л. 105. О роптании. Нач. Апостол. Иудионо послание (гл. 1 ст. 16). Ропотницы, укорители, часть порочна. л. 107. О унынии. Нач. Григ. Синаита (гл. 79). Уныние убо суть страсть плотская. л. 109. О неблагодарении. Нач. Вас. Великого (беседа 8, во второй книге, л. 57 об.). Отчаяние неблагодарность рождает. л. 111. О нечувствии. Нач. Гр. Синаита (от особых пятинадесяти глав 2). Держите и отдыхание легкого. л. 112. О непоболении. Нач. Златоуста (на Матфея Евангелиста нравоучение 14). Ниже яко не болиши согрешая, пренебрегай. л. 113. О жестокосердии, окаменении. Нач. Григория Синаита (гл. 87). По превосхождению и оскуднению близ припоследует. л. 114 об. О нечистоте. Нач. Григ. Синаита (гл. 79). Нечистота убо страсть плотская. л. 116. О лихоимстве. Нач. Гр. Синаита (гл. 79). Лихоимство убо страсть похоти. л. 118. О невоздержании. Нач. Григ. Синаита (гл. 79). Необуздание убо суть страсть. л. 119. О сытости. Нач. Гр. Синаита (от седми глав обезмолвицех, 6). Сытость же, еже отягчатися мало. л. 120. О несытостве. Нач. Гр. Синаита (гл. 79). Несытство убо суть страсть похоти. л. 121. О гортанобесии. Нач. Аввы Дорофея (л. 90 наоб.). Два бо различия суть чревообъядения. л. 122 об. О чревобесии. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Чревобесие убо суть страсть плотская. л. 126. О чревонеистовстве. Нач. Вас. Великого (беседа 1, лист. во 2 книге, 6 наоб., слово 16 лист. в 4 кн. 81). Сытость началом есть неистовства. л. 127. О тайноядении. Нач. Вас. Великого (в слове о отвержении мира во 2 книге л. 167). Видех бо многих стастьми. л. 128. О пространнопитании. Нач. Апостол, 1 к Тимофею (гл. 5 ст. 6). Питающаяся же пространно, жива умерла. л. 129. О скверноядении. Нач. Книга 3 Моисеовы Левит (гл. 11 ст. 10:11). И всем им же несть. л. 129 об. О пиянстве. Нач. 3латоуст (на 1 Солуняном, беседа 9, л. 1112). Пьянство зде глаголет, не еже от вина. л. 131. О многопитии. Нач. Кассиана Римлянина . Не точию пиянство, вина мысль. Л 132. О печали порочной. Нач. Симеона Нового Богослова (от 5 слова). Кто тщеславием одержим и мнение имеяй.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

110. с. Малые-Коровинцы волости Пятковской, от Житомира 50 вёрст. Церковь во имя святой великомученицы Варвары. Построена в 1756 г. на средства помещика Антония Омецинского. Деревянная, крыта жестью, с такою же колокольнею. Земли: усад. с огород. 1 дес., пахот. и сенок. нет. Дворов – 87½, прихожан – 671 д. об. п. Церковь эта приписана к предшествующему приходу с. Турчиновки (1 вер.). 111. с. Тютюнники волости Пятковской, от г. Житомира 50 вер., от ближ. почт. ст. Чуднова 8 вер., от ж.-дор. ст. Ольшанки 6 вер., от ближ. приход. с. Турчиновки 2 вер. и с. Бабушек – 4 версты. Приход 5-го кл. Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Построена в 1869 г. на казённый счёт. Деревянная, с такою же колокольнею, на каменном фундаменте. Утварью недостаточна. Земли: под церк. погостом 440 саж., усадеб. 2 дес. 635 саж., пахот. у дороги, ведущей из села на Бердичевский тракт 12 дес. 2,156 саж., над границею, отделяющую Тютюнницские земли от Сидочовских – 12 дес. 309 саж., над Бердич. трактом 10 дес. 2,180 саж. и сенокосной с лесом 28 десятин. На эту землю имеются план и эрекция. По качеству грунта земля чернозёмна. Причт: 1 священ. с жалов. 300 p., 1 псаломщ. – 50 р., поном. – 38 р. и просфорня – 16 р. Причтовые постройки ветхи. Церковно-приходская школа сущ. с 1870 г. Проводы совершаются в субботу Светлой недели и в Фомино воскресенье. Приписная деревня Сидачевка в 2 вёрстах. Дворов – 127¼, прихожан – 1,029 д. об. п. Благочинный 3 округа Житомирского уезда – священник Никанор Иван. Ящинский (с 1883 г.) псаломщ. – Иван Петрович Карвовский (с 1880 г,), пономарь – Василий Павл. Петровский (с 1853 г.). К этому приходу приписана церковь в с. Городищах в 3 вёрстах. 112. с. Городищи волости Пятковской, от Житомира 50 вёрст. Церковь во имя святого великомученика Димитрия. Когда и кем построена – неизвестно. Деревянная, крепка, при ней отдельная колокольня. Земли: под погостом 240 саж., усад. с огород. 1,200 саж., пахот. 27 дес. 122 саж., сенок. с лесом в болотистом месте на далёком расстоянии – 18 дес. 1,080 саженей. Есть дом для псаломщика. Дворов – 45½, прихожан – 377 д. об. п. Церковь эта приписана к предшествующему приходу с. Тютюнник (2 вер.). Церк.-приход. школа сущ. с 1886 г., с жалов. учителю 20 р. в год, помещается в церк. доме; учеников – 23 м. пола.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Богословские труды. Н. Новг., 1996. С. 40-68; Mount Athos and Byzantine Monasticism/Ed. A. Bryer, M. L. Cunningham. Aldershot, 1996; Τ καθεστς το Αγου ρδβλθυοτεΟρους ρδβλθυοτεΑθω. λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος, 1996; Ο ρδβλθυοτεΑθως στος 14o-16o ανες. Αθνα, 1997; Καβαρνς Κ. Τ λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος. Αθνα, 2000; Pavlikianov C. The Medieval Aristocracy on Mount Athos. Sofia, 2001; http://www.macedonian-heritage.gr/Athos; http://www.mathra.gr/kedak [Электр. ресурс]. Основные предписания о порядке монашеской жизни содержит общеафонский Устав; более детальные подробности записаны во внутримонастырских уставах (канонизмах). Устав предусматривает 2 формы монастырского устройства - общежительную и особножительную. В наст. время во всех мон-рях и мн. скитах распространено общежительство, восходяшее к прп. Афанасию Афонскому; в ряде скитов сохраняется особножительный устав. В общежительных обителях (киновиях) все является общим: кров, послушания, трапеза, молитва. В особножительных послушания и еда распределяются между отдельными монахами. Общежительный мон-рь управляется игуменом, избираемым пожизненно на общем собрании братии. Право быть избранными имеют все насельники не моложе 40 лет, принявшие постриг на Св. Горе и прожившие в своем мон-ре или на послушаниях вне его не менее 6 (в мон-ре Св. Павла - не менее 15) лет со времени пострига. Об избрании игумена уведомляются Свящ. Кинот и К-польская Патриархия; участие представителей Патриархии или др. архиереев в чине интронизации игумена не обязательно. Игумен обладает духовной властью над братией мон-ря, к-рая обязана оказывать ему уважение и полное послушание. Исполнительную власть игумен осуществляет совместно с комиссией (эпитропией) из 2-3 избираемых на год членов-эпитропов. Законодательную власть имеет герондия (духовный собор), число пожизненных членов к-рой обычно составляет от 6 до 12 чел. Заседания герондии проходят не реже 1 раза в неделю. Герондия выносит решение в случае разногласия игумена с эпитропами. Сосредоточение всей власти в руках игумена или игнорирование им прав комиссии или герондии «не разрешается ни под каким предлогом». Игумен, эпитропы и старцы должны являть собой пример общежительной жизни, избегать отдельных трапез, учить о нестяжании и о любви, лично заботиться о больных и престарелых (ст. 112-122). В особножительных обителях законодательную власть осуществляло собрание избираемых пожизненно старейшин, а исполнительную - избираемая ежегодно двух- или трехчленная комиссия (ст. 123-125).

http://pravenc.ru/text/Афон.html

109 Internationale Kirchliche Zeitschrift. 1930. Hf. 3. S. 167. 110 Э. Бенц. Дух и жизнь Восточной Церкви (по-нем.). Гамбург, С. 170. 111 Православие и протестантизм//Восток и Запад. 1929. Т. 1. С. 6. 112 Lloyd Jones, op. cit. P. 70. 113 Архиеп. Василий. XIX. Международный Старокатолический съезд в Вене//ЖМП. 1965. 11. С. 52. 114 ОТ. 30.9.1983. 574. С. 1, 4. 115 ЖМП. 1975. 7. С. 51. 116 Архим. др Иустин Попович. Православная Церковь и экуме­низм (по-греч.). Фессалоники, 1974. С. 228–230. 117 Lloyd Jones, op. cit. P. 69–70. 118 Там же. P. 68. 119 ЖМП. 1976. 4. С. 8. 120 Там же. С. 8. 121 Церковный вестник. София, 1972. 5. С. 4, кол. 11. 122 Правила св. Православной Церкви с толкованиями их. Введение. 123 ц ит по статье п. Игнатова: Канонические воззрения и практика Митрополита Филарета//ЖМП. 1956. 10. С. 57. 124 ц ит по статье п. Игнатова: Канонические воззрения и практика Митрополита Филарета//ЖМП. 1956. 10. С. 57. 125 Там же. С. 61. 126 С. В. Троицкий . По вопросу о втором браке священников//Церковный вестник. София, 1949. 39–40. С. 3, кол. 1. 127 Правила св. Православной Церкви. Т. 1. С. 27. 128 Еп. Феофан (Говоров). Слова о Православии с предостереже­ниями от погрешений против него. М., 1893. С. 53–54. 129 Св. Василий Великий. Творения. СПб., 1911. Т. 1. С. 317, 320. 130 Блаж. Феофилакт. Благовестник. СПб., б. г. С. 239. 131 Игум. Тихон (В. Никитин). Экуменическое движение и Русская Православная Церковь до ее вступления в ВСЦ//ЖМП. 1983. 11. С. 60, кол. 1. 132 Цит. по: Учение Православной Церкви о Священном Предании и отношение ея к новому стилю. Нью-Йорк, 1959. С. 6–7. 133 Цит. по: Учение Православной Церкви о Священном Предании… С. 11. 134 Межправославный богословский диспут (на английском). Лей­тон, 1973. С. 14. 135 Цит. по: Учение Православной Церкви о Священном Предании… С. 41. 136 Помянник. Приложение к «Псалтири», напечатанной в Киево- Печерской Лавре. 1855. С. 254. 137 См. вступительную статью Ст. Роуза в журнале «RISK», изда­ваемом молодежным отделением ВСЦ.

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

112 См. сообщение о том самого Филарета у И. А. Чистовича в цит. ст. Христ. Чт. за 1872 г., ч. 3, стр. 414–415. 113 Стр. 5 «Чтений» 2-го изд. 1820 года, экземпляр которых мы имели из московского Румянцевского музея. 114 Чтения в общ. люб. дух. просв. за 1872 г., стр. 114: «Материалов для истории русской церкви». 116 См. Чтения в общ. люб. дух. просв, за 1868 г. кн. IV, стр. 110: «Материалов для биографии Филарета». 117 25 декабря 1825 года Филарет, за содействие открытию вверенной ему тайны о престолонаследии, при лестном рескрипте нового Императора, получил бриллиантовый крест на клобук, а 22 августа следующего 1826 г. возведен в сан митрополита. См. послужной список святителя Филарета и биографии его. Ср. также Письма его к родным, стр. 268–269, 274. М. 1882 г. 118 См. в «Правосл. Обозр.» за 1868 г. т. XXVI, стр. 526–527. Сравн. Чистовича, цит. статью в Христ. Чт., за 1872 г. ч. II, стр. 77. 119 Судя по «Воспоминаниям» Филарета, напечатанным в «Правосл. Обозр» за 1868 г., т. XXVI, сам святитель подозревал, что автором этого проекта был состоявший не за долго до того чиновником за обер-прокурорским столом в Синод А. А. Павлов. Но Сушков в своих «Записках», написанных также главным образом по воспоминаниям Филарета, составителем проекта прямо называет состоявшего при наследнике престола -генерала Мердера (стр. 134). Ср. цитов. статью Чистовича в Христ. Чт. за 1872 г. ч. II, стр. 79 примеч. 120 Прибавл. к Твор. Св. Отцев за 1871 г. ч. 21, стр. 433–434. Срав, вышесказанное о побуждениях к переводу Библии на русский язык. 121 «Правосл. Обозр.» за 1868 г. т. XXVI, стр. 528–529 из «Воспоминаний Филарета». Ср. также письмо последнего к архиепископу тверскому Григорию Постникову от 16 марта 1845 г. в Чт. в общ. люб. дух. просв, за 1877 г. ч. III, стр. 139: «Материалов для истории русской церкви». 122 См. списки обер-прокуроров св. Синода в Русск. Архиве за 1866 год, стр. 601–602. Срав, характеристику обер-прокуроров времени цартвования императора Николая Павловича в статьях: «Из воспоминаний секретаря при св. Синоде Ф. Ф. Исмайлова», помещ. в «Страннике» за 1882 г. стр. 74–88 и Лескова «Синодальные персоны», помещ. в «Историческом Вестнике» за 1882 г. стр. 373–409. Срав. также цит. статью нашу в «Русск. Вестн.» за 1883 г. стр. 370 и дал.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

112. Флоровский Г., прот. Догмат и история: [Сб. ст.]/Сост. Е. Холмогоров. M., 1998. 113. Хосроев А.Л. История манихейства (Prolegomena). СПб., 2007. 8. История Православных Церквей 114. Афиногенов Д.Е. Константинопольский Патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784847 гг.). M., 1997. 115. Карташев A.B. Очерки по истории Русской Церкви: В 2 т. M., 1991 (и др. изд.). 116. Лебедев А.П. Очерки внутренней истории Византийско-восточной церкви в IX, X и XI веках. M., 1997 (репр.). 117. Лебедев А.П. История разделения Церквей в IX, X и XI вв. 2-е изд. СПб., 2004. 118. Лебедев А.П. Очерки истории Византийско-Восточной Церкви от конца XI до половины XV века. M., 1892. 119. Лебедев А.П. История Греко-восточной Церкви под властью турок: От падения Константинополя (в 1453 году) до настоящего времени: В 2 кн. СПб., 2004. 120. Мейендорф И. , протопресв. Православие в современном мире. 2-е изд., доп. M., 1997. 121. Мейендорф И. , протопресв. История церкви и восточно-христианская мистика. M., 2000. 122. Мейендорф И. , протопресв. Иисус Христос в восточном православном богословии. M., 2000. 123. Мейендорф И. , протопресв. Византийское наследие в Православной Церкви. M., 2007. 124. Никодим (Ротов), архим. История Русской духовной миссии в Иерусалиме. [Л., 1959]; [Серпухов], 1997. 125. Поместные Православные Церкви. M., 2004. 126. Порфирий (Успенский) , еп. История Афона. Т. I–II. M., 2007. 127. [ Порфирий (Успенский) , еп.] Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты архимандрита, ныне епископа Порфирия (Успенского) . Κ., 1877 (репр. изд.: M., 2006). 128. Рансимен С. Падение Константинополя в 1453 г. M., 1983 (и др. изд.). 129. Рансимен С. Восточная схизма. Византийская теократия. M., 1998. 130. Скабаланович H.A. Византийское государство и Церковь в XI веке: В 2 т. СПб., 2004. 131. Скурат К.Е. История Поместных Православных Церквей: В 2 кн. M., 1994. 132. Соколов И.И. Лекции по истории Греко-восточной Церкви: В 2 т. СПб., 2005. 133. Троицкий П. История русских обителей Афона в вв. M., 2009.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

121, тоже панихида по ней же; 125, богослуж. на праздн. Вознес.; 129, проводы патриар. Макария; 138, панихида по цар. Евдокии Лукьян.; 139, погребение цар. Марии Ильиничны; 140, панихида; 141, тоже; 142, тоже); IX, 46 (Разрядн. книга 1678 г.; стр. 110, 112, крестн. ходы), 107 (Роспись жалованья 1677 г., стр. 316); XII, 57 (Указ 1689 г. о сборе славленных денег, 3 руб.); “Собр. госуд. грам. и договор.», I, 83 (Духовн. 1453 г. Вел. кн. Софии, в иноч. Евфросинии), 96 (Духовн. 1472 г. кн. Юрия Василь.), 121 (Духовн. 1486 г. кн. Мих. Андр. Верейского), 122 (Духовн. 1486 г., кн. Мих. Андр. Верейского, см. под V), 132 (Духов. 1504 г. кн. Ив. Борис. Волоцкого), 138 (Межев. гр. 1504 г.), 147 (Духовн. 1509 г. кн. Дмитрия Иоаннов.); III, 72 (Чин бракосочет. 1626 г. ц. Мих. Фед. с Евдокиею Лукианов.); “Акты Зап. Р.», IV, 182 (Именн. роспись 1610 г. послам к Польск. королю для приглаш. Владислава; Вознесен. м-ря протопоп Кирилл); Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.», I, Отд. 1, 61 (двор монаст. в с-це Давыдовском старицы Александры, княг. Голицыной), 142 (влад. старицы Рожновой), 143 (влад. м-ря в Горетовом стане Москов. у.), 198 (влад. в разн. станах Москов. у.); “Временник Общ. ист.», 1852 г., XIII, 147 (Приправоч. кн. 1586 г. по Москов. уез.; старица Рожнова); 1853 г., XVII, Новый летописец, 45 (в 1601 г. погребена царица Ирина), 71 (пребывание в м-ре царицы Марфы), 187 (погребены две супруги царевича Ивана Иван., сына Грозного, Александра Сабурова и Парасковья Михаил. Солового, а также Марья Владим. Долгорукова, первая супруга царя Мих. Фед.), 188 (погребена царица Елена, дочь Петра Ив. Буйносова, а в 1626 г. был пожар); 1855 г., XXII, 22 (Чиновник патриар. Иоакима 1674 г.); 1856 г., XXIV, Чиновн. патр. Иоакима за 1675 г., 65, 70, 71, 96, 99 (панихиды по царицам); Горчаков, “Монаст. Приказ», прилож. документ., 16, 19 (Память 1706 г. стряпчему о сборе денег с вотчин), 32, 39 (Память 1718 г. об именном указе принять безвкладно и постричь в монахини м-ря мать бухгалтера посла Дарью Ильину с дочерью); “Чтения в И.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

169) Описание путешествия по Египту, Нубии, Сирии и Малой Азии, К. Л. Арбай и Дж. Манглеса, 1816–1817, краткое извлечение, Моск. Ведом. 1824, 170) Отрывки о Леванте. Из Voyage dans le Levant, par le Comte Forbin, пер. П. Гвоздев; Константинополь, Иерусалим и окрестности, Сын. Отеч. 1819, т. LVII, стр. 122 и 145. 171) Отрывки из путешествия Лейтцена в Палестину (из немецк. журнала), Моск. Телегр. 1825, стр. 3–15; стр. 218–226. 172) Воспоминания о Востоке г. Корниля: Константинополь, Греция, Иерусалим, Египет, 1831–1833, пер. с франц. 2 части. М. 1837–1838, 1 р. 15 к. (Смирд. 13491). 173) Ламартина Восточные воспоминания – Иерусалим, Сын Отечества и Сев. Арх. 1834, ч. 165, стр. 373–387. Тоже, под заглавием «Судьбы поэзии», Телескоп 1834, и 16. 174) Воспоминания, впечатления, мысли и очерки во время путешествия по Востоку, Ламартина, рец. в Жур. Мин. Н. Пр. 1835, ч. VIII, 182; Моск. Наблюд. 1838, ч. XVII, Смесь, стр. 419. 175) Ламартин у леди Стенгоп, Библ. для Чтен. 1835, т. X, стр. 158–172. О леди Стенгоп см. Ж. М. Н. Просв. 1839, т. XXIV, VI, 134; о ее мемуарах, там же, 1846, ч. 49, VI, 165; ст. Филарета Шаля в Реперт., и Пант. 1851, VIII, 6–39. (См. также статью Сенковского «Способности и мнения новейших путешественников по Востоку», Библ. для Чт. 1835, т. XIII, стр. 112–146, отзывы о западных путешественниках). 176) Очерки Иерусалима и святых окрестностей – Вифлеема, Вифании, Иордана, пустыни св. Иоанна, монастыря св. Саввы, Хеврона. Из переписки о Востоке Мишо и Пужула (1831), перев. А. Тимофеев, Спб. 1837, 24 , 273, 2 нен. стр., с 8 литографир. рисунками; 2 р. (Рец. Русск. Инв. 1837, 275, 276; Журн. Мин. Нар. Просв. 1838, ч. XIX, отд. 5, стр. 493; Библ. для Чт. т. 24, отд. 6, стр. 56; Сев. Пчела 1837, 177) Живописное путешествие по Азии, составленное на фр. языке, под руководством Эйрие и украшенное гравюрами, пер. Е. Корш, 5 частей, М. 1839–1840 (Смирд. 13517) 7 р. (Рец. Библ. для Чтен. т. XXXVII, отд. 5, стр. 35). О Палестине в VI томе, глава 68, стр. 205–243, извлечения из путешествий Шатобриана, Вольнея, Норова, Гашеро.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

60, 78, 88, 112, 118; Грабар А. Император в визант. искусстве. М., 2000. С. 76-80; Джурич В. Визант. фрески: Средневек. Сербия, Далмация, слав. Македония. М., 2000; Hikimehko Н. М. Собор Св. Coфiï в К., 2000. С. 60; Сарабьянов В. Д. Иконографическая программа фресок Георгиевской церкви и система росписи древнерус. храмов сер.- 2-й пол. XII в.// Сарабьянов В. Д. и др. Церковь св. Георгия в Ст. Ладоге: История, архитектура, фрески. М., 2002. С. 128, 163, 176-182, 411-412; Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого. М., 2003. Кат. 94; «Угодно в очах Божиих дело сие…»: Сокровища ЦАК МДА. Серг. П., 2004. С. 38-39, 64-65, 74-75; Дмитриева С. Образы св. воинов в росписи храма Спаса Преображения на Ковалёве в Новгороде (1380)//Искусствознание. 2003. 1. С. 212-231; Корзухина Г. Ф. , Пескова А. А. Древнерус. энколпионы: Нагрудные кресты-реликварии XI-XIII вв. СПб., 2003; Христ. искусство Болгарии: Кат. выст. М., 2003. Кат. 16, 22; Св. Георгий Победоносец - небесный покровитель Москвы: 10-летию восстановления ист. герба Москвы посвящ.: Кат. выст. М., 2003. Кат. 101. С. 43, 49, 58, 122, 130; Соколова И. М. Рус. деревянная скульптура XV-XVIII вв.: Кат./ГММК. М., 2003. С. 121-126; Иконы из частных собр.: Рус. иконопись XIV - нач. XX в.: Кат. выст. М., 2004. С. 116, 219; Костромская икона XIII-XIX вв. М., 2004. Кат. 148; Древности и духовные святыни старообрядчества: Иконы, книги, облачения, предметы церк. убранства. М., 2005. Кат. 19; Этингоф О. Е. Визант. иконы VI - 1-й пол. XIII в. в России. М., 2005. Кат. 10. Рубрики: Ключевые слова: МЕРКУРИЙ (сер. III в.), вмч. (пам. 24 нояб.; пам. греч. 25 нояб.; пам. зап. 25 нояб.), пострадал в Кесарии Каппадокийской (ныне Кайсери, Турция) ЕВСТАФИЙ ПЛАКИДА († ок. 118), пострадал в Риме вместе с женой Феопистией и сыновьями Агапием и Феопистом, вмч. (пам. 20 сент.) МАРИЯ МАГДАЛИНА (I в.), равноап., ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц Неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок.

http://pravenc.ru/text/162188.html

731 Опис. рукоп. Румянц. муз 196. Ж. М. Н. Пр. 1834 г., август, и Филарета в Москвит., стр. 69. О переводе пророч. ср. Белокуров, cclix и cclxi 732 В книге Евстафия Опыт рус. литер. (на греч. яз.) Афины, 1904 г., гл. v-я посвящена вопросу о книжн. исправл. М.Грека (реценз. в Ж. М. Н. Пр. 1905, 3, 202–218) 735 Ист. церкви Филарета, III, 112. Макарий, VII, 271. Хронология его переводов (Белокуров, 240–241); ср. 301–305, 317–318, 327–328, ccxlvii. М. Даниил просил М.Грека перевести церк. историю Феодорита Киррского, но он отказался (о чем см. ниже). О последнем Глубоковский, Блажен. Феодорит еп. Киррский, Спб. 1892; рец. В.Болотова (Хр. Чт. 1892, т. II) 740 И.В.Ягич, 592. Вопросу о стихосложении М.Грек придавал большое значение и считал его признаком истинной учености, но примеры, показанные им, не нашли тогда подражателей (Изв. Ак. Наук, 1899, IV, в статье В.Н.Неретца, 1220–1221) 746 Константин ссылается на обычай, соблюдаемый у греков и в Тернове: «того бо ради и возбранение есть невеждам еже не писати божественныя писания в Грецех же и в Тернове и даже во Св. горе» 747 Не дебелейший болгарский, не «высокий» сербский лег в основание церковной славянщины, по его словам, но «тончайший и краснейший язык рушкий (русский)», – замечание, указывающее на подмеченную им, по количеству одинаковых слов, близость русс. языка к церковно-славянскому, высказанное в своеобразном выражении «Этот факт был чутьем подмечен Константином» (Ягич) 748 См. Книга Константина философа и грамматика о письменах (в полной редак. по рукоп. Карловиц. XVI ст. и краткой – по сп. Троицко-Серг. лавры, XVII стол. и сп. Церк. арх. муз. Киев. дух. акад., с предисловием и замеч. И.В.Ягича (Исслед. по рус. языку, издание Отд. рус. яз. и словесности И. Ак. Наук, I, 1895, стр. 366–581) 749 В то время, как не все греки склонны были изучать латинский язык, он несомненно знал его основательно (Сочин., III, 62, 122, 194, 227, 283) и, конечно, владел итальянским (Сочин., II, 50). В предисл. к переводу толкований на Евангелие Иоанна замечено: «Максим был в обоих языках весьма искусен» (И.В.Ягич, 632), т. е. греческом и латинском. Замечание, что первоначальные соч. М.Грека, по конструкции речи и словообразованию, писаны на латин. яз. и переведены на славян. язык другими (А.И.Соболевский, Перевод. литер. 261–262)

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010