Существенную часть их составляют ирмосы восьми гласов, подобны стихир, тропари и седальны и, так сказать, необходимые песнопения великопостные и праздничные, каковые песнопения и излагаются в каждом ирмологе. Прочие же песнопения имеются не в каждом ирмологе, но в одних ирмологах они изложены, в других нет. Поэтому в одних ирмологах мы видим более пространно изложенным один известный отдел песнопений, в других– другой. Так, Ирмолог 1652 г. изобилует праздничными песнопениями, но в нем вовсе нет отдела всенощного бдения и литургии. Отдел этот с присоединением иных песнопений, напротив, наиболее подробно изложен в ирмологах 1674 и 1709 г. Наиболее примененным к общим потребностям клиросной практики должно считать вообще Львовский Ирмолог 1709 г., вмещающий в себе весь годичный круг церковного пения в наиболее обширном сравнительно с другими ирмологами объеме, наиболее же кратким – Львовский Ирмолог 1700 г., не имеющий сравнительно с другими ирмологами многих, особенно же праздничных песнопений, и ограничивающейся, можно сказать, лишь самыми необходимыми из них. Ирмолог 1674 г. почти во всем сходен с Ирмологом 1709 г. и не имеет сравнительно с ним лишь немногих песнопений. Распределение певческого материала по отделам и порядок изложения песнопений в юго-западных ирмологах, при общем их сходстве в этом отношении, также не одинаковы в подробностях, именно: Главную и существенную часть всех юго-западных ирмологов составляют ирмосы, расположенные на восемь гласов, с присовокуплением некоторых песнопений из Октоиха. Отдел ирмосов в означенных ирмологах есть самый обширный отдел, по которому они и получили свое название. Количество ирмосов в ирмологах не одинаково, но в одних ирмологах их несколько более, в других менее, вообще же во всех юго-западных ирмологах их значительно менее, чем в Ирмологе синодального издания, – этом специальном сборнике ирмосов. Порядок ирмосов как в синодальном, так и в юго-западных ирмологах, один и тот же, за исключением неважных разностей. В этом отделе, в начале каждого из восьми гласов, пред ирмосами положены: воскресный богородичен догматик (догмат), богородичен на стиховне и степенны (антифоны: 1, 2 и 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Труд в монашеском общежитии, по воззрению св. Феодора, не печальная необходимость и не только средство против праздности, даже не просто послушание для духовного упражнения монаха, но подвиг ради братьев, не меньший, чем молитва . А что физический труд в Студийской обители был серьезным, видно из того, что св. Феодор весьма часто уподобляет жизнь своих монахов подвигу мученическому. Соединить с нелегким трудовым подвигом еще возможно строгое молитвенное правило значило бы возложить на студийских иноков бремя неудобоносимое. Всеми указанными обстоятельствами и объясняется умеренность Студийского устава. Эта умеренность достигается в нем благодаря следующим его особенностям. Во-первых, в Студийском уставе, по сравнению с нашим типиком, проще круг и последования суточных служб: его памятники еще не знают нашей полунощницы, так как настоящая древняя полунощная служба дана уже в утреннем шестопсалмии. По древнейшим изложениям Студийского устава, утреня должна начинаться, по-видимому, прямо, с шестопсалмия,– стоящие предпоследними в действующем часослове моления за царя, нужно думать. появились в византийских монастырях, основанных императорами; устав патриарх. Алексия предпосылает шестопсалмию просто один 6-ой псалом. Последования утрени и вечерни в Студийском уставе не изменяются так разнообразно, как это наблюдается в нашем уставе, соответственно с величиной праздника: за исключением особенных служб, они всегда сохраняют простую форму, принятую в наших так называемых праздниках с «Бог Господь»: " утреня в Студийском уставе, по настоящему иерусалимскому его порядку, после великого славословия имеет стиховны. Наиболее крупное отличие в составе утрени воскресных дней и великих праздников от простодневной в Студийском уставе – степенны антифоны и чтение евангелия. Наконец, как известно, Студийский устав не имеет рядовых всенощных бдений. О келейном монашеском правиле древнейшие записи устава не говорят: в более поздних для него указываются последование ночных часов, печатающееся в наших богослужебной псалтири и каноннике под именем чина 12 псалмов, а также 17 кф.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 2-й: «Божиим смотрением…». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь священномученика, глас 2-й: «Божиим смотрением…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла…». Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны священномученика (по дважды). Полиелей. Величание священномученика и избранный псалом. Седален священномученика по полиелее, глас 1-й: «Доблий страдальче…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Предстательнице теплая…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен священномученика, глас 4-й: «Проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой»; стих: «Разжегл ны еси, якоже разжизается сребро». Евангелие – священномученика (Мф., зач. 36). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами священномученика…». Стихира священномученика, глас 6-й: «Егда попусти Господь…». Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и священномученика на 8. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3-й песни – седален священномученика, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак священномученика, глас 4-й: «Дух мирен и кроток стяжав…» . На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен священномученика (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи. «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры священномученика, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – священномученика, глас 8-й: «О, преславнаго чудесе! Яко крин посреде терния…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «О, преславнаго чудесе! Небесе и земли Царица…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 2-й: «Божиим смотрением…». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла…». На часах – тропарь и кондак священномученика. На Литургии блаженны священномученика, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Что касается тропарей на утрене, то указания совпадают: два тропаря: 1-го гласа, «Слава, и ныне» 4-го. В ЕС сказано в общих чертах о стихословиях, а в Триоди есть уточнение о двух кафизмах. Седальны после 1-й и 2-й кафизм в ЕС без указания гласов и первых слов, поэтому ничего о них сказать нельзя. В Триоди есть только общее указание о назидательном чтении после 2-й кафизмы («кое имаши»), в ЕС назидательные чтения описаны полно и после каждой из кафизм, что говорит о приспособлении указаний ЕС к конкретным условиям. Полиелей. После полиелея седален 4-го гласа, о котором в ЕС говорится, что он находится в начале Триоди. Можно предположить, что здесь идет речь о своеобразной практике использования старой Триоди, по которой не было полиелея. В рассматриваемой Триоди седален находится на ряду, что говорит опять же о приспособлении текста Триоди к ЕС. В Триоди при седальне есть некое плохо читаемое указание «сь херьномиею» (с хирономиею?). В ЕС на «Слава, и ныне» назначается седален 2-го плагального гласа на подобен «Ангельския», а в Триоди повторяется седален 4-го гласа. Степенны, 3 антифона настоящего гласа. Прокимны совпадают («Из уст…»); Евангелие тоже – от Марка. В обоих указания, что не поется «Воскресение Христово видевше», не стихословится «Господеви поем», ирмос дважды, канон на 14. В ЕС есть также более точные указания, что тропари повторяются по шесть раз, если их два, и четыре раза, если их три. Также в ЕС есть указания о катавасии (повтор ирмоса канона один раз), отсутствующие в Триоди. По 3-й песни седален 4-го гласа «с ваиями». Указания о чтениях есть в ЕС, но никак не отражены в Триоди. По 6-й песни кондак и икос 6-го гласа. Интересно, что в Триоди при кондаке есть надпись «о себе», что явно означает «самогласен». О самогласности кондака ЕС умалчивает. Указаний о чтениях по 6-й песни в Триоди нет, а в ЕС есть довольно пространное указание, что если есть время, то бывает чтение. После 8-й песни в Триоди выписана молитва на освящение ваий, не совпадающая с современной «Господи Вседержителю, сказавый ковчегом образ церковный», и указание «потом подавает арьхимандрит ваие всем поред». В ЕС ничего не говорится об освящении молитвой, но только о раздаянии ваий и свечей братии в начале 9-й песни («В начале же 9-й песни или чуть позже дает ветви и свечи братиям екклисиарх, начиная от первых и до последних»). По 9-й песни светилен: по ЕС, «Свят Господь Бог наш», настоящего гласа; по Триоди: «Свят Господь…» «в глас» (то есть настоящего гласа) и «Царь твой Иерусалиме» (этого светильна нет и в современных книгах).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3. На стиховне стихиры святителя, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – священномученика, глас 6-й: «В незаходящий облак…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Творец и Избавитель…». По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й. «Слава» – тропарь священномученика, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от века…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь священномученика, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от века…». Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны святителя (по дважды). Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 8-й: «Яко начальнику архиереом…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Яко всем скорбящим…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Честна пред Господем смерть преподобных Его»; стих: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?». Евангелие – святителя. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя…». Стихира святителя, глас 6-й: «Духу Божественному…» (см. славник на стиховне). Каноны: Богородицы со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), святителя на 6 и священномученика на 4. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3-й песни – кондак и икос священномученика, глас 2-й; седален святителя, глас 8-й. «Слава» – седален священномученика, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Грехолюбив сый…» (см. в службе священномученика). По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя. «Слава» – светилен священномученика, «И ныне» – Богородичен Минеи: «Честнейши еси всех…» (см. в службе священномученика). «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры святителя, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 2-й: «От Небес прием…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Спаси от бед рабы Твоя…» (см. прил. 2-е, «В пяток вечера»).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

К милости Источнику, Господу Иисусу, моление теплое принесите, прехвальнии,/о земли Брянской молящеся,/и от бед избавите нас,/скорое поможение подающе. Слава, и ныне, праздника. По 2-м стихословии седален святых, глас 6: Днесь Небеса радуются и земля Брянская веселится,/память святых Твоих, Господи, празднующе,/тех молитвами помилуй нас. Слава, и ныне, праздника. Величание: Величаем вас,/вси святии, в земли Брянския просиявшии,/и чтим святую память вашу,/вы бо молите за нас/Христа Бога нашего. Ино величание: Ублажаем вас,/чудотворцы наши славнии,/землю Брянскую добродетельми вашими озарившии/и нам образ спасения/светоявленно показавшии. Псалом избранный: 1 лик: В оскликните Господеви, вся земля, пойте же имени Его, дадите славу хвале Его. 2 лик: Р од и род восхвалят дела Твоя и силу Твою возвестят. 1 лик: Я ко благоволит Господь в людех Своих и вознесет кроткия во спасение. 2 лик: С ей род ищущих Господа, ищущих Лице Бога Иаковля. 1 лик: М не же зело честни быша друзи Твои, Боже, зело утвердишася владычествия их. 2 лик: И зочту их, и паче песка умножатся. 1 лик: П ойте Богу нашему, яко Царь всея земли Бог, пойте разумно. 2 лик: И исполнится славы Его вся земля, буди, буди. По полиелеи седален, глас 3: Радостию совершающе днесь светлое торжество,/восхвалим угодники Божия, землю Брянскую евангельским благовестием огласившия,/тии бо, якоже древле праотцем нашим, тако и нам взывают ныне:/приидите, обретохом Спаса душ наших. Слава, и ныне, праздника. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Р адуйтеся, праведнии, о Господе,/правым подобает похвала. Стих: Б уди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. В сякое дыхание: Евангелие от Матфеа, зачало 10. По 50-м псалме стихира, глас 6. Подобен: О тчаянная: Творение святителя Афанасия, епископа Ковровскаго О тчаянни есмы/жития ради/и не имамы нрава добродетельна,/яко миро, приносим Ти, Господи,/молитвы святых сродников наших./Не отвержи Русь издревле Святую,/ныне же грехов наших ради люте страждующую./Не презри слезы верных сынов,/колен своих пред Ваалом не преклонявших/и ихже не поразил еси, согрешающих./Приими нас, кающихся, Боже,/святых Твоих мольбами. Канон праздника, глас 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слава, и ныне, Богородичен: Стена необоримая нам, Христианом, еси. Богородице Дево:/к Тебе бо прибегающе, невредимы пребываем/и, паки согрешающе, имамы Тя Молитвенницу, Умиление;/тем, благодаряще, вопием Ти:/радуйся, всех радостей Рад осте. Таже степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Честна пред Господом/смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Евангелие от Матфея, зачало 43. По 50-м псалме стихира, глас 6: Днесь, вернии, духовно торжествующе/в нарочитем празднике преподобнаго отца/и благочестно радующеся,/тому тепле возопиим:/радуйся, Серафиме блажённе;/радуйся, Небесный человече и земный Ангеле;/радуйся, многих на путь спасения наставивый;/радуйся, верным похвало и Российстей земли утверждение./Молися о душах наших. Канон преподобнаго Серафима, глас 6. Песнь 1 Ирмос: Яко по суху, пешешествовав Израиль/по бездне стопами,/гонителя фараона/видя потопляема,/Богу победную песнь поим, вопияше. Господи, отверзи мои недостойнии устне и даждь ми слово разума/воспети достойно память блаженнаго Серафима,/ныне со Ангелы молящагося Тебе/избавити нас от всякаго лютаго обстояния. К Богородице великий молитвенник был еси, преподобне,/Юже видети со апостолы сподобился еси,/и ныне не престай молитвами твоими посещати чад твоих. От юности твоея, преподобне, предался еси умом Богови/и, страсти телесныя крепким воздержанием укротив,/всякими добродетельми украсился еси, премудре. Богородичен: Всеблагая Владычице,/Яже Преблагаго Бога плотию рoждши,/озлобленное страстьми мое сердце очисти,/да верою и любовию величаю Тя. Ин канон преподобнаго, глас 8. Песнь 1 Ирмос: Воду прошед, яко сушу,/и египетскаго зла избежав,/израильтянин вопияше:/Избавителю и Богу нашему поим. По заповеди Владыки Христа узким и тесным путём вшел еси, преподобне, в Царство Небесное,/широкий и пространный путь возненавидев,/и ныне молися о нас, творящих пресветлую память твою. От юности на безстрастия гору возшед и крест свой взем,/невозвратно Христу последовал еси/и, духовную мудрость стяжав, Горняго Иерусалима достигл есй, преподобне,/моли о нас Единаго Человеколюбца.

http://pravmir.ru/sluzhba-prepodobnomu-s...

Подобен: Удивися Иосиф: Божественными зарями просвети поющия Тя и умы утверди, Непорочная Дево,/крепкая Заступнице мира всего./Темже торжествуем вси, любовию поюще Тя и пришествие Твоего образа славяще:/не престай, Дево, молитвами Твоими спасающи рабы Твоя от всякия беды,/едина Благословенная. Слава, и ныне, Богородичен: Невесто Неискусобрачная, премудрости село показася утроба Твоя Бога Слова:/Ты бо едина, Мати Божия, благих Ходатаица явившися,/всяких страстей избави рабы Твоя, непрестанно воспевающия славу Твою. По 2-й стихологии седален, глас 3. Подобен: Красоте девства: Яко звезда многосветлая, взыде от востока к западу Твой образ, Богомати,/озари скорби тьмою одержимых, и прещения враг избави,/и, вся тех сети разрушив, явися Предстательница крепкая,/оружие непобедимое на враги миру всему:/из Тебе бо всех Владыка плоть приим, вся человеки обожи. Слава, и ныне, тойже. По полиелеи припев: Достойно есть величати Тя, Богородице,/честнейшую Херувим/и славнейшую без сравнения Серафим. Псалом избранный: Боже, суд Твой цареви даждь: Таже Седален, глас 1: Блаженна еси Ты, Богородице Чистая, величествия Твоя кто воспети может?/Еже чудо страшно и чудо велие содеявши,/Твоими молитвами, Богомати, чтущий Тя град всегда свобождается от всех бед,/тьмы и меча, поганых пленения и всякаго гнева./Темже мы, зряще честное образа Твоего пришествие,/хвалим, яко Царицу воспевающе, вернии,/словесы Тя, Чистая, блажаще, глаголем:/Богородице Чистая, моли воплощеннаго из Тебе спастися душам нашим. Слава, и ныне, тойже. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен: Помяну имя Твое/во всяком роде и роде. Стих: Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое. Всякое дыхание: Евангелие от Луки, зачало 4. По 50-м псалме стихира, глас 2: Готовися, всечестный граде Москва,/на сретение Девы Богоматере:/се бо грядет к тебе/светлое великое солнце от врат затворенных./Тьма убо скорби твоей отгоняется,/свет же твоего веселия исполняется,/буря сопротивных ветров уставляется,/мужие и священницы в печалех сладкое утешение приемлют,/Царице единой покланяются/и, молящеся, глаголют:/Пречистая Дево,/мольбами Твоими избави рабы Твоя/от всякия беды и печали.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слава, и ныне, Богородичен: Яко Лоза истинная, Дево Пречистая,/прекрасный Грозд, Христа, возрастила еси,/источающий верным вино спасительное, веселящее души и телеса./Темже со умилением к Тебе припадаем и тепле вопием:/напои нас потоком Божественныя сладости, Всенепорочная Владычице. Величание: Ублажаем вас,/преподобнии отцы наши Варлааме и Гедеоне,/и чтим святую память вашу,/наставницы монахов/и собеседницы ангелов. Псалом избранный: Т ерпя, потерпех Господа: По полиелеи седален, глас 5: Егда, блаженнии, к Божественному желанию ум свой вперисте,/тогда оставили есте вся долу влекущая мудрования/и, в пустыню всельшеся,/терние страстей искоренили есте и добродетельми процвели есте./Темже, стяжавше богатство неотъемлемое на Небесех,/отцы преподобнии Варлааме и Гедеоне,/молите Христа Бога согрешений оставление даровати/чтущим святую память вашу. Слава, и ныне, Богородичен: Престол Небесный и Храм одушевленный явилася еси, Пренепорочная Владычице,/Хлеб вечныя жизни верным подавающая/и избавляющая достояние Твое от всех наветов вражиих./Сподоби нас в страшный час испытания прощение улучити/и Царствия Небеснаго достигнути. Таже степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Ч естна пред Господем/смерть преподобных Его. Стих: Ч то воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? В сякое дыхание: Евангелие от Матфея, зачало 43. По 50-м псалме стихира, глас 6: Иже на земли ангелов/и на Небеси человеков Божиих,/мира благое украшение,/монахов и постников похвалу,/славных отцев почтим,/насаждени бо в дому Господни,/процветоша, яко кедри в пустыни,/умноживше стадо Христово словесных овец//в преподобстве и правде. Канон преподобных отец Варлаама и Гедеона, глас 1. Песнь 1 Ирмос: П еснь победную поим вси Богу,/сотворшему дивная чудеса мышцею высокою//и спасшему Израиля, яко прославися. Припев: С лава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Господи, Боже, подаждь ми силу и разум,/да достойно прославлю преславныя подвиги угодник Твоих, преподобных Варлаама и Гедеона,/Светом бо невечерним озаряемии,/Престолу Твоему предстоят/и молятся о спасении верою творящих память их.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По 2-м стихословии – седален святителя, глас 5-й: «Преподобне и треблаженне...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 8-й: «Явися нам всех Владыка...». Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 8-й: «Проповедует, отче...» (дважды). «Слава, и ныне» – праздника (по выбору, см. по 1-м или 2-м стихословии), или Богородичен, глас тот же: «Небесную дверь и кивот...» . Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Честна пред Господем смерть преподобных Его»; стих: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?». Евангелие – Лк., зач. 24. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя Филиппа...». Стихира святителя, глас 8-й: «Апостолов ревнителя...». Каноны: праздника 2-й со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), святителя на 6 и мученика на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия праздника: «Глубины открыл есть дно...». По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й, кондак и икос мученика, глас тот же; седален святителя, глас 8-й. «Слава» – седален мученика, глас 5-й, «И ныне» – седален праздника, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 3-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя. «Слава» – светилен мученика, «И ныне» – светилен праздника: «В рабии образе...». «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: праздника , глас 6-й – 3 (см. на стиховне утрени), и святителя, глас 4-й – 3. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Ты еси пастырь...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Яко вредящих земных...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава» – тропарь мученика, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Отпуст: «Иже во Иордане...». На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропари святителя и мученика читаются попеременно. Кондаки праздника и святителя читаются попеременно. На Литургии блаженны праздника, песнь 4-я – 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 6-я – 4. На входе – «...во Иордане крестивыйся...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-22/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010