Каждая служба заканчивается молитвой (collecta), предваряемой и заключаемой респонсорными возгласами. Но из всех служб только 1-й час и повечерие имеют свои особые молитвы, на остальных же службах читается молитва дня 262 . Поместные чины в отношении часов отличаются от римского, главным образом, составом псалмопения. Особенно разнообразится псалмопение l-ro часа. Так, по бенедиктинскому чину на 1-м часе с понедельника и до субботы исполняются по порядку псалмы: 1, 2 и 6; 7, 8 и 9 (ст. 1 – 19); 9 (ст. 20 – 39), 10 и 11; 12, 13 и 14; 15, 16 и 17 (ст. 1 –25); 17 (ст. 26–51), 18 и 19. В воскресенье положены четыре первых восьмистишия (изъ числа 22-х) псалма 118-го. – На остальных часах в воскресенье и понедельник исполняются остальные 18 восьмистиший 118-го псалма – по три на каждом часе, а затем ежедневно повторяются в последовательном порядке «песни степеней», т. е. псалмы 119, 120 и 121 – на 3-м часе, 122, 123 и 124 – на 6-м, 125, 126 и 127 – на 9-м 263 . В других поместных чинах для простых дней на 1-м часе указываются, большею частью, псалом 53-й и начало псалма 118-го (ст. 1–16 и 17–32), а для воскресных – все девять псалмов 1-го часа, чередующихся в римском чине по днямъ, т. е. 21–25, 92, 118 (ст. 1–16, 17–32) и 53 264 . Наиболее самостоятелен мозарабский чин. В нем есть даже своя особая суточная служба – aurora, совершаемая в простые дни между утреней и 1-м часом. По своему характеру она примыкает к часам и состоит из четырех псалмов (69-го и трех первых восьмистиший 118-го), антифона, хваления (laus), гимна, стиха, «Отче наш» и ряда молитвословий (preces). – В свою очередь и часы имеют особенности. В начале 1-го часа исполняется антифон и произносится возглас «Господь да будет всегда с вами»; далее следуют: семь псалмов с антифоном, респонс, пророчество, послание, хваление, гимн и стих; затем – «Тебе Бога хвалим» и «Слава» (кроме адвента и 40-цы), апостольский символ, моление (supplicatio), «Отче наш» и благословение (benedictio). 3-й, 6-й и 9-й часы начинаются так же, как и первый, и имеют по четыре псалма; за ними следуют: респонс, пророчество, послание, хваление, гимн и воззвания (clamores); далее – supplicatio, чтение (capimulum), Отче наш и благословение. – Псалмы распределяются так: на 1-м часе – 66, 144 (разделяемый пополам), 112-й и три отдела 118-го (ст. 25–48); на 3-м – 94-й и три отдела 118-го (49–72); на 6-м – 53-й и три отдела 118-го (121–144); на 9-м – 145, 121, 122 и 123 265 . Из числа этих псалмов псалмы 60 и 112 на 1-м же часе встречаются и в Син. 863, пс. 144 положен там же на 3-м часе, пс. 145 – на 9-м; пс. 94 указывается в Син. 870 на 1-м почасии, а пс. 122 и 123 – на 9-м; пс. 53 и теперь у нас стоит первым на 6-м часе; наконец, пс. 118, как известно, тоже имеет связь с нашими нынешними часами – 1-м и 9-м. И только один 121-й псалом совсем не встречается в составе нашего часового псалмопения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Из славянских памятников особенности в составе междочасных псалмов допускают Син. 12, Спб. (ркп. Имп. Публичной б-ки в Спб.) 57 и Соф. 1052 . Все эти рукописи последовательно приводят такие псалмы междочасий: 45, 91 и 112; 18, 32 и 60; 2, 58 и 21; 96, 115 и 68. – А Хлуд. 123, указав сначала три обычных псалма 1-го междочасия, затем добавляет: «нециж глют пслм 50». Приведя все псалмы междочасий к одному знаменателю и расположив их в последовательном порядке, получим в результате 45 нижеследующихъ псалмов: 2, 6, 10, 11, 14, 15, 18, 21, 26, 27, 29, 31, 32, 34, 39, 40, 41, 42, 45, 50, 55, 56, 58, 60, 63, 65, 68, 69, 76, 91, 92, 93, 94, 96, 110, 111, 112, 114, 115, 122, 123, 137, 139, 142 и 150. Представитель палестинского многопсалмия – Синайский Часослов 863 (VIII–IX в.) – для каждого часа указывает разное количество псалмов. Так, на 1-м часе в нем приводится восемь псалмов: 5, 45, 66, 69, 89, 91, 100, 112 и, кроме того, антифоны из псалма 142 (ст. 1–2, 8–12), с припевом «алллилуиа»; на 3-м часе – семь псалмов: 16, 24, 42, 50, 142, 144, 150, и антифоны из псалма 50, с тем же припевом; на 6-м часе – шесть псалмовъ: 53, 54, 68, 69, 90, 145, и антифоны из псалма 55 (ст. 2–3, 11–14), с «аллилуиа»; на 9-м часе – три обычных псалма (83, 84, 85), седьмая песнь, или молитва св. трех отроков (Дан. гл. 3), и антифонный псалом 22-й, с «аллилуия». Другой представитель палестинского многопсалмия – Син. 864, сохранивший только службу 9-го часа, назначает 19 псалмов для этой службы, а именно: 83, 84, 85, 68, 112, 110, 120=SSSSS=74, 29, 54 – Слава и ныне – 5, 7, 40 – Слава и ныне – 31, 80, 81 – Слава и ныне – 93, 104, 56, Но из них последние 12 псалмов (с 74 по 56), отделенные знаком=SSSSS=, должны быть отнесены к особому «чину 12-ти псалмов». Сопоставление многопсалмных часов с трипсалмными часами и их междочасиями показывает, что первые содержат в себе не только 12 обычных часовых псалмов, но и 10 псалмов междочасных. Следовательно, из 27-ми псалмов, положенных на часах по Син. 863 и 864, только пять псалмов не входят в состав часов с междочасиями, а именно – псалмы: 22, 66, 120, 144 и 145.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

В первые же годы царствования Александра и светские учебные заведения получили быстрое развитие. В управлении министерством народного просвещения гр. Завадовским явились народные школы, уездные училища, гимназии (в губернских городах), открыты два новые университета – в Харькове и Казани, педагогический институт для образования преподавателей, несколько лицеев, так что в 1804 г. числилось уже 494 светских учебных заведения с 33484 учащимися, а в следуюшем году число этих учебных заведений возросло до 688. Позже положено было завести школы и при полках 193 . 147 См. Взглядъ на учебную часть в России в XVIII ст. гр. Д. А. Толстого. С.-Пб. 1883, стр. 2–3. Наука и литерат. при Петре, соч. Пекарского, I, 126. 148 Всех епархий считалось тогда 25, из них открыты были школы лишь в 21 епархии, в 4 же вовсе не было школ «за неимением средств или учителей». 150 См. Взгляд на учебную часть в России в XVIII ст. гр. Толстого. стр. 1. Наука и Литература в России при Петре, соч. Пекарского, I, 127–131. 151 Наглядно показывают это цифры. Первые студенты выписаны были из-за границы; затм в 1740 г. было 8 студентов в университете, в 1742 г. – 12, в 1752 г. – 20, в 1753 г. – 18, в 1758 г. – 16, в 1765 г. – 9, в 1783 г. – 2, в 1796 г. –3 студента. Справедливо заметил известный Болтин: «захотели сделать то в несколько лет, на что потребны века; начали строить здание нашего просвещения на песке, не сделав прежде надежного ему основания». – Не многим лучше было и в гнмназии. В ней числилось въ 1726 г. 112 учеников, в 1727 г. – 58, в 1728 г. – 26, в 1729 г. – 74, в 1730 г. – 14, в 1736 г. – 28, в 1737 г. – 19, в 1760 г. –37, в 1761 г. –46, в 1765 г. – 30, в 1766 г. – 88 учеников. См. Гр. Д.А. Толстого, Академический университет в XVIII ст. и Академическая гнмназия въ XVIII ст. С.-Пб. 1885. 152 См. гр. Толстого, Взгляд на учебн. часть, стр. 6–12, 21. Галахова Ист. Русск. Словесности. 1880. т. I. отд. 2. стр. 2–3; Пекарский, I, 122, 132. 155 См. Aug. Herm. Francke. Fin Lebtnsbild, von G. Kramer. 1880. Педагогические учреждения Франке процветают и поныне. В глубине обишрного двора, окруженного воздвигнутыми им зданиями, возвышается мраморное изображение этого великого филантропа- христианина и пред ним двух детей, которых он, возложив на них руки, благословляет. На пьедестале памятника краткая, но знаменательная надпись «Ег vertraute Gott» (он уповал на Бога). Пример Франке нашел себе в нашем столетии достойного подражателя в лице известного Георга Мюллера, основавшего так же лишь на добровольные пожертвования свои громадные сиротские домы в Бристоле. См. Leben und Wirken von Georg Muller in Bristol.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

242 См. у Чистовича в цит. ст. Христ. Чт. за 1872 г. Ч. II, 112–115. Копию с этой записки святитель Московский вскоре после того (именно при письме от 12 марта) сообщил наместнику своему Антонию (которому вообще он поверял свою душу), прося его при этом дать свое о ней мнение и успокоить взволнованный событиями Петербургскими дух святителя. См. Писем Филарета к Антонию, ч. II, стр. 14–17. Срав. также цит. ст. П. С. Казанского в Прав. Обозр. за 1878 г. I, 115–116. 243 Разумеется, раньше приведенное и недавно упомянутое отношение митрополита к обер-прокурору от 1 марта. 244 См. у Чистовича в Христ. Чт. за 1872 г. Ч. II, стр. 115–117. Уже самое содержание бумаги, хотя и имеющей необходимое отношение к содержанию бумаги от 1 марта, доказывает принадлежность редакции ее (а может быть и редакции последней) ареопагу советников графа Протасова. Есть мнение, которое даже прямо указывает автора бумаги в упомянутом выше ректоре академии архим. Афанасии. См. И. А. Чистовича, там же, стр. 115 примеч. Срав. также Н. В. Сушкова, Об увольнении Киевского и Московского митрополитов в свои епархии в 1842 г., в Чтен. Общ. Истории и Древн. 1869 г. Кн. IV, стр. 185 смеси. «Впрочем, одно другому не противоречит», – скажем мы словами И. А. Чистовича (цит. м.) по вопросу о том, канцелярия ли графа или Афанасий Дроздов писал приведенную бумагу. 245 Эти случаи несогласия первоприсутствующего на мнения митрополита Московского и других членов Синода не раз бывали и прежде (см. напр. Письма Филарета к наместнику Антонию, ч. I, стр. 122–123, 130; ч. II, стр. 82 и др.); но это не препятствовало мирному общению их в главном и существенном. 246 Срав. цитов. Статью И. А. Чистовича в Христ. Чт. за 1872 г. Ч. II, стр. 117 и также цит. ст. Н. В. Сушкова в Чтениях Общ. Ист. и Древн. за 1869 г. Кн. IV. 247 См. у Чистовича в Христ. Чт. за 1872 г. Ч. II, стр. 118; срав. Сушкова в Чтениях Общ. Ист. и Древн. за 1869 г. Кн. IV. 248 При подписании протокола Филарет Киевский настаивал было на том, чтобы в справке прописано было и то, что рассуждение между ним и Филаретом Московским об издании Библии с толкованиями, примечаниями и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Моисей); “Собр. госуд грам. и договор.”, I, 96 (Духовн. 1472 г. кн. Юрия Васил.), 203 (Утвердит. гр. 1613 г. об избрании ц. Мих. Фед.; игум. Авраамий); Калачов, “Писцов. кн. XVI cm.”, I, Отд. I, 325 (подроб. опись 1577 г.), 389 (влад. в Бол. Микулине стану Коломен. у.), 430 (вотч. в Коневском стану Колом. у.), 443 (вотч. в Маковском ст. Колом. у.), 481 (вотч. в Песочен. ст. Колом. у.), 534 (вотч. в Ромен. вол. Колом. у.); Горчаков, “Монаст. Приказ”, прилож. докум., 70, 17 (Ведом. 1701 г. церковн. вотчинам, розданн. разным лицам); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. 1, 143 (в 1744 г. имел 1.234 душ. крест.); 1877 г., I, Отд. 2, 211 (воспомин. архим. Пимена); “Полн. собр. лет.”, VI, 122 (житие преп. Сергия); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел”, 345 (в 1700 г. имел крест. 203 двор.); “Опис. докумен. и дел архива св. Син.”, II, ч. 1, 85 (в 1722 г. имел в Москве, за Яузскими ворот., в Николь. приходе, что в Мыльниках, деревян. подворье), 112 (доношение 1722 г. архим. Софрония с ведом. о количестве драгун. сбора за 1707–1721 г.), ч. 2, 88 (донош. 1722 г. архим. Иосифа о быв. патриарш., архиер. и монаст. вотчинах, отданн. светск. лицам), 119 (м-рь отдал серебр. посуду и лом для денежн. двора), 580 (челобит. архим. Иосифа о возвращ. м-рю сельца Черчякова Коломен. у.); III, 1723 г., прилож., XCIII, XXVII (в 1702 г. из вотчин м-ря отдана Генер.-Фельдмарш. Шереметьеву пустошь Амирево Колом. у.), CI (в 1709 г. отдано в жалованье дьяку Ст. Беляшу сельцо Четряково); IV 1724 г., прилож., LXXV, XIII (в м-ре было 2 пушки и 3 бомбы); VI, 1726 г. 378 (архим., Иоасаф был при описи ризницы скончав. в 1724 г. митроп. Коломен. Иоанникия); VII, 1727 г., 325 (архим. Виктор был на коронации Имп. Петра II в 1728 г.), прилож., LXXII, VII (ведом. о вотчинах м-ря), CXV, VIII (по бедности м-рь освобожден от содержания школ); “Опис . Москов. архива Мин. Юстиции”, I, 1020 (межев. книга 1669 г. вотчины м-ря пустоши Мишковой Песоченского стана), 1022 (межев. книга 1673 г. ямского отхожего Окуловского луга с землею и сенн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1356 . Каждан А. П. Социальные воззрения Михаила Атталиата//Зборник радова Византолошког института. – Београд, 1976. – Кн. 17. 1357 . Каждан А. П. Социальный состав населения византийских городов//ВВ. – 1956. – Т 8. – С. 85–96. 1358 . Каждан А. П. Социальный состав господствующего класса Византии XI- XII вв. – М.: Наука, 1974. – 299 с. 1359 . Каждан А. П. Структура византийского общества//Вопросы истории. – 1967. – 9. – С. 204–206. 1360 . Каждан А. П. У стен Царьграда. – М.: Детская литература, 1965. – 144 с. 1361 . Каждан А. П. Формирование феодального поместья в Византии Х в.//ВВ. – 1956. – Т 8. – С. 98–122. 1362 . Каждан А. П. Хроника Симеона Логофета//ВВ. – 1959. – Т 15. 1363 . Каждан А. П. Цвет в художественной системе Никиты Хониата //Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. Сб. ст. в честь В. Н. Лазарева. – М., 1973. 1364 . Каждан А. П. Цехи и государственные мастерские в Константинополе в IX- X вв.//ВВ. – 1953. – Т 6. – С. 132–155. 1365 . Каждан А. П. в сотрудничестве с Ли Ф. Шерри и Х. Ангелиди. История византийской литературы (650–850 гг.). – СПб.: Алетейя, 2002. – 531 с. 1366 . Каждан А. П., Чичуров И. С. О структуре византийского общества VII-IX вв.//Византийские очерки. – М.: Наука, 1977. – С. 107–137. 1367 . Казаков М. М. Епископ и империя. – Смоленск, 1995. 1368 . Казаков М. М. Христианизация Римской империи в IV веке. – Смоленск, 2002. – 464 с. 1369 . Казанский П. История православного монашества на Востоке. – М., 18541856. – Т 1–2. (М.: Паломник; Воскресение, 2000. – Т. 1. – 464 с.; т. 2. – 608 с.). 1370 . Казанский П. С. Общий очерк жизни иноков египетских в IV и V века. – М., 1872. – 101 с. 1371 . Казенина-Пристанкова Е. Т Золотые уста. Жизнь и труды Иоанна Златоуста . – Ровно: Живое слово, 2003. – 224 с. 1372 . Каковкин А. Я. Коптское искусство. – М.: Искусство, 1991. 1373 . Камерон Ч. Термы римлян/Пер. с англ. – М.: Изд-вл Всесоюз. Академии архитектуры, 1939. – Х, 112 с., 75 табл. 1374 . Каринский Дм. Никифор Фока//Книга для чтения по истории средних веков/Под. ред. П. Г. Виноградова. Изд. 4-е. – М., 1912. – Вып. 2. – С. 249–276.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

18:30 Букв.: через стену могу перепрыгнуть. 96 18:31 И ли: чист. 97 18:32 Букв.: скала. 98 18:35 Букв.: бронзовый. 99 а 18:36 Букв.: правой. 100 б 18:36 Букв.: Твое снисхождение возвеличивает меня. 101 18:37 Букв.: Ты даешь простор шагам подо мной. 102 18:41 Букв.: Ты дал мне спину врагов моих. 103 18:51 Букв.: спасения. 104 19:5 Так в LXX и друг. древн. пер.; масоретский текст: проходит их мера/ линия. 105 19:12 Друг. возм. пер.: и слуга Твой ими предостерегается. 106 19:13 Букв.: сокрытых. 107 19:14 Букв.: от высокомерных ( грехов; или: людей). 108 20:6 Букв: да исполнит. 109 20:7 Букв: спасает/ помогает; то же и в ст. 10 . 110 20:10 Так в LXX; масоретский текст: Господь, спаси! Пусть Он (Царь) ответит нам в день, когда мы воззовем. 111 21:7 Букв.: лицо. 112 22:4 И ли: Ты — хвала Израиля. 113 22:9 Так в LXX; масоретский текст: полагайся на Господа. 114 22:10 Друг. возм. пер.: Ты вселил доверие к Тебе уже на груди матери моей. 115 22:16 Букв.: высохла сила моя, как глиняный черепок. 116 22:17 Так в LXX и друг. древн. пер.; масоретский текст: как лев ( терзают). 117 22:25 Букв.: не скрыл лица Своего. 118 22:26 Букв.: Его. 119 22:27 Букв.: да живут вовеки сердца ваши (ср. Пс 69 (68):32). 120 22:28 См. в Словаре Обращение. 121 а 23:3 Букв.: путями праведности. 122 б 23:3 Букв.: ради имени Своего. 123 а 23:4 Букв.: долиною тени смерти. 124 б 23:4 Букв.: утешают меня. 125 23:6 Букв.: буду возвращаться; в некот. рукописях и в LXX: пребуду. 126 24:2 В этом стихе автор поэтически описывает творческие дела Бога, проявившиеся в обуздании хаоса, который здесь символически представлен морем. 127 24:4 Букв.: у кого невинные руки и чистое сердце, кто не возносит души своей ко лжи (или: идолу) и не клянется, чтобы обмануть… 128 24:5 Или: праведность, т. е. будет признан праведным. См. в Словаре Оправдание. 129 24:6 Букв.: что ищут лица Твоего. 130 24:8 Букв.: сильный. 131 24:10 Евр. (как и в Син. пер.): Яхве Саваоф. 132 25:1 П с 25 в оригинале написан в форме алфавитного акростиха, в котором каждая строка начинается со следующей по порядку буквы еврейского алфавита. 133

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

1 Ср. св. Велики, Homil. VI, 3; Ρ. gr. I. 34, 520 ΒD; Homil. II, 3, col. 464 D. 17 У богослужбеним Цркве се на разноврсне начине истиче да дело Свете нарочито у служби на дан свете Педесетнице. само на стихиру, улази и у свету Видехомь светъ истиный,… нераздельней Троице покланяемся,табонасъ спасла есть. 22 Homil. XIV, In Annuntiat, immacul. Domin. nostrae Deipare semper Virginis Mariae; P. gr. t. 151, col. 168 A. 27 Св. Максим Исповедник , Expositio orationis Dominicae; P. gr. t. 90, col.877 B·– у благовештенским стихирама Бога, молитвена мисао Цркве вели: «нижная съ вышними совокупляются» (τ κτω τοιςανω συνπτεται), «земная быша небо» (τ επγεια γγονεν ουρανς) пресв. Богородицы, на 29 Св. J. Златоуст, на пророка г. 28, ст. 16, стр. 167, Св. J. Златоустаго, томъ 6, книга I, С. Петербургь, 1900. 34 Adversus Nestorium, lib. III; P. gr. t. 76, col. 112 AB; cp. ib. lib. IV, col. 169 AB; ib. lib. V, c. 2, col. 220 CD. 35 Он, Scholia de incarn. Verbi Dei; P. gr. t. 75, col. 1413 A; cp. De incarnat.Domini, t. 75, col. 1192 AB. 41 Св. Ниски, De instituto christiano; Р. gr. t. 46, col. 293 AB: Οτω δε στι πονηρ και δυσατα τα τα’ις ψυχς γκεκρυμμνα κακ, στε μ δυνατν εναι δι μνης της ανθρωπινς σπουδς και αρετς κτρψαι και ανελεν, ει μ τις του Πνεματος δυναμιν σμμαχον προσλβη. 49 Ср. Он, In illud: Omnia mihi tradita sunt, 2. 3, P. gr. t. 26, col. 212 C, 213A: прима тело, да би све обновио, доликовало да Он, кроз у почетку све постало, обнови Собом све. У почетку све кроза ушло а пошто све пало, Логос постао тело и обукао се у тело, да у»ему све обнови. Он постао човек, да би спасао човека. 50 Он, De incarnat. Verbi, 7; Р. gr. t. 25, col. 108 С 109 А; ср. Contra Apollinar., lib. II, 6. 56 Слово шестое, стр. 58 и 59; Слова преп. Симеона Н. Богослова,переводъ съ новогреч. епископа Теофана, Москва 1882. Ср. Слово четырнадцатое, стр. 121: Човек пати од неке велике болести се тешко и тако велика и тако огромна, да сличне никада било нити бити. Стога било неопходно да сам Бог да излечи». Ср. ib. стр. 122–123

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

71, xxii, xxiv-xxvii, xxix-xxxii, xxxvii, 72, 6, 12, 77, 80, 85, 88, 89, 90. Акты экспед. I, 20, 36, 68 246. Акты истор. I, 74, 215. Карамзин, V, 347 1504 Акты юрид. 232, 234, 236, 237, 238, 241, 243, 249, 254 и т. п. – Сосредоточив в своих руках богатства, монастыри (как и на Западе) являются своего рода кредитными учреждениями (Вестн. Евр. 1908 г, 11, 299–300) и занимаются обширными хозяйственными операциями (Флетчер), каковы были в особенности богатые монастыри – Кириллов, Троицкий и др., хотя возникли в нестяжании и бедности 1505 П С. Р. лет. I, с. 65, 85, 92, 129, 187, 131, 149, 157; II, 111–113, 154, 155, 135, 164, 102, 121 и т. п. 1509 Карамзин, II, 42, 53, 60, 86, 91, 129, 183, 184, пр. 34, 156, 228, 230, 251, 264, 411; III, 45, 55, 56, 57, 62, 67, 69, 83, 88, 104, 105, 112, 122, 134, 151, 154, 156, 170, пр. 62, 77, 78, 90, 97, 142, 153, 182, 186, 190, 326, 364, 369; IV, 23, 45, 56, 61, 70, 89, 98, 102, 117, 121, 147, 150, 167, 169, 170, пр. 39, 118, 137, 140, 147, 162, 175, 181, 182, 186, 189, 240, 248, 252, 322, 325, 357, 364; V, 12, 20, 54, 55, 60, 101, 103, 140, 186, 203, 207, 223, пр. 3, 4, 114, 119, 137, 202, 222, 254, 258, 386; VI, 174, 209, пр. 145, 177, 199, 321; VII, 84, 193, 104, пр. 73, 329; VIII, 31, 37, 149 и т. д. О насильственных пострижениях см. ст. Н.Аристова (Древн. и Нов. Рос. 1877, 5–7) 1511 Пл. Соколов, Церков. имуществ. право в греко-римской империи. Новг. 1896. А.Павлов , Ист. оч. секуляризации церк. земель в России, Од. 1871, стр. 3–8 М.Горчаков , О земельн. владен. всерос. митр., патр. и св. Синода, Спб 1871, стр. 111–113 (мнения канонистов); ср. 257–258. В древней России могли знать о теории неподвижности церковных имений по толкованиям на церковн. правила Аристина и Зонары и по тем отрывкам Юстинианова законодательства, которые вошли в Кормчую книгу через посредство разных законодательных сборников. Аристин был известен в древней Руси не только в славян., но и в греч. подлиннике. В Моск. патр. библ. под 237 сохранилась греч. рукопись его толкования, относящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

В ограде м-ря сохранилась древняя церковь св. Николая, принадлежавшая упраздн. Николаевскому-Белому мон. “Ист. Росс. Иер.», IV, 150; Ратшин, 390; Толстой, “Свят. и древн. Вел. Новгр.», 84; Макарий, “Археол. опис. церковн. древн.», I, 132; II, 64, 65, 104, 108, 112, 114, 117, 122, 231, 277, 298; Озерецковский, “От Спб. до Ст. Руссы», 39; “Военно-стат. обозр. Новгор. губ.», 162; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.», Отд. II, 63; “Новгор. сборн.», IV, Отд. 6, 32; “Опис. монаст.», 1817 г., 44; “Ист. разгов. о древн. В. Н.», 81; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1844 г., 96 (надел. землею); 1845 г., 93 (покупка земли); 1849 г., 82 (пожертв. кам. дом в 2 этажа); 1861 г., 22 (пожертв. земля); “Новгор. губ. в.», 1851 г., 43 (указат. свят. и древн. Новгор.); 1853 г., 28 (истор. памятн.); Павлов, “Ист. опис. святыни Новгор.», 1848 г., 50; Вихров, “Новгор. святые места», 1860 г., 51; Строев, “Спис. иер. и наст.», 100, 32; “Акты Археогр. Эксп.», III, 145 (ц. гр. 1623 г. о сборе денег на постр. мостов); “Новгород. писц. кн.», III, 13; Макарий, “Ист. Р. Ц.», II, 98; III, 72; “Временник Общ. ист. и древн.», 1850 г., VI, материалы, 4 (писцовые книги Воцкой пятины 1582 г.), 93, 103, 108, 109, 110 (писцов. кн. Обонеж. пят. 1583 г.); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 151 (в 1744 г. имел 453 душ. крест.); 1861 г., I, Отд. 3, 19 (Древ. церк. обряды в Новг.); “Полн. собр. лет.», III, 10 (в 1148 г. пожар от молнии), 21 (в 1192 г. у св. Богород. в Звериньци поставиша игумению), 77 (в 1335 г. заложи архиеп. Василий церк. св. Богор., в Зверинце), 100 (в 1399 г. архиеп. Иоанн постр. и освящал кам. цер. Богород.), 124 (в 1148 г. пожар от молнии), 141 (в 1467 г. бысть мор железою, и поставиша цер. св. Симеона во Зверинцех), 146 (крестный ход 1493 г.), 233 (в 1395 г. поставлена церк. кам. Покров); IV, 104 (в 1399 г. влад. Иван постави пометом кам. церк. Покров), 127 (в 1467 г. поставиша цер. древяну св. Симеона Богоприим.), 128 (в 1471 г. церк. новая св. Симеон огоре), 142 (в 1399 г. постр. цер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010