Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Историческая литургика БРАТОТВОРЕНИЕ средневек. обряд церковного благословения 2 христиан, стремящихся к тесному духовному общению и братской взаимопомощи в мирских делах ВАВИЛОНСКИЕ ОТРОКИ традиц. наименование друзей прор. Даниила, к-рые были спасены Богом от сожжения в печи в период вавилонского плена при царе Навуходоносоре ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ один из великих церковных праздников, установленный в честь события приведения Пресв. Богородицы Ее родителями в иерусалимский храм для посвящения Богу ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА пятница Страстной седмицы, один из главных дней церковного календаря, посвященный воспоминанию дня искупительных страданий и Крестной смерти Господа Иисуса Христа ВЕЛИКАЯ СУББОТА суббота накануне Пасхи, когда Церковь вспоминает телесное погребение и сошествие Христа во ад, начиная праздновать Его тридневное Воскресение ВЕЛИЧАНИЕ краткое песнопение, употребляющееся в богослужении нек-рых негреч. правосл. Церквей при совершении службы с полиелеем или бдением ВИНО алкогольный напиток из винограда. Будучи универсальным символом, В. нередко упоминается в Библии и наряду с др. веществами таинств имеет богослужебное употребление, в т. ч. в Таинстве Евхаристии ВМЕСТООБРАЗНАЯ один из терминов христ. богословия таинств III-V вв., к-рым нередко обозначаются евхаристические Хлеб и Вино ВОДООСВЯЩЕНИЕ церковное священнодействие, посредством к-рого вода как один из первоэлементов тварного мира получает Божие благословение и освящение «ВОНМЕМ» литургический возглас, произносимый диаконом (при его отсутствии священником) в нек-рые важнейшие моменты богослужения ВОТИВНАЯ МЕССА в католич. Церкви - литургия, совершаемая по обету или по нек-рым особым случаям, в отличие от регулярной, осуществляемой в соответствии с предписаниями церковного календаря ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ в широком смысле процесс приобщения человека к христ. традиции и церковной жизни; в богослужебных книгах - особый чин, совершаемый над младенцем и его матерью через 40 дней после его рождения

http://pravenc.ru/rubrics/122744_2.html

Святая Земля последние тридцать лет, несмотря ни на что, остается одним из самых популярных направлений для православных паломников из России и стран СНГ. Люди из множества уголков бывшего СССР преодолевают немалыерасстояния, чтобы посетить места,связанные с жизнью Спасителя.На подворьях Русской духовной миссии всегда рады гостям. В чем особенность жизни обителей земли Обетованной, с какими трудностями сотрудникам Миссии пришлось столкнуться в период пандемии и какое значение имеют русские храмы в Палестине, рассказывают насельники подворий и просто наши соотечественники. PDF-bepcuя. Алексей Реутский 25 апреля 2022 г. 17:00 Великая Суббота — один из наиболее значимых дней Страстной седмицы. В большинстве случаев в православном храме в этот день большую часть пришедших на Литургию будет интересовать один-единственный вопрос: когда же священник освятит пасхальные угощения? Даже среди постоянных прихожан есть те, кто, несмотря на все разъяснения, продолжают воспринимать Великую Субботу как день ожидания наступления грандиозного пасхального торжества или как некую передышку между Великой Пятницей и Светлым Христовым Воскресением. Какое место занимает Великая Суббота в сотериологическом замысле Божием, правильно ли считать ее неким днем бездействия и что на самом деле означает Божественный покой, о котором говорят нам богослужебные песнопения накануне Пасхи, рассуждает кандидат богословия, доцент кафедры богословия Московской духовной академии священник Антоний Борисов. PDF-bepcuя. Священник Антоний Борисов 22 апреля 2022 г. 13:00 Преподобныи Косма Маюмскии входит в число величайших церковных песнотворцев. Один из его агиографов называет преподобного «тимпаном Богу» и «десятиструннои Псалтирью». Особое место среди творении прп. Космы занимает цикл песнопений, написанныи им для Страстнои седмицы. Рассмотрим глубинные смыслы Канона Великого Четверга, занимающего центральное место в корпусе этих текстов. PDF-bepcuя. священник Михаил Желтов 20 апреля 2022 г. 14:30 Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву.

http://e-vestnik.ru/jmp/2022/4/

Скачать epub pdf Проповедь произнесенная в Покровском академическом храме за Божественной литургией в Великую субботу 26 апреля 2008 года. 02 апреля 2010 г. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Братья и сестры! Сегодня – Великая Суббота, и мы вспоминаем телесное погребение и сошествие во ад Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Шесть дней назад, в первый день недели, Господь входил в Иерусалим как победоносный Царь Израильский. При всеобщем ликовании, с необычайным торжеством входил в Свой град Царь мира, несущий Своему народу спасение. И вот, то, ради чего Он пришел в Иерусалим – совершилось. Совершилось! – с такими словами предал дух Своему Отцу Божественный Страдалец 1 . Что же совершилось? В Иерусалиме в эти дни, вместо ожидаемого царства правды и мира, торжествовала вражда и ненависть, ложь и измена. Христа предал один из ближайших учеников; другие ученики, оставив Его, бежали 2 ; под крики народной толпы Иисус Назорей, Царь Иудейский 3 , как последний раб и злодей приговорен к мучительной и позорной казни на кресте, и лишь немногие самые близкие люди остались с Ним до конца и оказали последние почести почившему Праведнику. Его бездушное и неподвижное тело снято с креста, помазано благовониями, погребено и запечатано в гробе 4 . Для ослепленных завистью и злобой врагов Христа, да и для Его растерянных и недоумевающих учеников, еще не облекшихся силою свыше 5 , то, что совершилось, выглядело горьким поражением и бесславной гибелью «галилейского пророка». Однако иначе судила Премудрость Божия, безумная в очах «сыновей века сего». Именно так надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою 6 . Господь, торжественно вошедший в священный град Иерусалим, увенчал Свое служение блистательной победой: Своей смертью Он поразил нашу смерть; приняв на Себя тяготевшее над нами проклятие, Он снял это проклятие с рода человеческого 7 . Бесценная дидрахма, на которой начертан поистине царский образ, образ Бога невидимого 8 , уплачена за избавление двух народов, иудеев и язычников 9 . Искупление проданного под грех человечества совершилось 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

Церковь Все рубрики Митрополит Антоний Сурожский Великая Суббота, Литургия Бывает, что после долгой, мучительной болезни умирает человек; и гроб его стоит в церкви, и взирая на него, мы проникаемся таким чувством покоя и радости; прошли мучительные дни, прошло страданье, прошел предсмертный ужас, прошло постепенное удаление от ближних, когда час за часом человек чувствует, что он уходит, и что остаются за ним на земле любимые. А в смерти Христовой прошло ещё самое страшное - то мгновение богооставленности, которое заставило Его в ужасе воскликнуть: Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?... Митрополит Антоний Сурожский Страстной Четверг: Не будем надеяться на свои подвиги Приступая, после подготовительных недель, когда требовалась от нас новая вера и новая надежда, к тем дням, когда мы лицом к лицу, из часа в час, будем стоять с Божественной любовью, с любовью Бога, Который нас полюбил до конца, т.е. до самой смерти, до самого сошествия во ад; и подходя к этим дням, к этим часам, мы неминуемо чувствуем, что напрасно прошли дни и недели, которые нас должны были приготовить к этой встрече. Протоиерей Всеволод Шпиллер Нельзя не видеть, что мир переполнен злом Но разве мир со всех сторон не заливали и тогда, как теперь, темные потоки зла? Разве зло не обладало множеством людей и тогда, как обладает им и теперь, господствуя иногда над целыми народами — вспомним хотя бы ужасы последней войны? Всегда злых людей было, есть и будет не только много, но слишком много! Больше того. Сейчас пользуются очень широким распространением такие учения о человеке, которые приводят к еще более пессимистическим выводам на этот счет. Великая Суббота, Литургия Бывает, что после долгой, мучительной болезни умирает человек; и гроб его стоит в церкви, и взирая на него, мы проникаемся таким чувством покоя и радости; прошли мучительные дни, прошло страданье, прошел предсмертный ужас, прошло постепенное удаление от ближних, когда час за часом человек чувствует, что он уходит, и что остаются за ним на земле любимые. А в смерти Христовой прошло ещё самое страшное - то мгновение богооставленности, которое заставило Его в ужасе воскликнуть: Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?... Митрополит Антоний Сурожский

http://pravmir.ru/category/cerkov/besedy...

Церковь Все рубрики Митрополит Антоний Сурожский Великая Суббота, Литургия Бывает, что после долгой, мучительной болезни умирает человек; и гроб его стоит в церкви, и взирая на него, мы проникаемся таким чувством покоя и радости; прошли мучительные дни, прошло страданье, прошел предсмертный ужас, прошло постепенное удаление от ближних, когда час за часом человек чувствует, что он уходит, и что остаются за ним на земле любимые. А в смерти Христовой прошло ещё самое страшное - то мгновение богооставленности, которое заставило Его в ужасе воскликнуть: Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?... Протоиерей Всеволод Шпиллер Нельзя не видеть, что мир переполнен злом Но разве мир со всех сторон не заливали и тогда, как теперь, темные потоки зла? Разве зло не обладало множеством людей и тогда, как обладает им и теперь, господствуя иногда над целыми народами — вспомним хотя бы ужасы последней войны? Всегда злых людей было, есть и будет не только много, но слишком много! Больше того. Сейчас пользуются очень широким распространением такие учения о человеке, которые приводят к еще более пессимистическим выводам на этот счет. Великая Суббота, Литургия Бывает, что после долгой, мучительной болезни умирает человек; и гроб его стоит в церкви, и взирая на него, мы проникаемся таким чувством покоя и радости; прошли мучительные дни, прошло страданье, прошел предсмертный ужас, прошло постепенное удаление от ближних, когда час за часом человек чувствует, что он уходит, и что остаются за ним на земле любимые. А в смерти Христовой прошло ещё самое страшное - то мгновение богооставленности, которое заставило Его в ужасе воскликнуть: Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?... Митрополит Антоний Сурожский Нельзя не видеть, что мир переполнен злом Но разве мир со всех сторон не заливали и тогда, как теперь, темные потоки зла? Разве зло не обладало множеством людей и тогда, как обладает им и теперь, господствуя иногда над целыми народами — вспомним хотя бы ужасы последней войны? Всегда злых людей было, есть и будет не только много, но слишком много! Больше того. Сейчас пользуются очень широким распространением такие учения о человеке, которые приводят к еще более пессимистическим выводам на этот счет. Протоиерей Всеволод Шпиллер

http://pravmir.ru/category/cerkov/page/1...

Богослужение В службах необычайно мало человеческого… Церковь поет! Целая волна мыслей, чувств объемлет ее. Здесь и изумление пред тайною Воплощения Невидимого, изумление смирению Творца. И если кто постарается вникнуть в это, действительно, «мысль ужасается», и не только человеческая, но даже и ангельская... Что означает облачение Патриарха Особая одежда говорит о принадлежности священнослужителей к иному Царству - Царству Христовой Церкви. Ведь Церковь, хотя и проходит свое странствие и служение в мире, тем не менее глубоко отлична от него по природе своей. В сознании христиан служители Божии всегда и везде должны быть теми, кем они являются перед Богом и Церковью. Покров Пресвятой Богородицы: что поется в этот день в храме Текст службы Покрова Пресвятой Богородицы. Для большего осмысления того, что поется в храме на службе, хорошо заранее ознакомиться с текстом богослужения. Многие берут текст службы с собой в храм, чтобы было удобнее следить за песнопениями праздника. Воздвижение Креста Господня: что поется в этот день в храме Радуйся живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкве ограждение, имже тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся от земли к небесным, оружие непобедимое, бесов сопротивоборче Великая суббота в 2019 году 27 апреля Суббота - воистину есть самый «благословенный седьмой день», когда-либо бывший. Это день, когда Христос почивает от трудов Своих по восстановлению мира. Это день, когда Слово Божие, «через Которое все начало быть», лежит во гробе как мертвый Человек, но в то же время спасая мир и отверзая гробницы. Пасхальное Богослужение Задолго до полуночи верующие, в светлых одеждах, стекаются в храм и благоговейно ожидают наступающего Пасхального Торжества. Священнослужители облачаются во весь светлейший сан. Перед самою полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. Всенощное бдение — что это такое? Всенощным бдением, или всенощною, называется такое богослужение, которое совершается вечером накануне особо чтимых праздничных дней. Это богослужение называется всенощным потому, что в древности оно начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета.В статье приведены фотографии основных моментов Богослужения и некоторые песнопения службы.

http://pravmir.ru/tag/bogosluzhenie/page...

Протоиерей Михаил Браверман: Сегодня мы ищем покой, чтобы прикоснуться к победе Священники — о вере и жизни в эпоху пандемии 18 апреля, 2020 Священники — о вере и жизни в эпоху пандемии В разгар эпидемии, когда многие люди не имеют возможности ходить в храм, епископы и священники записали видеопроповеди для верующих, которые проводят дни Великого поста вдали от храма. Каждый день — на «Правмире». Сегодня к нам обращается протоиерей Михаил Браверман, настоятель храма святых Константина и Елены на ул. Доблести (Санкт-Петербург). — Дорогие друзья, мы встречаемся с вами в дни самоизоляции, когда во многих странах, регионах, городах храмы пусты. Наши миряне ушли на войну. На войну с эпидемией. И конечно, эта война должна закончиться победой. А мы, священнослужители, как нам и положено, молимся за всех вас. Нынешнее время хорошо для духовной жизни. Потому что любящим Бога все содействует ко благу. Это время, когда мы можем осознать, насколько ценен в нашей жизни Божий храм. И мы учимся скучать по храму — то есть скучать по Богу. А вся наша жизнь и есть дорога к Богу, поиск Бога и скучание по Нему. В храме есть некая полнота богообщения, потому что именно в храме совершается Таинство причащения. И конечно, Бог с нами в этой жизни. Но очень часто мы далеки от Бога. Будем учиться Бога любить, будем учиться Богу молиться, будем учиться скучать о Боге. Нынешнее время — это возможность задуматься о смерти. Потому что именно болезнь, как правило, смерти предшествует. Конечно, христиане не должны бояться смерти, потому что христиане должны бояться оскорбить Бога словом или делом. Но мы ответственны за других людей, за их жизни и здоровье. И если мы самоограничением, самоизоляцией спасем жизни — то тогда наша печаль во радость претворится. Совсем скоро мы будем возвещать радость Пасхи, радость о Воскресении Христа. А предшествует Воскресению Христа суббота, Великая Суббота. День покоя, когда снятое с Креста Тело Спасителя покоилось во гробе. Вот-вот и будет Воскресение. Но пока еще есть смерть — и это соответствует и нашему миру, и нынешнему времени. Пока еще есть смерть. Но мы знаем, что она будет побеждена, преодолена Воскресением Христа Спасителя.

http://pravmir.ru/protoierej-mihail-brav...

Разделы портала «Азбука веры» Синаксарь (от греч. σναξις (синаксис) — собрание) – сборник выдержек из писаний святых отцов и церковных преданий, предназначенное для чтения на утрени , после шестой песни канона . В синаксарях содержится объяснение или описание празднуемого события (синаксари на все праздники, жития) или указывается значение и причина того или другого установления  Церкви (поминовения умерших и т. д.), или заключается толкование, почему с известным днем соединяется такое-то воспоминание (синаксари в седмицы мясопустную, сыропустную, в три первых дня Страстной седмицы и др.). Содержащиеся в синаксарях суждения о нравственном, догматическом и идейной содержании дней периода Триоди интересны и часто имеют несомненную ценность, или, как минимум, дают пищу для серьезных и плодотворных размышлений. Например, в синаксаре Недели сырной преступление Адама рассматривается как нарушение заповеди о посте; в синаксаре Недели 2й поста развернуто представлено учение о нетварных энергиях, а в синаксаре Великой Субботы есть замечательное рассуждение о высочайшем статусе этого дня: «Святая Четыредесятница превосходит все остальные дни в году; но больше ее Великая седмица, а из дней Великой седмицы наибольший — великая сия и Святая суббота». С другой стороны, многие отечественные литургисты критически оценивают содержание синаксарей, особенно их историческую ценность. «Неисторичность, наивность, иногда даже курьезность сообщений этих синаксарей… давно уже получили надлежащую оценку со стороны различных авторов» 1 . В частности, «синаксари изобилуют апокрифическими преданиями, которые расцвечивают известные факты. К примеру, в чтении на Неделю о расслабленном говорится, что Мария Магдалина возвестила императору Тиберию о воскресшем Христе, и по ее слову Пилат и первосвященники были преданы казни. Это, конечно, противоречит всем историческим свидетельствам» 2 . А архиепископ Филарет (Гумилевский) даже предлагает удалить их из Триоди: «По такому содержанию им нельзя не пожелать того, чтобы они навсегда исключены были из Триоди» 3 .

http://azbyka.ru/sinaksar

27 сентября в Киево-Печерской Лавре начали работу Десятые международные Успенские чтения. Тему «Праздник: благодарение, освобождение, единение» обсуждают духовенство, богословы и философы, религиозные мыслители из Европы, России и Беларуси 27 сентября в Киево-Печерской Лавре начали работу Десятые международные Успенские чтения. Тему «Праздник: благодарение, освобождение, единение» обсуждают духовенство, богословы и философы, религиозные мыслители из Европы, России и Беларуси, сообщает сайт « Религии в Украине «. Открылась конференция приветственным словом управляющего делами Украинской Православной Церкви (Московский Патриархат) архиепископа Белоцерковского и Богуславского Митрофана (Юрчука). Владыка назвал понятия, вынесенные в тему конференции, «ключевыми моментами, которые помогают свидетельствовать о Христе». Архиепископ Митрофан передал приветствие от Предстоятеля УПЦ митрополита Владимира и пожелал участникам форума «чувствовать себя как дома» в стенах древнейшей киевской обители. Доклад председателя Синодальной Библейско-богословской комиссии РПЦ митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева), постоянного участника Успенских чтений, был зачитан секретарем митрополита игуменом Антонием (Дорониным). В докладе «Прививка бессмертия» митрополит Филарет отметил, что церковные праздники «создают среду, где нет места силам противления». В качестве артефакта, иллюстрирующего доклад, владыка представил табель-календарь на 1926 год, в котором были отмечены 7 гражданско-революционных и 7 церковных праздников: невозможно, оставаясь в здравом уме, праздновать все это вместе с одинаковым энтузиазмом, подчеркнул докладчик. Митрополит Филарет также с сожалением отметил, что в церковно-исторической науке до сих пор отсутствует исследование расцерковления российского общества к началу ХХ века. В Киеве открылись Десятые международные Успенские чтения Ректор Киевской духовной академии архиепископ Бориспольский Антоний (Паканич) выступил с докладом «Христианские праздники – осуществление ожидаемого: Великая Суббота». Владыка сказал, что христианские праздники не только «вспоминают» событие, но и содержат его толкование. На примере паремий Великой субботы докладчик показал преемственность новозаветной Пасхи от ветхозаветной. Когда христиане стали называть Воскресение Христово «Пасхой», это звучало как для нас «День победы», отметил владыка ректор. В заключение своего выступления он подчеркнул, что православные праздники «ни в коей мере не должны восприниматься как просто выходные дни, что, к сожалению, случается и в церковной среде, но как сакральные, преображающие время, вводящие нас в тайну восьмого дня».

http://pravmir.ru/v-kieve-otkrylis-desya...

Tweet Нравится Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне Недели 5-й по Пятидесятнице, дня памяти святого равноапостольного великого князя Владимира Святой равноапостольный великий князь Владимир 14/27 июля 2013 г. Суббота 4-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. 27 июля 2013 г. Квитанция Реквизиты для юридических лиц Реквизиты для переводов из-за границы Оплата с банковской карты Visa, MasterCard и Maestro Оплата наличными через кассы и терминалы Пожертвование через Сбербанк Онл@йн Яндекс.Деньги Альфа-клик MasterPass Интернет-банк Промсвязьбанка скрыть способы оплаты Квитанция Реквизиты для юридических лиц Реквизиты для переводов из-за границы Оплата с банковской карты Visa, MasterCard и Maestro Оплата наличными через кассы и терминалы Пожертвование через Сбербанк Онл@йн Яндекс.Деньги Альфа-клик MasterPass Интернет-банк Промсвязьбанка скрыть способы оплаты Предыдущий Следующий Смотри также Дипломатия св. кн. Владимира в древнерусской гимнографии Диак. Владимир Василик Отражение дипломатии святого князя Владимира в древнерусской гимнографии Диакон Владимир Василик Крещение Руси явилось, без преувеличения, эпохальным событием, которое перевернуло жизнь племен, обитавших на Восточно-Европейской равнине и создало новый народ — русский. Естественно, оно не могло совершиться без известной дипломатической подготовки. Святой князь Владимир – Креститель русских Свт. Николай (Велимирович) Святой князь Владимир – Креститель русских Святитель Николай (Велимирович) Каков был в язычниках Владимир, таковы были и русские славяне. Какая сила под солнцем могла из этой мрачной орды сотворить народ, приручить его, переродить, преобразить, воскресить и дать ему душу святую вместо души звериной? Единственно сила веры Христовой! Она из Владимира-волка сделала Владимира-ягненка. Владимир – обжора и пьяница начал поститься. Владимир-кровопийца начал обходить больницы и тюрьмы… Нужно было исцеленного князя Киевского показать тем, кто болен, чтобы они с радостью приняли лекарство, давшее ему здоровье.

http://pravoslavie.ru/63057.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010