Между тем в храме раздавался громкий звук серебряной трубы, который, разносясь даже за пределы его дворов, давал знать народу о наступлении священнодействия. Священнодействующий Захария с золотой кадильницей в руках благоговейно приблизился к жертвеннику каждения. Вот, он стоит перед завесой, отделяющей от него Святая Святых. Справа от него стоял стол хлебов предложения, слева – золотой светильник, изливавший на него лучи таинственно сверкавшего света, а как раз перед ним сам жертвенник каждения с тлеющими на нем углями. Находясь в столь священном месте, в таинственном соприсутствии Божества, праведный Захария невольно должен был переполниться чувствами необычайного благоговения, которому соответствовал и весь стоявший в притворе народ, погрузившийся в благоговейное безмолвие. По данному знаку священник бросает ладан на горящие угли, и столб благоухающего дыма окутывает и его самого и святилище, знаменуя молитву за молящийся народ и за весь Израиль. Молитва при этом обыкновенно возносилась о прощении грехов народа, самого священнослужителя и его семейства, Но как человек праведный и несомненно, подобно многим другим истинным израильтянам, «чаявший утешения Израилева» и «ожидавший избавления» 13 , Захария мог присовокупить к этому и молитву о том, чтобы скорее исполнилась давно ожидаемая надежда Израилева и пришел предвозвещенный пророками Мессия 14 . И когда он возносил эту молитву, к которой не могло не примешиваться и тайное желание его сердца о даровании потомства, вдруг явился ему Ангел Господень. Это было нечто совершенно необычайное. Даже в предании не было ни малейшего воспоминания о том, чтобы раньше когда-либо Ангел Господень являлся простому священнику во время совершения жертвы каждения, хотя и известны были два случая явления Ангела первосвященникам в великий день умилостивления 15 . Неудивительно, что «Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него». Но это был добрый вестник – архангел Гавриил, имевший сообщить праведному Захарие весть, которая должна была послужить залогом радости и для него, и для праведной Елисаветы, для всего Израиля и для всего человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

В субботу приготовляемы были левитами и полагаемы на трапезу предложения новые 12 хлебов и новый фимиам для курения 53 . По отдаленности от храма, евреи собирались по субботам у пророков ( 4Цар.4:23 ) и в синагогах для молитвы и славословия Бога ( Пс.91 ), для слушания закона или слова Божия ( Деян.13:44 ), которое было тогда ими проповедуемо ( Мк.1:21. 6:2 . Лк.4:31 . Деян.18:4 ), или читаемо ( Деян.13:14–16, 42 ). Обыкновение иудеев читать по субботам закон и пророков началось с древних времен ( Деян.15:21 ). Первоначально оно было введено Моисеем, который старался распространить в народе израильском знание закона Божия, открытого на Синае ( Втор.31:1 ), потом усилено Ездрою ( Неем.8:18 ). Празднование субботы иногда ограничивалось домашними благочестивыми занятиями – чтением слова Божия, пением псалмов (91 и 94), молитвами, обрезанием младенцев ( Ин.7:28 ), обучением детей и рабов закону Божию; заключалось также в делах любви и благотворительности, напр., в подаянии милостыни бедным, посещении больных и узников, провожании покойника на кладбище, в помощи больным и страждущим, потому что суббота человека ради бысть, а не человек субботы ради ( Мк.2:27 ). Но фарисеи, имевшие ревность к соблюдению обрядового закона не по разуму, заповедь о покое субботнем простирали до крайностей. Они многократно упрекали И. Христа и Его учеников даже за дела любви к ближнему, которыми особенно святятся праздники, и за дела необходимости, которых не должно было оставлять и в субботу ( Мф.12:1–13 ). По совершении Богослужения, евреи приветствовались взаимно с праздником и тотчас садились за стол, который учреждали накануне после вечернего Богослужения, в субботу около полудня и вечером 54 . Иногда, по окончании общественного Богослужения, в самих синагогах предлагались благословенные остатки хлеба и вина для бедных и пришельцев, которые не имели у себя трапезы. В синагоге и дома хозяин благословлял вино и хлеб, приготовленный накануне праздника, и раздавал каждому по части. По словам раввинов, и души отошедших от телесной жизни участвуют в священном покое субботы, наслаждаясь прохладою в этот день.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Второй ветхозаветный символ — это манна небесная , который является нам в 16 главе. Здесь указание на Христа, как на «хлеб жизни», так же имеет мессианское значение. Благодаря этой пище Израиль мог жить в пустыне 40 лет, без нее он бы не выжил. Таким образом, пока мы идем ко Христу, пока движемся на протяжении всей нашей жизни от рождения до смерти, Христос — это пища для нашего духа. Христос — наша манна небесная, которая нам дана Самим Господом, и Бог — Податель этого хлеба. Господь говорит: «Я — хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек» (Ин 6:51). Манна выпадала ежедневно, следовательно, и приобщение ко Христу должно происходить регулярно, а не от случая к случаю.   Третий символ  — это скиния , обиталище Господне, служит указанием избавления через Христа. Ап. Павел в Послании к Евреям говорит: «Скиния служила образом и тенью небесного» (Евр 8:2, 5). Господь сказал: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет» (Ин 10:9), т. е. Господь называет Себя скинией — это образ Христа. В скинии был жертвенник — без пролитой крови не было очищения. Была умывальница — символизирует ежедневное очищение. Стол для хлебов предложения — «Я есмь хлеб жизни», светильник — Господь есть «свет миру», и жертвенник для воскурения — Христос есть Первосвященник, Который приносит за нас великую жертву. Святая Святых — Ковчег завета символизирует присутствие Самого Бога. Не случайно, что в Святая Святых священник входил лишь раз в году.     В книге Исход Господь являет нам шестикратное откровение Своего Лица . Прежде всего Он Избавитель в виде Пасхального агнца . Это избавление положило начало пролитию крови, которое начинается с того момента, когда Господь повелевает заколоть животных, чтобы сделать одежды Адаму и Еве. Эта практика, которая постепенно теряется и мельчает в Израиле, восстанавливается с исходом. Устанавливается праздник Пасхи. Господь снова со Своим народом и через этот народ со всеми нами, потому что Он приближается к Своему народу как Искупитель.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

191 Боковых комнат Иосиф (Antiq. VIII 3, 2) насчитывает 30 для каждого яруса; вероятно на каждую продольную сторону приходилось по 12, а на заднюю 6 ( Иез.41:6 ); комнаты в нижнем ярусе имели форму куба в 5 локтей, следовательно они должны были быть весьма невместительны. 192 Challonej schequphim alumim окна решетчатые глухие, т. е. , окна, поперечные прутья коих, состоя из толстых перекладин, не могли отворяться и затворяться по произволу, как оконные решетки обыкновенных жилищ. Ср. Кейля и Тения Комм, к 3Цар.6:4 . 193 Отдельные замечания о дворе собраны в моем сочинении: Über den Tempel, стр. III и 124 и дал. Ср. также Тения, der Tempel § 11. и прибавление к его комментариям на книги Царств. 194 Показание Евальда (Gesch. III стр. 309) о ново-устроенной Соломоном покрышке для ковчега завета, на которой были прибиты гвоздями колоссальные херувимы, представляет неосновательную и странную выдумку. 195 Давнее предположение, повторенное Евальдом III, стр. 110), что в Соломоновом храме был только один стол для хлебов предложения, не имеет в 3Цар.7:48 никакого основания. Срав. мое сочинение Über d. Tempel стр. 109 q. и Бэра, Salomon. Tempel стр. 178 и сл. 196 Подобную форму имел жертвенник последнего храма по Mischn. Midd. 3, 1 ср. Винер. R. W. I, стр. 165. 197 Если бы нельзя было подходить к алтарному очагу со всех четырех сторон, т. е., если бы нельзя было ходить по верхнему уступу кругом, то, так как невозможно было ворочать кочергами на пространстве 10 или 11 локтей,–нужно было бы взлезать на самый очаг, чтобы в порядке разложить на нем дрова и жертвенное мясо, возжечь то и другое, и потом выместь золу. Но с другой стороны из этого же следует, что Иезекиилево описание, в котором вышина верхнего уступа объявляется в 4 локтя, не следует считать с Тением, (Anhang z. Comment, z. d. BB der Kön. стр. 42 sq) историческим жертвенником Соломонова храма; скорее его нужно идеально понимать как и все Иезекиилево изображение храма. 1 Руководство Кейля печаталось во Франкфурте-на-Майне, а автор жил в то время в Дерпте. Прим. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Мф.14:18-19. Он же рече: принесите Ми их семо. И повелев народом возлещи на траве, и прием пять хлеб и две рыбе, воззрев на небо, благослови: и преломив даде учеником хлебы, ученицы же народом.    Послушайте, колико поучений содержат сии Иисуса Христа слова. Первое: «принесите Ми, говорит Он, их семо»; потом прилагает: «и прием пять хлеб и обе рыбе». Хотел Человеколюбец не токмо видеть, но и Своими руками осязать брашна, которые имели раздаваться алчущим, для того, чтобы ты познал, какое внимание и какая попечительность требуется при подаянии милостыни. Сим поступком глаголет тебе Господь: смотри и касайся пищи, или одеяния, или чего иного, что подаешь бедному; ибо если не будешь видеть и не прикоснешься, но положишься на раба твоего, или на другого кого: тот, если случится быть худых нравов, подаст бедному или мало, или напрасно и бесполезно. Второе: «и повелев, пишет Евангелист, народом возлещи на траве». О сем пространнее повествует Богоглаголивый Марко, говоря, что Иисус Христос повелел весь народ посадить на зеленой траве, разделив по сту и по пятьдесять, расположив на обеды, так как делают хотя на одном месте находящиеся, но за разными столами посажденные. «И повеле им посадити вся народы на споды на траве зеленее. И возлегоша на лехи, по сту и по пятидесяти» (Мк.6:39-40). Таковое расположение соделало и чудо для всех видимых, и раздаяние брашен удобным и равномерным: оно же прекратило всякое помешательство, так что все в благочинии, благообразии и тишины вкушали и насытились. Ты же, видя из сего, что благочиние Богу есть приятно и тебе полезно, все твои дела твори не бесчинно, не с шумом, но благочинно и в тишине, якоже небошественник Павел повелевает тебе, говоря: «вся благообразно и по чину да бывают» (1Кор.14:40). Третье: «и воззрев на небо». Взирает горе на небо, да научит, что Он с небеси сшел, и что не есть противобожник, но вся творит со Отцем и Святым Духом. Четвертое: благословляет хлебы и рыбы, якоже Богоглаголивый Лука вещает, говоря: «приим же пять хлеб и обе рыбе, воззрев на небо, благослови их» (Лк.9:16), да и мы, «видя сие, глаголет Божественный Златоуст, за трапезою всегда сие творим» (в беседе на Матф.), то есть, чтобы и мы, по сему примеру Иисуса Христа, благословляли брашна наша, прежде нежели сядем за стол и вкусим предложенной на нем пищи и пития. Пятое: преломляет потом хлебы и дает оные в руки учеников. И якоже во время Пророка Илии умножал Бог горсть муки и елей в чванце в руках Сарептской вдовы: тако тогда Иисус Христос размножил пять хлебов и две рыбы в руках Апостольских; якоже вода от источника, тако хлебы и рыбы от рук их источались, и ими разделяемы были тысячам тамо бывшего народа. Из чего научаемся, что мы, какую бы вещь ни подавали бедным, все то подаем от данных нам Богом, еще же и тому, что милостыня приумножает имущество дающего оную. И так Иисус дал хлебы в руки учеников и разделил рыбы, якоже повествует священный Марко, а ученики раздали то множеству народа (Мк.6:41).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Такой вид имели и те изображения херувимов, которые находились на крышке ковчега, которая была также местом пребывания славы Божией (ср. Исх. 25:22 , 3Цар. 8:6–12 ). Талмудисты представляли херувимов в виде крылатых младенцев, основанием чего, по-видимому, служило неправильное объяснение самого слова «керуб», отождествляемое с халдейским «керабья» (как мальчик 339 I14  ). Подобно сему и Де-Глин представляет херувимов ковчега в виде изображений шестикрылых мальчиков, из которых одно находилось на золотой пластинке, выступавшей с северного края, а другое – на пластинке, выступавшей с южного края крышки ковчега 340 . Представление талмудистов нашло отражение в изображении херувимов в христианской церковной символике, где херувимы обычно изображаются в виде крылатых мальчиков. Внутри ковчега находились скрижали откровения (лухот-гаэдут), скрижали каменные (лухот абаним). Они были вытесаны Моисеем из камня и сделаны подобно тем скрижалям, которые он получил от Бога и разбил при виде идолопоклонства народа ( Исх. 34:1 ). На скрижалях Богом было начертано десятословие, или десять заповедей закона ( Исх. 34:27–28 ; Втор. 10:1–4 ). Как были распределены на скрижалях слова десятословия и по какому направлению они были написаны, в Священном Писании не сказано. По сказаниям талмудистов, десятословие было начертано на каждой скрижали по дважды: на одной – так, как оно читается в Исх. 20:2–17 , по двум системам вокализации, а на другой – как читается во Втор. 5:6–18 , также по двум системам вокализации, при чем буквы, которыми были написаны слова десятословия, имели огненный белого цвета вид, (тогда как самые скрижали были черного цвета,) и – были написаны на скрижалях по двум направлениям – вертикальному и горизонтальному, а в середине скрижалей оставалось незанятое пространство. Далее по сказаниям талмудистов, в ковчеге, кроме цельных скрижалей, сделанных Моисеем, лежали также скрижали, разбитые Моисеем при виде идолопоклонства народа (ср. Втор. 10:2 ) 341 . Какова была величина скрижалей, в Свящ. Писании не говорится. По сказаниям талмудистов, каждая скрижаль имела 1 локоть, или 6 ладоней, длины и ½ локтя или 3 ладони в ширину 342 . В виду отсутствия прямых свидетельств в Св. Писании относительно величины скрижалей, относительно сего представляется возможным лишь то предположение, что общая величина скрижалей соответствовала величине ковчега завета, который и был устроен для хранения скрижалей. § 99. Стол для хлебов предложения

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

е. хранилище божественного слова, возвещенного народу, откровение вечного разума и всесвятой воли Божией, призывавшей народ к нравственному усовершению и освящению. Через это слово открывались Израилю духовное существо и бесконечные совершенства Иеговы: такова святыня еврейского народа. Сделанный из акации и обложенный внутри и снаружи золотом, этот ковчег или ящик заключал в себе письмена Божии ( Исх.34:1 ) – десять заповедей, по указанию Божию начертанные Моисеем на двух каменных скрижалях (ст. 28) 245 . Лежавшая поверх ковчега золотая крышка, на которой были поставлены два золотых херувима, покрывавшие ее своими крыльями и наклоненные к ней, лицами же обращенные друг к другу, служила местом дальнейших откровений Божьих народу; над ней таинственно присутствовал Иегова и с нее открывался Он Моисею, возвещая народу свою волю ( Исх.25:22 ; Лев.1:1 ; Чис.1:1 ) 246 . Здесь было видимое свидетельство невидимого присутствия без телесного и неизобразимого Бога. Здесь являлась слава Иеговы в образе облака, носившегося над крышкой ковчега ( Лев.16:2 ). На этом месте невидимого присутствия Божия допущены только изображения херувимов, этих высших тварных существ, по–преимуществу причастных божественной жизни, и своими образами напоминавших о тайнах существа Божия. Опущенный на крышку ковчега, которая служила как бы престолом Божьим, взор херувимов говорил об этих непостижимых тайнах. Основанием престола, с которого являлся Иегова, служило Его слово 247 , свидетельствовавшее о высочайших свойствах Его – милости и любви; в них и открылось по–преимуществу святейшее существо Иеговы, который вступил в завет или союз со своим народом для очищения его и освящения 248 . В святилище стояли: по середине перед завесой алтарь кадильный, представлявший собой четвероугольную подставку с покрышкой и рогами на четырех углах; на северной стороне – трапеза или стол для хлебов предложения, которые каждую субботу снимались и заменялись новыми хлебами; на южной стороне – светильник седмиствольный с семью лампадами.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

235 Он был построен на новом фундаменте (Ioseph. Ant. XV, 11, 3) из великолепного белого мрамора, 236 с богатою позолотою внутри и извне. Его высота и длина с портиком простиралась до 100 локтей, ширина (с юга на север) 60 или 70 локтей, 237 притом портик имел на каждой стороне выступ в 20 (15) локтей, так что совне и ширина храма была 100 локтей. 238 Портик внутри был 10 локтей глубины или длины с востока на запад, 50 локтей ширины и 90 вышины, имел открытый портал без дверей, вышиною в 70 локтей, а шириною в 25, и внутри весь был обложен золотом. 239 Внутреннее пространство храма разделялось на святое и святое святых. Вход во святое составлял портал, завешанный вавилонским ковром, сотканным из четырех красок святилища, с двумя открыто стоящими (имевшими 55 локтей вышины и 16 ширины) половинками дверей, над которыми висела колоссальная золотая виноградная лоза, в рост человека, с виноградными кистями. Святое внутри было 10 локтей длины, 20 ширины и 60 вышины и содержало в себе золотой светильник, стол для хлебов предложения и алтарь кадильный. 240 Деревянный простенок с дверью и завесою отделял от святого святое святых, которое было 20 локтей длины и ширины, 60 вышины, и совершенно пусто. 241 Итак, над портиком оставалось пространство в 10 локтей, над святым и святым святых в 40 локтей. Первое, вероятно, занято было крышею, а во втором находились верхние горницы. 242 К сторонам дома храма были пристроены, как и во храме Соломона, 3 этажа боковых комнат (οκοι τρςεγοι), которые окружали святилище с юга, запада и севера; они были внутри 10 локтей ширины и 60 вышины (все 3 этажа), так что святилище возвышалось над этими пристройками на 40 локтей. 243 Наконец, кровля была низкая с щипцом, и на щипце украшена позолоченными шпилями. 244 Этот храм, построенный, хотя весьма великолепно, но без значения для священной символики, в галереях и дворах которого Спаситель наш, во время Своего пребывания в Иерусалиме, неоднократно проповедовал евангелие царствия Божия своим ученикам и народу, – не мог оправдать собою ожидания своего строителя: доставить ему вечную память.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Ибо этих древних и первоначальных букв Евреев, называемых также священническими, числом десять, но они обозначаются посредством пятнадцати, по соединении последней буквы с первою. И, притом, они пишут иногда по порядку, как мы, а иногда в обратном направлении с правой стороны к левой. И Христос, Который, по их мнению, порожден для упрочения и исправления их Плиромы, должен бы иметь в Своем имени числовое значение, сходное с эонами этой Плиромы. Точно также и в имени Отца буквы и числовое значение должны бы были выражать число порожденных им эонов, равно как и Глубина и Первородный, а в особенности высшее имя, которым называется Бог, — по–еврейски Варух  , — состоящее из двух с половиною букв. Итак, если в еврейском и греческом языках наиболее важные имена не сходны с их вымыслом ни по числу букв, ни по числовому их значению, то ясно открывается и относительно прочих слов натянутость придуманного ими бесстыдным образом числового значения. 3.  Ибо они заимствуют из Закона все подходящее к числу, принятому в их системе, и стараются отсюда насильственным образом извлечь доказательство в ее пользу. Но если их Мать, или Спаситель, хотели представить чрез Демиурга образы того, что находится в Плироме, то Они постарались бы представить эти образы в том, что наиболее истинно и свято, а преимущественно в Кивоте Завета, ради Которого была устроена и вся Скиния Свидения. А этот Кивот имеет два с половиною локтя в длину, полтора локтя в ширину и полтора — в вышину (Исх. 25:10); эти же числа локтей ни в чем не подходят к их вымыслу, тогда как они–то особенно должны были выражать собою подобие. Очистилище также вовсе не подходит к их объяснениям, равно как и стол для хлебов предложения, который имел два локтя в длину, один — в ширину, и полтора — в вышину (Исх. 25:17, 23). Это находилось пред Святым Святых, и ни одна цифра не содержит указание на Четверицу, или Осьмерицу, или прочую их Плирому. Но что светильник с семью ветвями (Исх. 25:31–32) и семью светилами? Если бы он был устроен по подобию, то должен был иметь восемь ветвей и столько же светил, во образ первой Осмерицы, блистающей между эонами и озаряющей всю Плирому.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Поражавший своим великолепием храм Соломонов был, разумеется, не менее богат разною утварью. Известно, по крайней мере, что Хирам сделал для Соломонова храма ценные золотые и серебряные сосуды и украсил золотом и серебром различные принадлежности храма (3Цар. гл. 7). Здесь был золотой жертвенник, золотой стол для хлебов предложения, золотые светильники, золотые лампадки, золотые блюда, ножи, чаши, лотки и даже золотые петли у дверей ( 3Цар.7:48–51 ) Иосиф Флавий, с восторгом описывающий богатство Соломонова храма, исчисляет священные сосуды десятками тысяч. Так, по нему, в Соломоновом храме чаш и кувшинов было 20,000 из золота и 40,000 из серебра, квашней 60,000 золотых и 120,000 серебряных, подносов 80,000 золотых и 160,000 серебряных, мер золотых 20,000 и 40.000 серебряных (гины и ассароны), труб 200,000 и столько же одеяний для —468— певчих, музыкальных инструментов (из электрона) 2884 40,000 2885 и т. д. Если эти поражающие цифровые данные и преувеличены, то всё же надо признать, что храм Соломонов обладал редкими сокровищами. И неудивительно, что цари иудейские пользовались иногда во время бедствий сокровищами своего храма ( 3Цар.15:18 ; 4Цар.18:15 ). Знали об этих сокровищах и иногда посягали на них и враги израильтян ( 3Цар.14:26 ; 4Цар.14:14; 16:17 ). Часть этих сокровищ была, несомненно, и во втором храме. Если многое из сокровищ Соломонова храма и было уничтожено или похищено полководцем Навуходоносора – Навузарданом, сжегшим храм Соломонов, от которого, однако, уцелело несколько туннелей с воротами, то всё же кое-что из этих сокровищ мы видим и во втором храме. Так, известно, что по указу персидского царя Кира ( 1Ездр.6:3–5 ) израильтянам были возвращены сосуды, взятые Навуходоносором из Иерусалима. Им было возвращено золотых блюд – 30, серебряных– 100, ножей – 29, золотых чаш – 30, серебряных – 410, других сосудов – 1000 и вообще всего 5,400 сосудов ( 1Ездр.1:9–11 ). Конечно, это – очень небольшое количество сравнительно с указаниями Иосифа Флавия на богатства Соломонова храма. Но одновременно с этим сокровищница второго храма была пополняема ценными приношениями как самих израильтян, так и иноплеменников ( 1Ездр.1:4–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010