В споре между патриархом Никоном и «ревнителями благочестия» во главе с известными протопопами И. Нероновым , Аввакумом Петровым , С. Вонифатьевым на сторону противников «новизны» встали муромский протопоп Лонгин (впосл. сослан в Сибирь) и архимандрит Спасского мон-ря старец Антоний (принес покаяние на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. , сослан в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь , где и скончался). При вхождении в состав Владимирской епархии (в 1764) Муром сохранял статус 2-го кафедрального города до 1788 г., к этому времени в Муромском у. числилось 138 храмов. Во время Отечественной войны 1812 г. из Москвы были вывезены Владимирская икона Божией Матери и Иверская икона Божией Матери , к-рые 5 сент. были доставлены во Владимир, 10 сент. обоз со всероссийскими святынями прибыл в Муром. В городе чудотворные иконы пребывали в Благовещенском муж. мон-ре до 20 окт. 1812 г. К нач. XX в. в Муроме существовало 3 мон-ря (2 мужских - Спасо-Преображенский и Благовещенский и Троицкий женский); действовали 13 приходов (23 церкви), 3 бесприходных и 5 монастырских храмов. В церковно-адм. отношении приходы разделялись на 3 благочиннических округа. В крае с многочисленным старообрядческим населением действовали единоверческие приходы. До 1917 г. на территории совр. М. и В. е. их существовало 9: в слободе Мстёра (ныне поселок Вязниковского р-на) было 2 прихода (ц. во имя Пресв. Троицы, ц. во имя свт. Николая Чудотворца), в селах Дерново, Микляево, Нов. Поташ (ныне дер. Гороховецкого р-на), Польцо (совр. Муромский р-н), Семёновка (ныне не существует), Тараканово, Григорово (совр. Меленковский р-н). Муромское ДУ было открыто в Спасо-Преображенском муж. мон-ре в 1-й пол. 20-х гг. XVIII в. по указу имп. Петра I Алексеевича распоряжением митр. Рязанского и Муромского Стефана (Яворского) «для обучения поповских детей». В 40-х гг. XVIII в. уч-ще было закрыто, возобновлено в 1791 г. на территории Благовещенского мон-ря. После пожара, уничтожившего здание, уч-ще в 1800 г. было закрыто, в 1816 г. вновь возобновило свою деятельность в отдельном здании в Муроме, закрыто в 1918 г. Среди выпускников Муромского ДУ - митр. Варшавский и всей Польши Дионисий (Валединский) (выпуск 1890 г.), архиеп. Рязанский и Зарайский Иоанн (Смирнов) (выпуск 1858 г.), церковный ученый М. И. Савваитский (выпуск 1875 г.).

http://pravenc.ru/text/2564374.html

Здесь он заболел: здоровье его было подорвано 18-летними изнурительными трудами и подвигами, и хотя ему было всего пятьдесят лет, выглядел он значительно старше своего возраста. 26 апреля 1396 года святитель Стефан мирно скончался. Он был погребён в кремлёвской великокняжеской обители, в соборе Спаса на Бору. В 1549 году, на Соборе Русской Православной Церкви, святитель Стефан был причислен к лику святых. Литература: Иловайский Д.И. История России: в 5 т. М. 1876–1905; – Т. 2, стр. 403. Шестаков П.Д. Чтение древнейшей зырянской надписи//Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1834–1917; 1871, январь. Шестаков П.Д. Святитель Стефан, просветитель пермский//Учёные записки императорского Казанского университета. 1868, вып. 1, стр. 75. Савваитов П.И. О зырянских деревянных календарях и пермской азбуке, изобретённой святым Стефаном//Труды первого археологического съезда в Москве. – M., 1869, II, стр. 408. Соловьёв С.М. История России с древнейших времён: в 6 кн. Изд. 3. СПб., 1911. Кн. 1, стр. 1310. Попов Е. А. протоиерей. Святитель Стефан Великопермский. – Пермь, 1885. Карамзин Н.М. История государства Российского: в 3 кн. из 12 т. Изд. 3. СПб., 1842–1843, т. 5, стр. 64–68, 209, примеч. 125, 126, 137, 232; т. 9, 159. A.M. Сказания о жизни и трудах святителя Стефана, епископа Пермского. СПб., 1856. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви: в 2 т. М. 1900–1911; 1900, т. 1, 2-я пол.; т. 2, 1-я пол, стр. 262–296. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описания жизни их: в 3 т. Изд. 3. СПб., 1882, т. 1, стр. 533. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. Изд. 3. СПб., 1884, стр. 83–86. Лыткин Г.С. Зырянский край при епископах пермских и зырянский язык. СПб., 1889. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. СПб., 1864–1886, т. 4, стр. 138–149, 345–355: т. 5, стр. 236. Лепехин И.И. Дневные записки путешествия по разным провинциям российского государства: в 3 ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Священнослужители не хотели переезжать в деревню Валищево, вероятно, потому, что боялись потерять свою землю на погосте Корытня, а это могло ухудшить их материальное положение. Клириков поддержал и владелец усадьбы Воробьево, генерал Владимир Иванович Ершов: с 1848 г. причт Успенской церкви совершал богослужения в его имении, где находился домовый храм во имя Сошествия Святого Духа. 5 января 1900 г. митрополит Московский Владимир благословил строительство новой каменной церкви в деревне Валищево. Для этого заранее был построен кирпичный завод, а из специально выкопанной ямы добывался белый камень для фундамента. Согласно донесению благочинного священника Николая Воскресенского, в Успенском храме планировалось устроить два придела: «... с правой стороны - в честь преподобного отца Стефана Савваита (28-го октября)… с левой стороны - в честь Рождества святого славного пророка и Предтечи Господня Иоанна». В настоящее время левый (северный) придел освящен в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы, а правый (южный) - в честь Рождества Иоанна Предтечи. На время строительства крестьяне поставили в деревне Валищево деревянную церковь. Её заложили 1 октября 1900 г, а уже 20 декабря освятили. В этом была немалая заслуга церковного старосты Ивана Сергеевича Кочетова, «… который, можно сказать, положил в это святое дело всю душу свою. Он, по выражению местного отца благочинного, как пчела, трудился самоотверженно и неутомимо и располагал благодетелей на пожертвования в новый храм». И.С. Кочетову удалось собрать новую церковную утварь: серебряно-вызолоченную дарохранительницу с эмалью, массивные серебряные сосуды, кресты и т.п., а также найти средства на новый 117-пудовый колокол, который подвесили на деревянной звоннице. Временный деревянный храм располагался к западу от существующего ныне. Он был более 8 метров в длину и ширину, а высота до верха карниза составляла 4 метра. Церковь имела одну главу и отапливалась двумя голландскими изразцовыми печами. К зданию примыкала деревянная бревенчатая паперть. Накануне освящения церкви всенощное бдение отслужил священник села Покров-Разницы Михаил Порецкий. Во время богослужения пел хор из Троицкого собора Подольска. Освящение храма и Божественную литургию 20 декабря 1900 г. совершили благочинный Николай Воскресенский, местный священник Алексий Виноградов, уже упоминавшийся отец Михаил Порецкий и клирики близлежащих сел. Церковное торжество в этот день завершилось благодарственным молебном. В знак признательности местные крестьяне преподнесли в дар строителю храма И.С. Кочетову образ Спасителя в серебряно-вызолоченной раме с эмалью.

http://sobory.ru/article/?object=00611

Для чего же св. Стефан изобразил новые письмена, а не воспользовался готовыми Русскими? Ответ на этот вопрос мы находим в житии Стефана. Епифани говорит, что в то время, когда Стефан проповедовал Пермянам веру христианскую, против него восстали кудесники Пермские, особенно же «некий волхв, чародейный старец, лукавый мечетник, и нарочит кудесник, волхвом начальник, обавником старейшина, отравником больший, иже на волшебной хитрости всегда упражнялся, иже кудесному чарованию тепл, сый помощник, имя ему Пам (в др. сп. Панъ) сотник. Его же древле Пермяне не крещён чтяху паче всех прочих чаровник, наставника и учителя се6е нарицающе его, и глаголах о нем, яко волшвением того управленй быти Пермской земли». Этот Пам-сотник говорил Пермянам: «Братия! Мужи Пермские, отческих богов не оставляйте; и жертв и треб их не забывайте, и старые пошлины не покидывайте; данные веры не поматывайте; еже твориша отци наши, так творите; мене слушайте, а не слушайте Стефана, иже новопришедшаго от Москвы: от Москвы может ли что добро быти нам? не оттуду ли нам тяжести быша и дани тяжкыя и насилства и тивуни и доводщици и приставници? Сего ради не слушайте его, но мене паче послушайте, добра вам хотящаго: аз бо есмь род ваш и единоя земля с вами и един род и единоплеменен и едино колено, един язык... Подобаше вам мене послушати, старца суща и вам аки отца, паче нежели оного Русина, паче же Москвитина». В этих словах Памасотника нельзя не заметить хитрости – представить Стефана московским агентом, возбудить в своих соотечественниках недоверие к нему п отвлечь их от него страхом кабалы московской. Заметим кстати, что на язык Зырян и до сих пор карт или бумага называется словом кабала. Приготовляясь в продолжении многих лет к миссионерской деятельности между Пермяками, Стефан не мог оставить без внимания одно из лучших средств для утверждения между ними христианской веры: средство это – письменность. Но принести к ним грамоту московскую значило дать врагам сильное орудие против себя. И вот, чтобы расположить народ к принятию письменности, и он предложил ее в таком виде», который людям грубым, но добродушным, не представлял ничего нового, чуждого, опасного, но был знаком им из детства; в самом же деле, письмена, изобретенный Стефаном для Пермян, незаметным образом сближали их нас с русской азбукой и много способствовали к тому, чтобы ближе познакомить и помирить землю Пермскую с Москвой, и мало-помалу ввести ее в нераздельный состав Русского царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

83 Цит. изд., 124. 84 Chronicon Paschale, Venetiis 1729, p. 313—316. 85 Дмитриевский, Описание, 1,101. 86 Delehaye, SynaXarium ecclesiae C-politanae, 1902, p. 870. 87 У Феофана под 4 и 5 гг. Константина Погоната (изд. Боора, I. 1883, стр. 353), у Г. Кедрина тоже под 5-м годом Погоната и повторение Феофана (PG. 121, col. 836); Г. Амартол — PG. 110, col. 893. 88 Цит. изд., col. 836. 89 Delehaye, SynaXarium, 772. 90 Цит. изд., 353—354. 91 Delehaye, цит. изд., 904. 92 Акафист Божией Матери, — Визант. Временник, X, 1903, стр. 357. 93 Там же, 379. 94 А. Дмитриевский. Описание, 1,83. 95 Цит. соч., 391. 96 Цит. соч., 391. 97 Там же, 397. 98 Прибавл. к творен, св. отцов, 1880, II, стр. 497. (реценз. на изд. архим. Амфилохия, Кондакарий XII-XIII в., 1879). 99 PG. 110, col. 893. 100 P. De-Meester, L " lnno Acatisto, Bessarione, fasc. 81 (1904), p. 213. 101 Byzantinische Zeitschrift, XIV, 3—4 (1905), S. 645: рецензия П. Мааса на вышеуказанную статью об акафисте De-Meester " a. 102 Pitra, Analecta sacra spicilegio Solesmensi parata, I, 1876, p.68 103 Цит. изд., 395 104 Цит. статья Мааса, 645. 105 См. примеч. 52 106 Byz. Zeitschr. XIV. 644. 107 Там же, 645 108 Pitra, цит. изд., 251 109 Цит. статья, 645 — PG 77, col. 991. 110 Цит. изд., 124. 111 Цит. статья, 647. 112 Цит. изд.,316 113 P.G.92, col.1297 114 См. Г.Недетовский, Варлаамитская ересь, — Труды Киевск. Д.А. 1872, I, стр. 354 115 A. I. Maclean, цит. соч., 268. 116 W. Wright, Catalogue of syriac manuscripts in the British Museum, I, 1870, pp. 178,183. 117 Там же, 180. 118 Maclean, 268. 119 Первый датированный у Райта памятник — лекционарий 824 г., 146. 120 Там же, 261,258,264. 121 Там же, 248,260,264—5. 122 А. Дмитриевский, описание, 1,112. 123 Wright, 1,248,260,264 — 5,274. 124 И. Помяловсий, Житие св. Саввы, 1890, стр. 102. 125 В житии св. Стефана Савваита об одном из удалений его в пустыню сообщается, что оно произошло, когда наступил пост, предвозвещающий спасительный праздник Пасхи». — Палестинскиий патерик, вып. 11,1900, стр. 140.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3473...

Возможно, именно этим крестом с частицей мощей святого князя Александра Невского старец Нектарий и благословил Г.К. Жукова. А если это так, то святой князь Александр Невский помог своему наследнику в ратном деле разгромить сначала под Москвой, а затем – в Берлине новые полчища немцев, которые позабыли уроки Ледового побоища и вновь устремились на Святую Русь. Сирота 28 октября 1884 года в бедной крестьянской семье Василия и Марфы Фоминых, что жили в селе Космодемьяновское Орловской губернии родился мальчик. В семье уже было два сына – Илларион (род. в 1872 г.) и Роман (род. в 1877 г.). Но тогда на свет Божий явился будущий благодатный старец Севастиан. Младенец родился в день памяти преподобного Стефана Савваита, творца канонов. Поэтому при святом крещении был наречен в его честь Стефаном. В 1888 году благочестивые родители возили детей в Оптину пустынь к старцу Амвросию. Стефану было только 4 года. Но отрок хорошо запомнил и это первое в своей жизни посещение Оптиной, и ласковые глаза старца. Стефан рано узнал тяжесть сиротства. Вскоре после поездки умирает отец семейства. А через год семью постигло новое горе: от болезни легких скончалась и мать. Старший брат Илларион через год после смерти родителей женился, так как один не справлялся с заботами о младшем брате и с хозяйством. «Когда родители умерли, – вспоминал он, – мне было 17 лет. Земля у нас была девять десятин, ее надо было обрабатывать своими руками…» Илларион был требовательным, неласковым. Нередко он строго наказывал Стефана. Да и жена брата не смогла заменить сироте мать. А вот к среднему брату Роману, у которого была нежная душа и мягкое сердце, пятилетний Стефан был привязан сильно. Но вскоре ему пришлось с ним расстаться. В 1892 году Роман, решивший избрать путь иноческой жизни, упросил Иллариона отвезти его в Оптину пустынь. Там он был принят послушником в Иоанно-Предтеченский скит. Посещения среднего брата в Оптиной пустыни в зимнее, свободное от крестьянских работ, время оказывали на подрастающего Стефана большое духовное влияние. Всякий раз эти посещения были для него радостным утешением.

http://pravoslavie.ru/3971.html

При рассмотрении этого памятника просветительной деятельности св. Стефана, невольно рождается вопрос: откуда взял Стефан такой календарь и откуда заимствовал знаки для этого календаря? Желание разрешить этот вопрос побудило меня заняться внимательным рассмотрением рунических, так называемых, жезлов и палочек, находящихся в Императорской Академии наук в С. Петербурге, тем более, что у Финских народов до и после принятия христианства времяисчисления отмечалось на деревянных жезлах и палочках. Сличая знаки, какие находились на тех жезлах и палочках (напр. знак лошади при 26 апреля, флаг при 2 мая и др.), с нарезками Зырянского календаря, я убедился, что между ними есть замечательное сродство. Известно, что времяисчисление составляет весьма важную потребность и в религиозном, и в гражданском, и в домашнем быту: в религиозном – для своевременного совершения религиозных обрядов и торжеств; в гражданскими – для собрания и внесения податей и повинностей, для отправления разным, служб и т. п.; в домашнем быту – для приготовления хозяйственных орудий, для начала известных работа, и т. д. Поэтому-то у различных народов всегда были в употреблении какие-нибудь способы времяисчисления, напр. посредством медных, каменных или деревянных брусков, палочек, дощечек н проч. 4 . У Финских народов издавна был в употреблении способ времяисчисления посредством деревянных жезлов и палочек. Кроме сохранившихся до нас вещественных памятников, мы имеем и письменные свидетельства об этом: Олаф Магнус, в своей истории северных народов 5 , рассказывает, как старик Финн учит молодого человека считать время на деревянных жезлах. Такие деревянные жезлы и палочки или календари конечно были и у того Финского племени, которое известно под именем Пермян или Зырян, еще до просвещения их светом христианства. И это самое орудие, которое Пермянам язычникам служило напоминанием о торжествах языческих, мудрая сообразительность Стефана делает орудием для истребления самой памяти о язычестве и для привития новых христианских понятий: вместо празднеств Тамалы (День), Войне ля, Золотой Кабы и, может быть других божеств, на деревянных календарях Пермян указываются им праздники Рождества Христова, Богоявления, Сретения Господня, Рождества, Благовещения и Успения Богородицы, дни памяти великих святых; а по смерти св. Стефана, просвещенный и облагодетельствованный им народ отмечает на тех же календарях и день кончины своего просветителя и благодетеля. Достойно замечали, что на календарях, усвояемых Стефану, хозяйственные знаки сохранились те же, какие находим и на календарях древнейших (лошадь, флаг, стрела и др.). Это обстоятельство ведёт к тому заключению, что и между прочими нарезками остались знаки прежних языческих календарей, только с новым – христианским значением.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Все эти явления, наблюдаемые в той или иной форме в Византии, на Христианском Западе или на Руси, имели место и у христиан Ближнего Востока, у мелькитов в частности. Подвижники V–VII вв., ушедшие от мира в каньоны Иудейской пустыни, вписали самые славные страницы в историю византийского монашества. Образы Евфимия Великого, аввы Герасима, Саввы Освященного остались недосягаемым образцом для подражания для множества монахов всех уголков христианского мира. На территории византийской Палестины археологами открыто до тысячи монастырей. В одной только Иудейской пустыне подвизалось несколько десятков тысяч монахов. Сирийская монашеская жизнь, в целом менее изученная, также дала образцы запредельной аскезы, наиболее полно воплотившиеся в личности Симеона Столпника. Место его духовных подвигов стало центром массового паломничества, на маршрутах которого выросла целая сеть монастырей. Персидское нашествие 614 году стало катастрофой для палестинского монашества. Дело было даже не в тысячах убиенных иноков, чьим костям, сложенным в пещерах, поклонялись поколения паломников. Более серьезные последствия имел подрыв экономики и социальной структуры сиро-палестинского общества, резкое ослабление влияния греческой культуры и православной церкви. Арабское вторжение добило уже ослабленный организм византийского Востока. Многие монастыри, по данным археологии, были оставлены именно в первой половине VII века. Однако в надломленном дереве, которому можно уподобить восточное монашество в мусульманскую эпоху, еще хватило жизненных соков на пару столетий интенсивного цветения и роста, отраженного в житиях Иоанна Дамаскина , Стефана Чудотворца, писаниях Стефана Младшего Савваита. Эти источники по истории ближневосточного монашества иссякают к началу IX века. И, хотя рукописи из скрипториев лавры св. Саввы и Синайского монастыря св. Екатерины, а также частые упоминания в хрониках монастыря св. Симеона Столпника свидетельствуют об определенной культурной активности монашества, в целом складывается впечатление об его прогрессирующем упадке в X–XI вв. (исключая, конечно, регион византийской Антиохии).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ефем. Славянские лицевые святцы (ефемериды – повседневные), 1628 г. изданные Папеброхием в Деяниях св. (Мая Т. VII). Зогр. Месяцеслов при Зографском евангелии в. ЗПодл. Зеблинский подлинник XVI в. см. Т. I. стран. 296. Иер. Месяцеслов при евангелии греческом X века, в Иерусалиме писанном. Иерон. Мартиролог полный римской церкви, Иерониму приписываемый. Италогреч. Мартиролог ордена Василия В., изданный в Италогреции в 1848 г., указания по Мартынову. Кал. Месяцеслов при греч. евангелии, писанном в Калиполи в X в. Калькас. Месяцеслов коптский у Валькасендия, изданный Сельденом. Каноны и стихиры: Анатолия или патриарха константинопольского († 458) или инока студийского или епископа солунского, оба последние IX в. Андрея Пирра , X-XI в. Андрея критского или иерусалимского , VII-VIII в. Антония Арсения, может быть, IX в. Вавилы монаха. Василия монаха. Василия Пагариота , не позднее XI в. Византия, Виза, Византа, не позднее X в. Георгия амастридского VIII в. Георгия, митропол. никомид., IX в. Георгия Рамматы. Георгия сицилийского , не позднее IX в. Георгия Скилицы, XI в. Германа I , констант. патриарха, † 740. Германа II , констант. патриарха, † 1239. Димитрия. Ефрема Кария из области Карии, не позднее X в. Игнатия, вероятно, еп. никейского, IX в. Иоанна Дамаскина , VIII в. Иоанна Мавропуса, митропол. Евхаитского , † ок. 1100 г. Иова. Иосифа песнописца , † 883 г. Кассии монахини, IX в. Киприана монаха, не позднее XI в. Климента студита, IX в. Космы Веститора , X-XI в. Космы маюмского , VIII в. Льва магистра , XI в. Льва Деспота , потом императора, (886–911). Мефодия , патриарха константин. (842–846). Малакса , XVI в. Нила Ксанфопула , XV в. Романа сладкопевца , V-VI в. Сергия патриарха и агиополита (святоградца), IX-X в. Сикеота Феодора , еп. Анастасеополя, VII в. Симеона Дивногорца , † 596 г. Симеона монаха, вероятно, студита, IX в. Симеона Логофета – Метафраста, X в. Софрония , патриарха иерус., (638–644). Стефана савваита , в конце VIII в. Стефана святоградца. Феодора студита , † 826 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Преподобного Алексия, человека Божия. Благовещение Пресвятой Богородицы. В АПРЕЛЕ: 4. Препод. Иосифа Песнопевца и творца канонов; св. мученицы Фервуфы; препод. Зосимы Палестинского и Георгия в Малеи. – Этот день, для нас замечательный, в прежнее время не отличался никаким особенным церковным праздником; но он считался важным потому, что им начиналось время приготовления к посеву. На рунических хозяйственных жезлах этот день обозначался бороною. Св. великомученика Победоносца Георгия (Юрьев день) – В древности утром этого дня случали лошадей; поэтому и обозначался он лошадью. Но на нынешних календарях тому же изображение дается церковное значение. Св. Стефана, епископа Пермского. Этот день включен в число праздничных, без сомнения, по смерти св. Стефана, по той причине, что память Великого пермского просветителя особенно чтится потомками пресвященных им Пермян. В МАЕ: 2. Св. Афанасия Великого и свв. благоверных князей Бориса и Глеба, – Изображение флага и флюгера означает время открытия судоходства. Св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова; перенесение мощей св. Николая Чудотворца; св. апостола Симона и др., и св. Симона, первого епископа Владимирского и Суждальского. Преп. Мефодия и Константина, наречённого Кирилла. – Достойно замечания, что этот день не переставал у Зырян считаться церковным праздником. В ИЮНЕ: 12–23. Поворот солнца на зиму. Дни меженые. Умаление дней. Рождество Иоанна Предтечи. – Изображение палочки, оканчивающемся в кругообразном разводе, напоминает жезл, обвитым цветами, что на рунических календарях означало празднование весны. Известно, что Финны до сих порт, празднуют, этот день, или точнее – ночь на этот день, с особенным торжеством. На христианском календаре означенное изображение можно принять за монограмму имени Ионных. Свв. апостолов Петра и Павла. В ИЮЛЕ: 8. Св. праведного Прокопия Устюжского. Св. пророка Илии. Препод. Евдокима и муч. Улиты. – Этот день, может быть считался началом жатвы. В АВГУСТЕ: 1. Происхождение древ честного Креста (так называемый первый Спас).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010