Относительно Москвы Смоленский говорит: «Адресы, поднесенные мне в Синодальном училище, икону Божией Матери (с изображением кн. Владимира и кн. Ольги), поднесенную мне бывшими учениками, икону малую св. Стефана и св. Анны, поднесенную мне прислугою училища, чернильный прибор, поднесенный мне синодальными певчими, два альбома товарищей и учеников Синодального училища (1901 г.), – по твоему [то есть Анны Ильиничны Смоленской] усмотрению о времени передачи – передать в библиотеку рукописей Синодального училища, для помещения именно там» (пункт 11-й); «все остальные [то есть кроме завещанных Екатерине Васильевне] ноты (квартеты, партитуры и т.п.), большой львовский камертон 10 , все книги и рукописи, относящиеся к церковному пению, истории и теории музыки, передать в библиотеку рукописей Московского Синодального училища церковного пения, мною собранную… в память о моих трудах на пользу того училища и на пользу русского церковного искусства; туда же, по твоему завещанию, должен перейти и мой портрет, писанный художником Николаем Петровичем Богдановым-Бельским; туда же, но твоему усмотрению о времени передачи, должно передать все тома моих Дневников до 6 мая 1901 г., запечатанными для вскрытия их через 10 лет после моей смерти» (пункт 5-й). Обществу любителей древней письменности завещались Дневники петербургского периода: «Дневники после 6 мая 1901 г. [дата назначения Смоленского управляющим Придворной певческой капеллой] должны быть переданы в императорское Общество любителей древней письменности, также в запечатанном виде, для вскрытия их также через 10 лет после моей смерти» (пункт 6-й). В этом Обществе Смоленский усердно сотрудничал все петербургские годы, на его заседаниях прочел впервые многие свои работы. С председателем Общества графом Сергеем Дмитриевичем Шереметевым Смоленского связывали доверительные отношения, глубокое взаимное уважение, и в числе прочего – живой интерес к старообрядчеству, а потому Сергею Дмитриевичу лично предназначалась особая реликвия: «Икону «Стефан Савваит, Роман – певец и Иоанн Дамаскин », поднесенную мне старообрядцами Москвы, передать в храм домовой церкви графа Сергея Дмитриевича Шереметева, в память моей благодарности и любви к нему» (пункт 12-й).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

После этой переделки Иустиниан торжествовал новое освящение храма 24 декабря 563 года. Разные пристройки и переделки как в куполе, так и в самом храме производимы были и в последующее время – при императорах Василии Македонянине, Романе, Василии Болгароктоне, Андрониках старшем и младшем, Иоанне Кантакузине и Иоанне Палеологе, а также и при Турецких султанах. Так, по взятии Царьграда Турками в 1453 году, Магомет обратил храм святой Софии в мечеть, пристроив к нему минарет; а Селим II, в 1573 году, еще три минарета (См. Патр. Константия, Κωνσταντινις παλαι τε κα νεωτρα κτλ. σελ. 68–74. С.Д. Византия, . Κωνσταντινοπολι ς, τμ. α´. σελ. 464–517). При Султане Абдуль-Меджиде (1847–1848) Аия София возобновлена архитектором Фоссати (См. Ауа Sophia Constantantinople, as recently restored by order of Η. M. the Sultan Abdul Medjid. From the original drawings by chevalier Gaspard Fossati, lithographed by Lovis Haghe. London. 1852. Altchristliche Baudenkmale von Constantinopel vom V bis XII Jahrhundert. Von W. Salzenberg. Berlin. 1854). На предложенном здесь плане левая (от зрителя) сторона изображает нижнюю часть храма святой Софии, а правая – верхнюю. А – алтарь, βμα. Б – храмъ, νας. В–В – внутренний притвор, νρϑιξ, называемый у нас «трапезою». Г–Г – внешний притвор, ξωνρϑηξ. Д–Д – нижние галлереи, назыв. у Стефана Новгородца «улицами церковными». Е–Е–Е – верхние галлереи, наз. у нашего паломника «полатями». Ж – большая крестильннца, μγα βαπτιστριον. 2 Т.е. меру гроба Господня, по которой, вероятно, и устроен на подобие гробницы ящик или стол, для возложения на нем священной плащаницы. В старинных описях такие столы с плащаницею назывались именно «гробом Господним»; напр. по описи Вологодского Софийского собора 1744 г. значится «гроб Господень деревянный, подет камкой лазоревой». См. Сувор. Опис. Волог. кафедр. Соф. соб. М. 1863, стр. 37.– В дополнительной описи Новгородского Софийского собора, под 307, записано, что в соборной ризнице хранится в особом ковчежце «мера гроба Господня» – полосатая лента, по концам запечатанная сургучем, длиною 2 аршина 7 3 / 8 вершка, шириною 1 1 / 3 вершка.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Где книги, написанные теми Пермскими письменами, который изобретены св. Стефаном? На этот вопрос обыкновенно отвечают, что они утратились. Каким же образом? Одни обвиняют в этой утрате небрежность преемников Стефана и невежество Пермского или Зырянского духовенства. Обвинение несправедливое: следя по летописным и другим сказаниям за деятельностью преемников Стефановых, можно достаточно убедиться, что эта деятельность и была продолжением апостольских трудов Великопермского просветителя, и что, поэтому, они должны были содействовать распространению книг, переведенных св. Стефаном на язык Пермский и написанных письменами Пермскими, если бы такие книги действительно были. Что же касается до Зырянского духовенства, то известно, что до последнего времени оно постоянно производилось из самих же Зырян и Зырянские священники совершали исповедь и беседовали с своими прихожанами по-зырянски; следовательно, как справедливо заметил еще митрополит Евгений, самая выгода их не допустила бы оставить без внимания и наконец совсем потерять такие книги, которые были для них необходимы, и заменить их Славяно-Русскими. Другие в утрате Пермских книг ссылаются на пожар 1740 года, испепеливший в Устьвыме церкви со всем имуществом и книгами. Но этим можно объяснить утрату только тех книг, которые находились в Устьвыме. Где же прочие книги? Говорят, что еще прежде Устьвымского пожара, при учреждении Вятской и Велико- пермской епархии в 1658 году, они взяты в тогдашний епархиальный город Хлынов. Однако оказалось, что в Вятке таких книг нет и не было; да не было и нужды отбирать их у Зырян. – Говорят еще, будто часть Пермских книг давно была взята в Москву, а другая, вместе с некоторыми Зырянскими идолами, отправлена бывшим Ярославским и Вологодским генерал-губернатором А.П. Мельгуновым в С. Петербург и, по повелению императрицы Екатерины II, поступила в Императорскую эрмитажную библиотеку. Но по тщательным разысканиям митрополита Евгения в Московских архивах Патриаршей (ныне Синодальной) библиотеки и Иностранной коллегии (ныне Главный архив министерства иностранных дел) не оказалось в них ни одной Пермской, или Зырянской рукописи: а по отзыву библиотекаря Эрмитажа Келлера, вследствие сношения канцлера Румянцева с графом Головкиным.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Самогласные стихиры, положенные в совр. Триоди в Б. с. н., были написаны св. Стефаном Савваитом (известны 2 Стефана Савваита, один † 794, другой † ок. 807 - Карабинов. С. 119). В рукописях также приводится ряд подобных стихир, вышедших из употребления ( Quinlan. T. 2. P. 4-5; Карабинов. С. 144, 248). Песнопение «Объятия Отча» - это проимий кондака Романа Сладкопевца, зафиксированный в греч. и слав. Кондакарях в Б. с. н. (Laur. Г. 28, IX в.- Grosdidier de Matons J. Romanos le Mélode. P., 1977. P. 90; ГИМ. Син. 777, XIII в.- Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Отд. 2. С. 387) и присутствующий уже в Триоди Sinait. gr. 734 ( Quinlan. T. 2. P. 4). Студийско-Алексиевский Типикон называет его кондаком ( Пентковский. Типикон. С. 234; ср.: С. 413, где оно названо тропарем), так же, как и принятый ныне в РПЦ Требник (см. совр. чин монашеского пострига в великую схиму - Требник большой. Л. 80). В иерусалимских Типиконах и Триодях это песнопение обычно называется седальном . Роману Сладкопевцу также принадлежит кондак «Τν σωτον ζλοσα» (Блудного поревновал), к-рый помещен в Б. с. н. в Кондакарях Vatop. 1041, X-XI вв., и Patm. 213, XI в., в неделю 2-ю поста ( Карабинов. С. 83; Grosdidier de Matons. Romanos le Mélode. P. 90; Bertoni è re. P. 135-136). Анонимный кондак 3-го гласа «Τς πατρας δξης σο» (      ), к-рый приводится в совр. Триоди, встречается во мн. рукописных Кондакарях и Триодях с X в. ( Grosdidier de Matons. Romanos le Mélode. P. 90; Bertoni è re. P. 179). Раскрытию притчи о блудном сыне в совр. Триоди посвящены также 1-й канон на утрене 2-й недели и все самогласны 3-й седмицы Великого поста. То же содержание имеют надписанные именем Иосифа Студита трипеснец в понедельник и подобны на «Господи, воззвах» в понедельник и среду 3-й седмицы поста - возможно, песнотворец знал о связи 3-й седмицы Великого поста с воспоминанием притчи о блудном сыне. Канон 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа (ирмос: Αρματηλτην Θαρα (    ), нач.: Αναλαβντες ν θερμος τος δκρυσι (      )), с алфавитным акростихом в тропарях и именем Феофана в богородичнах, выписан в качестве 3-го канона Б.

http://pravenc.ru/text/блудного сына ...

Арабы сбросили тела их на землю, где они долгое время лежали, не только не подвергаясь порче, но напротив испуская благоухание. Вскоре святые явились предстоятелю церкви в Кесарии Палестинской архиепископу Иоанну, «сохранившему чрез скорописцев и память об их подвижничестве; ему повелевают они взять оттуда божественные тела свои и положить в том указанном месте, на котором воздвигнут храм во имя первомученика Стефана, вне Иерусалима» (§ 30). Иоанн исполнил все, что было ему во сне, и с тех пор святые даруют милости страждущим (§ 31). Знаменитейшая Саввина лавра (в 12 милях от Иерусалима и в 8 милях от Вифлеема, при потоке Кидроне), 554 в которой подвизалось так много святых иноков в VIII и IX столетиях, сверх ожидания, оставила нам мало агиографических памятников. Одно похвальное мученичество и одно житие, написанные в начале IX в., – вот и вся литературная лаврская производительность за указанные два века. Но если бы нашлось и десять житий Саввинских святых, мы нисколько не удивились бы количеству, напротив испытывали бы одно удовольствие... Прежде всего мы имеем мученичество. 555 Агиограф по скромности не назвал своего имени, и только из другого современного памятника мы знаем, что составителем ξγησις τοι μαρτριον’а был современник, савваит Стефан. Об этом савваит Леонтий в ниже рассматриваемом житии св. Стефана говорит следующим образом: савваит Феоктист «очистился мученическим крещением, не причастным к вторичной нечистоте: он принадлежит к числу отцов, убитых варварами в великой лавре святого отца нашего Саввы, повествование о которых написал добродетельный авва Стефан, украшение нашей лавры» (§ 177). Что агиограф был современником события 796 г., явствует из следующих его слов: «я был очевидцем и зрителем избиения иноков, будучи хотя и недостойным, но одним из жителей сей смиренной лавры, находившихся во время самого губительного нашествия и нападения» (§ 2). Агиограф со всевозможною последовательностью и точностью передал рассказ о сарацинском нашествии, так что заслуживает полного внимания и доверия.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Христос представлен уже на престоле, во весь рост, хотя также с Евангелием в руках и с благословляющею десницею. Те же, по – видимому, одежды и прежних красок, та же широкая драпировка одежд, но за то крайняя худоба фигуры и вообще удлиненные пропорции; также мутные цвета красок, и темный золотой фон и, главное, явные признаки разложения самой условности византийского типа и стиля. Этому соответствует рисунок и раскраска фигуры донатора: H Kwnstantinoupoliv. H perigrafh topografikh, arcaiologikh kai istorikh.... Aqhohsin. 1851, р. 136 sq. Суждение и критику см. в статьях Г. С. Дестуниса, «Топография средневекового К – поля», Ж. Мин. Нар. Пр. за г. январь, отд. оттиски стр. 23 след. 162 Buzantinai meletai topografikai kai istorikai meta pleistwn eikonwn. Kp. 1877. 8°, 415 стр., 36 рис. вне текста. О труде см. разбор в указ. ст. г. Дестуниса, ibid. II, 250 слд. 166 Веневитинова, М. А. изд. «Хождения», Правосл. Палестинского Сборника, I, вып. 3, предисловие. 169 Арх. Леонидом указано в ст. Обозрение цареградских памятников и святынь XIV и XV веков по русскими паломникам, в «Чтениях И. Моск. О. Ист. и Др.» 1870 г., кн. IV, стр. 18 – 62. 170 Прямо на запад, что вполне оправдывает план Лабарта, 1. с. pl. 2, 4, на котором статуя Юстиниана помещена на З. против западного угла Софии. 171 Место, явно, испорченное, но нет никакого основания выбрасывать эти три слова, как то делает г. Савваитов (см. прим. стр. 96), не лучше ли: «к ней внидет» – т. е. к себе возвращается. Мы же знаем, что икону носили во Влахернский дворец и м – рь Хора, оттуда назад через Петрион. 174 См. о Влахернской церкви выше и текст Стефана Нов., удостоверяющий, что в XIII – святыни были собраны во Влахернской церкви. Впрочем, Бандури в Комм. II, р. 617, замечает, что свидетельства об этих святынях и их месте крайне разнятся. По Никиф. Калл., Дюканж – во Влахернах, так и наши паломники. 175 По Анониму – в Халкопратийской церкви, см. Бандури ibid., как и все последующие святыни и придел Иакова. 176 Г. Савваитов сводит в прим. тексты Стефана, Зосимы и Ник. Каллиста (по Византию), гласящие, что святыня была положена под известную колонну Константина, как о том шло в Византии предание, вместе с секирою Ноя и алавастром Марии Магдалины. 177 Здесь новая странная вставка: «А оттоле мощи святого Мамонта, ту же есть и монастырь его», находившийся как известно, на самом северном углу столицы. Но притом, правильно догадывается г. Савваитов, прим. 142, здесь смешаны ворота Crus%h с Carsòa, и два монастыря поставлены рядом. 178 В Житии упоминается м – рь Дия, куда переданы были мощи мученика, а монастырь был по близости Золотых ворот. 179 См. прим. г. Савваитова 151 – е к стр. 117 – 8 к изд. «Путешествия», а также на стр. 119 догадки его о м – ре Омонойа, который он полагает возможным разуметь под женским монастырем, в котором Антоний видел мощи 10 мучеников и дочери Копронима.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

отцов, после чего ученик со своим учителем вернулись в свою лавру (§§ 27–28). После кончины Стефана, в начале IX в. Евстратий состоял базиликарием, то есть хранителем базилики Св. Воскресения (§ 24). 2. Иоанн, муж святой и чудотворец, ученик Стефана. Он часто бывал в Дамаске и рассказывал, как он однажды отправился в монастырь Хура; на возвратном пути он чуть было не погиб от руки проводника-эфиопа и был выведен на дорогу предстательством св. Стефана. В другой раз он хворал в монастыре Хуран: ему хотелось есть соленой рыбы с горчицей, – и старец, совершенно неожиданно для него, принес ему все это (§§ 35–43). Позже Иоанн был епископом г. Харахмов (Χαρκωμα, в третьей Палестине). 563 3. Косма, ученик Стефана в 794 году, созывавший Лаврскую братию к постели умирающего учителя и рассказавший Леонтию о последних часах жизни Стефана (§§ 179–183). – Если бы он погиб в дыму в 796 году, как думают болландисты, Леонтий не преминул бы упомянуть об этом, как он упомянул о Феоктисте; поэтому можно думать, что в 796 г. погиб другой Косма-савваит. 4. Леонтий, агиограф, о котором было уже говорено нами. 5. Савва, сириец, ученик Стефана, саном пресвитер, вдова-мать которого жила в трех днях пути от лавры; кончину её предсказал св. старец (§§ 81–82). 6. Феоктист, скромный ученик Стефана, очень любимый им за кротость и чистоту жизни, родом из Газы; ходил со старцем в поток восточной пустыни обители св. Евфимия; мученическая кончина его предсказана была св. старцем; «Феоктист принадлежит к числу отцов, убитых варварами в Великой лавре святого отца нашего Саввы, повествование о которых написал добродетельный авва Стефан, украшение нашей лавры» (§§ 176–178). Но кроме учеников, сообщавших агиографу сведения о св. Стефане, было еще несколько иноков и подвижников, которые присылали Леонтию свои воспоминания о старце. К числу их принадлежат следующие лица: 1. Мартирий, отшельник и затворник, муж святой жизни и чудотворец, сведения о котором сообщены самим Стефаном; скончался, проведя много лет в своем затворе.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Наиболее обычным чудом является исцеление болезни посредством намазывания маслом от лампады святого. 71 Дар чудотворений святых иногда обозначается посредством указания на близость к ним диких зверей и птиц; напр. Герасиму Иорданскому служил лев, голуби получали пищу прямо из рук Антония нового и Стефана Савваита, которому садились на голову и на плечи; 72 именем святого лань позволила поймать себя; 73 кобыла поджидает разбойника (§ 20), и т. д. Еще более удивительными являются чудеса, когда животные говорят человеческою речью, как в баснях, 74 по библейскому образцу Валаамовой ослицы: в ж. Космы и Дамиана говорит верблюд, в муч. Ирины – конь, в муч. первомуч. Стефана – мьсхы, в ж. Зосимы и Афанасия – лев и т. д. Наряду с этим уже в старых житиях начинает появляться сравнение чудес новозаветных святых с чудесами Ветхого Завета; мы скоро увидим, что не в меру расходившееся воображение греков заносило их и гораздо далее этого. Феодор Петрский в житии Феодосия по поводу предсказания Симеона Столпника заметил (§ 5): «это чудо, как мне кажется, можно обрести не на много уступающим чуду относительно Иоанна, о котором засвидетельствовал Христос, что он болий всех рожденных женами». Тот же агиограф далее писал (§ 35): «это чудо не уступит чудесам Елисея: тот прокормил немногими смоквами и хлебами ячменными сто мужей, а этот, действием св. Духа, наполнил из одного пшеничного зерна весь дом пшеницею». Равным образом агиограф Стефана Савваита пишет (§ 103): «Другой из учеников богомудрого старца рассказал мне некое чудо, не уступающее чудесам законодателя Моисея»; этот святой «подобно Моисею ударом в землю извлекал воду» (§ 104). Агиограф Феодоры Солунской говорит (§ 61): «это не уступает чудесам светильника и верховного из апостолов: тот призыванием Христа и поднятием за руку исцелил хромого, а эта прибывшую к источнику чудес уврачевала чрез помазание маслом»; названная святая имела дерзновение к Богу равное дерзновению Илии (§ 46). Эта часть агиографической схемы оканчивается также риторическими фразами: «куда обратить мне слово?»; 75 «но пора уже кончить свою речь, так как я не мог бы в отдельности перечислить твои добродетели».

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

В 1641 году один благочестивый горожанин Калуги принес ко гробу блаженного Лаврентия сына своего Давида, болевшего ногами так, что не мог ступить; отрок, прикоснувшись к раке, внезапно почувствовал разрешение от болезни и мог сам собой возвратиться в дом свой. Не только из соседней Калуги, но и из дальних мест стали притекать ко гробу преподобного, привлекаемые молвою о чудных его исцелениях. Пришел некто Симеон из Нижнего Новгорода к игумену обители, долгое время страдавший лихорадкой, и просил его несколько времени пробыть в обители, ибо много слышал о чудесах святого. Благословил игумен и не посрамилась вера пришельца в заступление угодника Божия, ибо вскоре исцелился от своего недуга и потом, потрудившись довольно времени в обители, возвратился на родину в Нижний Новгород. Тот же боярин Лев Кологривов, сорок лет после своего исцеления движимый верой к человеку Божию, привел ко гробу болящего сына своего Петра, страдавшего долговременной лихорадкой, и получил желанное исцеление сыну, как некогда для себя. Много иных исцелений истекало и продолжают истекать до ныне от гроба сего праведника, к утверждению веры православных. Память его записана в старых рукописях 8-го июля, местно же совершается 10-го августа. (Выписано из рукописи, хранящейся при Калужской обители Архиерейского дома.) 13-го июля, Собор святого Архангела Гавриила и преподобного отца нашего Стефана Савваита. В сей же день память преподобного Стефана Махрищского. Житие преподобного Стефана Махрищского Собеседник Сергиев, преподобный Стефан, был также одним из великих двигателей жизни иноческой на севере и виновником основания многих обителей; но описание жития его не сохранилось с такой подробностью, как житие великого Сергия Радонежского, потому что не было записано современниками. Только во дни Царя Иоанна Васильевича, когда благочестивый Митрополит Макарий с такой любовью собирал жития святых своей Церкви, было обращено особенное внимание и на житие преподобного Стефана, о святости коего давно уже разносилась молва по окрестным пределам столицы. Тогда поручено было благоговейному описателю многих житий святых иноку Иоасафу, который по смирению называет себя невеждой и грубым поселянином, собрать сведения и о подвигах великого Стефана. В его обитель на Махру пришел скромный писатель, и там вопрошал братию о житии их первоначальника. Тогда игумен Варлаам вынес ему полуистлевшие свитки, в которых прадед его Серапион, бывший иноком в той же обители, записал нечто слышанное им от современников о преподобном, и это послужило основанием для описания его жития.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В иерусалимском уставе он уже был в конце XI века при Никоне черногорце. Он не внесен в месяцеслов Василия, ибо нечего было писать о сем празднике, основанием коего не было какого либо события кроме посвящения Архангелу храма, за тем он не вошел и в другие прологи, составлявшиеся на основании прежних. Пр. Стефан Савваит старший . Он был племянник св. Иоанна Дамаскина от его родного брата, родился в 725 году, на 10 году принят в лавру св. Саввы и провел всю жизнь в ней и частию в пустыне около нее и скончался 69 лет в 794 году от Р. X. Он при жизни своей совершил много знамений и чудес, открывая другим мысли сердечные, предсказывая будущее, изгоняя бесов, врачуя болезни, наконец предузнал свою кончину; посему он называется чудотворцем. Жизнь его очень подробно описана учеником его Леонтием, который провел под его руководством 4 года пред кончиною. Она помещена в Деяниях св. (Iul. III. р. 524–612), но без начала, ибо такую рукопись имели издатели. Она неизвестна была св. Димитрию ростовскому . В прологе св. Стефан в отношении к кончине смешивается с мучеником Серапионом. Сего святого Стефана должно отличать от другого Стефана савваита, творца канонов, который хвалится Леонтием в житии. Св. Стефан чудотворец скончался в 794 году после Фомина воскресенья во вторник 1 апреля и похоронен 2 апреля. Почему память его совершается 13 июля неизвестно, по причине ли перенесения празднования ему с апреля по случаю праздника Пасхи или по причине перенесения мощей его. Другой же Стефан савваит, творец канонов, описал нападение на лавру сарацын, бывшее в 796 году (см. 20 марта) и память его 28 октября. Муч. Серапион . Он сожжен князем Акилою в правление импер. Севера (193–210). В месяцеслове Василия говорится, что после исповедания имени Христова он был жестоко сечен, строган по всему телу и потом томим в темнице голодом. Выведенный из темницы совершенно здравым (ибо его исцелил I. Христос), он привел всех этим в удивление и осужден на сожжение. Бароний относит кончину его в 205 году. Место его страдания неизвестно. Муч. Маркиан . Обращенный и обращавший других во Христу юноша Маркиан из Иконии ликаонской представлен в Каппадовию правителю Переннию, после льстивых увещаний строган по ланитам, резан по жилам, потерпел изрезание языка ножем, был положен на разженную сковороду и наконец усечен мечем. Бароний относит правителя Перенния в 243 году. У Мюллера кончина его полагается около 258 г. вернее. Сн. Деян. св. (Iul. III. 185). Сн. заметку 12 сент. о Коронате. 14

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010