Скачать epub pdf Вторник В понедельник вечера На Господи воззвах, стихиры подобны, глас 8: Подобен: Что вас наречем: В средних днех воздержания, преходяще днесь силою Крестною, на сем вознесшагося посреде земли, Спаса и Бога славословим, вопиюще: зрители нас покажи страстем Твоим Владыко, и честнаго Воскресения, даруя нам очищение, и велию милость. Подобен: Страсти смирим телесныя, брашен отложением, и сластей отвращением, и древо Креста облобызаим верно: зрится бо яве покланяемое, и вся освящает Божественною благодатию, и Господеви возопиим: благодарим Тя Благоутробне, спасающаго сим души наша. Ина, глас тойже. Подобен: Богородицу: Ныне Кресту покланяющеся, вси воззовем: радуйся, Древо жизни. Радуйся, скиптре святый Христов. Радуйся, человеков слава небесная. Радуйся, верных похвало. Радуйся, державо веры. Радуйся, оружие непобедимое. Радуйся, врагов отгнание. Радуйся, сияние светлое, спасительное миру. Радуйся, мучеников велия славо. Радуйся, сило праведных. Радуйся, ангелов светлосте. Радуйся, всечестне. И в Минеи 3. Слава, и ныне, Богородичен. Прокимен, псалом 63 , глас 6: Услыши, Боже глас мой, внегда молити ми ся к Тебе. Стих: От страха вражия изми душу мою. Бытия чтение. [ Быт. 8:21–22, 9:1–7 .] Рече Господь Бог: размыслив, не приложу ктому прокляти землю за дела человеческая: зане прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его. Не приложу убо ктому поразити всякую плоть живущую, якоже сотворих. Во вся дни земли сеятва и жатва, зима и зной, лето и весна, день и нощь не престанут. И благослови Бог Ноа, и сыны его, и рече им: раститеся, и множитеся, и наполните землю, и обладайте ею. И страх и трепет ваш будет на всех зверех земных [и на всех скотех земных,] на всех птицах небесных, и на всех движущихся по земли, и на всех рыбах морских: в руце ваши вдах [я]. И всякое движущееся, еже есть живо, вам будет в снедь: яко зелие травное дах вам все. Точию мяса в крови души да не снесте. Крови бо вашей, душ ваших, от руки всякаго зверя изыщу [ея] и от руки человека брата изыщу ея. Проливаяй кровь человечу в ея место его пролиется: яко во образ Божий сотворих человека. Вы же раститеся и множитеся, и наполните землю, и умножитеся на ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf Глава II Иер. 2:2 . Помянух милость юности твоея. Говорит о благодеяниях им, а не о (воздаваемой) ими похвале. Поскольку сказал о наказании, то чтобы показать заслуженность его, говорит не однажды, а многократно: помянух милость юности твоея, то есть, милость, какую Я оказывал тебе, когда была молодою. Как мы питаем большую любовь к малым детям, когда они не сердят нас, так и Бог – в начале, в преддверии (израильской истории), когда спас их единственно по своей милости и не требовал с их стороны чего-либо. Эту оказанную милость ты предал однако после того забвению. Иер. 2:2 . Егда последовал еси Святому Израилеву. То есть, в том Я показал милость, что расположил тебя последовать Мне, что показывал тебе путь, что шел и приготовлял пристанища в земле ненасеянной, не только в пустыне, не населенной людьми, но никогда не приносившей плода; там ты следовал за Мною. Иер. 2:3 . Свят Израиль Господеви, то есть там Я шел впереди тебя, и не только это, но и то, что сделал тебя святым и (при том) святым Мне. Великое дело – быть святым; а если ты святый Божий, подумай (как это важно). Отсюда начинаются слова пророка к народу. Как судящийся с ними, напоминает о Своих благодеяниях, убеждая пророка в том, что не несправедливо произносит над ними приговор. Поэтому говорит, что прежде ты, наслаждался великим Моим попечением. Юностью называет жизнь народа в Египте, так как тогда они избраны были Богом. Слова: любовь совершенства твоего (сказаны) вместо того, чтобы сказать: совершенно Я возлюбил тебя и приложил все попечение о тебе, доказательством чего служит следующее за этим: егда, говорит, последовал еси Святому Израилеву, то есть: когда ты просил Меня, претерпевая в Египте всякие бедствия, Я вывел тебя и вел, показывая путь в пустыне, и в обилии доставлял необходимое для жизни в неприступном уединении. Свят Израиль Господу, то есть, отделен для Бога. Так говорит и Моисей: егда разделяше Вышний языки, яко рассея сыны Адамовы, постави пределы языков по числу ангел Божиих. И бысть часть Господня, людие его Иаков ( Втор. 32:8–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Скачать epub pdf Перенесение честных мощей Никифора, патриарха Цареградского Память 13 марта Великий архиерей Божий, святой Никифор , патриарх Цареградский, за благочестное почитание святых икон был низвержен с престола своего злочестивым царем Львом Армянином и отослан на остров Проконнис 1920 . Здесь он тринадцать лет провел в заточении и поругании, и, преставившись ко Господу, был погребен при храме святого мученика Феодора, в монастыре им самим созданном 1921 . Спустя несколько лет, по смерти злочестивых царей – Льва Армянина, Михаила Валвоса и сына его Феофила, – скипетром Греческого царства овладела благочестивая царица Феодора, правившая царством вместе с сыном своим Михаилом, – тогда еще весьма юным 1922 . В это же время скончались также и лжепатриархи Константинопольские – Феодот Касситер, Феодор Спасарокандилат, потом Антоний Фасимат, и, наконец, Иоанн, по прозванию Анний 1923 ; по хитрости своей он казался волхвом, и, как незаконно поставленный, благочестивыми людьми был низвержен с престола. После него на Константинопольскую кафедру вступил святый Мефодий , который и возвратил святой Церкви почитание икон 1924 . В это именно время с острова Проконниса были возвращены в Царьград и честные мощи исповедника Христова, святого Никифора. Святейший патриарх Мефодий так советовал благочестивой царице Феодоре: – Не прилично, – говорил он ей, – лучшему из патриархов – святому Никифору, изгнанному с престола за православие, – даже и умершему до сих пор находиться в изгнании: святое тело его нужно возвратить к престолу его; ведь мы не избежим греха, если оставим мощи его в заточении, – мы как будто даже покажем себя одобряющими его изгнание и соглашающимися, что это низвержение его с престола было справедливым. Мы знаем, что колено Иосифово сподобилось благословения за то, что спустя четыреста лет перенесло кости отца своего из Египта в землю Ханаанскую, – мы же, сыны благочестия, – разве допустим еще долее отсутствие мощей отца нашего, божественным учением которого мы воспитаны в правоверии; самый град сей царский, один из лучших в поднебесной, жаждет честных останков святого вождя и пастыря своего, и готов хранить их у себя с благоговением. Да возвеселится снова невеста- Церковь о женихе своем. Когда он был живым, Церковь лишилась его по несправедливости царской; пусть же теперь примет она, по повелению пастырелюбивой царицы, почившее о Господе тело того. 0, благочестивая царица, ты ведь видишь, как народ, умиренный тобою в правоверии, горит желанием услышать духом даже и умершего пастыря своего. Если он увидит принесенную к себе хотя тень его, – он будет считать его как бы живым и, приняв как живого, сохранит останки его, как некое богатейшее сокровище.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Страдание святого мученика Дулы Память 15 июня В то время, как сыны диавола служили ему, и идолопоклонническое волшебство и заблуждение все более и более усиливались, в правление Киликиею 3941 игемона Максима, перед этим правителем был осужден некий раб Христов по имени Дула 3942 , муж той же Киликийской области. Он был человеком праведным и богобоязненным, и по всенародному свидетельству, старался вести жизнь добродетельную и во всем соблюдать правду. Однажды игемону донесено было, что Дула – исповедник Христовой веры, и после того раб Христов был тотчас же ввержен в темницу; при этом нотарий 3943 сказал игемону: – Правитель, согласно твоему приказанию, военачальники твои обошли всю Киликийскую страну до самых зефиритских городов 3944 , и за это время захватили некоего последователя нечестивой христианской веры, и вот его-то и представили мы теперь праведному и пресветлому суду твоему. На это игемон сказал: – Когда я буду сам обходить эти города, то прикажу узников, находящихся теперь в темницах, вести за собой и за это время по дороге на нарочно устроенных для того местах, буду мучить их. И вот вскоре после того он отправился в один из городов зефиритской страны, называемой Преториада 3945 ; здесь игемон, сев на судилищное место, прежде всего приказал представить ему блаженного Дулу. Раб Христов, идя на истязание, так молился Господу: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, источник всякой милости, – Ты некогда сказал через пророка Своего Давида: «открой уста твои и я наполню их» ( Пс.80:11 ); да и в Евангелии Своем Ты говоришь: «не заботьтесь, как или что сказать» ( Мф.10:19 ), – и так пошли ангела Твоего святого и дай мне слово, когда я буду говорить, дабы, представ перед нечестивейшим Максимом, я мог обличить его нечестие; а если мне придется пострадать, я не устрашусь мучений, ибо буду иметь Тебя перед очами своими и с охотой предам тело свое на истязание: ведь если я не предам тела своего на сожжение, то каких благ могу сподобиться? Какой венец восприиму? И какие тогда я могу показать Тебе, Господу моему, язвы, чтобы Ты, видя их, явил на мне милость Твою и подал прощение прегрешениям моим?»

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Слово в день Иверской иконы Божией Матери Празднуем мы, братие и сестры, в честь святой иконы Божией Матери Иверской, которая сначала была в доме одной благочестивой вдовы в Никее в IX веке, в годы гонения на святые иконы при императоре Феофиле. Не будучи в состоянии спасти святую икону от поругания, вдова пустила ее в море, икона же чудесно направилась к святой горе Афонской, которую уже ранее Божия Матерь избрала земным уделом Своим вместе с Иверией, послав в последнюю страну святую равноапостольную деву Нину, просветительницу Иверии. Афонские иноки видели огненный столп, возвышавшийся над святою иконою, но не могли достигнуть ее. Тогда по особому откровению один инок Иверского монастыря – Гавриил пошел по водам моря и взял на руки святую икону, внес ее в храм Иверского монастыря, но на другой день она была найдена над вратами монастыря, где избрала Божия Матерь место пребывания Своего. В нескольких списках распространилась святая икона по земле Русской, прославившихся чудесными знамениями, из каковых списков особенно замечателен список в Иверском Валдайском монастыре сделанный при устроителе монастыря патриархе Никоне, затем Новодевичьем Московском монастыре и в часовне при Воскресенских воротах в Москве. Как чтут святую икону Иверскую жители Москвы и все благочестивые сыны России, как тысячи богомольцев, начиная с царей и цариц, ежедневно стекаются в часовню приложится к святой иконе, как ее берут в дома на молебны и т. д. – это всем известно. Одним из списков святой иконы Иверской, подобием ее, является и чтимая здесь Моздокская икона Божией Матери. Как все дивно в явлении иконы Божией Матери Иверской, как все напоминает о чудном хранении Ею рода человеческого! Как на­поминает шествие ее по морю в столпе огненном путешествие Изра­иля, без потопления прошедшего Чермное море, по пустыне, пред­водимого столпом облачным и огненным, а еще ранее – явление Бо­га Моисею в купине неопалимой, указывавшей прежде всего на бед­ствия народа Израильского в Египте, на эту пещь бедствий, в кото­рой народ избранный Божий как бы горел и не сгорал, хранимый си­лою Божиею! Это сохранение народа Божия и водительство его по пустыне есть не кратковременная лишь помощь и охранение, а це­лое воспитание народа жестоковыйного, дело гораздо более трудное и многозаботливое, требовавшее большего и более постоянного вни­мания, чем, например, требуется от матери для того, чтобы поднять дитя и возрастить его от пелен до тех пор, пока оно станет само на ноги и придет к желанной цели своей жизни.

http://pravoslavie.ru/1516.html

Содержание Ектения великая Диакон: Миром Господу помолимся.   Хор: Господи, помилуй. (На каждое прошение)  Тебе, Господи. Аминь. Первый изобразительный антифон Б лагослови, душе моя, Господа. Благословен еси, Господи. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя Имя святое Его. Б лагослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его. О чищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя. И збавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами. И сполняющаго во благих желание твое: обновится, яко орля, юность твоя. Щ едр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив.   Б лагослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя Имя святое Его. Благословен еси, Господи. Ектения малая Диакон: Паки и паки, миром Господу помолимся.   Хор: Господи, помилуй. (На каждое прошение)   Тебе, Господи. Аминь. Второй изобразительный антифон Х вали, душе моя, Господа. Восхвалю Господа в животе моем,  пою Богу моему, дондеже есмь. Н е надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения. И зыдет дух его, и возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его. Б лажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа  Бога своего. С отворшаго небо и землю, море и вся, яже в них. Х ранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Г осподь решит окованныя, Господь умудряет слепцы. Г осподь возводит низверженныя, Господь любит праведники. Г осподь хранит пришельцы, сира и вдову приимет, и путь грешных погубит.   В оцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род. Песнь Господу Иисусу Христу С лава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.   Е динородный Сыне и Слове Божий, Безсмертен Сый и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, Един Сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас. Ектения малая Диакон: Паки и паки, миром Господу помолимся.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Содержание Тропарь, глас 4 Молитва Вступительная статья Глава I. О пьянстве Предисловие О буйном веселье на святках и маслянице О суеверии О божбе Указание той добродетели, от которой легко человек делается счастливым Глава II. Три слова О благодушии О гневе и брани О спасительной скорби Стихотворения (Из псалма 4) (Из псалма 17) (Из псалма 85) (Из псалма 101) (Псалом 114) (Из псалмов 140 и 141) (Из псалма 142) Важность молитвы Сила молитвы Учение о молитве Без упования и терпения спасение невозможно Молитвенный взгляд на дела Господни Глава III. Беседы о служении Богу в праздничные дни Предисловие О соблюдении праздников О хождении в церковь О молитве церковной О стоянии в церкви О Божественной литургии О таинстве причащения Заключение Глава IV. Начало премудрости Чего нам должно искать Сыны противления Не враги ли мы Богу Средство примирения с Богом К друзьям и братьям во Христе Глава V. Об ожидании смерти Вместо предисловия Ожидание смерти Надгробные песнопения При исходе души При прощании с умершим Утешение сетующих об умершем Ожидание жизни будущего века Воспоминание жизни вечной Глава VI. Молва мира сего и безмолвие Житейское попечение Безмолвие Прелесть Глава VII. О Божьем слове Побуждение Слово Божие – жизнь души Слово Божие – свет души Из песнопений древнего Сиона Божие слово Глава VIII. О Божьем мире Вступление Первые дни мира Рассматривание Божьих дел Боговидение Заключение Глава IX. Кончина мира Страшный суд Вечность Заключение Глава X. Как юноше содержать в чистоте путь свой Достоинство девства Хранение девства Избавление от зла Заключение Глава XI. Забытая заповедь Отстранение от мира Глава XII. Поучительное размышление Молитвенное воззвание причастника Христовых тайн. Исповедание веры и чувств пред Богом Рассмотрение – есть ли в нас вера и страх Божий Поучение пред принятием Святых тайн Изъявление чувств по причащении Хранение по причащении Глава XIII. Молчать и не осуждать – труда нет, а пользы много О неосуждении О молчании Глава XIV. Вот еще что делает дух сопротивный Богохульные мысли Глава XV.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Толкование на Апостол из послания Апостола Павла к Ефесеям, читаемый в двадцать четвертую неделю (Еф.2:14–22) Два только были Богослужения в мире в то время, когда Единородный Сын и Слово Божие, быв человек, проповедывал Евангельскую истину. Отсюда на два народа разделялись все бывшие тогда на земли люди, на народ Иудейский и Идолопоклоннический, кои язычниками назывались. Иудеи веровали в истинного Бога, почему и народом Божиим назывались, и многие дары от Бога прияли. Исчислил дары сии Павел, говоря: « иже суть Израилите, ихже всыновление, и слава, и завети, и законоположение, и служение, и обетования » ( Рим.9:4 ). Язычники же, боготворя твари, поклонялись идолам, и до толикой дошли слепоты и нечувствительности, что « приносили в жертву сыны своя и дщери своя бесовом » ( Пс.105:37 ). Почему лишены были всякого Божественного дара, и от Бога весьма отделены. Сии два народа, по различию Богослужения, законов и нравов, и обычаев далеки были один от другого и друг другу сопротивлялись, лишались же они и вечного спасения. Ибо не могли спастись ни Иудеи, ежели бы не уверовали в ожидаемого ими Христа, ни язычники, ежели бы, оставивши свое заблуждение, не уверовали, что Христос есть истинный Бог. Сии два народа соединил и спас Иисус Христос. Ефесеи, к которым писал Божественный Павел, будучи идолопоклонники, уверовали во Иисуса Христа. Почему во-первых он писал, в каком состоянии они были, когда поклонялись идолам: « яко бесте », говорит, « во время оно без Христа, отчуждени жития Израилева, и чужди от завет обетования, упования не имуще, и безбожни в мире » ( Еф.2:12 ). Потом сказал, какое приобретение получили от веры во Христа: « ныне же о Христе Иисусе, вы бывшии иногда далече, близ бысте Кровию Христовою » ( Еф.2:13 ). К сему прилагает тотчас: « Той бо есть мир наш » ( Еф.2:14 ), и прочее, что ныне читано, чем описывает способ соединения и спасения двух оных народов, говоря: Еф.2:14 . Братие, Христос есть мир наш, сотворивый обоя едино, и средостение ограды разоривый.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Третий член символа веры (Верую в Господа Иисуса) „нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася». Изречения „Сын Божий сделался сыном человеческим, чтобы сыны человеческие стали сынами. Божиими». (Св. Афанасий Великий ). „Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом». (Св. Ириней Лионский ). „Днесь Бог на землю прииде, и человек на небеса взыде». (2-я литийная стихира на Рожд. Хр.). „Христос на земли, возноситеся!» (1-й ирмос канона на Р. X.). „Царь небесный за человеколюбие на земли явися и с человеки поживе». (Догматик 8-го гласа). „Нас ради сшедшего с небес!» Трудно постижимы две вещи: вечное милосердие Бога при неблагодарности человеческой и неблагодарность человеческая при неизреченной любви Божией. „Слово плоть бысть», – как это постигнуть? Природа Слова и природа плоти различны, как природа огня и железа. Огонь легок и подвижен. Железо тяжело и холодно. Но вот огонь приближен к железу и железо принимает свойственные огню цвет, теплоту и внутреннее движение. Из двух несродных существ образовалось новое – раскаленное железо. Так естество Сына Божия и естество человека образуют в соединении Богочеловека. Как огонь просветляет железо, так и Божество Сына Божия просветлило и согрело человеческую темную и холодную природу. „Какой человек имел когда-либо больше блеска? Еврейскому народу задолго предсказывается Его пришествие. Язычники поклоняются Ему, Младенцу. Но Он мало пользовался этой славой. Из тридцати трех лет жизни Он тридцать провел в неизвестности. В течение трех остальных Он слывет за обманщика; священники и старейшины Его отвергают; друзья и близкие презирают Его. Наконец, Он умирает, преданный одним из Своих учеников, отвергнутый другим и покинутый всеми. Какую долю имел Он в Своей славе? Эта слава послужила только нам для нашего вразумления». (Паскаль). „Кто из людей знал, что такое Бог, прежде пришествия Его Сына? Из людей никто и не видел, и не познал Бога. Он Сам Себя явил». (Из послания к Диогнету ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

ГНЕВ БОЖИЙ Гнев Божий за то, что человек не желает воспользоваться милостью Божией, явленной в спасении рода человеческого Неизреченная и непостижимая милость Божия явилася к нам, что Сына Своего Единороднаго ради спасения нашего не пощадил; но милость сия в ужасный гнев обратится тем, которые не хотели милости тоя принять и употребить во спасение: «Бог бо поруган не бывает», учит Апостол. Христос, Сын Божий и Бог во плоти Своей так поруган, посмеян, обезчещен, уязвлен и мучен был за грехи наши, что и помыслити о том ужасно: как уже презревшие сие великое смотрение Его дела, за свои грехи, которыми правду Божию раздражили, мучены будут в геенском огне. Милостив Бог есть, и везде в Святом Писании милость Его проповедуется, но кающимся и обращающимся от грехов к Нему; а НЕКАЮЩИМСЯ правду Его и праведный Его гнев на себе неотменно дознают. И чем кто более грешит, тем более на себе узнает гнев Божий (2:74). Гнев Божий на тех, кто отказывается идти в ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ Видим зде, как гневается Господь на тех неблагодарных людей, которые к вечному блаженству, как преславной и пресладкой Вечери, словом Его позваны, но, презревше великую сию Его благодать, обратилися к снисканию временных, чести, славы, богатства, угодия и прочих мира сего сокровищ. «Ни един мужей тех званных вкусит Моея Вечери». Читаем в книгах Моисеевых Числ, что когда сыны Израилевы, изшедши из Египта, роптали: «кто ны напитает мясы? Помянухом рыбы, яже ядохом в земли Египетстей туне, и огурцы, и дыни, лук, и червленый лук, и чеснок. Услыша Господь роптание их, и разгневася гневом, и разгореся в них огнь от Господа» ( Чис. 11, 4, 5 и 1). Ропщущие Израильтяне знаменуют тех христиан, которые временная благая вечным и небесным, как мяса египетская и прочия снеди израильтяне небесной манне предпочитают; почему и гнев Божий на себе воздвигают, и огнь не временный, но вечный, на них возгорится (4:59–60). Гнев Божий за пренебрежение ДОЛГОТЕРПЕНИЕМ Божиим, ожидающим от человека покаяния Сколько терпел Бог Израильтянам, «ихже всыновление и слава, и завети и законоположение, и служение и обетования, ихже отцы, и от нихже Христос по плоти» ( Рим. 9, 4–5 ); сколько согрешали, отвращалися от Него, преогорчевали, прогневляли и раздражали Его, и различно наказуеми и увещаваеми чрез Пророков и обращаеми и исправляеми были,– Ветхаго Завета Писание свидетельствует.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010