Страстная седмица со стихами Бориса Пастернака. Великая Суббота. На Страстной 30 апреля, 2016. Дарья Менделеева Мы выбрали одно стихотворение по настроению каждого дня Мы заканчиваем чтение стихотворений Бориса Пастернака, в которых он обращается к теме крестной жертвы Спасителя и описывает те евангельские события, что ей предшествовали. На Страстной Еще кругом ночная мгла. Еще так рано в мире, Что звездам в небе нет числа, И каждая, как день, светла, И если бы земля могла, Она бы Пасху проспала Под чтение Псалтыри.   Еще кругом ночная мгла. Такая рань на свете, Что площадь вечностью легла От перекрестка до угла, И до рассвета и тепла Еще тысячелетье. Еще земля голым-гола, И ей ночами не в чем Раскачивать колокола И вторить с воли певчим.   И со Страстного четверга Вплоть до Страстной субботы Вода буравит берега И вьет водовороты. И лес раздет и непокрыт, И на Страстях Христовых, Как строй молящихся, стоит Толпой стволов сосновых.   А в городе, на небольшом Пространстве, как на сходке, Деревья смотрят нагишом В церковные решетки.   И взгляд их ужасом объят. Понятна их тревога. Сады выходят из оград, Колеблется земли уклад: Они хоронят Бога. И видят свет у царских врат, И черный плат, и свечек ряд, Заплаканные лица – И вдруг навстречу крестный ход Выходит с плащаницей, И две березы у ворот Должны посторониться.   И шествие обходит двор По краю тротуара, И вносит с улицы в притвор Весну, весенний разговор И воздух с привкусом просфор И вешнего угара. И март разбрасывает снег На паперти толпе калек, Как будто вышел Человек, И вынес, и открыл ковчег, И все до нитки роздал.   И пенье длится до зари, И, нарыдавшись вдосталь, Доходят тише изнутри На пустыри под фонари Псалтирь или Апостол.   Но в полночь смолкнут тварь и плоть, Заслышав слух весенний, Что только-только распогодь, Смерть можно будет побороть Усильем Воскресенья. Великая Суббота. Все самые страшные события этой недели уже случились, и до великой радости нам осталось подождать один день. А он всё тянется и тянется. Такова и зарисовка Бориса Пастернака: то ли ожидание Пасхи, то ли просто ожидание весны.

http://pravmir.ru/strastnaya-sedmitsa-so...

Страстная седмица Се Жених грядет в полунощи… Пост покаяния кончился в пятницу, сейчас мы уже не думаем о себе, наш пост – пост ожидания Жениха, только Он медлит, Он еще должен пройти через смерть и сошествие во ад, а нам сейчас важно не уснуть, не погасить лампаду, дождаться его бодрыми. Великий вторник: Сшествовать, спострадать и сораспяться Господу Пересмотри жизнь свою, и сличи ее с заповедями Евангельскими, отметь все несообразное с ними, сознай виновность свою в том и осуди себя без самооправдания, сокрушись сердцем и оплачь все, чем оскорблен Господь, и исповедуйся во всем без утайки, с твердым намерением не поддаваться более греховным увлечениям Перед Страстями… Какие события происходят между торжественным входом Иисуса в Иерусалим и Страстной пятницей, вернее, тем кануном субботнего дня, когда Он умер на Кресте? Страстная седмица. Великая среда: Если ты Его любил, почему продал, словно беглого раба? Здесь говорится о парадоксе, который можно увидеть и в себе: если ты любишь богатство, то почему ты пришел к Тому, Кто учит о нищете? А если ты Его любил, то почему ты Его продал, да еще так дешево, как беглого раба? Пасха в Калитниках…чувство успокаивающей радости Диакона Алексия Игнатьева мы звали «аэродиаконом», потому что он, служа диаконом, одновременно был инструктором в школе ДОСААФ по дельтапланеризму, прыгал с парашютом, летал на сверхмалых летательных аппаратах, ездил на мотоцикле. Великая Среда: сегодня Господь предается на страдания и смерть крестную Этот день - день предания на страдания и смерть Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Ночь на среду Господь провел в Вифании (Мф. 26, 6-17). Здесь в доме Симона прокаженного в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Иисуса Христа хитростью и убить Его, - некая жена «грешница» возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение, как судил Сам Он о ее поступке. Великая суббота в 2019 году 27 апреля Суббота - воистину есть самый «благословенный седьмой день», когда-либо бывший. Это день, когда Христос почивает от трудов Своих по восстановлению мира. Это день, когда Слово Божие, «через Которое все начало быть», лежит во гробе как мертвый Человек, но в то же время спасая мир и отверзая гробницы.

http://pravmir.ru/tag/strastnaya-sedmica...

Беспокойный день покоя День тишины и суета… 11 апреля, 2015 День тишины и суета… Нет такой насыщенной богослужениями, переживаниями, молитвой и размышлениями седмицы, как Страстная. Она столько дает душе… И столько, чаще всего, забирает сил… И душевных, и телесных, особенно если человек не в отпуске, не в отгуле, не освобожден от своих привычных служебных обязанностей. Каждый ее день посвящен воспоминаниям о событиях, имеющих непосредственное отношение к нам, нашей жизни, вечному спасению. Мы как никогда остро ощущаем, что все, что понес, подъял Господь в дни Своего земного служения, было ради нас. И эти гонения, поношения, страдания и смерть… И так тяжело на душе, такую испытываешь боль, когда не умом, а сердцем вдруг чувствуешь — хоть немного — насколько ты во всем этом виноват. Виноват оттого еще больше, что обычно, день за днем, живешь так, словно ничего этого и не было. И только на Страстной просыпаешься. И не проходишь уже привычно мимо Распятия, а останавливаешься перед ним, всматриваешься в него, пораженный вдруг такой ясной и простой мыслью: все это — ради тебя. Но вот наступает последний день этой удивительной и трудной седмицы — Великая Суббота. Совершен чин погребения. Прозвучало пророчество Иезекииля о костях, которые оживут. Фарисеи «утвердиша гроб, знаменавше камень с кустодиею». Прочитаны все пятнадцать паремий. И облачение на духовенстве уже не черное, не фиолетовое, а белое. И все наполнено ожиданием торжества, праздника, Пасхи. На улице уже поставлены столы, а на них куличи, пасхи, яйца ждут священника с кропилом и кандеей и тропарем воскресным (!) 2-го гласа: «Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный…». И дома — столько забот и хлопот: до ночи, радостной и светоносной, всего ничего времени осталось. Сколько всего нужно еще вычистить, убрать, приготовить, испечь! И правда — нужно… И как-то, в отличие от всех остальных дней седмицы сей, утрачивается, забывается, даже не замечается вовсе содержание этого дня. Какое? Вот именно — какое… «Днешний день тайно великий Моисей прообразоваше, глаголя: и благослови Бог день седьмый, сия бо есть благословенная суббота. Сей есть упокоения день, воньже почи от всех дел Своих Единородный Сын Божий, смотрением еже на смерть, плотию субботствовав: и во еже бе, паки возвращься воскресением, дарова нам живот вечный, яко един Благ и Человеколюбец».

http://pravmir.ru/bespokoynyiy-den-pokoy...

Благотворительная просветительская акция «Пасхальная весть» пройдет в Великую субботу 6 апреля, 2011. Редакция " Правмира " В Великую Субботу, 23 апреля 2011 года, на православных приходах, в больницах и других социальных учреждениях города Москвы участвующие в акции «Пасхальная весть» волонтеры будут раздавать Евангелие от Марка с толкованием блж. Феофилакта Болгарского всем желающим и отвечать на их вопросы Издательство «Никея» при поддержке Издательского Совета Русской Православной Церкви и интернет-портала «Правмир» в Великую субботу, перед Светлым Христовым Воскресением, проводит благотворительную просветительскую акцию «Пасхальная весть». К акции издательство «Никея» подготовило специальное издание  Евангелия от Марка с толкованием блаженного Феофилакта Болгарского. Великая Суббота – один из тех немногих дней, когда в храмы приходят люди, мало знакомые с Евангелием, но положительно относящиеся к православным традициям. Этот день – замечательный повод для проведения подобных мероприятий. В Великую Субботу, 23 апреля 2011 года, на православных приходах, в больницах и других социальных учреждениях города Москвы участвующие в акции «Пасхальная весть» волонтеры будут раздавать Евангелие от Марка с толкованием блж. Феофилакта Болгарского всем желающим и отвечать на их вопросы. В акции уже принимают участие:   Приглашаем приходы города Москвы присоединиться к участию в акции «Пасхальная весть»! Для участия в акции необходимо отправить заявку с информацией о приходе на электронный адрес info@nikeabooks.ru или позвонить по телефону +7 (495) 508-75-55, Алексей. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 7 апреля, 2024 7 апреля, 2024 7 апреля, 2024 7 апреля, 2024 7 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024

http://pravmir.ru/blagotvoritelnaya-pros...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 15 дней Великая Суббота Великая Суббота на Афоне     Сегодня, друзья мои, Великая Суббота, зна­чит, это день Божественного покоя, это день, в который почил от всех великих дел искупления нашего Единородный Сын Божий; да молчит же всякая мысль и всякое мудрование пера моего! Умолкнем, друзья! Падем в прах пред безмолвствующим Словом и прильнем к Его живительным язвам нашими грешными устами; подобно Марии, облобызаем их, осушим точив­шуюся из них кровь во спасение наше и утолим ею жажду сгорающего в сладострастии сердца нашего! (Предзакатные часы Великой Субботы, 25 марта.)   А вот и Пасха! Христос воскресе, друзья мои! Теперь, когда все говорит и звучит, ликует и радуется, можно и нам поделиться чувствами и взаимностью бесед, о чем душе угодно. Итак, наговоримся досыта и, разумеется, об Афоне. Да о чем же другом? Думаю, что вас занимает моя жизнь на Святой Горе Афон и передам вам ее очерки.     Видел я наконец здешнее и заговенье мас­леничное, полное утешения и для плоти, и для духа. При Божией помощи я прошел пространс­тво и постного, великого пути Четыредесятницы и торжественно праздную теперь Святую Пасху на Афоне . Искренно при этом признаюсь вам, друзья мои, что, увлекаясь чувством давней привязанности к прихотям плоти, до крайности изнемогал я под крестом постным, тогда как отцы и братия твердо и в неизменном терпении шли под ним в чаянии светлых дней Пасхи.    Постная трапеза, и то однажды представляемая, была мне не по вкусу; меня утешали, как ребенка, и давали кушать дважды; но и это для меня было невы­носимым, свинцовым крестом, как для не при­выкшего к отречениям балованной плоти. О, я с умилительным благоговением и раболепною почтительностью смотрел на здешних пост­ников, сияющих святостью строгой, в полном смысле подвижнической жизни!   Чрезвычайно долог казался мне Великий пост; беспрерывная и длинная служба временем обессиливала меня до того, что я с изумлением говорил себе: «Вот где ангельская-то жизнь! Вот где истинные подвижники!» Впрочем, в минуты моего совершенного изнеможения часто я чувс­твовал такие действия благодати на сердце, что не только забывался труд постный, но он был сладостен, так что я с сожалением теперь спра­шиваю себя: отчего я не хотел вынести наравне с другими четыредесятидневного поста?

http://isihazm.ru/?id=838

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Великая Пятница и Суббота в Иерусалиме     Великая Пятница и Суббота в Иерусалиме     По совершении обряда Святейший Патриарх окропил народ святою водою, и собрание шумно оставило пред-храмную площадь. Великий Пяток был несколь­ко тише и безмятежнее прочих дней седмицы, но все-таки не имел он таинственности и глубоких следов той невыразимой скорби и сетования Церкви о страдальчески почившем Иисусе, что у нас, в России, чрезвычайно трогательно.   Что ж касается до Великой Субботы, она представ­ляла собою более площадности, чем безмол­вия и умилительной тишины. В Иерусалиме Великая Суббота -   совершенный базар. Зато Пасха - изумительный переход от шумных дней Страстной седмицы к гробовой тишине и безмолвию Светлого Воскресения Христова. В самом деле, если присмотреться в Иерусалиме к этим двум седмицам - Страстной и Светлой, в них поразительный контраст. Первая, то есть Страстная, у нас в России тиха и заунывна, как похоронный процесс, но последняя, неде­ля Пасхи, торжественно и неизъяснимо весела в своем наружном виде.   В Иерусалиме совсем не то. Там бурно и мятежно протекают дни Страстной седмицы - и умилительное безмятежие и тишина в светоносные дни восстания Христова! Туземцы в первый день Пасхи рано оставляют уже град Божественный: пришлецы с отдаленных краев света партиями, целыми караванами, поспешно и бесконечной вереницей тянутся в свою отчизну, и святой Иерусалим погружается в безжизненность до приезда новых поклонников и чтителей великой его святыни. Смутен был для меня первый день Святой Пасхи.   Мысль, что я завтра должен оставить Иерусалим, и оставить уже навсегда, свинцовой тяжестью ложилась на занывающую мою грудь и давила мое сердце. Задумчиво бродил я среди ликующих моих соотечественников; их шумная радость, более о наступающем пути к милой родине, чем о днях самой Пасхи, меня отталки­вала от их торжествующей толпы. В глубоком и грустном раздумье, как в путь еще неиспытан­ный, сбирался я к отъезду из Иерусалима на следующий день.

http://isihazm.ru/?id=1171

В этот день Церковь обращается к Богу, предстательствуя за всех своих умерших чад 7 ноября. ПРАВМИР. Православная Церковь отмечает  особый день поминовения усопших – Димитриевскую родительскую субботу. День поминовения усопших в субботу накануне дня памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю) был установлен после кровопролитной битвы на Куликовом поле, произошедшей в праздник Рождества Пресвятой Богородицы в 1380 году. Сначала в этот день молились об упокоении именно тех, ценой чьих жизней была одержана победа. Со временем Димитриевская суббота стала днем, когда поминают всех «от века (с начала времен) усопших» христиан. Как и в другие родительские субботы, утром совершаются заупокойная Литургия и панихида. Накануне вечером служится Великая панихида – Парастас. Перевод этого слова с греческого – «предстояние», «ходатайство» – отражает смысл и значение родительских суббот для верующих. Люди, чей земной путь закончился, уже не могут исправить своих ошибок и покаяться в своих грехах, но живые могут просить у Господа милости для них. Ежедневно христиане молятся за умерших близких, а семь раз в году вся Русская Православная Церковь обращается к Богу, предстательствуя за всех своих умерших чад. Димитриевская суббота – последняя родительская суббота в 2020 году. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 7 апреля, 2024 7 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/tserkov-otmechaet-dimi...

Разделы портала «Азбука веры» Указания на цвета облачений излагаются с учетом установившейся богослужебной практики (ср.: Настольная книга священнослужителя. М., 1983, 2001. Т.4. С. 148–149). Развернуть таблицу Рождество Пресвятой Богородицы (до отдания включительно) голубой Крестовоздвижение (до отдания включительно) И другие праздники в честь Креста Господня. Св. ап. и ев. Иоанна Богослова золотистый (желтый) или белый Покров Пресвятой Богородицы Введение во храм Пресвятой Богородицы. (до отдания включительно) голубой Навечерие Рождества Христова Рождество Христово (до отдания включительно) золотистый или белый Собор Пресвятой Богородицы белый или голубой Обрезание Господне белый или золотистый Навечерие Богоявления Богоявление (Крещение Господне) (до отдания включительно) Сретение Господне (до отдания включительно) голубой или белый Благовещение Пресвятой Богородицы голубой Подготовительные Недели к Великому посту золотистый (желтый) или фиолетовый Великий пост (седмичные дни) Субботы, Недели Великого поста и полиелейные праздники в седмичные дни Великого поста фиолетовый Литургия Преждеосвященных Даров черный, темно-фиолетовый или багряный Неделя Крестопоклонная фиолетовый или бордовый Суббота Акафиста голубой или фиолетовый Лазарева суббота Вход Господень в Иерусалим зеленый или белый Страстная седмица черный или темно-фиолетовый Великий Четверг фиолетовый или багряный (темно-бордовый) Великая Суббота (на Литургии после чтения Апостола) и начало богослужения на Святую Пасху (до утрени 1го дня Пасхи включительно) ПАСХА (до отдания включительно) красный Вознесение Господне (до отдания включительно) Пятидесятница (День Святой Троицы) (до отдания включительно) зеленый Понедельник Святого Духа зеленый или белый Рождество св. Иоанна Предтечи золотистый (желтый) или белый Первоверховных апостолов Петра и Павла золотистый (желтый) или белый Преображение Господне (до отдания включительно) голубой Усекновение главы св. Иоанна Предтечи красный или бордовый Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

http://azbyka.ru/shemy/cveta-bogosluzheb...

Всуе храниши гроб, кустодие: Не бо содержит рака Саможивотия. Во Святую и Великую Субботу, боготелесное погребение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и еже во ад сошествие празднуем: имже от тли наш род воззван быв, к вечной жизни прейде. Всех бо дней святая Четыредесятница превосходит: сея же паки, сия Святая и Великая седмица больши: и Великия седмицы паки больши си Великая и Святая Суббота. Глаголется же Великая седмица, не яко больши суть дние сии, или часы, но яко великая и преестественная чудеса и изрядная Спаса нашего дела в ней содеяшася, и наипаче днесь. Якоже бо в первом миротворении, всякое дело соделав Бог , и последи господьственнейшее, в шестый день создав человека, в седмый почи от всех дел Своих, и освяти его, субботу именовав, яже убо упокоение толкуется: сице и во умнаго мира делании, изрядне вся соделавый, и в шестый наздав паки истлевшаго человека, и обновив Живоносным Крестом и смертию, в настоящий паки седмый день упокои, совершенным дел упокоением, животоестественным и спасительным сном. Снизходит убо Божие Слово с плотию во гроб, сходит же и во ад с нетленною и Божественною Своею душею, раздельшеюся смертию от телесе, юже и в руце предаде Отцу, Емуже и Свою Кровь принесе, не просившу, избавление нам бывшую. Не бо во аде Господня душа, якоже других святых души, удержана бысть. Како бо? Ничтоже прародительней наносиме клятве, якоже оны. Но и крови же взят враг наш диавол, аще и нас держаше, еюже куплени быхом. Како бо аще не точию от Бога, но и Бога Его разбойник диавол яти имяше? Обаче телесне и с Божеством вселися во гроб Господень наш Иисус Христос, крайне плоти соединившимся. Бяше же с разбойником и в раи, и во аде бяше, якоже речеся, со обоженною Своею душею. Преестественно же и со Отцем бе, и Духу седяй, яко Бог Неописанный, везде же бе, ничтоже Божеству во гробе страждущу, якоже ниже на Кресте. И тление убо Господьское тело претерпе, еже есть разрешение души от тела: растления же, сиречь разрушения плоти и удес, совершеннаго погубления никакоже. Но Иосиф убо, святое тело Господне снем, во гробе нове погребает, и близ иудей в вертограде камень велий зело над входом гроба положи. Иудее же убо по пятце, приступивше, глаголют Пилату: господи, помянухом, яко льстец Оный рече, егда жив бе, яко по триех днех востану: мнится убо нам добро быти, да твоя власть повелит воинству затвердити гроб. Отвеща Пилат: аще убо льстец бе, что о глаголех Его печетеся? Егда бе жив, яко исповедаемый умре. Когда же рече, востану? Негли от Ионина указания собираху то. Всяко же аще утвердится гроб, не украдется.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Великая Суббота Богослужение Великой Субботы посвящено воспоминанию пребывания Иисуса Христа «во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником и на престоле со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный» и, наконец, воскресения Спасителя из гроба. На утрени Великой Субботы, после Великого славословия, Плащаница при пении: «Святый Боже»... выносится священнослужителями из храма на главе, при участии народа, и обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад и победы Его над адом и смертью. Затем, по внесении Плащаницы в храм, она подносится к открытым царским вратам, в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая. Певчие в это время поют: «Благообразный Иосиф» ... Когда Плащаницу положат на место посредине храма, тогда произносится ектения и читаются: паремия из книги прор. Иезекииля о воскресении мертвых; Апостол , научающий верующих, что Иисус Христос есть истинная Пасха за всех нас...; Евангелие , повествующее о том, как первосвященники с разрешения Пилата поставили стражу у гроба Господня и приложили к камню печать. По окончании утрени верующие приглашаются восхвалить церковною песнью Иосифа Аримафейского: «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного» ... Божественная Литургия в этот день бывает позже, чем во все другие дни года и соединяется с Вечернею . После малого входа и пения «Свете тихий...» начинается чтение 15-ти паремий , в которых собраны важнейшие ветхозаветные прообразы и пророчества о спасении людей Страданиями и Воскресением Иисуса Христа. После паремий и Апостола предначинается праздник Воскресения Христова. На клиросе начинают протяжно петь: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех...», а в алтаре в это время черные одежды престола и священнослужителей сменяются на светлые, так же и в самом храме черные облачения заменяются светлыми. Это – изображение события, что мироносицы рано утром, «еще сущи тме», видели при гробе Христовом Ангела в светлых ризах и слышали от него радостное известие о воскресении Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010