Заменив собою литургию и агапу, вечерня должна доставить молящимся и трапезу, хотя бы такую, какую позволяет святость храма. Это и делается в том виде, что молящимся предлагаются благословенные хлеб и вино, вместе с коими благословляются (как бы для завтрашней трапезы) елей и пшеница. С этой целью еще во время совершения литии приготовляется («предукрасившуся» — προευτρεπισθντος) «четвероножец» (τετραπδιον), или, как он далее назван, «стол», столик, по обе стороны которого и ставятся литийные подсвечники; на столике ставится блюдо (δσκος) с пшеницей (στος) и пятью (по числу евангельских) «хлебами, из которых (ν, в слав. «еже» относится не к «блюдо», а значит вообще «что») имеем обычай делать приношения в церковь», т. е. с просфорами; по обе стороны блюда два сосуда (αγγεα), налево (конечно, от молящихся, соответственно которым размещаются в храме и иконы), с вином, а направо с елеем; судя по тому, что в молитве благословения сначала именуется вино, оно ставится налево только потому, чтобы, указывая в этой молитве на хлебы, пшеницу, вино и елей, сделать естественное крестообразное движение правой рукой. Диакон во время пения тропаря, взяв благословение от священника, кадит кругом стола, чем часто сопровождается освящение предметов, и ввиду такого специального назначения этого каждения, кроме стола кадит еще только предстоятеля, стоящего на своем месте (как духовно участвующего в священнослужении) и иерея (совершающих освящение), а затем еще раз стол («хлебы») спереди лишь. Настоятель или, как обычно делается, иерей произносит молитву (подразумевается после предварительных «Господу помолимся», «Господи помилуй») «велегласно», как доселе произносилась одна только молитва – последняя литийная. Молитва просит Спасителя, показавшего в чуде насыщения 5000 всю силу благословения Своего, о таком же благословении и (подобном чудесному) умножении предложенных веществ, а также об освящении вкушающих от них (­ замена евхаристии). Пред словами молитвы: «Сам благослови» священник крестообразно осеняет вещества, но не рукою только, а одним из хлебов, знаменующим небесный Хлеб, «чем (также) показывает, что то же совершил Христос, взяв в Свои руки подобным образом пять хлебов»; при исчислении веществ священник указывает на них рукою, от чего получается также образ креста. Молитва оканчивается прославлением тех свойств Божиих, проявлением которых послужит ожидаемое освящение (между проч. «Всесвятым, Благим, Животворящим…»).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

б) на правой (северной) стороне Святого стояла «трапеза», или стол для «хлебов предложения», на который каждую субботу, по числу колен Израиля, полагались двенадцать хлебов предложения, заменявшихся новыми по прошествии недели. Западная часть скинии, имевшая в длину, ширину и высоту по десять локтей и отделенная от святилища завесой, носила название Святое Святых. Главную и единственную принадлежность Святого Святых составлял Ковчег Завета. Это был ящик длиной в два с половиной, шириной и высотой в полтора локтя. Он был сделан из дерева ситтим (аравийской акации), внутри и снаружи обложен золотом. Сверху Ковчег покрывался золотой крышкой, которая называлась «очистилищем». На краях этой крышки были поставлены два золотых изображения Херувимов, преклонивших лица и осенявших ковчег своими крыльями. В Ковчеге хранились скрижали завета, на которых было начертано десятословие, стамна (сосуд) с манной, сюда же впоследствии был положен расцветший жезл Аронов, а сбоку – Книга Закона (см.: Втор. 31:26 ). Все сооружение было, по мысли святых отцов, прообразом грядущего Мессии и совершенного им дела спасения человеков. Даже «святую скинию надлежало водрузить в первый день и притом в новомесячие первого месяца и во второй год... ибо день первый указывает на то вожделенное для нас время и спасительное, в которое Единородный, соделавшись Человеком, смертию Своей плоти стяжал Богу и Отцу сущих на земле... Это был день первый (по Субботе), в который Христос воскрес из мертвых, разрушив страшную державу смерти... Ибо как начало месяца есть первый из дней в нем, то есть новомесячие, так и как бы некоторое начало нового века и наступление новости времен есть время Пришествия Христа» 268 . Золотой алтарь кадильный тем, что полагался «перед кивотом, над которым была завеса, а вокруг – Серафимы и выше всего – Бог, как бы принимающий несравненное благоухание Еммануила» 269 , предызображал Иисуса Христа как Первосвященника. По окончании сооружения скинии ее наполнила слава Господня, осиявшая Моисея и, впоследствии, пророка Илию, затем явившаяся в храме Соломоновом (см.: 3Цар. 8:10 ), ушедшая из него по причине отступлений старейшин народа и священников (см.: Иез. 11:22 – 23 ), а после явилась на Фаворе. Облако этого же света сопровождало скинию во все время странствования ветхозаветной общины спасения по пустыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Заменив собою литургию и агапу, вечерня должна доставить молящимся и трапезу, хотя бы такую, какую позволяет святость храма. Это и делается в том виде, что молящимся предлагаются благословенные хлеб и вино, вместе с коими благословляются (как бы для завтрашней трапезы) елей и пшеница. С этой целью еще во время совершения литии приготовляется («предукрасившуся» — προευτρεπισθντος) «четвероножец» (τετραπδιον) [ 527 ], или, как он далее назван, «стол», столик, по обе стороны которого и ставятся литийные подсвечники; на столике ставится блюдо (δσκος) с пшеницей (στος) и пятью (по числу евангельских) «хлебами, из которых (ν, в слав. «еже» относится не к «блюдо», а значит вообще «что») имеем обычай делать приношения в церковь», т. е. с просфорами; по обе стороны блюда два сосуда (αγγεα), налево (конечно, от молящихся [ 528 ], соответственно которым размещаются в храме и иконы), с вином, а направо с елеем; судя по тому, что в молитве благословения сначала именуется вино, оно ставится налево только потому, чтобы, указывая в этой молитве на хлебы, пшеницу, вино и елей, сделать естественное крестообразное движение правой рукой [ 529 ]. Диакон во время пения тропаря, взяв благословение от священника, кадит кругом стола, чем часто сопровождается освящение предметов, и ввиду такого специального назначения этого каждения, кроме стола кадит еще только предстоятеля, стоящего на своем месте (как духовно участвующего в священнослужении) и иерея (совершающих освящение), а затем еще раз стол («хлебы») спереди лишь. Настоятель или, как обычно делается, иерей произносит молитву (подразумевается после предварительных «Господу помолимся», «Господи помилуй») «велегласно», как доселе произносилась одна только молитва — последняя литийная. Молитва просит Спасителя, показавшего в чуде насыщения 5000 всю силу благословения Своего, о таком же благословении и (подобном чудесному) умножении предложенных веществ, а также об освящении вкушающих от них (=замена евхаристии). Пред словами молитвы: «Сам благослови» священник крестообразно осеняет вещества, но не рукою только, а одним из хлебов, знаменующим небесный Хлеб, «чем (также) показывает, что то же совершил Христос, взяв в Свои руки подобным образом пять хлебов» [ 530 ]; при исчислении веществ священник указывает на них рукою, от чего получается также образ креста. Молитва оканчивается прославлением тех свойств Божиих, проявлением которых послужит ожидаемое освящение (между проч. «Всесвятым, Благим, Животворящим…»). История обряда

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

" Проскомидия " значит " приношение " . Нужно отметить, что еще во времена Моисея Господь заповедал, чтобы верующие не приходили к Нему " тщи " , без жертвы. Это правило строго соблюдали первые христиане; вместо животных, которые служили жертвою во времена Моисея, они приносили хлеб и вино. Алтарь в древности разделялся на три части собственно алтарь и две боковые части: ризница, по-нашему сосудохранилище, потому что там хранилась утварь храма, здесь же облачались диаконы. По-гречески она называлась " диаконик " . С другой стороны находился жертвенник, или предложение где теперь жертвенник. Там стоял стол, на который верующие полагали хлеб и вино. Вот откуда получила наименование просфора, которая означает " приношение " . Эти жертвы так были распространены, что святые отцы говорили: " Да будет стыдно людям, имеющим достаток, причащаться чужим хлебом " . Из этих хлебов священник выбирал лучший, хорошо выпеченный и употреблял для причащения, а так как тогда причащались почти все верующие, то приходилось употреблять несколько хлебов и несколько чаш. В Литургии святого апостола Марка так и просится у Господа ниспослать Духа Святаго на хлебы и на чаши сии. Хлеб для причащения должен быть пшеничный, квасной, форма его круглая; кроме того, он должен состоять из двух частей. Пшеничный круглый хлеб берется в память того хлеба, который употребил Спаситель при совершении первой Литургии. Круглая форма напоминает динарий монету, как бы говоря, что мы выкуплены Христом Спасителем, Который отдал Себя за нас, чтобы выкупить нас. Хлеб этот и называется просфорой, то есть приношением, в память того, что верующие приносили ее в храм для святой Литургии, как и мы теперь приносим свечи, и масло, и то, и другое. Две части просфоры говорят о двух естествах Сына Божия, человеческом и Божественном. Этот динарий, которым мы искуплены, это жертва, которая была добровольно принесена за нас Богочеловеком, Сыном Божиим и Сыном Девы. Совершается Литургия на пяти просфорах. " Почему это так? " вы скажете мне.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1938...

Алтарь в древности разделялся на три части – собственно алтарь и две боковые части. Из них первая – ризница, по­нашему сосудохранилище, потому что там хранилась утварь храма. Здесь же облачались диаконы. По-гречески она называется «диаконник» С другой стороны находился жертвенник, или предложение, – где и теперь жертвенник. Там стоял стол, на который верующие полагали хлеб и вино; вот откуда получила наименование просфора, которая означает приношение. Эти жертвы так были распространены, что святые отцы говорили: «Да будет стыдно людям, имеющим достаток, причащаться чужим хлебом». Из хлебов священник выбирал лучший, хорошо выпеченный, и употреблял для причащения, а так как тогда причащались почти все верующие, то приходилось употреблять несколько хлебов и несколько чаш. В литургии апостола Марка так и просится у Господа «ниспослать Духа Святого на хлебы и чаши сии». Хлеб для причащения должен быть пшеничный, квасной; форма круглая. Пшеничный круглый хлеб берется в память того хлеба, который употребил Спаситель наш при совершении первой литургии. Круглая форма хлеба напоминает динарий, монету, как бы говорит, что мы выкуплены Христом Спасителем, Который отдал Себя за нас. Хлеб этот называется «просфора», т. е. приношение, в память того, что верующие приносили его в храм для святой литургии, как и мы теперь приносим свечи, масло и т. п. Кроме того, он должен состоять, из двух частей. Две части просфоры говорят о двух естествах Сына Божия – человеческом и Божественном. Этот динарий, которым мы искуплены, эта Жертва, которая была добровольно принесена за нас, – Богочеловек, Сын Божий и Сын Девы. Совершается литургия на пяти просфорах. «Почему?» – скажите вы мне. Взгляните на Крест – в память пяти язв Господа нашего Иисуса Христа. Теперь приступлю к объяснению самой литургии. Я уже говорил вам, что она состоит из трех частей. Первая называется проскомидия. Она вся посвящена воспоминанию рождества Христова. И так как Христос родился в безвестности, о Нем ничего почти не знали до 30 лет, когда Он явил Себя миру, то проскомидия совершается в алтаре, при задернутых завесою царских вратах. Во время совершения проскомидии вспоминаются и страдания Христовы, но как бы в предвидении, в грядущем, как видел их праведный Симеон Богоприимец.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

б) на правой (северной) стороне святилища стояла « трапеза » или стол для « хлебов предложений », на который каждую субботу, по числу колен Израиля полагались 12 хлебов предложения, заменявшиеся новыми по прошествии недели; в) на левой (южной) стороне стоял золотой светильник семисвечник (лампадный). Западная часть здания скинии, имевшая в длину, ширину и высоту по 10 локтей и отделенная от светилища завесою, носила название Святого Святых. Главную и единственную принадлежность Святого Святых представлял « ковчег завета » или » кивот свидения ». Это был род ящика длиною в 2,5, шириною и высотою в 1,5 локтя. Он 142 был сделан из дерева ситтим (аравийской акации) и внутри и снаружи облажен золотом. Сверху ковчег покрывался золотою крышкою, которая называлась «очистилищем». На краях этой крышки были поставлены два золотых изображения херувимов, преклонивших свои лица и осенявших ковчег своими крыльями. В ковчеге хранились скрижали завета, на которых было начертано десятисловие, стамна (сосуд) с манною; сюда же впоследствии был положен прозябший жезл Ааронов и, по предсмертному завещанию Моисея, сбоку ковчега хранилась книга закона ( Втор. 31:26 ). Глава V. Третья книга Моисеева – Левит 1. Наименование книги Третья законоположительная книга Ветхого Завета у евреев называется « Ваййкра » («И воззвал»), по первому слову книги. В славяно-русском переводе с греческого – книга Левит , то есть книга Левитов, Левитская книга, потому что содержит в себе свод законов о богослужении и обрядах, совершение которых возложено было на левитов – потомков Левия, как Богом поставленных служителей ветхозаветной Церкви. 2. Время написания Книга написана после поставления скинии сведения – во втором году по исшествии евреев из Египта. 3. Изложение содержания Книга состоит из 27 глав и разделяется на 4 части. Первая часть (главы 1–7) – богослужебная , включает законы о жертвах всесожжения, бескровной, мирной, о грехе и преступлении и хлебных приношениях. Вторая часть (главы 8–10) – иерархическая, содержит законы и обряды, касающиеся посвящения первосвященника (Аарона) и священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

5 ст. Юношами, совершавшими жертвоприношения, были несомненно первенцы, так как право священнодействия принадлежало им по первородству и по закону усвоено было им Самим Богом до учреждения левитского священства ( Ucx. XIII, 1–2, 11 – 16 ; Чucл. III, 4 ). 6–8. Обрядом кропления кровию всего народа и книги завета скреплялся и утверждался Синайский завет Бога с евреями, так как у древних народов пролитие крови при заключении союзов служило знаком силы, крепости сих союзов. Самая кровь при этом являлась клятвенным свидетельством договаривающихся, по которому верность договора признавалась дороже самой жизни. Но кровавое кропление книги завета и самого народа, совершенное Моисеем при вступлении в завет с Богом, в связи с жертвенными священнодействиями, имело глубокое религиозное значение. Но толкование св. апостола Павла, оно прообразовало собою искупительную кровь Христа Спасителя мира, которою Он запечатлел учрежденный Им новый завет ( Ebp. IX, 13–14, 18–20 ), предызображавшийся в ветхом завете Синайским законодательством ( Ebp. XII, 18–29 ст.; VIII, 8–13; X, 16–17 ст.). Описание устройства скинии свидения Скиния значит палатка, шатер. По устройству своему скиния свидения действительно походила на пастушеский шалаш, только была больших размеров сравнительно с ним. Она представляла собою прямоугольную форму и разделялась на две части: святилище и святое-святых. Стенами ее служили столбы, поставленные продольными и поперечными рядами и плотно прикрепленные друг к другу. Они сделаны были из дорогого дерева и сплошь обложены были золотом. К ним привешивались разноцветные завесы, которые приготовлены были из самых лучших тканей. Святилище отделялось от святого святых особою внутреннею завесою, расшитою херувимами, и занимало собою пространство в две трети скинии 9 . Здесь пред этою завесою находился алтарь кадильный (стол по величине одинаковый с нынешними престолами), на котором воздвигался в честь Бога фимиам из благовонных веществ. На правой стороне святилища стоял другой стол длиною в два раза более и несколько ниже по сравнении с первым. Этот стол предназначался для возложения, по числу колен Израилевых, 12-ти хлебов предложения, которые каждую субботу заменялись новыми, и назывался трапезою предложения. В южной же стороне святилища, против трапезы, поставлен был светильник, сделанный из чистого золота с семью лампадами, придававшими ему вид дерева, в них постоянно горел чистый елей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Во святилище было три священных предмета, именно: светильник, стол или трапеза и алтарь кадильный. Светильник был сделан из золота наподобие дерева, состоящего из семи ветвей, т. е. по обеим сторонам прямого стебля выходили три ветви с чашечками или отверстиями, куда вливалось масло для горения. Он стоял налево от входа. Трапеза была сделана из дерева акации или ситтима и обложена чистым золотом. На ней в два ряда лежало 12 хлебов предложения, которые переменялись каждую субботу. Она стояла направо от входа. Алтарь или стол для курения фимиама сделан был также из дерева акации и обложен золотом. Он стоял перед завесой, отделявшей святилище от Святого Святых. Во святилище могли входить только священники: обыкновенно они входили сюда утром и вечером для воскурения фимиама и возжигания светильника, а в субботу брали с трапезы хлебы предложения и вместо них полагали новые. Во Святом Святых стоял кивот Завета. Это был небольшой ящик, сделанный из акации и обитый внутри и снаружи золотом. Золотая крышка его называлась очистилищем. К ней прикреплены были два Херувима, вылитые из золота, с распростертыми крыльями. В кивоте находились три священных предмета, это – скрижали, или каменные доски, на которых Господом написаны были десять заповедей, золотой сосуд с манной и чудесный жезл Ааронов. Во Святое Святых мог входить только первосвященник, и то однажды в год, именно в Праздник очищения, когда он кропил над очистилищем жертвенной кровью. В. Иерусалимский храм времен Соломона Вот что нам говорит о нем история. Храм этот построен был в первый раз Соломоном (1014 г. до Р. X.) по образцу скинии и разрушен Навуходоносором (в 586 г. до Р. X.). С течением времени, когда Кир, царь персидский, предоставил пленным иудеям право возвратиться из Вавилона в Иерусалим, храм этот был построен вновь под руководством Зоровавеля. Это было в 536–515 гг. до Р. X. Храм Зоровавеля стоял до времен Ирода Великого, который, любя пышность, разломал его и на том месте построил новое великолепное здание для иудеев (20 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Храм иерусалимский, вновь отстраивающийся тогда Иродом, занимал обширную площадь и обнесен был стенами; средину этой площади занимало здание самого храма, не очень обширное, но храмом назывались и все постройки около этого здания. Между внешней стеной и самим зданием храма были так называемые дворы храма, отделенные один от другого стенами и зданиями: дворы так называемые язычников (самый обширный), жен, израильтян и священников. Самое здание храма состояло из двух отделений: первое называлось «святое», второе – «святое святых», отделявшееся от первого массивной и драгоценной завесой. Во святом святых, в прежнем Соломоновом храме хранились: кивот завета, стамна с манной и жезл Ааронов прозябший; но во время плена Вавилонского они утратились и теперь заменены были подобием их. Во святом, или святилище, прямо против входа, перед завесой стоял алтарь кадильный, по правую сторону его – стол с хлебами предложения, а по левую – золотой семисвещный светильник. Во святое святых входил один только первосвященник, и то только один раз в год с жертвенной кровью; в святилище же ежедневно входили священники для воскурения фимиама, перемены хлебов предложения и возжжения светильников. А народ молился во дворах храма, особенно около алтаря жертвенного, во дворе жен и израильтян. В эту достопамятную чреду праведный старец-священник, по жребию, воскурял фимиам, т. е. брал часть особенным образом приготовляемого для сей цели исключительно курильного порошка и возжигал его на жертвеннике в известный, определенный законом, час дня, и воссылал при сем молитвы к Богу. Уединение во святилище пред лицом Божиим, при виде священных предметов, при совершении священнодействия, без сомнения, возбуждало в благочестивом старце-священнике особенно благоговейные чувства и особую горячность в молитве. Но вот однажды, когда он вошел во святилище, внезапно увидел он между жертвенником кадильным и столом с хлебами предложения ангела Господня. Смутился праведный старец, и напал на него страх от необычайного явления. Успокоив смущение святого старца и рассеяв страх его, ангел предвозвещает ему рождение от него сына и дает сам имя ему Иоанн. Затем описывает этого сына такими возвышенными чертами, которые указывали на особенное необычайное предназначение его. Опытный в Писании старец без сомнения понял из слов ангела, что сын его будет пророк, даже более, ибо черты, какими ангел изображал его, – черты пророка, как изображаются пророки в ветхозаветных писаниях, по крайней мере некоторые: он будет исполнен Духа Святого от чрева матери, он будет по духу и силе Илия фесвитянин, – этого довольно было для Захарии, дабы понять, что ангел предвозвещает ему рождение от него сына-пророка, и пророка величайшего. Другие прикровенные черты указывали в нем будущего предтечу ожидаемого Мессии, и праведный старец мог, хотя отчасти, понимать и их.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/a...

Отсюда и солея иногда называется внешним престолом. 1024 Кроме того, солея, как возвышенное место и отделенное исключительно для низших клириков, – иподиаконов, чтецов и певцов, прислуживающих при Богослужении, в древности назначалась для Государей и других высокопоставленных лиц – Епископов; почему носила название иногда Senatorium. На ней устраивались, как для них, так и для клириков 1025 (Н) 3) клиросы, или места по обеим сторонам храма параллельно с амвоном. У клиросов становились 4) хоругви 1026 – победные знамения Иисуса Христа, и которые напоминают собою labarum, устроенный Константином Великим. Вся эта часть среднего христианского храма со своими принадлежностями соответствует в Ветхозаветной скинии святилищу, где устроена была трапеза, на которой возлежали 12-ть хлебов предложения, седмисвещный золотой подсвечник, в котором горел чистый елей, и алтарь кадильный для курения фимиама. Так, вместо трапезы, в средней части христианского храма устраивался амвон, с которого проповедовалось и ныне проповедуется верующим слово Божие, хлеб жизни вечной; – вместо седмисвещного подсвечника, ныне совершаются семь христианских таинств, просвещающих и освящающих верные души христиан; – вместо алтаря кадильного, в этой части храма возносятся молитвы христиан в престолу Божию. В Ветхозаветной скинии во святилище могли входить одни священники, как ближайшие служители верховного Царя Бога, обязанные отправлять служение во святилище, возлагать пред лицом Господа хлебы предложения, зажигать светильники и воскурять фимиам. В Новом завете все истинно верующие или верные присутствуют в средней части храма, потому что Господь Иисус Христос всех нас сделал, по выражению Иоанна Богослова, царями и священниками Богу и Отцу своему 1027 в высшем и таинственном смысле. Об алтаре и его принадлежностях В) Третья и важнейшая часть храма – это восточное отделение, где стоить таинственный стол, (К) известное под именем алтаря, происходящее от латинских слов alta ara, 1028 – что указываете на его положение относительно средней части храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010