолковывая этот текст, пишет: «Апостол, желая показать, что мы – сыны по рождению, употребил еврейское слово. Не сказал только «отче», но «авва, отче» Ибо так преимущественно называют отца подлинные его дети». Совершенно естественно, что дети являются наследниками своего отца. Но если в этом мире дети вступают в правонаследство после смерти своих родителей, то наследие Божие человек получает после своей собственной смерти. А что это за наследство, которое человек по замыслу Божию должен обрести в вечности? Обратимся вновь к Посланию апостола Павла: «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас».

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Скачать epub pdf Слово, сказанное в Троицкой Сергиевской Лавре, 15 мая 1893 г. Вознесох избраннаго от людей Моих, елеем святым Моим помазах его и Аз первенца положу его, высока паче царей земных ( Псал. 88:20–21, 28 ). День светлой радости царевой, день великого всенародного торжества сегодня у нас, Православные сыны великой Русской Земли! Ныне день священного Миропомазания нашего Боговенчанного Самодержца Государя Императора. Чтобы лучше оценить и глубже восчувствовать сердцем великую милость Божию, являемую нашему православному народу Русскому в священном Миропомазании благочестивейших Царей наших, перенесемся мыслию за три тысячи лет назад, в те давно минувшие ветхозаветные времена, когда юный Давид еще пас стада отца своего на полях родного ему Вифлеема. Вот приходит в этот город пророк Божий Самуил. Он останавливается в доме отца Давидова Иессея и выражает желание видеть всех сыновей его. Иессей представляет ему одного за другим семь сыновей своих, но провидец Божий не довольствуется сим: «Все ли дети здесь?» – спрашивает он. – «Есть еще меньший, отвечает отец: он пасет овец». – «Пошли за ним», – говорит Божий пророк. И послал Иессей, и привели Давида; и взял Самуил рог с елеем, и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после... Так совершилось священное помазание юного Давида на царство. До сего времени он был юнейший в дому отца своего, теперь он – Божий избранник; до сего дня был простой пастух овчий: теперь – Помазанник Божий, Царь народа Божия, избранный по сердцу Божию. Мог ли Давид забыть этот священный для него день? Мог не воспоминать его каждый год благодарною ко Господу Богу молитвою?.. То было, братие мои, во времена ветхозаветные. Тогда еще не было столь явного, столь обильного излияния благодатных даров Духа Божия на верующих, какое возможно стало только во времена новозаветные, когда от исполнения Христова мы вси прияхом и благодать возблагодать ( Ин. 1:16 ), когда живоносные токи благодати Божией текут непрерывно в таинствах святой Церкви Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

     Однажды Христа спросили, почему Его ученики не постятся. «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених?» – отвечал Христос. «Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9:14–15). Великим постом мы видим исполнение слов Христовых. Жених Церковный на время отнимается у сынов чертога брачного – христиан. В будние дни в храмах не слышно ликующих песнопений Литургии, Христос не являет Себя в таинстве Тела и Крови. Сын Божий молчит в богослужении – Евангелие в эти дни не читается. Церковь как бы уходит в дохристианские времена, где Мессия еще только ожидается, потомство Адама еще не искуплено кровью Богочеловека, а род людской устами пророка Давида кричит в небо: «Боже, Боже мой, вонми ми, вскую оставил мя еси?» (Пс. 21:1). Туда, в эпоху Ветхого Завета, уходит новозаветная Церковь, а вместе с ней и мы. Мы уходим туда, чтобы найти и оплакать то ветхое, что есть в нас, чтобы принести свои грехи к подножию Креста Христова. Но также мы уходим туда, чтобы искать Христа. И мы находим Его – находим в образах, символах, пророчествах Ветхого Завета. Вот и в сегодняшнем апостольском чтении Павел, говоря о христианской вере, напоминает нам о множестве ветхозаветных праведников, прообразовавших Христа. Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф, Гедеон, Варак, Самсон, Иеффай; Давид и Самуил, Исаия и Даниил и многие другие мужи, житием своим явившие те или иные грани личности Богочеловека, своим подвигом предвозвестившие подвиг Спасителя мира. Эти люди – как звезды на небе дохристианского мира. Укажем на самую яркую, самую значительную звезду. Это вождь еврейского народа, великий пророк, «кротчайший из всех людей на земле» (Числ. 12:3); законодавец и боговидец, друг и собеседник Божий – Моисей. О нем особым образом упоминает сегодня апостол Павел, о нем будем говорить и мы. В образе Моисея узнается не только лик Христов, но и пророчески изображается христианская жизнь вообще. Если мы внимательно всмотримся в историю Моисея, то найдем в ней Христа, а также найдем в ней себя.

http://pravoslavie.ru/110955.html

А. Об иконопочитании 1. Доказательства истинности иконопочитания в православной церкви а) Первое доказательство: библейские свидетельства об иконопочитании. Священные предметы (под коими нужно разумет и св. иконы в православных храмах и жилищах) помещались в скинии и храме ветхозаветных: и сделай из золота двух херувимов; чеканной работы сделай их на обоих концах крышки (кивота завета) ( Ucx. XXV, 18 ). – И поставил он (т. е. царь Соломон) херувимов среди внутренней части храма. Крылья же херувимов были распростерты, и касалось крыло одного одной стены, а крыло другого херувима касалось другой стены; другие же крылья их среди храма сходились крыло с крылом (3цар. VI, 27). Поклонением до земли почитали св. предметы и изображения: и пошел Моисей и Аарон от народа ко входу скинии собрания, и пали на лица свои и явилась им слава Господня ( Числ. ХХ, 6 ). Почитание священных предметов и изображений выражалось: а) в поддержке постоянного горения светильников пред св. изображением или предметом: прикажи (говорит Господь Моисею) сынам израилевым, чтоб они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник. Вне завесы ковчега откровения в скинии собрания Аарон (и сыны его) должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда. Это вечное постановление в роды ваши. На подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда ( Лeb. XXIV, 2, 3, 4 ). б) в каждении: на нем (т. е. на жертвеннике) Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им. И когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им. Это всегдашнее курение пред Господом в роды ваши ( Исх. ХХХ, 7, 8 ). в) в хранении свящ. предметов в храмах:/тогда сказал царь пророку Нафану: вот, я живу в доме кедровом, а ковчег Божий находится под шатром (2цар. VII, 2). г) в хранении свящ. предметов в домах: и оставался ковчег Господень в доме Аведдара, гефянина, три месяца; и благословил Господь Аведдара и весь дом его. Когда донесли царю Давиду, говоря: Господь благословил дом Аведдара и все, что было у него, ради ковчега Божия; то пошел Давид, и с торжеством перенес ковчег Божий из дома Аведдара в город Давидов (2цар. VI, 11, 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

архим. Захария (Захару) II. Истощание Слова и спасение человека 1. Истощание Слова Изначальный и вечный факт божественного Бытия навсегда остался бы неведомым таинством, если бы сие Бытие не соблаговолило из любви Само открыться человеку как Троица Личностей: Отец, Сын и Святой Дух. Это откровение было принесено в мир вторым Лицом Святой Троицы – Единородным Сыном и Словом Отчим. С Его вочеловечением и всем тем, что последовало, сыны человеческие познали неизъяснимую любовь и предвечный замысел Бога о спасении мира. Совершителем этого спасения стал Единородный Сын Божий Христос, Который осуществил его путем непостижимого истощания и славного воскресения. Истощание Слова есть выражение таинства любви Бога «до конца». Старец Софроний различал кенотическую божественную любовь в двух планах: во внутритроичной жизни и в деле вочеловечения и спасения мира. Эта кенотическая любовь отражается в человеческом образе бытия: человек как новая тварь любит живого Бога и Спасителя вплоть до ненависти к себе 165 . По православной триадологии, как мы уже говорили, Отец рождает Сына вне времени и при рождении передает Ему все Свое Бытие, Сущность и Энергию. Он весь живет в Сыне и Сын в некоем неизреченном движении «самоистощающейся любви предает Себя Отцу... в Божестве» 166 . Подобным же образом Отец изводит предвечно Святого Духа, передавая Ему все Свое Бытие, Сущность и Энергию. Дух Святой весь живет в Отце и покоится в Сыне. Каждая Ипостась Святой Троицы обладает полнотой божественного Бытия и одновременно имеет ее сообща с остальными Ипостасями 167 . Именно в сей взаимопроникновенной любви трех Ипостасей старец Софроний усматривает кенотический характер «самоистощающейся любви» и жизни внутри Святой Троицы 168 . Это взаимопроникновение существовало «прежде бытия мира» 169 , и этот способ существования свидетельствует также о единстве божественного Бытия 170 . «Кенотическая любовь» каждого Лица к остальным двум Лицам выявляется и в том, что Единородный Сын Божий пришел в мир ради исполнения воли Отца 171 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Достоинство Как Христос, Сын Божий, в дни жизни во плоти Своей и смирения умален и бесчестен был более всех сынов человеческих, как о Нем пророк предвозвестил: Он был презрен и умален пред людьми ( Ис. 53, 3 ), и Евангелие о том же свидетельствует, – так и христиане, которые сердцем веруют в Него и любовью следуют Ему, не иное что, как презрение, поношение, уничижение от злого мира видят. Но что касается их внутреннего достоинства и чести, никого нет выше их. Ныне это достоинство не видно, ибо верою, а не телесными очами видится, но откроется всему миру, когда тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие ( 1Кор. 15, 54 ). Святое Божие Слово достоинство христиан открывает и в утешение нам представляет: 1 . Бог их Отец, Которому молятся: Отче наш, Иже еси на небесех ( Мф. 6, 9 ), и они чада Божии верою во Христе Иисусе, как говорит апостол: все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса ( Гал. 3, 26 ). За великое почитает мир быть чадом царя земного, но сколь несравненно выше достоинство быть чадом Бога Вышнего, Царя неба и земли, иметь Отцом Бога безначального, бесконечного, бессмертного, неописанного, всемогущего, Царя царствующих и Господа господствующих, – ум человеческий этого титула не постигает! Вся слава мира сего перед этим ничто. На это взирая, зритель тайн Божиих, святой Иоанн, удивляется и говорит верным: смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими ( 1Ин. 3, 1 ). 2 . Истинные христиане – братья Христовы, ибо Он не стыдится называть их братиями, говоря: возвещу имя Твое братиям Моим ( Евр. 2, 11–12 ; Пс. 21, 23 ). И мироносицам говорит: пойдите, возвестите братьям Моим ( Мф. 28, 10 ), и Марии Магдалине: иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему ( Ин. 20, 17 ). Смотри, любезный христианин, на какую высоту вознесены христиане: Господу неба и земли – братья! Выше этого достоинства и быть не может. Но и человеколюбие неисповедимо Сына Божьего! Удивительно, когда и земной царь подданных своих братией своей называет, хотя и сам такой же человек, как и подданные. Христос, Царь Небесный и Сын Божий, людей братьями Своими не стыдится называть. Кто это человеколюбие Сына Божьего и такую честь братьев постигнуть может? Зная это, да постыдятся господа, которые не хотят рабов своих, людей, подобных себе, братьями своими считать, но вместо подножия их содержат.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Закрыть itemscope itemtype="" > Владыка Сергий: «У них мы должны также учиться великой Божественной любви» Митрополит Самарский и Сызранский открыл в Самаре памятник митрополиту Мануилу (Лемешевскому) и митрополиту Иоанну (Снычеву) 18.10.2014 1463 Время на чтение 6 минут Монумент установили в сквере на Ильинской площади (пересечение улиц Красноармейской, Арцыбушевской, Буянова и Одесского переулка). Раньше на этом месте находился Ильинский храм, который позже был уничтожен. Здесь же, неподалеку, проживал отец Мануил. После краткого молебна Высокопреосвященнейший Сергий освятил памятник, а затем обратился с архипастырским словом к собравшимся: «Сегодня мы открыли памятник митрополиту Мануилу, который был управляющим Куйбышевской епархией с 1960-го по 1965-й годы и митрополиту Иоанну, управлявшему Куйбышевской епархией с 1965-го по 1990-й годы. Много понесли они в годину испытаний от безбожной власти, но мужественно свидетельствовали свою православную веру. Как много значит для России, для нашего народа Православная вера! Это не только наше самосознание, наша культура. Православная вера помогает нам определить свой жизненный путь, помогает сверить свою жизнь по идеалам, дарованным нам Самим Господом. Православная вера изменяет внутренний мир человека, пробуждает в нем образ Божий. Сверять свою жизненную позицию по идеалам Церкви нам помогают святые, которые своей верой, своей жизнью по вере воплотили образ Божий. Дай Бог, чтобы памятник митрополиту Мануилу и митрополиту Иоанну на Самарской земле напоминал нам о нашем высоком предназначении, о высоких путях духовной жизни. Митрополит Мануил и митрополит Иоанн – достойные сыны Отечества. Они дают нам пример того, как нужно жить, как нужно трудиться, любить свое Отечество и вместе с тем сохранять цельность личности, правильные духовные ориентиры. У них мы должны также учиться великой Божественной любви, стремлению к правде, чистоте и к святости. С праздником! Храни вас Господь!» О том, как шла работа над памятником, рассказал самарский архитектор Николай Александрович Куклев:

http://ruskline.ru/news_rl/2014/10/18/vl...

Отдел восьмой. Церковь среди язычников от обращения Савла до его мученичества в Риме XXXIV. Обращение Савла. Приобщение его к лику апостолов и особое предназначение Самый ход распространения Евангелия уже показывал, что проповедь его не должна была ограничиться иудейским народом, хотя бы и считая сюда всех сынов рассеяния, отщепенцев в роде самарян и прозелитов обоего рода. Кроме их был еще необъятный мир народов языческих, которые совершенно не соприкасались с иудейским народом, не зна­ли ветхозаветного закона и в своей жизни руководились естественным разумом. На эти народы иудеи смотрели с высокомерным презрением как на обреченных на погибель; но и они были сыны Адамовы, и так как вина первородного греха тяготела на них так же, как и на иудеях, и даже в большей степе­ни, потому что они предоставлены были своим собственным силам и не имели благодетельного руководительства свыше, то те­перь и дело искупления должно было распространиться и на них, и даже в большей степени, соответственно их большей духовной нужде. Но для распространения между ними Евангелия требовался особый проповедник, какого еще не оказывалось между апостола­ми, именно человек одинаково знакомый с иудейским и языческим миром и в высшей степени постигший тайну христианства как религии новой и всемерной. Такой проповедник и явился в лице апостола Павла, история которого представляет поразитель­ный пример того, как Промысл Божий при всякой духовной потребности выдвигает великих деятелей, призывая их иног­да из самой среды ожесточенных врагов истины. Во время страшной мученической кончины св. Стефана, му­чители, побивавшие его камнями, складывали свои одежды «у ног юноши, именем Савла». Это и был великий избранник Божий. Хотя сам он видимо и не принимал участия в побиении первомученика камнями, но был настолько ожесточен на великого проповедника христианства, «что одобрял убиение его» ( Деян. 8:1 ), да и после этого кровожадного дела не успокоил­ся, а «терзал церковь , входя в домы и, влача мужчин и женщин, отдавал в темницу».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

Псалом 86 Сыном Кореовым, псалом песни. С Евр.: «Сынов Кореевых. Псалом. Песнь». «И сей псалом, – говорит св. Афан., – воспевают опять сыны Кореевы о Церкви, проповедуя в оном призвание язычников, а также, что в Церкви воссияет Единородный по домостроительству воплощения». То же почти и бл. Феодорит. Другие толковники относят ко временам после Вавилонского плена, и видят здесь изображение таинственного Иерусалима или Церкви Христовой, и призвание язычников. 2 . Основания его на горах святых. Т.е. по св. Афан., «основания народа, призванного чрез веру. Разумеет же, что народ из язычников наздан на основании Апостолов и пророков». «Основание благочестия, – говорит бл. Феод., – Божеств. наставления, а горы святые, на которых водружены сии основания, – Апостолы нашего Спасителя ( Еф. 2:20 )». Любит Господь врата Сионя паче всех селений Иаковлих. «Вратами Сионскими, – говорит св. Афан., – называет предварительное и первоначальное учение Церкви, а селениями Иаковлевыми – подзаконное служение. Посему, говорит, что евангельское житие приятнее Богу служения подзаконного». По бл. Феод. – под Сионом здесь разумеется небесный Иерусалим. Евр. 12:22 . «И не погрешит, – говорит он, – кто вратами сего града назовет сущие на земли церкви; потому что ими можно войти в град». С Евр.: «Основание его на горах святых. Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова». В буквальном смысле разумеется под Сионом Иерусалимский храм, а под вратами – самый Иерусалим. Т.е. любит Господь храм, построенный на святых, т.е. нарочито отделенных, избранных горах: Сионе и Мориа, любит врата сего храма, т.е. Иерусалим, более всех жилищ Еврейского народа. См. Пс. 77:68, 9:15 . 3 . Преславная глаголашася о Тебе, граде Божий. «Град есть Церковь , – говорит св. Афан., – что же преславное изглаголано о ней, кроме того, что в ней вселится Единородный по сказанному: зде вселюся, яко изволих и? ( Пс. 131:14 )». С Евр.: «Славное возвещается о тебе, град Божий», т.е. пророки говорили великое и необычайное о Церкви Божией, о спасении мира Сыном Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Речь по молебствии при соборном в Новочеркасске храме, по случаю начатия достройки оного с Высочайшего разрешения чрез учрежденную Комиссию 27-го апреля 1844 года Христолюбивые Воины-граждане! И так Господь исполняет во благих общее всех нас желание! Мы при дверех 4 уже храма, с молитвами, да дастся нам увидеть вскоре окончание оного и потом взойти в самое святилище с непрерывными благодарениями. Желание наше исполняет Господь словом Помазанника Своего! Велико, все велико, что начинается таким образом, по Высочайшему повелению, но особенно, когда дело идет о храме Господнем! Храмы Божии созидаются не так, чтоб нужно было только желание и способы к созиданию; нет, нужно и именное Божие предопределение на то, кому когда созидать их? Муж по сердцу Божию, славный Царь Израильский, Давид, пока служение Богу отправлялось в куще, столько желал видеть в великом царстве народа Божия дом Божий, что часто воспевал на Псалтири своей песнь сию: Еда дам сон очима моима и веждома моима дремание, дóндеже обрящу место Господевп, селение Богу Иаковдю! Но Господь сказал наконец одному из Пророков Своих: Иди и рцы рабу Моему Давиду, сил глаголет Господь: не ты созиждеши Мне дом, еже обитати Мне. – И возставлю семя твое по тебе: той созиждет дом имени моему, и укреплю престола его до века. Известно, словутый храм Иерусалимский создан Соломоном. Так, конечно, суждено свыше создать и у нас храм Божий, Христолюбивые Сыны Дона, не Давиду нашему, Блаженной памяти Александру Благословенному, хотя храм и начался при Нем, а Всеавгустейшему Преемнику Его, Премудрому Царю нашему! Такое предопределение судеб Божиих становится ясным, как день, когда приведем себе на мысль, что и в других местах множество храмов Божиих, кои должны стать особенными памятниками благочестия, или окончены, или созданы вновь, или зиждутся Державною рукою Благочестивейшего Самодержца нашего Николая Павловича. Храм в первопрестольной столице, Царский памятник благодарения Спасителю Богу за спасение отечества в годину искушения, получил новое основание в Царствование Великого Царя нашего, за представшею невозможностью продолжаться строению на положенном прежде основании, и Царски ныне воздвигается! Соборный храм «Всех Учебных Заведений» в Петровом граде, стоявший в продолжение трех Царствований впусте, десницею Великого Царя нашего докончен и украшен так, что вполне составил одно из живых украшений нашего Царяграда по самому виду, даже стал образцом в Византийском роде, для всех зиждущихся после него храмов православного нашего отечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010