Степенны гласа (см. Антифоны степенны). Стихира. Стихира, стихера (στιχηρν), многостишие (быть может, от στχον αρω – «беру стих», избираю известное стопомерие) есть песнопение, состоящее из многих стихов, написанных одним размером стихосложения и большей частью имеющих перед собою стихи Священного Писания: «Господи воззвах» и другие. Стихиры на «Господи воззвах». Стихирами на «Господи воззвах» именуются те, кои поются на вечерне после пения 140 псалма, начинающегося словами «Господи воззвах». Стихиры имеют перед собою стихи из этого 140-го, равно из 141-го и 129-го псалмов. Стихиры на стиховне. Словами «стиховне», «на стиховне» (ες τος στχους) «стихира стиховна», «святаго стиховна» обозначаются те стихиры, которые имеют перед собою стихи Св. Писания не из одних определенных псалмов, как то бывает в стихирах на «Господи воззвах», в стихирах на «хвалите», а избранные из разных псалмов по приличию праздника или соответственно тому лику святых, к какому они принадлежат, что указывается так: «стихиры на стиховне со стихи их» или «с припевы их», и стихиры по алфавиту носят также название «на стиховне». (см. По алфавиту стихиры). Стихиры «на хвалите». Стихирами на «хвалите», на «хвалитех» именуются те, которые поются со стихами псалмов (148, 149:150), называемых «хвалитны», так как в них часто повторяется слово «хвалите». Стиховна (см. Стихиры на стиховне). Стихиры утренние, стиховна утренняя (см. Воскресные евангельские стихиры). Стихология, стихословие. Под словом «стихология» (στιχολογα – «стихословие») в Уставе разумеется иногда чтение, иногда пение стихов Св. Писания, в последнем случае указывается глас, на который и должно петь стихословие. Порядок стихословия кафизм на вечерне, утрени, а в Великом посту и на часах указан в Следованной Псалтири, в Типиконе и др. Порядок стихословия песней Священного Писания с песнями канонов на утрени указан в Ирмологионе и в Типиконе. Стих. Словом «стих» обозначается в богослужебных книгах краткое изречение Священного Писания, которое полагается при прокимне, Аллилуиа, при пении «Бог Господь», также канона утрени, стихир. Стихи при стихирах поются из псалмов «Господи воззвах», «Хвалите имя Господне» и из других. Стихи при стихирах иногда называются припевами.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

По сожжении жертвы и окончании псалма служивший священник с лестницы храмового притвора (Ulam) преподавал благословение народу, который при этом падал ниц, особенно если жертву приносил и благословение преподавал первосвященник [ 12 ].   Псалмы дневные и праздничные. Песни субботы Псалом при ежедневном жертвоприношении на каждый день недели положен был особый: в субботу 91, в воскресенье 23, понедельник 47, вторник 81, среду 93, четверг 80, пятницу 92 [ 13 ]. В особо важных случаях пелись особые псалмы и псалом пелся не одними левитами, а в пении его принимал участие весь народ, подхватывая концы стихов. для этой цели некоторые псалмы и составлены так, что каждый стих или отдел оканчивается одним и тем же припевом (например Пс 135, где каждый стих имеет припев «Яко в век милость Его»; для ряда же псалмов 105–106, 112–118, 134–135 таким припевом служило «аллилуиа»). В Библии указано несколько случаев, когда подобные псалмы пелись с участием народа, причем во всех этих случаях, по-видимому, указывается на одни и те же псалмы — 134 и 135 [ 14 ]. Псалмы эти и потому подходили у евреев, как и у первых христиан, для богослужения, что они прямо направлены против идолопоклонства [ 15 ]. По субботам по время принесения особенной субботней жертвы пелась песнь Моисея: «Вонми небо» (1/6-ая часть ее в каждую субботу по порядку) — при утреннем жертвоприношении, а при вечернем «Поим Господеви». (Отсюда понятно место Апокалипсиса [ 16 ], где говорится, что святые, идя в вечное субботствование, поют песнь Моисея) [ 17 ]. В праздник Пасхи и Пятидесятницы пели галлел малый или египетский, т. е. псалмы 113–118, считавшиеся особенно содержательными, так как они прославляют исход из Египта. На Кущи пелся галлел большой, состоявший, по разным мнениям раввинов, из пс 117–135, или 119–133 (степенные псалмы), или 134–136 [ 18 ]. Стихи одного из этих псалмов —117-го вошли в наше уставное «Бог Господь». (По старым уставам Бог Господь полагалось только в праздники) [ 19 ]. По образцу степенных псалмов составлены у нас заменявшие прежде нынешний полиелей степенные антифоны (по старым уставам последние и пелись со стихами этих псалмов) [ 20 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Псалом избранный 1 хор Все народы, рукоплещите, воскликните Богу гласом радости.  2 Ибо Господь Всевышний страшен, Царь великий по всей земле.  1 Покорил Он народы нам и племена под ноги наши.  2 Взошел Бог при восклицании, Господь – при звуке трубном.  1 И взошёл на Херувимов и полетел.  2 Полетел на крыльях ветров.  1 Поднимите, князья, врата ваши, и поднимитесь, врата вечные, и войдёт Царь Славы.  2 Господь на небе уготовал престол Свой, и Царство Его всем владеет.  1 Сказал Господь Господу моему: «Сиди справа от Меня, доколе не положу врагов Твоих подножием ног Твоих».  2 Поклонитесь Ему, все Ангелы Его.  1 Бог сидит на престоле святом Своём.  2 И будет Он судить вселенную по правде.  1 Престол Твой, Боже, во век века.  2 Ибо превознеслось великолепие Твоё превыше небес.  1 Вознесись на небеса, Боже, и по всей земле – слава Твоя.  2 Кто, как Господь, Бог наш, на высотах живущий?  1 Будь превознесен, Господи, в силе Твоей! Мы будем петь и воспевать могущество Твоё.  2 Пойте Богу нашему, пойте, пойте Царю нашему, пойте. Слава, и ныне:  Аллилуиа,  трижды. По полиелеи седален, глас 5. Подобен: Собезначальное Слово: После полиелея седален, глас 5 Сошедый с небесе на земная,/и долу лежащии во адове стражи,/совоскресивый яко Бог Адамов зрак,/вознесением Твоим Христе на небеса возвед,/престолу Отеческому Твоему соседителя соделал еси,/яко милостив и Человеколюбец.  [Дважды.] Сойдя с небес на землю,/и лежащий долу под стражей ада Адамов образ/с Собою воскресив как Бог,/и вознесением Твоим, Христе, на небеса его возвысив,/Ты на Своем Отеческом престоле дал ему воссесть,/как Милостивый и Человеколюбец. И чтение празднику: Похвальная словеса, творение кир Андреа, или прочих. Слава, и ныне:  повторяем то же. Степенна, 1 антифон 4-го гласа. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Взыде Бог в воскликновении,/Господь во гласе трубне.  Стих: Вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования. Прокимен, глас 4 Взошел Бог при восклицании,/Господь – при звуке трубном.  Стих: Все народы, рукоплещите, воскликните Богу гласом радости.    Пс 46:2 ; 6

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vozneseni...

Отпуст: «Иже во Иордане...» (с поминовением рядовых святых дня). На часах – тропарь и кондак праздника. На Литургии антифоны изобразительны. Блаженны праздника (обоих канонов), песнь 9-я – 8 (1-го канона – со ирмосом). На входе – «...во Иордане крестивыйся...». По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника. Поется Трисвятое. Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника. Апостол и Евангелие – дня. Задостойник праздника. Отпуст: «Иже во Иордане...» (с поминовением рядовых святых дня). Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника, глас 2-й – 6 (см. 6 января на «Господи, воззвах»; первые две стихиры – дважды), и равноап. Нины, глас 4-й и глас 8-й – 4. «Слава» – равноап. Нины, глас 2-й: «Приидите, вси вернии...» , «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небесный...», или праздника, глас 2-й: «Приклонил еси главу...» . Вход. Прокимен дня. Паримии равноап. Нины – 3 . На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (см. 6 января на стиховне вечера; со своими припевами). «Слава» – равноап. Нины, глас 8-й: «Чашу благодати...», «И ныне» – праздника, глас 6-й: «Еже от Девы Солнце...». По Трисвятом – тропарь равноап. Нины, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Отпуст: «Иже во Иордане...» (с поминовением рядовых святых дня). На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь равноап. Нины, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны праздника. Полиелей. Величание равноап. Нины и избранный псалом. Седален равноап. Нины, глас 3-й: «Всю страну нашу...» (см. по 1-м стихословии), ин седален равноап. Нины, глас 8-й: «Приидите вси...» (см. по 1-м стихословии), ин седален равноап. Нины, глас тот же: «Митрополие святая...» (см. по 2-м стихословии). «Слава» – седален равноап. Нины по полиелее, глас тот же: «Предызбранная от Бога...», «И ныне» – седален праздника по полиелее, глас 4-й: «Приидите, увидим...» (см. 6 января). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен равноап. Нины, глас 4-й: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их»; стих: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь». Евангелие равноап. Нины – Мф., зач. 34 (от полу). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святыя равноапостольныя Нины...». Стихира равноап. Нины, глас 6-й: «Приидите вси...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-27/

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 7-й (единожды). Отпуст: «Иже на горе Фаворстей...». На часах – тропарь и кондак праздника. На Литургии антифоны изобразительны. Блаженны праздника, 1-го и 2-го канонов, песнь 9-я – 8 (1-го канона – со ирмосом). На входе: «...преобразивыйся на горе...». По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника. Поется Трисвятое. Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника. Апостол и Евангелие – дня. Задостойник праздника. Отпуст: «Иже на горе Фаворстей...». Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника, глас 4-й – 6 (первые две стихиры – дважды), и святителя, глас 8-й – 4. «Слава» – святителя, глас тот же: «Приидите, вернии...», «И ныне» – праздника, глас 6-й: «Прообразуя Воскресение Твое...». Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3 . На стиховне стихиры праздника, глас 1-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 8-й: «Что тя наречем...», «И ныне» – праздника, глас 6-й: «Петру, и Иакову, и Иоанну...». По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 7-й. Отпуст: «Иже на горе Фаворстей...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 7-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 7-й. Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя, глас 8-й: «Вторый Моисей...» (см. по 1-м стихословии), ин седален святителя, глас тот же: «Непостижимый Свет...» (см. по 2-м стихословии). «Слава» – седален святителя по полиелее, глас тот же: «Воздержанием тело духу...», «И ныне» – седален праздника по полиелее (по выбору). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Честна пред Господем смерть преподобных Его»; стих: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?». Евангелие святителя. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя Тихона...». Стихира святителя, глас 2-й: «Взял еси на рамена крест...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-08-26/

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника, глас 2-й – 6 (см. 25 декабря на «Господи, воззвах»; первые две стихиры – дважды), и преподобного, глас 1-й – 4. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Подвижников стезею шествуя…», «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Августу единоначальствующу…» (догматик гласа не поется; см. Типикон, 31 декабря, «зри»). Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3 . На стиховне стихиры праздника, глас 2-й и глас 3-й (см. 25 декабря на стиховне вечера; со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Постнически пожив…», «И ныне» – праздника, глас 4-й: «В вертеп вселился еси…». По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 1-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 4-й. Отпуст: «Иже в вертепе родивыйся…» (с поминовением рядовых святых дня). На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 1-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 4-й. Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. Седален преподобного, глас 1-й: «Благодатию Христовою…» (см. по 1-м стихословии), ин седален преподобного, глас 3-й: «Многочуднаго честнаго Паисия…» (см. по 2-м стихословии). «Слава» – седален преподобного по полиелее, глас 8-й: «Молитвами и подвиги твоими…», «И ныне» – седален праздника по полиелее, глас 4-й: «Приидите, видим…» (см. 25 декабря). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен преподобного, глас 4-й: «Честна пред Господем смерть преподобных Его»; стих: «Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело». Евангелие преподобного – Мф., 43 зач. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго…». Стихира преподобного, глас 6-й: «Во всю землю…». Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), преподобного на 4 и праздника 2-й на 4. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия праздника: «Христос раждается…». По 3-й песни – кондак и икос преподобного, глас 8-й; седален преподобного, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – ипакои праздника, глас 8-й.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Апостол и Евангелие – дня и святителей. Задостойник Пасхи. Причастен – Пасхи: «Тело Христово приимите...», и святителей: «В память вечную...». Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8 : праздника Триоди – 4 , и святителя, глас 3-й – 4. «Слава» – святителя, глас тот же: «Молитвами святителя Ермогена...» (см. последнюю стихиру на «Господи, воззвах»), «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Прейде сень законная...». Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3. На стиховне стихиры Триоди (воскресные), глас 2-й (с припевами воскресными) . «Слава» – святителя, глас 6-й: «Святителю Ермогене...» (см. 1-ю стихиру на стиховне) , «И ныне» – праздника Триоди, глас 5-й: «Тебе, одеющагося...». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 2-й: «Благообразный Иосиф...». «Слава» – тропарь святителя, глас 4-й: «Приспе день светлаго торжества...», «И ныне» – тропарь праздника, глас 2-й: «Мироносицам женам...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 2-й: «Благообразный Иосиф...» (единожды), тропарь воскресный, глас тот же: «Егда снизшел еси...» (единожды). «Слава» – тропарь святителя, глас 4-й: «Приспе день светлаго торжества...», «И ныне» – тропарь праздника, глас 2-й: «Мироносицам женам...». Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Триоди . Полиелей. Величание святителя и избранный псалом: «Услышите сия вси языцы...» . Седален святителя по 1-м стихословии, глас 4-й: «Строителя земли...»; ин седален святителя по 1-м стихословии, глас тот же: «Светлую твою память...»; седален святителя по 2-м стихословии, глас тот же: «Явился еси...»; ин седален святителя по 2-м стихословии, глас тот же: «Притецем, вернии...»; седален святителя по полиелее, глас тот же: «Премудраго иерарха восхвалим, яко кормчаго...». «Слава» – ин седален святителя по полиелее, глас тот же: «Премудраго иерарха восхвалим, яко Ангела...», «И ныне» – седален праздника Триоди, глас 2-й: «Учеников Твоих лик...» (см. в седальнах по 2-м стихословии) , или Богородичен Минеи, глас 4-й: «Ублажим Честнейшую...» . Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Уста моя возглаголют премудрость и поучение сердца моего разум»; стих: «Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд». Евангелие святителя – Ин., зач. 35 (от полу). «Воскресение Христово видевше...» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя...». Стихира святителя, глас 4-й: «Предстатель теплейший...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-25/

На малей вечерни, стихиры на 4, глас 1. Подобен: Небесных чинов: Слава, и ныне, глас 6: Преклонил еси небеса: На стиховне стихиры, глас 2. Подобен: Доме евфрафов: Припев: Знаменася на нас свет: 2-й, Господи во свете лица твоего пойдем: Слава, и ныне, подобен тойже: Подаждь певцем Образа: Тропарь, глас 2: Пречистому твоему Образу: писан в 1-й службе. Ектениа малая, и отпуст. На велицей вечерни, по обычном псалме, поем Блажен муж, 1-й антифон. На Господи воззвах, стихиры на 8, глас 4. Подобен: Званный свыше: Ины стихиры глас 6: самогласны. Слава, глас 8: Человеколюбче Владыко: И ныне, Успения, глас тойже: Девичестии лицы днесь: Вход. Прокимен дне. Чтения 3: 1-е, Втораго закона: Рече Моисей к людем, ныне слыши Израилю: 2-е, Втораго закона: Собра Моисей вся люди Израильтеския: 3-е, Царствия третияго: Ста Соломон пред лицем: На литии стихиры самогласны, глас 1. Слава, и ныне, глас 5: Недр не отлучився Отческих: На стиховне стихиры, глас 4. Подобен: Дал еси знамение: припевы писаны на малей вечерни. Слава глас 6: Господи воплотился еси: И ныне, глас 8: Уверяя Иисус Сын твой: На благословений хлебов тропарь Убруса, дважды: другий Успения, единожды. Буди имя Господне: пением, трижды. псалом 33: Благословлю Господа: до Не лишатся всякаго блага. И чтение. На утрени, на Бог Господь, тропарь Образа дважды. Слава, и ныне, Успения, и обычныя кафисмы, и седальны Убруса, и праздника Богородицы, и чтение. По полиелеи седален. глас 4: Не ктому сетование: дважды. Слава, и ныне, Успения, глас тойже: Возопий Давиде: и чтение. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Господи во свете лица твоего пойдем, и о имени твоем возрадуемся во веки. Стих: Видеша вси концы земли спасение Бога нашего. Всякое дыхание: Евангелие Луки, зачало 48 от полу: Бысть егда скончавахуся дние восхождению Иисусову: По 50-м псалме стихира, глас 6: Господи воплотился еси: писана на велицей вечерни, на стиховне. Канон Успения, 1-го гласа со ирмосом на 6: и Убруса два канона, на 8. един, глас 4: другий, глас 6. Катавасиа: Преукрашенная: По 3-й песни, кондак и икос Успения: и седален Убруса, глас 4, дважды. Слава, и ныне, праздника Богородицы. По 6-й песни, кондак, глас 2, писан в первой службе, и икос: и чтем пролог. По 9-й песни, светилен Убруса, дважды. Слава, и ныне, Успения. На хвалитех стихиры Убруса на 4, глас 5. Подобен: Радуйся: Слава, глас 4: Да каплют облацы сладость: И ныне, Успения, глас 1: Подобаше самовидцем: Славословие великое. По трисвятом, тропарь Убруса. Слава, и ныне, Успения. Ектениа, и отпуст, и час 1-й. На литургии, блаженна Успения, от канона 1-го гласа, песнь 1-я на 4: и Убруса, от канона 4-го гласа, песнь 6-я, на 4. По входе тропарь Убруса, и Успения. Слава, кондак Убруса. И ныне, кондак Успения. Прокимен, апостол, Аллилуиа, Евангелие, и причастен зри в первой службе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Заблудих, яко овча погибшее, взыщи раба Твоего, яко заповедей Твоих не забых. Тропари воскресные, по непорочных. Глас 5 Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившася, смертную же, Спасе, крепость разоривша, и с Собою Адама воздвигша, и от ада вся свободша. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Почто мира с милостивными слезами, о ученицы, растворяете? Блистаяйся во гробе Ангел мироносицам вещаше: видите вы гроб и уразумейте: Спас бо воскресе от гроба. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Зело рано мироносицы течаху ко гробу Твоему рыдающа, но предста к ним Ангел и рече: рыдания время преста, не плачите, воскресение же апостолом рцыте. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Мироносицы жены с миры пришедша ко гробу Твоему, Спасе, рыдаху, Ангел же к ним рече, глаголя: что с мертвыми Живаго помышляете? Яко Бог бо, воскресе от гроба. Слава: Поклонимся Отцу и Его Сынови, и Святому Духу ( поклон ), Святей Троице во единем существе, с Серафимы зовуще: Свят, Свят, Свят еси, Господи. И ныне: Жизнодавца рождши, греха, Дево, Адама избавила еси, радость же Еве в печали место подала еси; падшия же от жизни к сей направи из Тебе воплотивыйся Бог и Человек. Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. ( Трижды с поклонами .) Господи, помилуй. ( Трижды. ) Слава, и ныне: Ипакои. Глас 6 33 Вольною и животворящею Твоею смертию, Христе, врата адова сокрушив яко Бог, отверзл еси нам древний рай, и воскрес из мертвых, избавил еси от тления живот наш! Степенны. Глас 6 34 Антифон 1 На небо очи мои возвожу, к Тебе, Слове: ущедри мя, да живу Тебе. Помилуй нас, уничиженных, устрояя благопотребныя Твоя сосуды, Слове. Слава: Святому Духу, всякая всеспасительная вина, аще коему сей по достоянию дхнет, скоро вземлет от земных, восперяет, возращает, устрояет горе. И ныне: Святому Духу, всякая всеспасительная вина, аще коему сей по достоянию дхнет, скоро вземлет от земных, восперяет, возращает, устрояет горе. Антифон 2 Аще не Господь бы был в нас, никтоже от нас противу возмогл бы вражиим бранем одолети: побеждающии бо от зде возносятся.

http://azbyka.ru/voskresnaya-sluzhba-dly...

Слова Евсевия: Душа, находящаяся во грехах, пребывает долу. Она не вдруг восходит отсюда, но как бы по степеням делает успехи в добродетели. Для нисходящих предел есть Вавилон, который значит замешательство; а для восходящих— Иерусалим—видение мира. И восходящие поют песни восхождения, а идущие вниз— плачь Иеремиин. К сему присовокупляет он же: надобно знать, что Иерусалимский храм имел пятнадцать ступеней; на каждом из них очередные, когда восходили петь, произносили песнь; почему и песни сии своим числом соответствуют ступням храма. Слова Феодорита: Не каждый псалом восхождений предсказывает одно и то же, но один о Вавилонских бедстеиях, другой благовествует о возвращении, один о веселии на пути, другой о бывших по возвращении бранях, иной из них о строении храма; так что разнообразие пророчеств производит в поющих ненасытимость к пению. Здесь же заметим, что святой Феодор Студийский, взяв за основание сии восхождения, составил песни восхождений (степенны), которые поют из Осмогласника по воскресениям. Итак, в первых четырех гласах 1м, 2, 3, и 4м, заключил песнопевец двенадцать восхождений Давидовых, совместил по три восхождения в каждом гласе; ибо в каждом антифоне воспел по одному восхождению. А как каждый глас имеет по три антифона, то четыре гласа, содержание двенадцать антифонов, содержать двенадцать восхождений. Те же двенадцать восхождений он сочинил и в четырех косвенных (5, 6, 7 и 8) гласах (По Греч. 1,2,3 и 4х косвенных), начав опять первым восхождением с первого косвенного гласа. Оставались же три псалма к дополнению пятнадцати степеней. Но два восхождения из них, именно: Помяни Господи Давида, и Се ныне благословите Господа, сочинитель оставил и не счел приличными к составлению из них песней, а один псалом восхождений, начинающейся так: Се что (так) добро и (так) красно, разделив на двое, прибавил к ним 4ю, составил здесь четыре антифона. А изъяснитель восхождений (степеней) осмогласника—Ксанфопул говорит, что поелику псалом: Се что (так) добро и (так) красно, находится между двумя псалмами: Помяни, Господи, Давида, и: Се ныне благословите Господа, то посему божественный Феодор, воспев средний сей псалом, посредством его слегка коснулся и двух других псалмов, находящихся по ту и другую сторону его. Он же прибавляет, что десять сих восхождений Давидовых пели с повторением по переменно (αντιφωνητικως) те, которые стояли на пятнадцати ступнях храма; почему Феодор Студийский назвал и сочиненные им восхождения (степени) антифонами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010