Хотя этот храм строился гораздо более продолжительное время, чем храм Соломонов, тем не менее, он уступал ему по своему внешнему величию и благолепию, так что многие из священников и левитов и глав поколений, старики, которые видели прежний храм, при основании этого храма, пред глазами их, громко плакали ( 1Ездр. 3:12 ; ср. Аг. 2:3 ). Так как главным руководителем при постройке этого храма был Зоровавель, происходивший из царского Давидова рода, то по сему и храм этот называется храмом Зоровавеля. Храм Зоровавеля был построен на том же самом месте, на котором был построен храм Соломонов, и так же ориентирован, как и последний ( 1Ездр. 6:3 ). Его размер был определен в указе Кира, а именно: он имел шестьдесят локтей ширины и шестьдесят локтей высоты, рядов из камней больших три и ряд из дерева один ( 1Ездр. 6:3–4 ). Что касается его длины, то она не называется в указе, так как, вероятно, оставалась прежнею, что и в храме Соломоновом, т. е., в 60 л., так что здание храма имело форму куба, каковая у древних считалась священною. Здание храма было четырех-ярусным или в четыре света, причем три нижних яруса были каменными, а четвертый верхний деревянным 395 . В этом отношении на архитектуре храма Зоровавеля отразилось влияние персидского искусства, саидской эпохи 396 . Как и храм Соломонов, храм Зоровавеля разделялся на святое святых и святилище. Вход во святилище и святое святых закрывался дверями, около которых висели завесы ( 1Мак. 1:22; 4:51 ). Во святом святых не было ничего, но на полу виднелся верх скалы Мориа, называемый «камень основания» (иер. Иома V, 2). Во святилище были алтарь кадильный, светильник и стол для хлебов предложения ( 1Мак. 4:49–51 ; Contra Apion. I, 22). С восточной стороны к зданию храма примыкал притвор, вход в который закрывался завесой. Храм имел вокруг себя каменный двор с каменной оградой ( περβολος λθινος). Общую площадь двора Гекатей абдеритский, современник и спутник Александра Македонского, определяет в 5 плефров длины 397 и 100 л. ширины, и дает ему двойные ворота ( διπλ ς πλας) 398 . (Contra Apion. I, 22). Впоследствии этот двор был разделен на две части, из которых ближайшая к храму составила двор священнический 399 . Вокруг внутреннего двора потом был устроен двор внешний. На дворах были построены особые помещения для первосвященника и очередных священников, а также для хранения богослужебных принадлежностей и сокровищ храма ( παστοφρια) (ср. 1Ездр. 8:29 ; Неем. 10:37; 12:44; 13:5 ; 1Мак. 4:38, 48 ). Кроме того, по углам двора стояли сторожевые башни Хананел и Меа ( Неем. 12:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Ближе к святилищу находилась умывальница для омывания жертв и рук священников: устроена она была из отшлифованной меди. Святилище занимало пространство во дворе скинии в 19 аршин 11 вершков в длину и 6 аршин 9 вершков в ширину. По продольным линиям было поставлено по 20-ти столбов, а по поперечным – по 6-ти. Вышиной эти столбы были в 13 аршин 2 вершка, а толщиной в 15 ¾ вершков. Угловые столбы были скреплены шинами сверху до низу и представляли сплошную массу. Все столбы были из дерева ситтим, а под ними было по два серебряных подножия. Сплошь они были обложены золотом, вбиты были в них золотые кольца, в которые продевались для их укрепления шесты из дерева ситтим, обложенные золотом (по пяти на каждой стороне). Вход в святилище был с востока. Вместо дверей повешена была занавесь на 5-ти столбах с золотыми крючьями и медными подножиями. Покрыта была скиния четырьмя покрывалами. Первое покрывало соткано было из крученого виссона и из шерсти голубого, червленого и пурпурового цвета. На нем были вышиты изображения херувимов. На это покрывало было положено второе – из козьей шерсти, a сверх этого – третье из бараньих красных кож и, наконец, четвертое покрывало – из кож синих (тюленьих). В святилище пред внутренней завесой прямо против входа стоял алтарь кадильный. Это был квадратный столик шириной и длиной в 10 ½ вершков, а вышиной в 1 аршин 5 вершков. Сделан он был из дерева ситтим с рожками по углам и сплошь обложен золотом. На этом жертвеннике ежедневно поутру и повечеру воскуряли фимиам. Вправо от входа (на север) стояла трапеза, или стол длиной в 1 аршин 6 вершков, шириной в 10 ½ вершков и вышиной в 1 аршин 3 вершка. Сделана она была из дерева ситтим, утверждена на четырех ножках и вся обложена золотом. Верхняя доска, подобно жертвеннику курений, украшена была золотым венцом. У всех четырех ножек ее приделаны были золотые кольца, для продевания шестов (из дер. ситтим) и обложенных золотом, на которых носили ее. На трапезе лежали 12-ть хлебов предложения, по числу колен израилевых, которые менялись каждую субботу. Принадлежности, находящиеся здесь, были из чистого золота.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

К обязанностям же священников, между прочим, относилось: ежедневное воскурение фимиама на алтаре кадильном, возжжение светильников ( Исх.30:7 ; Чис.4:16 ; Исх.27:20, 21; 30:1–10 ; Чис.4:16 ), возложение каждую субботу хлебов предложения на золотой стол святилищный ( Лев.24:5 и далее), поддержание и хранение огня на жертвеннике всесожжения ( Лев.6:12, 13 ), приношение жертв и даров на алтарь ( Лев.1 ), осмотр нечистых, и в особенности прокаженных ( Лев.13 ; Мф.8:4 ; Лк.17:14 ), наставление народа в законе ( Лев.10:10, 11 ; Втор.31:12, 13; 33:10 ), объяснение ему повелений Господних ( Мал.2:7 ; Втор.33:10 ), наблюдение за исполнением обетов ( Лев.27 ), очищение народа от убийства, совершенного неизвестно кем ( Втор.21:1 и далее) и т. п. Священнический хор певцов и музыкантов заботился в особенности о благолепии храмового богослужения и трубными звуками объявлял народу установленные времена молитвы и жертвоприношений ( Чис.10: 8, 10 ). Все священническое сословие было разделено на 24 чреды, из которых чреда Захарии, чреда Авии, была восьмою ( Лк.1:5 ; Ср. 1Пар.7:8; 25:10 ). Посвящению в священники, которое было весьма сходно с представленным нами уже посвящением первосвященника, должно было предшествовать еще посвящение левитское, которое, между прочим, составляли следующие действия: окропление водой очищения, обритие всего тела, измовение риз, рукоположение от всего сонма священников и приношение жертв о грехе и во всесожжение ( Чис.8 ). Содержание свое священники получали от лиц, приносивших жертвы, от первенцев и десятин. Чтобы читатель мог составить более ясное представление о священническом служении в храме Иерусалимском, мы сообщим о нем некоторые подробности. Ежедневно после полуночи сотник храма вместе с несколькими священниками с факелами в руках отпирал все храмовые врата и проходил по отдельным дворам и помещениям, чтобы видеть, все ли в порядке и все ли приготовлено для богослужения наступающего дня. Когда приближались они к страже какого-либо двора, то стража кричала: «Сотник, мир с тобой!» Если все было в порядке, – священники говорили: «Хорошо, все хорошо!» Вскоре после этого поднимались со своих лож и все остальные священники, омывались установленным образом и надевали свои должностные одеяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Затем воздвигнут был новый жертвенник из нетесаных камней, высеченных из подземных известняковых слоев. Навешены были новые створки в воротах и поставлены были новые храмовые сосуды, золотой светильник, жертвенник курения и позолоченный стол для хлебов предложения. Все эти священные сосуды были похищены Антиохом; добыча, взятая у его разбитого войска, дала средства к тому, чтобы сделать из нее новые сосуды. В течение трех недель все приготовления были закончены, и ранним утром, в двадцать-пятый день хаслева (в ноябре 165 года), совершено было торжественное освящение храма, сопровождавшееся жертвоприношениями и благодарственными молитвами ( 1Мак. 4:52–54 ). Освящение совершалось в самом благоговейном и искреннем настроении. Присутствующее одушевлены были благороднейшими и чистейшими чувствами. Время бедственности и страх смерти, тяготевшее над ними в течение трех с половиною лет, теперь свалились с них, и они могли вздохнуть свободно и радостно смотреть в будущее. Освящение это означало собою не только победу слабых над сильными, верных над нечестивцами, но и в особенности победу иудейства над утонченным эллинским идолопоклонством, Бога Израилева над идолами. Праздник освящения продолжался в течение восьми дней, по примеру подобного же праздника, совершавшегося при Соломоне, или быть может также с целью возмещения восьмидневного праздника Кущей, совершать который народ долго не мог при тогдашнем тяжелом положении. В нем принимал участие весь народ из всех городов Иудеи; в честь великого события жители Иерусалима зажигали пред своими домами светильники, как символы Торы, которую псалмопевцы называли светом, и которая во второй раз сделалась достоянием народа. Братья Маккавеи, по соглашению с остальными членами верховного совета, сделали одно важное решение для будущего. Отселе ежегодно, в воспоминание освящения храма, должен был совершаться восьмидневный праздник с двадцать-пятого дня месяца хаслева. Из года в год все члены дома Израилева должны были праздновать таким образом славную победу малой горсти защитников истинной религии над могущественным врагом и вспоминать о восстановлении святыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

д. Во всяком случае разногласие текстов по данному предмету не так непримиримо, чтобы нужно было, вслед за Винером, Мейером и др., признавать ошибку в том или другом библейском свидетельстве. По своему виду столы Соломоновы отличались от стола Моисея только тем, что были из кедра и не имели носильных шестов. – Все сосуды первого отделения храма занимали места, указанные для них в скинии: посредине святого, пред самою лестницею, возводившею к святому святых, может быть даже среди самой лестницы, на площадке после нескольких ступеней снизу, стоял жертвенник каждений; вправо и влево от него, вдоль северной и южной стороны храма, следовательно в боковых нефах за колоннами, стояли столы и светильники, 5 столов и 5 светильников с одной стороны, и 5 столов и 5 светильников с другой стороны, так что среди залы храма был свободный широкий проход от наружных дверей до лестницы святого святых и жертвенника каждений. Распределение священных сосудов в описании храма Соси (Histoire de l’art judaïque, plan) и Вогюэ (Le Temple, 32), по которым жертвенник каждений, один семисвещный светильник и стол хлебов предложения стояли во святом святых, вокруг ковчега завета, а во святом 10 простых столов и 10 светильников, противоречит всему, что мы знаем о ветхозаветных святилищах и богослужении. Хотя есть темное предание (талм. Ioma 54, а), что закон Моисея о недоступности святого святых не всегда строго соблюдался, так что даже непосвященным лицам священники иногда позволяли смотреть за завесу святого святых, но чтобы все богослужение Соломонова храма было основано на нарушении этого закона, чтобы в недоступном святом святых стояли сосуды, необходимые в повседневном богослужении, с этим не согласится и сам Вогюэ, если он к своему знанию архитектуры ветхозаветного храма присоединит не менее основательное знание его богослужения. Выражение 3Цар.6:22 : «Он обложил золотом жертвенник, который назначался для давира», объясняется положением жертвенника среди лестницы, возводившей к святому святых, следовательно как бы уже не в первом отделении храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Манна выпадала ежедневно, следовательно, и приобщение ко Христу должно происходить регулярно, а не от случая к случаю. Третий символ – это скиния, обиталище Господне, служит на указание избавления через Христа. Ап. Павел в Послании к евреям говорит: «Скиния служила образом и тенью небесного», Господь сказал: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет» ( Ин. 10:9 ), т.е. Господь называет себя скинией, это образ Христа. В скинии был жертвенник, без пролитой крови не было очищения. Была умывальница – символизирует ежедневное очищение. Стол для хлебов предложения – «Я есмь хлеб жизни», светильник – Господь есть «свет миру», и жертвенник для воскурения – Христос есть Первосвященник, Который приносит за нас великую жертву. Святая святых – Ковчег завета символизирует присутствие Самого Бога. Не случайно, что в Святая святых священник входил лишь раз в году. В книге Исход Господь являет нам шестикратное откровение Своего Лица. Прежде всего Он Избавитель в виде Пасхального агнца. Это избавление положило начало пролитию крови, которое начинается с того момента, когда Господь повелевает заколоть животных, чтобы сделать одежды Адаму и Еве. Эта практика, которая постепенно теряется и мельчает в Израиле, восстанавливается с исходом. Устанавливается праздник Пасхи. Господь снова со Своим народом и через этот народ со всеми нами, потому что Он приближается к Своему народу как Искупитель. Второе явление . Бог Яхве, Бог-вождь, Он является в огненном облачном столпе, как Защитник Израиля. Всю ответственность принимает на Себя Сам Господь. Если представить себе карту Северной Африки, Аравийский полуостров и землю Обетованную, если логически мыслить, то проще всего Израилю было идти в землю Обетованную по побережью моря, как и ходили все караваны. На самом деле избирается совершенно другой путь. Моисей ведет свой народ по указанию Божию к югу и делает большой крюк, логически необъснимый. Господь освобождает народ, заставляя его идти тем путем, который кажется непонятным, чтобы очистить народ. Смысл такой, что пути Господа не всегда самые удобные и простые, но они всегда правильные, даже если люди не понимают этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

И тогда, как говорит Он, велико должно быть имя Мое у народов, вы, вожди иудеев, бесславили и бесславите Его. Ибо пророчество так раскрывает будущее, что не упускает из виду и настоящего. О священники и вожди Иудеев! На всяком месте имени Моему приносится жертва чистая, и имя Мое будет велико у народов потому, что вы говорите: «Жертвенник Господа бесславен и не достойно уважения то, что возлагается на нем, вместе с огнем, который пожирает это». По возвращении из Вавилона народ устроил жертвенник из случайно попавших под руки необделанных камней, как говорится в книге Ездры ( 1Ездр.6 ), но без храма, без городских зданий и стен, и думал, что в виду бедности обстановки и украшения, и богослужение будет в меньших размерах. Господь и говорит им: «Вы думаете, что жертвенник не достоин чести, как и всесожжения, и жертвы, возносимые на нем вместе с огнем, пожирающим их. Вы не понимаете, что Господь всемогущий требует не золота и драгоценных камней и множества жертв, а благорасположения приносящих». А те толкователи, которые разумеют не жертвенник, а просто стол (трапезу), на котором полагаются хлебы, по моему мнению, совершенно не могут истолковать прибавленных в конце слов: вместе с огнем, который пожирает их, потому, что огонь не пожирал хлебов предложения, так как священники всегда вместо прежних полагали новые [или: заменяли новыми прежние], а снятые хлебы поступали в полное распоряжение священников ( Лев.24:5–9 ). Впрочем, это место, – несомненно, – можно понимать и так: Вы бесславите имя Мое тем, что говорите: «Что пользы, если мы будем приносить в жертву самое лучшее?» Каково бы ни было это приносимое, все равно оно должно быть пожрано огнем. Плод жертвенника есть огонь, а пища для огня – жертвы или всесожжения. – Но вам недостаточно еще нечестия вашей прежней речи: вы еще прибавляете: «Вот [плоды] от труда, и с презрением отнеслись к этому, говорит Господь». Смысл этой речи таков: Вы сказали: «Из плена мы вернулись; мы были достоянием врагов; мы много пострадали во время продолжительного пути; мы бедны: то, что мы могли иметь, издержано во время трудного переселения; а теперь мы приносим в жертву такое, какое есть у нас»; говоря так, вы с презрением отнеслись к своим приношениям, то есть признали их достойными и Моего презрения, или, – как можно читать в Еврейском: И с презрением отнеслись ко Мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Этот вход вел собственно во двор Скинии: здесь прямо против входа стоял алтарь для всесожжений, а налево большой медный таз, служивший для омовений. В глубине двора к западу возвышалась другая палатка, на позолоченные с серебряными подножиями колонны который спускались покрывала из козьей шерсти; сверху она была покрыта кожами барсука 439 и барана, окрашенными в красный цвет. Это было собственно святилище. Оно разделялось на две половины: на Святое и Святое Святых. В Святое входили поднимая завесу, подобную той, какая была при входе во двор: здесь находились стол для хлебов предложения, алтарь курений и чудный седмирожковый светильник, чеканный из чистого золота. Другая половина святилища, занимавшая западную его часть, было Святое Святых, где хранился Ковчег Завета, покрываемый распростертыми крыльями двух сделанных из золота Херувимов, между которыми Бог говорил Моисею. Святое Святых отделялось от Святого чудными занавесками, секрет выделки которых Евреи переняли у Египтян и в которых нитки из льна и шерсти, переплетаясь в богатые и блестящие оттенки голубого, ярко-красного и малинового цветов, образовали фигуры Херувимов и букеты цветов 440 . Для этого-то храма женщины посвящали свои труды и свои богатства. Своими руками они пряли шерсть, лен, козлиный пух для покрывал и занавес 441 . Медный таз для омовений был сделан из тех женских круговидных с рукоятками зеркал, любопытные образцы которых земля Фараонов сохранила нам доселе 442 . Разные предметы, нужные при Богослужении, были одолжены отчасти женским украшениям. Дочери Израиля жертвовали Иегове драгоценности, которые они вынесли из дома рабства и которые, без сомнения, носили все отпечатки Египетского искусства и вероятно представляли эмблемы Египетских божеств, потому что многие из них в руки Евреянок перешли непосредственно из рук их обладательниц-Египтянок 443 . Пред кучей золота и разных драгоценностей, принесенных для святилища дочерьми Израиля, законодатель должен был остановить благородную ревность этих жен 444 , которые, лишаясь самых дорогих из своих украшений, может быть, нередко вручали для храма Иеговы даже материальные воспоминания их брачных торжеств – самой великой минуты в жизни женщины 445 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Kus...

III). В царствование Ирода Великого второй храм подвергся большим перестройкам, так что от прежнего храма не осталось почти ничего. Храм, перестроенный Иродом, может быть представлен в следующем виде. Здание храма стояло на цоколе из белых мраморных плит с лестницей пред главным входом. Высота и длина храма с портиком были 22 сажени, ширина 4 сажени. Притвор имел выступы по 4 сажени на обе стороны, так что длина его не равнялась ширине Святилища, как было в храме Соломоновом, а была около 10 сажен; ширина его была 2 сажени. Святилище имело около 8 сажен длины, 4 сажени ширины, 13 сажен и 6 вершков высоты; от притвора оно отделялось великолепной Вавилонской завесой и двустворчатыми, всегда открытыми вратами, над которыми утверждена была огромная, в рост человека, золотая виноградная кисть. В Святилище находились: светильник, стол для хлебов предложения и жертвенник. Святая святых было кубическое, как и в храме Соломоновом; каждая сторона его была в 1 сажень и 1 аршин. Кровля храма была плоская с золотыми спицами, которые служили для отогнания птиц. Храм с западной, северной и южной стороны был также обстроен боковыми зданиями в 3 этажа, имевшими 38 комнат, соединявшихся витыми лестницами. Дворов, окружающих здание храма, было три: А) Двор священников, ближайший к храму. В нем находились большой жертвенник, подобный Соломонову, но меньший его в размерах, именно трех сажен и четырех вершков высоты. Вход на него был с южной стороны. Пред жертвенником ближе к югу находился большой водоем. Двор священников был окружен невысокой стеной и стоял несколько выше Двора народа. Б) Двор народа был 14 ступенями выше Двора язычников. Он был окружен с севера, востока и юга множеством зданий, с галереями внутрь двора и с греческими и латинскими надписями, запрещавшими язычникам входить сюда. Двор народа имел два отделения, одно для жен, другое для мужей. Отделение жен, узкое, шло от севера к югу и было пятью ступенями ниже отделения мужей, от которого отделялось невысокой стеной. В этой стене был вход к храму от главных, восточных, или Никаноровых, дверей, которые, по богатству материала и изяществу украшений, назывались Красными вратами ( Дeяh. III, 2 ). А те врата, которые находились в ограде, отделяющей Двор мужей от Двора жен, были обиты золотыми и серебряными листами. Отделением мужей окружался Двор священников с севера, востока и юга. Вокруг Двора народа с трех сторон было множество зданий в два и три этажа, для разных лиц и вещей, нужных для храма и его священнодействий. При этих зданиях пребывал народ иудейский во дни праздников; здесь же, конечно, находился и Господь наш, когда учил во храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

В общем своем плане и даже в отдельных частях храм Соломона был очень сходен с скинией. Осталось прежнее деление на две части (святилище и святое святых) с двором для жертвоприношений и те же принадлежности этих частей (кивот завета с херувимами во святом святых, алтарь кадильный, стол для хлебов предложения и светильник в святилище, жертвенник и умывальница во дворе), но все это было гораздо величественнее и больших размеров, чем в скинии. Но главное храм Соломонов уже не был храмом переносным, а был капитальным и прочным сооружением с некоторыми важными пристройками. По размерам своим храм был значительно больше скинии (в длину и ширину вдвое – 60 локтей длины и 20 ширины, а в высоту втрое – 30 локтей, хотя десять верхних локтей были заняты особым помещением – верхними комнатами ( 2Цар. 3, 9 )), а по устройству гораздо величественнее и грандиознее, чем скиния. О грандиозности и богатстве Соломонова храма можно судить хотя бы потому, что уже Давидом для построения храма было заготовлено «сто тысяч талантов золота и тысяча тысяч талантов серебра» ( 1Цар. 22, 14 ), что на наши деньги составляет более двух миллиардов рублей, и кроме того бесчисленное количество железа и меди. Наиболее существенными отличиями храма Соломона, кроме его величины и капитальности, по сравнению с скинией Моисеевой было то, что впереди храма был устроен притвор с двумя величественными медными столбами, носившими название Иахин («он утвердил») и Воаз («в нем сила»), а по бокам храма были сделаны пристройки в три яруса для хранения священных предметов. Далию, кроме внутреннего двора, назначенного для священников, в котором были по стене устроены комнаты для служащих священников и левитов, был в храме устроен двор внешний, или великий двор для народа, но значению своему подобный двору скинии. Священные принадлежности храма отличались от таких же принадлежностей скинии своими размерами и количеством. Так, вместо умывальницы в священническом дворе храма было устроено величественное (ок. 30 локтей в окружности) «море медное» и, кроме того, десять умывальниц, поставленных по правую и левую сторону жертвенника всесожжений по пяти с каждой стороны; во святилище было устроено десять столов и десять светильников; во святом святых над крышкою очистилища были поставлены два херувима в 10 локтей вышины с распростертыми во всю ширину святого святых крыльями.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010