2) в древних монастырях исполнялось без священника, – келейные кафизмы, а в субботу и воскресенье, когда, благодаря присутствию священника, службы приобретали особый характер, – στσις’ы (стояния, а не статьи) 118 псалма 95 . Как много дает одно лишь замечание по поводу богослужебного термина в Ваших прекрасных этюдах о суточных службах. Весьма ценно и то обстоятельство, что, подобно Скабаллановичу, только в ином исполнении, Вы разбиваете утреню на отделы и делаете характеристику каждому отделу на основании исторических данных. Много мог бы написать по поводу каждого отдела Ваших лекций, – так они содержательны и преисполнены ценнейшего исторического материала, но это было бы уже не письмо, а нечто другое, для чего, конечно, потребно время. Позвольте только остаться мне при «Старопечатном» объяснении слова полиелей (полиелеос=сиречь многомилостиво), да не согласиться с Вашей характеристикой преп. Феодора Студита 96 (л. 2 об.) «как песнописца слезного покаяния и сурового поста». При сопоставлении триоди Феодора с триодью Иосифа получается обратное представление о Феодоре, как о песнописце «Светлого поста». Что касается антифонов-степенных, то вопрос о их принадлежности Иоанну или Феодору надежнее всего мог бы быть разрешен путем литературно-критического (или даже лингвистического) метода. Я в этом деле, при убожестве своего филологического образования, бессилен, но все же по некоему сходству степенных с эпиграммами пр. Феодора, а также по сходству «догматствования» третьих стихов антифонов (о Св. Духе) с догматствованием троичнов в канонах Феодора скорее отнес бы степенны к творчеству Феодора, нежели Дамаскина 97 . При чтении отдела об утрени немного поскорбел о моем любимом виде древнего песнотворчества – кондаке, именно о том, что об этом виде как будто мало сказано (а кому же другому сказать, как не Вам?) От отделов о суточных службах перешел я к отделам о таинствах Крещения и Миропомазания с сопутствующими чинопоследованиями и молитвами. Тут моему благоговейному удивлению и конца нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

«Что вы миро слезами сострадания,/о ученицы, разбавляете?»/ — Ангел, блистающий в гробнице, к мироносицам взывал,/ — «осмотрите вы гробницу и познайте,/что воскрес Спаситель из гроба!» Благословен Ты, Господи, научи меня повелениям Твоим. Рано утром поспешили/мироносицы ко гробу Твоему с рыданиями./Но предстал пред ними Ангел и возгласил:/«Кончилось время рыдания, не плачьте/но о воскресении Апостолам возвестите». Благословен Ты, Господи, научи меня повелениям Твоим. Жены–мироносицы, с миром пришедшие/ко гробу Твоему, Спаситель, рыдали,/тогда как Ангел им возглашал:/«Что вы к мертвым Живого причисляете?/Ведь как Бог воскрес Он из гроба». Слава, Троичен: Поклонимся Отцу,/и Его Сыну, и Святому Духу,/святой Троице во едином существе,/с Серафимами взывая:/«Свят, Свят, Свят Ты, Господи». И ныне, Богородичен: Жизни Подателя родив,/Ты, Дева, от греха Адама избавила,/Еве же радость вместо скорби подала;/от жизни отпавшего к ней же направил/из Тебя воплотившийся Бог и Человек. Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. (3) Диакон: Снова и снова: Священник возглашает: Ибо благословенно имя Твоё и прославлено Царство Твоё, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Хор: Аминь. Далее в воскресенье ипакои и антифоны степенны гласа. В праздники — седальны и 1 антифон 4 гласа: Степенна, первый антифон 4–го гласа С юности моей воюют со мною многие страсти;/но Сам защити и спаси меня,/Спаситель мой. Ненавидящие Сион, устыдитесь Господа:/ибо вы будете иссушены,/как трава огнем. Слава, и ныне: Святым Духом всякая душа оживляется/и очищением возвышается,/в священной тайне просветляется Троическим Единством. Диакон: Будем внимать. Священник: Мир всем. Хор: И духу твоему. Диакон: Премудрость. Прокимен, глас (такой–то): Прокимны воскресные Глас 1 Ныне восстану, — говорит Господь,/ — явлю в Себе спасение, ясно возвещу о нём. Стих: Слова Господа — слова чистые. Пс 11:6б,7а Глас 2 Пробудись, Господи, Боже мой, по велению, которое Ты заповедал;/и собрание народов окружит Тебя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

Июль 1877 года С 10-го на 11-е июля в ночи видение во сне страшной бури, сокрушившей (разрушившей) дома, будто разрушило и наш церковный дом; вот он пал, рассыпался, но мы остались Божиею милостию невредимы, впрочем, только половина будто бы [пала], в которой я живу, а где отец Павел Трачевский, там уцелело. Отчего такая буря? Кто-то в сновидении объяснил, что в это время [Карс] взят, что это от сильного расширения воздуха вследствие большой пальбы. Посмотрим. Надо было видеть небо во время ужасной бури, как она раздирала воздух (бурные облака сплошные), как всё уносила, кружила. 12-го июля. Есть с вечера молоко со сметаною (простоквашу) для целомудрия крайне опасно: от него делается сильное побуждение к блуду. С 11-го на 12-е ночью едва не сделал я во сне блуд с женою. Вставал, молился ночью о избавлении и очищении от грез нечистых. (И сладкому чаю надо также приписать эти нечистые сновидения – сладко не пить, стараться всегда пить вприкуску, а не в накладку сахару, не тешить плоти грешной, богопротивной, страстной, злой, завистливой, блудной, алчной, лицезрительной.) И оттого еще может быть, что вчера поздно вечером долго гулял в Инженерном благоухающем саду. Какое приобретение, богатство для души пост частый! Я убеждаюсь в том из опыта! Благодарение Святой Церкви, учредившей частые посты. Это величайшее благодеяние для благочестивых душ и для их плоти, для укрощения страстей, для усмирения плотских взираний. Но плоть наша алчна: она и в пост стремится к скоромной пище. Нужно обращать внимание на характер нашего богослужения: он состоит в том, что во всем составе его показывается связь Ветхого Завета с Новым (самое слово ирмос, прилагаемое к первым стихам песни канона и показывающее переход от Ветхого Завета к Новому, указывает на этот характер). За всяким богослужением вы слышите отголоски из Ветхого Завета, слышите [слышание] о священных повествованиях, которые послужили началом и корнем великих событий в области веры, слышание об обетованиях древним праотцам, пророчествах и прообразованиях, исполнившихся в Новом Завете, о поучительных истинах, которые по внушению Духа премудрости предлагались ветхозаветным родам и предлагаются нам как весьма полезные уроки для жизни, словом, вы слышите паримии, псалмы, стихи из псалмов, с которыми поются разные стихиры или новозаветные песни, составленные святыми отцами, прокимны, степенны, или антифоны, основанные на псалмах степеней. Эти ветхозаветные чтения, псалмы и песни служат основою, доказательством истины христианской веры, божественности и спасительности [ее], залогом сбытия в будущем времени всех, еще не исполнившихся откровений, пророчеств и прообразований и составляют торжество христианской веры. Вы видите воочию Божественность, спасительность христианской веры. Всякому, желающему убедиться в том, можно сказать; прииди и виждь сам [ср. Ин.1:46 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

После малой ектении — степенны, первый антифон 4-го гласа «От юности моея». Полиелей и величание не поются. Далее — Евангелие и обычное последование утрени праздника. После Евангелия все прикладываются к иконе или плащанице, и настоятель помазует верующих освященным елеем. Перед великим славословием на «Слава, и ныне» открываются Царские врата и священнослужители выходят на середину храма к плащанице. После великого славословия при пении заключительного «Святый Боже» (как при выносе Креста) духовенство поднимает плащаницу, и вокруг храма совершается крестный ход, во время которого поется тропарь праздника и совершается трезвон. По окончании крестного хода плащаница полагается на середину храма. Далее — ектении и прочее последование утрени. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 16 июня, 2021 31 мая, 2021 20 мая, 2021 27 апреля, 2021 14 апреля, 2021 12 апреля, 2021 3 апреля, 2021 26 марта, 2021 22 марта, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/o-chine-pogrebeniya-bo...

По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 3-й: «Да веселятся небесная…». «Слава» – тропарь св. Димитрия (по выбору), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы». Примечание. «Богослужебные указания на 1957 год» (с. 172) и «Богослужебные указания на 1958 год» (с. 143–144) приводят следующий порядок пения тропарей по «Ныне отпущаеши» и в конец утрени при полиелейном святом: тропарь воскресный (петый в предшествующее воскресенье), «Слава» – тропарь святого, «И ныне» – Богородичен воскресный, по гласу «Славы». Это вполне согласуется с Типиконом (гл. 50-я, «В понедельник 2-я седмицы Антипасхи…», «Подобает ведати, како поется от Недели Фомины…»). Однако В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 699, 715) указывает следующий порядок: тропарь святого; «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, по гласу тропаря. На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й: «Да веселятся небесная…» (дважды). «Слава» – тропарь св. Димитрия (по выбору), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы». Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седален св. Димитрия, глас 1-й: «От чресл царских…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 3-й: «Разслабление обретоша…» (см. в седальнах по 2-м стихословии) . По 2-м стихословии – седален св. Димитрия, глас 4-й: «Кровь твою…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 3-й: «Разслабление обретоша…» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Полиелей. Величание св. Димитрия и избранный псалом. Седален св. Димитрия по полиелее, глас 8-й: «От младенства душею…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 3-й: «Разслабление обретоша…» (см. в седальнах по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас 8-й: «Яко Деву…» . Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен св. Димитрия, глас 4-й: «Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него»; стих: «Услыши, Боже, глас мой, внегда молити ми ся к Тебе». Евангелие – Лк., зач. 106. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго благовернаго царевича Димитрия…». Стихира св. Димитрия, глас 8-й: «Из младенства изгнан быв…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

– Как Вы думаете, что поможет Греции сегодня? Экономические кризисы в других странах показали, что выход возможен, когда появляется сильная личность, которая ведет народ за собой (Черчилль, Рузвельт и др.) … – Это  правда, как и то, что в современной Греции такой личности не видится. Во всяком случае, обычно кризисы вместе с проблемами, которые влекут за собой, выявляют и личности, которые им противоборствуют. Сегодня мы возлагаем нашу надежду не на личности людей, а на личность истинного Бога: «На Господа надежду всяк кто стяжав, вышший есть всех Знайте, рядом с Грецией экономического кризиса существует Греция, благословленная Богом: Греция веры, молитвы, знамений Божественного присутствия, святых. Не позабыл нас покамест Господь. Автор сердечно благодарит Елизавету Натариди и Сергея Андреу за помощь в подготовке материала. Примечание: Второй антифон воскресной степенны четвертого гласа. Афины после погромов. Фото Алексея Богдановского, http://alexbogd.livejournal.com Афины после погромов. Фото Алексея Богдановского, http://alexbogd.livejournal.com У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 16 февраля, 2024 20 января, 2024 30 октября, 2023 10 июня, 2023 1 марта, 2023 6 февраля, 2023 28 января, 2023 23 сентября, 2022 22 сентября, 2022 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/mitropolit-mesogejskij...

Вход. Прокимен дня. Паримии равноап. Ольги – 3. На стиховне стихиры равноап. Ольги, глас 8-й (со своими припевами). «Слава» – равноап. Ольги, глас тот же: «Велия слава твоя…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневестная Дево…». По Трисвятом – тропарь равноап. Ольги, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гавриилу вещавшу…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь равноап. Ольги, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гавриилу вещавшу…». Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны равноап. Ольги (по дважды). Полиелей. Величание равноап. Ольги и избранный псалом . Седален равноап. Ольги по полиелее, глас 5-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен равноап. Ольги, глас 4-й: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их»; стих: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь». Евангелие равноап. Ольги ( Мф.25:1–13 [или Мф., последи 53 зач.,13:33: «Рече Господь притчу подобно есть Царствие Небесное…», преступи в 55 зач.,13:44–50, конец: «ту будет плачь и скрежет зубом»]). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святыя равноапостольныя…». Стихира равноап. Ольги, глас 6-й: «Провозвестницу веры…». Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и равноап. Ольги на 8. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3-й песни – седален равноап. Ольги, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак («Воспоем днесь…») и икос равноап. Ольги, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен равноап. Ольги (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи. «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры равноап. Ольги, глас 3-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – равноап. Ольги, глас 8-й: «О мати наша…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Богородице, Мати Безневестная…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь равноап. Ольги, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гавриилу вещавшу…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны священномученика (по дважды). Полиелей. Величание священномученика и избранный псалом. Седален священномученика по полиелее, глас 5-й: «Воспоим, вернии...» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен (на ряду), глас 1-й: «Мати Божия...». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен священномученика, глас 4-й: «Проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой»; стих: «Разжегл ны еси, якоже разжизается сребро». Евангелие священномученика (Мф., зач. 36). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами священномученика...». Стихира священномученика, глас 6-й: «Буря напастей...». Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и священномученика на 8. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – седален священномученика, глас 7-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен (на ряду), глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос священномученика, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен священномученика (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен (на ряду): «Пресвятая Богородице...». «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры священномученика, глас 8-й – 4. «Слава» – священномученика, глас 6-й: «Сердце добрым подвигом предочистив...», «И ныне» – Богородичен (на ряду), глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...». На часах – тропарь и кондак священномученика. На Литургии блаженны священномученика, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь священномученика. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь священномученика; кондак храма. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – священномученика.

http://patriarchia.ru/bu/2024-07-24/

По 2-м стихословии седален, глас 2: Егда землю Российскую постиже испытание,/тогда вы, новомученицы святии, отвсюду безбожными гоними,/во едину победоносную дружину промышлением Божиим в земли Шатурстей совокупистеся/и единомудренно за Христа пострадасте. Слава, и ныне, Богородичен: Ты еси Славо небесных и Упование земных, о Царице!/Ты еси Похвало и Венчание мучеником,/на Тя бо страдальцы земли Русския/в муках велиих надежду возложивше,/победно пучину лютых мучений проидоша./Ныне и нам, предстоящим в храме славы Твоея,/одожди милости Твоя пребогатыя. Величание: Величаем вас,/святии новомученицы и исповедницы Шатурстии,/и чтим честная страдания ваша,/яже за Христа/претерпели есте. Псалом избранный: Б ог нам Прибежище и Сила: 1-й лик: Б ог нам Прибежище и Сила, Помощник в скорбех, обретших ны зело. 2-й лик: Г осподи, воздвигни силу Твою и прииди, воеже спасти нас. 1-й лик: Г лаголах о свидениих Твоих пред цари и не стыдяхся. 2-й лик: В си языцы обыдоша мя и Именем Господним противляхся им. 1-й лик: Т ебе ради умерщвляемся весь день, вменихомся, яко овцы заколения. 2-й лик: К репость и пение мое Господь и бысть мне во спасение. По полиелеи седален, глас 8: Днесь земля Шатурская торжествует/и веселием духовным украшается,/святии бо новомученицы, сродницы наши,/в белых ризах предстоят Агнцу Божию/и со Ангелы песнь хвалебную согласно воспевают:/слава в Вышних Богу и на земли мир,/в человецех благоволение. Слава, и ныне, Богородичен: О, Всепетая Дево,/Тя вемы Покров земли Русския,/Тебе бо, грешнии, имамы предстательство,/Тебе стяжахом в напастех спасение,/Едину Всенепорочную. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: П роидохом сквозе огнь и воду,/и извел еси ны в покой. Стих: Р азжегл ны еси, якоже разжизается сребро. Евангелие от Матфея, зачало 36. По 50-м псалме стихира, глас 6: О, блаженнии сродницы наши,/часть благую на земли усердно взыскавшии/и кровною куплею ту приобретшии,/изыдите ныне, молимся,/на взыскание нас, заблуждших,/верою обнищавших и добродетельми оскудевших,/да вами, присно покрываеми и наставляеми,/дарами Духа Святаго обогатимся/и безбедно часть спасаемых обрящем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Примечание. Допустимо седальны по 1-м и по 2-м стихословии исполнять следующим образом: седален Богородицы. «Слава» – седален священномученика, «И ныне» – седален Богородицы. Полиелей. Величания два – Богородицы и священномученика. По полиелее седален Богородицы. «Слава» ­– седален священномученика, «И ныне» – седален Богородицы. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен и Евангелие – Богородицы. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами священномученика…». Стихира по 50-м псалме – Богородицы. Каноны: Богородицы (Иверской иконы) со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и священномученика на 6. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3-й песни – кондак и седален священномученика. «Слава, и ныне» – седален Богородицы. По 6-й песни – кондак и икос Богородицы. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен священномученика. «Слава, и ныне» – светилен Богородицы. «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: Богородицы – 3 и священномученика – 3. «Слава» – священномученика, «И ныне» – Богородицы. Великое славословие. По Трисвятом – тропарь священномученика. «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы. На часах – тропарь Богородицы. «Слава» – тропарь священномученика. Кондаки священномученика и Богородицы читаются попеременно. На Литургии блаженны Богородицы, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и священномученика, песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь храма, тропарь Богородицы, тропарь священномученика; кондак храма. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – кондак Богородицы. В храме Богородицы – тропарь Богородицы (Иверской иконы), тропарь священномученика. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – кондак Богородицы (Иверской иконы). В храме святого – тропарь Богородицы, тропарь храма, тропарь священномученика; кондак храма. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – кондак Богородицы. Прокимен, аллилуиарий и причастен – Богородицы и священномученика. Апостол и Евангелие – Богородицы, священномученика (Рим., 99 зач.; Лк., 106 зач.) и дня .

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010