Первый вопрос Самосатского. Как ты говоришь и пишешь, что Христос по естеству есть Бог апостолов, а не человек, как и мы? Мы знаем, что он шествует на страдание и говорит: ныне душа моя возмутися 5 . Скажи, разве это естество Бога? Первый ответ Дионисия. Голос Бога, а не человека,-такого же, как и мы. Да и не свойственно святому человеку говорить: ныне душа моя возмутися (τετ ρκται). В самом деле, Бог говорит устами пророка Осии: что тя устрою, Ефреме? Ефремом называется Израиль; Адама же и Севоим-города Содомские. Защищу ли тя Исраилю? Что тя положу? Якоже Адаму устрою тя и якоже Севоим. Превратися сердце мое в нем, смятеся [ ταρ χθη]раскаяние мое. Не сотворю по гневу ярости Моея: не оставлю еже потребитися Ефремови, зане Бог Аз есмь, а не человек, к тебе свят 6 . Итак, не очевидно ли, что Тот же Самый, Который сказал это устами Осии, говорит снова во время страдания: ныне душа моя возмутися? Ясно, что не принадлежат какому-либо святому пророку ни слова во время страдания: душа моя возмутися, ни слова у Осии: смятеся раскаяние Мое. Согласись же, что не человек был распят на кресте, но единый Святый, единый Единородный Сын Божий и Слово. Второй вопрос Самосатского. Слова: прискорбна есть душа Моя до смерти 7 о ком, по твоему, должны гласить? Не человек ли по естеству тот, кто скорбит душою? Второй ответ папы Дионисия. Людям свойственны страсти: ненависть, еще любовь и, кроме того, печаль. Но, конечно, не человек Тот, Который говорил: прискорбна есть душа Моя до смерти. Иначе и о Духе Святом Самосатский скажет, что Он подвержен страсти потому, что Павел пишет: и не оскорбляйте Духа Святого (Божия), имже знаменастеся в день избавления 8 . И по словам Исаии, Бог говорит: новомесячий ваших и суббот ненавидит душа Моя 9 . Очевидно, не как человек ненавидел Бог субботы иудеев, и не как человек огорчается Дух Святый, а равно (не как человек скорбел) и Единородный (Сын Божий), имеющий шествовать на страдание. Но как творящие неправду оскорбляют Духа Святаго. подобно этому скорбит и Единородный. Прибавлю еще и то, что сказано у Исаии. Кто говорит: сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене 10 ? Пусть скажет Самосатский: Кто отвергнут, Кого оставили люди Израильские, прогневавшие Святого Израилева? И в другом месте: еда         неправеден Бог , наносяй гнев : по человеку глаголю 11 Итак, когда Его оскорбляют, Он гневается. А если бы, оскорбляемый, Он не гневался на неповинующихся, то не было бы у Него и радости. И как сказал бы тогда неложный Бог Иисус: аминь, аминь глаголю вам, Яко радость будет на небеси о едином грешнице кающемся 12 ? Написано также: открывается гнев Божий с небесе на всякое нечестие и неправду человеков, содержащих истину Божию в неправде 13 . Это гнев Божий против оскорбляющих Сына Божия, Бога Истинного, поточу что они оскорбили и Отца, собезначального Сыну, и Духа Святого. Третий вопрос Самосатского.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleks...

Глава 6 1–33. Новые чудеса пророка Елисея: всплытие топора, открытие пророком сирийских военных планов, явление пророку небесного воинства, поражение сирийцев слепотой, предвидение опасности со стороны Иорама. 4Цар.6:1 .  И сказали сыны пророков Елисею: вот, место, где мы живем при тебе, тесно для нас; 4Цар.6:2 .  пойдем к Иордану и возьмем оттуда каждый по одному бревну и сделаем себе там место для жительства. Он сказал: пойдите. 4Цар.6:3 .  И сказал один: сделай милость, пойди и ты с рабами твоими. И сказал он: пойду. 4Цар.6:4 .  И пошел с ними, и пришли к Иордану и стали рубить деревья. 4Цар.6:5 .  И когда один валил бревно, топор его упал в воду. И закричал он и сказал: ах, господин мой! а он взят был на подержание! 4Цар.6:6 .  И сказал человек Божий: где он упал? Он указал ему место. И отрубил он кусок дерева и бросил туда, и всплыл топор. 4Цар.6:7 .  И сказал он: возьми себе. Он протянул руку свою и взял его. Связь начала гл. VI с концом предыдущей блаж. Феодорит устанавливает так: «Гиезий, сей любитель стяжаний, сделался прокаженным, а сонм пророков возлюбил крайнюю нищету. Они не имели даже дома, жили же в шалашах. Почему и просили великого пророка идти с ними нарубить дерев для построения оных. И такова была их нищета, что не на что было приобрести собственный топор» (вопр. 19). По обстановке и содержанию данный раздел (ст. 1–7) прямо примыкает к рассказу 4Цар.4:38–44 . Чудо всплытия топора, по блаж. Феодориту, «прообразовало домостроительство нашего Спасителя. Ибо как легкое древо потонуло, а тяжелое железо всплыло, так нисхождением Божия естества совершено восхождение человеческого естества». 4Цар.6:8 .  Царь Сирийский пошел войною на Израильтян, и советовался со слугами своими, говоря: в таком-то и в таком-то месте я расположу свой стан. 4Цар.6:9 .  И посылал человек Божий к царю Израильскому сказать: берегись проходить сим местом, ибо там Сирияне залегли. 4Цар.6:10 .  И посылал царь Израильский на то место, о котором говорил ему человек Божий и предостерегал его; и сберег себя там не раз и не два.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

XIX. Завет Божий, с Израилем на Синае В третий месяц после выхода из Египта, сыны Израилевы пришли в пустыню Синайскую. Там, по зову Божию, взошел на гору Моисей, и Бог повелел ему напомнить странствующим людям все виденное ими в Египте и спасение их, как бы на крилах орлих; Господь обещал сделать народ сей избранным, святым между всеми народами, священным царством Своим, если только сохранит завет Его, и народ единодушно дал клятву исполнить все, что будет заповедано свыше. Тогда Моисей велел два дня очищаться людям, чтобы на третий предстать Господу, у горы Синайской, не прикасаясь к ней, под угрозой смерти, доколе не прейдут на её вершине гласы и трубы и облако, знаменующие присутствие Господа Бога. На рассете третьего дня, облако мрачное покрыло гору Синайскую, и посреди молний раздались с её вершины трубные гласы; Моисей извел народ в сретение Богу, к подошве горы, гора же вся дымилась, от сошествия Божия в огне, и восходил дым, как дым печной, и ужаснулся народ страшного трубного гласа, когда Моисей говорил Богу и Бог ему ответствовал. Призванный взошел опять на гору и с ним один только Аарон; тогда, с вершины Синая, изрек Господь десять заповедей, которые, как вечный закон, посреди непостоянства и разрушения дел человеческих, прешли все времена и достигли всех народов. «Я Господь Бог твой, да не будут тебе боги иные, кроме Меня. «Не сотвори себе кумира, ни всякого подобия того, что на небесах горе, или на земле долу, или в водах и под землею: да не поклонишься, не послужишь им. «Не принимай имени Господа Бога твоего всуе.» «Помни день субботний, чтобы святить его: шесть дней делай, и сотвори в них все дела твои, день же седьмой, суббота, Господу Богу твоему. «Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет и долголетен будешь на земле. «Не убей». «Не прелюбодействуй». «Не укради.» «Не послушествуй на друга своего свидетельства ложного.» «Не пожелай жены искреннего твоего; не пожелай дома ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, что только принадлежит ближнему твоему.»

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Глава XXVI Отношение Духа Святого к миру и человеку в падшем его состоянии. Божественное озарение человека в Духе Божием ослабело и потемнилось, но не закрылось совершенно для человека и в падшем его состоянии. Степени ослабления и затемнения духа человеческого для восприятия Богоозарения в Духе Божием. Границы между Божественным в человеке и его собственным – одним человеческим. Ослабление созерцательного ведения и истощание духа человеческого и естественные религии в роде человеческом. Выводы. Ниспровергнутое на основе религиозного сознания человека не могло быть восстановлено на почве философии. В падшем своём состоянии человек представляет собой немощное и мертвенное бытие для Духа Божия: с одной стороны, подвергшись рабству греха, погружаясь глубже и глубже в натурализм телесной своей жизни, человек более и более грубел в духовно-нравственном отношении, через что, само собой, более и более утрачивал способность ощущать, воспринимать и опознавать воздействие Духа Божия и быть Богопросвещенным; с другой стороны, Сам Дух Божий оставлял человека, как противобожное и «хульное» для Себя существо: «Душевен же человек, – говорит Апостол Павел, – не приемлет яже Духа Божия» ( 1Кор.2:14 ); «не вечно Духу Моему, – говорит Господь, – быть пренебрегаемым человеками [сими] , потому что они плоть» ( Быт.6:3 ), «По противлению ли человеков, – говорит св. Григорий Богослов , – не будучи принимаем, или по суду правды Божией, не будучи даруем, это все равно; ибо одно следствие – отчуждение человеков от Духа Божия» (Слово о даре Св. Духа). В истории, однако, рода человеческого отчуждение людей от Бога никогда не было всецелым – до последнего сына человеческого, да и в массе своей род человеческий не вдруг отчуждался от Бога в такой степени, когда Дух Божий, по выражению Св. Писания, «не имать уже пребывать в человеках», вследствие духовно-нравственного растления их. В первых поколениях от Адама, т.е. в допотопном мире, несмотря на отрождение сильнейшего зла в потомстве Каина, долгое время сохранялось в другой части человеческого рода – в потомстве Сифа – благочестивое направление чувств, мыслей и волей человеческих, и потому эти люди, по верности и близости их к Богу, назывались «сынами Божиими» в отличие от «сынов человеческих», устроявших себя и свою жизнь в безбожном каинитском направлении воли. Но и тогда, когда «сыны Божии», препобежденные соблазном каинитского жития, вожделев прелестей «дочерей человеческих», оставили Бога и слились воедино с «сынами человеческими», «святое семя» сохранялось в мире, и, благочестивое, верное и близкое Богу, оно в себе самом сохраняло и носило как судьбу и дальнейшую историю рода человеческого на земле, так и благословение Божие и спасение рода человеческого в «Благословенном Потомке».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Закрыть itemscope itemtype="" > К 4-й годовщине со дня кончины протоиерея Всеволода Чаплина О смертной казни, о неправде «христианского» пацифизма, о священном долге защиты Родины и о спорах вокруг личности И.В. Сталина 26.01.2024 255 Время на чтение 19 минут I. Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов» Я – за смертную казнь извергам. Убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов, вершителям наиболее страшных экономических преступлений. Я – за смертную казнь, вместе с Богом и многими святыми. Напомню, что в Библии заповедь «не убивай» изложена в Исх. 20, а уже в следующих двух главах Бог говорит, кого надо предавать смерти – так что эта заповедь по определению не безусловна. Бог и Сам предавал смерти людей. В Новом Завете говорится: «Начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13: 4). Итак, смертоносное оружие есть орудие Божиего слуги. Казнить преступников предписывали многие святые. Когда князь Владимир после приятия крещения отменил смертную казнь, епископы Церкви Христовой потребовали ее восстановить – и он это сделал. Да, лучше, чтобы смертной казни не было. Как и беззаконных убийств, и войн, и грабежей, и измен с бунтами. Но когда на твой народ, на твоих близких нападают – ты должен их защищать. Защищать эффективно – так, чтобы опасность ушла. На войне почти всегда бывают невинные жертвы – мирные сыны и дочери твоего народа, солдаты, оказавшиеся у агрессора в плену, а также те люди, живущие под властью агрессора, которые этому агрессору честно сопротивлялись. Таких жертв можно избежать, только если отказаться от сопротивления и сдаться врагу. Но что же, из-за этих жертв сдаваться? Это я к вопросу о судебных ошибках – которых, конечно же, надо избегать, изменяя к лучшему следственную и судебную систему, в том числе через публичное внимание к каждому делу.

http://ruskline.ru/opp/2024/01/26/k_4i_g...

Н.К. Гаврюшин Борис Вышеславцев. Образ Божий в существе человека Библейская идея «образа и подобия» выражает прежде всего суще­ственное сходство между человеком и Богом. Человек есть «малый бог», микротеос, ибо сказано: «Вы боги и сыны Всевышнего все». Идея богоподобия, конечно, существенна для христианской антро­пологии и для всякой религиозной антропологии; но она столь же существенна и для всякой безрелигиозной антропологии. Это мо­жет показаться весьма неожиданным и странным, и, однако, это так. «Образ и подобие» как существенное сходство между человеком и Богом есть аксиома, никогда не подвергавшаяся сомнению ни в религиозном, ни в безрелигиозном (атеистическом) сознании. Ни­колай Гартман совершенно справедливо указывает, что человек как духовная личность приписывает себе все атрибуты Божества: ум, свободу, сознание ценностей, предвидение и провидение. С этим одинаково согласятся как теолог, так и атеистический фило­соф: Фейербах или Маркс. Вопрос только в том: Бог ли создал че­ловека по своему образу и подобию или человек создал Бога по сво­ему образу и подобию? Во всяком случае, человек обладает неискоренимой тенденцией ставить себя в известное отношение к Абсолютному, к идеалу, к последней истине, к сущности бытия. Понять человека – значит понять его отношение к Богу. В этом не сомневаются и атеисты. Проблема человека есть Богочеловеческая проблема. Над разре­шением Богочеловеческой проблемы трудился Фейербах, над нею трудятся современные психологи – Фрейд и Юнг. Бог есть сверх – я (Ueber-ich), идеал нашего я, архетип отца – говорят они. Что же, это не так далеко от истины – скажет религиозный философ. Во всяком случае, Богочеловеческая проблема налицо, когда дело идёт о постижении души во всем её объёме. Правда, все дело в том, не есть ли Бог только esse in animaa, только субъективная иллюзия, только имманентное явление в нашей душе. Но это «только» должно быть отброшено как самый дурной психологизм, как объяснение по методу «nichts als»6, над которым иронизировал сам Юнг. Абсолютное есть именно то, что бесконечно превышает всякое «только»; это обозначается в нашей душе некоторым знаком и символом, но символом трансцендирующим, указывающим на нечто запредельное. Человек всегда трансцендирует себя и свою душу, на это указывает такое понятие, как «сверхчеловек» или сверх- я. Наука в своих исканиях столь же ус­тремлена к трансцендентному, как и этика, и религия в своих стремлениях к идеалу совершенства.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Р Вопр. О чем должно радоваться христианам? Отв. 1) Что любит человек, о том и радуется: и как любовь есть двоякая – мирская, или плотская, и – духовная, или Божия; так и  радость есть двоякая: мирская, или плотская, и духовная, или христианская... 2) Сыны века сего радуются о чести, славе, злате, сребре, роскошах и богатствах мира сего: сие их сокровище, утеха и увеселение; а потому радуются о сем сокровище своем, потому что любят его. Христиане сию радость должны изгонять из сердца своего и не давать ей места в сердце своем. От сея радости отводит их Дух Св: не любите мира, ни – я же в мире ( 1Ин. 2:15 ). Что любит человек, о том и радуется. И потому, как любит мир, так и радоваться о нем не должно христианам... 3) Истинная христиан радость состоит в Боге: сие их сокровище, утешение, радость и увеселение! Они о том радоваться должны, что веруют и работают Богу не такому, каковы были и суть боги языческие, – бездушные, глухие, немые, слепые, сребро и злато, дела рук человеческих ( Пс. 113:12–15 ), но – работают Богу живому, бессмертному, присносущному, премудрому, всемогущему, вся в руце Своей содержащему, о всех промышляющему, благому и милостивому, создателю и промыслителю своему; и о сем радоваться велит им Дух Св.: радуйтеся праведнии о Господе ( Пс. 32:1 ). Радуйтеся всегда о Господе, и паки реку: радуйтеся ( Флп. 4:4 ). 4) Радость им сия и отсюда проистекать должна, что великого Бога Отцом своим нарицают и имеют и взывают Ему так: Отче наш, Иже еси на небесех! Великое есть земного царя нарицать и иметь за отца; несравненно большее есть достоинство царя небесного, Бога – вседержителя, за отца иметь и признавать. 5) Радость духовную и утеху почерпают христиане из того, что они, благодатиею Божиею, призваны из тьмы в чудный свет Божий ( 1Пет. 2:9 ), и от области сатанины в царство Христово ( Деян. 26:18 ; Кол. 1:12 ); – что над ними не князь мира сего, как над язычниками, незнающими Бога и прочими беззаконными; но Царь мира, царь небесный, царь праведный, Сын Божий, Ипостасное Слово Отчее, со Отцом и Духом Святым, царствует, управляет, защищает и сохраняет их.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Слово 23. О мире, сказанное в Константинополе по случаю распри, происшедшей в народе, о некоторых несогласных между собой епископах 175 1. Любезный мир, вожделенный делом и именем, который подал я ныне людям, и получил взамен, не знаю, искренний ли от всех и достойный Духа глас или народный только договор (к вящему нашему осуждению!), нарушаемый пред свидетелем Богом! Любезный мир – мой труд и моя похвала, о котором слышим, что он Божий, что Бог есть его Бог и что Сам Бог им именуется, как в следующих словах: мир Божий ( Флп. 4:7 ), Бог мира ( 2Кор. 13:11 ), Той есть мир наш ( Еф. 2:14 ), – и которого мы при всем этом не уважаем! Любезный мир – благо, весьма восхваляемое и не многими хранимое, – где ты скрывался от нас столько времени и когда возвратишься к нам? Весьма сильно и более всякого другого люблю и лобызаю тебя, заботливо храню, когда ты с нами, и со многими слезами и рыданиями призываю, когда оставляешь нас. Не взывали так ни патриарх Иаков к Иосифу, проданному братьями, а по мнению отца, похищенному зверем, ни Давид к другу своему Ионафану, падшему во брани, а впоследствии к сыну Авессалому. Один, истерзанный горестью в родительском сердце, вопиял: зверь восхити Иосифа ( Быт. 37:33 ), зверь лютый и неукротимый, и, положив перед собой окровавленную одежду сына, обнимал ее вместо сыновнего тела, в одном и том же находя и пищу, и облегчение скорби. Другой то проклинает горы, на которых происходила брань, взывая: «Горы Гелвуйские, да не падет на вас ни дождь, ни роса! Как сокрушился лук Ионафанов и сила его!», то оправдывает отцеубийцу, как бы ничем не оскорблял он отца, и примиряется с мертвым, может быть, и потому сетуя о сыне, что он занес руку на отца. Таково родительское сердце! Кого на брани отражал как врага, того по смерти оплакивает как друга. Природа всего могущественнее, она препобеждает и вражду. 2. Достойно сожаления, что Кивот задержан иноплеменниками, что Иерусалим сравнен с землей и попирается язычниками, что сыны Сиона, драгоценные и ценимые на вес золота, отведены в плен, доселе в рассеянии и составляют народ чуждый в мире и скитающийся.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

сост. прот. Владимир Чугунов Акафист Пресвятей Богородице в честь иконы Ея «Знамение Курская Коренная» Кондак 1 Взбранной Воеводе и благой Одигитрии, путеводящей нас к Небесному граду, приидите, припадем вси, града зде пребывающего не имущии, Тоя всесильнаго заступления просяще, чудеса же, от лет древних даже доныне от иконы Ея бываемыя, поминающе, велег­ласно возопиим: Радуйся, Владычице, знаме­ния милости Твоея миру присно являющая. Икос 1 Ангели удивишася, зряще Тя, Владычице, иконою Твоею, яко столпом огненным, нам предходящую в великом исходе нашем из земли, беззаконники порабощенныя. Не Моисея бо, но Самую Тя имамы Путеводительницу в скорбном странствовании нашем, темже Ти благодарне зовем: Радуйся, благословенная Одигитрие; радуйся, истиннаго Пути Мати. Радуйся, сквозь пустыню мира сего нас провождающая; радуйся, Амалика мысленнаго преславно побеждающая. Радуйся, источники благодати от иконы Твоея источающая; радуйся, закон Сына Твоего, Христа Бога нашего, на скрижалех сердец наших написующая. Радуйся, зноем страстей палимых благодатное окропление; радуйся, изнемогающих всемощное укрепление. Радуйся, сердец смятенных тишайшая усладо; радуйся, странных и сирых Божественная отрадо. Радуйся, землю обе­тованную нам приуготовляющая; радуйся, небеснаго Иерусалима врата нам отверзающая. Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая. Кондак 2 Видехом, видехом выну чудеса и знамения Твоя, Владычице, исповедуем ми­лость, не таим благодеяний Твоих, обаче велег­ласно вопием: Аллилуиа. Икос 2 Разум Божий кто постиже и тайну судеб Его кто повесть? Возводит бо и низво­дит, смиряет и возносит, поражает и исцеляет, и кто бысть советник Ему? Темже и нас, трех наших ради, смири и царство наше низложи, сыны наша по всему лицу земли разсеяв. К кому убо прибегнем в скорби нашей, к кому руце прострем, аще не к Тебе, Всеблагая. Обаче сердцем сокрушенным вопием Ти таковая: Радуйся, Сына Твоего за нас умоляющая; радуйся, праведный гнев Божий утоляющая. Радуйся, беззаконий наших очищение; радуйся, грешным Ходатаице прощения. Радуйся, све­тильник упования немеркнущий нам возжег­шая; радуйся, во исходе и странствовании на­шем иконою Твоею нам предтекшая. Радуйся, вся разсеянныя воедино собирающая; радуйся, омофором Твоим светообразным вся покры­вающая. Радуйся, раздоры и нестроения уми­ряющая; радуйся, советы нечестивых разо­ряющая. Радуйся, плавающих в житейском море окормляющая; радуйся, попечением Твоим ни единаго же оставляющая. Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Николай Соколов Ветхий Завет. Лекция 7 К оглавлению Мы говорили о грехе, за который Господь покарал допотопное человечество (это грех полного отторжения от истинного Богопочитания) и одновременном мистическом грехопадении, когда сыны Божии входили к дочерям человеческим и от них рождались исполины. И «всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт. 6:12). Перед нами раскрывается картина падения нравов на земле. История исполинов — это история искажения религиозного сознания, богоборчества человека, подпавшего под власть демонов. Это измена Богу истины. Замечательной чертой сказания об исполинах является то, что люди здесь действуют совершенно независимо от Бога. Если мы вспомним первые строки, повествующие о времени Каина, о первых людях, то увидим, что Каин обращается к Богу, он общается с Ним. И Господь говорит ему: «Почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? У дверей грех лежит, и он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4:6-7). То есть между человеком и Богом еще идет некий диалог, который полностью исчезает ко временам, когда на земле появились исполины. То, что связь сынов Божиих с женщинами нечестива и преступна, подтверждается самой их жизнью, далекой от истинного Богопочитания. Эта связь показывает, что люди действуют совершенно независимо от Бога, как будто Бога не существует. Растление и зло охватывают весь человеческий род, и зло торжествует. Приходит потоп, я мы видим новое избрание, некий остаток — отдельный человек и его семья обретают благодать в очах Божиих, потому что «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Быт. 6:9). Нравственные достоинства и праведность являются здесь непременными условиями спасения избранников. Ной избран как единственный праведник среди развратившегося людского рода. Ной спасает все человечество и все земное творение. Но он не возрождает человека, как возрождает его Христос; он только Его прообраз, он обеспечивает продолжение жизни на земле. Сама история потопа вкратце такова: был голос Божий к Ною, и Ной не скрывал ни от кого своего замысла. Построение ковчега являлось проповедью о том, что Господь ему открыл грядущее наказание за грех. Если мы посмотрим фильм о Ноевом потопе, то увидим, как режиссер решил эту проблему: Ной строит ковчег далеко от моря, что вызывает насмешки и издевательства. Это все равно что посреди Москвы строить линкор для плавания по Тихому океану. Естественно, это может вызвать только недоумение. Тем не менее Ной продолжал строить ковчег, и строительство это продолжалось много лет. Ною было 600 лет, когда потоп водный пришел на землю (Быт. 7:6).

http://sedmitza.ru/lib/text/432084/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010