Сокрытые дары Стефан Васильевич Фомин, будущий старец Севастиан, родился в день памяти преподобного Стефана Савваита 28 октября/10 ноября 1884 года в бедной крестьянской семье села Космодемьяновского Орловской губернии. Рос с двумя старшими братьями — Иларионом и Романом. Незабываемое впечатление раннего детства — поездка в 4-летнем возрасте в прославленную Оптину пустынь, расположенную в 150 км от Орла, где тогда старчествовал самый известный оптинский подвижник — преподобный Амвросий. Это путешествие сыграло важную роль в духовном становлении отрока. Неизвестно, встречался ли Стефан с отцом Амвросием еще (последний умер в 1891 году), но портрет этого святого старца был с ним в течение всей жизни. Вскоре после этого паломничества умирают мать и отец. Иларион в достаточно молодом возрасте женится, а Роман избирает иноческое житие и в 1892 году поступает послушником в ту же Оптину. В зимнее, свободное от крестьянской работы время Стефан любит посещать в прославленном монастыре среднего брата и в скором времени сам ощущает в сердце призвание к монашеству. В 1905 году Иларион наконец отпускает Стефана в Оптину пустынь. А через три года происходит удивительное событие: 24-летний послушник Стефан становится келейником преподобного иеросхимонаха Иосифа (Литовкина), преемника великого старца Амвросия. Семидесятилетний отец Иосиф, несмотря на физические немощи и болезни, в то время являлся главным духовным наставником монастыря, у которого окормлялись тысячи людей со всей России. Братия обители понимала, что недалек миг перехода старца в вечность. Прозрел великий светильник Оптиной преподобный Иосиф в юном Стефане пока еще сокрытые духовные дары, расположение его воли к подвижническому житию, способность его сердца наследовать служение старчества. Избрал именно его, а не более взрослого и опытного насельника обители, для того чтобы тот продолжал служение старцев. Сам преподобный Иосиф начал келейничать у старца Амвросия достаточно рано, в 23-летнем возрасте, и, прослужив ему верой и правдой более 30 лет, стал его наследником и преемником.

http://e-vestnik.ru/analytics/shiarhiman...

15. Диакон возглашает: «Вонмем» (только в тексте второй редакции). 16. Святитель: «Τ για τος γοις» 8 . 17. И все стоящие возле святителя видят исходящий из его уст огонь. 18. Устрашаются и прославляют Бога, Творящего чудеса. 19. Святой совершает преломление Св. Хлеба (только в тексте первой редакции). 20. Происходит Причащение Св. Таин (согласно первой редакции, сначала причащаются свт. Николай и епископы, они молятся, после чего святитель причащает народ/согласно второй редакции, все – и клирики, и народ – причащаются из рук святителя и затем славословят Бога). 21. Литургия заканчивается. 22. (Клирики – ?) потребляют «оставшееся, то есть просфоры» (это отмечено только в первой редакции). 23. Свт. Николай отпускает народ (согласно первой редакции)/народ просто расходится (согласно второй редакции). 24. Но архиепископы, диаконы и клирики (эти лица названы в первой редакции)/епископы и клирики (эти лица названы во второй редакции) проводят со святым весь день. 25. Наступает вечер. 26. И святитель вместе с клириками совершает вечерню. 27. После чего все отдыхают и вновь молятся (только согласно первой редакции). 28. И ложатся спать (согласно первой редакции, до утра/согласно второй редакции, ненадолго). 29. Встав утром, молятся (только в первой редакции)/один святой, встав, молится всю ночь (только во второй редакции). 30. И, завершив всё, отдыхают (только в тексте первой редакции). Как видно, описание литургии и других служб крайне схематично и вполне соответствует описаниям даже такого раннего (для житийной традиции свт. Николая) памятника, как «Апостольские постановления» 9 . С другой стороны, чудо с явлением огня или света во время возгласа «Τ για τος γοις» нельзя назвать уникальной особенностью рассматриваемого Деяния свт. Николая. Оно имеет очень близкие параллели в Житии св. Стефана Савваита, написанном его учеником Леонтием 10 , в Житии свт. Иоанна Златоуста , написанном Симеоном Метафрастом 11 , в Житии Варфоломея Симерийского 12 . Как показал Р. Тафт в своей последней монографии 13 , усиление акцента на значении именно этого момента Божественной литургии характерно для византийского богословия VIII–XIII bb. 14 Тот факт, что составители известных нам редакций Деяния отождествляют чудо явления огня именно с этим моментом литургии, отодвигает, хотя и с недостаточной степенью надёжности, terminus post quem использованной ими проторедакции «Деяния о подати» до VIII b.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3й песни – седален пророка, глас 8й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «В напасти многоплетенныя впад…». По 6й песни – кондак и икос пророка, глас 2й. На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни «Достойно есть» не поется. Светилен пророка. «Слава» – ин светилен пророка, «И ныне» – Богородичен Минеи. «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры пророка, глас 8й и глас 1й – 6. «Слава» – пророка, глас 8й: «Пророков верховники…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Владычице, приими…» (см. прил. 2е, «В субботу утра»). Великое славословие. По Трисвятом – тропарь пророка, глас 4й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века…». На часах – тропарь и кондак пророка. На Литургии блаженны пророка, 1го канона песнь 3я – 4 (со ирмосом), и 2го канона песнь 6я – 4. В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь пророка. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь пророка. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – «Предстательство христиан…». Прокимен, аллилуиарий и причастен – пророка. Апостол и Евангелие – пророка (рядовые чтения переносятся на субботу 21 июля). Б. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры пророка, глас 1й и глас 2й – 6. «Слава» – пророка, глас 6й: «Приидите, православных…», «И ныне» – Крестобогородичен, глас тот же (см., например, 12 июля, в службе мчч. Прокла и Илария и прп. Михаила Малеина, на «Господи, воззвах»: «На Древе Живот…»). Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 4й. «Слава» – пророка, глас 6й: «Пророче, проповедниче Христов…», «И ныне» – Крестобогородичен, глас тот же (см., например, 13 июля, в службе Собора Архангела Гавриила и прп. Стефана Савваита, на «Господи, воззвах»: «Всечистая яко виде…»). По Трисвятом – тропарь пророка, глас 4й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пренепорочная…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь пророка, глас 4й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пренепорочная…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Красавец храм с пятью куполами в византийском стиле, заложенный в 1881 году по проекту архитекторов К.К.Вергейма и Ф.Я.Миллера, устроили по завещанию С.П.Елисеева, одного из владельцев торговой фирмы «Братья Елисеевы». На Большеохтинском кладбище был похоронен его отец, ярославский крестьянин Петр Елисеев, основавший в 1813 году знаменитую империю Елисеевых. Главный престол храма был освящен 5 ноября 1885 года митрополитом Санкт-Петербургским Исидором во имя Казанской иконы Божией Матери, приделы – во имя св. Георгия – просветителя Армении, во имя преподобного Стефана Савваита, во имя св. мученицы Любови, во имя праведной Анны, Матери Пресвятой Богородицы. Храм отличался великолепной акустикой, богатым убранством. Иконостас изготовили в охтинской мастерской Леонтьева и Кондратьева. В 1929 году храм взорвали, а усыпальницу Елисеевых уничтожили. Отец Петр познакомился в Санкт-Петербурге с выдающимися пастырями своего времени, которых он полюбил всей своей душой – протоиереями Иоанном Кронштадтским (1829–1908) и Философом Орнатским (1860–1918). Оба этих выдающихся пастыря ныне прославлены в лике святых. Отца Иоанна называли «Пасхальным батюшкой». И впервые такое определение великому угоднику Божию дал его верный почитатель, учредитель «Общества в память отца Иоанна Кронштадтского » протоиерей Петр Миртов , который рассказывал, что «достаточно было, чтобы отец Иоанн куда-либо приехал, чтобы тотчас всех охватывало радостное настроение, такое радостное, как на Пасху: безнадежно больные и их близкие надеялись на исцеление, убитые горем – на утешение, бедные, находящиеся в безысходной нужде – на материальную помощь, желающие что-то предпринять и все вообще – на получение благословения» 2 . Отец Философ хорошо знал отца Иоанна Кронштадтского . Жизнь связала их не только духовными (отец Иоанн был духовником отца Философа), но и родственными узами. Младший брат отца Философа протоиерей Иоанн Орнатский был женат на племяннице святого праведного Иоанна Кронштадтского Анне Малкиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mirtov/pr...

Первым св. мучеником считается обыкновенно архидиакон Стефан (πρωτομρτυς). Иногда византийские писатели подымаются выше и первым мучеником считают св. Иоанна Крестителя: напр. Стефан Савваит называет Предтечу μρτυς κα μαρτρων πρτος; 2 однако это не совсем точно: мучениками мы называем исповедников веры, положивших живот свой за истину Бога, а не только исповедников нравственности, каким был по преимуществу св. Иоанн как мученик. Юная христианская община, оплакав кончину одного из 70 апостолов, надо полагать, прежде всего занесла в свою памятную книгу это имя; и с того времени ежегодно 27 декабря в молитвенном единении воспоминала св. Стефана и в памяти и в воспоминании о деятельности его почерпала новые силы к укреплению и утверждению веры. Ближайшие свидетели мученической кончины членов христианской общины и в последующее время все заносили и заносили имена новых мучеников и день их кончины: памятная книга отдельных провинций все разрасталась. С течением времени, как естественный шаг, для нужд христианской общины явилась необходимость иметь общий календарь с именами всех мучеников, пострадавших на обширной территории Римской империи. И число этих мучеников к IV веку разрослось настолько, что в календаре не оказалось ни одного дня без памятей мучеников. Но ранее того как христианская религия уже объединила обе части Римской империи, не сохранилось ни одного такого календаря; старейшие из них, Сирийский и Псевдоиеронимов мартирологи, относятся лишь к V веку. Рядом с голою отметкою имени одного мученика писалось иногда μαρτριον другого, особенно в том случае, когда при казни присутствовал какой-нибудь тайный христианин, который нередко и уносил тело мученика в сокровенное место. Конечно, среди бивуачной жизни христиане в своих μαρτρια не могли преследовать каких-либо литературных целей. Написанные наспех, эти μαρτρια не отличались должною правильностью речи и в сущности давали очень мало исторических черт по сравнению с краткими календарными отметками: главнейшим придатком является здесь имя императора, епарха, анфипата или префекта и т. д., при которых пострадал мученик. Но как ни слабы были эти μαρτρια в литературном отношении, они тщательно сохранялись, ибо христианская община хотела прежде всего читать или слушать только память мученика, совсем не обращая внимания на её литературную форму.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Православия наставниче... (общий исповеднику). Ин тропарь, глас 5 Воздержанием житие украси и страсти умертвив,/посрамил еси вражия прилоги, отче Стефане,/и приложися к Богу, чудотворец показася,/в вечней славе со ангелы ликуя,/с ними же моли помиловати души наша. Кондак, глас 4 Насадил еси добродетелей рай,/и напоил еси токами слез твоих,/яко жизни, всеславне, древо получив,/спаси молитвами твоими от тли стадо твое,/избави от обстояний тепле чтущих тя, Стефане,/тя бо предстателя величайша, мудре,/вси верою и любовию стяжахом. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Стефане,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь святителю Арсению I, архиепископу Сербскому, глас 8 Милости наставниче, и благоутробия сокровище,/еже всем отверзл еси,/правоверия учителю, и архиереев Божественное удобрение,/отче наш иерарше Арсение,/нищих был еси заступник./Тем моли Христа Бога,/просветити души наша, да не когда уснем в смерть. Кондак, глас 2 В пищи словес твоих, Богоносе Арсение,/разумно чада твоя питая,/языком хваля, устнами же пение принося, вещанием зовый:/Христе, Ты еси Свет неизреченный. Величание Величаем тя,/святителю отче Арсение,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобному Иову, игумену Почаевскому, глас 4 Многострадальнаго праотца долготерпение стяжав,/Крестителеву воздержанию уподобляяся,/Божественныя же ревности обою приобщался,/тех имена достойно прияти сподобился еси,/и истинныя веры был еси проповедник безбоязнен;/темже монахов множества ко Христу привел еси,/и вся люди в Православии утвердил еси,/Иове преподобне отче наш,/моли спастися душам нашим. Ин тропарь на обретение мощей, глас тойже Возложив на ся иго Христово от юности,/преподобне отче Иове,/многолетне свято подвизался еси/на поприще благочестия во обители Угорницкой/и на острове Дубенстем,/и притекл к горе Почаевской,/знаменанней цельбоносною стопою Пресвятыя Богородицы,/в тесной пещере каменней/богомыслия ради и молитвы многократно заключался еси,/и, благодатию Божиею укреплялся,/мужественно потрудился еси/на пользу обители твоея,/купно же и противу врагов Православия/и благочестия христианскаго,/и наставив сицевому ополчению иночествующих,/победители тех представил еси своему Владыце и Богу./Того моли спастися душам нашим. Кондак, глас тойже

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Наибольшее внимание на протяжении всех лет издания уделялось местной церковной истории, что объяснялось личным интересом Н. И. и И. Н. Суворовых, обилием старинных памятников в пределах епархии и наличием уже в сер. XIX в. значительной посвященной им лит-ры, в т. ч. не изданных прежде сочинений митр. Евгения (Болховитинова) и трудов учрежденного в 1851 г. епархиального церковного историко-статистического комитета. Так, Н. И. Суворов составил или прокомментировал работы: «Об иерархах бывшей Великоустюжской епархии» (1865-1873), «Вологодский летописец» (1873), «Устюжский летописец» (1874), «История г. Сольвычегодска», составленная в 1789 г. А. Соскиным (1881-1882), «О бывшей Великоустюжской семинарии и современных ей духовных училищах в Тотьме, Лальске, Сольвычегодске и Яренске» (1887), «75-летие Вологодского духовного училища» (1889), историко-статистическое описание почти всех мон-рей и мн. древних приходских церквей. Заслуживает внимания ст. П. И. Савваитова «Об учреждении Вологодской епархии» (1865. 5, 6). В журнале публиковались биографии Вологодских и Великоустюжских архиереев, мн. др. местных церковных деятелей, жизнеописания свт. Стефана Пермского (1871, 1896), блаженных Прокопия Устюжского (1865), Иоанна Устюжского (1894), преподобных Сильвестра Обнорского (1864, 1866), Димитрия Прилуцкого (1865, 1901), Феодосия Тотемского (1866, 1867, 1887, 1896), Иоасафа Каменского (1867, 1893), Галактиона Вологодского (1867, 1901), Арсения Комельского (1869), Павла Обнорского (1870), Дионисия Глушицкого (1870, 1900, 1901), Вассиана Тиксненского (1897), Кассиана и Григория Авнежских (1900), Киприана Устюжского (1900), Агапита Маркушевского (1905), Стефана Махрищского (1906). Важным источником для истории приходской жизни православных и старообрядцев являются описания поездок епархиальных миссионеров и их дневники (см., напр.: Заплатин А. Записки епархиального миссионера - 1914. 7-9, 11, 12, 20), др. материалы местных корреспондентов (см., напр.: Этнографические наблюдения в Кадниковском уезде - 1907. 11, 12, 22).

http://pravenc.ru/text/155167.html

Устав прп. Саввы Освященного предписывал «без разрешения и воли игумена никому не иметь права оставлять собственную келлию своему ученику» ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. Ч. 1. С. 223). Из этого следует, что палестинские келлиоты могли иметь учеников, которые жили с ними в одной келье. Житие прп. Стефана Савваита († 794) упоминает о Евстратии, к-рый был у этого старца «в чине ученика» (Vita Stephani Sabaitae. II 12//ActaSS. Iul. Т. 3. Р. 535; рус. пер.: Палестинский Патерик. СПб., 1900. Вып. 11. С. 22). Прп. Иоанн Дамаскин , поступивший в лавру прп. Саввы, был принят в К. одним из старцев ( Кекелидзе К., прот. Грузинская версия арабского жития св. Иоанна Дамаскина//ХВ. 1912. Т. 1. Вып. 1. С. 158. Ср.: ActaSS. Mai. Т. 2. Р. XXV). Практика лаврского особножительного старчества, по-видимому, отразилась на старчестве палестинских общежительных монастырей и была унаследована монастырями студийской традиции. В палестинских киновиях, напр. в обители аввы Серида, старцу назначали до 3 новоначальных послушников, к-рые служили ему и пользовались его руководством. Если старец брал на себя подвиг полного безмолвия, он затворялся в своей келье, отказываясь от совместного проживания с учениками и от руководства новоначальными, хотя и мог давать советы и наставления др. старцам, как, напр., это делал прп. Варсонофий Великий ( Сладкопевцев П. М. Древние палестинские обители и их св. подвижники. СПб., 1896. Вып. 4: Обители VI и VII вв. С. 6-65, 89). В редких случаях нек-рые монахи, особенно происходившие из знатного рода и бывшие в миру богатыми людьми, имели при себе слугу не из числа послушников. Напр., в Скиту некий авва, римлянин по происхождению, бывший некогда знаменитым при царском дворе, держал при себе раба, к-рый прислуживал ему (Apopht. Patr. (Guy). 10. 110//SC. N 474. P. 86). В общежительных монастырях подобная практика, как правило, не приветствовалась. Некоторые монашеские уставы запрещают насельникам, имеющим знатное происхождение и привыкшим к роскоши, держать слуг и тем более требовать для себя послушников. В частности, Типикон груз. мон-ря в Болгарии (с. Бачково), основанного Григорием Пакурианом (составлен в 1083 на греч. и груз. языках), предписывает: «Если кто из мтаваров (князей.- П. Д.) или живущих в роскоши прибудет сюда для монашествования и таковые будут требовать предоставить им специально слугу или ученика, то [этого] не допускаем, ибо если кто допустит и уступит им, то через это не только возникнут неравенство и разделение среди братьев и изменение правил общежития, но и последуют даже большой вред и новшество» ( Шанидзе А. Грузинский монастырь в Болгарии и его Типик: Груз. ред. типика. Тбилиси, 1971. С. 291 (на груз. яз.)).

http://pravenc.ru/text/1684129.html

7 марта 1938 года «За контрреволюционную пропаганду и за участие в шпионаже в пользу контрреволюционного духовенства» были расстреляны Петр Антонов и Леонид Сальков. 2 мая 1942 г. от мучительной болезни скончался священник Дмитрий, осужденный «за антисоветскую и активную церковную деятельность в ИТЛ». 6 мая 1942 г. от болезни скончался священник Иоанн Ансеров, осужденный «как активный церковник к 5 годам ИТЛ». 26 июня 1944 г. от тяжелой болезни почила монахиня Пелагия (Жидко), осужденная «как участница Бутурлинской контрреволюционной церковно-монархической организации, участвовавшая в нелегальных сборищах, где проводила антисоветскую агитацию». 26 августа 1937 года мученически пострадали: священник Виктор Элланский, Дмитрий Морозов и Петр Бордан. Обвинявшиеся «в проведении контрреволюционной и террористической агитации против мероприятий, проводимых советской властью». Всего через стены Карлага на осень 1940 года по докладной записке на имя «начальника главного экономического управления НКВД СССР, комиссара безопасности 3-го ранга Кобулова» прошло «355 служителей культа». Через стены Карлага прошел любимый ученик преп. старца Иосифа Оптинского – преп. Севастиан (Фомин). По освобождению он остается в Караганде и создает тайную монашескую общину. Разные люди, разные судьбы, но была одной у них вера и приговор. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ПРЕП. СЕВАСТИАНА ДО ССЫЛКИ В КАРЛАГ Основатель тайной монашеской Карагандинской общины – преподобный Севастиан (Фомин). Он родился 28 октября (10 ноября по старому стилю) 1884 года в селе Космодемьяновское Орловской губернии, в бедной крестьянской семье. Отца звали Василием, а мать – Матроной. Родители дали ему имя Стефан, в честь преподобного Стефана Савваита, в день памяти которого он и родился. Всего в семье было три сына. Илларион (1872 года рождения), Роман (1877 года рождения), и Стефан. Когда Стефану было четыре года, умер отец, а через год – мать, и остались братья сиротами. «Когда родители умерли, – вспоминает старший брат Илларион, – мне было 17 лет. Земля у нас была девять десятин, ее надо обрабатывать своими руками, хозяйство небольшое – кому вести его? Нас трое братьев, вот мы повздорили, подрались – кто нас разнимет, примирит?»

http://pravoslavie.ru/2266.html

Житие Преподобного Отца Нашего Афанасия Афонского Память 6 Июля Память Преподобного Отца Нашего Сисоя Великого Страдание Святой Мученицы Лукии Девицы И С Нею Рикса И Других Страдание Святого Мученика Коинта Страдание Святых Мучеников Марина, Марфы, Авдифакса, Аввакума, Кирика, Валентина Пресвитера, Астерия И Многих Других Память 7 Июля Память Преподобного Отца Нашего Фомы Малеина Страдание Святых Мучеников Перегрина, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Саторнина И Германа Житие И Страдание Святых Преподобномучеников Епиктета Пресвитера И Астиона Монаха Страдание Святой Мученицы Кириакии Память 8 Июля Страдание Святого Великомученика Прокопия Празднество Пресвятой Деве Богородице В Честь Явления Ее Иконы Казанской Память 9 Июля Память Святого Священномученика Панкратия, Епископа Тавроменийского Житие И Страдание Преподобных Отцов Патермуфия И Коприя И С Ними Александра Мирянина Память Преподобного Патермуфия Память Преподобного Коприя Житие Святого Отца Нашего Феодора, Епископа Едесского Память 10 Июля Память Преподобного Отца Нашего Антония Печерского Страдание Святого Мученика Аполлония Страдание Святых Мучеников Вианора И Силуана Страдание Святых Сорока Пяти Мучеников, Пострадавших В Никополе Армянском Сказание О Перенесении Честной Ризы Господа Нашего Иисуса Христа Из Персии В Царствующий Град Москву Память 11 Июля Воспоминание О Чуде Святой Великомученицы Евфимии Всехвальной Преставление Блаженной Княгини Ольги, Во Святом Крещении Елены Память Святого Мученика Киндея Память 12 Июля Страдание Святых Мучеников Прокла И Илария Память Преподобного Отца Нашего Михаила Малеина Страдание Святой Мученицы Голиндухи Память 13 Июля Собор Святого Архангела Гавриила Память Преподобного Стефана Савваита Память Святого Серапиона Житие Святого Отца Нашего Иулиана Страдание Святого Мученика Маркиана Память 14 Июля Память Святого Апостола Акилы Память Преподобного Еллия Память Святого Мученика Иуста Память 15 Июля Страдание Святых Мучеников Кирика И Иулитты Память 16 Июля Страдание Святого Священномученика Афиногена И Десяти Учеников Его

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010