Часть 2 → Содержание Введение I. Праздник Рождества Христова в Вертепе вифлеемском II. Праздник Богоявления Господня на реке Иордан и в Св. граде Иерусалим III. Праздник Сретения Господня у гроба праведного Симеона Богоприимца в Катамонасе близ Иерусалима IV. Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Назарете V. Недели православия и крестопоклонная в Иерусалиме в Святогробском храме VI. Праздник Входа Господня в Иерусалим в Святогробском храме и суббота праведного Лазаря в Вифании VII. Умовение ног в великий четверг в Иерусалиме и на острове Патмос VIII. Приготовление и освящение мира в великий четверг в Константинополе в патриаршей Великой Церкви IX. Великая пятница в Святогробском храме в Иерусалиме X. «Благодать святого огня» на Живоносном Гробе Господнем в великую субботу Список рисунков в тексте и на отдельных листах     С русскими паломниками по Святой Земле и на Афонской горе. Очерки, заметки, наблюдения и впечатления с 63 рисунками и планами. Введение Православный Восток – колыбель христианства и светоч православия – не может и доселе еще считаться изученным с надлежащею полнотою во всем своем объеме. Богослужение православного Востока, послужившее образцом и оригиналом для практики нашей русской церкви, благодаря всегда присущему ему элементу живого непрерывающегося творческого развития, а отсюда и поразительного разнообразия в целом и в частях, относится к тем областям научного ведения, которым вообще весьма мало уделялось внимания и представителями науки и даже нашими благочестивыми образованными паломниками, путешествовавшими нередко в Св. Землю и на св. Афонскую гору с целью богомоления. А между тем, едва ли кто станет отрицать, что и в жизни и в литературе запросы к этого рода произведениям человеческой мысли существуют, и потребность в них живо сознается всеми, кто желает уяснить для себя во всем объеме всю церковную жизнь современнаго православного Востока и его богослужебную в высшей степени любопытную практику. Только при свете этого рода сочинений, благочестивые люди сознательнее начнут относиться к нашему современному богослужению, научатся давать ему надлежащую цену и получатъ то высокое эстетическое наслаждение, какое ему присуще по самой природе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Великая Суббота – обновление обетов крещения Если последний день поста приносит ощущение освобождения от уз поста, если мы надеемся завтра вздохнуть полной грудью и сбросить ярмо Господа, то пост прошел зря 30 апреля, 2016 Если последний день поста приносит ощущение освобождения от уз поста, если мы надеемся завтра вздохнуть полной грудью и сбросить ярмо Господа, то пост прошел зря Великая суббота велика покоем, как земля перед рассветом. Еще солнце не показалось над лесом, но уже светло и птицы всё громче и громче приветствуют поднимающееся солнце. Суббота перед Пасхой – один из самых прекрасных дней в году. Это особенный день: еще пост, но в душе, как заря, занимается праздник. Уже куплены куличи, уже мы думаем, с кем мы будем есть пасху. В книге Бытия суббота была установлена как день покоя и тишины. Этот день посвящался Богу. Откладывались все заботы, и освободившаяся душа устремлялась к Богу. Но шло время, и становилось очевидно, что человеку не хватает сил выйти из покоя и устремиться к Богу всем своим существом. И тогда Богом было принято решение сделать шаг навстречу человеку. Господь шагнул в мир, чтобы исполнить то, чего искал и хотел украсть Адам в Раю – стать как боги. Творец, сжалившись над человеком, решил изменить мир и самого человека. Бог рисковал, создавая человека и делая его подобным Себе. И теперь, увидев немощь природы людей и их расслабленность, Он принимает парадоксальное решение – дать еще один аванс протратившемуся человечеству. Приняв на Себя плоть человека, Он кардинально меняет ее главное качество – способность к обожению. Теперь Бог не стоит вовне, а Сам входит в человека Своей плотью и кровью. Если мы читали в Псалтыри, что человек «мало чем умален от ангелов», то теперь мы видим, что Пресвятая Дева приняла в Себя не виртуальный или проецируемый образ Бога, но всего Сына приняла в Себя. Поэтому мы величаем Ее: «Честнейшая Херувим и славнейшая Серафим». Вслед за Ней и мы сами стали способны быть причастниками Бога. Наша степень подобия Богу увеличилась до абсолютного максимума. Более Богу нечего дать человеку.

http://pravmir.ru/velikaya-subbota-obnov...

Великая суббота Великая Суббота — день, исполненный тишины и покоя. И ветер в этот день утихает, молчит небо, молчит земля… Но для нас это день, исполненный не только печали, но и надежды, и ожидания. Повисают в воздухе капли святой воды, священник проходит, освящая куличи, яйца, пасхальную снедь. 14 апреля, 2012 Великая Суббота — день, исполненный тишины и покоя. И ветер в этот день утихает, молчит небо, молчит земля… Но для нас это день, исполненный не только печали, но и надежды, и ожидания. Повисают в воздухе капли святой воды, священник проходит, освящая куличи, яйца, пасхальную снедь. Еще кругом ночная мгла. Еще так рано в мире, Что звездам в небе нет числа, И каждая, как день, светла, И если бы земля могла, Она бы Пасху проспала Под чтение Псалтыри. Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго», опубликованный в 1957 году за границей, принятый там на ура и в первые же два года переведенный на 24 языка, в Советском Союзе имел хождение в списках и нелегальных копиях, впервые он был опубликован для российского читателя только в 1988 году, в перестройку. Из-за этого романа Пастернак подвергся жестокой травле советской общественности и властей. А многие российские деятели культуры, науки, политического андерграунда, пережившие то время, 60-е и 70-е годы, эпоху хрущевского самодурства и брежневского застоя, вспоминают: к христианству нас привел Пастернак. Стихи, написанные им от имени главного героя, Юрия Живаго, и присоединенные к роману, для многих людей в атмосфере свинцового атеистического давления стали окном в православную духовность … Одно из замечательных стихотворений этого цикла — «На Страстной», оно хорошо знакомо тысячам читателей, в наши дни вошло в школьные хрестоматии и антологии христианской лирики. И со Страстного четверга Вплоть до Страстной субботы Вода буравит берега И вьет водовороты. И лес раздет и непокрыт, И на Страстях Христовых, Как строй молящихся, стоит Толпой стволов сосновых. К какому именно дню Страстной недели относится стихотворение, читателю, хорошо разбирающемуся в православном богослужении, его реалиях и особенностях, нелегко определить точно. В нем есть приметы и седмиц Великого поста, когда за богослужением, кафизма за кафизмой, неоднократно прочитывается вся Псалтырь, и Великого Пятка — крестный погребальный ход с Плащаницей совершается именно в пятницу, да и та же Псалтырь, особенно 118 кафизма, традиционно читается при погребении… Что ж, «На Страстной» — поэтическое произведение, а не отрывок из Типикона, изучать по нему богослужебный устав было бы нелепо.

http://pravmir.ru/velikaya-subbota-3/

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 16. Великая суббота и освящение куличей Пасха без куличей? Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Сегодня мы поговорим о значении Субботы (и не только великой), а также о традиции освящать куличи! Последнее для некоторых представляется самым важным, хотя все внимание в этот день должно быть обращено совсем не к этому. Но обо все по порядку. Тема Великой Субботы Тема Великой Субботы в полной мере являет нам исключительность этого дня в церковном году, и одновременно — богослужебную сущность субботы как дня седмицы. Суббота — самый таинственный день в седмице. Воскресное празднование понятно, а в субботе много недоговоренного. С одной стороны, это день, когда Господь лежал во гробе, с другой — это время, когда совершается победа над смертью и адом. Последнее изображается на иконе «Сошествия во ад», когда Господь стоит на разрушенных вратах ада, вокруг летают гвоздики, петли, ключики. Все засовы и укрепления адовы разлетаются в пух и прах. Справа и слева от Христа изображаются ветхозаветные беседующие друг со другом пророки, говоря, наверное, вот об этом мы и предсказывали. Господь берет за руку Адама, который долго ждал и наконец дождался. Это знаковый момент в истории — выведение человечества из ада. Здесь вспоминаются стихиры прощеного воскресенья: “Седе Адам прямо рая, и рыдая, плакаше…” — момент расставания с раем, и вот сейчас состоялась долгожданная встреча и возвращение в рай. Вопр. А откуда нам известно, что происходило в аду в день сошествия туда Христа? - Об этом рассказали те, кто воскрес в день смерти Христа. Мы же знаем из Евангелия, что “многие тела усопших святых воскресли, и, вышедши из гробов по воскресении Христа, вошли во святый град и явились многим” и обо всем подробно рассказали ( Мф. 27, 52-53 ). Так что суббота — это день не только смерти, но и победы над смертью. Вот почему она является днем для поминовения усопших. Обо все этом говорит тропарь Великой Субботы: “Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества, егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже нас, слава Тебе!”

http://azbyka.ru/video/16-velikaja-subbo...

Великая Суббота. Что происходило на Страстной седмице Пророчество сбылось. А Господь во гробе соблюдал субботний покой 15 апреля, 2023 Пророчество сбылось. А Господь во гробе соблюдал субботний покой В субботу после Страданий Христа ничего не происходит. Вообще ничего. Апостол Матфей упоминает единственное событие этого дня: священники пошли к Пилату и попросили поставить стражу у гроба Иисуса, чтобы ученики не выкрали тела. Совершенно излишняя предосторожность. Ученикам было не до этого, на самом деле. Лука сообщает, что апостолы по заповеди пребывали в покое. Нехороший это был покой, тяжелый. Учитель погиб, даже похоронить нормально не смогли, празднование Пасхи по понятным причинам отменяется, страшно и пусто на душе. Как там у Пастернака было? Но пройдут такие трое суток И столкнут в такую пустоту, Что за этот страшный промежуток Я до Воскресенья дорасту. Пройдет даже меньше трех суток – где-то полтора. Но от этого трагедия не меньше – мы говорили об этом вчера, в Великую Пятницу. Иуда повесился, священники удовлетворились, Пилат умыл руки, Христос, измученный, умер, Мать Его отгоревала… В мире царит тишина, мир еще не понял, что его ждет спасение. Есть такое иудейское предание, что Мессия придет, когда кто-нибудь совершит субботу, не нарушив ее ни в малейшей степени. Красивое предание, и в евангельскую логику укладывается. Если суббота – день покоя, то живому человеку соблюсти ее «на все сто» нельзя, потому что, пока он жив, он не может быть абсолютно спокоен. А мертвые заповедей не соблюдают, хоть и не нарушают. Вот тут бы и пригодился знаменитый Халкидонский догмат, определяющий, что Христос – истинный Бог и истинный человек, неслитно и нераздельно. В ту пятницу Он умер как смертный человек, но жив как Бессмертный Бог, и это не значит, что Он частично умер, а частично жив. Он именно что одновременно умер и одновременно жив – именно это и взорвало ад, который готов был встретить великого мертвеца, который был закрыт от Жизни. Но Мертвый, Который оказался Самой Жизнью – это сокрушительный удар по смерти.

http://pravmir.ru/velikaya-subbota-chto-...

Великая Среда. В портрете Иуды узнаю себя Вглядимся в личность Иуды. Так ли сильно мы непохожи на него, как нам хотелось бы думать? 8 апреля, 2015 Вглядимся в личность Иуды. Так ли сильно мы непохожи на него, как нам хотелось бы думать? Предательство друга – страшная случайность или вероятная закономерность? Психолог и психотерапевт Марина Филоник попыталась составить психологический портрет Иуды Искариота и понять, что же в человеческой душе может стать предпосылкой к предательству. Интересно, что обычно словосочетание Великая Среда не вызывает особого отклика у многих верующих. Куда более на слуху и активно переживаемы Великий Четверг, Страстная Пятница, Великая Суббота и, наконец, Пасха – Светлое Христово Воскресение. Однако этот день Великой Среды по преданию определил многое в библейской истории. Это день предательства Иуды , когда он решился и пошел к первосвященникам в храм, как пишет Евангелие, «чтобы предать Его им» (Мк. 14:10, 43–46). Многим из нас знакома боль предательства, и одновременно обычно нам кажется, что мы-то точно не способны на что-то, подобное поступку Иуды . Однако его предательство не было страшной случайностью, громом среди ясного неба. Можно выделить ряд факторов, которые, вероятно, могли быть закономерными предтечами такого решения. И главный из них касается проблемы ценности личных отношений, в которых оба встречаются с реальным Другим, а не со своими представлениями, продиктованными, в том числе, мотивами получения определенных выгод от общения. И это может касаться самых разных предательств, в т.ч. в нашей жизни. Вглядимся в личность Иуды. Рассмотрим внимательно его портрет и, возможно, во многом узнаем себя. Для дальнейших размышлений будут использоваться в т.ч. некоторые тексты утрени Великой Среды, взятые из Постной Триоди в переводе на русский язык иеромонаха Амвросия Тимрота. 1. Иерархия ценностей. Сребролюбие Часто, когда мы хотим понять личность какого-то человека, нам важно вникнуть в то, что для него важно, чем он живет, что исповедует. Психологи, говоря о личности, часто, в первую очередь, имеют в виду иерархию ценностей человека. Евангелие повествует, что Иуда «был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» (Ин.12:6).

http://pravmir.ru/velikaya-sreda-v-portr...

Толкование Евангелия на каждый день года. Великая Суббота Утреня На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать. Иудеи получили, что хотели. Они увидели Христа мертвым, и они знают, что Он положен во гробе. И теперь они могут приступать к своему празднику. Но наш праздник иной. Не якоже иудеи празднуем — не в квасе злобы и лукавства, но в безквасии чистоты и истины. Ибо Христос — Пасха наша — за нас пожреся. Иудеи пришли к Пилату и сказали ему, что Христос, когда Он еще был жив, говорил, что воскреснет в третий день. Не то, чтобы иудеи допускали возможность этого, но они боятся, что ученики придут и украдут своего Учителя и скажут, что Он воскрес из мертвых. И они просят Пилата, чтобы он поставил стражу и принял какие-то меры. И Пилат говорит им: «Имате кустодию — имеете стражу, — постарайтесь сделать все, что вы можете» (Мф. 27, 65). Он как бы говорит, не зная, что говорит: «Постарайтесь, если сможете, удержать Христа во гробе». И они действительно приняли все меры. Огромный камень был привален ко гробу — «велий зело», и гроб был запечатан, и стража была поставлена ко гробу. Но они не учли одной вещи, что нет такого гроба на свете, который мог бы удержать воскресшего Христа, и нет такого Синедриона, и нет таких мудрецов во всем мире, и нет такой власти со всею изощренностью их лжи, со всем золотом мира, которым, как им кажется, они могут купить всех, даже свидетелей Воскресения. Со всеми угрозами гонений. Нет такой силы, которая могла бы удержать во гробе воскресшего Христа. Потому что смертью Своею Христос отнял силу смерти у имеющего державу смерти, то есть, у диавола. И уже мы сейчас можем слышать: «Днесь ад, стеня, вопиет». И уже сейчас Ангел возвещает об этой радости: «Зачем вы ищете Живаго с мертвыми, Его нет здесь, Он восстал». Христос сошел во ад, сокрушив врата медные, и радостный гул этой победы приближается к нам. Еще немного, и эта весть, которая сотрясет все небо и землю, придет к нам. И эта радость заполнит все. Радость, которую ни жизнь, ни смерть, никто и ничто не смогут от нас отнять, потому что жизнь вечная, воссиявшая от гроба, дана нам Богом навеки.

http://pravoslavie.ru/4179.html

М.С. Красовицкая Лекция 17. Великий Четверг и Великая Пятница В прошлый раз мы остановились на границе Великой Среды и Великого Четверга; говорили о Великой Среде, о Преждеосвященной литургии, которая совершается на вечерне, как это всегда бывает. На изобразительных в Великую Среду Типиконом назначен особый чин, когда игумен и вся братия испрашивают прощение за грехи всей жизни и всей св. Четыредесятницы. Таким образом, по указанию Типикона, выходит, что св. Четыредесятница все же оканчивается в Великую Среду. Как мы помним, Триодь Постная в пяток ваий назначает песнопение «Душеполезную совершивше Четыредесятницу...», т.е., судя по текстам Триоди, Четыредесятница кончается в пяток ваий, а по мысли Типикона – в Великую Среду. Здесь мы видим след разных традиций, способов преодоления той трудности, что сорокадневный пост не получается ни при каком исчислении и является символом, знаком, который для нас важен, но буквально не может быть исполним. Существует расхождение между самим названием Четыредесятницы и тем реальным количеством дней, которые ее составляют: их или больше, чем сорок, или меньше. Тем не менее, Преждеосвященная литургия Великой Среды – это, безусловно, очень ясная граница. Как Лазарева Суббота является границей, так и Великая Среда, безусловно, является поворотным днем: кончается время Преждеосвященных литургий, кончается чтение молитвы Ефрема Сирина – важнейшего постного текста, кончается стихословие кафизм Псалтири (за исключением 17-й кафизмы в Великую Субботу, все рядовое чтение Псалтири отменяется), в храме не кладут земные поклоны (кроме как перед Св. Плащаницей). В богослужении более не употребляется великопостный распев, и, скорее всего, в этот день облачения великопостные, будничные, могут смениться на те, которые были в Недели Великого поста, и сейчас, на Страстной, очень уместны – это лиловые облачения. Это, безусловно, конец одного периода и начало чего-то совершенно нового. В Великую Среду положено малое повечерие с трипеснцем, затем полунощница. Мы рассмотрим подробно утреню Великого Четверга.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» Русский ВО СВЯТУЮ И ВЕЛИКУЮ СУББОТУ НА УТРЕНИ ВО СВЯТУЮ И ВЕЛИКУЮ СУББОТУ НА УТРЕНИ клеплет ко Утрени в седмый час нощи. Начинаем Утреню по обычаю. И по шестопсалмии ектения великая. Начало обычное, шестопсалмие и великая ектения. На Бог Господь: тропарь, глас 2: На Бог Господь: тропари, глас 2 Благообразный Иосиф,/с древа снем Пречистое Тело Твое,/плащаницею чистою обвив,/и вонями во гробе нове покрыв положи. Благородный Иосиф,/с древа сняв пречистое тело Твое,/чистым полотном обвив/и помазав благовониями,/в гробнице новой положил. Слава:  Егда снизшел еси к смерти, Животе безсмертный,/тогда ад умертвил еси блистанием Божества./Егда же и умершия от преисподних воскресил еси,/вся силы небесныя взываху:/Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе. Слава:  Когда сошел Ты к смерти, Жизнь бессмертная,/тогда ад умертвил Ты сиянием Божества./Когда же Ты и умерших из преисподней воскресил,/все Силы Небесные взывали:/“Податель жизни, Христе Боже наш, слава Тебе!” И ныне:  Мироносицам женам, при гробе представ Ангел вопияше:/мира мертвым суть прилична,/Христос же истления явися чуждь. И ныне:  Женам-мироносицам/представ у гробницы, Ангел восклицал:/“Миро приличествует мертвым,/Христос же явился тлению неподвластным”. И, кадящу священнику весь храм, начинаем пети Непорочны со сладкопением, такожде по коемуждо стисе и похвалы. И начинаем петь Непорочны и похвалы, глас 5, совершая каждение в начале каждой статии. Статия первая. Статия первая Возглашает певец, во глас 5: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен Ты, Господи,/научи меня повелениям Твоим. 1  Блажени непорочнии в путь,/ходящии в законе Господни. Блаженны непорочные в пути,/ходящие в законе Господнем. И похвалы, во глас 5: Жизнь во гробе положился еси, Христе,/и Ангельская воинства ужасахуся, снизхождение славяще Твое. Ты – Жизнь, Христе, во гробе был положен/и Ангельские воинства поражались,/прославляя снисхождение Твое. 2  Блажени испытающии свидения Его,/всем сердцем взыщут Его.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/strastnay...

Скачать epub pdf Неделя 5-я Великого поста Прокимен гласа и преподобной Марии Египетской: Прокимен, глас 4: Дивен Бог во святых Своих, Бог Изрáилев. Ко еврéем послáния святáго апóстола Пáвла чтéние Брáтия! Христóс, Первосвящéнник бýдущих благ, придя с бóльшею и совершéннейшею скиниею, нерукотворéнною, то есть не таковóго устроéния, и не с крóвью козлóв и тельцóв, но со Своéю Крóвию, однáжды вошёл во святилище и приобрёл вéчное искуплéние. Ибо éсли кровь тельцóв и козлóв и пéпел телицы, через окроплéние, освящáет осквернённых, дáбы чисто было тéло, тем бóлее Кровь Христá, Котóрый Дýхом Святым принёс Себя непорóчного Бóгу, очистит сóвесть нáшу от мёртвых дел, для служéния Бóгу живóму и истинному. ( Евр 9:11–14 ) Аллилуиа гласа Лазарева суббота Прокимен, глас 3: Госпóдь просвещéние мое/и Спаситель мой, когó убоюся! Стих: Госпóдь защититель животá моегó, от кого устрашýся! Ко еврéем послáния святáго апóстола Пáвла чтéние Брáтия! Мы, приéмля цáрство непоколебимое, бýдем хранить благодáть, котóрою бýдем служить благоугóдно Бóгу, с благоговéнием и стрáхом, потомý что Бог наш есть огнь поядáющий. Братолюбие между вами да пребывáет. Страннолюбия не забывáйте, ибо через него нéкоторые, не знáя, оказáли гостеприимство áнгелам. Пóмните узников, как бы и вы с ними были в узах, и стрáждущих, как и сáми нахóдитесь в тéле. Брак у всех да бýдет чéстен и лóже непорóчно; блудникóв же и прелюбодéев судит Бог. Имéйте нрав несребролюбивый, довóльствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказáл: «Не остáвлю тебя и не покину тебя», так что мы смéло говорим: «Госпóдь мне помóщник, и не убоюсь: что сдéлает мне человéк?» Поминáйте настáвников вáших, котóрые проповéдовали вам Слóво Бóжие, и, взирáя на кончину их жизни, подражáйте вéре их. Иисýс Христóс вчерá и сегóдня и во вéки тот же. ( Евр 12:28–13:8 ) Аллилуиа: 1 . Госпóдь воцарися, в лéпоту облечéся. 2 . Ибо утверди вселéнную, яже не подвижится. Вербное воскресенье Прокимен, глас 4: Благословéн грядый во Имя Госпóдне,/Бог Госпóдь, и явися нам. Стих: Исповéдайтеся Гóсподеви яко благ, яко в век милость Егó.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010