госуд. грамот ч. 2. стр. 8–13). Но душегубство весьма редко исключалось из его ведомства. см. Акт. экспед. 1. 5. 7. 41. 122. 131, 135. 136 и пр. – Акт. ист. 1. 106. 19 Это право духовенства у нас было допущено от самых древних времен. (Дополн. к акт. ист. 1. 2. 4. Ист. гос. рос. 4. прим. 328. Акт. экспед. 1. 4. 5. 7. 9. 15. 17 н проч.). Оно признано было и ханами в их ярлыках. Наказы, данные духовными властями своим приказчикам, о управлении слуг и крестьян, см. в Акт. экспед. 4. 67. 112. 114. 225. 232. ср. том. 1. 221. 255. 258. 268. 307 и др. Акт. ист. 5. 65. 171. 191. Акт. юрид. 7. 16. 29. 334. 20 Образцы несудимых грамот см. в Акт. ист. 1. 111. 125. 149. 184. т. 3. 119. 120 и пр. Дополн. 1. 46. Акт. экспед. 1. т. 3. 133 и пр. Примеры суда над настоятелями монастырей у самих царей, или в приказе большого дворца, см. Акт. экспед. указан. места и т. 3. 67. 84. 129. 250. Улож. гл. 13. ст. 1. Нередко монастыри испрашивали такие грамоты у правительства, для того, чтобы избавиться от тяжких поборов и притеснений, испытанных ими от архиерейских десятильников, которые были из светских людей. По этой причине сами архиереи иногда освобождали монастыри и церкви от суда своих десятильников, предоставляя самим себе непосредственное право суда в духовенстве. Стоглавый собор, отменяя учреждение десятильников (исключая только те места, где они были издревле), положил уничтожить и все несудимые грамоты, испрошенные монастырями у князей, на независимость от суда епархиального, как противные священным правилам (Стогл. 67. сн. Акт. ист. 1. 155): но они долго существовали и после стоглавого собора, см. Акт. истор. 3. 94. 95. 104. 108. 119 и пр. 21 Стогл. гл. 67. «а чернцов и слуг монастырских и всех своих крестьян, промеж себя судят сами архимандриты и игумены, во всяких делах, или кому прикажут, да и управу им по суду чинят, опричь духовных дел». сн. Акт. ист. 1. 155. Злоупотребления несудимых грамот побуждали епархиальные начальства снова испрашивать себе у правительства полномочия на суд подчиненного духовенства, а правительство – отменять по частям эти грамоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

ист. и древн.», 1850 г., VI, 20, 23, 27, 37 (писцов. кн. Воцкой пят. 1582 г.), 87 (писц. кн. Обонеж. пят. 1583 г.); 1851 г., XI, 10 (переписн. кн. 1500 г. Вотск. пят.); 1852 г., XII, 34 (продолж. переписн. кн.); Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.», II, 145, 134 (Обводная межев. книга 1391 г.), 183, 139 (Счетный список 1595 г. в ратных людях и кормах), 208, 139 (Переписн. кн. 1671 г. Толвуйского погоста), 413, 149 (Купчая XV стол. на землю; игум. Варлаам); III, 23, 272 (Приговор XV ст. старцев м-ря о влад. землями; показано два игумена: Варлаам и Федор), 329, 340 (Сказка 1671 г. об архиеп. Евфимие, погребенном в постр. им церкви); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 142 (в 1744 г. за ним было 1.490 крестьян); 1861 г., I, Отд. 3, 19, 26, 27, 40 (Древ. церк. обряды в Новг.), II, Отд. 3, 22 (Обозр. древ. монаст. рукоп. и книг); 1868 г., I, смесь, 28, 64, 77, 126 (игум. Варлаам 1464–1478 г.), 47, 86, 101 (архим. Боголеп 1683 г.), 73 (архим. Ефрем 1699 г.), 113 (спорное дело 1621 г. с Палеостров. м-рем), 216 (игум. Иоаким 1525 г.); 1882 г., I, Отд. 2, 9 (воздвизальный крест 1553 г.); “Полн. собр. лет.», III, 112 (постр. кам. церк. 1436 г.), 113 (в 1441 г. подписана церк. св. Николая), 141 (постр. церк. кам. 1438 г.), 144 (крестн. ход 1493 г. 8 дек.), 174 (игум. Селивестр 1572 г.), 235 (постр. дерев. церк. Николая 1411 г.), 237 (постр. церк. дерев. Николая 1418 г., а в 1419 г. преп. Антония Велик. на вратех), 239 (в 1436 г. поставл. церк. кам. св. Николая, но в 1437 г. развалилась; в том же году снова поставлена, в 1441 г. росписана), 241 (в 1458 г. погреб. архиеп. Новгор. Евфимий); IV, 118 (в 1411 г. постр. дерев. цер. Николая), 115 (в 1417 г. постр. церк. дерев. Николая), 122 (в 1438 г. поставл. церк. кам. Николая на старой основе); VI, 201 (игум. Варлаам в 1476 г. был при встрече В. кн. Ив. Вас.); “Дворцов. разряды», III, 652 (встреча вселен. патриархов, 1666 г.; назван архим. из Великого Новгр. Вятцкой); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, 1722 г., ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

не хот смрти гршннко. ( 342. л. 2.). Просфор, как и в 350., полагается шесть. Над третьею из Русских святых воспоминаются только: св. Пётр, Алексий, Иона и Леонтий Ростовский. Л. 47. Боствена слба и во сты ца н а ше, зл а т уста. архиепкпа костантина града. – Изложение совершенно сходно с литургией в 350. л. 120., за исключением весьма немногих разностей, как то: Л. 52. После «святый Боже», когда диакон, призывая священника к седалищу, говорит: повел влко, – иерей ответствует не совсем прилично: твои нба тведиша. Тогда диакон снова: блви влко изытн къ стм мст сем. – Л. 62 об. приписана на поле молитва: Ги хе бже на, люви твоче и блги дателю 345., см. выше стр. 21). – Л. 67 об. Также на поле прибавлено моление священника о себе, по освящении св. даров, взятое из литургии Василия Великого . Л. 75 об. Мо на к т ею . Тоже, что выше л. 4 об., кроме маловажных вариантов. Л. 76 об. Мо. на приносимы плодо вско во. ( 350. л. 184 об.). Л. 77. Боствена слба и во сты ц а нше велика. архиеппа кап о о Изложение сходно с помещённым в 550. л. 201. Но, л. 80., прибавлены две молитвы перед Евангелием. Первая нач. Ги бже ншъ. приклон срца в бжтвены ти ( 347. л. 19 об.); другая таже, что и в литургии Иоанна Златоустог о. – Л. 99 об. На конце приложена особая песнь вместо: да исполнятся уста наша, – для великого поста, именно: Хвали т хе бже на. ко спо о би еси на причастнико бы ти (См. 345. л. 64.). Л. 100. Боствена слба пресвщенна велика стго васи и . Изложение сходно с помещённым в 350. л. 252. Л. 112. Чинъ егда слчитс, веми болн вскор дати Тоже, что в 350. л. 194. Л. 113 об. о сты воды. Тоже в 349. л. 122 об. Л. 115 об. Без заглавия. Последование освящения воды св. Богоявлений. Тоже самое в 344. л. 91 об. Л. 125. на вод, авг, в. а, днь. – От последования в Киприановом служебнике ( 344. л. 102.) довольно отступает. Тропари ( Воспоим Твое рождество, Богородице), расположенные в Греческом по алфавиту, частью представляются в ином переводе, частью разнятся и по изложению. В этом порядке, после буквы п шесть тропарей вставлено, по-видимому, неподходящих к алфавиту; за ними алфавит продолжается до конца, но между сими тропарями некоторые совершенно отличны. – Молитва после ектении, следующей за Евангелием, иная. Она нач. л. 130. Бже иже въ трцы ст покланемыи. (См. требник 375. л. 12 об.). В конце, л. 134 об., прибавлено краткое увещание отлучающимся от приобщения св. воды, и – наставление, как хранить её. Л. 135 об. сты п ти дес т ница съвръшае. в нлю, стго дха. Тоже в 344. л. 73. Л. 156. Указ, как крестить младенца. – Вероятно, отрывок из какого-либо святительского послания. На конце сказано: а по два бы кма, и мнозн кмов не были. какъ ва пре сего было. За тем следует ряд молитв, которые в оглавлении имеют общее надписание такое: млтвы ронице, и млнц, – до л. 165., именно:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Стихир, на литии, 25 декабря. 109 В V песне. 110 От нашестгия 700 000 войска, составленного из разных народов, с 1300 орудий. См. Истор. Устрялова. 111 Слова из паремии, читаемой на молебне. 112 Слова из отпуста молебного. 113 Епиф. в изложении веры. 22. Leon. mag. epist. 93 ad Turribium, с. 4. 114 ren. advers. haeres. I, 26; 3, 2. n. I; V, 1. n. 3. Евсевий. Церковная история, кн. 3, гл. 27, 28. 115 Так названы они от греческого слова бохеш — мню, кажусь. 116 Тертул. de carne Christi, с. 5. 117 От один и естество. 118 Богослужебные каноны, 1 канон на Р. X., 1 песнь. 119 25 декабря. Слово св. Афанасия александрийского на Рождество Христово. См. также в Прологе 26 декабря Собор Пресвятой Богородицы. 120 В слове о том, как должно сретать день Рождества Христова. 121 Constit. Apostol lib. VIII, cap. 33. Cod. Justin, lib. Ill, tit. XII, 1. VII. 122 В 1 слове на день Рождества Христова. 123 Иакова Рейтенфельса de rebus Moscoviticis. 124 Богослужебные каноны на русском языке, 1 канон на Р. X. песнь 4. 125 См. выше на стр. 25. 126 Лк 2, 8, св. Златоуст, 37 беседа на Крещение, 2. 127 XII sermo de natali Domini. 128 Constant. Porphyrogennet X sacc. de caere-moniis aulae Byzant., lib. I, cap. 83. 129 Церковн. Уст. декабря 25. 130 Прав. XVII. 131 Ambros. sermo. VII. Втор. Турон. Собора прав. 17. 132 61 и 62 правила. 133 Свод Закон., 14, ч.4. 33–34 134 In libro sacramentorum de circulo anni. 135 Sermo VII de kalendia ianuariis, no изданию Бенедиктинцев, том. 2. 136 Sermo CXXX de calendis ianuariis, по изданию Бенедиктинцев, том V. 137 См. также IV Толедский Собор, прав. XI; Трул. Собор, прав. LXII. 138 Dictionnaire de Theolog. par Bergier, circoncision. 139 Manuel de fetes et solenniles de 1 eglise, par Philbert. 140 См. припевы на 9 песни канона в день Обрезания. 141 Канона песнь 8. 142 Коран, гл. III, ст. 40. 143 На стиховне стихиры на малой вечерни 1 января. 144 Канона песнь 145 См. Следован. Псалтыр. 1 января 146 Тропарь и кондак праздника. Также Следован. Псалтыр. 1 января 147

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Там же, ст.15. 105 2Кор.6,14. 106 Joann. Damasc. P.G. t. 36, c. 252. 107 Dionys. P.G. t. 3, c. 641. 108 P.G. t. 36, col. 252. 109 P.G. t. 91, col. 136. 110 Здесь непереводимая игра слов. Св. Марк называет Акт Унии не « оρоς», а «оρρоς» — что обозначает «хвост», на основании чего строит свою шутку, говоря: «Ибо достоит таким наименованием почтить их оρρоς, ибо и составили они его, поджав хвосты». 111 Just. Mart. P.G. t. 6, col. 1224. 112 P.G. t. 94, col. 824. 113 2Кор.11,13–4. 114 Рим.16,18 и 2 Тим.2,19. 115 Фил.3,2. 116 Гал.1,8. 117 2Ин.10,11. 118 In Apophthegmatis Patrum in «Macario» n. 38. P. G. t. 34. col. 257, et in Vitus Patrum lib. III. cap. 172 et lib. VI, libell. 3, 16. P. L. t. 73 c. 797 et 1013. 119 Dionys. De Eccles. hierarch. c. VII, 7 P. G. t. 3, c. 561. 120 P. G. t. 88 c. 1652–57. 121 Gregor. Naz. Orat. 16 n. 9. P. G. t. 35 col. 945. 122 Октоих, субботний канон об усопших, гл. 8, песнь 6, Слава:. 123 Триодь Постная. Суббота мясопустная, канон, п. 1; или в Триоди Цветной, суббота перед Пятидесятницей. 124 Там же. 125 Молитва после освящения Св. Даров. 126 Dionys. Areopag. op. et loc. cit. см. примеч. 28. 127 2Мак.12,46. 128 Мф.12,32 и парал. 129 1Кор.11–15. 130 Мф.25,46. 131 Ин.5,29. 132 Пс.49,4. 133 Пс.98,3. 134 Дан.7,10. 135 Chrysost. hom. IX in Epist. I ad Cor. P. G. t. 61. c. 75–82. 136 Basil. Magn. hom. in Psalmum 28 P. G. t. 29. c. 297. 137 Augustin. De Civit. Dei 1. XXI. c. 26. n. 4. P. L. t. 41 c. 745. 138 I Kop. 3, 15. 139 Aug. De Civit. Dei 1. XXI c. 13. P. L. t. 41 c. 728. 140 Gregor. Naz. Orat. 39. n. 19. p. G. t. 36 c. 357. 141 Gregor. Magn. Dialog. lib. IV. cc. 40 tc 55. 142 Ibid. cap. 39. P. L. t. 77 c. 396. 143 Gregor. Naz. Orat. 40, 36. P. G. t. 36 c. 412. 144 Пс.6,7. 145 Пс.37,6–7. 146 Gregor. Naz. Orat. 45 n. 11. P. G. t. 36 c. 637. 147 Orat. cit. n. 46. P. G. t. 36 c. 645. 148 Orat 16, n. 7. P. G. t. 35 c. 944. 149 Лук.16,20 сл. 150 1Пет.3,19. 151 Joan. Clim. Scala Paradisi grad. IV. P. G. t. 88 c. 780. 152 Деян.15,5–6 153 Пс.87,7 154

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Оправдание в согрешениях, не нуждающееся в вымыслах и многословии, оправдание, всегда принимаемое Богом, – покаяние ( 111, 494 ). Только при посредстве покаяния можно перейти из состояния душевного в состояние духовное ( 111, 528 ). Тщетны, бесплодны, часто вредны для души и самые возвышенные подвиги, когда они не растворены чувством покаяния ( 111, 528 ). Вся христианская жизнь на земле есть не что иное, как покаяние, выражаемое деятельностью, свойственной покаянию ( 112, 126 ). Христос пришел призвать нас на покаяние ( 112, 126 ). Смертный грех решительно порабощает человека диаволу и решительно расторгает общение человека с Богом, пока человек не уврачует себя покаянием ( 112, 352 ). Молитва краткая... и безыскусная... способна выразить чувства раскаяния и самоосуждения, когда наполнится ими сердце ( 112, 407–408 ). Бог бесконечно благ и бесконечно могуществен... обнажи перед Ним твою язву... прося прощения, исцеления, и получишь их ( 112, 411 ). Покаяние очищает душу от всех согрешений, восстанавливает разрушенное святилище Божие ( 112, 412 ). Я усвоился Богу Святым Крещением, на Таинстве Крещения зиждется Таинство Покаяния, покаянием возвращается усвоение Богу... утрачиваемое... жизнью в области падшего естества ( 112, 429 ). Покаяние есть подвиг, есть жизнь, преподанная и заповеданная Богом всему человечеству без исключения ( 112, 430 ). Человечество само собой не могло бы прибегнуть к покаянию; оно призвано и призывается к нему бесконечной Благостью Божией ( 112, 430 ). Всеблагим и Премудрым Богом дана человеку естественная способность к покаянию, эта естественная способность возбуждается Богом и, вступив в повиновение Богу, осеняется Божественной благодатью; естественное действие претворяется в благодатное, и «Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» ( Рим. 8, 26 ) ( 112, 438 ). Только при посредстве покаяния можно принять Евангелие, усвоиться Евангелию ( 112, 439 ). Покаяние требует содействия воли человеческой воле Божией; воскресение из греховной смерти есть действие единой воли Божией ( 112, 439–440 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Чтение отеческих писаний – родитель и царь всех добродетелей ( 108, 113 ). Страсти – злые навыки. Добродетели – навыки благие ( 108, 380 ). Надо сперва усмотреть грех свой, потом омыть его покаянием и стяжать чистоту сердца, без которой невозможно совершить ни одной добродетели чисто, вполне, с извещением совести ( 111, 490 ). Упражнения в добродетелях, не соответствующих образу жизни, делают жизнь бесплодной ( 111, 502 ). Тогда только приемлет Бог добродетели наши, когда они – свидетели веры, сами же по себе они недостойны Бога ( 111, 526 ). Богоугодные добродетели истекают из повиновения Богу, сопровождаются смирением, а не разгорячением, не порывами, не самомнением и тщеславием ( 112, 269–270 ). Евангельское учение есть единственный источник всех истинных христианских богоугодных добродетелей ( 112, 270 ). Пост есть начальное орудие всех добродетелей ( 112, 270 ). Все благие помыслы и добродетели имеют сходство между собой; точно так же все греховные помыслы, мечтания, грехи и страсти имеют сходство между собой ( 112, 351 ). Одна добродетель, совершаемая искренно, привлекает за собою в душу все добродетели ( 112, 415 ). Стяжи постоянное трезвение, постоянное бодрствование над собой. Без строгой бдительности невозможно преуспеть ни в одной добродетели ( 112, 417 ). Без добродетели смирения не могут быть истинными и богоугодными все прочие добродетели ( 112, 433 ). Сердце, возделанное скорбями, напоенное уничижением, особенно способно к возвышеннейшей добродетели ( 112, 442 ). Уединением вашим да будет ваша душа, умерщвленная для мира, святой обителью вашей – да будет ваша душа, да будет она обителью всех евангельских добродетелей. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 111, 465 ). Нам принадлежат благие намерения и труд, а добродетель и плоды ее – от Господа Душа наша – пустыня, не плодящая добрых дел, от Тебя, Господи, да примет она силу плодоношения. Преподобный Ефрем Сирин ( 28, 326 ). Начало всякой добродетели – Бог, как источник дневного света солнце ( 54, 11 ). Человек старается делать добро по своей воле, исполняет же его Бог, в соответствии со Своей правдой. Преподобный Марк Подвижник ( 54, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Данный стих апостол Павел цитирует в 2Кор. 9,9 , призывая членов коринфской общины быть щедрыми. Представители народа Божиего обязаны проявлять щедрость, ибо сами они удостоились от Господа чудесных даров. 111 Нечестивый увидит это. Нечестивый увидит, как в конце концов праведный будет вознагражден Господом, тогда как сам он получит воздаяние за свои беззакония. Глава 112 Пс. 112 Этот псалом восхваляет величие Господа, милостиво снисходящего к человеческим нуждам. Пс. 112 , подобно Пс. 110 и 111, начинается со слова «аллилуйя», т.е. «хвалите Господа» («халлелу ях»). Он открывает собой так называемый «Египетский халлел», исполнение которого было приурочено к главным праздникам еврейского народа: Пасхе и празднику Кущей. Пс. 112–117 исполнялись на Пасху, так что вполне возможно, что именно их Иисус пел со Своими учениками в последний вечер, проведенный с ними ( Мф. 26,30 ; Мк. 14,26 ). Кроме того, следует отметить некоторое сходство Пс. 112 с благодарственной песнью Анны (1 Цар., гл. 2; особенно ст. 5 и 8) и «Величит душа Моя Господа» Марии ( Лк. 1,46–55 ). 112 рабы Господни. Эти слова обращены к верующим, присутствующим на богослужении. хвалите имя Господне. См. Пс. 8,2 . 112 отныне и вовек. Т.е. во все времена. 112 От восхода солнца до запада. Т.е. по всей земле. 112 Высок над всеми народами Господь. Псалмопевец утверждает, что Господь Бог не только израильтян, но и всех прочих народов, и даже более того Бог всего мироздания. 112 Кто, как Господь..? Этот вопрос риторический. Он, безусловно, предполагает единственный ответ: «никто». обитая на высоте. Подобно тому, как царь вознесен над своим народом, Бог возвышается над созданной Им и Ему подвластной вселенной. 112 приклоняется. Бог безмерно велик, но в величии Своем не забывает о сотворенном Им мире, вмешиваясь в ход земных дел. чтобы призирать на небо. Небо в Библии часто называется местом пребывания Бога. Здесь, однако, подчеркнута мысль о том, что Бог столь велик, что даже небеса не вмещают Его ( 3Цар. 8,27 ). 112 бедного...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Не позволяй сердцу твоему стать непотребным, питая в нем злые помышления. Постарайся сделать его благим: взыщи благости и мира, стремись совершать все святые добродетели. Преподобный Антоний Великий ( 82, 25 ). Брат сказал авве Сисою: «Намереваюсь хранить мое сердце». Старец отвечал ему: «Как можем охранять наше сердце, когда язык наш подобен открытым дверям». Преподобный Сисой Великий ( 82, 350 ). Сердце наше, обреченное по падении на прозябание терния и волчцов, особенно способно к гордости, если оно не будет возделано скорбями ( 112, 132 ). Как земля по причине поразившего ее проклятия не перестает сама собой производить волчцы и терния из поврежденного естества своего, так и сердце, отравленное грехом, не перестает рождать из себя, из своего поврежденного естества, греховные ощущения и помышления ( 112, 271 ). При возделывании сердца заповедями из него извлекаются наружу самые основные помышления и ощущения, от которых произрастает всякого рода грех, и, таким образом, при постоянном и постепенном обнаружении, мало-помалу истребляются ( 112, 148–149 ). Слепотой поражены наши ум и сердце... Ум не может отличать истинных помыслов от ложных, а сердце не может отличать ощущений духовных от ощущений душевных и греховных... ( 110, 54 ). Обличает лукавых духов сердце: ум недостаточен для этого, ему не отличить одними собственными силами образы истины от образов лжи... ( 110, 59 ). Сердечные чувства, которые окаменил смертный грех... становятся стеной, не допускающей Слову Божию действовать на сердце ( 112, 416 ). Сердце, возделанное скорбями, напоенное уничижением, особенно способно к возвышенной добродетели. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112, 442 ). Соединение ума с сердцем при молитве совершает Божия благодать Разьединение ума с сердцем, противодействие их друг другу произошли от нашего падения в грех ( 112, 115 ). Ум, заключаясь в слова молитвы, привлекает сердце в сочувствие себе ( 109, 163 ). Вниманию ума при молитве начинает весьма скоро сочувствовать сердце. Сочувствие сердца уму мало-помалу начнет переходить в соединение ума с сердцем ( 112, 115 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Проводящие греховную жизнь произвольно, по любви к ней... есть чада диавола ( 112, 370 ). Грех – родитель плача и слез, он... умерщвляется чадами его – плачем и слезами ( 112,390 ). Спасительно для нас, убийственно для греха – воспоминание о смерти, рожденной грехом ( 112, 447 ). Ничто, ничто не помогает столько получить исцеление от раны, нанесенной смертным грехом, как учащаемая исповедь. Ничто... столь не содействует умерщвлению страсти... как тщательное исповедание всех проявлений ее ( 112, 460 ). Все отцы согласны в том, что новоначальный инок должен отвергать греховные помыслы и мечтания в самом начале их, не входя в прение или в беседу с ними ( 112, 338 ). Преподобный Нил Сорский ... предлагает следующий способ борьбы с греховными помыслами, разумеется, когда брань не сильно действует и уступает этому способу. Этот способ заключается в том, чтобы лукавые помыслы превращать в благие и подменять добродетелями страсти ( 112, 344 ). .В Боге сосредоточивается надежда всех спасающихся, надежда побеждающих грех силой Божией и надежда побежденных грехом на, время, по Божию попущению, по собственной немощи. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112,464 ). «Если же согрешит, против тебя брат твой, выговори ему» ( Лк. 17, 3 ). Иисус Христос предписывает заповедь, как нужно поступать с ближним, который после проступка приносит покаяние, чтобы не привести его в отчаяние. Он предписывает самые благоразумные меры, чтобы, с одной стороны, послаблением не подать повода к большему проступку, а с другой – неуместной строгостью не раздражить и не ожесточить сердца; на этот случай Он говорит так:. «Если же согрешит против тебя. брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним»., ( Мф. 18, 15 ). Потому что кроткое обличение действеннее строгого обвинения: первое может возбудить стыд, а последнее поселяет неудовольствие и заставляет виновного, скрывать свою вину. Покажи, что обличаемый брат нашел в тебе искреннего друга, а не врага: он скорее согласится последовать советам друга, чем оставит без отмщения обиду врага.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010