Скачать epub pdf Прободение ребра Иисусова ( Ин. 19:27–37 ) Самый печальный и в то же время самый священный день мировой истории близился к концу. Прошел уже третий час дня, и в шестой час наступила суббота, при том Великая Суббота Пасхи. По еврейскому закону до этого времени нужно было снять с крестов тела распятых, чтобы они не остались висеть на древе ночью. Ибо так было написано: «Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве, то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день, ибо проклят пред Богом всякий повешенный на дереве, и не оскверняй земли твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел ( Втор. 21, 22–23 ). Поэтому начальники иудейские отправились к прокуратору и просили его, чтобы он позволил для ускорения смерти распятых перебить им голени, чтобы их можно было до захода солнца снять с креста и предать погребению. Пилат немедленно дал свое разрешение. Воины теперь с железными палками перебили голени у разбойников, которые были распяты с Иисусом. Но когда они подошли к Иисусу, то увидели, что Он уже умер. На этом основании они не перебили Ему голеней, потому что считали бесполезным и в то же время недостойным мучить мертвого. Но чтоб убедиться в действительности Его смерти, один из воинов вонзил свое копье в бок Спасителя, и тотчас оттуда потекла кровь и вода. В этом заключается все происшествие, о котором рассказывает нам здесь евангелист Иоанн. Враги Христовы хотели, очевидно, не только исполнить предписание закона, но и причинить своей жертве позор и поругание даже и в Его смерти, и тем утолить жажду своего бешенства. Но всемогущий Бог не допустил их до этого. Он сам приготовил своему Сыну эту чашу страданий, которую Тот и испил до последней капли. Теперь окончилось Его великое дело искупления и Он сам воззвал: «совершилось!» Теперь не должно было коснуться Его никакое поругание, ни позор. Отец Небесный сам следил за телом своего Сына и охранял Его от Его врагов, которые хотели надругаться над Ним. Теперь исполнилось на Нем то, что было написано: «Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь. Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится» ( Пс. 33, 20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Скачать epub pdf Седмица 13-я по Пятидесятнице ПОНЕДЕЛЬНИК. Мк. Зач. 11. (3,6–12). О ДЕМОНСКИХ КОЗНЯХ Великая толпа демонов в окружающем нас воздухе, и они недалеко от нас. Великая же есть между ними разность. Но о естестве их и различии слово было бы очень продолжительно и притом говорить о сем более прилично тем, кои выше нас, чем нам. Нам же ныне, не терпящая отлагательства настоит нужда узнать только их против нас козни… Демоны, коль скоро увидят всякого христианина, а тем паче монаха, пребывающими в труде и преуспевающими, то первее его покушаются и пытаются положить на пути соблазны: соблазны же их суть злые помыслы. Но нам не должно бояться этих внушений их, потому что молитвами, постами и верою в Господа враги тотчас низлагаются. Впрочем, и будучи низложены, они не успокаиваются, но тотчас опять приступают с коварством и хитростью. Когда же не возмогут обольстить сердце явно нечистыми пожеланиями, то иным опять образом нападают, а именно: устраивают разные привидения, чтобы устрашить, для чего претворяются в разные виды и принимают на себя образы жен, зверей, пресмыкающихся, великанов и множества воинов. Но и таких привидений не должно бояться, потому что они тотчас исчезают, коль скоро кто оградит себя верою и знамением креста. Впрочем, они дерзки и крайне бесстыдны. Посему, если и в этом бывают побеждены, то нападают иным еще образом: принимают на себя вид прорицателей и предсказывают, что будет спустя несколько дней; также показывают себя высокими, чтоб кого не могли прельстить помыслами, уловить хотя бы такими привидениями. Но не будем слушать демонов как чуждых нам, не станем слушаться их, хотя бы они возбуждали нас на молитву, хотя бы говорили о постах, а будем внимательно смотреть на цель нашего подвижничества, и не будем обольщены ими, делающими все с лукавством. Бояться же их не должно, хотя бы казались они наступающими на нас, хотя бы угрожали смертью, потому что они немощны и ничего более не могут сделать, как только угрожать (61,19). Сколько мириад злых бесов и сколь бесчисленны виды козней их! Они и после того, как увидели, что мы, пришедши в познание своих страстей и своего посрамления, стараемся уже избегать злых дел, на которые они нас наводят, и уха своего не склоняем к злым советам, которые они нам внушают, – не отстали, но приступили к делу с отчаянным усилием, зная, что участь их уже окончательно решена и что наследие их есть ад за их крайнюю злобу и отвращение (от Бога).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

I. Через Суэц в Тор морем 18 апреля 1902 года пароход Русского Общества Пароходства и Торговли «Королева Ольга» шел из Канеи на острове Крит вдоль его северного гористого берега на восток. Было свежо; дул довольно сильный ветер; тучи заволакивали небо. Пароход, находясь под защитой острова, еще не испытывал качки. Но чем ближе подходил он к восточной оконечности Крита, откуда путь его лежал в Александрию по открытому морю, тем свежее и крепче становился ветер, так что к ночи ожидалась сильная качка. Это была Великая Суббота. В первый раз в жизни приходилось встречать Светлый Праздник в открытом море, и притом столь негостеприимном. Особенно досадно было то, что весь переезд из Одессы с остановками в Константинополе, Смирне и Афинах прошел при прекрасной погоде, без малейшей качки, а накануне Пасхи расходившееся море, по-видимому, не хотело позволить нам спокойно встретить праздник. Симпатичный капитан парохода говорил, что на этом переезде, от Крита в Александрию, море почти никогда не бывает спокойно. Действительно, с наступлением темноты началась качка, и большинство пассажиров скоро разошлись по каютам. Разговенье на пароходе происходило в шесть часов утра. В столовой первого класса накрываются столы с целым рядом всевозможных закусок, жарких, водок и вин; тут же стоят куличи и пасхи. Сюда собирается весь служебный персонал парохода с капитаном во главе (в обычное время только капитан и доктор столуются в первом классе) и приглашаются пассажиры первого и второго классов. Эта встреча великого праздника в столь необычной обстановке оставила по себе глубокое впечатление, которые было бы еще сильнее, если бы продолжавшийся ветер не развел весьма значительной качки, мешавшей вполне наслаждаться оригинальностью обстановки и соблазнительно расставленными яствами. Мы с нетерпением ожидали появления берега. Солнце уже ярко светило на совершенно ясном небе, но холодный ветер заставлял забывать, что мы находимся уже невдалеке от Африки. Около 12 часов дня на горизонте показалась полоса низкого песчаного берега. То был Египет. Мало-помалу выделился высокий александрийский маяк; затем можно было уже различить постройки, группы пальм и бесчисленные мачты стоявших в гавани судов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Джон (Пантелеймон) Мануссакис Содержание Благодарность Предисловие к киевскому изданию Список сокращений Введение Часть первая. Зрение Аллегория 1 Глава 1. Метафизический перекрест Возможность феномена и феномен возможности Обратная интенциональность Герменевтика просопон Глава 2. Экзистенциальный перекрест Воплощение и индивидуация Связанность Соотнесенность: экстроверсия тропоса Конкретность: Интроверсия топоса Отклонение от религии Глава 3. Эстетический перекрест Два понятия темпоральности: хронос и кайрос Эсхатологическая онтология и археологическая эпистемология Эстетика темпоральности: живопись и музыка Время вневременного – видение невидимого Три модальности: Как, Где, Что Часть вторая. Слух Аллегория 2 Глава 4. Прелюдия: фигуры молчания Язык и различение В начале: две истории о языке В пределах языка: значение За пределами языка Язык и инаковость Глава 5. Интерлюдия: язык за пределами различия и инаковости Диастема: «Живая изгородь Райского сада» Гимн: Язык Царствия Язык Литургии Глава 6. Постлюдия: окликнутое я Часть третья. Осязание Аллегория 3 Глава 7. Осяжите мя/не прикасайся мне Рождение субъективности: Схватывание Рождение объективности: ласка За пределами субъект-объектного различения: поцелуй Глава 8. Великая Суббота опыта Библиография Лексикон     Τς Παναγι’ας, χρα’ντου, περευλογημε’ης, νδο’ξου Δεσποι’νης μν Θεοτο’ρου και’ ειπαρθε’νου Μαρι’ας Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии Последуя Святым отцам, все единодушно поучаем исповедовать одного и того же Сына Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве, истинно Бога и истинно человека, того же из души разумной и тела, единосущного Отцу по Божеству, и того же единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам кроме греха, рожденного прежде веков от Отца по Божеству, а в последние дни ради нас и нашего ради спасения от Марии Девы Богородицы – по человечеству; одного и того же Христа, Сына, Господа, единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, – так что соединением нисколько не нарушается различие двух естеств, но тем более сохраняется свойство каждого естества и соединяется в одно Лице и одну Ипостась, – не на два лица рассекаемого или разделяемого, но одного и того же Сына и Единородного, Бога Слова, Господа Иисуса Христа, как в древности учили пророки о Нем, и как Сам Господь Иисус Христос научил нас, и как предал нам символ отцев.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Закрыть itemscope itemtype="" > Яйцо скупости Рассказ 08.04.2021 1284 Время на чтение 4 минуты – Сережа, просыпайся! Смотри, какой солнечный день! Великая Суббота! – Пойдем на службу?! Как раз успеем, – звонким голоском проговорила Варя и чмокнула мужа в ершистую макушку, – мне уже с утра не спится. – Доброе утро, Варенька! А который час? – Около семи, – глядя на улицу через вымытое до блеска окно, ответила Варя. – Я мигом, – пробарабанил Сергей и юркнул в ванную комнату. Через полчаса Сергей и Варвара были уже у храма. День был по-настоящему теплый, теплее, чем обычно бывает в середине апреля. Службы Великой Субботы особенные. Душа в ожидании Пасхальной радости. Батюшки в белых ризах казались будто новорожденные. Года три тому назад Сергей и Варвара впервые открыли для себя радость этого предпасхального богослужения, удивительного по своей духовной глубине и смыслу, когда всю ночь напролет молились в Даниловом монастыре. Еле достояли службу, ноги были свинцовыми, а душа запомнила этот день. В тот год они поженились, а в свадебное путешествие поехали в паломничество в Иерусалим. – Варь, а ты не забыла взять еще десяток яиц для освящения, который я приготовил специально для сослуживцев? – спросил Сергей супругу, выходя из храма. – Ну что ты! Все взяла. Все в корзине: и куличи, и яиц два десятка. А еще там твой любимый кекс с яблоками и изюмом. Это тебе сюрприз от меня. – А когда ты его успела испечь? – А это секрет! Ну, пойдем скорее. Вот, кажется, я вижу свободное местечко на столе, – поторопила Варя. Кроме всякой снеди, Варя достала из корзины красивые салфеточки, плетеную вазочку для куличей и новую подставку для яиц. – Вроде бы все, Сереж, по-моему, ничего не забыла, попробуй зажечь свечу. – Зажигаю, – ответил Сергей, наощупь отыскивая спички в кармане куртки. Весенний ветерок колыхал свечку, а она изо всех сил сопротивлялась, но все-таки потухла, когда батюшка уже кропил соседские куличи. – Смотри, как все по-разному приготовились. Каждый раз как на выставку прихожу, – весело прищуриваясь, сказала Варя.

http://ruskline.ru/analitika/2021/04/08/...

Мы видели, что не успели ещё умереть Христос на кресте, как началось уже Его победа, как начался решительный переворот в сердцах людей, соприкасавшихся в эти дни и часы со Спасителем. Так ещё во время суда над Христом во дворе Каиафы апостол Пётр вышел со двора под укоряющим взглядом Страдальца-Учителя, вышел плакася горько. Что-то дрогнуло в сердце Пилата, стремившегося отпустить Христа, и ещё в большей степени в сердце его жены-язычницы, пославшей сказать ему: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него ( Мф. 27:19 ). Ещё не закончился суд над Христом, как Иуда осознал, что согрешил, предав кровь неповинную и на другое же утро пошёл и удавился ( Мф. 27:5 ). Он раскаялся, что согрешил, но не нашёл в себе силы для покаяния, для внутреннего возрождения. Ещё Христос висел на кресте, когда произошёл переворот в душе одного из разбойников, и он возопил: Помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Твое ( Лк. 23:42 ). Едва Христос испустил дух, как произошёл переворот в душе римского сотника и бывших с ним, и они исповедали Христа Сыном Божиим ( Мк. 15:39 ; Мф. 27:54 ). Едва умер Христос, как заговорила окружающая природа: в ней произошли сдвиги, неслыханные перевороты: Земля потряслась, камни расселись ( Мф. 27:51 ), наступила тьма ( Мк. 15:33 ). Вместе с природой заговорил и храм Божий: Завеса в храме раздралась надвое ( Мк. 15:38 ). Не остались безучастными к происходившим на земле Голгофским событиям и умершие святые: гробы отверзлись, и многие тела усопших святых воскресли и явились многим ( Мф. 27:52–53 ). Наконец произошёл переворот и в душе народа, бывшего на Голгофе. Мучимый укорами совести пред лицом столь потрясающих событий, этот несчастный, сбитый с толку народ стал возвращаться (с Голгофы), бия себя в грудь ( Лк. 23:48 ), т. е. переживать острый прилив раскаяния и ужаса за содеянное. Так страдания и особенно смерть Христа потрясли всё живое и мёртвое, перевернули человеческие сердца, предуготовили их к следующему величайшему событию – воскресению Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Огласительные поучения. О таинствах. Книга V Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 42, 2005 6 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 42, 2005 О ТАИНСТВАХ Книга V 1. Вчера в нашей беседе мы приступили к изучению таинств святого алтаря. Мы узнали, что эти таинства были предызображены еще во времена Авраама, когда святой Мелхиседек, не имеющий ни начала, ни конца дней (см. Евр 7:3), принес жертву. Внимай тому, о человек, что говорит апостол Павел в Послании к Евреям. Где те, которые говорят, что Сын Божий во времени? Ведь о Мелхиседеке сказано, что он не имеет ни начала, ни конца дней. Если Мелхиседек не имеет начала дней, то неужели Христос может их иметь? Ведь образ истины не больше самой истины. Ты знаешь, что Он есть Первый и Последний (Откр 1:17; 22:13). Первый, ибо Он — Творец всего, Последний же не потому, что Он имеет конец, но потому, что Сам полагает конец всему. 2. Итак, мы сказали, что на алтаре поставляется чаша и полагается хлеб. Что вливается в чашу? Вино. А что еще? Вода. Но ты мне говоришь: “Как же так? Мелхиседек предложил вино и хлеб. Что же означает добавление воды?”. Слушай и разумей. 3. Прежде всего, что было предызображено во времена Моисея? Когда иудейский народ жаждал и роптал из-за того, что не мог найти воду, Бог повелел Моисею ударить жезлом скалу (см. Исх 17:1–6). Моисей ударил скалу и она излила большой поток воды, как говорит Апостол: Они пили из следовавшей за ними скалы, скалой же был Христос (см. 1 Кор 10:4). Скала, следовавшая за народом, не была неподвижной. Пей и ты, чтобы и тебе сопутствовал Христос. Обрати внимание на тайну. Как Моисей, то есть пророк, ударяет жезлом, то есть словом Божиим, так и священник словом Божиим “ударяет скалу”. Вода изливается и народ Божий пьет. Значит, священник “ударяет” чашу. Вода в чаше изливается в изобилии и бьет ключом в жизнь вечную (ср. Ин 4:14). И пьет народ Божий, последовавший за благодатью. 4. Итак, теперь ты это знаешь. Послушай и другое. Во время страстей Господних, когда приближалась Великая суббота, а Господь наш Иисус Христос и разбойники были еще живы, были посланы воины, чтобы их умертвить. Придя, они нашли Господа нашего Иисуса Христа мертвым. Тогда один из воинов пронзил копьем Его бок и из Его бока истекла кровь и вода (см. Ин 19:31–34). Почему вода? Почему кровь? Вода — чтобы очистить, кровь — чтобы искупить. Почему из бока? Потому что откуда вина, оттуда и благодать. Вина произошла через женщину, благодать же — через Господа нашего Иисуса Христа (см. Ин 1:17).

http://pravmir.ru/oglasitelnyie-poucheni...

Панихида — это церковная служба по умершему Слово «панихида» в переводе с греческого означает «всенощная». Панихида представляет собой сокращенную утреню. Ее последование очень похоже на «Последование мертвенное мирских тел», то есть чин погребения мирянина. Однако некоторые элементы отпевания в ней отсутствуют, что делает панихиду более краткой. Панихиды совершаются до погребения усопшего и после – на третий, девятый и сороковой день, а также в дни рождения, тезоименитства, в годовщину смерти. Панихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких. После обычного начала читается 90-й псалом, после которого произносится великая ектения за упокой. Затем — «Аллилуиа» и тропари «Глубиною мудрости…». После тропарей на панихиде поются тропари по «непорочных»: «Святых лик обрЕте источник жизни…» с припевом: «Благословен еси, Господи…». Затем произносится малая заупокойная ектения, поется седален «Покой, Спасе наш…», читается псалом 50-й и поется канон, разделяемый и заканчиваемый малыми заупокойными ектениями (после 3-й, 6-й и 9-й песней). На панихиде поется канон 6-го гласа: «Яко по суху пешешествовав Израиль…» или 8-го гласа: «Воду прошед…». После 3-й песни поется седален, после 6-й — кондак «Со святыми упокой…» и икос: «Сам Един еси Безсмертный…». После канона панихида заканчивается литией: читается «Трисвятое», поются тропари 4-го гласа «Со духи праведных скончавшихся…» и произносится ектения: «Помилуй нас, Боже…», после которой бывает отпуст и поется «Вечная память». Читайте также о панихиде: О поминовении усопших: панихида, вселенская панихида, родительские субботы Поминовение усопших. Ответы на вопросы читателей Дмитриевская родительская суббота. Поминовение усопших Молитва об усопших. Вопросы священнику О молитве за усопших: покойников больше нет! Не горькие мысли о смерти: Как священнику утешать человека в его потери? Тысяча и одно правило прощания

http://pravmir.ru/panixida-chto-takoe-pa...

Письма Триоди: Путь в неизведанное Мы не просто «вспоминаем» и как-то воспроизводим происходившее некогда (две тысячи лет назад) где-то (в Палестине), мы получаем реальную — не воображаемую! — возможность действительно жить этим, приобщиться к этому, и не «сегодня как тогда», а вступлением в ту область, где время если не упраздняется, то выходит из рамок земных законов, напоенное вечностью. 30 марта, 2009 Мы не просто «вспоминаем» и как-то воспроизводим происходившее некогда (две тысячи лет назад) где-то (в Палестине), мы получаем реальную — не воображаемую! — возможность действительно жить этим, приобщиться к этому, и не «сегодня как тогда», а вступлением в ту область, где время если не упраздняется, то выходит из рамок земных законов, напоенное вечностью. Вот и пришла Страстная неделя. Мы вступили в иное время, в иное пространство. Все дни теперь — Великие: Великий Понедельник, Великий Четверг, Великая Суббота… В великом предстоит — и возможно, и необходимо — жить сейчас нам. Да, — возможно, хотя именно на Страстную часто приходятся сильнейшие искушения и обнаруживаются тяжелые препятствия для посещения храма и богослужения. В этом году Страстная седмица началась страшными взрывами в московском метро. А в обыденной жизни — у одних авралы и завалы на работе, у других нестроения в семье, у третьих еще какие-то несчастья или неодолимые обстоятельства. Да, — необходимо, потому что эти дни самые-самые, потому что сейчас шанс быть рядом со Христом, вместе с Ним, и это решает всю нашу жизнь, понимаем мы это или нет. Там, где возможно, надо попытаться высвободить себе пространство для этого пребывания в Церкви со Христом, для жизни в богослужении. Многие берут отпуск или отгулы на дни Страстей и первые дни Пасхи; кому-то удается хотя бы в Четверг договориться попозже прийти на работу, и так далее. Только вот на пределы возможностей надо взглянуть честно: с недоверием к себе и полным доверием Богу, Который принимает всех ищущих Его. С одной стороны — действительно не могу или не хочу? Так ли неодолимы навалившиеся препятствия, так ли безусловны соображения? С другой стороны — а не будет ли мой порыв к «праведности» соблазном для кого-то из близких, отходом от подлинной, требующей труда любви? Такое тоже ведь бывает…

http://pravmir.ru/pisma-triodi-put-v-nei...

Учение о человеке в христианской традиции и современность Схождение Благодатного Огня на Гробе Господнем. Иерусалим. Великая Суббота. 2003 г. Гуманитарные науки ищут критерии, которые адекватно отражали бы всю сложность человеческой природы, в том числе ее метафизическую глубину, ее духовное измерение. Недостаточность исходных положений современной философской антропологии, например биологической антропологии (А. Гелен, Г. Плеснер и др.), признается самими философами: «В известном смысле можно сказать, что здесь прорублена лишь одна просека в лесу сущностных черт и свойств человеческого существа. И хотя даются определенные образы человека, все они односторонние, а потому являются искаженными картинами, и ни разу дело не доходит до всеохватывающего определения человека» . Кризис антропологии можно считать наследием XIX и XX столетий. В первой его половине господствовала так называемая «эмпирическая психология», которую точнее было бы назвать «психологией без души». Душа как понятие сугубо метафизическое отметалась, что называется, с порога. В результате явления душевной жизни теряли свое единство и глубину, лишались разума и смысла, рассматривались как бессвязный набор отдельных психических элементов – представлений, ощущений и т. п. Эта «ассоциативная» или «атомистическая» психология была развенчана во второй половине XIX века работами выдающихся психологов У. Джемса, А. Бине, А. Бергсона и других. Развитие современной психологии во многом обусловлено замечательным открытием австрийского философа Ф. Брентано, который развил идею «интенциональности» (смысловой направленности) душевной жизни на предметный мир. Влияние феноменологии интенционализма оказало влияние на труды Э. Гуссерля, К. Ясперса, Э. Кречмера и иных выдающихся философов. Они отвергли чисто натуралистическое понимание душевной жизни, справедливо усмотрев в ней явно выраженную сверхприродную, идеальную сторону. Возможность двустороннего взаимодействия между душевными (психическими и парапсихическими) и телесными явлениями стала очевидным фактом.

http://pravoslavie.ru/756.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010