В Чет. Минее Страдание, писанное Варином и Армением. (Surius ad 25 ост. р. 378). Мес. В. 17 окт. Март. Р. 25 окт. В службе канон Иосифа. Св. муч Панхария. Царедворец, за веру во Христа страдавший сперва в Риме, потом в Никомидии, где и скончался от меча, около 302 г. Пролог. (Act SS. 19 mart.). Мес. В. 25 мая. Март. Р. 20 Препп. отец Иоанна, Сергия и Патрикия, и прочих, в обители св. Саввы избиенных от Сарацин. Побиты в 700 г. перед Пасхою, при патриархе Иерусалимском Илии. Чет. Минея из рукописных греческих. (Act. SS. martii. III. р. 166 et in append., где помещено сказание, впрочем, неполное, соч. Стефана Савваита. Or. Chr. III р. 313). Мес. В. 19 марта. В службе канон Стефана Савваита. Св. муч. Фотины Самаряныни и иже с нею. С нею беседовал Иисус Христос на студенце Иаковлевом ( Ин.4 ). Она имела двух сыновей Виктора, переименованного Фотином и Иосия, и пять сестер: Анатолию, Фото, Фотиду, Параскеву и Кириакию. С младшим сыном она проповедовала евангелие в Карфагене в Африке; старший был воеводою в Италии и мел случай укрепить в вере Севастиана вождя. Святые жены были вызваны в Рим, истязаны, заключены в темницу и отданы под надзор св. Домнине, дочери Нерона, которую и сто рабынь ее они обратили к вере Христовой. Все умерли мученически. Пролог. Синаксарь на 5 нед. по Пасхе. (Act. SS. 20 martii. III. р. 80.) Мес. В. Март. Р. (вместо Анатолии и Фото воспоминают Анатолия и Фотия). Свв. мучениц семи жен: Александры, Клавдии, Евфрасии, Матроны, Иулиании, Евфимии и Феодосии. Пострадали в Амисе, при Максимиане. Пролог. (Act SS. ad 20 mart.). Мес. В. 17 марта. Март. Р. Св. Никиты, исповедника, архиепископа Аполлониадского. Страдал за икопопочитание при Льве Армянине. Мес. всех свв. (Or. Chr. t. 1 col. 614). 21 Преп. Иакова, епископа и исповедника. Терпел гонение за иконопочитание при Копрониме (в 8 веке). Пролог. (Act SS. ad 21 mart. p. 357). Мес. В. В службе канон Игнатия. Св. Кирилла, еп. Катанского. Ученик ап. Петра, и первый святитель Катанский. Пролог. (Act SS. ad 21 martii. p. 237. В223 coisl. cod. назван учеником ап. Павла). Мес. В. и Март. Р. именуют Вириилом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Июль 1. Св. муч. Потита. Дим. Рост. 1. Св. Потита отрока. Ф. 3 янв. 1. Свв. мучч. Космы и Дамиана в Риме. Пр. Петра Патрикия. 2. Св. Иувеналия патриарха иерусалимского. 3. Св. Александра, игумена обители неусыпающих. Мак. 3. Свв. мучч. Мокия и Марка. Св. Анатолия, патр. цареградского. Свв. мучч. Диомида, Евлампия, Аскдипиодота и Голиндухи. 4. Св. Андрея, еп. критского. Свв. мучч. Феодота и Феодотии при Траяне. Пр. Марфы, матери Симеона Дивногорца. 6. Свв. мучч. Марины и Марфы, Авдифакса, Аввакума и друг. Дим. Рост. 6. Свв. мучч. Лукии, Рикса, Антония и друг. Иерон. Р. А. У. Н. 25 июня.Свв. мучч. Марина, Марфы, Авдифакса, Аввакума и др. Иерон. мР. Р. А. У. Н. 20 янв. 6. Пр. Сисоя Великого. Св. муч. Коинта фригианина при Аврелиане. 7. Пр. Акакия. Иерус. Кап. Преподобномучч. Епиктета и Астиона монаха и др. Дим. Рост. Муч. Евангелла. Петр. Кириакии. Канон Иосифа. 7. Пр. Фомы Мадеяна. Пр. Акакия синайского. Преподобномучч. Епиктета пресвит. и Астиона монаха. Муч. Евангелла. 8. Великомуч. Прокопия. 9. Препп. Патермуфия и Коприя. Дим. Рост. Св. Феодора, еп. едесского. Мак. 9. Священномуч. Панкратия. Иерон. мР. А. У. Н. 3 апр. Иерон. вторично 8 июля.Св. Кирилла, еп. гортинского. Иерон. мР. Ф. Р. А. У. Н. 9. Препп. Патермуфия и Коприя. Св. Феодора, еп. едесского. 10. Препп. пустынников егип., Феофилом архиепископом уморенных. 12. Пр. Михаила Малеина. У. 1408. 12. Св. муч. Голиндухи-Марии. Пр. Михаила Малеина. 13. Собор арх. Гавриила. Коал. 2. Св. Стефана Савваита. Канон Феофана. Св. Иулиана, еп. кеноманийского. Дим. Рост. 13. Собор арх. Гавриила. Пр. Стефана Савваита. 14. Пр. Еллия монаха. 1345. 14. Св. ап. Акилы. мР. А. У. Н. 8 июля. 14. Пр. Еллия монаха. Пр. Онисима чудотворца. 15. Свв. мучч. Кирика и Иулитты. Алляц. Банд. Флориац. 15 июля. Иерон. мР. Ф. В. А. У. 16 июня. 16. Св. муч. Юлии девицы в Корсике. Дим. Рост. 16. Мучч. Антиоха и Кириака. 17. Пренесение мощей Лазаря в Галис. горе. Коал. 2. 17. Св. великомуч. Марины. Р. Н. 18 июня. Р. Н. вторично Маргариты (она же) 12 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

С крестом в руке, оружием непобедимым, изображается на святых православных иконах святая дева, победительница греха и смерти. По ее молитвам исцеляются недуги, «кровоточивые и прокаженные очищаются», «смрад страстей отгоняется». По ее молитвам верующие обретают свет Божественного ведения, приуготовляя себя к восхождению.в Чертог Небесный. Святые мученики Терентий и Неонилла Святые мученики Терентий и Неонилла . Блаженный Терентий, благочестивый христианин, и его единоверная жена Неонилла имели семерых детей: Сарвила, Фота, Феодула, Иеракса, Нита, Вила и Евникию, которых они воспитали в благочестии. В царствование Декия (249–250) вся христианская семья была схвачена нечестивыми и представлена на беззаконное судилище. Мучители требовали отречься от Христа, но святые единогласно исповедали Христа и хулили идолов. Тогда их повесили, строгали тела и поливали раны уксусом, а снизу еще палили огнем. Святые молча терпели мучения и в душе молились Богу об утешении и подкреплении. Господь послал Своих Ангелов, которые освободили святых мучеников от оков и подали исцеление их язвам. Видя терпение мучеников, нечестивцы дивились и приходили в ужас, придумывая все новые мучения. Святых бросили на съедение зверям, но по Божию повелению звери были кротки, как овцы, и не принесли никакого вреда; тогда мучеников опустили в котел с кипящей смолой, но огонь тотчас угас, а смола стала похожа на холодную воду. Убедившись, что муки вовсе не приносят вреда святым, злочестивые мучители мечом отсекли им головы. Преподобный Стефан Савваит Преподобный Стефан Савваит подвизался в обители Саввы Освященного и был современником святого Стефана чудотворца (память 13 июля). Известен как писатель канонов. Блаженная кончина преподобного Стефана Савваита последовала в начале IX века. Святитель Димитрий, митрополит Ростовский Святитель Димитрий, митрополит Ростовский (1651–1709), в Крещении Даниил, – сын украинского сотника Саввы Туптало и его набожной и добродетельной супруги Марии. В 1662 г. поступил в Киево-Могилянскую коллегию, в 1668 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Полагают также, что именно Архангел Гавриил укреплял Господа в Его молитве на горе Елеонской ( Лк.22, 43 ) и сообщил женам-мироносицам о Воскресении Христовом ( Мк.16:5–7 ). Архангел Гавриил предстал также и Матери Божией, когда Она молилась на Елеонской горе и возвестил: «Сын Твой и Бог наш ждет Тебя со всеми Архангелами и Ангелами, Херувимами и Серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных, чтобы взять Тебя, Матерь Свою, в горнее Царство, где Ты будешь жить и царствовать с Ним вечно!» В знамение торжества Благодатной над телесной смертью Архангел Гавриил вручил Ей райскую ветвь от финикова дерева. В православной иконографии святой Архангел Гавриил обычно запечатлен в образе Ангела-Благовестника с оливковой ветвью в руках – символом примирения Бога и творения. Этот образ помещают в храме над Царскими вратами. Святая Церковь , вспоминая многократные явления Архангела Гавриила в истории Ветхого и Нового Завета, возносит горячие молитвы к этому неусыпному ходатаю, заступнику и благодетелю рода человеческого. Литература: 1 . Святой Дионисий Ареопагит . О Небесной иерархии. М., 1848. 2 . Орнатский Ф. Слово об Ангелах. СПб., 1894. 3 . Глаголев А. Основные черты ветхозаветного библейского учения об Ангелах. Киев, 1900. 4 . Серафим (Звездинский) , архимандрит. Ангелы. М., 1916. 5 . Антоний (Блум), митрополит. Об именах и Ангелах. – В кн.: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Проповеди». Париж, 1982. Преподобный Стефан Савваит родился в 725 году. Его отец был младшим братом преподобного Иоанна Дамаскина (память 4 декабря). В десятилетнем возрасте святой Стефан впервые приехал в Иерусалим, где в то время проповедовал преподобный Иоанн, живший в обители преподобного Саввы Освященного близ Иерусалима. Святой Иоанн взял племянника к себе и с того времени стал его воспитателем, учителем и духовным наставником. Преподобный Иоанн обучил святого Стефана различным наукам, начиная с грамматики и кончая философией и богословием. Будучи одним из образованнейших людей своего времени, он передал свои знания и богатый духовный опыт талантливому воспитаннику, который стал его послушником. Главное, преподобный Иоанн научил святого Стефана внутренней духовной жизни и стал для него образцом подвижничества. «Сын послушания», преподобный Иоанн прежде всего научил этой добродетели святого Стефана. Словом и делом он также научил его нестяжательности, телесной чистоте, свободе от греховных помыслов и трудолюбию. Занимаясь учеными трудами, преподобный Иоанн приобщил к этому труду и святого Стефана. Так телесные родственные узы со временем скрепились еще более крепкими узами духовного родства.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

959 Cinnamus. Epitome rerum ab Ioanne et Manuele Comnenis gestarum. Lib. II. Cap. 2; Choniat. De Manuele Comneno. Lib. I. Cap. 2; Lib. II. Cap. 3. Cp.: Βηζντιος . Κωνσταντινοπολις. T. II. Σ. 318. 960 Imp. Manuelis Comneni aurea bulla de possessionibus monasteriorum. См.: Zachariae A. Jus graeco-romanum. Pars III. Col. IV. Nov. LXI. P. 650. 961 Антоний был в Царьграде ровно за четыре года до взятия его крестоносцами, т. е. около 1200 г., и пробыл там более года. См.: Путешествие новгор. архиеп. Антония в Царьград. Изд. Савваитова. СПб., 1872. С. 8. 962 Монастыри эти следующие: Неусыпающих (Путешествие новгор. архиеп. Антония в Царьград. Изд. Савваитова. СПб., 1872. С. 24, 166), Косьмы и Дамиана (С. 110, 143), Студийский (С. 112, 113.), Манганский (С. 114), Пантократор (С. 122, 156, 161), Одигитрии (С. 122), Калуянов, т. е. построенный Кало-Иоанном Комнином (С. 122), Филантропа (С. 122), Пантепопта – «Пандопафтии» (С. 123), Маманта (С. 124), Карпа и Папила (С. 125), св. Стефана (С. 127), Евергетиссы (С. 128), Евмении, или Омонии (С. 129), Мокия (С. 130), Дия (С. 134), Богородицы (С. 134), Иоанна Крестителя в Евдоме, женский с 200 инокинь (С. 139), Георгия (С. 140), Феодосии (С. 145), Благовещения Пресвятой Богородицы, или Благодатной ( κεχαριτωμνης) (С. 159), св. Василия (С. 159), пророка Илии (С. 162), Сергия и Вакха (С. 164), Феодора Тирона (С. 168), св. Константина (С. 170), Иакова (С. 172), Ирины (С. 172), Анании (С. 175), Мартинаков («Мачюков», С. 175), М. Исаака Ангела – Кирсака (С. 176), Иверский (С. 178), Тарасия (С. 178), Богородицы (С. 179) и др. (С. 178). 967 Robert de Clary. La prise de Constantinople. Chroniques greco-romaines inédites ou peu connues publiées avec notes et tables généalogiques, par Charles Hopf. Berlin, 1873. P. 71. Cp.: Fulcherii Carnotensis Historia hierosolymitana. Cap. 9; Recueil des historiers des croisades. T. III. P. 33. 969 Eustathius. De Thessalonica urbe a latinis capta. Cap. 2//PG. T. CXXXVI. Col. 12; De emendanda vita monachica. Cap. 38//PG. T. CXXXV. Col. 760.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Саввы. Мон-ри И. п. наряду с Иерихоном находились в юрисдикции одного из архиереев ИПЦ, епископа Иорданского (епископа мон-ря Хор?) (упоминание о нем встречается в Житии Антония-Раваха и др. источниках). Лавра прп. Саввы в VII-VIII вв. оставалась одним из важнейших духовных и культурных центров всего восточнохрист. мира. Там подвизались поэты и богословы Андрей Критский (70-80-е гг. VII в.), прп. Иоанн Дамаскин (30-40-е гг. VIII в.), Косма Маюмский , агиографы Стефан Савваит Младший и Леонтий Савваит (оба в кон. VIII в.), богослов и полемист Феодор Абу Курра (кон. VIII в.) и др. В VIII-IX вв. мон-ри И. п. стали очагом сопротивления иконоборчеству . В монашеской среде обсуждались и др. богословские вопросы, о чем свидетельствуют полемика прп. Иоанна Дамаскина с Анастасием, игуменом мон-ря прп. Евфимия, выступление в нач. IX в. монахов лавры прп. Саввы против введения в Символ веры Filioque , принятого у «франкских» монахов, поселившихся в то время на Св. земле. Основным источником сведений о повседневной жизни монашества И. п. является Житие прп. Стефана Савваита Старшего Чудотворца (725-794), написанное его учеником Леонтием в нач. IX в. по-гречески, а в 902 г. переведенное на арабский язык одним из монахов лавры прп. Саввы. Этот памятник во многом близок к таким образцам монашеской лит-ры, как «Луг духовный» Иоанна Мосха, и отражает схожие бытовые реалии и представления о традиции аскезы. Часть монахов продолжала жить уединенно в пещерных келлиях, лишь по воскресеньям они собирались в церкви лавры прп. Саввы. Были отшельники, жившие у Иордана; на время Великого поста нек-рые из монахов по-прежнему уходили на берега Мёртвого м. или в удаленные пещеры. Внутри монашеского сообщества существовала некая иерархия; сохранились сведения о конфликте «новоначальных» монахов с «высокими» старцами лавры. Несмотря на изредка случавшиеся нападения бедуинов на отшельников, монашеская жизнь была довольно спокойной, и среди палестинских христиан бытовало убеждение, что пребывание в мон-ре намного комфортнее, чем в миру.

http://pravenc.ru/text/1237767.html

10. Свв. 45 мучч., иже в Никополи арменстей: Леонтия, Маврикия, Даниила, Антония, Александра, Ианикиты, Сисиния, Менея, Варилада и др.; положение честные ризы Господа нашего И. Христа в Москве (в 1625 г.); пр. Антония печерского, мучч.: Вианора, Силуана, Аполлония ; празднование Коневской иконе Пресв. Богородицы. 11.       Муч. Евфимии, блаж. княг. Ольги российская, во св. крещении Елены; свящ.-муч. Киндея; праздн. образу Пресвятой Богородицы Ржевская. 12.       Мучч. Прокла и Илария; пр. Михаила малеина, мц. Голиндухи, во св. крещении Марии, мучч. Феодора варяга и сына его Иоанна, Серапиона владим., Арсения новгор., Симонасоломск., Иоанна и Гавриила святогорц. 13.       Собор св. архангела Гавриила; пр. Стефана савваита мучч.: Серапиона и Маркиана; св. Иулиана, еп. кеноманийского. Св. еп. Иулиан (I в.) начертал на поднесенной ему злоумышленниками чаше с ядом св. крест, выпил ее и не почувствовал никакого вреда. Вот какую силу имеет святой крест, а наши сектанты отвергают его. 14. Св. ап. Акилы, препп.: Еллия, Онисима, Стефана махрищского; муч. Иуста. 15.       Мучч. Кирика и Иулиты; св. равноапост. кн. Владимира, во св. крещении Василия; муч. Авудима. По мнению раскольников-безпоповцев, мучч. Кирик и Иулитта († 305 г.) никогда не причащались св. Таин, так как в житии их не говорится чтобы они причащались; но это молчание не только не дает права заключать, что они действительно не причащались, но показывает противное: потому и не говорится, что это всем и каждому известно (Иос. Волоц. II      c иноч. жит. стр. 494–5). 16. Св. муч. Афингогена и 10 учеников его; память вселенских 6 соборов; мучч.: Павла, Алевтины, Хионии, Антиоха, Иулии девы. Празднование образу Пресвятой Богородицы Псковская. 17.       Вмч. Марины; пер. мощ. п. Лазаря; п. Иринарха соловецк.: ик. Б. М. Святогорской. 18. Мучч.: Емилиана и Иакинва, иже в Амастриде, препп.: Памвы пустынника, Иоанна печерского многострадательного. 19. Пр. Макрины, сестры Великого Василия; пр. Дия, Романа, кн. рязанского, преподоб. Серафима Саровского чудотворца; блаж. Стефана, кн. сербск., и матери его Милицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Пресвитер Евстратий, в конце своего предисловия к повествованию о Голиндухе, говорит: «речем ныне, якоже слышахом истиною от святаго и блаженнаго Дометиана Архиепископа и иных некыих верных исповедавших о сей, яже в Персиде мученице бывшая: елико от самыа тоа, единаче сущи в плоти, усты к устом слышав иаучися и уверися святый реченный муж, с ним же и инии мнози и боголюбиви мужи.» – А на конце списатель жития просит у мученицы молитв о себе: «молитвуй – и о мне же смиреннем Евстратием прозвитер, иже твою списа доблесть.» Упоминаемый Евстратием Дометиан есть Архиепископ Мелитинский, который был посылан Императором Маврикием в Персию (см. о сем Дометиане выше 10 янв.). О мученице Голиндухе довольно сказано и у историка Маврикиева царствования, Феофилакта Симокатты L. 5. с. 12. (см. Act. SS. iulii 13. d. р. 511.). 13. Память Пр. Отца нашего Стефана Савваита. Сего преподобнаго Стефана жития не обретохом (794.). И потому представлены краткие сведения из службы сему Преподобному, положенной в минее, и замечания на Пролог и месяцесловы. – Пространное жизнеописание Пр. Стефана, составленное учеником его Леонтием, помещено в «Деяниях Святых» июля 13 д. стр. 531–613. Св. Димитрию не было известно сие житие, изданное в первый раз (хотя без начала) в 1723 г. и редко встречающееся в рукописях греческих. Жизнеописатель Леонтий собирал сведения о Преподобном от живших с ним, и сам провел четыре года в послушании у него. Повествование его весьма обстоятельно. 15. Страдание св. Кирика и Улитты (З05 г.). От Метафраста и от великия четьи сокращенно. – Сказание Метафрасга, или (по Аллацию) Никиты Ритора изд. у Сурия 16 июня стр. 213. Сказание, известное под именем Метафрастова, как видно из сличения, прямо заимствовано из послания Феодора Еп. Иконийского (в первой полов. 6 в.), который описал деяния сих мучеников со слов одного старца, происходившего от их рода, – с целью заменить сим описанием поврежденное еретиками сказание, известное во время Феодора, – как обо всем этом говорит сам Феодор (п. 1.). Это послание издано в «Деяниях Святых» 16 июня, стр. 17., также у Руинарта Т. III. стр. 123.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Христофор-савваит. – Мученичество оканчивается молением агиографа к св. Савве о сохранении его обители от бед вражеского народа (§ 83). Итак в 796 году скончались Иоанн, Сергий, Патрикий, Косма и Анастасий. Дефектность списка мученичества не позволяет нам поименно назвать большинства всех 20 иноков Саввиной лавры, которые или умерщвлены мечем, или погибли в дыму. На утраченном листе рукописи несомненно говорилось о кончине инока Анастасия, на которого агиограф сослался ниже и тем сохранил нам это имя савваита; может быть он называл также инока Феоктиста, о котором мы имеем свидетельство агиографа Леонтия, о котором будем скоро говорить. Что же касается до инока Христофора, то память его у Сергия показана правильно – 14 апреля, но время его кончины – довольно неопределенно: VIII века (II, 108). 561 Житие св. Стефана написано учеником его Леонтием в начале IX столетия. Младший сын одного жителя Дамаска, Леонтий называет свою митрополию знаменитою, а самый Дамаск – милым городом (§ 61). Один житель Дамаска ездил однажды в Саввину лавру и по возвращении домой рассказывал в семье отца Леонтиева о чудесах Стефана. Мальчик Леонтий слышал эти рассказы и поревновал святому мужу. По достижении возраста он прибыл в Иерусалим и затем в Саввину лавру, где принял иночество. В течении двух лет он мучился привязанностью к миру и хотел даже наложить на себя руки: разбить себе голову, утонуть или зарезать себя. Для избавления от недуга он явился ко св. Стефану и через пять месяцев был изцелен; жил он в кельи отдельно от Стефана «для приема приходивших отовсюду чужеземцев» (§§ 116–126). Позже он жил уже кажется вместе со старцем, которому носил воду, варил бобы и сообщал о посетителях (§ 127). Обыкновенно ежегодно на св. Четыредесятницу Стефан уходил из лавры в пещеры Каламона (близ Мертвого моря и Иордана), Дуки, или Кастеллия, причем брал с собою то Леонтия, то других учеников. Благоговея перед своим учителем, Леонтий живо интересовался его делами и речами и заносил все достопримечательное в свою книжку (§ 166).

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Этот перечень агиографических произведений VI века, указывает, помимо выдающейся роли столицы в религиозной жизни и сосредоточия восточного благочестия в Палестине, также и на первое выступление в агиологии Балканского полуострова, с его житием преп. Давида Солунского. В VII столетии агиография переживает эпоху упадка. Утрата Сирии, Палестины и Египта, тяжёлое смутное время в столице, славянские погромы на Балканском полуострове – всё как будто ослабляют византийскую религиозность. В обществе, занятом внешними опасностями и внутренними бедствиями, как бы умирает прежний интерес к религиозной жизни, искание и интерес к подвигу, влечение к аскезе и монашеству, прославление выдающихся подвижников. Трулльский собор отмечает глубокое нравственное и религиозное падение империи и возврат к язычеству, ещё уцелевшему в жизни и обычаях народных масс. Самый грядущий рационализм иконоборчества в значительной степени объясняется этим падением высокой религиозности, которая ознаменовывалась в предшествующие столетия своими полумистическими влечениями, своим тяготением к монастырю, своей жаждой самоотречения, своим прославлением лиц, воплотивших идеалы умерщвления плоти и любви к ближнему. Седьмой век, точнее даже одна только первая половина его, представлен в агиографии лишь житиями препп. Максима Исповедника , Алипия Столпника, Анастасия Перса, Георгия Хозевита, Иоанна Лествичника и Иоанна Милостивого, константинопольскими чудесами вмч. Артемия, солунскими чудесами вмч. Димитрия, и константинопольской легендой о чуде Богородицы при осаде Константинополя аварами. К VIII веку относятся жития патриархов Германа и Павла, константинопольское собрание чудес муч. Фанурия и Ферапонта Кипрского, критское житие преп. Андрея, афонская легенда о преп. Петре, черноморские жития препп. Стефана Сурожского, Георгия Амастридского и Иоанна Готфийского, пафлагонское житие преп. Филарета Милостивого, сирийские жития препп. Иоанна Дамаскина , Стефана Савваита и Космы Майумского, мученичества 60 мучч. иерусалимских, Илии Нового, Вакха и монахов Савваитов. Наконец, жития исповедников, претерпевших гонения за иконы: мучч. константинопольских, муч. Феодосии, Андрея ν Κρσει, Стефана Нового и Павла Кайумского. Из этого перечня явствует, что в VIII веке византийская религиозность и почитание святых переживают новый подъём. Завоевание Святой Земли безбожными агарянами, гонения на христиан от калифов, а ещё более, иконоборческое гонение на православных внутри империи, пробудили давно забытую жажду мученичества и массовое прославление исповедников, стяжавших мученические венцы. Этим объясняется, как самый значительный прирост агиографии в VIII и последующем столетиях, так и одностороннее конфессиональное содержание большинства исповеднических житий, делающее их менее интересными, чем следовало бы ожидать, не только в бытовом, но даже и в церковно-историческом отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010