Утрени Великого Пятка и Великой Субботы (как, впрочем, и любая утреня), по Уставу, должны быть ночными службами, должны совершаться действительно в течение всей ночи. Утреня Великой Субботы в полной мере нам являет исключительность этого дня в церковном году, и одновременно — богослужебную сущность субботы как дня седмицы. Часть 1   Утрени Великого Пятка и Великой Субботы (как, впрочем, и любая утреня), по Уставу, должны быть ночными службами, должны совершаться действительно в течение всей ночи. Утреня Великой Субботы в полной мере нам являет исключительность этого дня в церковном году, и одновременно — богослужебную сущность субботы как дня седмицы. Суббота — это день смерти и Воскресения. Это бывший седьмой день; в Ветхом Завете это был день, посвященный Богу, и в этот день нельзя было делать мирских дел. В христианском богослужении главным днем и началом седмицы стало воскресенье, но суббота остается особым днем и никогда не бывает днем постным. Суббота — самый таинственный день в седмице; воскресное празднование понятно, а в субботе оказывается очень много недоговоренного. С одной стороны, это день, когда Господь лежал во гробе, с другой — в это время уже совершается победа над смертью и адом. Смерть и воскресение в этот день всегда вспоминаются вместе, и именно поэтому суббота становится естественным днем для поминовения усопших. Радоница, вторник второй седмицы по Пасхе — это праздник не уставной, это просто русская традиция, идущая в разрез с устроением нашего богослужения. Чтобы понять богослужение Великой Субботы, надо поговорить прежде всего об источниках церковного знания о Великой Субботе. Дело в том, что в Четвероевангелии, как известно, не сказано ничего о сошествии Господа во ад; там говорится только о смерти и воскресении. Сошествие во ад в Четвероевангелии не упоминается, о нем говорится лишь в посланиях апостольских (Еф. 4, 8-7; 1 Петр. 3, 19-20), причем довольно кратко. Но вместе с тем мы имеем очень развитое богослужение этого дня, в котором говорится именно о сошествии во ад, причем в таких подробностях, которые домыслить невозможно. С другой стороны, мы имеем древнюю и разработанную иконографию.

http://pravmir.ru/velikaya-subbota-my-st...

Великая суббота: океан смысла О забытой символике Великой субботы читателям ПРАВМИРа рассказывает миссионер протодиакон Андрей Кураев. 3 мая, 2013 О забытой символике Великой субботы читателям ПРАВМИРа рассказывает миссионер протодиакон Андрей Кураев. О забытой символике Великой субботы читателям ПРАВМИРа рассказывает миссионер протодиакон Андрей Кураев . Великая суббота в литургическом отношении день необычный. Предполагается, что надо этот день тем более провести в Храме, рядышком с ним. А на самом деле, как ни странно, это, может быть, окажется, увы, малоназидательно. Потому что это день очень уж большой суеты, когда народ уже с утра ждёт, когда начнут освящать куличи и яйца . А у Церкви всё равно остается свой календарь. Но то, что мы должны делать в этот день, уже довольно давно забыто. Это был день преимущественно крестин, появления новых членов в Церкви. Служба в этот день длинная, поэтому и сейчас она обычно начинается рано, для того, чтобы освободить больше времени для желающих освятить куличи. Литургия идет в этот день долго, со множеством так называемых паремий – ветхозаветных чтений, в которых главная тематика – это вода, очищение и обновление водою. Смысл этих чтений в том, чтобы прообразовать крестины людей, которые присоединяются к Церкви накануне Пасхи. Собственно говоря, исторически Великий пост родился как время подготовки к крещению . И тех, кто постились, изучали Евангелие и стали готовы присоединиться к христианам, священник уводил из храма к водоёму, крестил там, а потом они должны были вернуться в храм. А христианская община ждала в храме своих новых братьев и сестер. И для того, чтобы им быть на одной волне с крещаемыми, на службе читались эти отрывки из Писания, говорящие об обновлении человека водою и духом. Фото: Hartum, photosight.ru А сегодня эта замечательная символика ушла. Получилась просто очень долгая служба, прихожанам непонятная. Люди недоумевают: зачем эти долгие ветхозаветные чтения? А главное, что с каждым следующим чтением прибывает волна тех, кто совсем ничего не хочет в храме слушать, а ждёт: ну, когда же это всё кончится, наконец, выйдет батюшка и займётся делом – то есть освящением моей праздничной корзинки.

http://pravmir.ru/velikaya-subbota-okean...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Великую субботу после Божественной литургии в Храме Христа Спасителя 14 апреля 2012 г. 14:47 14 апреля 2012 года, в Великую субботу, Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню с чтением 15 паримий и Божественную литургию святителя Василия Великого в Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Всех вас, дорогие Высокопреосвященные и Преосвященные владыки, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с Великой субботой. Сия суббота есть преблагословенная. Именно в эту субботу Господь осуществил цель Своего земного бытия. Он извел из ада души, и души не только тех, кто томился в аду — Он открыл каждому из нас выход из ада. Как рай, так и ад начинаются здесь, на земле. Не может человек быть в раю здесь, испытывая в сердце радость о Святом Духе, и оказаться в аду там. Не может человек, в чьих глазах — адский пламень, тот, кто пребывает в аду умом своим, страстями своими, образом жизни своей, там оказаться в раю. Господь Крестной жертвой всех выводит из ада — и умерших, и живых. Он всем нам открывает путь, истину и жизнь. И как важно знать это нам, людям, еще зде на земле пребывающим, что врата рая открыты, а врата ада заперты. И нам не нужно особых сил, чтобы войти в эти врата рая, но нам нужно употребить огромные силы, чтобы, нарушив закон бытия, определенный Богом, пойти против нравственной природы человека, против замысла Божия, и, силой открыв врата ада, упасть в бездну.  Великая и святая суббота открывает нам эту перспективу жизни, наполненную огромным духовным оптимизмом. Все позади — и страдания, и Голгофа, и крестная смерть, и даже Воскресение. Христос пребывает вовек, и из этой вечности Он всем нам, открывая врата рая, предлагает войти в жизнь с Ним, в жизнь, исполненную блага, того самого блага, которое превышает разумение человеческое.  Великая суббота есть уже предчувствие, предвосхищение Пасхальной радости. Именно поэтому священнослужители облачены в белые одежды, именно поэтому уже читается Евангелие о Воскресении Спасителя, именно поэтому песнопения, включенные в богослужение, несут в себе весть о Христе Воскресшем. И одновременно еще не пробил час, и, как бы предвосхищая в молитве радость Воскресения, мы тем самым готовимся вступить в радость Пасхальной ночи. 

http://patriarchia.ru/db/text/2160631.ht...

Борис Горелик Скачать epub pdf В Вавилон – Babylon Вавилонская башня – Tower of Babel вавилонский плен – Babylonian exile Вавилонское столпотворение – the Babel вайя – palm-branch вальденсы – Valdenses варнавиты – Barnabite fathers варфоломеевская ночь – St Bartholomew’s night Ватикан – the Vatican city Введение во храм Пресвятой Богородицы – the Entry of the Most Holy Virgin into the Temple, Presentation of the Virgin in the Temple вдохновение – inspiration вдохновлять – to inspire вездесущий – omnipresent век – age; century Велик и славен – Great and Awesome великая пятница – Good Friday, Holy Friday великая седмица – Passion Week великая среда – Wednesday of the Holy Week великая суббота – Easter Eve, Holy Saturday, Easter Saturday великая четыредесятница – the Lent великие поклоны – prostration, bow to the very earth великие пророки – major prophets великий вторник – Tuesday of the Holy Week великий Господин – Very Reverend Sir, Most Reverend Sir великий понедельник – Monday of the Holy Week великий пост – the Lent великий праздник – the great feast/festival/holiday of the Orthodox Church великий четверг – Maundy Thursday, Holy Thursday, Thursday in the Holy Week великопостный – Lenten величание – glorification, songs of praise, extolling (sang at the matrimony) вельзевул – Beelzebub венгерская реформированная церковь – Hungarian Reformed Church венец – crown; halo венчальный – nuptial венчание – matrimony; nuptials венчать – to wreathe венчик – paper band (placed on the forehead of a dead person) вера – belief, faith; doctrine вера апостольская – apostolic faith вербная неделя – Holy Week вербное воскресенье – Palm Sunday, Yew Sunday вериги – chains, fetters верить – to believe вероисповедание – religion, faith, denomination, confession вероисповедный – religious Веронские отцы – Verona Fathers вероотступник – apostate вероотступнический – apostate вероотступничество – apostasy веротерпимость – tolerance веротерпимый – tolerant верующий – believer, religious person, adherent

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Страстная седмица Великая Пятница. Распятие, VIII в, Синай О страстях Спасителя и Страстной седмице Дни Страстной седмицы Богослужение Богослужебные особенности Страстной Иконография Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Эта неделя особо чтится Церковью. «Все дни, – говорится в Синаксаре, – превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (Страстная), и больше самой Великой седмицы сия Великая и Святая Суббота. Называется эта седмица Великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя…» Великая Пятница. Распятие. Фреска церкви св.Николая в Прилепе, Македония. XII-XIII в. По свидетельству святителя Иоанна Златоуста первые христиане, горя желанием неотступно быть с Господом в последние дни Его жизни, в Страстную седмицу усиливали моления и усугубляли обыкновенные подвиги поста. Они, подражая Господу, претерпевшему единственно по любви к падшему человечеству беспримерные страдания, старались быть добрыми и снисходительными к немощам братий своих и больше творить дела милосердия, считая неприличным произносить осуждение во дни нашего оправдания кровию Непорочного Агнца, прекращали в эти дни всякие тяжбы, суды, споры, наказания и даже освобождали на это время от цепей узников в темницах, виновных не в уголовных преступлениях. Каждый день Страстной недели – великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. Богослужения Страстной седмицы особо величественны, украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышеннейшими, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных, благоговейных обрядов. Все, что в Ветхом Завете было только предызображено или сказано о последних днях и часах земной жизни Богочеловека, – все это Святая Церковь сводит в один величественный образ, который постепенно и раскрывается пред нами в Богослужениях Страстной седмицы. Вспоминая в Богослужении события последних дней земной жизни Спасителя, Святая Церковь внимательным оком любви и благоговением следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово грядущего на вольную страсть Христа Спасителя, постепенно ведет нас по стопам Господа на протяжении всего Его крестного пути, от Вифании до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим и до последнего момента Его искупительных страданий на кресте, и далее – до светлого торжества Христова Воскресения. Все содержание служб направлено к тому, чтобы чтением и песнопениями приблизить нас ко Христу, сделать нас способными духовно созерцать таинство искупления, к воспоминанию которого мы готовимся.

http://pravoslavie.ru/1693.html

Библия, изложенная для семейного чтения. Великая суббота и Воскресение Христово Поставление стражи у гроба Ангел на гробе. Фреска монастыря в Милешево «На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик Тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать». (Мф. 27, 62–66) Жены-мироносицы у гроба «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели» поспешили ко гробу Иисуса «Мария Магдалина и другая Мария» «и вместе с ними некоторые другие», «неся приготовленные ароматы» для помазания тела Его, «и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?» «И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые». (Мф. 28, 1. Лк. 24, 1. Мк. 16, 3. Мф. 28, 2–4) Мироносицы, «войдя, не нашли тела Господа Иисуса. И когда недоумевали они о сем», «Ангел, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам». (Лк. 24, 3–4. Мф. 28, 5–7) «Итак, бежит и приходит Мария Магдалина к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус (Иоанну), и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его. Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу. Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый. И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте. Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал. Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых. Итак ученики опять возвратились к себе.

http://pravoslavie.ru/3138.html

Великая Суббота. День, когда я чувствую себя любимым Я предчувствую ночь и верю, что после смерти не буду оставлен одиноким 27 апреля, 2019 Я предчувствую ночь и верю, что после смерти не буду оставлен одиноким Каждый год я пишу что-то о Великой Субботе. Этот день в году мне как-то ближе остальных: по настрою и смыслу, по самоощущению, по восприятию окружающего мира. В Великой Субботе я нахожу объяснение и своему существованию. Поэтическое объяснение, не рациональное. Сергей Маляров Про распятие и смерть Христа мы знаем многое: евангелисты описали достаточно подробно то, что происходило в эти дни. Богословы, ученые и христианские писатели исследовали множество исторических аспектов и привнесли в это знание массу деталей. Так что мы можем более или менее полноценно представить то, что происходило в дни страданий. Чуть меньше, но все же достаточно много, мы знаем о Пасхе, о Воскресении Христа на третий день. Но вот про второй день известно не слишком много, сосуд будто специально оставлен пустым для того, чтобы каждый из нас мог наполнить его каким-то собственным смыслом. Всю Страстную в Церкви читались и пелись сильные и глубокие тексты. В субботу же, на мой взгляд, гимнография — наиболее глубокая и сконцентрированная на потустороннем. Христос сошел в ад. Мы не знаем и не можем узнать, как именно это происходило. Бог умер на кресте и лежит в пустыне, среди камней, скрытый в расщелине того мира, который Он создал словом Своим. Ближайшие ученики спрятали Его под спудом земным, словно стараясь сохранить. Подобно тому, как Он сохранил в древности народ Свой волнами моря, спасая от погони, даря им радость Пасхи. И вот народ Его скрывает Его Самого, сохраняя от гонителей, хотя всякая погоня уже бессмысленна: Его никто не смог уберечь от смерти. Смерть для разумного существа кажется противоестественной. И все же она вплетена в жизнь, и сплетение это настолько плотно, что распутать его не под силу никому. Для каждого из нас умирать — дико. Кажется, что этого не может случиться ни со мной, ни с теми, кто окружает и составляет мой мир. Вероятность смерти меня и всех любимых мною людей — абсолютна, но каждый раз, встречаясь с ней, я удивляюсь так, будто этого-то как раз вообще и не должно было случиться. Человеческая рациональность не может ужиться с возможностью такого нерационального и бессмысленного сценария. Однако эта бессмысленность вплетена в мою суть и имеет такие же права, как и жизнь. Смысл Великой Субботы — парадоксален. Бессмертный Бог умер. Безграничный Творец закрыт в пещере. Создатель Млечного пути, всех звезд, бесконечности галактик, Создатель принципов этого мира, устроенного бесконечно мудро, — убит.

http://pravmir.ru/velikaya-subbota-den-k...

Великая суббота. Пропитанная тихой радостью Образ женщины-мироносицы – это образ человеческой души, которая жаждет чуда 30 апреля, 2016 Образ женщины-мироносицы – это образ человеческой души, которая жаждет чуда В авторской передаче Инны Орловой «Мелиса пчела» протоиерей Павел Великанов рассказывает о Страстной седмице и подготовке к Пасхе – день за днем. Протоиерей Павел Великанов Когда слышишь строки о том, как жены-мироносицы спешат на гроб Христа, лишь только светает, и по дороге думают, а как же они войдут внутрь – камень-то у порога пещеры неподъемен, невольно улыбаешься. Ну как же это по-женски – сначала делать, потом думать. Неужели нельзя было заранее предусмотреть эту неразрешимую теперь проблему? Кого-то из мужчин попросить пойти вместе с ними или дождаться начала дня, когда другие люди пойдут ко гробу, заранее обо всём договориться. Но всё это не про наших героинь. У них сердца горят от боли утраты, от горечи произошедшего и от никуда не исчезнувшей любви к своему Учителю, любви, которую даже смерть так и не смогла преодолеть. Будучи водимы своими горячими сердцами, они устремляются на гроб, не понимая, как туда попадут. И тут их ожидает потрясающая новость. Гроб открыт, камень отвален, а внутри пустота. Тела Христа нет. Вместо него – сияющий ангел, который говорит, что их Учитель жив, Иисус воскрес и теперь ожидает их в Своем любимом месте, в зеленой и приветливой Галилее. Женщины совсем уже ничего не понимают, в смущении возвращаются домой и вместо того, чтобы рассказать ученикам потрясающую весть, молчат. Они прекрасно знают, что стоит им открыть рот, мужчины скажут: «Идите-ка, матери, выпейте лучше капель успокоительных и отправляйтесь поспать». Никто всё равно не поверит. И именно эта тихая, еще не проявленная, не озвученная радость пропитывает всё богослужение Великой Субботы. Еще не раздалось пасхальное приветствие, но в воздухе уже витает радость. Эту радость носят в сердце женщины, невзирая ни на какие разумные доводы. Женщины, которые побежали ко гробу Иисуса, чтобы доделать то, что требовал иудейский ритуал.

http://pravmir.ru/velikaya-subbota-propi...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " «Да молчит всякая плоть человеча» 30.04.2016 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Великая Суббота , Страстная седмица Слово на литургии в Великую Субботу Святая и Великая Суббота — день, когда Господь почил от дел Своих, сотворив мир и человека, введя его как царя во вселенную. И день, когда Он завершил дело нашего спасения. Сия суббота есть благословенная. В ней — сокровенная победа и молчание перед тайной Бога, ставшего человеком. «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным». Никто никогда не говорил так, как Христос. И никогда не говорил так Христос, как Он говорит сейчас Своим молчанием. Все слова Евангелия, которые мы должны были прочитать к сегодняшнему дню, заключены в Его молчании. И есть еще большее, что не написано в книгах сих, и есть еще большее, что мы сейчас не можем вместить. Вся истина, вся любовь, вся полнота жизни. Если мы услышим это молчание Божие, нам будет дано узнать о Его победе, которая уже совершилась. Она дается вначале самым верным — женам-мироносицам, которые следуют за Христом ко Кресту и стоят у Креста. Они идут ко гробу, превозмогая страх. Ибо любовь влечет их туда, где Господь. И эта победа открывается тем верным, кто не отступал от Господа во все эти святые дни, слушая не одним внешним слухом песнопения Церкви. Тем верным, которые теперь узнают, что Христос сходит во ад, заполняя его Своим присутствием, уничтожая его до конца. И тем, кто знает, что всякий их грех — это то, что относится к аду. И они сами относятся ко аду, если не отделяют себя от этого греха до конца покаянием. Им дается уже сейчас узнать, что свет Христов касается глубин их сердец. В Воскресении Христовом, как в час смерти Его, земля сотряслась, знаменуя вселенское значение этого события. Вестник Божий, сияющий светом, отвалил камень, закрывающий гроб. Но не для того, чтобы дать выйти воскресшему Господу. Господь не нуждался в том, чтобы Ему была расчищена дорога, как не будет нуждаться в том, чтобы открыли двери для Его входа к ученикам в Сионскую горницу. Ангел торжественно восседает на камне — так что сияние небесной славы, почивающее на нем, освещает пустой гроб, и две Марии (Мария и другая Мария) могут видеть, что в нем нет тела Господа.

http://moral.ru/velikaya_subbota/

Якщо Христос до пекла — спускайся з Ним ти 23 2022 р. 11:08 Великая Суббота — один из наиболее значимых дней Страстной седмицы. В большинстве случаев в православном храме в этот день большую часть пришедших на Литургию будет интересовать один-единственный вопрос: когда же священник освятит пасхальные угощения? Даже среди постоянных прихожан есть те, кто, несмотря на все разъяснения, продолжают воспринимать Великую Субботу как день ожидания наступления грандиозного пасхального торжества или как некую передышку между Великой Пятницей и Светлым Христовым Воскресением. Какое место занимает Великая Суббота в сотериологическом замысле Божием, правильно ли считать ее неким днем бездействия и что на самом деле означает Божественный покой, о котором говорят нам богослужебные песнопения накануне Пасхи, рассуждает кандидат богословия, доцент кафедры богословия Московской духовной академии священник Антоний Борисов. Статья опубликована в апрельском номере «Журнала Московской Патриархии» ( 4, 2022 , PDF-bepcuя ). Проявление Божественного кенозиса Для оправдания своего отношения к Великой Субботе всего лишь как к времени ожидания Пасхи подчас используется неверно понятое богослужебное выражение «Господь Логика здесь примерно такова: «Отдыхает Он — отдохнем и мы». Некорректность данного отношения вполне отчетливо была отмечена протопресвитером Иоанном Мейендорфом: «Богословие искупления не будет ни полным, ни адекватным, если оно станет рассматривать смерть и воскресение Христа просто как два события мгновенные и раздельные. Подлинное значение таинства Пасхи открывается в литургическом " тридневии " — таинстве, являющем нам полноту человечества Христа, равно как и величие Божественной любви. Таким образом, вершина искупительного служения Иисуса Христа есть Его пребывание во гробе: тайна Великой Вспомним, что после телесной смерти Иисуса Христа на Голгофе Его искупительный подвиг продолжился — только за границей возможностей телесного зрения. А тот кенозис (Божественное самоуничижение), которым был ознаменован весь земной путь Спасителя, не только не сошел на нет, но даже усилился. Ведь вочеловечившийся Господь, пережив мучительный опыт умирания тела, душой отправился туда, где богооставленность присутствовала во всей своей угнетающей мощи. Сын Божий осуществил искупительное путешествие в глубины адовой тьмы, что требует от нас соответствующего отклика.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5919702...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010