ярдов величины, образованное Пэном над так называемою шестою полосою. Такое обнажение святилища стоит в совершенном противоречии с преданием, с характером и духом ветхозаветного богослужения. Что значила после этого недоступность святого святых для священников, нарушать которую позволялось только однажды в год одному первосвященнику? Нечего и говорить, что, при такой открытости святилища, оно сильно страдало от дождей, тем более, что Пэн неблагоразумно израсходовал те покровы, которые были предназначены законодателем для покрытия скинии на случай непогоды (третий и четвертый покров), на другие надобности, так что теперь у него нет под руками брезента для прикрытия почти совершенно открытой восточной стороны и западного окна. При постоянном сквозном ветре в скинии Пэна, в ней не мог гореть светильник и огонь жертвенника каждений. Наконец внутренний вид скинии у Пэна портится от ничем не прикрытых приспособлений для крыши, в виде кольев 16½ локтей длины, поперечных жердей и проч. (см. рис. 4 к стр. 23). Дальше мы узнаем, что все это своеобразное представление скинии Моисея имеет связь с не менее своеобразным видом внутренности иерусалимского храма у Пэна 37 . Принадлежности скинии То и другое отделение святилища, святое и святое святых не были пусты, но имели особенные принадлежности и сосуды, в которых, как в священных центрах, сосредоточивалось значение и святость места. В первом отделении скинии или святом стояли: 1. стол для хлебов предложения, 2. светильник и 3. жертвенник каждений. В таком порядке эти священные сосуды описываются во второй исполнительной реляции. Законодательное же описание помещает их раздельно: сперва, в 25-й главе, непосредственно за ковчегом завета, описаны стол для хлебов предложения и светильник. Что же касается жертвенника каждений, то его описание помещено отдельно, в 30-й главе, между законами, не имеющими отношения к устроению скинии. Этим обстоятельством пользуется отрицательная критика, как доказательством позднейшего яко бы происхождения жертвенника каждений.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Материалы, необходимые для скинии и священнического одеяния, должны были быть получены от добровольных пожертвований народа. Никто не облагался налогом, не устанавливались сборы либо пропорциональное распределение. Приношение было добровольным (25:1–7, особенно ст. 2). Ответ на призыв Моисея был необыкновенным. В отличие от большинства священников, которые часто умоляют и выпрашивают деньги, Моисей должен был удерживать народ от дальнейших приношений. Община действительно характеризовалась щедрым духом (36:2–7)! Рис. 5 107 Описание обстановки скинии начинается с предметов в центре и движется по направлению наружу, но непоследовательно. И в разделах, где речь идет о сооружении, порядок завершения отличается от порядка, указанного в инструкциях (см. таблицу 7). В колонке, находящейся слева, наиболее интригующим является то, что повеление о построении жертвенника для курения (30:1–10) отделено двумя главами (28–29) от предыдущих повелений относительно обстановки. Отвечая ученым, которые склонны рассматривать этот отрывок как более позднюю вставку, Менаэм Харан замечает: «Несомненно, литературная форма, в которой «С» дошел до нас, не удовлетворяет требованиям классического вкуса ... но подобные явления ... не могут считаться аргументом для расщепления источников на различные пласты» 108 . Таблица 7 Указания Завершение Святое Святых Ковчег 25:10–16 Крышка 25:17–22 Святилище Стол хлебов 25:23–30 предложения Светильник 25:31–40 Двор скинии Медный 27:1–8 жертвенник Святилище Жертвенник 30:1–10 курения Двор скинии Умывальник 30:17–21 Ковчег 37:1–5 Святое Крышка 37:6–9 Святых Стол хлебов 37:10–16 предложения Святилище Светильник 37:17–24 Жертвенник 37:25–28 курения Медный 38:1–7 жертвенник Двор Умывальник 38:8 скинии Сам текст Исхода должен предостерегать от чрезмерного увлечения символизмом в скинии. Поиски в каждом предмете обстановки, в каждой материи, в каждом кольце покрывала, в каждом цвете какого-то скрытого значения будут скорее предполагаемыми, чем экзегическими. Подобным образом, современные попытки доказать превосходство шатра или скинии над последующим храмом кажутся открытыми для того же самого обвинения. Так, Вальтер Брюггеманн считает, что «старая традиция «шатра» отстаивает требование мобильности и свободы для Бога. Традиция «дома» ... подчеркивает постоянное присутствие Яхве в Израиле... Теперь понятие присутствия имеет первостепенное значение, а Божья свобода чрезвычайно ограничена» 109 . Я отвечаю вопросом: разве Ветхий Завет ясно изображает подобную натянутость? Разве Писание явно свидетельствует о подобном трении?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

118 Поверх ковчега, внутри которого хранилось свидетельство, т. е. две каменные доски с «десятью заповедями» (декалогом) ( Исх.25:16 ; Втор.4:13; 10:1;2 ), лежала массивная золотая плита такой же длины и ширины, называемая каппорет (kapporelh) на обоих концах ее были поставлены два золотых херувима искусной работы, 119 которые своими распростертыми крыльями покрывали каппорет и лицами были обращены друг к другу и вместе с тем к каппорет. 120 Эта плита, хотя и принадлежала ковчегу, покрывая находившееся в нем свидетельство, не может быть рассматриваема как простая крышка ковчега; как показывает ее имя, это – место примирения, очистилище, на котором восседал Иегова и с которого открывался Израилю ( Исх.25:22 ). II. Во Святом находился: 1) алтарь кадильный (migtar mizbeach, getoreth); он стоял посредине, невдали от внутренней завесы, Исх.30:1–6; 37:25–28 . Этот алтарь представлял четвероугольную подставку из дерева акации, 2 локтей высоты и 1 локтя ширины и длины, с покрышкою (gag, плоская поверхность с выступами на краях, 121 и с рогами 122 на четырех углах, и был весь обложен золотом и украшен кругом золотым венцем, под которым на четырех углах были приделаны золотые кольца для позолоченных носильных шестов. На этом алтаре нельзя было приносить ни жертвы всесожжения, ни хлебной жертвы, ни жертвы возлияния, но возжигался только благовонный фимиам getoreth sammim, искусственно приготовленный из четырех сильно пахучих веществ. 123 2. Стол (schulchan) для хлебов предложения lechem panim из дерева акации, обложенный золотом в 1 1 / 2 локтя высоты; столовая доска 2-х локтей в длину и 1 локтя в ширину, лежала на решетчатой стенке (misgereth) вышиною в ладонь, опоясанной золотым венцем, с четырьмя ножками, к которым непосредственно под стенкою были, прибиты для носильных шестов золотые кольца ( Исх.25:23–30; 37:10–15 ). Как прибавочная утварь, к столу принадлежали: блюда (ge’aroth) и чаши (kappoth) для хлебов предложения и фимиама, – жертвенные кружки (menagijoth) и кубки (geschavoth) для вина при жертвах возлияния, – все из чистого золота.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

С наружной стороны притвора, по обеим сторонам от входа, стояли на особых подставах две, вылитых из меди, колонны, высотою каждая в 18 л. 382 , с капителями в 5 л., имевшие в периметре 12 л. Стоявшие на них капители имели вид распускающихся лилий, и были покрыты сетками плетеной работы, а внизу обвиты шнурками, в виде цепочек, по линии которых были расположены изображения гранатовых яблоков, по 200 на каждой капители. Одна из этих колонн, стоявшая на правой стороне, называлось Иакин 383 ( ) (­ " он утвердит»), а другая, стоявшая на левой стороне, – Воаз ( ­В нем сила) ( 3Цар. 7:13–22 ). По своему виду эти колонны, как догадываются археологи, напр., Вогюэ и Пэн, имели сходство с египетскими колоннами, украшавшими египетские храмы и дворцы 384 . § 106. Принадлежности храма Соломонова Во святом святых храма находились ковчег завета, с скрижалями Моисея, и стоявшие вдоль западной стены изображения херувимов. Во святилище, на первом месте, вблизи стены, отделявшей святилище от святого святых, стоял алтарь кадильный, сделанный из чистого золота, вероятно, по образцу кадильного алтаря, находившегося в скинии свидения. Кроме того, во святилище стояло 10 золотых светильников: пять на одной и пять на другой стороне, один против другого. Между ними, против кадильного алтаря и ковчега завета, еврейское предание помещает также золотой светильник, находившийся в скинии Моисея. Параллельно светильникам стояли 10 столов для хлебов предложения: 5 на одной и 5 на другой стороне (ср. 2Пар. 4:7–8 ). Здесь же еврейское предание помещает стол для хлебов предложения, бывший в скинии Моисея. Кроме этих предметов, к принадлежностям храма относились также блюда, ножи, чаши, ложки, кадильницы, щипцы, гасильницы и другие предметы, необходимые при служении во святилище. Многие из них хранились в камерах боковых пристроек храма. Здесь же, как предполагают, могли храниться принадлежности скинии Моисеевой, перенесенной при Давиде в Иерусалим ( 2Цар. 6:17 ). С наружной стороны храм окружали два двора: внутренний, называемый также священническим ( 2Пар. 4:9 ) и верхним ( Иер. 36:10 ), и внешний или большой (ibid.). Размеры того и другого ни в книге Царств, ни в книге Паралипоменон не указаны. У пророка Иезекииля площадь двора, находившегося перед храмом, определяется в 100 л. длины и ширины ( Иез. 40:47 ). Если принять эту же меру для площади внутреннего двора пред храмом Соломоновым, тогда величина внутреннего двора этого храма определится в 200 л. длины и 100 л. ширины, т. е., в два раза больше величины двора скинии Моисея. От внешнего двора внутренний отделялся оградою, которую составляли «три ряда обтесанных камней и один ряд кедровых «брусьев» ( 3Цар. 6:36 ) 385 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Храм состоял из трех частей: притвора, святилища и Святого святых. Притвор занимал 10 локтей всего помещения храма и украшен был двумя великолепными бронзовыми колоннами (Иахин и Воаз) в 18 локтей высоты каждая, кроме особых капителей, украшенных дорогой резьбой, представлявшей венцы наподобие лилии с гранатовыми яблоками на цепочках. Святилище, или среднее помещение, имело 40 локтей в длину и 20 в ширину (в скинии 20x10 локтей) и Святое святых представляло кубическое помещение в 20 локтей в длину, ширину и высоту (в скинии 10 локтей во всех трех измерениях). Вся внутренность храма была богато украшена дорогой резьбой и золотом. Над ковчегом завета, поставленном во Святом святых, были поставлены два херувима резной работы, покрытой золотом. Своими внутренними крыльями они соприкасались между собой над ковчегом, а внешними касались стен храма. В святилище кроме кедрового и покрытого золотом жертвенника кадильного поставлено было семь золотых светильников (на место одного в скинии) и стол хлебов предложения был заменен десятью золотыми столами, на которых кроме хлебов предложения помещались и все золотые сосуды, необходимые при богослужении. Храм был окружен двумя обширными дворами, обнесенными стенами. Двор внешний назначен был для народа, а двор внутренний для священников. На последнем находился огромный медный жертвенник, к которому нужно было подниматься по ступеням лестницы, перемежавшейся тремя площадками. Тут же пред притвором было «медное море», т.е. огромный медный умывальник, названный так по обширности своего объема, имевшего пять локтей высоты, 10 в диаметре и 30 в окружности. Он стоял на двенадцати медных волах, которые по три были обращены к четырем странам света, и имел изящный вид шестилиственной лилии. Рядом с ним находилось десять меньших умывальников для омовения жертв. В общем, храм представлял собою великолепное по богатству материалов и изяществу работы и украшений здание, высившееся на самой вершине горы Мориа. Вход с него был с востока и вел вверх по склону горы сначала во двор внешний, оттуда на несколько ступеней выше во двор внутренний, от которого также на несколько ступеней выше стоял уже притвор храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

545 (Ст. 30). Стол предложения стоял на северной стороне. На него клались каждую субботу 12 хлебов (по шести с каждой, стороны говорит Фл. Иосиф) они клались один на другой и по преданию имели четверо-угольную форму (Dom Calmet); под них подкладывались золотые подставки, чтобы под ними проходил воздух и они не делались затхлыми (ib.). Каждую субботу их заменяли новыми. На верху каждой хлебной пирамиды стояла золотая чашка с фимиамом, который в субботу при перемене хлебов перекладывался в кадильницу ( Лeb. II, 2 ; Фл. Иос. III, 7). Тут же на столе стояла кружка с вином, а кувшин с вином стоял подле стола. 546 (Ст. 31–36). И у Dom Calmet и на барельефе арки Тита, подсвечник с семью ветвями, изображен величиною почти вдвое выше стола предложения. У Dom Calmet изображение основано на раввинском предании, а по поводу барельефа. Англ. Комм. Библия замечает, что надо полагать, что оба предмета изображены приблизительно в одном масштабе, поэтому надо полагать, что светильник, или если можно так назвать его «Паникадило», имело в вышину семь или семь с половиною футов, и на оконечностях семи разветвлений своих имело по чашке для оливкового масла. Середний стебль стоял прямо, а по три ветви выходило с каждой стороны его. Самый вид его довольно ясно описан в стихах 31–36 (Сравни рисунок). 547 (Ст. 37). Полагают, и кажется очень основательно, что лампады имели тот вид, который мы встречаем у древних ламп находимых в Помпее и изображаемых в Египетских памятниках. Это овальная чашечка с ручкой и с выдающимся носком. Это описание объясняло бы и смысл фразы: «чтобы светили на переднюю сторону». Налитое масло в лампаду древней формы горело посредством фитиля, конец которого выходил в носок лампады, и зажигался отсюда. Потому ясно, что лампады все должны были быть поставлевы в светильнике, так, чтобы носки лампад были обращены к Завесе Святая Святых, и чтобы пламя освещало ее, а не заднюю часть святилища. Число семь было всегда число священное; оно напоминало и семь дней творения и день субботний.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Под («хлеб») бл. Иероним разумеет хлебы предложения (panes propositionis) и презрение к Иегове полагает в нарушении тех обычаев, какие должны были наблюдаться относительно этих хлебов 713 . Но хлебы предложения никогда не приносили на жертвенник (); для них существовал особый стол, называвшийся («стол», Исх.25:23; 26:35 ) или («стол предложения», Чис.4:7 ), и этот стол никогда не называется жертвенником. 714 Некоторые, в виду этого затруднения, предлагают под разуметь бескровное приношение, 715 . Такого мнение держатся, по-видимому, и св. Кирилл. 716 Но Келер, Кейль, Рейнке и др. основательно доказывают, что здесь разумеется всякая вообще жертва, и ссылаются на Лев.21:6, 8, 17, 21, 22; 22:25 ; Чис.28:2 ; Лев.3:11, 16 . 717 Из этих мест действительно видно, что всякие вообще жертвы называются «хлебом Иеговы». Ссылаются еще на следующий стих нашего же пророка ( Мал.1:8 ), где он, раскрывая далее свою мысль, перечисляет виды неугодных Иегове жертв, – и здесь все оказываются животные: слепое, хромое, больное. 718 Основание для такого словоупотребление указывают в том обстоятельстве, что термин этот не приурочен строго к «хлебу» в нашем смысле (да и у нас то хлебом нередко называется вообще пропитание, точно также и в молитве Господней), а обозначает вообще пищу, содержание людей или животных, – ср. Быт.47:12 ; Лев.3:11 ; Пс.40:10; 101:5; 146:9 ; Иов.20:14; 24:5 ; Ис.65:25 . 719 В арабском даже слово, соответствующее еврейскому значит «мясо». 720 Руководясь такими соображениями, Гитциг даже в переводе передал – «пища (Speise)», а в комментарии прямо разумеет мясо, ссылаясь на Лев.21:8 : Чис.28:2 к Мал.1:8 . 721 Но это – уже крайность. Таргум дает перевод слишком общий: «гнусное приношение». Перевод «пища» можно бы было принять, но все-таки лучше этого не делать, дабы без надобности не вносить в самый перевод уже толкования. Жертва, по мнению Келера, называется «хлебом (или пищей) Иеговы», – с одной стороны, потому, что она как бы съедается Иеговой посредством огня ( Лев.9:24 ; Суд.6:21 ; 2Пар.7:1 ; 3Цар.18:38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Кроме сего по верху его шел вокруг золотой венец; а под венцом с двух боковых сторон вдеты были по углам кольца из чистого золота, сквозь которые продевались тоже обложенные золотом шесты (из дерева ситтим) для ношения жертвенника. На сем жертвеннике ни кровавых, ни бескровных жертв не приносили, ни возлияний не делали; а только воскуряли фимиамом ежедневно поутру и повечеру. Для сего употреблялся особенный состав из четырех благовонных веществ, бравшихся поровну: из стакти, ониха, халвана душистого и чистого ладана 655 . Составлять подобное курение для домашнего употребления запрещено было под страхом смерти. д) Трапеза В правой от входа (северной) стороне святилища поставлена была трапеза или стол, одинаковой ширины с жертвенником курений, но несколько ниже его, и в два раз длиннее. Он утвержден был на четырех ножках, сделан из дерева ситтим и весь обложен золотом. Верхняя доска его украшалась, подобно жертвеннику курений, золотым венцом, облегавшим его кругом – по всем четырем сторонам. Вниз от доски на ладонь приделаны были стенки, окаймленные таковыми же золотыми венцами, в виде узорчатых лент. По углам, на стенах, у четырех ножек его, вделаны были золотые кольца, для продевания шестов (из дерева ситтим и обложенных золотом), на которых его носили. На трапезе полагаемы были (предлагаемы для Господа) 12 хлебов предложения, по числу 12 колен Израилевых, и каждую субботу хлебы сии заменялись новыми. К принадлежностям трапезы относились блюда, которые полагались под хлебы, кадильницы и сосуды с фимиамом, которые полагались поверх хлебов, чаши и кружки – для воздаяний на дворе, – на алтаре всесожжений. Все сие сделано было из чистого золота. е) Светильник В левой (южной) стороне святилища был утвержден седмисвещный светильник. Он был вычеканен из сплошной золотой массы. Формой своей он походил на дерево, у которого из срединного и основного ствола выходили по три ветви с той и другой стороны. Под каждыми двумя противоположными и соответственными ветвями красовалось по золотому яблоку, из которого они казались выходящими.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

На этот стол возлагались двенадцать хлебов предложения (см.: Лев. 24:5–9 ), которые заменялись свежими в конце каждой недели. 25:31–40. Светильник. Во внешнем святилище скинии, напротив стола для хлебов предложения, стоял золотой светильник (менора). Хотя его размеры не сообщаются, известно, что он был выкован из цельного куска золота. Он служил для освещения священных пределов, и пользоваться им разрешалось только Аарону и его сыновьям. Обнаружены многочисленные рельефы и даже мозаичные изображения светильников, относящиеся к временам Нового Завета, когда семисвечник стал восприниматься как символ иудаизма и вечной жизни, но, по общему мнению, эти светильники имели несколько иную форму, чем менора ветхозаветного периода. Древнейшее изображение меноры имеется на монете I в. до н. э., где она схематично представлена в виде светильника с семью ветвями на покатом основании. Многие считают, что семисвечник символизирует дерево жизни, один из наиболее популярных символов изобразительного искусства. 26:1–6. Покрывала с изображениями херувимов. Из четырех покровов скинии этот был внутренним. Он состоял из десяти разноцветных покрывал тонкого виссона, украшенных вышитыми изображениями херувимов. Размеры каждого покрывала составляли 28 локтей в длину и 4 локтя в ширину (42 х 6 футов). Они были сшиты по пять штук в два больших полотнища, которые, в свою очередь, соединялись с помощью золотых крючков и голубых петель (общий размер этого покрова составлял 60 х 42 фута). 26:7–13. Покрывала из козьей шерсти. Покров из козьей шерсти служил для защиты льняных покрывал, ограждающих внутреннее пространство скинии. Этот покров состоял из одиннадцати покрывал, сшитых в два больших полотнища и соединенных с помощью медных крючков и петель (общий размер 66 х 45 футов). 26:14. Покрышка из бараньих кож. Размеры третьего покрова, образующего крышу скинии и сделанного из дубленых бараньих кож, не приведены. Возможно, два средних покрова не только служили для защиты скинии, но и символизировали наиболее значимых для экономики животных (овец и коз).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

В последней, третьей части скинии, на дворе, стояли: жертвенник всесожжения, на котором хранился неугасимый огонь, и умывальница для омовения рук и ног священников. И эти принадлежности храма с внешней стороны сходны с принадлежностями храмов в других религиях: у язычников также приносились божеству и курения и хлебные дары; свет или светильники также были священными символами; вода и омовение также входили в культ. Но подобные принадлежности храма, как и самые храмы в целом, имели у язычников космическое значение, в еврейской же скинии – нравственное. Светильник на южной стороне святилища не был указанием на свет физический или на солнце, которое в полдень достигает крайней точки своего восхода; стол с хлебами на северной стороне святилища не служил указанием на дождь, приходящий с севера и несущий с собой плодородие земли, как после объясняли это раввины, утратившие способность к пониманию библейского воззрения 249 ; двенадцать хлебов не означали 12 знаков зодиака, а семь лампад не были символом такого же количества планет. В религии невидимого, премирного Бога ничто подобное не могло иметь смысла и не имело. В святом святых было откровенное слово невидимого Бога, а в святилище и во дворе находились символы, свидетельствовавшие о нравственном служении Богу еврейского народа: там Бог приближался к человеку, а здесь – человек к Богу. Курение фимиама, означавшее у язычников приятное приношение самим богам, здесь служило символом возбуждения души и возвышения ее к Богу в молитве ( Пс.140:2 ). Седмиствольный светильник изображал собой тот нравственный свет, который дан Израилю откровением Иеговы и которым избранный Богом народ должен был светить другим народам, пребывавшим во тьме язычества 250 ; а двенадцать хлебов предложения, лежавшие пред Господом ( Лев. 24:6 ) составляли не символ посвящения народом Иегове своей обыкновенной пищи или своего достояния, тем более – не пищу для самого Бога, как это было в язычестве, а духовную жертву, какую в своей нравственной жизни представлял и должен был представлять собой народ, состоящий из двенадцати колен, – образом его духовного делания на ниве царства Божия 251 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010