Из внешних знаков, сопровождавших богослужение и молитву, в синагоге были в употреблении наклонение головы и поясное наклонение корпуса. В посты крестообразно простирались на полу. При богослужении большею частью сидели, вставая только для Благословений [ 66 ]. Таково было то богослужение, на котором были воспитаны апостолы и первые христиане, и на основе которого они создавали свое новое служение Богу в Духе и Истине. Представленная картина синагогального богослужения показывает, что влияние его на христианское касалось разных мелких деталей, отчасти распорядка и материала, но не духа и содержания. Христианство внесло в богослужение такую близость к Божеству и такое упование, о каких не могла иметь и представления синагога. Там, можно сказать, была тень, а здесь и самый образ богообщения [ 67 ]. Богослужение терапевтов Находят точки соприкосновения у христианского богослужения и с богослужением терапевтов. Терапевты — по новейшим исследованиям [ 68 ] — кружок аскетически настроенных александрийских иудеев — законников, затронутых Платоновской философией и стремившихся (подобно Филону, так симпатизирующему им) к одухотворению иудейства. Это не могло не сближать их с христианством, чем и объясняется, что церковный историк Евсевий видел в них учеников еванг. Марка [ 69 ].   Всенощные и трапезы терапевтов Филон восторженно описывает как образ жизни терапевтов, так и их богослужебные собрания, «всенощные бдения», как называет их Евсевий, соединявшиеся с общею трапезою. Богослужебное собрание у терапевтов начиналось речью председателя по поводу какого-либо места Св. Писания или другого вопроса. «Затем председатель поднимается и поет гимн во славу Божию [ 70 ], или только что составленный им самим, или заимствованный у кого-либо из древних поэтов, от которых осталось много гимнов, назначенных для исполнения во время возлияний и жертвоприношений на алтаре (псалмы?), для пения при столах и танцах. После председателя поют гимны и другие по порядку, в должном благоприличии при глубокой тишине и всеобщем внимании [ 71 ], исключая те случаи, когда нужно петь окончания стихов (ακροτελετεια) [ 72 ] или припевы (φμνια) [ 73 ]. Когда каждый кончит свой гимн [ 74 ], юные приносят стол, на котором находится святейшая (παναγστατον) пища: квасной хлеб с солью и иссопом во образ хлебов предложения. После ужина совершают священную всенощную (παννυχδα). Всенощная совершается следующим образом».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Хотя дополнительные и отделочные работы продолжались еще несколько десятков лет, но уже ко времени Спасителя вновь воздвигнутое здание поражало своим великолепием. Здесь было, кажется, все, чего требовала прихотливая роскошь и что изобрела архитектурная фантазия Востока. Здесь были ворота, обложенные золотом и серебром; ворота из дорогой коринфской бронзы, еще более драгоценные; грациозные, украшенные башнями портики, вымощенные цветным мрамором; двойные переходы с великолепными колоннами, богато орнаментированные, украшенные арабесками и скульптурой; в царском притворе тянулись четыре ряда коринфских колонн в 27 футов вышиной, настолько толстых, что только три; человека могли обхватить их растянутыми руками; двери, ведущие в святилище, были позолочены и покрыты вавилонскими пурпуровыми коврами, шитыми золотыми цветами, и над этими дверями была великолепная золотая лоза с колоссальными кистями величиною в рост человека, возбуждавшая у всех безграничный восторг и служившая символом Израиля; стены, украшенные роскошной мозаикой, были сложены из громадных полированных камней сорока локтей в длину и десяти в высоту, говоривших о трудолюбии и благотворительности целых поколений. Центральное здание, где устроены были святилище и Святое святых, охотно сравнивалось раввинами, по его виду, с лежащим львом: оно с своею мраморной белизной и золотыми крышами, унизанными острыми шпицами, чтоб не давать садиться птицам, выглядело подобно красивой горе, снежная вершина которой золотилась солнцем. Назначение и расположение дворов и святилища были установлены законом Моисеевым. Во дворе священников было так называемое медное море для омовения, в середине был огромный жертвенник, сделанный из неполированных камней. На северной стороне находились мраморные столы для мяса жертвенных животных. В святилище стояли стол для хлебов предложения, жертвенник кадильный и семисвечный светильник — весь из литого золота. Святое святых было пусто: там, где некогда стоял ковчег завета, находился камень, на который первосвященник полагал свою кадильницу в день очищения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1922...

969 В лучших греч. рукописях здесь слово «завет», а не «скиния», как в принятом ныне греч. тексте, основывающемся в данном случае на позднейших (так наз. минускульных) кодексах. 974 κοσμικς – касающийся мира, мировой, мирской, светский. По одним: для всех доступное, и язычникам, – имеется в виду двор язычников во храме (Златоуст); по другим: символизирующее весь мир; по иным: знаменитое во всем мире; по ин.: украшенное, благоустроенное; вернее всего принадлежащее сотворенному миру (ср. 4, 3) и потому преходящее; противоположное небесному святилищу в ст. 11. 24. 975 «Скинией» апостол называет здесь одно из 3 отделений храма, т. наз. святилище, как далее (ст. 3) этим же словом называет святое святых. 977 Вместо вещи называется ее священное употребление, как и LXX в 2Пар. 13, 11 ; ср. Исх. 10, 4 ; в евр. «хлебы лица» (т. е. положенные пред лице Божие). Они была как будто главною святынею святилища – постоянною жертвою Богу; трапеза, стол служил для возложения их, светильник возжен был пред ними. Это и дается понять здесь образом выражения, но возможно что «предложение хлебов» это только пояснение к слову «трапеза», указание назначения ее; при «светильнике» такое указание было излишне, назначение его ясно было из самого наименования его. 978 мн. ч., святилище, 2-я часть скинии, в отличие от всей скинии, которая названа ранее тем же словом в ед. ч. 980 Здесь явно разумеется «алтарь кадильный». Хотя он в описании скинии у Моисея обычно помещается во святилище и именно там он и должен был быть, чтобы на нем ежедневно священники могли совершать курение фимиама ( Лк. 1, 9 ), но по идее и особенно по духу обрядов дня очищения, он более принадлежал «святому святых» (он и называется сам «святое святых» – Исх. 30, 10 , впрочем так называется и алтарь жертвенный – Исх. 40, 10 ), а апостол и говорит здесь о принадлежности («имевшая»), об отношении, а не о местонахождении (не употребляет предлога «в» ν); так и у Моисея не относится этот алтарь решительно к утвари святилища; в качестве таковой называются в Исх. 26, 35 (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

В послепленный период роль священства возрастает: священники становятся руководителями иудейской общины, а первосвященник получает светскую власть. Левиты помогали священникам в уходе за скинией, во время странствования по пустыне переносили скинию и ее священные предметы (тогда как священники несли ковчег завета). При этом потомки Каафа несли богослужебные предметы (оба жертвенника, стол для хлебов предложения, семисвечник, сосуды), потомки Гирсона – завесы и покрывала, потомки Мерари – саму скинию. К служению при скинии потомки Левия приступали в возрасте 30 лет, а завершали служение в 50 лет ( Чис.4 ) 52 . После построения храма изменился круг обязанностей левитов: они пели и играли на музыкальных инструментах, были привратниками, помогали священникам готовить жертвоприношения, производили уборку в храме, охраняли храмовые сокровища ( 1Пар.23 ). В период монархии по указу Давида левитов стали привлекать к служению в доме Господнем уже с 20 лет ( 1Пар.23:24, 27 ). 3.3. Физические и нравственные требования к священникам Если от всего народа Господь требовал святости в поведении, то в большей степени святость требовалась от священников, так как они приносили хлеб Богу ( Лев.21:8 ). Основные требования к физическим качествам и святости жизни священников излагаются в Лев.21:1–22:10 . Во-первых, священники не должны были иметь телесных пороков или недостатков (21:17–21). Здесь действует тот же принцип, что и в отношении жертвенных животных: служители Божии, которые удостаивались чести приближаться к Богу и быть в то же время жертвой Ему, должны быть без порока. Тем потомкам Аарона, которые имели физические недостатки, категорически запрещалось совершать богослужения и входить в скинию; они могли только питаться теми приношениями и частями жертв, которые составляли долю священников (21:22–23). Во-вторых, священники должны были всячески избегать ритуальной нечистоты, вследствие чего им было запрещено прикасаться к умершим (21:1). Для первосвященника этот запрет был безусловным (21:11), тогда как остальным священникам в виде исключения разрешалось прикасаться к телам умерших ближайших родственников (родителей, детей, брата и сестры-девицы – 21:2–3).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Двор (В) составляло окружающее скинию со всех сторон пространство в 100 локтей длины и 50 локтей ширины, внешнею оградою которого служили 60 деревянных в 5 локтей высоты колонн 113 с посеребренными капителями и медными пьедесталами (к). К этим колоннам были привешены завесы из крученого виссона, посредством серебряных, прикрепленных к колоннам, крючков и положенных на них серебряных прутьев. 60 колонн стояли одна от другой на расстоянии 5 локтей, так что на каждой продольной стороне было 20 колонн, на задней стороне 10 и столько же на передней. Но на передней стороне завесы простирались от каждого угла только на 15 локтей, а в средине было место для входа, шириною в 20 локтей. Это место закрывалось сделанною из гиацинта, пурпура, червленицы и крученного виссона, цветною вышитою завесою в 5 локтей высоты и 20 локтей ширины, которая, как и завеса скинии, поддерживалась четырьмя- (1) колоннами ( Исх.27:9–18; 38:9–20 ). 114 Положение двора и скинии было обращено к четырем странам света, так что вход и фронтовая сторона открывались с востока, задняя сторона обращена была к западу и обе стороны продольные на север и юг ( Исх.26:18,20,22; 27:9–13; 36:23–27; 38:10–13 . Срав. Чис.3:38 ). В средине двора, стояла скиния, хотя впрочем, не в самом центре, но ближе к задней стороне, так что, как полагает Филон, обе стороны продольные и задняя сторона были удалены от скинии на одинаковое расстояние, именно на 20 локтей от ограды двора, а место между скиниею и переднею стороною ограды представляло квадрат в 50 локтей. 115 § 19. Принадлежности скинии завета Каждое отделение скинии завета имело свои особенные принадлежности. Во Святом Святых стоял ковчег завета с престолом благодати во Святом пред завесою посредине стоял олтарь кадильный (f); на южной стороне – светильник (е) и на северной, стол для хлебов предложения ( Исх.30:6; 40:22–26 ) (d); во дворе – жертвенник всесожжений (m) и умывальница (n), причем умывальница занимала место между жертвенником и скиниею 40:29,30. Ковчег завета или ковчег свидетельства (агоп habberith или агоп ha’eduth ( Исх.25:10–21; 37:1–9 ) – был ящик из дерева акации, в 2 1 / 2 локтя длины и 1 1 / 2 локтя ширины и высоты, обложенный внутри и снаружи золотом, украшенный обвивавшим его со всех четырех сторон золотым венцем (zer) 116 и снабженный на углах или ножках с двух сторон (pe’amoth) 117 золотыми кольцами, чрез которые были продеты позолоченные деревянные носильные шесты.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

II). О втором храме Иерусалимском, воздвигнутом Зоровавелем чрез 52 года по разрушении первого храма, мы имеем весьма мало сведений. Знаем мы, что этот храм хотя был построен на том же месте и, может быть, на тех же основаниях, но не был так великолепен, как первый храм, и уже не имел в себе ни одной из тех священных вещей, которые украшали храм Соломонов. Нам понятна скорбь старцев при построении второго храма ( I Eзд. II ). Сличая некоторые места Священных книг с показаниями Иосифа Флавия, мы можем о втором храме сделать несколько кратких замечаний. Широта и высота храма, согласно указу Кира ( I Eзд. VI, 3 ), была в 60 локтей, т. е. около 13 саженей и 6 вершков. Он был сделан из гладких камней и из дерев. В окружности здания было множество комнат и притворов, с дверями, при которых стояли дворники из левитов. Ограда храма, т. е. Двор народа, была недоступна не только иноземцам, но и самим евреям, если они не были очищены по закону. Святилище отделялось от Святого святых и от притвора так же, как и в храме Соломоновом, т. е. дверями и завесами. Священных вещей прежнего храма здесь не было вовсе. На месте Ковчега завета лежала мраморная плита; в Святилище, кроме алтаря кадильного, был один светильник и один стол для хлебов предложения. По сказанию Иосифа Флавия, Птоломей Филадельф, желая возблагодарить палестинских евреев за совершенный ими перевод Свящ. книг, послал в Иерусалим множество подарков и, между прочим, трапезу, похожую на иерусалимскую. Она была почти 2 аршина (2 1/2 локтя) длины, 1 аршин ширины и почти 3 аршина высоты. Что же касается прочих священных принадлежностей храма, то известно, что их было достаточно, так как некоторые сосуды были возвращены персидскими царями из Вавилона, а некоторые устроены были на добровольные пожертвования евреев. Богатство второго храма было известно угнетателям еврейского народа – сирийцам, и часто жажда добычи привлекала их в храм. Второй Иерусалимский храм испытывал различные перемены судьбы, смотря по тому, одолевали ли евреев враги, особенно сирийцы, или усиливались ревнители Закона и отечественной свободы. Особенному поруганию подвергся храм при Антиохе Епифане; но вскоре же был обновлен Иудой Маккавеем. Память об этом обновлении долго сохранялась у евреев под именем Праздника обновления ( Ин. Х, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Точно также и в имени Отца буквы и числовое значение должны бы были выражать число порожденных им эонов, равно как и Глубина и Первородный, а в особенности высшее имя, которым называется Бог, — по-еврейски Варух, — состоящее из двух с половиною букв. Итак, если в еврейском и греческом языках наиболее важные имена не сходны с их вымыслом ни по числу букв, ни по числовому их значению, то ясно открывается и относительно прочих слов натянутость придуманного ими бесстыдным образом числового значения.    3. Ибо они заимствуют из Закона все подходящее к числу, принятому в их системе, и стараются отсюда насильственным образом извлечь доказательство в ее пользу. Но если их Мать, или Спаситель, хотели представить чрез Демиурга образы того, что находится в Плироме, то Они постарались бы представить эти образы в том, что наиболее истинно и свято, а преимущественно в Кивоте Завета, ради Которого была устроена и вся Скиния Свидения. А этот Кивот имеет два с половиною локтя в длину, полтора локтя в ширину и полтора — в вышину (Исх. 25:10); эти же числа локтей ни в чем не подходят к их вымыслу, тогда как они-то особенно должны были выражать собою подобие. Очистилище также вовсе не подходит к их объяснениям, равно как и стол для хлебов предложения, который имел два локтя в длину, один — в ширину, и полтора — в вышину (Исх. 25:17.23). Это находилось пред Святым Святых, и ни одна цифра не содержит указание на Четверицу, или Осьмерицу, или прочую их Плирому. Но что светильник с семью ветвями (Исх. 25:31-32) и семью светилами? Если бы он был устроен по подобию, то должен был иметь восемь ветвей и столько же светил, во образ первой Осмерицы, блистающей между эонами и озаряющей всю Плирому. Завесы, коих числом десять, они с особенным усердием сосчитали, — и назвали их образом десяти эонов; но они не сосчитали одиннадцати покровов (Исх. 26:1, 7). Они не смерили также величину завес, из коих каждая имеет в длину 28 локтей (Исх. 26:2). Точно также длину столпов, в десять локтей, они объясняют своими десятью эонами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Описание Иродова храма автор заключает описанием его внутренней отделки, которая в сравнении с отделкой Соломонова храма поражает бедностью. Впрочем, сведения о ней очень скудны. По-видимому, вся роскошь истощилась на одном притворе. Главное украшение его составляли золотые венки, цепи, массивная виноградная лоза, тоже золотая. Дверь из притвора в храм была очень велика, сложного устройства и обложена золотом. При двери была роскошная завеса. Внутри храма был только один стол хлебов предложения, один светильник и жертвенник курений. Святое святых было пусто. Почти единственное, по-видимому, украшение святилища составляла золотая виноградная кисть, висевшая посредине потолка. Автор видит красоту залы святого в том, что она разрезывалась по длине двумя рядами колонн. Можно конечно усомниться в существовании этих колонн, так как ширина святилища (около 4 саженей) была настолько незначительна, что потолок не нуждался в подпорах. Может быть, если и были колонны, то они стояли у самых стен. Три же нефа, столь узких и столь длинных, не могли представлять ничего изящного. Что же всего удивительнее, так это то, что и резные украшения на стенах остаются под сомнением, потому что будто бы стены храма ежегодно белились пред пасхой (стр. 532). Если это не измышление раввинов, которые, чтобы возвысить свои излюбленные, но бедные синагоги, переносили и на храм, что было обычно в синагогах; то нужно подумать, что внутренность Иродова храма представляла верх нелепости и безвкусия. Из рассказа Флора о вступлении в храм Помпея видно, что потолок храма был вызолочен. Золотой потолок с золотой виноградной кистью и простые, помазанные известью стены! Что-нибудь одно верно: если Флор говорит правду, то мишна лжёт, или же наоборот. Автор, по-видимому, придаёт одинаковую достоверность и той, и другому. Если верить преданию, то одна завеса в храме стоила около 1.000.000 рублей (стр. 531). Ужели же при таком богатстве для стен храма ничего не осталось, кроме простых белил? Очевидно, предание преувеличивает в обе стороны, и свидетельства его здесь нельзя делать основанием каких-либо заключений.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

пр. Р. Хр., и храм был освящен, при великом торжестве, и скоро затем отпраздновали пасху и праздник опресноков с великою радостью и благодарностью Иегове ( 1Ездр.5 и 6.). Относительно качества этого здания мы не имеем точных сведений. По эдикту Кира ( 1Ездр.6:3 ), высота его и широта должны были простираться на 60 локтей, почему оно должно было значительно превосходить храм Соломона. Несмотря однакож на такой огромный размер, оно далеко уступало прежнему храму в роскоши и великолепии; 212 ему не доставало также существенных драгоценностей Соломонова храма – ковчега завета, который был сожжен, при разрушении храма Соломонова, а с ним и шехины, видимого знака божественного присутствия. 213 Святое святых оставалось совершенно пустым; на том месте, где прежде стоял ковчег завета, был положен камень, на котором первосвященник ставил кадильницу в день очищения. 214 Во святом находились только золотой светильник, стол для хлебов предложения и жертвенник кадильный ( 1Мак.1:21 сл. 4:49), а во дворе – жертвенник всесожжения, построенный из камней ( 1Мак.4:45 сл.). 215 Этот храм имел не менее двух дворов (υλα) с келиями или горницами παστοφρια, с колоннадою и воротами ( 1Мак.4:38,42 ). Внешний двор этого храма был впоследствии расширен и укреплен ( Сир.50:2 ). 216 Впоследствии этот храм не только был ограблен Антиохом Епифаном, но и осквернен идолослужением ( 1Мак.1:21 сл. 46 сл. 4:38; 2Мак.6:2 сл.). По изгнании сирийцев, Иуда Маккавей восстановил святилище, в течение трех лет находившееся в осквернении, исправил здание, сделал большею частью заново внутренние украшения и утварь, и снова освятил храм ( 1Мак.4:36 сл.). В это время, как кажется, храм сильно укрепили совне, чтобы обезопасить его от будущего нападения ( 1Мак.6:7 ). 217 Позже Александр Ианней отделил священнический двор от двора израильтян деревянною решеткою (Ios. Ant. XIII, 13, 5). Немного спустя после этого, храм был завоеван Помпеем после трехмесячной осады в день очищения и во дворах его произошло великое кровопролитие, хотя имущество святилища на этот раз не было разграблено; позже храм еще раз был взят приступом римскими войсками, при взятии Иерусалима, причем некоторые галереи были сожжены (Ioseph.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Жертвенник кадильный – деревянный жертвенник, обложенный золотом. На этом жертвеннике священники ежедневно (утром и вечером) совершали каждение – воскурение благовоний. Стол для хлебов предложения — деревянный стол, обложенный золотом. Каждую субботу на этот стол клали 12 пресных хлебов предложения — по 1 за каждое из колен (родов) израилевых. Эти хлебы лежали там всю неделю, после чего их от давали священникам. Семисвечник — золотой подсвечник с семью светильниками, символизировавшими Божественный Свет и Премудрость. Жертвенник всесожжения — большой жертвенник, обложенный медью (иногда его называют «медным жертвенником», в отличие от «золотого», на котором воскуряли благовония). На этом жертвеннике священники совершали разнообразные жертвоприношения. Медный умывальник — большая медная чаша (иногда его называют «медное море»), похожая на лилию с шестью лепестками. Со всех сторон чашу поддерживали 12 медных волов. Умывальник был предназначен для священников, чтобы они омывали в нем свои руки и ноги перед входом в Святое. Прообразом Иерусалимского Храма была Скиния — переносной (походный) Храм, устроенный по повелению Божию пророком Моисеем во время 40-летнего странствования еврейского народа по пустыни. Первый Иерусалимский Храм был воздвигнут при царе Соломоне, сыне царя Давида. Этот Храм был построен в середине X в. до Р.Х. и простоял более 400 лет. В 586 г. до Р.Х. Иерусалим захватили вавилоняне, Храм был разграблен и полностью разрушен… В 538 г. до Р.Х., после завоевания персами, царь Кир Великий издал указ, разрешавший пленным евреям возвратиться в Иудею и восстановить Иерусалимский Храм. Более того, Кир даже оплатил постройку нового Храма и распорядился вернуть украденные из Соломонова Храма священные предметы. Но главная святыня Храма — Ковчег завета — безвозвратно исчезла. Строительство Второго Храма завершилось в 516 г. до Р.Х. Новый Храм был меньше Первого, его украшения были не столь великолепны, а главное — в нём уже не было Ковчега завета, но зато именно этот Храм увидел Того, Кто принёс спасение всему миру — Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/deti/zhizn-i-uchenie-go...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010