Н. Василиадис Сошествие Господа во ад Победа простирается и на ад Торжество Богочеловека над смертью и адом началось именно в тот момент, когда враги считали, что победили Его и стерли с лица земли. Сообщники человекоубийцы диавола... поставили у гроба Иисуса стражу, и приложили к камню печать ( Мф.27:66 ). Но с того самого часа победа, которую стяжал Господь на Кресте, должна была распространиться и на ад. В Православной Церкви Великая Пятница, разумеется, есть день скорби, день благоговейного молчания. Христос пребывает во гробе. Поэтому Церковь в этот день не совершает Божественной литургии. Но с вечера Великой Пятницы начинается, по слову святителя Амвросия, благословенная Суббота: «Суббота есть преблагословенная, в ней же Христос, уснув, воскреснет тридневен». 382 То есть Суббота – самая благословенная, день поистине великого праздника, ибо в день Воскресения Христос, уснувший смертным сном, воскреснет, когда исполнятся три дня, которые Он будет во гробе. Грех был, как мы уже сказали, матерью-кормилицей смерти. И если бы нашелся некто совершенно безгрешный, то смерть не смогла бы удержать его в узах. 383 Таким образом сила греха была бы уничтожена. Именно это и было осуществлено Пречистым, Непорочным и Святым Спасителем Христом Господь наш, который ...не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его... ( 1Пет.2:22 ), расторг узы греха-смерти и сделал человека, побежденного грехом и преданного смерти, торжествующим победителем. Господь, добровольно принимая позорную смерть на Кресте, принял ее, как славный разрушитель смерти. Он шел к Голгофе, «неся Крест как знак победы над державою смерти», и точно так же, как победители, Он нес на плечах символ победы – Крест. 384 Он принял распятие, чтобы Своей смертью сделать бессильным имевшего силу и могущество Смерти, то есть диавола ( Евр.2:14 ). Христос, как говорит святитель Кирилл Александрийский , принял на Себя смерть промыслительно, чтобы разрушить «державу смерти». 385 Господь умер, и пресвятая душа Его отделилась от пречистого тела и сошла в ад. Безжизненное тело было взято Иосифом, достопочтенным членом иудейского синедриона ( Мк.15:43 ; Ин.19:39 ), и Никодимом и погребено в «новом» гробе. И именно с этого момента начинает совершаться таинство нашего Воскресения. Ибо телу Господню предстояло упразднить законы тления и сделать смерть бессильной.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Скачать epub pdf Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными происходящая в человеке-путнике всегда, особенно в дни Святой Великой Четыредесятницы, описанная по порядку ее седмиц поэтическим образом и ритмом Содержание О поэме Предисловие. Православная поэма, победившая время Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными К читателю Глава 1 Блудный сын Глава 2 Неделя о мытаре и фарисее Масленица Поклоны начинаются тогда Царица-Смирение Апокалипсис, 4 глава Любви к Богу Любви к ближнему Глава 3 Царица-Гордость Вечер понедельника 1-й седмицы Св. поста Поклоны  Сластоядение, нападающее в Пост Суббота 1-й седмицы, в которую почитается память св.Феодора Тирона     Икона Спасителя Иконоборчество Мученичество за иконы Неделя 1-я Св.поста, в которую празднуется восстановление икон Неделя 2-я Св.поста, в которую почитается память свт. Григория Паламы      Есть ангел, который молитву молящихся к Богу возносит    Неделя средняя Св. поста, в которую поклоняемся Честному Кресту Глава 4 Глава 5 Второзаконие, глава 9, стих 26  Неделя 5-я Св.поста, в которую почитается» память прп. Марии Египетской  Суббота Лазарева Неделя Ваий Седмица Святых Страстей Неделя 4-я Св. поста, в которую почитается память св. прп. Иоанна Лествичника Глава 6 Суббота Акафиста Глава 7 Святая Великая пятница Победоносный Воскресения день К читателю стихи окончательные 9 апреля 1737 года Современный поэтический перевод сделан священником Игорем Кобелевым в 2001 году 1 О поэме На Пасху 1737 года будущий святитель – тогда еще преподаватель и экзаменатор Киевской Духовной академии, иеромонах Иоасаф (Горленко) приветствовал прибывшего в Киев нового правящего архиерея – архиепископа Рафаила (Заборовского) стихами собственного сочинения – поэмой «Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными». Поэма произвела сильное впечатление на владыку Рафаила и преподавателей академии. Рукописный текст «Брани...» иеромонах Иоасаф подарил архиепископу Рафаилу. Есть основания полагать, что вызвавшая большой интерес поэма неоднократно переписывалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Belgoro...

Ю.В. Серебрякова 5.1. Великая Суббота В тот год ветхозаветная Пасха совпала с субботой, поэтому апостол Иоанн говорит, что «та суббота была день великий…» ( Ин. 19: 31 ). Для христиан этот день тоже стал Великой Субботой, потому что события этого дня прямо связаны с Воскресением Христовым, что отражено и в богослужении Страстной седмицы: сменяются темные облачения на белые и в библейских чтениях и песнопениях уже звучит тема Воскресения и торжества. Значение этого дня для спасения людей было прообразовано в Ветхом Завете благословением седьмого дня: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» ( Быт. 2: 2–3 ). На эту связь указывает верующим один из богослужебных текстов: «Днешний день тайно великий Моисей прообразоваше, глаголя: и благослови Бог день седьмый. Сия бо есть благословенная суббота…» 456 Правда, среди богослужений Страстной Седмицы этот день для многих проходит практически незаметно, в хлопотах об освящении куличей и подготовке к Пасхе; не все ходят на службу Великой Субботы. Посмотрим, что же произошло в Великую Субботу. Внешне кажется, что ничего не произошло. Тело Христово лежит во гробе, ученики Спасителя где-то прячутся и переживают случившееся, опасаясь гонений. Но как Сам Господь говорил, тридневное пребывание Его во гробе станет знамением для всех: «Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф. 12: 4 ). Как Иона невредимым вышел из чрева кита, так и Пречистое Тело Христа не увидело во гробе истления, «потому что было телом не кого-либо иного, но самой Жизни» 457 , а безгрешная душа Спасителя без вреда для себя сошла в «преисподняя земли» 458 , куда отправлялись души всех умерших – вне зависимости от того, праведники они или грешники. Господь «плотию субботствовал» 459 , а душой сошел во ад, чтобы упразднить смерть и «лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» ( Евр. 2: 14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Великая Суббота Украины. Памяти Митрополита Киевского Владимира Украинцы мало отличаются от русских и тоже любят покритиковать власти, в том числе и церковные, но почему-то только не митрополита Владимира. 7 июля, 2014 Украинцы мало отличаются от русских и тоже любят покритиковать власти, в том числе и церковные, но почему-то только не митрополита Владимира. Лет не то десять, не то двенадцать назад я впервые в жизни приехала в Киев и остановилась на неделю в гостинице Киево-Печерской Лавры. Подселили меня в комнату к молоденькой послушнице одного из провинциальных украинских монастырей. Девушка жила в Киеве уже недели две — она то училась петь, то ездила в Вознесенский Флоровский монастырь на Подоле, то что-то делала в митрополии. Я же только года два как начала сознательно ходить в храм, поэтому наблюдала за юной, моложе меня (а мне было около двадцати лет) девушкой, решившей связать жизнь с монашеством, с тихим восхищением. Девушка же (звали ее Валентина) отнеслась ко мне по-доброму, немножко покровительственно, но без высокомерия — что-то подсказывала, легко шла на диалог, но в душу не лезла и не поучала. Однажды вечером, после службы в Крестовоздвиженском храме, Валентина мне сказала: — Приехал Блаженнейший. Ночью будет служить в Ближних Пещерах. Пойдем? Я уже бывала на литургиях в Пещерах, но только в Дальних, Феодосиевых (тогда служили неделю в Антониевых, неделю в Феодосиевых). Кто бывал, то поймет: сначала, в пять утра, полунощница в гулкой темноте пещерного храма, братский хор выпевает «Се, Жених…», потом — «Благословенно Царство» (народу, несмотря на ранее время, несколько десятков!), исповедь на мощах (преподобные — свидетели), после Литургии обходишь их все, перед каждым кладешь земной поклон, потом выходишь на улицу, щуришься от света, переходишь в Антониевы Пещеры, бродишь по Лавре, не в силах выйти за ее ворота… Ощущения незабываемые. В общем, на предложение Валентины я согласилась сразу, и не столько из-за Блаженнейшего, сколько из-за Пещер. Про предстоятеля Украинской Церкви на тот момент я почти ничего не знала.

http://pravmir.ru/velikaya-subbota-ukrai...

Закрыть itemscope itemtype="" > Любое зло возвращается к сотворившему его... Беседа с Предстоятелем Латвийской Православной Церкви Московского Патриархата митрополитом Рижским и всея Латвии Александром (Кудряшовым) 14.04.2006 571 Время на чтение 11 минут Одиозный антицерковный портал " Кредо.Ру " опубликовал подборку мнений клириков и мирян Латвийской Православной Церкви, оппозиционных к правящему митрополиту Александру (Кудряшову). Сотрудники редакции портала встретились 8 апреля 2006 г. в Москве с коллегами из латвийских СМИ и представителями латвийской православной общественности. Мы считаем, что сотрудничество православных людей с этим антицерковным изданием является грехом против Церкви. Это напоминает искание истины в " Союзе воинствующих безбожников " , гей-клубе или же газете " СПИД-инфо " . Дабы не допустить срыва визита Патриарха Алексия Второго в Латвию, а также ознакомления православной общественности с позицией самого Предстоятеля Латвийской Православной Церкви Московского Патриархата, публикуем интервью с владыкой Александром. - Ваше Высокопреосвященство, приближается праздников праздник - светлая Пасха Христова. Как и каждый год, вся полнота Латвийской Православной Церкви Московского Патриархата будет высокоторжественно встречать его. Вот только на этот раз праздник православным и старообрядцам едва не был омрачен: Великая Суббота была объявлена властями рабочим днем. Только благодаря своевременному вмешательству ЛПЦ МП выходной в Великую Субботу был восстановлен. Приходят на память многочисленные отказы властей сделать выходным днем Рождество, которое православные и староверы (а вместе это порядка 400 тысяч латвийцев) отмечают по юлианскому календарю. Как вы считаете, православных целенаправленно ущемляют в правах? - Если говорить о последнем случае, когда Великая Суббота стала в Латвии рабочим днем, то это скорее недоразумение, которое было достаточно быстро исправлено. А вот вопрос с Рождеством по-прежнему остается открытым. И православные, и древлеправославные христиане Латвии много лет подряд добиваются того, чтобы Рождество Христово, отмечаемое нами 7 января, стало выходным днем. Однако под разными предлогами нам отказывают.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

иеросхим. Сергий (Веснин) Письма Святогорца о Святой горе Афонской Скачать epub pdf Великая Суббота на Афоне Сегодня, друзья мои, Великая Суббота, значит, это день Божественного покоя, это день, в который почил от всех великих дел искупления нашего Единородный Сын Божий; да молчит же всякая мысль и всякое мудрование пера моего! Умолкнем, друзья! Падем в прах пред безмолвствующим Словом и прильнем к Его живительным язвам нашими грешными устами; подобно Марии, облобызаем их, осушим точившуюся из них кровь во спасение наше и утолим ею жажду сгорающего в сладострастии сердца нашего! (Предзакатные часы Великой Субботы, 25 марта.) А вот и Пасха! Христос воскресе, друзья мои! Теперь, когда все говорит и звучит, ликует и радуется, можно и нам поделиться чувствами и взаимностью бесед, о чем душе угодно. Итак, наговоримся досыта и, разумеется, об Афоне. Да о чем же другом? Думаю, что вас занимает моя жизнь на Святой Горе Афон и передам вам ее очерки. Видел я наконец здешнее и заговенье масленичное, полное утешения и для плоти, и для духа. При Божией помощи я прошел пространство и постного, великого пути Четыредесятницы и торжественно праздную теперь Святую Пасху на Афоне. Искренно при этом признаюсь вам, друзья мои, что, увлекаясь чувством давней привязанности к прихотям плоти, до крайности изнемогал я под крестом постным, тогда как отцы и братия твердо и в неизменном терпении шли под ним в чаянии светлых дней Пасхи. Постная трапеза, и то однажды представляемая, была мне не по вкусу; меня утешали, как ребенка, и давали кушать дважды; но и это для меня было невыносимым, свинцовым крестом, как для не привыкшего к отречениям балованной плоти. О, я с умилительным благоговением и раболепною почтительностью смотрел на здешних постников, сияющих святостью строгой, в полном смысле подвижнической жизни! Чрезвычайно долог казался мне Великий пост ; беспрерывная и длинная служба временем обессиливала меня до того, что я с изумлением говорил себе: «Вот где ангельская-то жизнь! Вот где истинные подвижники!» Впрочем, в минуты моего совершенного изнеможения часто я чувствовал такие действия благодати на сердце, что не только забывался труд постный, но он был сладостен, так что я с сожалением теперь спрашиваю себя: отчего я не хотел вынести наравне с другими четыредесятидневного поста? Страстная неделя на Афоне

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pisma-...

О Великой субботе: Кассия Константинопольская, Косма Маюмский, Амфилохий Иконийский, Епифаний Кипрский, Фотий Константинопольский, Иоанн Дамаскин, Григорий Палама, Феофан Затворник, Иннокентий Херсонский, Серафим (Звездинский), Антоний Сурожский, Александр Мень, Георгий Чистяков, Иоанн Мейендорф, Иларион (Алфеев), Александр Геронимус, Мария Красовицкая, Триодь Постная. Группа Вконтакте Facebook группа Великая суббота О Великой субботе: Кассия Константинопольская, Косьма Маюмский, Амфилохий Иконийский, Епифаний Кипрский, Фотий Константинопольский, Иоанн Дамаскин, Григорий Палама, Феофан Затворник, Иннокентий Херсонский, Серафим (Звездинский), Антоний Сурожский, Александр Мень, Георгий Чистяков, Иоанн Мейендорф, Иларион (Алфеев), Александр Геронимус, Мария Красовицкая, Триодь Постная. Предание.ру - самый крупный православный мультимедийный архив в Рунете: лекции, выступления, фильмы, аудиокниги и книги для чтения на электронных устройствах; в свободном доступе, для всех. Кассия Константинопольская. «Волною морскою…» (канон на Великую Субботу) «Волною морскою…» (канон на Великую Субботу). Пер. Т. А, Сенина (Перевод с комментарием приводится по публикации: Т. А. Сенина (монахиня Кассия), " Волною морскою… " . Канон на Великую Субботу, составленный св. инокиней Кассией, песнописицей Константинопольской/Пер. с древнегреч. и комм.//Τχνη γραμματικ (Искусство грамматики). Вып. 2 (Новосибирск, 2006) 473–481.) Песнь 1, глас 6 Скрывшего некогда волною морскою гонителя мучителя под землёй скрыли спасённых дети; но мы, подобно отроковицам, Господу да воспоём, ибо Он славно прославился. Безумный старец, ненасытный ад, разверзшись, принимаешь всех Жизнью Погллощая же , извергаешь души праведных, которые поглотил прежде; разрушает тебя Господь, ибо Он славно прославился. Иисусе, Боже мой, воспеваю Твои страдания, ибо Ты добровольно умер за жизнь всех и удостоил быть погребенным в плащанице и в смирне; гроб прославляю Твой, воспеваю и Твое воскресение. Песнь3. Тебя, повесившего на водах всю землю без опоры, видя висящего на лобном месте, тварь содрогалась от многого ужаса, «нет святого, кроме Тебя, Господи», взывая.

http://predanie.ru/book/217302-velikaya-...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Предисловие Вопрос о сути церковной Традиции 1 никак не отнести к числу академически-отвлеченных. Разлом исторического пути России поставил нас в такое уникальное положение, при котором то, чем станет Россия и чем станет российское православие завтра – зависит от нашего сегодняшнего выбора. Реальный разрыв всех традиций позволяет свободно решить: какие ниточки стоит сопрячь, какие – оставить в исторических описаниях. «Какой ты хочешь быть Россией – Россией Ксеркса иль Христа?» (В. Соловьев). Промыслом нам дарована великая свобода. Но там, где свобода – там и искушения. Из того, что нечто имело место в русском прошлом, никак не следует, что это нечто историей освящено и христианизировано и что в качестве святыни православной или национальной оно должно быть восстановлено. С Традицией Церкви было переплетено немало таких местных обычаев и преданий, которые фактически чужды православию. Нередко сегодня православно-русскими традициями называются те языческие предрассудки, с которыми Церковь веками боролась. Вот типичный «православный гороскоп» наших дней: «В Великую среду собирали по оврагам снег, натаявшую воду солили прошлогодней «четверговой» солью и этой водой обливали всю скотину на дворе. Считалось, что обряд предохраняет двор от всякой напасти на целый год… Великая Суббота. Христос во гробе. Красильная суббота – красили яйца. Заклинали морозы-утренники, чтобы они не избили льна». О Великом Четверге сказано, что в этот день надо мыться, еще – «чтобы водились деньги, их принято считать в четверг утром». То, что в это самое утро все христиане исповедуются и причащаются – автор публикации обошел молчанием 2 . А вот – Пасха: «Вообще с Пасхой связаны очень интересные суеверные обычаи, обряды и приметы. В пасхальную ночь, говорят, можно беседовать с умершими. Для этого надо после заутрени прийти на кладбище, помолиться Богу, совершить три земных поклона, лечь на землю и громко крикнуть: «Христос воскресе, покойнички!» На это покойники ответят: «Воистину воскресе! 3 » Много ли есть в России массовых светских газет, которые к каждому значимому церковному празднику помещали бы проповедь православного священника? А много ли есть таких газет, которые не помещали бы по тем же самым поводам бреда, подобного только что приведенному? Давно известно, что «газета – это коллективный организатор». Так какое же это «православие» собрались сорганизовать на Руси газетчики-этнографы? Поистине, нужно иметь совсем уж сожженную религиозную совесть, чтобы после таким образом преподанного «православия» не уйти к баптистам.

http://azbyka.ru/tradiciya-dogmat-obryad

Сошествие во ад. Мастер Феофан Критский. XVI в., монастырь Ставроникита на Афоне, Греция ЖМП 4 апрель 2022 /  22 апреля 2022 г. 13:00 Если Христос снисходит в ад — нисходи с Ним и ты О СМЫСЛАХ БОГОСЛУЖЕНИЯ ВЕЛИКОЙ СУББОТЫ Великая Суббота — один из наиболее значимых дней Страстной седмицы. В большинстве случаев в православном храме в этот день большую часть пришедших на Литургию будет интересовать один-единственный вопрос: когда же священник освятит пасхальные угощения? Даже среди постоянных прихожан есть те, кто, несмотря на все разъяснения, продолжают воспринимать Великую Субботу как день ожидания наступления грандиозного пасхального торжества или как некую передышку между Великой Пятницей и Светлым Христовым Воскресением. Какое место занимает Великая Суббота в сотериологическом замысле Божием, правильно ли считать ее неким днем бездействия и что на самом деле означает Божественный покой, о котором говорят нам богослужебные песнопения накануне Пасхи, рассуждает кандидат богословия, доцент кафедры богословия Московской духовной академии  священник Антоний Борисов.  PDF-bepcuя. Проявление Божественного кенозиса Для оправдания своего отношения к Великой Субботе всего лишь как к времени ожидания Пасхи подчас используется неверно понятое богослужебное выражение «Господь субботствует» 1 . Логика здесь примерно такова: «Отдыхает Он — отдохнем и мы». Некорректность данного отношения вполне отчетливо была отмечена протопресвитером ­Иоанном Мейендорфом: «Богословие искупления не будет ни полным, ни адекватным, если оно станет рассматривать смерть и воскресение Христа просто как два события мгновенные ­и раздельные. Подлинное значение таинства Пасхи открывается в литургическом " тридневии " — таинстве, являющем нам полноту человечества Христа, равно как и величие Божественной любви. Таким образом, вершина искупительного служения Иисуса Христа есть Его пребывание во гробе: тайна Великой Субботы» 2 . Вспомним, что после телесной смерти Иисуса Христа на Голгофе Его искупительный подвиг продолжился — только за границей возможностей телесного зрения. А тот кенозис (Божественное самоуничижение), которым был ознаменован весь земной путь Спасителя, не только не сошел на нет, но даже усилился. Ведь вочеловечившийся Господь, пережив мучительный опыт умирания тела, душой отправился туда, где богооставленность присутствовала во всей своей угнетающей мощи. Сын Божий осуществил искупительное путешествие в глубины адовой тьмы, что требует от нас соответствующего отклика.

http://e-vestnik.ru/church/velikaja_subb...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Не зря все было " Страстная седмица 18.04.2006 401 Время на чтение 9 минут Дни Великой седмицы издревле посвящены Церковью каждый особому воспоминанию, и каждый называется Великим. В Богослужении Святая Церковь приглашает верующих сопутствовать Христу, распяться с Ним, умереть для жизненных наслаждений ради Него, чтобы пожить с Ним. Все страстные события умещаются в три дня: Великий Четверг, Великая Пятница и Великая Суббота, и есть один важный контекст трагических событий последних дней Господа на земле, он связан с работой сатаны. Информационная служба Псковской епархии разговаривала о Страстной седмице с одним из старейших священнослужителей Епархии, настоятелем храма Святой великомученицы Варвары в Печерах протоиереем Евгением Пелешевым: " В то время ведь не было никаких репортеров и журналистов, и мы верим тому, что написано в Евангелие. Я его хорошенечко просмотрел снова, и там повествуется, что после Входа в Иерусалим Господь учил народ в Храме, к Нему приходили люди, рядом были и ученики. Церковь призывает нас подготовиться к страстным дням: со среды начинают поносить Иуду. Он в среду сходил к первосвященникам и сказал, что вы мне дадите, и я вам Его предам. Договорились о цене предательства Иисуса Христа тридцать сребреников. Великая Среда - день предания на страдания и смерть Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. В понедельник и вторник служится Литургия Преждеосвященных Даров, последняя - в среду, и читается в последний раз великопостная молитва: " Господи и Владыка живота моего... " Самый важный день, можно сказать, для спасения человечества - Великий Четверток, Чистый Четверг, потому что Господь в этот день установил Таинство Евхаристии и оставил себя Церкви на все времена: " ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает и Аз в нем " . В этом Таинстве мы со Спасителем соединяемся самым теснейшим образом через причащение. Для нас, как верующих людей, для Церкви этот Четверг является самым спасительным. Господь воскрес, а потом вознесся, оставив землю, но Себя Он оставил в Таинстве Причащения. Великий Четверг сугубо почитается в Церкви, и люди к этому дню особенно приготавливаются и причащаются. Я ребенком жил в Эстонии и ходил в эстонскую школу, тогда там не было советской власти, и учительница нас готовила к этому дню. Мы шли маршем в церковь нашу деревенскую, исповедовались и причащались в Великий Четверг. У нас и урок начинался с молитвы " Царю Небесный " , а заканчивалось учение благодарственной молитвой.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010