27. Слово в день Рождества Христова 87 «Егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего Единороднаго, раждаемаго от жены, бываема под законом, да подзаконныя искупит, да всыновление восприимем» ( Гал. 4, 4–5 ). В величайший праздник Господень, хотя здесь, на один час, братие, приникнем всею мыслию к таинству спасения нашего, в которое «желают проникнуть Ангелы» ( 1Пет. 1, 12 ), славословящие ныне «Бога в вышних». Подобно волхвам, принесшим свои сокровища, отверзем и мы сокровищницы душ наших для Христа или, если скудны и пусты эти сокровищницы, то хотя, подобно пастырям, с любовию воззрим на Рожденного в вертепе и Лежащего в яслях. Как близко подходят вышеприведенные слова нынешнего апостольского чтения к так называемому освободительному движению, которое происходит в настоящее время в России! «Когда пришла полнота времени, – говорит апостол, – Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» ( Гал. 4, 4–5 ). Как по исполнении времен, то есть по окончании времени подготовления людей к пришествию Искупителя, явился на землю Единородный Сын Божий и устроил Царство Свое, так и в России сам Государь заявил, что она уже переросла существующую форму государственной жизни и поэтому настало время для введения новой формы правления. Апостол говорит, что до Христа люди были в состоянии подзаконном, исполняли волю Божию, как рабы, боящиеся господина, а не как сыны, во всем доверяющие отцу и искренне любящие его. Так и русские люди руководились доселе в жизни своей всецело как бы предписаниями власти, которой боялись, но часто не доверяли и не любили, теперь же сами, как свободные сыны отечества, приглашаются Государем в его Думу для совместного с ним устроения земли Русской. Апостол говорит, что, получив свободу, искупленные Христом восприяли Духа Святого и вместе с тем начаток новой, совершенной, духовной жизни, для которой не давало свободы состояние подзаконное; так и сыны России, освобожденной от так называемой бюрократической стеснительной опеки, надеются на духовное оживление своей страны, которое задерживалось, как говорят теперь весьма многие, прежними, устаревшими формами государственной и общественной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Христос – Сын Божий Обратимся к размышлениям о Христе как о Сыне Божием. В этих словах также заключена великая тайна. Именно они порождают неимоверное разномыслие. Человек либо принимает Христа как Сына Божия, либо, если он этого сделать не в состоянии, у него неизбежно возникают другие, самые различные предположения. Что такое Сын Божий? В Священном Писании эти слова употребляются в различных смыслах, поэтому и христиане понимали их тоже поразному. То или иное восприятие этого словосочетания делает человека или православным, или еретиком. Нередко под ересью подразумевается все что угодно, например: обычай креститься двумя, тремя или пятью перстами справа налево или слева направо и многоемногое другое… Но изначально понятие «православие» возникло в связи с различным пониманием тайны Божия сыновства. Именно это – мерило и главный критерий нашего православия! Иногда в Священном Писании сыновьями Божиими называются Ангелы, например: И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. ( Иов.1:6 ). Далее описывается, как сатана клевещет на Иова. Изза этих наветов Бог посылает особые страдания Иову, названному «многострадальным». В другом случае, когда в Вавилоне за отказ поклониться истукану, воздвигнутому великим Навуходоносором, в огненную печь бросили трех отроков – Ананию, Азарию и Мисаила, обнаружилось, что в печи находились не три, а четыре человека, и вид четвертого подобен Сыну Божьему ( Дан.3:92 ). Конечно же, рассуждая о «Сыне Божьем», халдеи 25 вовсе не имели в виду «единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, несотворена, единосущна Отцу, Имже вся быша». Они лишь выражали свое изумление перед чемто поразительным, неслыханном, из ряда вон выходящим, тем более что поклонение духам и ангелам вообще было присуще язычеству. Сам Господь говорит: Я сказал, вы – боги. И сыны Всевышнего – все вы ( Пс.81:6 ). Речь в данном случае идет не об Ангелах, а о судьях, причем далеко не всегда праведных… Израильские цари тоже назывались сынами Божиими. Мессия в иудейском понимании означал царя, Сына Божия. Когда Нафанаил скажет: Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев ( Ин.1:49 ), он не будет вкладывать в эти слова тот смысл, который сегодня подразумевается православными. Нафанаил имел в виду лишь некую исключительную личность, некоего избранника и посланника Божия, Который пришел в мир, чтобы исполнить какоето Божественное предначертание. Впрочем, и весь избранный Богом израильский народ называется так же. У пророка Осии говорится:

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

Скачать epub pdf Сыны тьмы Ты помнишь, Феодул, наш прежний разговор о встрече Спасителя мира с главным врагом человечества? Это был первый шаг Господа Иисуса после Его крещения на Иордане. На Горе искушения над Иерихоном стоит и сегодня древний православный монастырь, и в нем есть камень, на котором Господь стоял сорок дней и сорок ночей без еды и питья. Этот камень сейчас служит святым престолом, и на нем совершается святая литургия 709 . Стоя на этом камне, Господь выслушал три предложения перепуганного сатаны, главного врага рода человеческого, и все три отверг. Третье предложение было самым позорным. Разбойник, грабитель, стервятник, поработивший весь мир Божий, предложил Домовладыке мира «все царства мира сего и славу их» 710 при условии, что Домовладыка мира ему поклонится. Поклонится и этим, естественно, отдаст право на владение миром сатане. Иисус отогнал его, и он оставил Его «до времени» 711 . Что значит «до времени»? Это значит, что он Ему никогда больше не покажется на глаза от страха, но будет препятствовать Ему через людей – своих рабов, сынов тьмы. После этого Иисус тотчас начал Свою неустанную деятельность во спасение людей, но и сатана начал свою: через людей, на погибель людям и против Иисуса. Слугами сатаны, слугами тьмы были тогда первосвященники и священники еврейские, книжники, законники, саддукеи и почти все старейшины народные. Не народ, а старейшины народные. Народ с самого начала был с Иисусом. Тысячи и тысячи простых, но неглупых людей из народа ежедневно стекались, чтобы услышать Его никогда не слыханное слово, и увидеть Его чудесные дела, и прославить Бога, «посетившего народ Свой» 712 . Народ был воинством Христовым, интеллигенция еврейская – противницей Христа и служанкой тьмы, наемницей и орудием стервятника-сатаны. Она себя выказывает, во-первых, субботницей . Суббота для нее важнее Бога, любви и веры. Суббота – идол для нее. Послушай только ее субботнические глупости. «И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья. И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать? И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы: посему Сын Человеческий есть господин и субботы» 713 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

А что же мы – мы, потомки их, – соблюдаем ли веру православную, держимся ли благовестия её? Некогда Пророк Илия, великий ревнитель славы Божией, сетовал на то, что все сыны Израилевы оставили Завет Господень, уклонились от него к богам языческим; однако Господь открыл Своему пророку, что еще целых семь тысяч среди Израильтян не преклоняли колен пред Ваалом ( 3Цар.19 ). Без сомнения, и теперь есть истинные последователи Христовы. Весть Господь сущия Своя ( 2Тим.2:19 ). Даже и нам приходилось встречать сынов Церкви, послушных и покорных велениям её, почитающих пастырей духовных, любящих храм Божий и благолепие его, усердно посещающих богослужение, стремящихся проводить жизнь добрую, сознающих свои немощи человеческие и искренне раскаивающихся в прегрешениях своих. Однако, много ли таких среди нас? Не больше ли тех, у которых терние суеты и страстей творит евангельское благовестие малоплодно, в некиих же и бесплодно, и кои по умножению беззаконий противятся евангельской истине, отступают от достояния Господня и отревают благодать Божию (из молитвы в чине православия). Сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене, говорил Бог в древности об Израиле ( Ис.1:2 ). Немало и ныне таких, которых Господь родил, воспитал и возвысил в Православной вере, и кои отвергаются веры, невнимательны к учению Церкви, не соблюдают её заповедей, не слушают пастырей духовных, холодны к службам и храму Божию. И как иные из нас в этой разноверной и разноплеменной стране мало-помалу теряют веру православную! Свое отступление они начинают с вещей, по их мнению малозначительных. Они почитают «стариною», «не принятым среди образованных людей» помолиться перед обедом и после, даже утром и вечером, носить на себе крест, иметь в доме иконы, соблюдать праздники церковные и посты. На этом не останавливаются, а идут и дальше: редко, а то и совсем не посещают храма Божия, так как в воскресенье нужно отдохнуть от работы (... в салуне); не говеют, не исповедываются; не венчаются по церковному, медлят крестить своих детей. Так порывают связи с родною верою православною! О церкви вспоминают, когда уже умирают, а иные и тогда даже не вспоминают! В оправдание своего отступничества приводят наивное суждение о том, что «здесь – не старый край, а Америка, и потому (?) нельзя соблюдать всего, чего требует Церковь ». Как будто Слово Христово пригодно только для старого края, а не для всего света. Как будто Церковь Христова не кафолическая! Как будто вера православная не вселенную утверди! Увы, язык грешный, семя лукавое, сынове беззакония, остависте Господа и разгневасте Святого Израилева ( Ис.1:4 )!

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Поучение на Святую Пасху 56 . Преподобного аввы Дорофея 57 В древности сыны Израилевы во время праздников или торжеств по закону приносили Богу дары, как то: жертвы, всесожжения, начатки и тому подобное. Сыны Израилевы совершали Пасху, когда исходили из Египта. Ныне эту Пасху совершает душа, когда исходит из Египта мысленного, т. е., греха, и переходит от порока к добродетели. Ныне – Пасха Господня, день Светлого праздника Воскресения Христа, распявшего грех на кресте, умершего за нас и воскресшего. Принесем же и мы Господу дары, жертвы всесожжения не из бессловесных животных, которых Христос не хочет: ибо жертвы и приношения бессловесных Он не восхотел и о всесожжении тельцов и овнов не благоволил ( Пс. 39:7 ; Евр. 10:6, 8 ). Но поскольку Агнец Божий заклан был за нас, по слову Апостола: Пасха наша за ны пожрен бысть Христос ( 1Кор. 5:7 ), да возьмет грех мира, и соделался за нас клятвою (поскольку написано: проклят всяк висяй на древе), да искупит нас от клятвы законнныя, да всыновление восприимем ( Гал. 3:13; 4:5 ): то и мы должны что-либо угодное Ему принести в дар от себя. Какой же дар или какую благоугодную Христу жертву мы можем принести в день Воскресения, – тогда как Он не хочет жертвы из бессловесных животных? – «Принесем, как некий плод, самих себя». Так говорит и святой Апостол: представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше ( Рим. 12:1 ). А как мы можем принести тела свои Богу в жертву живую и святую? Не исполняя более воли плоти и помыслов наших ( Еф. 2:3 ), но поступая по духу и не исполняя вожделений плоти ( Гал. 5:16 ): ибо это и значит умерщвлять уды наши яже на земли ( Кол. 3:5 ). Такая жертва называется живой, потому что бессловесное (животное), ведомое на жертву, коль скоро возносится на жертвенник, то и умирает; а святые, приносящие себя Богу, живые ежедневно закалают себя, – как говорит святой Давид: зане Тебе ради умерщвляемся весь день, вменихомся яко овцы заколения ( Пс. 43:23 ). Итак, принесем самих себя в жертву, подражая всем святым, будем каждый день умерщвлять самих себя для Христа Бога нашего, – для Того, Кто умер за нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Скачать epub pdf Слово, сказанное в Троицкой Сергиевской Лавре, 15 мая 1893 г. Вознесох избраннаго от людей Моих, елеем святым Моим помазах его и Аз первенца положу его, высока паче царей земных ( Псал. 88:20–21, 28 ). День светлой радости царевой, день великого всенародного торжества сегодня у нас, Православные сыны великой Русской Земли! Ныне день священного Миропомазания нашего Боговенчанного Самодержца Государя Императора. Чтобы лучше оценить и глубже восчувствовать сердцем великую милость Божию, являемую нашему православному народу Русскому в священном Миропомазании благочестивейших Царей наших, перенесемся мыслию за три тысячи лет назад, в те давно минувшие ветхозаветные времена, когда юный Давид еще пас стада отца своего на полях родного ему Вифлеема. Вот приходит в этот город пророк Божий Самуил. Он останавливается в доме отца Давидова Иессея и выражает желание видеть всех сыновей его. Иессей представляет ему одного за другим семь сыновей своих, но провидец Божий не довольствуется сим: «Все ли дети здесь?» – спрашивает он. – «Есть еще меньший, отвечает отец: он пасет овец». – «Пошли за ним», – говорит Божий пророк. И послал Иессей, и привели Давида; и взял Самуил рог с елеем, и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после... Так совершилось священное помазание юного Давида на царство. До сего времени он был юнейший в дому отца своего, теперь он – Божий избранник; до сего дня был простой пастух овчий: теперь – Помазанник Божий, Царь народа Божия, избранный по сердцу Божию. Мог ли Давид забыть этот священный для него день? Мог не воспоминать его каждый год благодарною ко Господу Богу молитвою?.. То было, братие мои, во времена ветхозаветные. Тогда еще не было столь явного, столь обильного излияния благодатных даров Духа Божия на верующих, какое возможно стало только во времена новозаветные, когда от исполнения Христова мы вси прияхом и благодать возблагодать ( Ин. 1:16 ), когда живоносные токи благодати Божией текут непрерывно в таинствах святой Церкви Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

     Однажды Христа спросили, почему Его ученики не постятся. «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених?» – отвечал Христос. «Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9:14–15). Великим постом мы видим исполнение слов Христовых. Жених Церковный на время отнимается у сынов чертога брачного – христиан. В будние дни в храмах не слышно ликующих песнопений Литургии, Христос не являет Себя в таинстве Тела и Крови. Сын Божий молчит в богослужении – Евангелие в эти дни не читается. Церковь как бы уходит в дохристианские времена, где Мессия еще только ожидается, потомство Адама еще не искуплено кровью Богочеловека, а род людской устами пророка Давида кричит в небо: «Боже, Боже мой, вонми ми, вскую оставил мя еси?» (Пс. 21:1). Туда, в эпоху Ветхого Завета, уходит новозаветная Церковь, а вместе с ней и мы. Мы уходим туда, чтобы найти и оплакать то ветхое, что есть в нас, чтобы принести свои грехи к подножию Креста Христова. Но также мы уходим туда, чтобы искать Христа. И мы находим Его – находим в образах, символах, пророчествах Ветхого Завета. Вот и в сегодняшнем апостольском чтении Павел, говоря о христианской вере, напоминает нам о множестве ветхозаветных праведников, прообразовавших Христа. Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф, Гедеон, Варак, Самсон, Иеффай; Давид и Самуил, Исаия и Даниил и многие другие мужи, житием своим явившие те или иные грани личности Богочеловека, своим подвигом предвозвестившие подвиг Спасителя мира. Эти люди – как звезды на небе дохристианского мира. Укажем на самую яркую, самую значительную звезду. Это вождь еврейского народа, великий пророк, «кротчайший из всех людей на земле» (Числ. 12:3); законодавец и боговидец, друг и собеседник Божий – Моисей. О нем особым образом упоминает сегодня апостол Павел, о нем будем говорить и мы. В образе Моисея узнается не только лик Христов, но и пророчески изображается христианская жизнь вообще. Если мы внимательно всмотримся в историю Моисея, то найдем в ней Христа, а также найдем в ней себя.

http://pravoslavie.ru/110955.html

А. Об иконопочитании 1. Доказательства истинности иконопочитания в православной церкви а) Первое доказательство: библейские свидетельства об иконопочитании. Священные предметы (под коими нужно разумет и св. иконы в православных храмах и жилищах) помещались в скинии и храме ветхозаветных: и сделай из золота двух херувимов; чеканной работы сделай их на обоих концах крышки (кивота завета) ( Ucx. XXV, 18 ). – И поставил он (т. е. царь Соломон) херувимов среди внутренней части храма. Крылья же херувимов были распростерты, и касалось крыло одного одной стены, а крыло другого херувима касалось другой стены; другие же крылья их среди храма сходились крыло с крылом (3цар. VI, 27). Поклонением до земли почитали св. предметы и изображения: и пошел Моисей и Аарон от народа ко входу скинии собрания, и пали на лица свои и явилась им слава Господня ( Числ. ХХ, 6 ). Почитание священных предметов и изображений выражалось: а) в поддержке постоянного горения светильников пред св. изображением или предметом: прикажи (говорит Господь Моисею) сынам израилевым, чтоб они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник. Вне завесы ковчега откровения в скинии собрания Аарон (и сыны его) должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда. Это вечное постановление в роды ваши. На подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда ( Лeb. XXIV, 2, 3, 4 ). б) в каждении: на нем (т. е. на жертвеннике) Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им. И когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им. Это всегдашнее курение пред Господом в роды ваши ( Исх. ХХХ, 7, 8 ). в) в хранении свящ. предметов в храмах:/тогда сказал царь пророку Нафану: вот, я живу в доме кедровом, а ковчег Божий находится под шатром (2цар. VII, 2). г) в хранении свящ. предметов в домах: и оставался ковчег Господень в доме Аведдара, гефянина, три месяца; и благословил Господь Аведдара и весь дом его. Когда донесли царю Давиду, говоря: Господь благословил дом Аведдара и все, что было у него, ради ковчега Божия; то пошел Давид, и с торжеством перенес ковчег Божий из дома Аведдара в город Давидов (2цар. VI, 11, 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

архим. Захария (Захару) II. Истощание Слова и спасение человека 1. Истощание Слова Изначальный и вечный факт божественного Бытия навсегда остался бы неведомым таинством, если бы сие Бытие не соблаговолило из любви Само открыться человеку как Троица Личностей: Отец, Сын и Святой Дух. Это откровение было принесено в мир вторым Лицом Святой Троицы – Единородным Сыном и Словом Отчим. С Его вочеловечением и всем тем, что последовало, сыны человеческие познали неизъяснимую любовь и предвечный замысел Бога о спасении мира. Совершителем этого спасения стал Единородный Сын Божий Христос, Который осуществил его путем непостижимого истощания и славного воскресения. Истощание Слова есть выражение таинства любви Бога «до конца». Старец Софроний различал кенотическую божественную любовь в двух планах: во внутритроичной жизни и в деле вочеловечения и спасения мира. Эта кенотическая любовь отражается в человеческом образе бытия: человек как новая тварь любит живого Бога и Спасителя вплоть до ненависти к себе 165 . По православной триадологии, как мы уже говорили, Отец рождает Сына вне времени и при рождении передает Ему все Свое Бытие, Сущность и Энергию. Он весь живет в Сыне и Сын в некоем неизреченном движении «самоистощающейся любви предает Себя Отцу... в Божестве» 166 . Подобным же образом Отец изводит предвечно Святого Духа, передавая Ему все Свое Бытие, Сущность и Энергию. Дух Святой весь живет в Отце и покоится в Сыне. Каждая Ипостась Святой Троицы обладает полнотой божественного Бытия и одновременно имеет ее сообща с остальными Ипостасями 167 . Именно в сей взаимопроникновенной любви трех Ипостасей старец Софроний усматривает кенотический характер «самоистощающейся любви» и жизни внутри Святой Троицы 168 . Это взаимопроникновение существовало «прежде бытия мира» 169 , и этот способ существования свидетельствует также о единстве божественного Бытия 170 . «Кенотическая любовь» каждого Лица к остальным двум Лицам выявляется и в том, что Единородный Сын Божий пришел в мир ради исполнения воли Отца 171 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Достоинство Как Христос, Сын Божий, в дни жизни во плоти Своей и смирения умален и бесчестен был более всех сынов человеческих, как о Нем пророк предвозвестил: Он был презрен и умален пред людьми ( Ис. 53, 3 ), и Евангелие о том же свидетельствует, – так и христиане, которые сердцем веруют в Него и любовью следуют Ему, не иное что, как презрение, поношение, уничижение от злого мира видят. Но что касается их внутреннего достоинства и чести, никого нет выше их. Ныне это достоинство не видно, ибо верою, а не телесными очами видится, но откроется всему миру, когда тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие ( 1Кор. 15, 54 ). Святое Божие Слово достоинство христиан открывает и в утешение нам представляет: 1 . Бог их Отец, Которому молятся: Отче наш, Иже еси на небесех ( Мф. 6, 9 ), и они чада Божии верою во Христе Иисусе, как говорит апостол: все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса ( Гал. 3, 26 ). За великое почитает мир быть чадом царя земного, но сколь несравненно выше достоинство быть чадом Бога Вышнего, Царя неба и земли, иметь Отцом Бога безначального, бесконечного, бессмертного, неописанного, всемогущего, Царя царствующих и Господа господствующих, – ум человеческий этого титула не постигает! Вся слава мира сего перед этим ничто. На это взирая, зритель тайн Божиих, святой Иоанн, удивляется и говорит верным: смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими ( 1Ин. 3, 1 ). 2 . Истинные христиане – братья Христовы, ибо Он не стыдится называть их братиями, говоря: возвещу имя Твое братиям Моим ( Евр. 2, 11–12 ; Пс. 21, 23 ). И мироносицам говорит: пойдите, возвестите братьям Моим ( Мф. 28, 10 ), и Марии Магдалине: иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему ( Ин. 20, 17 ). Смотри, любезный христианин, на какую высоту вознесены христиане: Господу неба и земли – братья! Выше этого достоинства и быть не может. Но и человеколюбие неисповедимо Сына Божьего! Удивительно, когда и земной царь подданных своих братией своей называет, хотя и сам такой же человек, как и подданные. Христос, Царь Небесный и Сын Божий, людей братьями Своими не стыдится называть. Кто это человеколюбие Сына Божьего и такую честь братьев постигнуть может? Зная это, да постыдятся господа, которые не хотят рабов своих, людей, подобных себе, братьями своими считать, но вместо подножия их содержат.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010