Иноческий подвиг есть невидимое, но в полном смысле слова мученичество для того, кто проходит этот подвиг, как должно. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112, 280 ). О духовном руководстве и послушании Главная черта, которой отличается деятельность древнего монашества от деятельности новейшего, заключается в том, что монашествующие первых веков христианства были руководимы боговдохновенньми наставниками, а ныне... должны наиболее руководиться Священным Писанием и писаниями отеческими по причине крайнего оскудения живых сосудов божественной благодати ( 108, 83 ). Самочинное монашество – не монашество. Это и есть прелесть! Это карикатура, искажение монашества ... это обман самого себя! Это актерство, очень способное привлечь внимание и похвалы мира, но отвергаемое Богом, чуждое плодов Святого Духа, обильное плодами, исходящими от сатаны ( 108, 269 ). Иноческое послушание, в том виде и характере, как оно проходилось в среде древнего монашества, есть высокое духовное таинство. Постижение его и полное подражание ему сделались для нас невозможными ... ( 112, 75 ). Главнейшая причина, по которой скорби особенно тягостны для современного монашества, заключается в нем самом и состоит, преимущественно, в недостатке духовного назидания. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112, 138 ). О чтении Писания и святых отцов Книги святых отцов, написанные для безмолвников, никак не идут для новоначальных и вообще для иноков, подвизающихся в общежительных монастырях ( 108, 266 ). Руководствующийся отеческими писаниями монах во всяком монастыре будет иметь возможность приобрести спасение; утратит его живущий по своей воле и по своему разуму, хотя бы он жил в глубочайшей пустыне ( 108, 495 ). Инок должен заняться со всевозможной тщательностью и вниманием чтением Святого Евангелия... так, чтобы... он на каждом нравственном шагу своем, для каждого поступка, для каждого помысла имел в памяти готовое наставление Евангелия ( 112, 32 ). И в цветущие времена монашества невозможно было каждому иноку приложить к себе все подряд, что написали отцы, тем более такое приложение невозможно в наши времена ( 112, 382 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Все, что ни приказывает старец, они без всякого исследования спешат исполнять, как Божие повеление, так что иногда с полным доверием, усердием, без всякого колебания принимаются за исполнение невозможных приказаний и из уважения к своему старцу не думают об их исполнимости. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин ( 53, 31 ). Послушание, самоотвержение и смирение есть те добродетели, на которых зиждется преуспеяние в молитве ( 108, 262 ). Ничто так не способствует молитве, как послушание, умерщвляющее нас для мира и для самих себя ( 109, 158 ). Совет и послушание чисты и угодны Богу только до тех пор, пока они не осквернены пристрастием ( 111, 519 ). Послушания должно проходить со всей тщательностью, со строгим хранением совести, веруя, что такое прохождение послушаний необходимо для нашего спасения ( 112, 8 ). Если ты не достиг меры духовной, а еще младенчествуешь умом, то смирись перед учителем, да накажет тебя милостью, и без совета ничего не делай ( 112, 46 ). Иноческое послушание, в том виде и характере, как оно проходилось в среде древнего монашества, есть высокое духовное таинство. Постижение его и полное подражание ему сделались для нас невозможными ( 112, 75 ). Оказывай послушание всем отцам и братиям в их приказаниях, не противных закону Божию, уставу и порядку монастыря... но никак не будь послушен на зло ( 112, 77 ). Скромное отношение советника к наставляемому совсем другое, чем отношение старца к безусловному послушнику, рабу о Господе. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112, 80 ). Иоанн [Колов] поселился к одному великому старцу, родом из Фиваиды, по имени Памво, и предал себя в услужение ему. Старец учил его послушанию, а Иоанн дал обет повиноваться старцу во всем... Однажды старец взял сухое дерево, воткнул его на горе и приказал Иоанну ежедневно поливать это сухое дерево ведром воды, пока дерево принесет плод. Вода была далеко: утром надо было идти за ней, чтобы принести к вечеру. Через три года дерево зазеленело и принесло плод. Старец взял его, принес в церковь к братии и сказал им: «Приидите, вкусите от плода послушания» ( 82, 286 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Постоянно оплакивай твой грех – и сделается грех хранителем добродетели ( 112, 407 ). Плач – выражение истинного покаяния ( 112, 412 ). Слезная купель дана для очищения грехов, соделанных после омовения в купели Крещения ( 112, 416 ). Действуй молитвой, воодушевленной плачем. Такая молитва – пламенное оружие, попаляющее страсти, прогоняющее отверженных духов ( 112, 431 ). Изгони из сердца попечения суетные и пристрастия – и плач сам собой явится в сердце. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112, 452 ). Рассказывал авва Исаак: «Однажды я сидел у аввы Пимена и увидел, что он пришел в исступление. Я поклонился ему до земли, прося сказать мне, где он был? Принужденный объявить тайну свою, он сказал: «Мой ум был при Кресте Спасителя в те минуты, когда при Кресте стояла Богоматерь и плакала; мне бы хотелось всегда так плакать» ( 82, 329–330 ). Отцы Нитрийской горы послали к великому отцу Макарию в Скит (пустыня Скит была по соседству с пустынной горой Нитрийской) со следующим приглашением: «Вместо того, чтобы подниматься к тебе всему иноческому населению горы, умоляем тебя прийти к нам, чтобы мы увидели тебя прежде, нежели ты отойдешь ко Господу». Когда Макарий пришел в гору, стеклось к нему многочисленное братство. Старцы просили его, чтобы он сказал назидательное слово братии. Он, прослезившись, сказал им: «Братия! Ваши очи да прольют слезы прежде вашего отшествия туда, где наши слезы будут жечь наши тела». Все заплакали и, пав ниц, сказали: «Отец, молись за нас» ( 82, 310 ). Авва Феодор Енатский рассказывал следующее. В Келлиях жил некий брат, имевший дар умиления и слез. Случилось, что в один день, от особенного сердечного сокрушения, ему пришло множество слез. Увидев это, брат сказал себе: «Поистине, это признак, что близок день моей смерти». Когда он думал об этом, слезы умножались. Он опять говорил: «Точно! приблизилось время моего переселения» – и плач его усиливался с каждым днем. Отечник ( 82, 366 ). Читать далее Источник: Энциклопедия составлена на основании 5, 6 и 7-го томов « Настольной книги священнослужителя », издание Московской Патриархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Человек, обновленный Духом, делается Богоносцем, делается храмом Бога и священником, священнодействующим в этом храме, поклоняющимся Богу Духом и Истиной ( 111, 332 ). Дивное чудо совершается при учении Духа: когда Дух учитель, – произносящий Слово Божие, и слушающие Его разделяют учение жизни. Вся слава принадлежит таинственному Учителю; произносящий слово ощущает, что он произносит не свое слово, но слово Божие, слушающий ощущает, что слышит Слово Божие... ( 111, 493 ). Какое ощущение объемлет человека, произносящего глаголы Духа, ощущающего в себе действие Духа? – Ощущение, которое свойственно иметь созданию перед его Создателем. Тогда человек явственно ощущает, видит, что он – ничто ( 111, 493 ). Истина засвидетельствована на земле Духом Святым... Где нет свидетельства от Духа – там нет доказательств истины ( 111, 509 ). Святой Дух действует самовластно как Бог: приходит в то время, как смирившийся и уничижившийся человек отнюдь не чает пришествия Его ( 112, 65 ). Ум человеческий сам собой, не будучи соединен с Господом, рассуждает по силе своей. Когда же соединится с огнем Божества и Святым Духом, тогда бывает весь обладаем Божественным светом... исполняется Божественного разума и невозможно ему... мыслить о своем... ( 112, 65 ). Что же такое, что может принявшего преисполнить радости, даровано будет молящемуся именем Господа Иисуса? Будет дарован... Дух Святой... ( 112, 109 ). Естество, обновленное Святым Духом, управляется совершенно иными законами, нежели естество падшее... ( 112, 350 ). Где пришествие Духа, там не ищи естественного порядка и закона.., и не удивись, если Он осуществляет в тебе несуществовавшее, если Он делает победителем ум, до сих пор побеждавшийся. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112, 446 ). Хула на Духа Святого «не простится... ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12, 32) Священное Писание возвещает нам, что Христос в неизреченном единении двухсоставен. Он – Бог и человек. Ибо Слово стало плотию ( Ин. 1, 14 ). Итак, Сам Христос именует Божество Слова Духом Святым, как и самарянке сказал: «Бог есть дух» ( Ин. 4, 24 ), а человечество Слова – Сыном Человеческим, ибо говорит: «ныне прославился Сын Человеческий» ( Ин. 13, 31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Пища для безмолвников есть благодатное просветительное утешение откровением таинства Креста Христова. Она – дар свыше, а не познание, свойственное собственно естеству человеческому ( 109, 143 ). Истинное безмолвие доставляет душе свойство, подобное чистоте зеркальных вод: в них человек видит и свое состояние, и, соразмерно преуспеянию своему, состояние ближних ( 111, 490 ). Дух Святой приникает к безмолвствующему правильно, сопутствует ему, возвещает тайны Царствия Божия, чтобы сам безмолвник обильно напитался знанием и ощущением духовным и напитал ими свою алчущую и жаждущую братию ( 111, 492 ). Богоугодному жительству в безмолвии должно предшествовать богоугодное жительство в обществе человеческом ( 112, 43–44 ). Не дерзать на безмолвие и не нерадеть о себе, когда находишься среди попечений – вот средний путь, безопасный от падения ( 112, 68 ). Ограждение себя безмолвием в уединении необходимо для падшего ( 112, 431 ). Скуден плод уединения... если уединение не сопряжено с безмолвием ( 112, 432 ). Истинное безмолвие состоит в отречении от мира и в самоотвержении, совершаемых в средоточии человека, в духе его ( 112, 432 ). Молчал Господь перед Пилатом и Иродом, не произнес никакого оправдания. И ты подражай этому святому и мудрому молчанию ( 108, 548 ). Приучи себя к молчанию, чтобы ты мог безмолвствовать и среди людей. Говори как можно меньше, и то по крайней нужде ( 109, 206 ). Христиане, живущие посреди мира, не должны касаться возвышенных иноческих деланий (прежде отречения от мира), особенно безмолвнических ( 111, 453 ). Однажды Паисий поссорился с одним из посетителей своих и подрался с ним до крови. Авва Пимен сидел тут и не сказал им ни слова. В это время вошел к ним авва Анув, старший между братиями по годам, и упрекнул авву Пимена за то, что он не примирил поссорившихся. Пимен отвечал: «Они братия и помирятся». Анув повторил упрек, тогда Пимен отвечал: «Я положил в сердце моем, что меня здесь не было» ( 82, 319 ). Авва Пимен, авва Анув и братья их – семеро сыновей одной матери – приняли монашество в Скиту.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

В это время великою мощью служат нам: худая одежда, пепел, стояние всенощное, голод, жажда, палящая язык и немногими каплями прохлаждаемая, пребывание при гробах, а прежде всего смирение сердца и, если можно, отец духовный или усердный брат, скорый на помощь и старый разумом: ибо я почитаю за чудо, чтобы кто-нибудь мог один сам собою спасти корабль свой от сей пучины (прп. Иоанн Лествичник , 57, 122). Источник. Часто один и тот же грех, будучи сделан одним человеком, заслуживает сторично большее наказание, нежели когда он сделан другим, судя по нраву согрешившего, по месту, где грех случился, духовному возрасту, в котором был согрешивший, и по многим другим причинам (прп. Иоанн Лествичник , 57, 122). Поведал мне некто об удивительной и высочайшей степени чистоты. Некто, увидев необыкновенную женскую красоту, весьма прославил о ней Творца и от одного этого видения возгорел любовию к Богу и пролил источник слез. Поистине удивительное зрелище!.. Что иному могло быть рвом погибели, то ему сверхъестественно послужило к получению венца славы. Если такой человек в подобных случаях всегда имеет такое же чувство и делание, то он воскрес, нетленен прежде общего воскресения (прп. Иоанн Лествичник , 57, 122). Источник. Боголюбивые души, когда слышат пение мирских или духовных песен, исполняются чистейшего утешения, любви Божественной и слез; между тем как в сластолюбивых возбуждаются совсем противные чувства (прп. Иоанн Лествичник , 57, 122). Источник. Все вы, желающие обучиться чистоте, услышьте еще об одной хитрости и коварстве обольстителя душ, и будьте осторожны. Некто собственным опытом изведал сей обман его и сказывал мне, что бес плотского сладострастия весьма часто вовсе скрывает себя, наводит на инока крайнее благоговение, и производит в нем источники слез, когда он сидит или беседует с женщинами, и подстрекает его учить их памятованию о смерти, о последнем Суде и хранению целомудрия, чтобы сии окаянные, прельстившись его словами и притворным благоговением, прибегнули к этому волку, как к пастырю; но окаяннейший оный, от близкого знакомства получив дерзновение, наконец подвергается падению (прп. Иоанн Лествичник , 57, 123). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Религиозный философ Г.П. Федотов видел главное значение своего соратника в том, что «ему выпало на долю, как задача жизни, перебросить мост от революционного народничества к христианству... Он, действительно, был праведником и в христианском, и в светском смысле слова; умер мучеником. Правда, шансов на канонизацию у него, еврея и социалиста-революционера, не много... В лице И.И. Фондаминского русское народничество заплатило Церкви с лихвой свой исторический долг» 186 (правда, в отношении канонизации Ильи Исидоровича Федотов оказался неправ). В Париже в 1949 г. Общество друзей матери Марии, публикуя ее посмертный сборник «Стихи», посвятило его памяти И.И. Фондаминского. В Освенциме также погибли доставленные из Шталага-122 в 1942 г. российские эмигранты-евреи: художник и хореограф Давид Брайнин, пейзажист Абрам Берлин и виолончелист С. Шварц, в 1943 г. – художники Альберт Вейнбаум и Савелий Шлейфер, не ранее 1943 г. – Яков Готко, не ранее 1944 г. – Юлиус Гордон, спасавший еврейских детей во Франции и пойманный нацистами при переправке их в Швейцарию. К.В. Мочульский вышел из Шталага-122 с обострением туберкулеза горла, который в 1948 г. свел его в могилу 187 . Заключенный в Шталаге-122 преподаватель Свято-Сергиевского богословского института (с 1926 г.), ближайший ученик и сотрудник декана института протоиерея Сергия Булгакова , профессор Лев Александрович Зандер остался жив. Он активно участвовал в лагерной церковной жизни, и впоследствии, в память об этом заключении, «возложил терновый венок, сплетенный из колючей проволоки и воскресавший видение двойной ограды Компьенского, да и других бесчисленных лагерей зарубежья и самой России, в приходской церкви отца Константина [Замбржицкого]» 188 . Среди заключенных Шталага-122 оказался известный общественно-политический деятель Игорь Александрович Кривошеин (родной брат известного архиерея Русской Православной Церкви архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия) 189 , сыгравший затем видную роль в спасении евреев. Через шесть недель, в конце июля, благодаря хлопотам парижских друзей он был освобожден и в сентябре 1941 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ФОНД (подраздел). – С. 116-121. Чтение : Протоиерей Владимир Гофман. Персиковый сад . Рассказ. Фото Георгия Ликина. Рисунки Марии Заикиной//Фома. - – сентябрь 2008. – С.116-121. – (рубрика « Чтение »). Имеется биографическая справка « Протоиерей Владимир Гофман …» (С.117). ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ (окончание раздела). – С.122-125. Что читать: Представлены и прокомментированы издания: Патриарх Сербский Павел . Уясним некоторые вопросы нашей веры. Ответы на вопросы о жизни современного человека в Церкви. Составление и перевод с сербского И. А. Чароты. – Минск, Д. В. Харченко, 2007. – 272 с./Представляет Вероника Бузынкина //Фома. - – сентябрь 2008. – С.122. – (рубрика « Что читать »). Патриарх Павел (Стойчевич) родился в 1914 году. Принял монашество шестьдесят лет назад, является епископом уже пятьдесят и возглавляет Сербскую церковь с 1990 года. В течение многих лет сербский журнал «Вестник Патриархии» в каждом номере помещал богословские исследования отца Павла, написанные в форме вопросов и ответов. Всего набралось три больших тома под названием «Уясним некоторые вопросы нашей веры». Избранные места из первого тома представлены в одноименной книге русскому читателю. Игор Коларов . Аги и Эмма . – Минск, Свято-Елисаветинский монастырь, 2005. – 96 с. – (серия «Для детей и родителей»)/Представляет Вероника Бузынкина //Фома. - – сентябрь 2008. – С.122. – (рубрика « Что читать »). Тема детского одиночества, затронутая в книге сербского писателя Игора Коларова, не нова. У главного героя, мальчика Аги, присутствует «стандартный набор» одинокого ребенка: родители, вечно занятые своими проблемами, непонимание одноклассников, слезы в кладовой для обуви и мечты о домашнем животном… Но вскоре это становится не так уж важно – ведь у Аги появляется друг. Странная старушка из полуразвалившегося дома – нет, не дома, а Заколдованного Замка. А с такой старушкой, как Эмма, не соскучишься. Протоиерей Андрей Ткачев. Смотри, Небо становится ближе… - М.: Лепта Книга, 2008. – 272 с./Представляет Вероника Бузынкина //Фома. - – сентябрь 2008. – С.122-123. – (рубрика « Что читать »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9-65-s...

На несогласие требования римской церкви с церковными канонами указывает и Аристин: «…А 13-е пр. 6-го (Трул.) собора, – пишет он, – даже порицает предаваемое в виде правила в римской церкви, т. е., что имеющие принять рукоположение диаконы, или пресвитеры должны давать обещание, что они уже не будут совокупляться с своими супругами, и постановляет, что законные супружества посвященных мужей не должны быть расторгаемы, но сохранять свою силу, и что они не должны отдаляться друг от друга, но только в свои определенные времена воздерживаться от своих сожительниц, как предает и Апостол, и опять сходиться» 158 . В древней схолии к 4-му пр. Дионисия Александр, (cod. Monac. 122, 2-я стр. 225 л.; 380, стр. 312) так разрешается вопрос о том, могут ли лица, у которых случилось непроизвольное истечение семени, причащаться св. Таин: Если кто сознает, что истечение семени произошло вследствие страстного помысла и невоздержания, по внушению диавола, тот не должен приступать к св. Тайнам; если же кто противодействовал и всячески охранял себя от этого, тот пусть с совершеннейшею надеждой приближается к Господу и причащается святыни его 159 . Тем же критерием советуют в своих толкованиях руководствоваться Зонара и Вальсамон. В схолии к 3-му пр. св. Василия Вел. (cod. Мопас. 122, 1-я стр. 334 л.; 380, стр. 327) говорится, что под древним правилом, о котором упоминает святый, надо подразумевать 10-е пр. Анкирского соб. и 25-е пр. Апостолское. – О 25-ом Апост. правиле упоминают также Зонара и Вальсамон. В схолии к 7-му пр. того же святого (Cod. Мопас. 122) объяснено, что употребленное в правиле выражение «быть преданным сатане» означает быть на некоторое время отделенным от общения с верными. Так же понимают это выражение Зонара и Вальсамон. В толковании на 10-е пр. того же святого древний схолиаст (cod. 122, 2-я стр. 113 л. и 1-я стр. 114 л.; 380, стр. 329) объясняет, в чем состояло дело Севира, Лонгина и Кириака, о которых упоминает правило. Зонара и Вальсамон в своих толкованиях тоже говорят об этом деле.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

115 Грам. в ист. иерар. 2, 491–500. Другая по тому же предмету в ист. акт. 5, 243. Григорий Петров, бывший сам в Пскове в показании своем в июле 1699 г. говорил: Священник Максим стар, плохо видит; со Спиридоном Лянчусовым был протопоп Василий Александров и служил литургию. С посельского двора отпущают людей в церковь в сопровождении двух или трех человек стража. В храме мало бывает Китайцев, приходят слуги и останавливаясь в притворе без шапок, слушают пение. В Колгане у Колганской стены крестился купец Сахалту с именем Симеона, восприемником был Спиридон Лянчусов. Вместе с ним крестился чиновник и назван Феодором, восприемником был целовальник Петр Дружков. Третий новокрещенец – слуга Феодора Петрова. Сын Отечества 1847 7. 119 Воздвиженского ист. рязан. епарх. 122–120. На мантии святителя, хранящейся в рязанском архангельском соборе, где погребен сам Мисаил, доселе видны две прошибины и капли крови. Глаголева там же стр. 120. О казанской Мордве, которую старались обращать к вере иноки селижарова монастыря, см. уложения Царя Алексея 16, 144. Ист. известие о сергиевой лавре стр. 156. 157. (М. 1842). Темниковскую Мордву приводили к святой вере иноки темниковского пурдышевского монастыря, стоявшего на берегу реки Мокши и за которым были крестьяне из Мордвы в 1612 г. Ист. акт. 3, 120. Чит. Черниев Николаев монастырь. Харьков 1849 г. 121 Послание к Царю Александру в 1, Т. Ист. акт. 227. О прочем у Карамзина посольские дела в пр. 114–118, 122–125. Т. XII. Тогда посланы в Грузию «учительные люди», из сергиевой лавры соборный старец, бывший казначей, Закхей и иеромонах Иерофей, из чудова монастыря диакон Феодосий, иконописцы успенский священник Богдан, архангельский священник Димитрий и диакон Феодор. Обещано прислать и других. Иосселиан 102–105. 122 О посольстве Теймураза в 1619 г. говорит соборный свиток нап. при служебнике Патриарха Иоасафа М. 1668. Иосселиан 106–112. 125 Самая присяга нап. в дополнении к деяниям Петра Великого, Т. 3, 15, в том же году были в Москве послы грузинский, кахетинский и имеретинский. Ист. акт. 4, 115.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010