Слава, и ныне, Богородичен: Удивишася Чистая, вси ангелов лицы таинству Твоего рождения страшному:/како Иже вся содержай манием единем,/объятии Твоими яко человек содержавается,/и приемлет начало Превечный и млеком питается,/Иже всякое дыхание питаяй неизреченною благостию;/и Тя, яко воистинну Божию Матерь хваляще, славят. Слава, и ныне, Богородичен: Поразились, Чистая, все сонмы Ангелов/повергающему в трепет таинству Твоего чревоношения:/как Держащий все единым мановением/заключается в объятия Твои как человек,/берет начало Предвечный и молоком питается/Питающий все дышащее по неизреченной благости?/И Тебя, как истинную Матерь Божию,/они хвалами прославляют. Затем тропари «по Непорочных» и ектения малая. По непорочных ипакои, глас 4: Яже Твоего преславнаго востания, предтекша мироносицы,/апостолом проповедаху Христе,/яко воскресл еси яко Бог,/подая мирови велию милость. Ипакои Обстоятельства воскресения Твоего дивного,/прибежав к Апостолам, возвещали мироносицы,/что Ты воскрес, Христе, как Бог,/подавая миру великую милость. Степенна, глас 4. Антифон 1-й, ихже стихи повторяюще поем: Степенны. Антифон 1 От юности моея/мнози борют мя страсти,/но Сам мя заступи,/и спаси, Спасе мой. С юности моей/воюют со мною многие страсти;/но Сам защити/и спаси меня, Спаситель мой. Ненавидящии Сиона,/посрамитеся от Господа,/яко трава бо огнем/будете изсохше. Ненавидящие Сион, устыдитесь Господа:/ибо вы будете иссушены,/как трава огнем. Слава: Святым Духом/всяка душа живится,/и чистотою возвышается,/светлеется Троическим Единством священнотайне. Слава: Святым Духом всякая душа оживляется/и очищением возвышается,/в священной тайне просветляется/Троическим Единством. И ныне, тойже. И ныне: И повторяем то же. Антифон 2: Воззвах Тебе Господи тепле,/из глубины души моея,/и мне да будут на послушание/Божественная Твоя ушеса. Антифон 2 Воззвал я к Тебе, Господи пламенно/из глубины души моей,/и да будут мне внимать/Божественные уши Твои. На Господа надежду всяк кто стяжав,/вышший есть всех скорбящих.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/oktoih-vo...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Проректор по воспитательной работе Казанской православной духовной семинарии иеромонах Кирилл (Забавнов) в небольшой статье раскрывает содержание степенных антифонов первого и пятого гласов. «У пустынников жизнь блаженна» Пока на страницах интернета и православных СМИ ведется горячая полемика о богослужебном языке, в наших храмах продолжает совершается богослужение на церковнославянском. Язык богатый, но в то же время сложный. Богатство заключается в содержании текстов, сложность – в усвоении этого текста, а точнее — в его непонимании. Язык есть первопричина непонимания церковных служб, но если мы попытаемся перевести тот или иной гимнографический отрывок, нам предстоит сделать его богословский, филологический и исторический разбор. Переводчику необходимо провести такую работу, чтобы донести смысл переведенного до читателя, особенно в случае молитвы, слова которой должны быть ясны и не могут носить характер языческих заклинаний. Самые посещаемые богослужения седмичного круга – это богослужения воскресные, они же – самые содержательные, и содержание их заставляет задавать многие вопросы. Нужно сказать, что Октоих является одним из ярких свидетельств богатства византийской гимнографии. Многие тексты Осмогласника могут «перевернуть» душу молящегося, обратить ее к Богу, делают молитву пламенней, или лучше сказать, «молитва становится молитвой». Но и здесь при современном оправлении служб мы обходим стороной эти места — многое сокращается либо вовсе опускается. Остановимся на одном моменте воскресной утрени и попробуем его истолковать. Речь идет о воскресных степеннах, которые часто сокращаются, опускаются, а если и прочитываются или пропеваются, то смысл этих священных текстов для многих так и остается непостижимой тайной. Исполнение антифонов в «неделю на утрени» (в воскресенье) в отличие от других дней свидетельствует об общей мысли, пронизывающей все воскресное богослужение. К примеру, антифоны Четыредесятницы заимствованы из 18-ой кафизмы, которая в этот период всегда читается на вечернях и имеет в себе только прообраз новой благодати, тогда как с Воскресением Христовым эта благодать уже воссияла. Таково объяснение своего места степенных антифонов в седмичном круге богослужения.

http://azbyka.ru/soderzhanie-stepennyh-a...

Слава, и ныне, Богородичен: Преблагословенна Ты, Богородица Дева,/ибо Воплотившимся от Тебя ад пленен,/Адам из него возвращен,/проклятие лишилось силы,/Ева освобождена, смерть умерщвлена/и мы исполнились жизни./Потому, воспевая, взываем:/«Благословен Христос Бог, так благоволивший, слава Тебе!» Затем тропари «по Непорочных» и ектения малая. По непорочнах ипакои, глас 2 По страсти шедша во гроб жены,/во еже помазати тело Твое Христе Боже,/видеша ангелы во гробе, и ужасошася:/глас бо слышаху от них, яко воскресе Господь,/даруя мipobu велию милость. Ипакои После страдания Твоего/жены, придя ко гробу,/чтобы помазать миром тело Твоё, Христе Боже,/Ангелов увидели в гробнице и изумились,/ибо весть услышали от них, что воскрес Господь,/дарующий миру великую милость. Степенна, глас 2 Антифон 1. Ихже стихи повторяюще поем: На небо очи пущаю моего сердца, к Тебе Спасе,/спаси мя Твоим осиянием. Степенны. Антифон 1 На небо устремляю очи сердца моего, –/к Тебе, Спаситель, –/спаси меня Твоим сиянием. Помилуй нас согрешающих Тебе много,/на всякий час, о Христе мой,/и даждь образ прежде конца покаятися Тебе. Помилуй нас, согрешающих пред Тобою во многом/всякий час, о, Христе мой,/и прежде кончины укажи пути/покаяния пред Тобою. Слава: Святому Духу, Еже царствовати подобает,/освящати, подвизати тварь:/Бог бо есть, Единосущен Отцу и Слову. Слава: Святому Духу подобает царствовать,/освящать, приводить в движение творение;/ибо Он – Бог, единосущный со Отцом и Словом. И ныне, тойже. И ныне: И повторяем то же. Антифон 2: Аще не Господь бы был в нас,/кто доволен цел сохранен быти от врага,/купно и человекоубийцы? Антифон 2 Если бы не было Господа среди нас,/то кто бы смог сохраниться невредимым/от врага и вместе человекоубийцы? Зубом их не предаждь Спасе, Твоего раба:/ибо львовым образом на мя подвизаются врази мои. Зубам их не предай, Спаситель, Твоего раба;/ибо подобно льву устремляются/против меня враги мои. Слава: Святому Духу живоначалие и честь:/вся бо созданная,/яко Бог сый силою,/соблюдает во Отце, Сыном же.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/oktoih-vo...

Весь строй его совершенно ИНОЙ, необычный, отличный от тех. Это в соответствии ИНОМУ, необычному, отличному от мирского образа жития монашеского. Уже непорочны, которыми начинается и этот чин, как было отмечено ранее 549 , имеют необычный вид. За непорочными с их тропарями и седальном Покой Спасе наш: следует 50-й псалом, всегда предваряющий канон. Но канон отсутствует в монашеском погребении. Вместо него длинный ряд воскресных степенных антифонов на все 8 гласов и заупокойных стихир также всех 8 гласов. Антифоны – это песнь пустынножителей по преимуществу и песнь о пустынножительстве. А монашество в существе своем есть пустынножительство, отшельничество даже и среди мipa. Поэтому так естественно воспеть при гробе монаха о желаниях пустынников, мipa сущих суетного кроме 550 о том, как блаженна жизнь пустынножителей, божественным желанием воскриляющихся 551 . Житие монашеское – это порыв к Богу. Поэтому при гробе монаха пение степенных, в коих изображается как бы по ступеням совершающееся устремление верующей души к Богу, души, у которой непрестанное божественное желание 552 , которая на небо непрестанно обращает очи сердца 553 . Монашество есть по преимуществу образ покаяния. Поэтому при гробе монаха моление: Помилуй нас.., и даждь образ... покаятися Тебе 554 . Монашество есть по преимуществу усиленная борьба со страстями, кои от юности каждого из нас борют 555 , коими враг палит нас. Только надеясь на Бога можно победить сего 556 . Монашество есть плач о грехах, но плач, носящий в себе залог радости 557 . Все эти мысли, которые в известной степени должны быть свойственны всякому искреннему и убежденному христианину, особенно сильно переживаются душой, удалившейся от мipa, избравшей ИНОЙ образ, жития. Теперь при гробе инока они еще раз воспоминаются в умилительных антифонах степенных. Антифоны – не поминальные песнопения, а наоборот, праздничные, по преимуществу воскресные. При гробе монаха они сами по себе принимают своеобразный оттенок. Но погребение не может обойтись без нарочито поминальных молитвословий и потому антифоны перемежаются, переплетаются с заупокойными молениями о преставльшемся в стихирах, которые поются также на все 8 церковных гласов.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Итак, степенны, называемые также антифонами по способу их исполнения хорами попеременно, содержат моления об исправлении и очищении души благодатью Духа Святого. Девять стихов антифонов, как говорят многие толкователи числа 9 в Церкви, соответствуют пению девяти чинов ангелов, воспевающих Святую Троицу. Степенны возвышают душу своим умиленно-покаянным содержанием и подготавливают молящихся к слушанию Евангелия. Содержание их заимствовано из 15-ти псалмов, называемых степенными (псалмы 119–133), именовавшимися у евреев «песнями степеней». Блаженный Августин дает этим псалмам духовное значение, утверждая, что в них изображается восхождение души от земного к небесному, от греха ко Христу по степеням добродетелей, а блаженный Феодорит Кирский свидетельствует, что всякая ступень, ведущая ко храму Соломонову, предзнаменовала особую добродетель Нового Завета. Таким образом, антифоны изображают восхождение христиан от греха (Вавилона) в Царство Небесное – горний Иерусалим, подобно тому, как происходило возвращение иудеев из плена вавилонского. Степенных антифонов восемь — по числу гласов. Каждый составлен из трех частей, или тропарей, для каждого гласа, кроме восьмого, там их четыре. Поются они на особый напев. К каждому присоединено в конце прославление Святого Духа. Степенны 1-го гласа. Стихирарь крюковый с прибавлениями, полуустав написан в 1437 году Хорошей иллюстрацией может послужить анализ отдельного текста. В частности, рассмотрим антифоны 1-го и 5-го гласа. Причина такого подбора — соответствие тем тропарей антифонов этих гласов. Они берут свою основу в псалмах 119–121-м. Значительную помощь в раскрытии содержания нам окажет перевод на русский язык воскресных служб Октоиха, сделанный преподавателем Тобольской духовной семинарии И. Ловягиным (1888 г.) и святоотеческое толкование текста Псалтири. Прежде чем приступить к разбору, предлагаем прослушать небольшие отрывки степенных антифонов в исполнении хоров за богослужением. Для лучшей передачи смысла и молитвенного настроя самих антифонов мы выбрали распев антифонов в переложении архиепископа Ионафана (Елецких):

http://azbyka.ru/soderzhanie-stepennyh-a...

Затем поется 2-й прокимен 6-го гласа: «Блажен, его же избрал и приял еси, Господи», читаются: Апостол, Евангелие и молитва, поется степенный 2-ой антифон 6-го гл.: «Аще не Господь бы был в нас...», и читаются: псалом 23, с припевом на каждый стих: «Аллилуиа», трижды, тропарь («В вере и надежде...») и седален («Веси, Боже наш...»). Потом поется 3-й прокимен 6-го гласа: «Блажен, егоже избрал...», читаются: Апостол, Евангелие и молитва, поется степенный 3-й антифон 6-го гл.: «Надеющийся на Господа...» и читаются: псалом 83-й с припевом на каждый стих: «Аллилуиа», трижды и пять тропарей. Далее поется 4-й прокимен 6-го гласа: «Душа его во благих водворится...», и читаются: Апостол, Евангелие и «Блаженны» с тропарями (иными, чем при мирском отпевании). Затем поется 5-й прокимен 6-го гласа: «Блажен, егоже избрал...», и читаются пятые Апостол и Евангелие. После 5-го Евангелия и по прочтении 50-го псалма поются ирмосы канона Великой Субботы: «Волною морскою...», кроме ирмосов 3-й и 6-й песни («Тебе на водах...» и «Ят бысть, но не удержан...», имеющих отношение только к распятому Господу Иисусу Христу), заменяемых обычными ирмосами: «Несть свят...» и «Бездна последняя...» Между ирмосами поется обычный заупокойный припев «Упокой Господи...» и «Слава» и «И ныне». В Требнике изложен пасхальный чин погребения только для мирских людей; но здравый смысл указывает, что нужно и во св. Пасху совершать погребение над умершими по особому чину для каждого умершего (если он мирянин, то по чину, для сего изложенному, если же священник, то по чину священническому, и т.д.) 169 ; равным образом и во всяком чине нужно делать изменения, соответствующие торжественным дням св. Пасхи, сообразно «Указу о провождении усопших на св. Пасху». Митрополитом Московским Филаретом (по случаю отпевания тела преосвящ. Кирилла, архиеп. Подольского, 31 марта 1841 г., в понедельник Пасхи) был составлен особый устав священнического погребения на Пасху. Соображаясь с сим, погребение священника в Пасхальную неделю должно совершать в следующем порядке: 1) Пред выносом бывает начало пасхальное со стихи.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

§ 267. 2. Чин погребения монахов По облачении усопшего монаха, таким образом как значится в требнике, пред выносом его из келии, совершается над телом его краткая лития об упокоении души усопшего. Потом провод тела его во храм, начало отпевания тела в храме совершается также, как и погребение мирянина. Читаются те же стихиры, тот же Апостол и тоже Евангелие благовествуется в таком же порядке, как выше сказано было о погребении мирских человек. Разность заключается только в том: а) что вместо канона погребального поются степенные антифоны, из Октоиха взятые, на все восемь гласов. К каждому из сих антифонов присоединены четыре стихиры, в коих воспевается крестная смерть Господа Иисуса Христа, как победа над нашей смертью и воссылается моление об упокоении души усопшего. b) После антифонов поются тропари на блаженны, приспособленные к состоянию и обетам монахов. При пении 17-й кафизмы припевы, к стихам прибавляемые, несколько изменены 766 . c) При последнем целовании некоторые стихиры опускаются, а некоторые самогласные прибавляются к тем, которые поются на погребении мирских человек в это же время, и d) наконец провод тела до могилы, совершается с пением, вместо святый Боже, стихир на все восемь гласов: кая житейская сладость и проч., прерываемых тремя краткими ектениями о упокоении души усопшего. § 268. 3. Чин погребения священников Усопший священник облачается одними священниками, по указанию требника. По облачении его в священнические ризы и по закрытии лица его покровцем, которым покрывались Святые Дары, полагается на груди его Евангелие в знаменование того, что усопший был проповедником и учителем евангельского учения. По совершении краткой литии в доме усопшего, священники относят тело его во храм на своих раменах, равно как и из храма до могилы. Отпевание начинается 17-ю кафизмою: в первой и третьей статье каждый стих оканчивается славословием: аллилуия! а вторая слава пред каждым стихом имеет припев: помилуй раба твоего! За кафизмой следуют стихиры с припевом: благословен ecu, Господи, научи мя оправданием Твоим – те же, какие поются над усопшим мирянином; за следующей потом краткой ектенией поются – тропарь: покой Спасе наш… и степенные антифоны шестого гласа, читается потом Апостол и Евангелие тоже, что над мирским человеком, и молитва, в которой воспоминается пастырское служение усопшего и испрашивается упокоение душе его.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Поклонимся Отцу и Его Сынови и Святому Духу, Святей Тройне во едином существе с Серафимы зовуще: Свят, Свят, Свят еси Господи. Жизнодавца рождши, греха, Дево, Адама избавила еси, радость же Еве в печали место подала еси. Падшия же от жизни к сей направи из Тебе воплотивыйся Бог и Человек. Поклонимся Отцу, Его Сыну и Святому Духу, Святой Троице в Единой сущности, взывая с Серафимами: Свят, Свят, Свят Ты, Господи. Родив Подателя жизни, Ты, Дева, избавила Адама от греха, Еве же даровала радость вместо печали. Отпавших же от жизни направил к жизни воплотившийся от Тебя Богочеловек. Перед чтением воскресного Евангелия исполняются антифоны «степенны», приписываемые преподобному Феодору Студиту . Свое название они получили от «степенных» псалмов (119–132), по образцу которых составлены. Каждый стих антифона соответствует определенному стиху псалма: степенны 1-го и 5-го гласов – Пс. 119–121, 2 -го и 6-го гласов – Пс. 122–124, 3 -го и 7-го гласов – Пс. 125–127, 4 -го и 8-го гласов – Пс. 128–132 . В каждом гласе по три антифона, в 8-м гласе их четыре. Каждый антифон состоит из трех тропарей, из которых третий всегда посвящен Святому Духу. По содержанию степенны не относятся к числу песнопений, прославляющих воскресение Христово. Они вдохновлены аскетическим, монашеским идеалом; в них говорится, в частности, о влечении души человека к Богу, о любви к храму, о сладости пустынножительства: Пустынным непрестанное божественное желание бывает, мира сущим суетнаго кроме. Пустынники, пребывающие вне суетного мира, объяты непрестанной любовью к Богу. Пустынным живот блажен есть, Божественным рачением воскриляющимся. О рекших мне, внидем во дворы Господни, возвеселися мой дух, срадуется сердце. У пустынников блаженная жизнь, ибо они окрыляются пламенной любовью к Богу. Когда мне сказали «пойдем во двор Господень», мой дух возвеселился, и сердце вместе с ним возрадовалось. О рекших мне, внидем во дворы Господни, возвеселися мой дух, срадуется сердце. Когда мне сказали «пойдем во двор Господень», я исполнился великой радости и сердце вместе с ним возрадовалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Псалом избранный Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он возлюбит крепко./Слава и богатство в доме его./И правда его пребывает во век века./В вечной памяти будет праведник./Праведник как пальма расцветёт, как кедр, что на Ливане, преумножится./Возвеселится праведник о Господе, и уповает на Него./Вот, я устам моим не возбраню, (Господи)./(Ты уразумел правду мою и истину мою.)/И язык мой будет проповедовать правду Твою, весь день – хвалу Твою./Свет воссиял праведнику и правым сердцем – веселие./Род правых благословится./Славою и честью увенчал его./Ибо Ты благословишь праведника, Господи./Как оружием благоволения Ты оградил нас./Которым с высоты посетит нас Восходящее Светило./Чтобы просветить сидящих во тьме и тени смертной./Направить ноги наши на путь мира. Слава, и ныне: Аллилуия (3). По полиелеи седален, глас 8. Подобен: Свирелей пастырских: После полиелея седален, глас 8 Подобен: Свирелей пастушеских: Предтеча, вернии, Креститель и Ангел всех Избавителя,/Ирода обличив за беззаконие Иродиадино, умирает, во главу усечен,/яко да и сущим во аде со дерзновением благовестит,/яко Бог сходит тамо пленити смерть. Предтеча, Креститель и Вестник Искупителя всех,/обличив Ирода за беззаконие с Иродиадой,/умирает, обезглавленный, верные,/чтобы и пребывавшим во аде со дерзновением благовествовать,/что Бог туда сходит пленить смерть. Слава, и ныне, Богородичен: Слово Отчее на землю сниде, и Ангел светел Богородице глаголаше:/радуйся, Благословенная, Яже чертог едина сохраньшая,/зачатие приемши Превечнаго Бога и Господа,/да от прелести, яко Бог, спасет род человеческий. Слава, и ныне, Богородичен: Слово Отчее сошло на землю,/и Ангел светлый Богородице возглашал:/«Радуйся, Благословенная,/Одна чертог девства сохранившая,/приняв во чрево Предвечного Бога и Господа,/да спасет Он от заблуждения, как Бог,/род человеческий!» Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Честна пред Господем/смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/useknoven...

Да ликует небо, земля да веселится,/ибо Божие Небо на земле,/эта Богоневеста родилась по обетованию./Неплодная кормит грудью младенца Мариам,/и радуется этому рождению Иоаким, и возглашает:/«Жезл мне родился, из которого цвет – Христос,/произрос от корня Давидова./Поистине, чудо предивное!» Слава, и ныне, глас тойже: Обновися, Адаме, радуйся, Ево, веселися, Давиде, благодушствуй Анно,/ибо Мати Зиждителя твоего раждается преславно;/ликует, обновльшися, вся земля/и радуется, одеяна во одежду;/всяк язык, ликуя, да вопиет Марии:/блажен дом Давидов, яко питает Питательницу Жизни нашея. Слава, и ныне, глас тот же: Обновись Адам, радуйся, Ева;/веселись, Давид, благодушествуй Анна:/ибо Матерь Создателя Твоего рождается преславно./Обновившись, ликует вся земля/и радуется, облеченная в праздничную одежду;/всякий народ, ликуя, да взывает Марии:/«Блажен дом Давидов,/что питает Питательницу Жизни нашей!» Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Помяну имя Твое/во всяком роде и роде. Стих: Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя Цареви. Прокимен, глас 4 Вспомнят имя Твоё/во всяком роде и роде. Стих: Излило сердце моё слово благое, я изрекаю дела мои Царю. Пс 44:18А, 2А Евангелие от Луки, зачало 4: Евангелие от Луки, зачало 4 Во дни оны, воставши, Мариам, иде в горняя со тщанием, во град Иудов. И вниде в дом Захариин, и целова Елисавет. И бысть яко услыша Елисавет целование Мариино, взыграся младенец во чреве ея: и исполнися Духа Свята Елисавет. И возопи гласом велиим, и рече: благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего. И откуду мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне? Се бо, яко бысть глас целования Твоего во ушию моею, взыграся младенец радощами во чреве моем. И блаженна Веровавшая, яко будет совершение глаголанным Ей от Господа. И рече Мариам: величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем. Яко призре на смирение Рабы Своея: се бо, отныне ублажат Мя вси роди. Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его. Пребысть же Мариамь с нею яко три месяцы, и возвратися в дом Свой.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/rozhdestv...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010