LVII. Иудифь Происшествие Иудифи, вдовы из колена Симеонова, которая избавила от изнурительной осады отечество свое, город Ветилую, можно отнести ко времени пленения Манассии, Царя Иудейского, при первом Навуходоносоре. Царь Ассирийский, покорив все окрестные страны, послал военачальника своего Олоферна, с многочисленным воинством, довершить еще покорение некоторых народов ему неподвластных, на запад от Ниневии, его столицы. Опустошены были Месопотамия, Сирия и Аравия, ужаснулись Тир и Сидон, и города Филистимские, и послали к нему избранных мужей, с словом подданства. Устрашились и сыны Израилевы, недавно возвратившиеся из плена; Первосвященник со старейшинами наложили пост и вретище на весь Израиль, и с молитвой обратились к Богу отцов своих; а к жителям Ветилуи, что близ долины Эздрелонской, писали, чтобы они старались укрепить против неприятеля горные проходы. Разгневался Олоферн, услышав о сопротивлении сынов Израилевых и, превозносясь силой своего оружия, не хотел послушать совета вождя Аммонитского, который предварял его, чтобы не нападал на избранный народ Божий, доколе сам Бог не предаст ему народ сей, по какому-либо заслуженному наказанию. Олоферн велел выдать докучливого советника, презренным по его мнению неприятелям, и Ахиор, взятый в плен под стенами города, объявил о замыслах вождя Ассирийского, который между тем подступил, со всеми полчищами своими, к Ветилуи. Он стал на источниках, отколе пользовались водой жители, и томили их жаждой, в продолжении тридцати четырех дневной осады, так что граждане, истощив свои водные запасы, падали от изнеможения на улицах. Уже начинали говорить о сдаче, и собирался для сего народ к старейшине Озии; но он убеждал граждан потерпеть еще мужественно пять дней, в ожидании, не будет ли какой помощи от Господа. Была в Ветилуи некая вдова, именем Иудифь, мудрая, прекрасная лицом, святая жизнью, которая проводила время вдовства своего в посте и молитве, и пользовалась общим уважением. Услышав о малодушии народа и совещании, бывшем в доме Озии, она призвала к себе старейшин и, укорив их за то что, назначением срока, хотели как бы искушать Господа, напомнила им прежние благодеяния Божьи, избранному своему народу. Старейшины исповедали пред ней вину свою и просили умолить за них Господа, чтобы наполнились иссохшие рвы дождевой водой. Но Иудифь решилась искать спасения их иным средством, с помощью Божьей, и требовала себе только свободного выхода из городских ворот, без всякого предварительного испытания о её намерении, со стороны старейшин.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

XXXV. Перенесение кивота; пророчества о Мессии Первой мыслью благочестивого, когда утвердился на царстве, было – перенести в новую столицу кивот завета, которому не воздавалось довольно почести во дни Саула. По зову Царя собрался весь Израиль, с старейшинами, священниками и Левитами, чтобы поднять из Кариафиарима кивот Господа сил, сидящего на Херувимах; но не по уставу Моисея, хотя и с великим торжеством, совершилось первое перенесение; вместо того, чтобы возложить святыню на рамена Левитов, сыны Аминадава, в доме коего стоял кивот, Оза с братией, поставили его на колесницу, по примеру данному Филистимлянами, когда от них возвращался; Давид, со всем народом, изъявлял радость свою в песнях, играя на гуслях и на псалтыри, звуча трубами, тимпанами и кимвалами. Но гнев Божий постиг, внезапной смертью, Озу, когда дерзнул коснуться неосвященной рукой кивота, чтобы поддержать его, при колебании колесницы, и устрашенный Царь не отважился внести святыни в Иерусалим; он поставил её в доме Аведдара Гефского, где оставалась три месяца, и привлекла благословение Божье на дом сей. Услышав о том благочестивый Царь, решился продолжать перенесение кивота; он велел одним Левитам прикасаться к нему, ибо их избрал Господь для своего служения. Прежде, нежели приступить к святыне, очистились Левиты и Первосвященники, Садок и Авиафар; тогда только, в присутствии Давида и всех князей Израилевых, при пении ликов и игрании на мусикийских орудиях, с благоговением подняли они кивот на рамена свои и, после первых семи шагов, принесли семь тельцов и семь овнов, в жертву благодарения. Сам Давид, облеченный в льняную одежду, вмешался в лики певцов, сопровождая кивот, с восклицаниями и гласом трубным, с бряцанием гуслей, кимвалов и кифар. Так вступил он в Иерусалим, где дочь Саулова, Мелхола, увидя Царя, скачущего и играющего пред кивотом, уничижила его в сердце своем. Посреди скинии, устроенной Давидом, на горе Сионской, поставили святыню; там совершил он всесожжение и благословив народ, именем Господним, угостил каждого человека. Пред лицом кивота поставил Царь, на всегдашнюю стражу Левитов, чтобы служить Богу Израилеву и возглашать в песнях дела Его; начальником ликов избрал он Асафа и сам воспел первую песнь: «исповедайся Господу и призывайте имя Его; возвещайте людям все начинания Его; воспойте и пойте Ему, поведайте все чудеса, какие сотворил Господь; хвалите имя святое Его; да возвеселится сердце, ищущее благословений Его, взыщите Господа и утешитесь: – исповедайтесь Господу, ибо благ и во век милость Его!»

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

                            И нам, Бог весть, что может попустится,-                             До времени не ведома судьба,                             Когда к душе твоей приступит жница.                             И не обрящет Сеятель в деснице                             Хлебов духовных грешного раба.                               Горят хлеба!                             И даль разделена                             Мятущейся межою огневою:                             На пепелище мертвое - и на                             Жнивье, еще росистое, живое…                               Се! Пробил час                             И нас, слепых рабов                             Огнь подвизал на пламенное бденье:                             Спасать наш хлеб насущный - во спасенье                             Иных хлебов…                   НА БРАНЬ ДУХОВНУЮ                                       1             …И черный лес дымится, как зола,           И пламенеют выпуклые воды,           И православных храмов купола,           Как языки огня - до небосвода!             Подъяв над долом зарные крила,           Исполненные кротости и силы,           Как грозный Ангел Божий - Стратилат,           Взбраняет мир всходящее светило.             Грозна и свята утренняя Русь!           Не оттого ль в глазах ее народа           Такая удаль страшная и грусть,              Студеный огнь и пламенные воды ?             И трепетное таянье свечи,           И царственное щедрое даянье…           Калил и души наши, и мечи           Рассветный смертный пламень покаянья.                                                            - 2 –              Пророчит битву огненный восход,              И звон стоит тревожный и высокий.              В молчанье гневном сходится народ,              И в помощь русским воинам грядет              Из лаврских белокаменных ворот -              В покровах черных ангельская сотня.                Пора, сыны! Довольно нам терпеть              В своей державной Отчине изгнанье;

http://ruskline.ru/analitika/2022/03/20/...

А.В. Попов Слово в день Священного Коронования Сегодня мы, возлюбленные соотечественники, воспоминаем священное коронование Государя нашего, и в сей день почитаю уместным побеседовать с вами о самодержавной власти, коя присуща Русским Царям. Нам, живущим вдали от родины, в земле чуждей, среди людей, мало, а то и совсем не знающих нашей страны и её установлений, весьма часто приходится слышать нарекание, осуждение и осмеяние родных и дорогих нам учреждений. Такому нападению особенно подвергается самодержавие, одна из основ русского Государства. Многим оно здесь представляется каким-то «пугалом», восточным деспотизмом, тираниею, азиатщиною, ему приписываются все неудачи, недочеты и нестроения русской земли: Россия-де всегда будет колоссом на глиняных ногах, пока не заведет у себя западной конституции, правового порядка, учредительного собрания. С голоса таких порицателей и доморощенные политики стали последнее время кричать в России «долой самодержавие». Мы не можем разубедить всех тех, которые желают обольщаться, у которых очи не видят и уши не слышат; но на нас, живущих за границею и из этого далека любящих родную землю, лежит особый долг просветить, ознакомить здешних честных мыслителей с тем, что такое на самом деле самодержавие в России. 7 Власть самодержавная означает то, что власть эта не зависит от другой человеческой власти, не почерпается от неё, не ограничивается ею, а в себе самой носит источник бытия и силы своей. Такою и должна быть царская власть. Ибо для чего существует она? Евреи просили себе у прор. Самуила царя для того, чтобы он судил и защищал их ( 1Цар.8:5, 20 ). И псалмопевец Давид молился о сыне своем Соломоне: Боже, суд Твой цареви даждь и правду Твою сыну цареву, судити людем Твоим в правде; судит нищим людским и спасет сыны убогих и смирит клеветника; избави нища от сильна и убога, емуже не бе помощника ( Псал.71:1–2,4,12 и дал.). Значит, царская власть должна стоять на страже права и справедливости, защищая от насилия подданных и особенно сирых и убогих, у которых нет других помощников и защиты. А для этого она и должна быть самодержавна, неограниченна и не зависима ни от сильных, ни от богатых. Иначе она не могла бы выполнить своего назначения, так как ей приходилось бы постоянно трепетать за свою участь и, чтобы не быть низвергнутою, угождать богатым, сильным и влиятельным, служить правде, как понимают ее эти последние, творить суд человеческий, а не Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Библейская идея «образа и подобия» выражает прежде всего существенное сходство между человеком и Богом. Человек есть «малый бог», микротеос, ибо сказано: «вы боги и сыны Всевышнего все». Идея богоподобия конечно существенна для христианской антропологии и для всякой религиозной антропологии; но она столь же существенна и для всякой безрелигиозной антропологии. Это может показаться весьма неожиданным и странным, и однако это так. «Образ и подобие», как существенное сходство между человеком и Богом есть аксиома, никогда не подвергавшаяся сомнению ни в религиозном, ни в безрезлигиозном (атеистическом) сознании. Николай Гартман совершенно справедливо указывает, что человек, как духовная личность, приписывает себе все атрибуты Божества: ум, свободу, сознание ценностей, предвидение и провидение. С этим одинаково согласится как теолог, так и атеистический философ: Фейербах, или Маркс. Вопрос только в том: Бог ли создал человека по своему образу и подобию, или человек создал Бога по своему образу и подобию. Во всяком случае человек обладает неискоренимой тенденцией ставить себя в известное отношение к Абсолютному, к идеалу, к последней истине, к сущности бытия. Понять человека – значит понять его отношение к Богу. В этом не сомневаются и атеисты. Проблема человека есть Бого-человеческая проблема. Над разрешением Бого-человеческой проблемы трудился Фейербах, над нею трудятся современные психологи, Фрейд и Юнг. Бог есть сверх-я (Ueber-ich), идеал нашего я, архетип отца – говорят они. Что же, это не так далеко от истины – скажет религиозный философ. Во всяком случае Бого-человеческая проблема налицо, когда дело идет о постижении души во всем ее объеме. Правда, все дело в том, не есть ли Бог только esse in anima, только субъективная иллюзия, только имманентное явление в нашей душе. Но это «только» должно быть отброшено, как самый дурной психологизм, как объяснение по методу «nichts als», над которым иронизировал сам Юнг. Абсолютное есть именно то, что бесконечно превышает всякое «только»; это обозначается в нашей душе некоторым знаком и символом, но символом трансцендирующим, указывающим на нечто запредельное. Человек всегда трансцендирует себя и свою душу, на это указывает такое понятие как «сверхчеловек», или сверх-я. Наука, в своих исканиях, столь же устремлена к трансцендентному, как и этика и религия в своих стремлениях к идеалу совершенства .

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

Вера (+ВИДЕО) Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа 17-я О вере как о том, чему Господь более всего радуется и удивляется, о сомнении в вере как обязательной ступени в духовной жизни человека и о том, почему Господь ждет, когда для Него откроются двери сердца человеческого, размышляет протоиерей Андрей Ткачев . Дорогие друзья, приветствую вас! Сегодня мы с вами поговорим о вере, о том, чем мы чаем спастись, об этом подарке с Небес, который не выдумывается, не находится личными усилиями, но получается человеком в дар от Неба, и человек в конце концов спасается, веруя. Вспомним с вами несколько вещей, связанных с верой, описанных в Священном Писании Нового Завета. И, во-первых, похвалим следующее: Христос ничему не удивляется, кроме лишь только наличию веры или ее отсутствию. Когда сотник капернаумский позвал Иисуса Христа посетить его больного отрока, он объяснял свое обращение к Нему так: «Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает» (Мф. 8: 9; Лк. 7: 8); имея в виду, что и Христос такой же: мол, Тебя все слушаются – скажи только слово, и исцелится отрок мой. То есть он имел веру в то, что Господа Иисуса Христа послушается болезнь и смерть с такой же степенью послушности, с которой римские солдаты привыкли слушаться своих командиров, а хочу вам доложить, что степень послушания римского солдата римскому командиру была чрезвычайная и ни с чем в мире более не сравнимая. Недовольство, выраженное нахмуриванием бровей, или взглядом, или гримасой – без слов, – наказывалось сниманием головы с плеч на месте. Центурион мог отрубить голову всякому солдату, который нахмурился в ответ на приказание, так что его слушались все, как бога, этого римского офицера. И римский офицер считал, что Христос скажет слово болезни – и болезнь уйдет. Христос тогда удивился и сказал: «Я и в Израиле толикой веры не обрел… Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном , а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю» (Мф. 8: 10–12). То есть Христос удивляется вере, которая вдруг расцвела в душе человека, в котором вообще-то ничего особого цвести, по идее, не должно было бы. Ну, воюет, командует, пришел, как насильник, на чужую землю, живет, как оккупант, среди чужого народа – какая тут может быть вера? А в нем вдруг вера оказалась!

http://pravoslavie.ru/94804.html

Глава 3 1–8. Право пророка произносить обличения народу. 9–13. Обличение Израиля. 14–15. Возвещение наказания Израилю. Ам.3:1 .  Слушайте слово сие, которое Го­с­по­дь изрек на вас, сыны Израилевы, на все племя, которое вывел Я из земли Египетской, говоря: С гл. III начинается вторая часть кн. Амоса. Здесь содержатся речи пророка против Израиля, содержащие обличение преступлений народа и, затем, возвещение падения царства Израильского. Ам.3:2 .  только вас при­знал Я из всех племен земли, по­тому и взыщу с вас за все беззакония ваши. Вопреки взгляду современников, что Израиль, как народ Иеговы не может подлежать суду Божию, пророк поставляет на вид неизбежность этого суда: Иегова признал только Израиля; следовательно, беззакония Израиля как бы особенно Ему известны, и Израиль более чем какой-либо другой народ, должен подлежать ответственности (ср. Лк 12.48 ). Гл. jadah ( «признал») означает не только простое знание народа, но и особенное попечение о нем Иеговы. Ам.3:3 .  Пойдут ли двое вместе, не сговорив­шись между собою? В ряде образов пророк объясняет свое выступление с проповедью. – «Пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою?» – пророк хочет сказать, что не выступил бы с речью от Лица Божия, если бы не имел на это повеления Божия (св. Ефрем Сирин ). Ам.3:4 .  Ревет ли лев в лесу, когда нет перед­ ним добычи? подает ли свой голос львенок из логовища своего, когда он ничего не поймал? Смысл образов такой: как лев ревет только тогда, когда пред ним добыча, так и пророк выступает с грозными речами о судьбе Божием потому, что видит наступление этого суда, когда Израиль явится как бы добычей Божественного Правосудия. Как львенок (слав. «львичищь») начинает рычать, когда терзает добычу, так и пророк произносит речи потому, что суд над Израилем уже готов начаться. Ам.3:5 .  Попадет ли птица в петлю на земле, когда силка нет для нее? Поднимет­ся ли с земли петля, когда ничего не по­пало в нее? Пророк хочет сказать, что как птица, попавшая в петлю, излавливается, так и Израильский народ за свои грехи неизбежно должен быть наказан и как бы уловлен судом Божиим. При этом суд Божий не прекратится, не погубив Израиля, как петля не поднимается с земли, не поймав птицы (Юнгеров, с. 51).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И.Ц. Миронович Лекция 1. Введение. Время и вечность в Священном Писании Всех вас приветствую, и кланяюсь вам всем, рад вас видеть, и скажите мне: сохранили ли вы себя? Сохранил ли себя Курс до III курса, или многие из вас выбыли? – Мы все в строю! В основном все: костяк сохранился. “Не умру, но живъ буду, и повмъ дла Господни” ( Пс. 117:17 ). И вот, как-то нечувствительно: давно ли, кажется, я всех вас видел – в том зале мы все сидели, и познакомились, и начали изучение Библейской истории, и пролетело время. Так вот оно летит! 89-й псалом откройте. И прежде давайте посмотрим, какое надписание у этого псалма и кто является его автором? Автор – Моисей, человек Божий. Этот псалом Единственный из дошедших до нас, который> принадлежит ему, и этот псалом прекрасный мы сейчас и почитаем. Что же мы в нём с вами найдём? А вот какие поразительные слова: «Молитва Моисея, человека Божия. Господи! Ты нам прибежище в род и род. Прежде нежели родились горы, и Ты образовал Землю и Вселенную, и от века и до века Ты – Бог». Когда в догматическом богословии изучают свойства Божии и, в частности, Его превечность, вечность, приводится этот стих: «Прежде, нежели родились горы, и Ты образовал Землю и Вселенную, – а у премудрого Приточника: начальные пылинки Вселенной (см. Притч. 8:26 ), – и от века и до века Ты – Бог». Значит, прежде всех век. Итак, читаем дальше: «Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: “возвратитесь, сыны человеческие!”» – Когда это было сказано? В Раю согрешившим: прах ты, и в прах возвратишься. В поте лица твоего будешь есть хлеб твой, и пока не обратишься в прах, ибо ты прах и в прах обратишься (см. Быт. 3:19 ). Дальше: «Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи». – Вы знаете, есть «хронос» – время, которое меняется в своей продолжительности и делится на прошедшее, настоящее, и будущее. Прошедшее мгновенно – произнёс слово, и настоящее стало уже прошедшим. Грань практически неуловимая: Ты озираешь прошедшее, скажет блаженный Августин , взираешь на настоящее и презираешь будущее в единой неизменяемой вечности.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

КРЕЩЕНИЕ ХРИСТОС, принимая крещение, освятил воды Крещение святое нас освящает, яко грешных. Но в Христе не было чего омывать и освящать, ибо безгрешен: но Он, прикосновением святыя плоти Своея, крещение наше освятил (5:99). Крещение Христово и христиан Примечай зде, православный христианине: Христос крестился не так, как мы крещаемся. Мы крещением омываемся от скверн греховных и освящаемся. Христос греха не имел и потому не было Ему нужды омыватися от греха; но Своим крещением наше крещение освятил и установил (3:127). В крещении христиане рождаются духовно водою и Духом (4:14, см. ХРИСТИАНИН , 1065). Крещение есть духовное рождение В плотском рождении облекаемся в ветхаго Адама ( 1Кор. 15, 49 ): в духовном облекаемся в новаго – Христа, по Писанию: «елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» ( Гал. 3, 27 ). В плотском рождении раждаемся в грехах, якоже глаголет Пророк: «в беззаконних зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя» ( Пс. 50, 7 ): в духовном омываемся, очищаемся, освящаемся и оправдаемся от скверн греховных, и делаемся праведными благодатию Христовою... В плотском раждаемся чада тьмы, во области сатанине: в духовном раждаемся «чада света, и от тмы приводимся в чудный Божий свет, и от области сатанины в царство Христа, Сына Божия» ( 1Пет. 2, 9 ; Деян. 26, 18 ; Еф. 5, 8 ). В плотском раждаемся «естеством чада гнева» ( Еф. 2, 3 ): в духовном «чада благодати, чада благословения Божия» ( 1Пет. 3, 6 ). В плотском раждаемся к временному животу: в духовном к «вечному животу» ( 1Тим. 6, 12 ) (3:402). Крещением святым раждается вновь, или ограждается человек не по естеству (ибо по естеству тойжде пребывает человек, тоежде тело, душа, чувства, дыхание и прочия естественныя силы и действия), но по внутреннему сердца, мысли, разума, воли хотения обновлению и просвещению. Откуду крещение святое называется «баня пакибытия» ( Тит. 3, 5 ), и крестившийся «новая тварь, аще кто во Христе, нова тварь» ( 2Кор. 5, 17 ). И тако ЧЕЛОВЕК, ВЕРУ христианскую и крещение восприявший, «двоякое», имеет «рождение: первое – плотское», в котором зачинается в беззакониях и рождается во гресех, и по сему рождению всяк человек рождается «чадом гнева» ( Еф. 2, 3 ) и сие рождение происходит от ветхого Адама, по которому рождению называемся вси, отцы наши и мы, сыны Адамовы. «Второе рождение есть «крещение», которое водою и Духом бывает, и есть духовное, святое, благословенное, блаженное и происходит от Христа. И якоже ветхий Адам есть отец наш по плоти, тако ХРИСТОС есть Отец наш по сему духовному рождению, и Отец вечный, «Отец будущаго века» ( Ис. 9, 6 ) (3:56–57).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Между чечевичной похлебкой и источником воды живой Семейная жизнь ветхозаветных патриархов. Беседа 20 -я Протоиерей Олег Стеняев Итак: Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах (Быт. 25, 27). Но слово, которое здесь у нас переведено как кроткий , может быть понято и как «цельный», то есть в своей жизни он исполнит божественное предназначение. Святитель Филарет (Дроздов) писал в своем Толковании на Книгу Бытия: « Человек кроткий, живущий в шатрах . Слово вообще значит совершенного, но здесь, в противоположении с диким нравом, должно знаменовать в особенности кроткого». Что значит живущий в шатрах ? Здесь имеются в виду шатры, в которых обитала мудрость! Это – школы. В случае с Иаковом это «шатер» Сима (Шема) и Авраама. Помните, сказано: Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых (Быт. 9, 27). И мы с вами объясняли это пророчество, что шатры Сима – это Библия, написанная лицами еврейской национальности, а сыны Иафета – это мы, европейцы, и мы вошли в это наследие, когда через апостолов получили Священную Книгу в свое достояние. Поэтому Иаков, живущий в шатрах,– это не просто маменькин сынок, это богослов! Как Исаак – помните, как сказано? – вышел в поле «поглумиться» (по-славянски) (ср. Быт. 24, 63). «Поглумиться» означает думать о Божественном. То есть он был богослов, пребывал в богомыслии. И вот Иаков, его сын, тоже «глумится», если по-славянски, то есть размышляет. Он – богослов! Он не бегает по улицам, он изучает Закон Божий, изучает уставы Божии, Божии постановления. Кто-то из вас скажет: – А откуда он все это взял? Это у нас теперь можно пойти и купить Библию, комментарии к Библии, еще что-то? – Да он все это имел! Вот смотрите, что сказано про Авраама (ср. Быт. 26, 5): за то, что Авраам [отец твой] послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои . «Повеления», «уставы», «законы» – это три уровня всей законодательной системы Закона Божьего! И нам очень важно осознать, что эти люди – были ученые люди, которые пребывали в шатрах своих и изучали глаголы Божии.

http://pravoslavie.ru/111168.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010