1-й. Служите Господу со страхом и радуйтесь перед Ним с трепетом. Аллилуиа (пс. II, 11). 2-й. Блаженны все уповающие на Него. Аллилуиа (пс. II, кон. 12-го стиха). 1-й. Востань, Господи! Спаси меня, Боже мой! Аллилуиа (пс. III, ст. 8). 2-й. И над народом Твоим благословение Твое. Аллилуиа (кон. 3-го стиха). Настолько сократился в пении первый антифон. Впрочем, есть места, где эти антифоны поются все, как, например, на Афоне. Антифоны на утрене. Они все составлены св. Иоанном Дамаскиным . Утренние воскресные антифоны, как и вся служба воскресная, разделяются на восемь гласов и вообще все называются степенными, потому что содержание их главным образом заимствовано из псалмов, надписанных: песни степеней, или песни степенные (Пс. CXIX–CXXXVIII). В них изображаются мысли и чувствования сынов израилевых, возвращавшихся из плена вавилонского в родную землю и основавшихся опять в Иерусалиме. В духовном смысле они выражают состояние души, жаждущей спасения, желающей освободиться от плена греховного, от рабства диаволу и возвратиться в первобытное состояние чистоты и невинности, вступить в селение Божие, в жилище райского блаженства, откуда она низринута врагом-человекоубийцей. Этот, последний смысл их явно раскрывается в антифонах. В них каждые первые два стиха составлены из главных мыслей псалмов; только третий стих всегда имеет особенное содержание, заключая в себе хвалу Пресвятому Духу, исповедание Его единосущия и равночестия вместе с Богом Отцем и Сыном или изображение Его животворящего действия на наши души. Во все праздники поется первый антифон четвертого гласа. «От юности моея мнози борют мя страсти» и пр. Считаю не бесполезным привести здесь несколько антифонов и передать их, по возможности, русской речью, начавши с этого, всем известного. Он заимствован из псалма CXXVIII. «Много страстей нападает на меня от юности моей; но, Спаситель мой, Сам заступи и спаси меня. «Ненавистники Сиона! вы посрамитесь от Господа: вы изсохнете, как трава от огня». «Святым Духом животворится всякая душа, возвышается чистотою, священнотаинственно просвещается троичным единством».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Поэтому, в то время как по уставу римско-католической церкви на утреннем и вечернем богослужении в течение недели исполняется вся псалтирь (с антифонами) 27 , у старокатоликов она не исполняется в целом виде даже в течение года, – а именно: на каждом утреннем и вечернем богослужении поётся 3 псалма (но не в целом виде) с антифонами, так что в течение года исполняется до 40 псалмов, причём некоторые из них повторяются, или же, начинаясь в одно время, продолжаются в другое; затем некоторые части многих псалмов входят в богослужение в виде «антифонов», «степенных», «хвалебных песней». Уже этого одного достаточно, чтобы судить о том, в какой мере у старокатоликов сокращено богослужение, имеющееся в римско-католической церкви. При этом достойно внимания то обстоятельство, что старокатолики, вводя свой сокращённый чин утреннего и вечернего богослужения, не положили в основу его ни одного из древних чинов западной церкви, а выработав свою собственную, или удержав римско-католическую схему, наполнили её содержанием, взятым из римско-католических богослужебных книг, стараясь избежать повторений и всего того, что может обременять или утомлять присутствующих при богослужении членов церкви. Правда, это намерение в литургическом молитвеннике нигде не обнаружено, но оно очень ясно и настойчиво заявляется представителями западных исповеданий, – в частности, и представителями старокатолицизма – при их суждении о богослужении церкви православной, особенно служении, совершаемом в великие праздники в соборных, монастырских храмах. Если, по отзывам очевидцев и самих римско-католиков, богослужение римско-католической церкви, даже самое продолжительное, составляет едва только четвёртую часть богослужения церкви православной, то о богослужении старокатоликов, судя по их литургическому молитвеннику, можно сказать, что оно составляет едва ли не 25-ю часть богослужения православной церкви. Что касается содержания, или внутренней стороны утреннего и вечернего богослужений, об этом необходимо сказать следующее.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

Гарднер для своих гармонизаций брал как мелодии, записанные крюками, так и расшифровки крюков, переложенные на пятилинейные строчки с квадратными нотами, которые начали публиковаться Синодальной типографией в монодийном варианте с 1772 года. В XVIII веке почти весь корпус знаменного распева был уже переведён с крюковой (невмированной) нотации на современную линейную. Cantus firmus в гармонизациях И. А. Гарднера Иван Гарднер часто в своих гармонизациях следовал примеру Александра Кастальского (1856—1926), который первый в полной мере начал использовать такой приём, как передачу основной фиксированной мелодии в течение одного произведения разным голосовым партиям. Таким образом, нередко у Гарднера мы можем встречать указания на использование cantus firmus (лат.: заданный, предустановленный, буквально «твёрдый напев»). Используя cantus firmus в разных голосах, он придавал особенную тембровую краску своим гармонизациям. О недопустимости переложения (аранжировки) некоторых своих гармонизаций со смешанного хора на однородный, из-за потери в связи с этим тембровой краски, он писал в комментарии к одной своей нотной публикации. Приведём текст полностью, так как в нём находятся важные замечания, касающиеся не только тембра, но и параллельных квинт, кварт, пустых квинт, «необычных удвоений», недопустимых в классической гармонии: «Мелодии, взятые из Октоиха нотнаго пения Синодального издания (Москва 1889 г.), оставлены в неприкосновенности, но не всегда остаются на протяжении всего песнопения у одной и той же голосовой партии. Партия, ведущая обиходную мелодию, отмечена в партитуре c.f. (cantus firmus). Все приведенныя здесь антифоны можно исполнять и как запричастное. Автор убедительно просит г.г. регентов не смущаться намеренно поставленными автором параллельными квинтами, квартами, пустыми квинтами, необычными удвоениями и т. д., также не сокращать выпуском удваивающих голосовых партий, т. к. это исказит и стиль, и мысль автора, и не петь однородным хором. Для пения однородным хором требуется иная обработка, т. к. в предложенной обработке автор имел в виду голосовые тембры» (Иван Гарднер. Антифоны степенны 8-ми гласов, знаменного распева. Партитура для смешанного хора. Jordanville, N. Y.: Типография преп. Иова Почаевского в Свято-Троицком монастыре, 1964).

http://bogoslov.ru/article/6173170

По окончании пения тропарей иерей перед царскими вратами произносит малую сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже…» (четыре прошения). Возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…». Хор: «Аминь». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит малый отпуст, после чего хор поет многолетны. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника, глас 8-й – 4 (каждая стихира – дважды), и стихиры святителя, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 8-й: «Премудрости рачитель быв…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Сходяй Спас…» . Вход с кадилом. Прокимен дня. Паримии Минеи – 3. Сугубая ектения . «Сподоби, Господи». Просительная ектения и молитва главопреклонения . На литии стихира храма и стихиры святителя, глас 3-й. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Излияся благодать…», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Сходяй Спас…». На стиховне стихиры святителя, глас 1-й и глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Благодать чудес…», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Не устыдеся Всеблагий Бог…» . По Трисвятом – тропарь святителя, глас 1-й (дважды), и тропарь праздника, глас тот же (единожды). Благословение хлебов, пшеницы, вина и елея . Окончание великой вечерни на бдении по обычаю . На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас тот же, «И ныне» – тропарь праздника, глас тот же. Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Минеи. Полиелей . По Типикону, величание только святителя: «Величаем тя, святителю отче Василие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего». Величание поется с избранными стихами из псалмов Давидовых, поют попеременно оба хора (эти псалмы помещены в Следованной Псалтири и в Ирмологии). Седален святителя по полиелее, глас 8-й: «Силою словес…». «Слава» – ин седален святителя по полиелее, глас тот же: «Благодать словес…», «И ныне» – седален праздника, глас тот же: «Всяческих Владыка…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум»; стих: «Услышите сия, вси языцы, внушите, вси, живущии по вселенней». Евангелие – Ин., зач. 36. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя Василия…». Стихира святителя, глас 6-й: «Излияся благодать…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Антифоны на вечерни. В прежние времена на воскресной вечерни пелась антифонным пением вся первая кафизма. Она разделялась на три антифона, за каждым из них следовала малая ектения. В праздничные вечерни пелся только один первый антифон (три первые псалма). Впоследствии начали петь и в воскресные, и праздничные вечерни, лишь некоторые стихи из этих псалмов, а все прочее читать. Так как эти стихи слышатся непрестанно, то считаю не бесполезным привести их здесь в русском переводе. Первый хор. Блажен муж (аллилуиа), который не ходит на совет нечестивых. Аллилуиа. ( Пс. 1 , начало первого стиха). Второй хор. А путь нечестивых погибнет. Аллилуиа. ( Пс. 1 , конец 6-го стиха). 1-й. Служите Господу со страхом и радуйтесь перед ним с трепетом. Аллилуиа. ( Пс. 2:11 ). 2-й. Блаженны все уповающие на Него. Аллилуиа. ( Пс. 2 , конец 12-го стиха). 1-й. Востань, Господи! Спаси меня, Боже мой. Аллилуиа. ( Пс. 3:8 ). 2-й. И над народом Твоим благословение Твое. Аллилуиа. (Конец 3-го стиха). Настолько сократился в пении первый антифон. Впрочем, есть места, где эти антифоны поются все, как например, на Афоне. А у нас, грешных, и читаются-то они Бог знает как. Антифоны на утрени. Они все составлены Иоанном Дамаскиным . Утренние воскресные антифоны, как и вся служба воскресная, разделяются на восемь гласов, и вообще все называются степенными, потому что содержание их главным образом заимствовано из псалмов, надписанных: песни степеней, или песни степенные. ( Пс. 119–138 ). В них изображаются мысли и чувствования сынов израилевых, возвращавшихся из плена вавилонского в родную землю и основавшихся опять в Иерусалиме. В духовном смысле они выражают состояние души, жаждущей спасения, желающей освободиться от плена греховного, от рабства диаволу и возвратиться в первобытное состояние чистоты и невинности, вступить в селение Божие, в жилище райского блаженства, откуда она низринута врагом человекоубийцей. Этот последний смысл их явно раскрывается в антифонах. В них каждые первые два стиха составлены из главных мыслей псалмов, только третий стих всегда имеет особенное содержание, заключая в себе хвалу пр. Духу, исповедание Его единосущия и равночестия вместе с Богом-Отцом и Сыном, или изображение Его животворящего действия на наши души.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В неделю ваий на малей вечерне, на Господи воззвах, стихиры праздника, на 4: Слава, и ныне, праздника. На стиховне стихиры праздника, великия вечерни: Слава, и ныне, праздника, тропарь праздника: ектения, и отпуст. На велицей вечерни, поем, Блажен муж, 1-й антифон. На Господи воззвах стихиры праздника на 6: и ваий на 4. Слава ваий, глас 6: Имеяй престол небо: И ныне, праздника, Послан бысть: Вход, прокимен дне: чтения праздника 3. На литии стихиры праздника. Слава, и ныне, праздника, Благовествует Гавриил: На стиховне стихиры дне, самогласны, с припевы их. Слава, ваий, От ветвей и ваий: И ныне, праздника. На благословении хлебов тропарь праздника трижды, и чтение праздника. На утрени, на Бог Господь, тропарь праздника трижды. По 1-й кафисме и по 2-й седальны дне: и чтение дне. По 3-й кафисме ектениа малая. седальны праздника оба, и чтение праздника: полиелей и седален, и чтение праздника. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, Благовестите день от дне: Всякое дыхание: Евангелие праздника. псалом 50. стихира праздника: [Зри] [ Евангелие же дне оставляется, аще случится Благовещение в кийлибо день сея седмицы.] Канон праздника, со ирмосом на 6, и трипеснца на 8. Катавасиа триоди: ирмос, оба лика вкупе. [Зри] А идеже несть трипеснца, поем канон праздника, со ирмосом на 14. Катавасиа праздника. По 3-й песни кондак и икос дне, и седален праздника, и чтение праздника. По 6-й песни кондак и икос праздника: пролог и синаксарий. На 9-й песни, Честнейшую не поем, но поем припев праздника: Благовествуй земле радость велию: таже ирмос праздника, Яко одушевленному: К тропарем же трипеснца, припев: Слава тебе Боже наш, слава тебе. Таже поем ирмос триоди, потом припев праздника, и ирмос: Яко одушевленному: Светилен праздника: Слава, дне: И ныне, праздника. На хвалитех стихиры праздника, на 4: Слава, праздника, Еже от века: И ныне, дне: Изсохшия смоковницы: таже предстоятель, или чтец глаголет: Слава тебе показавшему нам свет: потом ектениа, Исполним утреннюю: На стиховне стихиры самогласны дне, глас 1: Грядый Господь: Припев, Исполнихомся: Достигше вернии: Припев, Во вся дни наша возвеселихомся, за дни в няже смирил ны еси: Господи грядый к страданию: Припев, И призри на рабы твоя: Господи к таинству: Припев, И буди светлость: Господи совершеннейшая: Слава, глас 8: Вторую Еву: И ныне, праздника, Да веселятся небеса: Таже, Благо есть исповедатися: единожды.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В пяток вечера, на малей вечерни, стихиры праздника, на 4. Слава, и ныне, праздника. Прокимен, и паремия дне: и по ней прокимен: Да уповает Израиль на Господа: На стиховне триоди самогласен дне дважды: и мученичен. Слава, и ныне, праздника: Тропарь праздника, и отпуст. На велицей вечерни, поем Блажен муж, 1-й антифон. На Господи воззвах, поем стихиры на 10: праздника на 6: и отцев на 4. Слава, отцев: И ныне, праздника. Вход, прокимен дне, и чтение праздника. На литии стихиры, и Слава, и ныне, праздника. На стиховне стихиры праздника. Слава, отцев: И ныне, праздника. На благословении хлебов, тропарь праздника дважды, и отцев единожды: и чтение праздника. А идеже несть всенощнаго бдения: поем на велицей вечерни, все по предписанному. Прокимен, и чтение дне: и прокимен, Да уповает Израиль на Господа: таже, чтения праздника. На стиховне праздника: таже отцев припев: Честна пред Господем смерть преподобных его. и поем самогласен их: Монахов множества: Слава, самогласен триоди. И ныне, праздника. На утрени, на Бог Господь, тропарь праздника дважды. Слава, отцев: И ныне, праздника. По кафисмах седальны праздника, и чтение праздника. По полиелеи седальны праздника. Степенна 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праздника, и Всякое дыхание: Евангелие, и по 50-м псалме, стихира праздника. Канон праздника, со ирмосом на 8, и отцев на 6. Катавасиа праздника. По 3-й песни кондак и икос отцев: и седален отцев, дважды: Слава, и ныне, праздника. По 6-й песни кондак и икос праздника, и чтем синаксарий. На 9-й песни поем Честнейшую: Светилен праздника. Слава, отцев: И ныне, праздника. На хвалитех стихиры праздника 3: и отцев 3. Слава, отцев. И ныне, праздника. Славословие великое. Тропарь отцев. Слава, и ныне, праздника. Ектении, и отпуст. и обычное исхождение в притвор, и час 1. На часех, тропарь праздника. Слава, отцев. И ныне, Богородичен часов. По Отче наш, кондак праздника. На литургии, блаженна праздника, песнь 3-я на 4: и отцев 6-я, на 4. Входное праздника. Тропарь праздника, и отцев. Слава, кондак отцев. И ныне, праздника. Прокимен, апостол, Аллилуиа, Евангелие, и причастен, прежде праздника, и отцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И ныне, Преблагословенна еси: Славословие великое. По трисвятом тропарь воскресен, ектении, и оглашение, и отпуст, и обычное исхождение в притвор. Слава, и ныне, стихира евангельская, и час 1-й. На часех тропарь воскресен. Слава, святаго. И ныне, Богородичен часов. По Отче наш: кондаки, пременяюще, глаголем. На Литургии: Блаженны гласа на 4 и Триоди песнь 3-я на 4 и святаго песнь 6-я на 4. По входе тропарь воскресен и святаго. Слава, кондак святаго. И ныне, праздника. Прокимен, Апостол, аллилуия, и Евангелие, и причастен прежде дне, таже святаго. Аще случится святаго великомученика Георгия в среду Преполовения Пятьдесятницы: Во вторник вечера поем Блажен муж: первый антифон. На Господи, воззвах: стихиры праздника 3 и святаго 3. Слава, святаго. И ныне, праздника. Вход. Прокимен дне, и чтения праздника 3, и святаго 3. На стиховне стихиры праздника, с припевы их. Слава, святаго. И ныне, праздника. По трисвятом тропарь святаго. Слава, и ныне, праздника, и отпуст. На утрени на Бог Господь: тропарь праздника дважды. Слава, святаго. И ныне, праздника. По кафизмах седальны и чтение праздника. Полиелей и седальны вси святаго, и чтение. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен. Всякое дыхание: Евангелие святаго. Воскресение Христово: единожды. Псалом 50. Стихиры святаго. Канон праздника первый 4-го гласа со ирмосом на 6, и святаго на 4, и праздника другий канон, глас 8, на 4. Катавасия, ирмос последняго канона праздника оба лика вкупе. По 3-й песни кондак святаго, и икос, и седален его, дважды. Слава, и ныне, праздника. По 6-й песни кондак праздника и икос. На 9-й песни Честнейшую: не поем. Светилен праздника. Слава, святаго. И ныне, праздника. На хвалитех стихиры праздника 3 и святаго 3. Слава, святаго. И ныне, праздника. Славословие великое. По трисвятом тропарь святаго. Слава, и ныне, праздника, таже ектений, и отпуст, и час 1-й. На часех тропарь праздника. Слава, святаго. И ныне, Богородичен часов. По Отче наш, кондак праздника, и святаго, пременяюще, глаголем. На Литургии: Блаженны праздника, 4-го гласа, песнь 3-я на 4 и святаго песнь 6-я на 4. По входе тропарь праздника и святаго. Слава, кондак святаго. И ныне, праздника. Прокимен, Апостол, аллилуия, Евангелие и причастен прежде праздника и святаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010