Какое значение и назначение вообще скинии и в частности ее двора и его принадлежностей? Скиния была жилищем Иеговы, как Бога и Царя Израилева, и местом собрания для народа, для общения с своим Богом ( Исх.25:8 и 29:42–43, 45) Скиния – символ царства Божия. Такому значению соответствует общий план скинии, деление ее на святилище и двор: святилище, или самое здание скинии было домом Божиим, чертогом Царя, а двор представлял собою область царства Бога – Царя, где Его поданные приближаются к Нему с дарами и жертвами. Двор специально назначался для совершения общественных богослужений состоящих попреимуществу в жертвоприношениях чрез сожжение жертвенного материала, и для возношения молитв всеми Израильтянами. Жертвенник, существенная принадлежность двора, представляет собою возвышенное (altare) место, на которое Бог нисходит Своею милостью и чрез которое в своих жертвах народ возвышается, устремляется к Богу. Возвышенные роги алтаря были символами полноты жизни и силы; чрез них открывались для народа божественные средства спасения и жизни. Умывальница с водою представляла священнослужащим средство очищения, чтобы они внутренно чистыми и неоскверненными приближались к Богу для ходатайства за грешный народ и чтобы в противном случае не умереть им (см. Исх.30:19–21 ). Медные зеркала, из которых сделала была умывальница, служили священникам вспомогательным средсвом при облачении их для богослужения. 2. Святилище. Восточная часть здания скинии, называемая святилище, или святое, имела следующие принадлежности: а) на южной стороне светильник, весь из чистого золота, устроенный на подобие древесного прямого стебля, по сторонам которого выходили по три ветви с чашками, наподобие миндального ореха, с яблоком и цветами ( Исх.25:13–40 ); в семи лампадах его горел постоянно ночью чистый елей (27:20–21): б) на северной стороне продолговатый стол, или тратезу, из акации, обшитый золотом; на нем, по числу колен Израилевых, полагались 12 хлебов предложения, которые переменялись каждую субботу, а также стояли блюда, фимиамники, чаши и кружки: все из чистого золота ( Исх.25:23–30 );

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

26, 29; ср. 37, 1–15), в ветхозаветной скинии и были чаши, кружки, блюда, кадильницы ( Исх. 25, 29 . Исх. 37, 16 ), щипцы, лотки из чистого золота ( Исх. 25, 38 ср. 37, 23), горшки для пепла, лопаты, чаши, вилки и угольницы – из меди ( Исх. 27:3 ср. 38, 3: Числ 4:7. 9, 14 ). Поражавший своим великолепием храм Соломонов был, разумеется, не менее богат разною утварью. Известно, по крайней мере, что Хирам сделал для Соломонова храма ценные золотые и серебряные сосуды и украсил золотом и серебром различныя принадлежности храма (3 кн. Ц. гл. 7). Здесъ был золотой жертвенник, золотой стол для хлебов предложения, золотые светильники, золотые лампадки, золотые блюда, ножи, чаши, лотки и даже золотые петли y дверей (3 Ц. 48–51). Иосиф Флавий, с восторгом описывающий богатство Соломонова храма, исчисляет священые сосуды десятками тисяч. Так, по нему, в Соломоновом храме чаш и кувшинов было 20,000 из золота и 40,000 из серебра, квашней 60,000 золотых и 120,000 серебрянных, подносов 80,000 золотых и 160,000 серебряных, мер золотых 20,000 и 40,000 серебряных (гины и ассароны), труб 200,000 и столько же одеяний для певчих, музыкальных пнструментов (из электрона) 10 40,000 11 и т.д. Если эти поражающие цифровыя данные и преувеличены, то все же надо признать, что храм Соломонов обладал редкими сокровищами. И неудивительно, что цари иудейские пользовались иногда во время бедствий сокровищами своего храма (3 Ц. 15, 18: 4 Ц. 18, 15). Знали об этих сокровищах и иногда посягали на них и враги израильтян (3 Ц. 14, 26; 4 Ц. 14. 14: 16, 17). Часть этих сокровищ была, несомненно, и во втором храме. Если многое из сокровищ Соломонова храма и было уничтожено или похищено полководцем Навуходоносора – Навузарданом, сжегшим храм Соломонов, от которого, однако, уцелело несколько туннелей с воротами, то все же кое-что из этих сокровищ мы видим и во втором храме. Так, известно, что по указу персидского царя Кира ( Ездр. 6:3–5 ) израильтянам были возвращены сосуды, взятые Навуходоносором из Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

Внутри храма совершенно незаметно было присутствие камня: стены обложены были кедровым деревом, потолок составлен из кедровых балок, пол из кипарисового дерева, на стенах – резные изображения пальм и Херувимов. Сверх того, все стены, пол и потолок во всем храме обложены были золотом. Двери храма – из кипариса, резной работы с позолотой. Во святилище – кедровый с позолотой алтарь для курения фимиама и золотой стол для хлебов предложения. Золотые семисвещники доставляли храму обильный свет, а небольшие окна в святилище служили не столько для освещения храма, сколько для сообщения с воздухом и пропускания кадильного дыма. Святое Святых было отделено от святилища стеной из кедрового дерева и соединялось с ним посредством двери из масличного дерева, украшенной дорогими завесами. Сюда имел право входить только первосвященник и притом однажды в год – в день очищения. Здесь находился кивот Завета из акации 2 ½ локтя в длину, 1 ½ л. в широту и столько же в высоту, – позолоченный извнутри и извне с массивной золотой крышкой. Возле него стояли два Херувима из масличного дерева также с позолотой – 10 локтей в высоту: крылья их – 5 л. каждое – касались стен храма. Вот общий внутренний вид храма Иерусалимского. Более скудными сведениями располагает археология относительно его внешнего вида. К этой скудости присоединяется еще и то, что мы не имеем сходных с ним примеров, которые бы давали возможность восполнить по аналогии недостаток исторических сведений. Известно только, что внешние стены храма, подобно внутренним, были украшены резными или лепными изображениями Херувимов, пальм и цветов и что двери храма устроены были из дерева с позолотой и украшениями, сходными с украшениями стен ( 3Цар.6 и след.). Кровля храма, по мнению одних археологов, была плоская, а по мнению других – отвесная. Колонн здесь не было; только две медные литые колонны «яхин» (твердый) и «боас» (крепкий) стояли при входе во двор; корпус их имел в длину 35 локтей, капитель 5 л. ( 2Пар.3:15 ), объем 14 л., диаметр 4 л., корпус имел каннелюры (желобки) глубиной в четыре пальца ( Иер.52:21 ), что сближает эти колонны более с египетскими, чем с греческими колоннами; капители имели форму распускающихся лилий, подобно чашкообразным, украшенным лотосом капителям египетским; сверх того они были немного раздуты и великолепно украшены 7-ю фестонами и 200 гранатными яблоками, спускавшимися вниз двумя рядами.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Второй символ ветхозаветный — это манна небесная, который является нам в 16 главе. Указание на Христа, как на «хлеб жизни», так же имеет мессианское значение. Благодаря этой пище Израиль мог жить в пустыне 40 лет, без нее он бы не выжил. Таким образом, пока мы идем ко Христу, пока движемся на протяжении всей нашей жизни от рождения до смерти, Христос это пища для нашего духа. Христос — наша манна небесная, которая нам дана самим Господом, и Бог — податель этого хлеба. Господь говорит «Я — хлеб живой, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек» (Ин. 6,51). Манна выпадала ежедневно, следовательно, и приобщение ко Христу должно происходить регулярно, а не от случая к случаю. Третий символ — это скиния, обиталище Господне, служит на указание избавления через Христа. Ап. Павел в Послании к евреям говорит: «Скиния служила образом и тенью небесного», Господь сказал: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет» (Ин.10, 9) , т.е. Господь называет себя скинией, это образ Христа. В скинии был жертвенник, без пролитой крови не было очищения. Была умывальница — символизирует ежедневное очищение. Стол для хлебов предложения — «Я есмь хлеб жизни», светильник — Господь есть «свет миру», и жертвенник для воскурения — Христос есть Первосвященник, Который приносит за нас великую жертву. Святая святых — Ковчег завета символизирует присутствие Самого Бога. Не случайно, что в Святая святых священник входил лишь раз в году. В книге Исход Господь являет нам шестикратное откровение Своего Лица. Прежде всего Он Избавитель в виде Пасхального агнца. Это избавление положило начало пролитию крови, которое начинается с того момента, когда Господь повелевает заколоть животных, чтобы сделать одежды Адаму и Еве. Эта практика, которая постепенно теряется и мельчает в Израиле, восстанавливается с исходом. Устанавливается праздник Пасхи. Господь снова со Своим народом и через этот народ со всеми нами, потому что Он приближается к Своему народу как Искупитель. Второе явление. Бог Яхве, Бог-вождь, Он является в огненном облачном столпе, как Защитник Израиля. Всю ответственность принимает на Себя Сам Господь. Если представить себе карту Северной Африки, Аравийский полуостров и землю Обетованную, если логически мыслить, то проще всего Израилю было идти в землю Обетованную по побережью моря, как и ходили все караваны. На самом деле избирается совершенно другой путь. Моисей ведет свой народ по указанию Божию к югу и делает большой крюк, логически необъснимый. Господь освобождает народ, заставляя его идти тем путем, который кажется непонятным, чтобы очистить народ. Смысл такой, что пути Господа не всегда самые удобные и простые, но они всегда правильные, даже если люди не понимают этого.

http://sedmitza.ru/lib/text/432096/

Начиная с 25-й гл. кн. Исход Пятикнижие неоднократно рассказывает об устройстве у древних израильтян богослужения, центром которого во время странствования по пустыне была «скиния» Завета. Скиния (происходит от евр. «шехина» — осенение Божие, благодатный покров) была по сути походным храмом, сооруженным в виде огромной палатки. (Известные строчки из Псалтири «простираяй небо яко кожу» в оригинале так и звучат: «Ты простер небо как палатку»). Располагавшаяся в центре стана скиния состояла из следующих частей: «святое святых», «святилище» и «двор скинии». В огражденном дворе стоял жертвенник, на котором совершались жертвоприношения. Здесь собирался для молитвы народ. Внутрь скинии, а именно в святилище, имели право входить только священники. В святилище помещался семисвечник, символизировавший действие Божественной благодати, стол для хлебов предложения (разновидность не-животной жертвы, предтеча наших просфор) и другие богослужебные предметы. А вот в «святое святых» мог войти только первосвященник и только в особые дни. Там находился ковчег Завета — ящик, содержавший три предмета: каменные скрижали Завета, сосуд с манной, которая была насущным хлебом и в то же время чудом Божьего промысла для голодных людей, и жезл брата Моисея первосвященника Аарона — знак священнического служения. Устройство скинии, находящейся в ней утвари и облачения священников описано подробнейшим образом (см. Исх. 25 и далее). Разнообразные материалы, многоцветные покрывала и каменья имели символическое значение (ныне во многом утерянное), подобно тому, как в нашей Церкви форма или цвет богослужебного предмета несут определенную символику. Во время странствования священнослужители, продев шесты в соответствующие отверстия, со словами «Да восстанет Бог» (отсюда наша молитва «Да воскреснет Бог…») поднимали скинию и несли ее на себе, а придя на очередное место, опускали со словами «Да воссядет Бог». Т. о., скиния напоминала евреям о постоянном присутствии Ягвэ в Израиле и Его водительства. Через несколько веков трехсоставное устройство скинии повторилось в Иерусалимском храме, а после — и в наших храмах, которые обычно состоят из алтаря, собственно храма и притвора.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

26:14. Покров из синих кож. Последовательность покровов скинии от тончайших льняных покрывал внутри до самой прочной кожи снаружи обеспечивал полную неприступность ее священных пределов. Размеры внешнего покрова из «синих», очевидно водонепроницаемых, кож не приведены (см. коммент. к 25:5). 26:15–30. Каркас. Каркас, на котором держались покровы скинии, был сделан из дерева акации. Он состоял из трех стен, образованных вертикально стоящими брусьями, соединенными шипами и поперечинами, которые вставлялись в серебряные подножия. Размер всего сооружения составлял 30 локтей (45 футов) в длину и 10 локтей (15 футов) в ширину. 26:31–35. Завеса. Завеса отделяла часть скинии в форме куба, образующую внутреннее святилище, известное под названием «святая святых», где хранился ковчег Завета. Сотканная из разноцветной шерсти и виссона завеса была квадратной, со стороной, равной 10 локтям (15 футам), и висела на четырех покрытых золотом столбах, укрепленных в серебряных подножиях. На ней, как и на внутренних покрывалах скинии, были вышиты изображения херувимов. 26:1–36. Форма, размеры и план скинии. Скиния представляла собой прямоугольное в плане сооружение (50 локтей в ширину и 100 локтей в длину, или 75 х 150 футов), состоявшее из трех отдельных святилищ: святая святых, где хранился ковчег Завета; внутреннего святилища за завесой, в котором располагались светильник, жертвенник курения и стол для хлебов предложения; и двора, где находился жертвенник для жертвоприношений. И ковчег Завета, и жертвенник для жертвоприношений располагались в самом центре соответствующих священных пределов. Вход во двор скинии находился с восточной стороны и был шириной 20 локтей (35 футов). Во внутренние святилища скинии (ориентированной по оси восток-запад) можно было попасть только через двор. Переносные сооружения подобного типа (с завесами, висящими на золоченых столбах), предназначенные как для религиозных, так и для мирских целей, встречаются в Египте уже в середине 3-го тыс. до н. э. Египетские царские шатры 19-й династии состояли из двух комнат и прихожей, длина которой вдвое превышала длину внутренних помещений.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Стены здания храма снаружи были обложены белым мрамором, а его крыша была покрыта золотом. На крыше были поставлены особые перила и шесты с висевшими на них гремучими сетками для вспугивания птиц (коле ореб, Миддот IV, 6; De bello jud. V, 5, 6; VI, 5, 1). Все это было покрыто золотом. При лучах ярко блестящего солнца Палестины, вид храма, по свидетельству очевидцев, издали поражал своим блеском и красотой. Особенно величественным он казался во время восхода солнца. Нижний этаж храма разделялся на два отделения: святое святых и святилище или святое. Святое святых имело в длину 20 локтей, в ширину 20 локтей и в высоту 60 локтей. В нем не было ничего, но у западной стены выступала на три пальца над полом верхняя часть вершины Мориа (Эбен Шетиа – камень основания, иер. Иома, V, 3) 404 . На этот камень в день очищения ставилась золотая кадильница, и на него же первосвященник кропил жертвенною кровью. Святое святых отделялось от святилища стеной в 1 л. толщины (Миддот, IV, 7). В этой стене, по середине, была сделана дверь, закрывавшаяся прикрепленной на верху, на золотом шесте, сделанной из дорогой материи и спускавшейся до пола завесой, которая имела 40 локтей длины и 10 локтей ширины, 1 ладонь толщины, и была сплетена из 72 нитей, из которых каждая имела 24 ниточки (Шекалим, VIII, 5) 405 . Во святилище, по середине его (ср. Миддот IV, 7), стоял алтарь кадильный, у северной стороны – стол для хлебов предложения, а у южной – светильник. С восточной стороны святилище имело двойную дверь (шаар гаггадол, Миддот. IV, 2, Тамид III, 7), 20 л. высоты и 10 л. ширины, открывавшуюся внутрь (Миддот, IV, 1), которая была покрыта золотом. Сверху дверной амбразуры висела золотая виноградная лоза, с гроздами в рост человека 406 . Снаружи двери висела завеса из драгоценной вавилонской материи. С восточной стороны храма был притвор, который не имел двери. С наружной стороны его была только амбразура двери, закрывавшаяся завесою (De bello jud. V, 5, 4), которая открывалась в часы богослужений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Скиния имела вид шатра и разделялась на две части, из коих передняя называлась Святилищем, а задняя – Святым Святых. В Святилище стояли: стол для хлебов предложения, семисвещный светильник и алтарь кадильный. Во Святом Святых стоял ковчег завета, или ящик, обитый золотом, с золотою крышкою, на котором стояли два золотых херувима. В ковчеге лежали скрижали, золотая кружка с манною и жезл Ааронов, а впоследствии и священные книги. Во Святое Святых входил однажды в год только первосвященник, во Святилище – священники, народ же молился под открытым небом в ограде или дворе скинии, где стояли жертвенник и умывальница. § 11. Осуждение израильтян на сорокалетнее странствование по пустыне; вступление их в землю обетованную к разделение ее Когда скиния и все, относящееся до Богослужения, было устроено, израильтяне двинулись к границам земли обетованной. Для осмотра ее были вперед посланы 12 человек. Вернувшись, все они единогласно хвалили плодородие земли, но десять из них в таком виде представили силу хананейских народов и высоту их крепостей, что израильтяне пришли в ужас и решились вернуться в Египет. Моисей, Аарон, Иисус Навин и Халев чуть не были побиты каменьями за то, что отважились уговаривать народ с надеждою на Бога идти вперед. Господь осудил израильтян скитаться по пустыне сорок лет, пока не вымрут все виновные в бунте, начиная с двадцатилетних юношей. Евреев ввел в землю обетованную уже преемник Моисеев – Иисус Навин. Моисей же умер на границах земли обетованной. Чтобы вступить в землю обетованную, израильтянам нужно было перейти чрез реку Иордан. По-видимому, никак нельзя было целому народу с детьми и скотом, не имея судов, переправиться через эту быструю реку, к тому же широко разлившуюся от весенних вод. Но едва, по повелению Божию, священники с ковчегом завета вступили в Иордан, как вода тотчас же расступилась и дала дорогу израильтянам. На другом берегу стоял город Иерихон с высокими крепкими стенами. Израильтянам нужно было взять его, а орудий к тому у них никаких не было. Бог велел семи священникам, в течение семи дней, обходить с ковчегом завета около стен иерихонских; они на седьмой день пали сами собою, и город был взят. После этого против израильтян соединились пять хананейских царей и вступили с ними в сражение; но вдруг нашла каменная туча и обрушилась на войско хананеев. Побиваемые сверху падавшими камнями и поражаемые израильтянами, хананеи обратились в бегство и надеялись укрыться от израильтян в вечерней темноте, по закате солнца, но Иисус Навин, обратясь к солнцу, сказал: «стой, солнце!» И стояло солнце, пока израильтяне не поразили хананеев. Так-то была завоевана вся земля ханаанская! Иисус Навин разделил ее между коленами израилевыми. § 12. Понятие о временах Судей

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

3. Святость священников. Израиль был выделен из среды остальных народов; священники же были выделены из среды самого Израиля. Весь Израиль в целом был призван к святости, то есть отличаться от остальных народов, но священники призывались к святости более глубокой: они должны были отвечать более строгим требованиям в сравнении с простыми людьми Израиля, служить им примером и быть руководителями в религиозной жизни. Подробно содержание Лев.21:1, 22:16 рассмотрено нами в теме «Ветхозаветное священство». 4. Святость времени. Святость, которая требовалась во всех сферах жизни израильского общества, проникала и в течение самого времени. В 23-й и 25-й главах Книги Левит говорится о том, что определенные дни (субботы и праздники) и даже годы (субботний и юбилейный) следует посвятить Господу. Праздничные дни – особый период, который освящается, выделяется из общего необратимого течения времени. Выделенность праздников из обычного хода времени выражалась и в том, что для них Моисей ввел новый, религиозный календарь, который отличался от гражданского. Во время праздников Израиль не только отмечал основные этапы земледельческого года, но и вспоминал историю своего искупления. В богословском смысле Израиль в святые праздничные дни приобщался к Божественной святости. Подробнее священные ветхозаветные дни и праздники рассмотрим далее, в следующей теме. 8. Ветхозаветные священные времена и праздники Согласно Синайскому законодательству, одной из обязанностей народа было точное соблюдение суббот, праздников и субботних лет ( Исх.23:10–19 ). 8.1. Суббота Впервые суббота ( – шаббат) как священный день покоя упоминается в Исх.16:23–30 , так что появившаяся впоследствии четвертая заповедь Декалога помни день субботний ( Исх.20:8–11 ) есть фиксация уже установленного ранее обычая соблюдать субботу. Отдых или прекращение труда были связаны с покоем Бога в седьмой день после окончания творения, потому покой человека – приобщение к образу Божественного бытия. Соблюдение субботы было также знамением, напоминавшим, что Бог избавил Израиль от египетского рабства и освятил его для Себя как Свой святой народ ( Исх.31:13 ; Втор.5:12–15 ). Освободившись от уз рабства, Израиль мог посвящать один день каждой недели Богу, что не было возможно тогда, когда он служил своим египетским господам. Даже слуги и рабы должны были соблюдать субботу. Суровое наказание ожидало каждого, умышленно нарушавшего субботу ( Исх.35:3 ; Чис.15:32–36 ). В то время как ежедневное жертвоприношение Израиля состояло из одного овна, в субботу в жертву приносилось два ( Чис.28:9, 19 ). Также в субботу священники полагали новые двенадцать хлебов предложения на стол в скинии собрания ( Лев.24:5–8 ). 8.2. Новолуние и праздник Труб

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

345 Де-Глин, ор., с., стр. 6–14; ср. его же Археологический альбом к I-й и IV-й кн. Моисея, рисунки 33–57. 346 То, что ветви светильника оканчивались на одной высоте с его средним стволом, явствует, во-1-х, из слов 70 о ветвях, как ξισομενοι λλλοις ( ξοδ. 38:15, edit. Tischend.); во-2-х, из свидетельства Иосифа Флавия о светильнике, что он заканчивался в 7 голов, расположенных одна за другой в порядке (Antiqu. jud. III, 6, 7); в-3-х, из свидетельства Филона и, наконец, в-4-х, – из изображения светильника на арке Тита в Риме. 347 Маймонид, Иад гахазака, VIII, 3. Ср. его объяснение к Менахот III, 7 по изд. Суренгузия, (t. 6, р. 75). 348 В Исх. 40говорится, что светильник был поставлен «против стола» ( ), что указывает на его параллельное положение относительно стола. Стол, стоявший по северной стороне святилища, имел в длину два локтя и в высоту 1½ локтя, а если сюда прибавить еще высоту хлебов предложения, лежавших на столе, то – высоту не менее 3 локтей. Стоявший параллельно ему по южной стороне святилища светильник, чтобы быть параллельным столу, должен был иметь одинаковую с ним как длину, так и высоту, т. е., 2 локтя длины и 3 локтя высоты. То же соотношение параллельности могло простираться и на распределение частей светильника, которые сообразно сему располагались таким образом, что нижнюю половину стола светильника (1½ л.) составляли его основание и основной ствол, а верхнюю половину (1½ л.) – продолжение ствола и выступающие из него по бокам ветви. Таким образом каждая пара ветвей отстояла от следующей пары на ½ локтя. Ср. Де-Глин, ор. с., стр. 14–16. 349 Слово (светочи) большинство библеистов переводит словом «лампады» (ср. русс. син. и лютер. п.). Но 70 и Иосиф Флавий переводят его λχνοι- " светочи», вульг. lucerna, ср. Gesenii, thesaur. etc. р. 867. Последний перевод более соответствует буквальному значению еврейского слова или , которое иногда употребляется для обозначения мужского элемента или потомка (ср. 3Цар. 11:36; 15:4 ; 4Цар. 8:19 ; 2Пар. 21:7 ; Пс. 132:17 , где параллельно ,) и потому едва ли может означать лампаду и вообще такой сосуд, с которым соединяется представление женского элемента.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010