На правой стороне от входа во святилище стоял стол для хлебов предложения. Он был сделан из дерева ситтим, имел 2 локтя длины, 1 локоть ширины и 1½ локтя высоты, и снаружи был покрыт чистым золотом. По краям верхней доски он имел золотой карниз или венец, а внизу ее, между ножками, небольшие стенки, в 1 лад. высоты, которые вместе с верхней доской составляли как бы корпус ( τ ομα) стола (ср. Antiquit. jud. III, 6, 6). Как вверху, так и внизу этих стенок находился золотой витой карниз, или венец ( Исх. 25:2–25 ). Для ношения стола, на четырех углах у четырех ножек его были ввинчены золотые кольца, в которые вставлялись, сделанные из дерева ситтим и обложенные чистым золотом, шесты (ib. ст. 26–28). Ножки стола, по свидетельству Иосифа Флавия, до половины имели форму четырёхугольную, ниже половины круглую, и были подобны ногам дорийских кушеток (Antiquit, jud. III, 6, 6). Принадлежность стола для хлебов предложения составляли блюда, кадильницы, чаши и кружки. Все эти сосуды были сделаны из чистого золота ( Исх. 25:29 ). Вверху стола полагались хлебы предложения (Исх. ib. 30). Эти хлебы приготовлялись из чистой пшеничной муки ( Лев. 24:5–8 ) Каждый хлеб имел форму круглого пирога, заключал муки 0,2 ефы (около, 6 фун.). Всех таких хлебов было 12, по числу 12 колен народа израильского. Эти хлебы были сложены в виде двух вертикальных столбов, по шести хлебов в каждом столбе, причем на каждом столбе вверху лежал в золотой фимиамнице чистый ладан ( Лев. 24:7 ; Antiquit, jud. III, 6, 6 343 . Хлебы менялись каждую субботу. По представлению талмудистов хлебы предложения лежали на особых подпорках. Указание на существование таких подпорок они находили в названиях двух принадлежностей стола, называемых в еврейском «касот» и «менакийот» и переводимых у 70 σπονδεα (чаши) и καθοι (кружки). Талмудисты дают им значение золотых трубочек и прутов, из которых на поверхности стола складывались клетки и полки для хлебов предложения. «Стол предложений, говорится в мишне, имел 10 ладоней длины и 5 ширины 344 , такую же длину и ширину имел и каждый отдельный хлеб предложения, так что, таким образом, уже один из 12 хлебов мог бы занять весь стол. Но эти хлебы, имевшие вид пластов, располагались так, что их длина приходилась по ширине стола; таким образом на столе в одном ряду можно было положить два хлеба, для остальных же 10 хлебов было сделано следующее приспособление: четыре золотых шеста, по высоте значительно превосходившие высоту стола, были воткнуты в землю, по ту и другую его сторону в непосредственной близости к столу; в верхней части шестов, над столом, были приделаны перекладины, образовавшие вид полок, на которых и лежали 10 хлебов (Менахот, XI, 4–6).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Нейман рекомендует такое изображение тех и других. Рисунок 28. Малая и большая винные кружки Впрочем в исполнительном описании последние два вида сосудов перечисляются в обратном порядке, откуда, повидимому, следует, что значительной разности по величине между ними не было. Может быть в одном из этих сосудов нужно видеть солонку, так как, по LXX Лев.24:7 , Филону, Оригену , Феодориту, на столе предложений, кроме хлебов, вина и ладана, была еще соль. Напротив, в талмудическом предании последние два названия сосудов стола получили совершенно другое значение золотых трубочек и прутов, из которых на поверхности стола предложений якобы складывались клетки и полки для 12 хлебов предложений. Вот что говорится об этом в мишне (Menachoth. XI, 4–6): «стол предложений имел 10 ладоней длины и 5 ширины; такую же длину и ширину имел и каждый отдельный хлеб предложения, так что, таким образом, уже один из 12 хлебов мог бы занять весь стол. Но эти хлебы, имевшие вид пластов, располагались так, что их длина приходилась по ширине стола; таким образом на столе в одном ряду можно было положить два хлеба. Для остальных же 10 хлебов было сделано следующее приспособление: четыре золотых шеста, по высоте значительно превосходившие высоту стола, были воткнуты в землю по ту и другую его сторону, в непосредственной близости к столу; в верхней части шестов, над столом, были приделаны перекладины, образовавшие вид пяти полок, на которых и лежали остальные 10 хлебов». Вот две реставрации талмудического стола предложений Скакхуса Рисунок 29. Стол предложений по талмуду и по Лундию и Лундия. Основанием такого сооружения для талмудического предания послужило, главным образом, желание видеть в хлебах предложения форму традиционных пасхальных опресноков, тонких и широко раскатанных. При том же количестве муки, которое закон ( Лев.24:5 ) указывает для каждого хлеба предложения, 210 эфы=6 фунтов, такой раскатанный опреснок мог действительно занять один всю поверхность стола. Другие талмудические учители (рабби Меир, ученик Акибы по той же мишне), в виду такой величины хлебов, даже увеличивали размеры самого стола предложений.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

В том случае, когда субботе предшествовал один или два праздничных дня, приготовление хлебов предложения происходило в пятый и даже четвертый дни недели 643 . Но обыкновенно эти хлебы приготовлялись в пятницу и, притом, нужно думать так, что печение их оканчивалось незадолго до наступления субботы 644 . На стол же святилища хлебы возлагались ранним утром в самую субботу 645 . Когда приближалось назначенное для этого время, четыре священника входили в святилище и становились с южной стороны трапезы. В то же время другие четыре священника несли на золотых блюдах свежеиспеченные хлебы. Два из них несли самые хлебы, по шести каждый, а два шли впереди с сосудами ( ), в которых было курение. Войдя в святилище, эти священники становились с северной стороны трапезы, обращаясь лицом к пришедшим раньше их четырем священникам. Последние принимали лежавшие на столе всю минувшую неделю хлебы и сосуды с курением. Тогда священники, стоявшие на северной стороне, старались как можно быстрее положить на трапезу новые хлебы и чаши с курением, заботясь о том, чтобы трапеза не оставалась пустою ни одного момента 646 ( Ucx. XXV, 30 ). По предписанию закона Моисеева, хлебы должны были полагаться двумя рядами, schettaim maarachoth 647 . На том основании, что слово maarecheth в ветхозаветных книгах употребляется для обозначения рядов, расположенных горизонтально 648 , некоторые исследователи думают, что и священные хлебы клались на трапезе один подле другого, образуя два горизонтальных ряда 649 . Но большинство исследователей в данном случае следуют свидетельству Иосифа Флавия и иудейского предания. Последнее же утверждает, что священные хлебы клались в две стопы, из которых в каждой было по шести хлебов, положенных один на другой. С этим согласуется и то, что на столе триумфальной арки Тита есть подобие двух возвышающихся цилиндров, в которых можно видеть именно две стопы хлебов предложения 650 . В Мишне к этому добавляется, что два священных хлеба клались прямо на стол, а для остальных десяти над столом были устроены из золотых прутьев особые приспособления, в виде полок и клеток. Но это указание, как не имеющее для себя никакого основания ни в еврейском тексте кн. Исход, ни в древнейших переводах, должно быть отвергнуто 651 . – На верх каждой стопы хлебов ставилась золотая чаша с ладаном и, по свидетельству LXX ( Лeb. XXIV, 7 ) и Филона 652 , с солью 653 . Предание говорит, что вместе с ладаном и солью приносилось и вино, сосуд с которым поставлялся между стопами хлебов 654 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Жертвенник всесожжения ( Исх. 27:1–8 ). Жертвенные животные возлагались на этот жертвенник, расположенный перед скинией во дворе. Кровью жертв окроплялись четыре рога жертвенника. Золотой светильник ( Исх. 25,31–40 ). Золотой светильник находился в святилище, напротив стола для хлебов предложения. Он имел семь лампад, расположенных в одной плоскости. Круглые чаши лампад наполнялись маслом, в которое одним своим концом был погружен фитиль; выступавший из чаши конец фитиля поджигался. Стол для хлебов предложения ( Исх. 25,23–30 ). Столом для хлебов предложения служил стеллаж, на который клали хлебные подношения. На столе – в присутствии Божием – всегда лежали двенадцать хлебов, представлявших двенадцать колен. Жертвенник для воскурений ( Исх. 30,1–10 ). Жертвенник для воскурений, находившийся внутри скинии, был значительно меньше помещавшегося перед скинией жертвенника всесожжений. На жертвеннике сжигали ароматические вещества с нежным и тонким запахом. Праздник Месяц священного календаря Соответствующий месяц 1 (Авив) Март–апрель 1 (Авив) Март–апрель Первых плодов 1 (Авив) и Март–апрель 3 (Сиван) Май–июнь 3 (Сиван) 6 (50 дней после Пасхи Май–июнь (Жатвы, или Пятидесятница) и начала жатвы) 7 (Тишри) Сентябрь–октябрь Рош хашана День очищения 7 (Тишри) Сентябрь–октябрь Йом Кипур 7 (Тишри) Сентябрь–октябрь (Шалашей, или Собирания плодов) главных праздника, для празднования которых все мужчины Израиля должны были прийти в храм в Иерусалим ( Исх. 23:14–19 ) Суббота Каждый седьмой день отмечался покоем и отдыхом от работы. Субботний год Каждый седьмой год был признан как «год покоя для земли», когда землю не обрабатывали. Юбилейный год В каждый пятидесятый год, который следовал после семи субботних годов, объявлялась свобода тем, кто стал рабом из-за долгов, а изъятая за долги земля возвращалась исконным владельцам. Новомесячие Первый день еврейского 29– или 30-дневного месяца был днем покоя; в ознаменование наступления нового месяца звучали трубы и приносились специальные жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

На западной половине двора стояла сама скиния 13,5 м в длину и 4,5 м в ширину; она была разделена завесой на две части. В скинию собрания (9 м длиной) открывался единственный вход с восточной стороны, и через него входили священники. За завесой находилось Святое святых, куда разрешалось входить только первосвященнику в День Очищения. Сама скиния была сооружена из 48 брусьев (высотой 4,5 м и шириной 68 см) – по 20 на каждой стороне и 8 на поперечной западной стороне. Они были сделаны из дерева ситтим, покрыты золотом ( Исх.26:15; 36:20–38 ) и держались с помощью перекладин и серебряных подставок. Потолком служила завеса из крученого виссона голубого, червленого и пурпурного цветов с вышитыми на ней херувимами. Внешнее покрывало было из козьей шерсти, служившей защитой для виссона. Сверху полагали еще два покрывала: одно из бараньих кож, а другое из козьих, которые служили защитой для первых двух. Две завесы из того же материала, что и первое покрывало, были повешены на восточной стороне скинии, а также перед входом в Святое святых. Точное построение скинии не может быть определено, потому что в библейском повествовании не дается достаточно подробностей. В скинии собрания находились три предмета: стол для хлебов предложения на северной стороне (справа от входа), золотой светильник на южной (слева от входа) и жертвенник курения перед завесой, отделявшей скинию собрания от Святого святых ( Исх.40:22–28 ). Стол для хлебов предложения был сделан из дерева ситтим и покрыт золотом, с золотой каймой по краям. На каждой из четырех ножек было прикреплено одно кольцо, чтобы в него можно было продевать шесты и таким образом переносить стол с места на место ( Исх.25:23–30; 37:10–16 ). На этом столе были помещены блюда, кадильницы, кружки и чаши для возлияния. Каждую субботу священники полагали на этот стол двенадцать свежеиспеченных пресных хлебов, тогда как старые употребляли в пищу ( Лев.24:5–9 ). Золотой светильник был сделан из цельного куска чеканного золота ( Исх.25:31; 37:17–24 ). Форма и размеры подставки точно неизвестны. Этот светильник имел семь лампад: одну в центре и по три с каждой стороны, причем лампады находились на одном уровне. Щипцы и лотки к нему тоже были сделаны из чистого золота. Каждый вечер священник наполнял лампады оливковым маслом, чтобы светильник горел всю ночь ( Исх.27:20–21; 30:7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

25 двух херувимов. Крылья херувимов должны были касаться крышки ковчег (или, возможно, быть распростертыми над ней). Херувимы, обычно располагавшиеся у престола Господа, были Его стражами и носителями Божиего престола. В данном случае они символизируют ангельскую стражу ( Быт. 3,24 ). 25 Я буду открываться. Именно здесь, над крышкой ковчега и «посреди двух херувимов», Господь будет встречаться с Израилем (29,43–46; 1Цар. 4,4 ; 2Цар. 6,2 ; 4Цар.19,15 ; Пс.79,1;98,1 ; Ис. 37,16 ). 25 сделай стол. Такой стол назывался по-разному: столом хлебов предложения ( Чис. 4,7 ), чистым столом ( Лев. 24,6 ; 2Цар. 13,11 ), золотым столом ( 3Цар. 7,48 ). Он располагался в северной части скинии (40,22). 25 хлебы предложения. «Хлебы предложения» необходимо было класть на стол каждую субботу в два ряда по шесть хлебов в каждом ряду ( Лев. 24,6 ). Двенадцать хлебов символизировали двенадцать колен Израилевых. 25 светильник. Этот светильник, менора, стоявший напротив стола в скинии, был сделан из одного таланта (30–32 кг) чистого золота и имел форму дерева (дерева жизни). Огонь в светильнике должен был гореть постоянно, возжигаемый священниками утром и при заходе солнца (27,20; Лев. 24,3.4 ). 25 шесть ветвей. Стебель светильника и шесть его ветвей (всего семь) символизировали завершенность. Число «семь» осмысливается как символ Христа Богочеловека (число «четыре» имеет сугубо земное значение, число «три» божественное, «семь» составляет их неделимую сумму). 25 щипцы к нему. Специальный инструмент для подрезания фитиля лампады. лотки. В такие лотки складывались использованные фитили. Глава 26 26 По форме скиния представляла продолговатый прямоугольник длиной 15 м, шириной 5 м и высотой 5 м. План скинии. 26 покрывала из козьей шерсти. Эти покрывала служили защитой для внутреннего покрова. Два таких покрывала соединялись петлями и крючками, чтобы получилась завеса в 45 локтей в высоту и 66 локтей в длину. Края завесы ниспадали спереди и сзади скинии. 26 для покрова. Покровы из красных и синих бараньих кож служили защитой для двух внутренних завес. Очевидно, они располагались именно в такой последовательности.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

И, наконец, светильник с его светящимися лампадами тоже нельзя понимать, как образ народа. К такому пониманию вовсе не приводит и место Откр.1:20 . Если здесь говорится о семи золотых светильниках: α λυχναι α επτ εκκλησαι ισν; то при этом, во-первых, здесь берутся в рассмотрение не светильники сами по себе, но скорее заключенные в них семь светов, которые образуют семь церквей, – εκκλησαι; а потом здесь κκλησαι означают не лиц или людей, поколику они сами собою составляют общества, но общества, поколику они устроены Богом в особенных оживотворенных Его Духом формах, в области которых седмеричное число служит выражением христианской церкви, как христократии или божественного царства Нового Завета, и духовная жизнь верующих приобретает тот вид, который определенно означен в Откр. 2 и 3. Равным образом горящие и светящие при Моисеевском светильнике лампады, как сосуды света, можно бы принимать за символ народа, который действием елея божественного Духа дает от себя свет; но самый светильник может представлять только союз Бога с народом, как благодатное устроение, помощью которого Израиль мог сиять светом божественного Духа. Итак, светильник в седмеричном числе своих ветвей означает божественный завет благодати, между тем как в чистом золоте, из которого он был приготовлен, отражается божественное величие этого завета. И стол не служит только подстилкою для хлебов предложения, но так как хлебы полагаются только на столе, следовательно являются как трапеза, то стол образует тот благодатный порядок в царстве Божием, благодаря которому Израиль приносит Иегове плод трудов своей жизни, не для того только, чтобы он их видел, еще менее для того, чтобы он вкушал их, но для того, чтобы сам Израиль, принося их Иегове, в присутствии Иеговы вкушал их и в употреблении их предвкушал блаженства небесного царства. В этом лежит основание, почему для положения хлебов назначается такой стол, который, как в квадратуре своей формы, так в своей позолоте, носил печать царства Божия. Наконец, в алтаре кадильном, как месте соединения человека с Богом, на которое Бог снисходит Своею благодатью и на котором Израиль восходит к Нему в молитве, приняла соответственные чувственные формы, составляющие сущность царства Божия, идея принятия освященного Израиля в жизненное общение с Иеговою, – насколько оно возможно на представленной ветхозаветным святилищем ступени осуществления спасения, – так что мы можем понимать алтарь только как символ царства Божия вообще, причем внешние свойства этого царства символизуются четыреугольною формою и позолотою, а внутренняя спасительная сила – рогами.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Основываясь на сообщении о длине Силоамского тоннеля, составляющей 1200 локтей, и его реальной длине, составляющей 1732,6 фута, можно подсчитать, что длина локтя колеблется от 17,5 до 18 дюймов. Ввиду того, что археологи не обнаружили никаких измерителей локтя, его истинная длина остается неизвестной. 25:16. Откровение. Это понятие относится к скрижалям закона, дарованным Моисею. На древнем Ближнем Востоке кодексы законов обычно хранили в предназначенных для этой цели вместилищах, представляемых божеству. 25:17. Крышка (размеры, форма, назначение). Крышка ковчега, или «престол благодати», представляла собой плиту из чистого золота того же размера, что и ковчег, но, поскольку ее описание приводится отдельно, она имела особое значение. Крышку украшали золотые статуэтки херувимов, обращенных лицом друг к другу. Их крылья почти соприкасались над ковчегом, символически поддерживая невидимый престол Бога. Таким образом, ковчег Завета, вместилище которого символизировало подножие, а крышка – престол, был наглядным свидетельством присутствия Бога среди Израиля. 25:18–20. Херувимы. Библейские описания, равно как и археологические находки (в том числе несколько прекрасных образцов из слоновой кости, найденных в Нимруде в Месопотамии, Арслан-Таше в Сирии и Самарии в Израиле), показывают, что херувимы представляют собой крылатые существа, в облике которых сочетаются черты различных животных и человека, наподобие египетского сфинкса. В древнем искусстве херувимы часто изображались фланкирующими престолы царей и богов. Сочетание символики ковчега, согласно которой херувимы являются хранителями престола, а вместилище скрижалей – его подножием, и ветхозаветного образа Яхве, «восседающего на херувимах» (напр.: 1Цар. 4:4 ), подтверждает концепцию невидимого престола Яхве, воплощенную в ковчеге. Пустующие престолы, предназначенные для богов и царственных персон, были широко распространены в Древнем мире. 25:23–30. Стол для хлебов предложения. Покрытый золотом деревянный стол для хлебов предложения имел четыре ножки и кольца, в которые продевались шесты для переноски.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

По раввинскому преданию, всех светильников было 11. Прежде всего, на правой (южной) стороне от жертвенника каждений был поставлен подлинный светильник Моисея и затем, на той же южной стороне храма, еще 10 светильников: 5 по одну сторону центрального Моисеева светильника и 5 по другую, так что наблюдавший со входа видел 11 светильников или 77 лампад на одной линии (Лундий, 311). Но библейский текст не прибавляет светильника Моисеева к 10 Соломоновым светильникам, и место светильникам указывает по правую и левую сторону внутреннего пространства храма, а не светильника Моисея ( 3Цар.7:49 ). На основании 2Пар.13:11 , где говорится о возжении одного светильника, нельзя выводить заключения, что в богослужебном употреблении был только один из десяти светильников. Упоминание об одном светильнике здесь сделано в отношении к закону Моисея, который, для периода скинии, предписывал употребление одного светильника, не запрещая однакож и умножения светильников с дальнейшим развитием торжественности богослужения. Нельзя придавать значения и свидетельству Иосифа Флавия («Antiquitates Iudaicæ», VIII, 3:7), что Соломон в своем храме поставил только один светильник для богослужебного употребления, хотя всех светильников, сделанных Соломоном, по счету того же Иосифа Флавия, было 10,000. Спрашивается, зачем было заказывать такую массу светильников, если одного светильника было уже достаточно? в) Если умножение светильников в храме Соломона легко объясняется большими размерами храма и необходимостию большего освещения, то не так легко объяснить умножение столов предложения. По свидетельству 2Пар.4:8 , столов было 10, и они были расставлены, подобно светильникам, 5 на правой и 5 на левой стороне храма. Если бы на всех этих столах были и хлебы предложения, то это не было бы согласно с законом Моисея по данному предмету. И в 3Цар.7:48 между приготовленными Хирамом сосудами считается только один стол предложений. Это кажущееся противоречие уже Реланд объяснил в том смысле, что собственно стол хлебов предложения был один, а остальные столы были простыми украшениями храма и служили не для хлебов предложения, а для других не богослужебных надобностей и второстепенных сосудов храма; здесь могли стоять сосуды с елеем, чаши возлияния, которых было 100 ( 2Пар.4:8 ) и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Завета как свет мира (Мф.5:14) было призвано к тому, чтобы их лампады горели и светили как светочи в мире ( Лк.12:35 ; Флп.2:15 ) и чтобы сами они сияли пред людьми своим светом ( Мф.5:16 ). Светильник был украшен миндалевидными эмблемами, которыми изображалось раннее цветение, 162 сильный и верный успех царства Божия. 163 3. Стол для хлебов предложения получал значение только от возлагавшихся на него хлебов предложения. Они называются хлебом присутствия (Божия) (lechem panim) не потому, чтобы они считались хлебом, чрез который созерцается Бог – с употреблением которого связано видение Бога, 164 но потому, что они по Исх.29:30 ; Лев.24:6 . постоянно лежали пред лицем Иеговы (liphnej Эти хлебы характеризуются как жертва, которую Израиль приносил Иегове Богу; это видно не только из того, что они приносились от лица сынов израилевых, и притом в числе 12-ти по числу 12 колен, располагаясь в два ряда; но и из того, что в каждом ряде должен был полагаться чистый ладан «около хлеба хвалы, в жертву Иеговы» ( Лев.24:7 ). Посему они должны были быть не квасные и при снятии священниками в субботу, как величайшая святыня, съедаться вместе с остатками огненной жертвы Иегове. Таким образом, хлебы предложения принадлежат к категории мучных приношений (minchah), которые Израиль приносил своему Богу не как «пищу для Него», даже не «как символ посвященной народом Иегове (обыкновенной, ежедневной) пищи», 165 но как символ духовной трапезы, которую Израиль должен был устроять ( Ин.6:27 слич. 4:32,34), как образ верного исполнения указанного ему Богом жизненного призвания, – так что хлеб и вино, которое стояло тут же на столе рядом с хлебами, как плоды трудов Израиля на полях своего наследственного участка представляли образ его духовного делания на ниве царства Божия, в духовном винограднике Иеговы. 166 Итак, три принадлежности Святого стоят в тесной взаимной связи. Приготовление и операции, совершаемые на них, изображали израильтян пред Иеговою народом молитвенным, просвещенным и просветительным и заботливым о совершении добрых дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010