Ипакои Поражая обликом, но орошая речами,/возглашал блистающий Ангел мироносицам:/«Что Живого ищете в гробнице?/Он восстал, опустошив гробницы;/познайте Неизменного, изменившего тление./Воскликните Богу: Как страшны дела Твои,/ибо спас Ты род человеческий!» Степенна, глас 3. Антифон 1-й, повторяюще поем: Степенны. Антифон 1 Плен Сионь Ты изъял еси от Вавилона:/и мене от страстей к животу привлецы, Слове. Пленников Сионских/Ты освободил из Вавилона,/и меня от страстей к жизни/привлеки Слово! В юг сеющии слезами Божественными,/жнут класы радостию присноживотия. При южном ветре сеющие/слезами боговдохновенными,/с радостию пожнут/колосья вечной жизни. Слава: Святому Духу всякое благодарие,/якоже Отцу и Сыну сооблистает,/в Немже вся живут и движутся. Слава: От Святого Духа всякий благой дар,/как от Отца и Сына блистает:/Им все живет и движется. И ныне, тойже. И ныне: И повторяем то же. Антифон 2: Аще не Господь созиждет дом добродетелей, всуе труждаемся:/душу же покрывающу, никтоже наш разорит град. Антифон 2 Если Господь не построит дома добродетелей,/то мы трудимся тщетно;/если душа под Его покровом,/то никто не разорит града нашего. Плода чревна Духом сынотвореное/Тебе, Христу, якоже и Отцу, святии всегда суть. Святые – всегда как чрева плод,/по усыновлению Духом,/Тебе Христу, как и Отцу. Слава: Святым Духом прозрится всякая святыня, премудрость:/осуществует бо всякую тварь: Тому послужим:/Бог бо, яко Отцу же и Слову. Слава: Во Святом Духе созерцается/всякая святость и премудрость,/ибо всему творению дает Он бытие./Ему послужим, ведь Он – Бог,/как и Отцу, и Слову. И ныне, тойже. И ныне: И повторяем то же. Антифон 3: Боящиися Господа блажени, в пути ходяще заповедей:/снедят бо животное всеплодие. Антифон 3 Боящиеся Господа – блаженны/ибо они будут ходить путями заповедей,/и вкушать всякие животворные плоды. Окрест трапезы Твоея возвеселися,/зря Твоя, Пастыреначальниче, исчадия, носяща ветви благоделания. Возрадуйся, пастыреначальник,/видя вокруг трапезы своей своих преемников,/носящих ветви добрых дел.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/oktoih-vo...

(Из творений святителя Тихона Задонского ) 326. Антифоны воскресной утрени На воскресной всенощной или утрени, перед чтением Евангелия, всегда поются краткие стихи, называемые «антифонами». Слово «антифон» значит «противугласник», потому что сии стихи поются попеременно на оба клироса. Они составлены преподобным Иоанном Дамаскиным по подобию псалмов 119–133, называемых «песнями степеней», и потому называются степенными. Псалмы-песни степеней так назывались потому, что их пели иудейские певцы-левиты на ступенях Иерусалимского храма на два хора. Наши антифоны также прилично назвать «степенными» потому, что они ведут нас как бы по ступеням лестницы от земли на небо, от странствия в отечество, от скорби в радость, от бедствия в блаженный покой. Сии антифоны так глубоко поучительны и поются в наших обителях таким трогательным напевом, что без сердечного умиления их, кажется, и слушать нельзя. К сожалению, на славянском языке они неудобовразумительны, посему предлагаем здесь их в русском переводе. На первый глас. Антифон 1-й. В тесноте моей избавь меня от горестей, Господи! к Тебе взываю. – Между живущими в пустынях, вне суетного мира, непрестанно обитает любовь к Богу. – И Святому Духу принадлежит честь и слава, как Отцу и Сыну, потому будем петь хвалы Единодержавной Троице. Антифон 2-й. – Ты вознеси меня на горы Твоих законов, Боже! Дай мне просиять добродетелями: и я буду воспевать Тебя. – Простерши десную руку Твою, Слово, сохрани меня, соблюди, дабы огонь греха не опалил меня. – Через Святого Духа вся тварь, обновляясь, снова приходит в первобытное состояние: ибо сила у Него одна с Отцом и Словом. Антифон 3-й. – Когда сказали мне: пойдем во дворы Господни! – возрадовался дух мой, весело стало и сердцу. – В дому Давидовом великий ужас! Там поставлены престолы, и должны судиться все племена и народы. – И Святому Духу должно воздавать честь, поклонение, славу и державу, как прилично Отцу и Сыну, ибо Троица не по лицам, но по существу едина. На второй глас. Антифон 1-й. – К Тебе, Спаситель, на Небеса устремляю очи сердца моего! Сиянием Твоим спаси меня. – Довольно согрешаем мы на каждый час пред Тобою, Христе мой! Помилуй нас, и дай прежде кончины желание покаяться Тебе. – Святому Духу свойственно царствовать, освящать, возбуждать к деятельности тварь: ибо Он Бог, единосущный Отцу и Слову.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Затем тропари «по Непорочных» и ектения малая. По непорочных, ипакои, глас 6: Вольною и животворящею Твоею смертию, Христе,/врата адова сокрушив, яко Бог,/отверзл еси нам древний рай, и воскрес из мертвых,/избавил еси от тления живот наш. Ипакои Добровольной и животворящей Своею смертию, Христе,/врата ада сокрушив, как Бог,/Ты отверз нам древний рай/и, воскреснув из мертвых,/жизнь нашу от тления избавил. Таже степенна, глас 6. Антифон 1, ихже повторяюще поем. Степенны. Антифон 1 На небо очи мои возвожу, к Тебе, Слове:/ущедри мя, да живу Тебе. К небу очи мои возвожу, к Тебе, Слово;/смилуйся надо мною,/чтобы я жил для Тебя. Помилуй нас уничиженных,/устрояя благопотребныя Твоя сосуды, Слове. Помилуй нас уничиженных,/и соделай сосудами,/пригодными Тебе, Слово. Слава: Святому Духу, всякая всеспасительная вина,/аще коему сей по достоянию дхнет,/скоро вземлет от земных: восперяет, возращает, устрояет горе. Слава: Святой Дух – виновник спасения всех;/если на кого-нибудь из них Он сообразно достоинству его повеет,/того скоро возносит от дел земных,/окрыляет, укрепляет, устремляет ввысь. И ныне, тойже. И ныне: И повторяем то же. Антифон 2: Аще не Господь бы был в нас,/никтоже от нас противу возмогл бы вражиим бранем одолети:/побеждающии бо от зде возносятся. Антифон 2 Если бы не было Господа среди нас,/то никто из нас не мог бы выдержать борьбы с врагом;/ибо побеждающие возносятся отсюда. Зубы их да не ята будет душа моя яко птенец, Слове:/увы мне, како имам от врага избыти, грехолюбив сый! Да не овладеют зубы их душой моею, как птичкой, Слово./Но увы мне, как смогу я от врагов избавиться,/будучи грехолюбивым? Слава: Святым Духом обожение всем,/благоволение, разум, мир и благословение:/равнодетелен бо есть Отцу и Слову. Слава: Святым Духом – обожение всем,/благоволение, разум, мир и благословение;/ибо по действиям Он равен Отцу и Слову. И ныне, тойже. И ныне: И повторяем то же. Антифон 3: Надеющиися на Господа врагом страшни, и всем дивни:/горе бо зрят. Антифон 3 Надеющиеся на Господа/врагам страшны и удивительны для всех;/ибо они ввысь взирают.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/oktoih-vo...

Аще не Господь созиждет дом добродетелей, всуе труждаемся, душу же покрывающу, никтоже наш разорит град. Плода чревна духом сынотвореное Тебе, Христу, якоже и Отцу, святии всегда суть. Аще не Господь созиждет дом душевный, всуе труждаемся ; разве бо Того ни деяние, ни слово совершается. Плода чревна, святи духодвижно прозябают отеческая предания, сыноположе–ния. Се, достояние Господне – сынове, мзда плода чревняго . Яко стрелы в руце сильнаго, тако сынове оттрясенных. Блажен, иже исполнит желание свое от них: не постыдятся, егда глаголют врагом своим во вратех. Слава: Святым Духом прозрится всякая святыня, премудрость, осушествует бо всякую тварь; Тому послужим, Бог бо, яко Отцу же и Слову. И ныне: тойже. Слава: Святым Духом, всяческая еже быта имут; прежде бо всех Бог , всех господьство, свет непреступен, живот всех. И ныне: тойже. Песнь степеней, 127. Антифон 3: Антифон 3: Блажени вси боящиися Господа, ходящии в путех Его; труды плодов твоих снеси: блажен еси, и добро тебе будет. Жена твоя – яко лоза плодовита в странах дому твоего, сынове твой – яко новосаждения масличная окрест трапезы твоея . Се тако благословится человек бояйся Господа. Боящиися Господа блажени, в пути ходяще заповедей, снедят бо животное всеплодие. Окрест трапезы Твоея возвеселися, зря Твоя, Пастыреначальниче, исчадия, носяща ветви благоделания. Боящиися Господа , пути живота обретше, ныне и присно ублажаются славою нетленною. Окрест трапезы Твоея , яко стеблие видя исчадия твоя, радуйся и веселися, приводя Христови Пастыреначальни–ку. .... Мир на Израиля. Слава: Святым Духом всякое богатство славы, от Негоже благодать, и живот всякой твари; со Отцем бо воспева– емъ есть, и с Словом. И ныне: тойже. Слава: Святым Духом глу–бина дарований, богатство славы, судеб глубина велия, единославен Отцу, и Сыну, служимъ бо. И ныне: тойже. Песнь степеней, 128. Степенна, глас 4: Антифон 1: Степенна, глас 8: Антифон 1: Множицею брашася со мною от юности моей , да речет убо Израиль; множицею брашася со мною от юности моея , ибо не премогоша мя ..... Господь праведен: ссечевыя грешников. Да постыдятся и возвратятся вспять вси ненавидящии Сиона ; да будут, яко трава на здех, яже прежде восторжения изсше, еюже не исполни руки своея жняй и недра своего рукояти собираяй,...

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По Непорочнах, Благословен еси Господи: Затем тропари «по Непорочных» и ектения малая. Таже ипакои, глас 3: Удивляя видением,/орошая глаголании,/блистаяйся Ангел мироносицам глаголаше:/что живаго ищете во гробе;/воста истощивый гробы./Тли Пременителя разумейте Непременнаго./Рцыте Богови: коль страшна дела Твоя,/яко род спасл еси человеческий. Ипакои, глас 3 Поражая обликом, но орошая речами/возглашал блистающий Ангел мироносицам:/«Что Живого ищете в гробнице?/Он восстал, опустошив гробницы;/познайте Неизменного, изменившего тление./Воскликните Богу: Как страшны дела Твои,/ибо спас Ты род человеческий!» Степенна, глас 3. Антифон 1: Степенны, глас 3. Антифон 1 Плен Сионь Ты изъял еси от Вавилона:/и мене от страстей к животу привлецы, Слове. Пленников Сионских Ты освободил из Вавилона,/и меня от страстей/к жизни привлеки Слово! В юг сеющии слезами Божественными,/жнут класы радостию присноживотия. При южном ветре сеющие слезами боговдохновенными,/пожнут с радостию/колосья вечной жизни. Слава:  Святому Духу всякое благодарие,/якоже Отцу и Сыну сооблистает,/в Немже вся живут и движутся. Слава:  От Святого Духа всякий благой дар,/как от Отца и Сына блистает:/Им все живет и движется. И ныне:  тойже. И ныне:  повторяем то же. Антифон 2: Аще не Господь созиждет дом добродетелей, всуе труждаемся:/душу же покрывающу, никтоже наш разорит град. Антифон 2 Если Господь не построит дома добродетелей,/то мы трудимся тщетно;/если душа под Его покровом,/то никто не разорит града нашего. Плода чревна Духом сынотвореное/Тебе, Христу, якоже и Отцу, святии всегда суть. Святые – всегда как плод чрева,/по усыновлению Духом,/Тебе Христу, как и Отцу. Слава:  Святым Духом прозрится всякая святыня, премудрость:/осуществует бо всякую тварь: Тому послужим:/Бог бо, яко Отцу же и Слову. Слава:  Во Святом Духе созерцается всякая святость и премудрость;/ибо Он дает бытие всему творению./Ему послужим, ведь Он – Бог, как и Отцу, и Слову. И ныне:  тойже. И ныне:  повторяем то же. Антифон 3: Боящиися Господа блажени, в пути ходяще заповедей:/снедят бо животное всеплодие.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-4...

Для нас этот текст давно стал заупокойным, и мы уже не можем себе представить, что родное его место совсем в другом последовании. Это чрезвычайно горько и обедняет наше понимание воскресной службы. Согласно «Оку Церковному», т.е. дониконовскому Типикону, сохраненному старообрядцами, непорочны должны петься в течение всего года (за редчайшими исключениями). В те же периоды, когда современный Устав предписывает полиелей, поются непорочны, затем – тропари по непорочных и уже затем – полиелей. Интересно, что на Востоке произошло прямо противоположное. Согласно как греческому соборно-приходскому, так и Афонскому Типикону, полиелей в воскресенье поется только в полиелейные праздники, а кроме этого случая, во все недели положены непорочны (впрочем, на приходах и то, и другое, как правило, опускается). Реальность такова, что редко где можно услышать непорочны, а тропари по непорочнех сохранились. Они находятся не только в Часослове, но и в Октоихе и в следованной Псалтири. Во время пения их совершается полное каждение храма, затем ектения малая. Ипакои гласа – это очень краткая строфа, нам почти не знакомая, ее часто пропускают. Затем степенны антифоны гласа. Что это такое? В каждом гласе есть три, а в 8-м гласе четыре строфы, которые называют степенны антифоны. Почему степенны? Потому что они уподоблены псалмам 18-й кафизмы, которые пелись на ступенях Иерусалимского Храма (степень – ступень). Почему антифоны? Потому что они должны петься по-переменно правым и левым ликом и, между прочим, по два раза каждый тропарь. Более других известен первый антифон 4-го гласа: «От юности моея мнози борют мя страсти...», но это только 4-й глас, и только первый антифон, а вообще в Октоихе в каждом гласе есть антифоны степенны. Понять это можно, только заглянув в Октоих. Прокимен гласа свой в каждой из восьми воскресных служб Октоиха. Возглашает его в нашей приходской практике дьякон (по Уставу – канонарх). К прокимну примыкает Всякое дыхание, это текст, уподобленный прокимну, только общий для всех гласов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Большинство воскресных ипакоев, именно 1–5 и 8 гл., воспевают посещение живоносного гроба мироносицами, – соответственно Непорочным тропарям, к которым они так непосредственно примыкают, и тому часу ночи, когда они поются (потому, кроме утрени, они поются и на полунощнице). Остальные рисуют плоды воскресения. Каждый следующий продолжает описание предыдущего. С краткостью здесь соединена сила выражения (например, начало 1-го: «Разбойничо покаяние рай окраде»). По древним уставам Автор воскресных ипакоев неизвестен. Древнейшее упоминание о них – в Студийско-Алексиевском и Евергетидском уставах: в обоих они пелись по кафизмах; в первом то по 1, то по 2-й кафизме; в последнем – по 2-й 2459 . Груз. и греч. ркп. Иерус. уст.: «и ипакои», древнейшие слав.: «и поется ипакои»; поздн. (ркп. Моск. Син. б. 678 XV в.) опускают «поется». В Киево-Печерской лавре читается. Полиелейное чтение Ипакои, как и седален, составляет, собственно, песненное введение к следующему за ним святоотеческому чтению, которое в воскресенье, как и по кафизмах, должно иметь предметом изъяснение литургийного Евангелия или Апостола. В воскресенья, с которыми соединяются особые воспоминания, взамен этого бывает «чтение праздника». Здешнее чтение, будучи необходимым для отдыха певцов и слушателей перерывом в том потоке песней, который, начинаясь с полиелея, простирается до Евангелия, составляет обычное для псалтирного пения заключение. Степенны Псалтирное пение теперь сменяется подражательным ему христианским, и заканчивающее такое пение чтение здесь бывает величайшим. Разумеем степенны и Евангелие. Степенны ( αναβαθμο), в просторечии называемые за способ пения их антифонами, как показывает название, составляют подражание псалмам 119–133, надписанным «песни степеней». Такое надписание псалмов (с евр. «восхождений», Вульгата: graduum) объясняют ныне так, что эти псалмы пелись праздничными паломниками в Иерусалиме при подъеме на его возвышенность, или партиями возвращавшихся из плена (прежде объясняли название так, что эти псалмы пелись на ступенях лестницы из храмового двора женщин во двор израильтян, – на том основании, что раввины сравнивали эти псалмы с 15 ступенями той лестницы).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

В Ирмологионах XVIII в., составленных украинцами в России, «киевскими» именуются те жанровые группы песнопений, к-рые в укр. сборниках не имели этого названия. Корпус образцов «напелу киевского» пополнился 26 стихирами- подобнами (РГБ. Ф. 178. 5407, 1-я треть XVIII в.), 4 стихирами на молебне иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость», песнопениями Литургии Преждеосвященных Даров (Там же. Ф. 304. 456, 908) и нек-рыми др. Та же тенденция отразилась в Ирмологионах, составленных на Левобережье Белоруссии и Украины, в которых влияние российской книжности сказалось в стремлении к детализации изложения и к точности в наименовании напевов. Показателен белорус. сборник 2-й четв. XVIII в. (Нац. б-ка Беларуси. 091126), где «киевский» репертуар представлен циклами седмичных причастных стихов, пасхальных стихир на хвалитех 5-го гласа «Пасха священная», стихир евангельских и др. Причинами наименования укр. песнопений «киевскими» могли послужить изменение их восприятия певцами в новом контексте бытования, необходимость отличить с помощью названия укр. песнопения от местных. Антифоны степенны 4-го гласа. Ирмологион 1-й пол. XIX в. из книжницы Свято-Георгиевского Козелецкого мон-ря. Дополнительная запись П. И. Друлова 1856 г. (НБУВИР. Ф. 1. 1662) Антифоны степенны 4-го гласа. Ирмологион 1-й пол. XIX в. из книжницы Свято-Георгиевского Козелецкого мон-ря. Дополнительная запись П. И. Друлова 1856 г. (НБУВИР. Ф. 1. 1662) В укр. Ирмологионах XVIII в. с Левобережья «киевскими» названы мелодии песнопений «Вечная память», «Да молчит всяка плоть» (оба киево-печерского напева ; см.: НБУВ ИР. Ф. 301. 35 п), «Свете тихий», «С нами Бог» (Там же. Ф. 1. 5386), светилен «Чертог Твой» (Там же. Ф. 30. 15, 1785 г.), степенны 4-го гласа «От юности моея» (Там же. Ф. 1. 1661) и нек-рые др. Причиной наименования этих традиц. образцов, и ранее включавшихся в Ирмологионы, но без названия, стало обогащение многораспевной традиции. На Левобережье Украины с кон. XVII в. и особенно в XVIII в. стали известны песнопения из России, что дало дополнительный повод атрибутировать укр. версии на те же тексты. Состав Ирмологионов разного происхождения свидетельствует о том, что киевские напевы в большинстве случаев сопровождались напевами-«спутниками» иного происхождения (однако последние могли и не фиксироваться, если передавались в устной традиции или помещались в др. певч. книгах); в то же время единичные «киевские» образцы имеют греко-балканский или неустановленный генезис. В любом случае присвоение традиц. напевам названия «киевское» отражало их древность и укорененность в укр. практике.

http://pravenc.ru/text/1684569.html

При совпадении праздника с воскресным днем величание обычно поется только один раз без стиха и заключительного славословия. Помимо Утрени величания могут исполняться на молебнах и крестных ходах. Степенны Кроме праздничных антифонов и припевов к ним в чине иноческой утрени есть еще так называемые степенны (αναβαθμο), составление которых приписывается преп. Феодору Студиту . Сей студийский настоятель считал, что для монахов вместо торжественного отправления Непорочных и праздничных антифонов более приличествуют песнопения покаянного характера и, исходя из этих соображений, составил антифоны известные под названием “Песни степеней” на основе псалмов 18-ой кафизмы. Откройте эту кафизму, и вы увидите, что она состоит из 15 коротких псалмов, называющихся «Песнями степеней» или «восхождений», которые, говорят, получили такое название от того, что каждый псалом этой кафизмы пелся на одной из 15 ступеней лестницы при восхождении во двор Иерусалимского храма. Для каждого гласа — 3 степенна, по 3 малых антифона (стиха) в каждом. Напев таких антифонов сложнее тропарного и седального. Каждый антифон поется дважды, по одному разу правым и левым хорами. В Студийском монастыре на праздничной утрене (не имевшей ни Непорочных, ни полиелея) — это была самая торжественная часть. Степенны содержат молитву об исправлении и очищении души, ну а так как оно достигается благодатью Духа Святого, то каждый 3-й стих (антифон) посвящен Его прославлению. Таким образом, они имеют общеназидательное (не специально воскресное), аскетическое содержание, которым очищают, «возвышают» душу и этим подготовляют молящихся к слушанию Евангелия, о котором мы поговорим в следующий раз. Так что, до следующего раза. Рекомендуемые видео Самое популярное Сейчас в разделе 113  чел. Всего просмотров 14 млн. Всего записей 1399 поделиться: ©2024 Православное видео к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек

http://azbyka.ru/video/103-utrennee-veli...

Слава, и ныне: Богородичен:  Препрославленна еси Богородице Дево, поем Тя:/Крестом бо Сына Твоего низложися ад /и смерть умертвися:/умерщвленнии востахом и живота сподобихомся,/рай восприяхом древнее наслаждение./Тем благодаряще славословим,/яко державнаго Христа Бога нашего,/и единаго Многомилостиваго. Слава, и ныне, Богородичен:  Препрославлена Ты, Богородица Дева, мы воспеваем Тебя;/ибо Крестом Сына Твоего низвержен ад и погибла смерть,/мы, умерщвленные, воскресли и жизни удостоились,/получили рай, вечное наслаждение./Потому благодарно славословим Христа, Бога нашего,/сильного и Единого Многомилостивого. И чтение во Евангелии толковом по чину своему. По Непорочнах тропари: Ангельский собор: Затем тропари «по Непорочных» и ектения малая. И абие ипакои. Глас 2: По страсти шедша во гроб жены,/во еже помазати тело Твое, Христе Боже,/видеша ангелы во гробе, и ужасошася:/глас бо слышаху от них, яко воскресе Господь,/даруя мipobu велию милость. Ипакои, глас 2 После страдания Твоего жены, придя ко гробу,/чтобы помазать миром тело Твоё, Христе Боже,/Ангелов увидели в гробнице и изумились,/ибо весть услышали от них, что воскрес Господь,/дарующий миру великую милость. И чтение. И абие степенны, глас 2, по дважды. Степенны второго гласа, повторяя дважды. Антифон 1: На небо очи пущаю моего сердца, к Тебе, Спасе,/спаси мя Твоим осиянием. Антифон 1 На небо устремляю очи сердца моего, –/к Тебе, Спаситель, –/спаси меня Твоим сиянием. Помилуй нас согрешающих Тебе много,/на всякий час, о Христе мой,/и даждь образ прежде конца покаятися Тебе. Помилуй нас, согрешающих пред Тобою во многом/всякий час, о, Христе мой,/и прежде кончины укажи пути/покаяния пред Тобою. Слава:  Святому Духу, Еже царствовати подобает,/освящати, подвизати тварь:/Бог бо есть, Единосущен Отцу и Слову. Слава:  Святому Духу подобает царствовать,/освящать, приводить в движение творение;/ибо Он – Бог, единосущный со Отцом и Словом. И ныне,  тойже. И ныне:  повторяем то же. Антифон 2: Аще не Господь бы был в нас,/кто доволен цел сохранен быти от врага,/купно и человекоубийцы?

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-3...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010