Пасха – подарок незаслуженный. Можно представить, например, что какого-нибудь злостного преступника судят, дают пожизненное заключение – и вдруг выпускают на волю, щедро наградив. Пасха после Страстной седмицы и есть такой изумительный дар, совершенно нелогичный по человеческому рассуждению. Во все предпасхальные дни, а особенно в Страстную Пятницу как раз и ощущаешь себя пойманным разбойником, перед которым пустили видеоленту с его собственными преступлениями. Предательство Иуды, злоба фарисеев и книжников, неверие иудеев, черная неблагодарность исцеленных Христом людей, трусость апостолов, отречение Петра – это все я, все обо мне. В Великую Пятницу, когда Плащаницу с траурным шествием обносят вокруг храма, грудь давит все та же мысль: «Его, Иисуса, Которого я так люблю, убили из-за меня. Если бы даже все люди мира были святы, мои грехи все равно заставили бы Господа распинаться. И он распялся – из-за меня, из-за нас». И вдруг, после ужаса Страстной, приходит полная света и надежды Великая Суббота, а за ней и Пасха – как некий взрыв, как сильное землетрясение. И ты понимаешь, что все твои преступления уничтожены силою Пасхи, что теперь все новое, все поменялось. Ты прощен, мы все прощены, наша совесть обновлена. Своих распинателей Христос прощает, и делает близкими друзьями. Наши грехи сгорели в печи божественной любви, список наших беззаконий омыт пречистой Кровью Спасителя. Цена спасения уплачена, диавол посрамлен, ад разрушен, человеческое естество обновлено. И все эти подарки получаем мы, ни капельки их не заслужив. О чудо! - разбойник освобожден и щедро вознагражден. Важно понимать, откуда Христос извлек меня, преступника – из самого ада! «На землю сшел еси, да спасеши Адама, и на земли не обрет сего, Владыко, даже до ада снизшел еси ищай» - говорит богослужение Великой Субботы. В глубинах адских Господь нашел не только Адама – Он нашел меня. Я тоже был там до того, как Богочеловек протянул мне Свою руку и выдернул «из ада преисподнейшего». Ад – это состояние того, кто отказался от Бога. И мне знакомо это состояние, я был там, и Христос вывел меня из ада моего греховного ожесточения. Пасха в этом смысле есть благодатное обновление своего личного исхода из духовного Египта – ада безбожной жизни. И опять же, Господь забрал меня оттуда без каких-либо моих заслуг, исключительно по Своему милосердию. Все это абсолютно нелогично и незаслуженно, потому что чудо.

http://pravoslavie.ru/102760.html

В этом фильме показывается, что в любом человеке сразу может быть все: Христос, Мария Магдалина, Иуда. Фильм «Ида» получил «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Свою оценку фильму во время просмотра в киноклубе при храме Живоначальной Троицы в Хохлах дал протоиерей Алексий Уминский. Этот фильм о том, что Бог умер. Вспомните первые же кадры: девушки-послушницы несут статую Христа под музыку Баха – они хоронят Христа. Все начинается с погребения Христа. Умер Бог, Его нет в этом мире. И это все время доказывается всем фильмом. Прежде всего, это показывает Ванда, а затем в какой-то момент это происходит и с Идой: она теряет Бога. Я бы назвал это фильмом о Великой субботе. Когда мы переживаем Великую субботу, мы знаем, что будет Пасха, но когда Великую субботу переживали те, кто был со Христом, они не знали, что Пасха наступит. И вот Великая суббота, которая показана нам в этом фильме, – та, первая, в которой нет больше Бога. Красивая, чистая девочка хочет служить Богу, а Бога нет. Когда она старается полюбить и начинает понимать свою тетку, именно через нее она и увидела, что Бога нет в этом мире, что все умирает. Она пытается начать другую жизнь, найти смысл в жизни без Бога, но «а что потом?», где смысл жизни без Бога? Его тоже нет. И вот этот последний кадр возвращения: конечно, она идет в монастырь, но она идет пока еще без Бога, она только пытается снова встретить Его в своей жизни. Как мироносицы идут ко гробу, еще не зная что там увидят, примерно так идет и Ида. В этом фильме показывается, что в любом человеке сразу может быть все: Христос, Мария Магдалина, Иуда – и измена, и глубочайшее покаяние, и отчаяние «почто Ты Меня оставил?». Поэтому фильм так красив, красив, как богослужение, он вводит человека в это великопостное переживание Великой субботы. Это седьмой день – мир, в котором нет Бога. И поэтому странно задавать вопрос «почему в этом мире так много зла?», «почему умирают дети?», «почему так много несправедливости?», «почему все так ужасно и отвратительно?». Потому что умер Бог.

http://pravmir.ru/protoierey-aleksiy-umi...

Воспоминания Варвары Флоринской Я не буду писать о службах Владыки Николая и о впечатлениях, какое они создавали. Напишу о своих двух встречах с Владыкой. Была Великая Суббота 1932 или 1933 года, не помню. Владыка, как всегда, служил дома, то есть в Петергофском соборе. Рано утром я пришла в собор, чтобы до службы приложиться к Плащанице, но здесь меня мама срочно отправила обратно домой, так как у нее вышли все просфоры, и на Светлую ночь и на утро второго дня Святой Пасхи просфор уже не оставалось. Значит надо было идти домой греть воду, разводить дрожжи, сеять муку и следить за тестом, чтобы к определенному часу тесто было готово. Мне, конечно, не хотелось, но сделать надо было обязательно. Мама обещала придти в 3 часа, и чтобы тесто к этому времени было готово. Прошло и 3, и 4 часа, а мамы все не было, и я побежала за мамой. У входной двери в собор встретила Владыку, подошла под благословение, а Владыка спросил, почему я не была за обедней; я объяснила причину, и сказала, что теперь иду за мамой, так как тесто может перекиснуть и просфоры будут плохие. Владыка сказал, что мама уже собирается, а мне говорит, вот хорошо, что пришла, идем со мной проверять мост, как он выдержит напор людей во время Крестного хода. Польщенная тем, что пойду рядом с Владыкой, я однако, запротестовала и говорила, что не понимаю в этом деле, но Владыка сказал – будем проверять вдвоем. Мост через ручей, протекающий в ограде, находится у стены алтаря: подойдя к мосту, мы заглянули под настил моста, прошлись и основательно постучав ногами по настилу моста, решили, что мост выдержит, сваи крепкие. Так, обойдя с Владыкой вокруг собора и еще раз получив благословение, очень довольная побежала домой помогать маме. Вторая встреча была в Литве, в Каунасе в декабре месяце 1944 или 1945 г. Владыка был уже Митрополитом Крутицким, правил Московской епархией. Пришло известие из Москвы, что Владыка собирается посетить свою Родину, и время приезда было назначено, примерно на месяц раньше. Священник с женой и дочерью ужасно волновались, принимать таких высоких гостей им не приходилось, а тут вдруг Митрополит Московский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Москва. Церковь Сергия Радонежского на Рязанке. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Историческая справка о храмовом комплексе преподобного Сергия Радонежского на Рязанке. 22 апреля 2000г.в присутствии благочинного церквей Преображенского округа г. Москвы протоиерея Леонида Ролдугина состоялось Учредительное собрание инициативной группы по строительству православного храма. Одобрено предложение дать Приходу имя преподобного Сергия Радонежского. 19 мая 2002 г. Архиепископом Истринским Арсением освящен земельный участок под строительство храма. прп. Сергия на Рязанке, в присутствии благочинного Петропавловского округа протоирея Анатолия Родионова, депутатов Мосгордумы, Главы Управы Евсеева Анатолия Дмитриевича. С этого дня назначен настоятель строящегося храма священник Виктор Сандар, клирик храма иконы Божией Матери “Утоли мои печали” в Марьино. 15 ноября 2003 г.Закончена заливка монолитной плиты фундамента храма. По этому поводу архиепископом Истринским Арсением отслужен молебен на закладку камня в основание престола храма прп. Сергия Радонежского, куда была заложена капсула с именами всех жертвователей. С этого времени началось строительство малого храма. 16 января 2005г . Водружение Креста на Малый храм прп.Сергия Радонежского. Торжественный молебен возглавил архиепископ Истринский Арсений. 7 сентября 2005г. – начало строительства дома причта. 3 декабря 2005г. состоялось великое освящение храма прп.Сергия Радонежского Архиепископом Истринским Арсением. С этого дня начали совершать регулярные богослужения в храме 22 апреля 2006 г. – Великая суббота- наш Приход посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Ко дню святой Пасхи был получен второй антиминс для приставного Престола в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы для совершения двух Божественных литургий со Светлого Христова Воскресения. 26 ноября 2006 г. Чин закладки Большого храма Введения во храм Пресвятой Богородицы и освящение Дома причта, которые совершил архиепископ Истринский Арсений.

http://sobory.ru/article/?object=06200

Новости В Великую Субботу Патриарх Кирилл совершил литургию в Храме Христа Спасителя 18.04.2009 13:44 Москва, 18 апреля, Благовест-инфо. Сегодня, в Великую Субботу, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве. Предстоятелю Русской Церкви сослужили архиепископы Истринский Арсений и Орехово-Зуевский Алексий, ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев, духовенство Москвы. По входе в соборный храм Патриарх последний раз в этом году облачился в черную великопостную мантию, а затем - в черные богослужебные облачения. По обычаю, богослужение началось при потушенном освещении - горели только лампады и свечи на подсвечниках. Поскольку погода в  это утро выдалась пасмурная, в храме было темно. После чтения паремий - ветхозаветных пророчеств – и Апостола, во время пения " Восресни, Боже, суди земли " духовенство переоблачилось из черных одеяний в белые, символизирующие свет Христова Воскресения. Патриарший архидиакон Андрей Мазур прочитал отрывок из Евангелия от Матфея, повествующий о воскресении Спасителя из гроба – этот текст читается в церкви только раз в году. По окончании литургии Патриарх по уставу Великой Субботы освятил хлеб и вино, а затем поздравил всех с сегодняшним днем. «Великая суббота это день, который вводит нас в Пасхальную тайну, день в котором отражается заря Воскресения, но который посвящен сошествию Господа во ад. Ибо через смерть и Воскресение Спаситель наш искупил от грехов весь род человеческий», сказал Патриарх. «Сегодняшний день уже исполнен предпасхальной радостью, и нужно хранить то благодатное чувство, которое мы получили во время этой Божественной литургии, продолжил предстоятель РПЦ. – Предпраздничные дни всегда сопровождаются житейской суетой: мы стремимся убрать наши жилища, … себя привести в порядок, а времени, обычно, мало. Мы напрягаем свои силы, а когда ослабевают физические силы, то ослабевает и нервная система человека. Мы нередко болезненно реагируем на замечания, будучи утомленными, не воздерживаемся от злых слов».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Утреня Великой Субботы 21.04.2014 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Великая Суббота О, дивное чудо! Вдохнувший дыхание жизни в Адама, положен во гроб мертвый и бездыханный. Осудивший человека возвратиться в землю вменяется среди тех, кто томится в земле. Христос — среди мертвых. Христос — во гробе новом. Христос — во аде. Схождение во ад — новое явление любви Господа к Своему Отцу и к роду человеческому. Даже умерев, Сын Божий продолжает исполнять Свое служение нашего спасения — среди смерти. Тело Господа связано, по ветхозаветному обычаю, пеленами. Он лишен всякой возможности движения. Не только смерть связует Его, но и пелены. Никому, разумеется, и в голову не приходит, что мертвое тело начнет двигаться. После смерти на Кресте оно стало неподвижным, и теперь связующие Его как бы утверждают эту смерть. Они не думают о духе Господа, который сильнее Его тела и имеет силу разорвать любые узы. Даже если бы ангелы помогли Ему избавиться от них, это не имело бы значения, потому что Он имеет власть над ними. Господь связан нашими грехами. Но когда Он воскреснет, Он разорвет наши грехи. Наши грехи еще раз связуют Господа телесно и показывают, что мы виновны в Его смерти. Наша бездна греховная раскрывается не только Крестом Христовым, но и Его погребением. Но мы не можем связать душу Господа. Она сама связана любовью Отчей и Его любовью к Отцу и ко всем нам. Последнее, что могут сделать люди по отношению к Богу по эту сторону смерти, — связать Его еще раз. Но Господь сходит во ад. Сокрушаются медные врата смерти, открываются врата вечности, и ад трепещет. Ибо Тот, Кто свободен от греха, является среди мертвых. Тот, Кто освободил Лазаря от уз, связан пеленами. Ныне Царь славы сходит в преисподнюю — Тот, Кто сошел к нам с небес и прошел как солнце по всем дорогам жизни. «Ныне, — говорит святой Иоанн Дамаскин, — Отроча, Которое родися нам и дадеся нам, сходит в нору аспида, чтобы задушить и убить его, и превратить в ничто его силу и гордыню». Ныне преисподняя становится небом, ад наполняется светом. Мрак, которого все боялись, бежит, и слепые обретают зрение. Ибо восходящее Солнце, Свет свыше, является всем, во тьме и сени смертной седящим.

http://moral.ru/утреня-великой-субботы-2...

Перед обеднею все духовенство уже собрано было в алтаре греческого собора. Несметная толпа народа всех языков и вер закрывала все помосты, ступени и хоры. Гул толпы подобился дальнему шуму моря. Наружные врата были уже заперты; паша Шериф и муселим Иерусалимский с своими женами занимали одну из аркад ротонды Святого Гроба, и несколько отрядов регулярного египетского войска расставлены были в некоторых частях храма, особенно у Гроба Господня, для отстранения арабов; но арабы устремлялись к соборному греческому алтарю и сколько знаками, столько и словами просили у греческого митрополита защиты и изъявляли свое негодование на притеснение. Беспокойство возрастало… Достопочтенный старец митрополит Мисаил, получив приказание от сирийского паши начать службу, объявил, что, имея положительные опасения в нарушении благочиния церкви, он не может начать служения, если не допустят арабов исполнить обряд, утвержденный им фирманами султанов. Приказание паши было объявлено Митрополиту чрез драгомана армянского монастыря и замысел был слишком очевиден. Вскоре тот же посланный явился вторично в греческий алтарь с подтверждением того же приказания паши и дерзнул возвысить свой голос. Тут один из нас, исполнясь негодованием, принял речь и велел сказать сирийскому паше чрез греческого драгомана, что права, дарованные султанами и нынешним правителем Египта, нам известны, что нарушение этих прав слишком явно и что мы, будучи свидетелями того, что делается, и тех смятений, которые могут произойти, – берем на себя довести все это до сведения Мегмета-Али, и требовать суда виновнику происшествия. Эта речь произвела желаемое действие. Паша отступил от своего обещания армянам, – арабы получили дозволение исполнить свой обряд, но раздраженный паша вывел почти всех стражей, дабы в случае беспорядков обратить всю вину на греков и на нас. Радость и признательность арабов были невыразимы; сквозь решетки алтаря они посылали нам свои изъявления благодарности обычными знаками восточных народов и даже поцелуями. Шумное торжество их и возгласы – совершились; тогда растворились Царские двери греческого алтаря; толпа раздвинулась, открыв путь к Гробу Господню, – и разоблаченный митрополит в одном белом подризнике, со связкою незажженных свечей в руках, для принятия святого огня, направился к часовне Гроба Господня, предшествуемый всем духовенством в белых ризах, блестящих золотом. Митрополит удостоил дать нам место вслед за собою. Толпы диких и бунтовавших арабов пребыли мирны как агнцы, лишь некоторые вырывались иногда из рядов, чтоб поцеловать одежду митрополита или только коснуться ее, несмотря на все воспрещения и угрозы предводившего процессию янычара.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Слова в дни поминовения усопших. В Димитриевскую родительскую субботу (I) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы ( Лк. 20:38 ), – сказал Спаситель не веровавшим в воскресение мертвых саддукеям. Дорогие братия и сестры, благодарение Господу, что Он неусыпно печется о нашем спасении и достижении нами Царствия Божия и дает нам возможность молиться и помогать своими молитвами облегчению участи наших ближних в загробной их жизни. Бог, сотворивший человека для блаженной вечной жизни, по Своей благой воле желает всем получить ее в наследие, а потому и принимает до Всеобщего Воскресения и Суда молитвы живых за усопших, когда приносятся они с искренней верой и любовью к почившим ближним нашим. Церковь , с самых первых времен приняв от Апостолов наставление молиться за усопших, следовала ему уже неизменно. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Не напрасно узаконено Апостолами поминать умерших при Страшных Таинах. Они знали, что великая бывает от того польза для усопших, великое благодеяние». Поминовение усопших совершалось и в Ветхозаветной Церкви. Так, например, Иуда Маккавей возносил молитвы за воинов, согрешивших на поле брани. Настоящая же родительская суббота именуется Димитриевской, потому что она установлена великим князем Димитрием Донским, по совету и благословению Преподобного Сергия, в вечное поминовение героев, павших на Куликовом поле. Дорогие братия и сестры, мы, живые, должны совершать молитвы за усопших с твердой верой, что наши сродники живут той же разумной жизнью, какой жили они в теле, находясь на земле, и потому они слышат нас и ждут нашей молитвы. Человек, оставляя этот мир, не исчезает бесследно, поскольку имеет бессмертную душу, которая никогда не умирает. То, что мы видим умирающим, – видимое, грубое тело, которое есть прах, потому что от земли взято и опять возвращается в землю. Невидимая же тонкая сила, которую мы называем душою, не умирает никогда. Тело само свидетельствует о своей смертности, потому что оно разрушимо и делимо, душа же, напротив, имеет несложное, неразрушимое духовное устроение и потому разлагаться и умирать, как тело, не может.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Суббота Благословенная Великая Суббота — последний день Страстной Седмицы, день покоя, когда Сам Господь почил во Гробе. Это единственная суббота в году, в которую Церковью предписывается пост — в знак скорби о умершем на Кресте Господе Иисусе Христе и в память Его погребения. 23 апреля, 2010 Великая Суббота — последний день Страстной Седмицы, день покоя, когда Сам Господь почил во Гробе. Это единственная суббота в году, в которую Церковью предписывается пост — в знак скорби о умершем на Кресте Господе Иисусе Христе и в память Его погребения. Великая Суббота — последний день Страстной Седмицы, день покоя, когда Сам Господь почил во Гробе. Это единственная суббота в году, в которую Церковью предписывается пост — в знак скорби о умершем на Кресте Господе Иисусе Христе и в память Его погребения. Погребению Господа посвящена служба Погребения Плащаницы, включающей в себя утреню со чтением 17 кафизмы с особыми припевами (похвалами). По уставу эта служба совершается глубокой ночью с Великой Пятницы. Источник: photosight.ru Одновременно Великая Суббота приуготовляет верующих к Пасхе и напоминает о сошествии Христовом во ад для избавления усопших от вечной смерти. В связи с этим в Древней Церкви в этот день совершалось крещение оглашаемых (готовящихся к принятию Таинства Крещения). Крещение происходило во время Литургии, совершаемой после вечерни в конце дня. На Литургии Великой Субботы читается уже Евангельское чтение, посвященное Воскресению Христову, а священники переоблачаются из темных великопостных одежд в одежды праздничные, белые. В современной практике Русской Православной Церкви Погребение Плащаницы совершается вечером в пятницу, а Вечерня с Литургией свт. Василия Великого — утром в субботу. Богослужебные песнопения Тропарь Благообразный Иосиф,/с древа снем Пречистое Тело Твое,/плащаницею чистою обвив,/и вонями во гробе нове покрыв положи. Благородный Иосиф,/с древа сняв пречистое тело Твое,/чистым полотном обвив/и помазав благовониями,/в гробнице новой положил. Снятие с креста. Мозаика, XV век Статии (фрагмент)

http://pravmir.ru/subbota-blagoslovennay...

Великая Суббота — день высочайшей тайны: Спаситель, будучи во гробе плотски, находился в раю душой и одновременно сошел во ад Своей божественной природой, разрушил его твердыню и освободил узников. Протоиерей Георгий Бреев  рассказывает о событиях Великой Субботы . Великая Суббота изначально обозначена как день покоя. Еще когда Бог творил мир, седьмой день был для Него днем покоя. Конечный результат чаяния всех верующих людей – это обрести покой, стать наследниками вечного покоя, который символизирует собой жизнь вечную, безболезненную, несопричастную тлению, греху, смерти. И Великая суббота открывает этот покой. В Церкви это считается день высочайшей тайны: Спаситель, будучи во гробе плотски, находился в раю душой и одновременно сошел во ад Своей божественной природой, разрушил его твердыню и освободил узников. Существует два канона иконы Воскресения Христова. На одном изображается Христос воскресший и ангелы около Него. На другом – Христос выводит из ада Адама и Еву. Эта икона очень сильная. Христос разрушил твердыню ада и вывел праотцев, всех праведников и всех людей, которые услышали проповедь Иоанна Предтечи. «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?» – восклицает апостол Павел. Поэтому Великая суббота – поистине высочайший день – таинственный, глубочайше неизмеримый, день, когда Господь вошел в свою славу. Всемогущим Богом Он разрушил тот ад, шеол, который наследовали даже праведники, от первого человека до последнего. Великая суббота для нас – это день, в который Церковь говорит: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным». Предстоят Ему ангелы и херувимы, которые закрывают лица, зря это Божественное таинство. Это день навевает какой-то особый духовный внутренний мир, как будто все отошло, страдания прекратились. Обретается даже в природе какое-то предчувствие… В Великую субботу освящают пасхи и куличи, многие причащаются и уже готовятся к самому дню Пасхи. К Великой Субботе приуготовляется Плащаница – она выносится на середину храма, в пятницу вечером обходят с ней вокруг храма, совершают чин Погребения, и целый день в субботу люди прикладываются к Плащанице, радуются этому таинственному торжеству.

http://pravmir.ru/protoierej-georgij-bre...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010